Основная цель данного исследования - рассмотреть образ лошади в литературе на примере рассказа Данила Салихова «Сулюк».
Основная задача работы - исследовать, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы на примере рассказа Данила Салихова «Сулюк».
Вложение | Размер |
---|---|
isanov-doklad.docx | 42.21 КБ |
Исследовательская работа
на тему
«Лошадь среди людей»
по рассказу Данила Салихова «Сулюк»
В.В. Исанов, ученик 8 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Актанышская кадетская школа-интернат имени
Героя Советского Союза Хасана Заманова»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
2017 год
Содержание.
I Введение………………………………………………………………стр. 3-4
II Основная часть
Глава1Из истории……………………………………………………….стр.4
Глава 2. Лошадь и современность………………………….................стр.4-5
Глава 3.Анкетирование………………………………………………..стр.5-6
Глава 4.Подбор произведений о лошадях ,аннотация к ним………..стр.6-7
Глава 5.Проблемы, которые ставит Данил Салихов в рассказе
«Сулюк» ………………………………………………………………..стр.7-11
III Заключение…………………………………………………………стр.11
IV Используемые интернет ресурсы и литература………………….стр.11-12
I Введение.
Что сила лошадиная!
Порой твердят, что кони не для наших дней.
И я не против скорости сверх звука,
Но сверх того - за добрых лошадей!
Г. Рамазанов
Выбор темы моей исследовательской работы не случаен: в нашем селе есть конно-спортивный комплекс «Кара-Юрга», куда я хожу наблюдать за скачками, а иногда мне удается даже покататься верхом на коне. Меня всегда восхищала красота и грациозность этих прекрасных животных, поэтому я задумался над тем, какую роль играют лошади в художественных произведениях? Для чего в произведениях дан образ лошади? Как изображается лошадь? Каким изображается человек рядом с лошадью?
Основная цель данного исследования - рассмотреть образ лошади в литературе на примере рассказа Данила Салихова «Сулюк».
Основная задача работы - исследовать, как этот удивительный образ раскрывается на страницах художественной литературы на примере рассказа Данила Салихова «Сулюк».
Задачи исследования: исследовать, что значила лошадь для наших предков и что — для современного человека; выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади; проанализировать и выделить проблемы, поднятые Данилом Салиховым в рассказе «Сулюк»;определить нравственные уроки, которые дает автор читателям через образ лошади.
Методы исследования, использованные в работе: поисковый (работа в Интернет, в библиотеке);чтение произведений; анкетирование; диагностическая деятельность (обработка материалов);создание и защита презентации.
Гипотеза: через отношение человека к лошади автор показывает его нравственные качества.
II Основная часть.
Глава 1. Из истории
1.1.Как лошадь стала главным помощником человека.
Человек – маленькая песчинка в космосе бытия, волей судьбы попав в этот суровый мир, всегда стремился к каким – то достижениям. Он всегда хотел быть выше, быстрее и лучше всех других живых существ – бегать, прыгать, летать, завоевывать новые пространства. Встретив когда–то на древних равнинах дикую лошадь, он сначала познакомился с ней, затем приручил, потом робко взобрался на неё, а после уже плотно оседлал и с тех пор не расстаётся со своим верным другом и компаньоном.
1.2Применение лошади в различных сферах человеческой деятельности
Нельзя представить русскую армию и наших воинов – богатырей без коней. Лошади перевозили пушки, боеприпасы, продовольствие, раненых солдат …
Невозможно представить Россию без тройки лошадей. Мчащаяся по дороге тройка -точно такой же знаковый символ как русский самовар или гармонь.
Глава 2. Лошадь и современность.
2.1.Как изменилась роль лошади в современном мире
Свою главную роль в истории человеческого общества лошадь уже исполнила. Прошли те времена, когда она помогала людям осваивать дальние страны, решать исход войн на полях сражений. В селе работают сегодня современные тракторы, а на улицах городов лошадь сейчас - редкость. А вот конный спорт не утратил своего значения. Наоборот, он привлекает всё больше поклонников, число любителей конного спорта непрерывно растёт. Естественно, когда труд человека во всём заменяют машины, можно обойтись и без помощи лошадей, но невозможно представить себе наш мир без этих красивых , умных животных. Невозможно их заменить в лечении детей – инвалидов, в сельском хозяйстве, в цирковых трюках, в работе лесников, пограничников и ещё много и много областей деятельности человека. Австралийский писатель Алан Маршалл произнёс такую фразу: «Я думаю, что никакие супер автомобили не вытеснят лошадей, равно как никакая техника не заменит живую природу. Людям всегда нужна живая красота».
Глава 3. Анкетирование.
Я провел анкетирование среди учащихся 8 класса нашей школы, в котором приняли участие 49 человек. При ответе на вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас в связи со словами конь, лошадь?» большинство опрошенных (80%)вспомнили сабантуй, скачки, верховую езду, конный спорт, жокеев, всадников, скорость. У 60% опрошенных возникли ассоциации с природой : жеребёнок, деревня, луг, табун лошадей. А 30% упомянули такие слова, как седло, конюшня, телега, подкова, извозчик. 10% вспомнили о том, что лошадь – парнокопытное животное. С целью проверки эрудиции опрошенных , я задал такой вопрос: «Знаете ли вы произведения, в которых упоминается лошадь? » Большинство опрошенных (80%) вспомнили сказку П.П. Ершова «Конек-горбунок», 50% назвали рассказ Г.Ибрагимова «Алмачуар», 30% - произведение А.С.Пушкина «Песня о вещем Олеге», стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» В.В. Маяковского, «Зимнее утро» А.С. Пушкина, «Тройка» Н.А. Некрасова. Судя из этих данных, я сделал вывод о том, что уровень знаний опрошенных ограничен произведениями школьной программы.
Вследствие этого мне хочется рассказать более подробно об этих удивительных животных. Лошадь с незапамятных времен – неразрывный спутник русского человека. И поэтому совсем не случайно образ лошади так широко использовался в фольклоре и прочно вошел в мировую литературу.
Глава 4.Подбор произведений о лошадях, аннотация к ним
А. Чехов «Тоска»
В рассказе «Тоска» автор рассказывает об извозчике, у которого умер сын. Извозчик хочет поделиться с кем-нибудь своим горем, но никто из седоков не хочет его слушать. И товарищем по несчастью оказывается старая лошадь. Автор очень трогательно описывает, как лошадь его слушает и как будто сочувствует. Две одинокие души в большом мире. Люди отнеслись равнодушно, безучастно к чужому горю. Извозчик не находит понимания у людей - вот главная поэтическая мысль произведения. В лошади он видит родственную душу. Это единственное существо, которое не оттолкнуло его.
Л.Толстой «Холстомер»
В рассказе говорится о жеребенке, жившем на ферме. Он родился пестрой окраски, и все над ним смеялись. Потом его разлучили с матерью. Нелегкой была его жизнь. Он много трудился. А когда состарился, он стал никому не нужен. Толстой стремится создать образ живой, конкретный. Он искалечен побоями, страшно худ, у него опухлая и гноящаяся болячка и шерсть торчком. Драматическая история этой лошади» — апофеоз конягам, чьи «божьи жизни» были отданы труду, покорному служению людям.
Б. Васильев «Великолепная шестерка»
В рассказе Бориса Васильева описывается, как шестеро мальчишек украли из загона лошадей ,чтобы покататься. Накатавшись, привязали их к деревьям и забыли про них. Лошади оказались мудрее и милосерднее, чем разумный человек. Ребята были очень талантливые, но очень равнодушные к окружающим. Мне было трудно понять мальчишек. Мальчики были жестокими, самолюбивыми , способными погубить ни в чем не повинных лошадей. Им было все равно, что будет с лошадьми. Можно обладать хорошими способностями, как эти ребята, но быть при этом совсем равнодушными к окружающим.
Глава 5.Проблемы, которые ставит Данил Салихов в рассказе «Сулюк»
Это история скаковой лошади – Сулюка. Эту прекрасную кобылу конюх Исхак абзы привез из Казанского ипподрома. Вся ребятня, жители деревни восхищаются казанской красавицей. Директором же совхоза движет тщеславие. Он хочет на скачках « подарок урвать, да прославиться». Из-за его жестокости, алчности непобедимая Сулюк становится жалкой клячей, которую директор готов отправить на мясопереработку. Таким образом, корыстные побуждения Сагди погубили красавца-скакуна. Сюжет этого рассказа, я уверен, не оставит читателя равнодушным, ведь через отношение к животному мы узнаем черты характера героев рассказа, их взаимоотношения друг с другом и окружающими.
В рассказ включены: портретная характеристики; лирические интонации; пейзажные зарисовки; авторское отношение; хронологические заставки; внутренние переживания героев (диалектика души); художественное описание.
Обратимся к художественному описанию лошади в названном произведении. Автор с восторгом пишет о лошади: «Лошадь и вправду была очень красивая: высокая, стройная, длинноногая. Кроме белой звёздочки на лбу, ноги ниже коленей тоже были белоснежными, сама широкогрудая, рыжей масти. Живот плавной изящной линией поднимался к спине». Обращает на себя внимание точность и обстоятельность описаний, достигаемая высокой степенью детализации. Писатель сумел мастерски создать живой волнующий образ лошади.
Лошадь в рассказе не просто животные, а некое существо: она умеет чувствовать, думать, тосковать, предчувствовать. « И в самом деле, лошадь постоянно озиралась, время от времени била копытом землю возле ограды, громко фыркала, нервно прядала ушами, наверное, чувствовала себя на новом месте тоскливо и неуютно». «А постаревшая мать стоит в сторонке и смотрит на сына полными радостных и волнительных слёз глазами».
«…спешит она из последних сил, преодолевая нестерпимую боль, в родные края, чтобы в последний раз кинуть взгляд на своё дитя, попрощаться с ним навек. Торопится, подгоняемая считанными часами и минутами».
В рассказе звучит мотив человеческого участия, заботы о слабых и беззащитных. « Мы, мальчишки, поговорили между собой и решили помочь нашей бедняжке Сулюк. Стали воровать хорошее сено на совхозном сеновале и подкармливать её».
А вот как выражена боль утраты: «Тяжелее всего было наблюдать за тем, как лошадь грузили в машину. В горле у меня застрял комок, глаза набухли слезами».
Душевные муки героя выражены метафорами «черная рана» и «черный камень». «Но как бы то ни было, в душе с тех пор образовалась чёрная рана, какой-то чёрный камень лёг на сердце. И эта тяжесть остаётся во мне до сих пор. Как увижу лошадей, так с новой силой начинает внутри что-то ныть и болеть».
Настроение элегической грусти пронизывает произведение: « Как же хочется порой вернуться в босоногое детство да поваляться-покататься по лугам, на которых играли и пасли лошадей, полной грудью вдохнуть свежего воздуха родимой стороны. Как же хочется вернуть веселые мгновения детства, чтобы по-другому взглянуть на прожитые годы, чтобы не совершать ошибок в будущем».
Организация повествования от первого лица позволяет писателю прямо и непосредственно выразить свою любовь и бережное отношение к лошади: «Каждое утро мы выводим Сулюк на прогулку. То Исхак абзы, то Фазиль совершают верховые пробежки. Изредка и мне удаётся проехать верхом от загона до ворот. Оттираем с крупа грязь скребком, моем водой, расчёсываем гребешком гриву у нашей красавицы. Приносим вёдрами яйца с птицефабрики».
Да, сначала в рассказе мы видим бережное, трепетное, заботливое, ласковое, любовное, ревнивое, искреннее, хозяйское отношение к лошади. Вроде бы судьба Сулюк счастливая. Она жила в прекрасных условиях у добрых людей, участвовала в скачках, ее не утруждали тяжелой работой, берегли и холили. Но так продолжалось недолго: на одной из скачек лошадь падает и травмирует ногу. Тщеславный директор совхоза заставил Исхак абзы участвовать на скачках верхом на Сулюке, у которого ёще не зажила нога. «И с этого дня Сулюк больше не смогла вставать на больную ногу. И лечить чемпионку было уже поздно. А к зиме про неё вообще стали забывать. Непобедимая во всей округе Сулюк стояла в загоне по колено в грязи, вся покрытая клочками невылинявшей шерсти и жевала трёхлетней давности солому с крыши. А её тёплое стойло занял директорский жеребец».
Всех героев этого рассказа можно разделить на 2 группы. Первая группа -алькеевский мужик, директор совхоза, совхозные специалисты. Они грубы, неискренни, напористы, отказываются даже от очевидных фактов. Для них главное-материальные блага, жажда славы. Вторая группа -Исхак абзы, Фазиль, автор. Они ничего не требуют, их по-настоящему заботит судьба лошади, ими движут искренние чувства: любовь, сострадание, сопереживание. Таким образом, человек в рассказе раскрывается через отношение к животному.
Проблемы, которые ставят автор в произведении.
В своем произведении автор ставит проблемы: несправедливого отношения человека к лошади; тщеславия и жажды наживы посредством эксплуатации животного; нравственных ценностей в жизни; зависти, враждебного отношения. Как же эти проблемы прослеживаются в произведении?
Люди: тщеславные, алчные. «День ото дня ей становилось всё хуже и хуже, она похудела и ослабла. Но, несмотря на такое плачевное состояние лошади, тщеславный директор совхоза хотел, чтобы Сулюк непременно участвовала в бегах».
Лошадь: скромная, великодушная. «Она, хоть и прихрамывает, но скачет впереди. И вдруг на полном скаку останавливается и переминается на одном месте. Оказывается, она поджидает, пока стригунок не вырвется вперёд. Когда он её обойдёт, она снова рвётся лидировать, и опять пропускает сыночка, и опять обгоняет его. Словно своему единственному сыну передает победную эстафету».
Люди : безответственные, равнодушные, жестокие. «Непобедимая во всей округе Сулюк стояла в загоне по колено в грязи, вся покрытая клочками невылинявшей шерсти и жевала трёхлетней давности солому с крыши»
Лошадь: отзывчивая, любящая. «…спешит она из последних сил, преодолевая нестерпимую боль, в родные края, чтобы в последний раз кинуть взгляд на своё дитя, попрощаться с ним навек. Торопится, подгоняемая считанными часами и минутами».
Люди: завистливые, враждебные. «... по лицам многих соседей заметно, что это только внешне они радуются нашей победительнице, а внутри у них горит огонь чёрной зависти». «Народ вокруг начинает завистливо роптать. Да где это видано, чтобы татарстанский скакун обыгрывал башкирских?! »
Таким образом , лошадь -добрая, доверчивая, беспомощная, беззащитная, великодушная… Лошади – это сильные, выносливые, грациозные животные. Они, как и человек, могут радоваться, страдать, переживать, и это показывает писатель в своем произведении. А именно через отношение к этому животному раскрываются люди, проявляются их нравственные качества в рассказе Данила Салихова. Человек- жестокий, бесчувственный, равнодушный, бессердечный, завистливый...
В ходе работы, я подтвердил свою гипотезу, что образ лошади раскрывает нравственное и духовное состояние человека, который находится рядом с ней: злой он или добрый, равнодушный или отзывчивый, жестокий или милосердный. Образ лошади рисуется автором чище, благороднее.
Через образ лошади писатель дает читателям важные нравственные уроки:
III. Заключение.
Итак, на материале из жизни татарского села Данил Салихов стремится отразить то, что влияет на становление характера, привносит в него истинные качества, формирует у детей доброту, великодушие, любовь, сопереживание. Именно к нему можно отнести слова великого английского писателя Джона Голсуорси: «Писать имеет право только тот, кого волнуют большие общечеловеческие и социальные проблемы». Данил Салихов-писатель, которого интересует человек и то, что с ним происходит, что его окружает, что его волнует. Своими произведениями он пытается изменить окружающий мир, обратить наше внимание на вещи, которые мы часто не замечаем. Да, к сожалению, человек ценит то, что ему выгодно, что дорого стоит, что престижно. Во всей круговерти жизни, мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни. Из всего вышесказанного сделаем вывод:
- человек и животное - это часть природы, они равноправны,
- лошадь всегда была и будет полезна человеку, несмотря на развитие научно-технического прогресса,
- отношение человека к лошади показывает нравственные качества человека: злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или бездушный, корыстный или милосердный,
-человек несет ответственность за братьев наших меньших.
IV Используемые ресурсы и литература:
Можно от Солнца уйти...
Швейня
Весенняя гроза
У меня в портфеле
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен