Новизна работы в том, что удалось собрать, обобщить, систематизировать все материалы и данные по истории Тувы, которые касаются Донгак Дондай. Также удалось впервые осветить данный вопрос на русском языке.
IV республиканская научно-практическая конференция
« Бичелдеевские чтения »
Секция: Жизнь и деятельность выдающихся людей их малых сел.
Тема работы: Донгак Дондай камбы лама из Чааты.
Выполнил: ученик 10 «А» класса
МБОУ СОШ № 1 г. Шагонар
Донгак Батыр Эртинеевич.
Руководитель: учитель истории
Онан Чодураа Григорьевна
г. Шагонар-2018г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………….15
Приложение……………………………………………………………..16
Введение
Не зная прошлого,
невозможно понять
подлинный смысл
настоящего и цели будущего.
(М.Горький)
История – это дорога человеческих радостей и бедствий. И наш бурный век красноречиво подтверждает эту формулу. История и современность тесно взаимосвязаны. Знание исторического прошлого дает возможность лучше понять настоящее и предвидеть перспективы будущего. Каждый человек должен дорожить историческим прошлым своей страны, родного края, своей семьи и знать их историю.
Актуальность темы определяется ее не разработанностью. Деятельность тувинских дипломатов в СССР и в МНР не освещаются и не упоминается в солидных изданиях по истории дипломатии, мировой и советской внешней политики.[2, 23] Их имена появились недавно, в трудах тувинских историков.[5, 43] Среди них можно назвать Донгак Дондай камбы лама из Чааты.
Цель работы – на основе исследованных материалов изучить и рассмотреть роль Донгак Дондай в развитии ламаизма в Туве.
С учетом этого, поставлены следующие задачи:
- установить исторический портрет Донгак Дондайа;
- изучить его роль в развитии ламаизма;
- рассмотреть современное поколение Донгак Дондай.
Объектом исследования выступают процессы, происходящие в тувинской республике в период деятельности Донгак Дондай.
Предметом исследования является личность одного из деятелей Тувы в первой четверти XX века. Донгак Дондай.
Хронологические рамки работы - охватывают период начала XX века.
Методы исследования - в данной работе применен историко-хронологический метод. Анализ накопленных материалов, знаний и данных о деятельности Донгак Дондай в тувинской республике.
Новизна работы в том, что удалось собрать, обобщить, систематизировать все материалы и данные по истории Тувы, которые касаются Донгак Дондай. Также удалось впервые осветить данный вопрос на русском языке.
Степень изученности - история вхождения Тувы в состав России посвящены многие труды тувинских историков, статьи журналистов, в которых исследованы многие участники этой делегации.
Донгак Дондай камбы лама упоминается как участник этой делегации, однако требуется более детального изучения его личности
Исторической базой - послужили материалы, полученные от моей дедушки Вячеслава Донгака и также написанная им книга «Чаатынын Дондай Камбызы».
Практическая значимость работы в том, что можно данные материалы использовать на классных часах, на уроках истории Тувы, внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию. Также я лично для себя узнал о своем прадедушке, каким он был хорошим человеком, что он внес свой вклад в развитие ламаизма в Туве и в присоединении Тувы к России.
21 января в 1970 году в семье аратов родился Донгак Дондай, в сумоне Чааты, в то время Даа хожууна. Этот сумон еще называли сумоном Донгаков, так как это малая родина родовых групп живших в Туве Донгаков. Он был старшим сыном в семье, у него была младшая сестра Бадмаа.
Дондай до шестнадцати лет помогал родителям по хозяйству: пас овец, сеял пшеницу и многое другое. Когда ему исполнилось шестнадцать, родители его отправили в Монголию в хурээ Кандан, где он получил образование в 1886 году. Там обучались в основном мальчики из Бурятии и Монголии, но был всего один мальчик тувинской национальности из Хендерге, его звали Лопсан и они подружились.
Дондайа определили в факультет медицины, где он получил образование ламы-врачевателя через восемь лет обучения. Затем его отправили в Тибет в монастырь Лхаса для дальнейшей учебы. Этот монастырь был очень большой и красивый, когда они зашли туда им показалось, что они попали в рай – слышался звон кенгирге и колокольчиков, молитвенные тарины лам. После служения их встретил старший лама и проводил к старейшине хурээ. Их поселили в домике сделанного из красной глины, им этот домик казался целым замком, ведь они жили раньше в юрте. Вот так в начале осени и началась учеба в Тибете [1, 32].
Дондайа учили самые главные ламы лекари, по сравнению с монгольскими ламами они были очень требовательны и строги. Целый день он не выходил из монастыря, проводя время за обучением. Дондай очень хорошо знал монгольский язык, начал изучать также тибетский язык, который ему поддавался очень трудно.
Через целых десять лет Дондай стал образованным ламой, получил степень соржу кечил ламы-врачевателя Тибета. Он с другом Лопсаном решили вернуться домой и помогать своему народу. Через Алтай и Монголию они поехали домой, когда увидели родные просторы степи Тувы, из глаз потекли слезы, они сели на колени и стали молиться, что пройдя такой долгий путь вернулись домой живыми. Но, все же у них впереди был еще долгий путь, им надо было добраться до своего сумона, а по дороге они лечили больных и читали молитвы [1, 56].
И вот в конце лета Дондай дошел до своего сумона, это было 1904 год. Хорошая весть о том, что чын старика Дамбыя Дондай приехал и он теперь образованный лама-целитель обошел все близ лежащие сумоны. Все жители приводили своих больных родственников, родителей, детей, некоторые просто приходили послушать молитвенную тарину и мантру. Его стали приглашать на праздники, крестины детей (дой), свадьбы и похороны.
Однажды в сумон Чааты приехал один человек и дал Дондайу письмо, в котором говорилось, что он должен прибыть в главный храм Тувы в городе Чадане.
Дондай с утра собрался в дорогу, ехал он долго и когда приехал к монастырю его встретил лама Чамзы. Пригласив его в монастырь, он сказал: «Сегодня отдохни, а завтра у нас будет собрание (хурал-чыыш)». На собрании ему предложили пост камбы ламы Чааты и Овюра, и он согласился. Ему дали одежду камбы ламы мантию и письмо рекомендательное. Его родные и земляки очень радовались тому, что его назначили камбы ламой и эта новость разлетелась быстро.
Когда Дондай ехал в Чадан он встретил прекрасную девушку Сурунмаа, он никак не мог забыть о ней. А через год он посватался к брату девушки и они поженились, стали жить вместе. Донгак Дондай помогал своему отцу по хозяйству, выдал замуж свою сестру за своего лучшего друга Лопсан ламу, с которым учился, число скота начало расти и построили еще одну юрту для молодых, жили они дружно и счастливо [1,92].
И так в данном вопросе я попытался раскрыть исторический портрет и формирование личности Донгак Дондайа. Благодаря воспитанию отца, полученному образованию и гибкости ума он сумел подняться по служебной лестнице. Он прославился в то время в Урянхае как один из лучших ламой в Туве.
У тувинского народа в те времена не было государства и до образования Тувинской народной республики в 1913 году делегация из Урянхайского края решили поехать в Российскую империю к царю по решению вопроса о дальнейшей судьбе Урянхая. В то время в народе тогда были разногласия, входить ли в состав Монголии или Китая.
Большинство народа негативно относились к эксплуатации их давних времен со стороны Монголии и Китая.
И на совещании во главе хун нояна Буян-Бадыргы Даа кожууна было решено отправиться в Россию к царскому правительству с просьбой принять Туву под протекторат Российской империи. В делегацию входили ноян Буян-Бадыргы, Ажыкай мээрен, две камбы ламы Чамзы и Дондай, переводчик Салчак, всего около двадцати человек осенью отправились в Минусинск Енисейскую губернию Российской империи. Добирались они восемь дней, приехав, переоделись в национальную одежду и встретились с представителем Сибирского Великого хурала Петр Ивановичем, патриархом Сибирьского округа, губернатором Усинска. Переводчик представил делегацию из Урянхайского края нояна Буян-Бадыргы Бээ кожууна, Ажыкай мээрен из народа Оюннар, Камбы ламу Чамзы из Устуу-хурээ, Дандай камбы из земли Донгактаров. Все вместе они приехали в город Минусинск, там их встречали русские девушки с хлеб и солью. Делегацию из Урянхайского края встретили почетно, за столом поговорили и решили, что принимают письмо и отметили дружеские отношения между тувинским и русским народами. Буян-Бадыргы в знак дружбы русским подарил белый кадак и золото размера большого кулака и шкуру лисы, а Дондай камбы патриарху подарил маленькую статуэтку бога Богда, патриарх сказав «В честь дружбы» подарил Дондайу золотой христианский крест. [1,60]Главная задача была выполнена и через три дня тувинцы все отправились обратно домой. Они были поражены красотой и огромностью города, интересовались храмом, людьми, их едой и многим другим. Вернувшись на родину, они еще долго говорили и вспоминали об этой поездке в Российскую империю. Ведь надежды тувинского народа были оправданы, когда 1914 году 18 апреля был официально объявлен протекторат России над Тувой, которая под наименованием Урянхайского края была административно подчинена управлению енисейского губернатора. Так завершилось присоединение Тувы к России, которое играло положительную роль в социально-экономическом развитии.
Семья Донгак Дондайа, когда начались репрессии, очень долгое время прятали от власти и от других людей этот золотой крест и другие принадлежности ламы. Прятали в навозе и никому об этом не говорили и лишь недавно, мой дедушка собрав материалы о моем прадедушке выпустил книгу о нем на тувинском языке.
Таким образом, Донгак Дондай был человеком с большим умом, его не зря вызывали на собрания и поездки, он был не только камбы ламой и целителем, он знал философию Востока и хорошо разбирался в политических вопросах.
Донгак Дондай был одним из активных духовных деятелей Урянхайского края и был одним из видных камбы ламой тех лет. Его заслуга как духовного деятеля начинается с того, что он становится ламой целителем в родной Чааты.
Благодаря ему и с помощью народа в Чааты был возведен небольшой монастырь, где он начал принимать народ. Он теперь устраивал служение, праздники, дои в новом построенном монастыре. Почти каждую ночь в монастыре читались молитвы на очищение. Желающих на прием к ламе становилось все больше и больше. Приезжали люди из далеких сумонов и даже стали его самого приглашать в другие сумоны для чтения молитв.
С помощью жителей близ лежащих сумонов он построил еще два маленьких монастыря в Овюре и в Кок-Чыраа [1, 103]
Долго он был камбы ламой, к нему приезжали лечиться со всех уголков Тувы.
Однажды на собрании колхоза работники НКВД и председателя села приняли решение о изъятии скота у феодалов, аратов и их ссылке, а лам и шаманов надо уничтожать. И наступили те самые страшные времена, когда ни за что убивали многих невинных людей.
В 1947 году прибыли двое сотрудников НКВД, забрали Донгак Дондайа и ночью увезли в неизвестн6ом направлении. Увезли также ламу Лопсан, зятя Дондайа и Чамзы камбы ламу из Чадана, их обвинили в том, что они занимались ламаизмом против правительства.
Когда допрашивали Донгак Дондайа он не отрицал, что помогал людям, лечил их, ведь это была его обязанность, для этого он учился. И он не понимал за что он стал врагом? Его признали виновным и ночью увезли, с тех пор его никто не видел [7, устные рассказы со слов Вячеслава Донгаковича].
Таким образом, рассмотрев духовную деятельность Донгак Дондайа, мы видим, что он внес свой немалый вклад в укрепление и развитие ламаизма в Туве. И мне больно и жаль, что это так случилось, что Донгак Дондай камбы, мой прадедушка, который дарил больным людям новую жизнь, читал всем целительные мантры и тарину и просто хороший человек попал в этот черный список репрессированных. И все же я горжусь, что жил такой человек, что был такой человек и это мой предок… Это моя история и история моей семьи.
О родственниках Дондайа и близких ему людей.
Родители Донгак Дондайа были простыми аратами. У них было двое детей: сын Дондай и дочь Бадымаа. Мать Дунзен умерла от тяжелой болезни, когда Дондай учился в Тибете. В те времена, очень много людей погибли от страшных неизвестных болезней, которые охватили Урянхай. Такие болезни как гепатит и оспа, в то время люди не знали как лечится [7, со слов Кунзенмаа Донгаковны]
Отец Дамбый был простым, трудолюбивым и умным человеком, он один помогал своим детям, выдал замуж дочь и сына, увидел своих внуков. Младшая сестра Бадмаа вышла замуж за друга своего брата ламу Лопсан и уних родились дочь Долзан и сын Сержин. Лама Лопсан был арестован, когда начались репресии, затем он тяжело заболел, ноги совсем не стали ходить. Пришли сотрудники НКВД и увели его на допрос. По слухам говорят, что он сообщил жене, что его отправилли на ссылку и через два дня он умер. Его похоронили на кладбище в Могайе.
Сын Дондай женился на девушке из Чадана Сурунмаа, сестре Чамзы камбы ламы из Устуу-Хурээ. У них родились две девочки Кокпакмаа, Эник-оол и сын Хыртынмай. Старшая дочь Кокпакмаа вышла замуж за парня из Чааты Донгака, уних родились дети – это мой дедушка Донгак Вячеслав и сетры Дунзенмаа и Кунзенмаа. У Хыртынмайа родился сын Вадим, он живет в г.Кызыле в МЧС, у него есть сын Байыр и дочь Долаана. У средней дочери Эник-оол родились два мальчика Онер-оол и Артыш. В настоящее время они живут в Чадане.
У моего дедушки Вячеслава Донгака родились две дочери- это моя мама Шончалай и тетя Уянмаа. Моя мама работает в детском саду «Сказка» в Шагонаре воспитателем. У мамы меня есть я и моя сестра Алимаа.
До сих пор у нас, современное поколение Донгак Дондай камбы ламы хорошие родственные отношения. Все родственники с гордостью вспоминают о своем отце, дедушке, прадедушке – Донгак Дондайе камбы ламы из Чааты [7, со слов родственников Долааны Хыртынмайевны, Вячеслава Донгаковича.]
Заключение
Уходят века, года, поколения сменяются поколениями, но история остается с нами. И мы подрастающее поколение не должны забывать нашу историю, наши корни. История и современность взаимосвязаны. В наши дни повышается интерес молодежи к прошлому своей родины, своих предков.
Ведь именно знание исторического прошлого дает возможность лучше понять настоящее и предвидеть перспективы будущего. Изучив и проанализировав все факты и поставленные задачи в данной работе, изучив материал нельзя не сказать, что Дондай камбы лама сыграл в целом положительную рол в исторической жизни страны.
Дондай камбы лама внес свой маленький вклад в развитие ламаизма в Туве и как участника делегации из Тувы …
Кто знает, если бы он не был репрессирован, возможно, Тува имела бы в своей истории еще одного видного, яркого и простого хорошего человека.
Таким образом, изучение личности Дондайа камбы ламы и его вклад в развитие ламаизма в Туве следует рассматривать глубже и шире, она гораздо ярче и многогранна.
Список литературы:
Приложение 1.
Донгак Дондай камбы лама из Чааты
Сказка "Морозко"
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Весёлые польки для детей
Зимняя сказка
Марши для детей в классической музыке