В 2012 г исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка, гениального ученого, незаслуженно – забытого изобретателя Кошкина Льва Николаевича. Наше знакомство с ученым состоялось на классном часу, который прошел осенью этого учебного года. К классному часу мы подготовили сообщение о Льве Николаевиче, сделали презентацию. В ходе этой работы нас заинтересовали исследования ученого, его вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне. Сходили в библиотеку, посмотрели в интернете ролики, в которых сам Лев Николаевич рассказывает о себе, своей работе, о своих изобретениях. Возникла идея создания исследовательского проекта, так как у нас накопилось достаточно материала и захотелось представить его в виде законченного исследования, по возможности иллюстрируя роликами, созданными с использованием технологий Adobe Photoshop и компьютерной презентацией Microsoft Power Point.
Исследовательский проект по содержанию и по стилю исполнения является межпредметным (краеведение, история России, математика, информатика).
Основными этапами исследования были:
Вложение | Размер |
---|---|
koshkin_l.n.docx | 126.38 КБ |
Районная научно – практическая конференция
обучающихся «Школа – наука – вуз»
Наш великий,
незаслуженно-забытый земляк
Кошкин Лев Николаевич
Авторы: ученики 7А класса
Старосельский Владимир,
Бойцов Максим
Руководитель
Мосенкова Любовь Анатольевна
учитель высшей категории МБОУ сош №2
Вязьма
2013
Кошкин
Лев Николаевич
(12 октября 1912 - 8 апреля 1992)
советский учёный в области автоматизации, специалист в области механизации сельского хозяйства, изобретатель, Герой социалистического труда.
Содержание
Введение
Основная часть
1.Биография Кошкина Льва Николаевича
2. Размышления о загадочной русской душе
3.Линии академика Кошкина
4. Награды и премии
Заключение
Приложения
1.Телеграмма Л. Н. Кошкина И. В. Сталину
2. Знакомство с трудами академика.
3.Постановление правления Союза научных и инженерных обществ СССР о присуждении Кошкину Л.Н. Золотой медали №1 им. Щухова В.Г.
4.Решение Вяземского совета народных депутатов об увековечении памяти Героя Социалистического труда Льва Николаевича Кошкина.
5. Материалы из Википедии.
6. Ксерокопия газеты «Вяземский вестник» от 19 апреля 1997 г.
ст. И. Босалыго.
7. Ксерокопия газеты «Вяземский вестник» от 23 сентября 2003 г.
Ст. Алексея Пугачева «Ученый, изобретатель, наставник».
8. Ксерокопия из Всемирного биографического энциклопедического словаря (мегапроект «Пушкинская библиотека»).
9. Ксерокопия газеты «Ленинский путь» от 21 ноября 1987 г. (интервью с Кошкиным Л.Н.).
10. История школы (с сайта МБОУ сош №2 г.Вязьмы).
11. Газета «Большая перемена» (периодическое издание МБОУ сош №2 г.Вязьмы).
12. Диск DVD – R с фильмом о Кошкине Л.Н., монологами Кошкина Л.Н.« О сущности машин» (в 2-х частях), папка с фотографиями, газета «Заводская правда» г.Ульяновск.
Список используемой литературы
Список используемых источников информации
Тезисы
Рецензия на работу
Введение
В 2012 г исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка, гениального ученого, незаслуженно – забытого изобретателя Кошкина Льва Николаевича. Наше знакомство с ученым состоялось на классном часу, который прошел осенью этого учебного года. К классному часу мы подготовили сообщение о Льве Николаевиче, сделали презентацию. В ходе этой работы нас заинтересовали исследования ученого, его вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне. Сходили в библиотеку, посмотрели в интернете ролики, в которых сам Лев Николаевич рассказывает о себе, своей работе, о своих изобретениях. Возникла идея создания исследовательского проекта, так как у нас накопилось достаточно материала и захотелось представить его в виде законченного исследования, по возможности иллюстрируя роликами, созданными с использованием технологий Adobe Photoshop и компьютерной презентацией Microsoft Power Point.
Исследовательский проект по содержанию и по стилю исполнения является межпредметным (краеведение, история России, математика, информатика).
Основными этапами исследования были:
Тема исследовательской работы: « Наш великий, незаслуженно-забытый земляк Кошкин Лев Николаевич».
- Познакомиться с биографией Л.Н.Кошкина.
- Выяснить, почему на здании нашей школы весит мемориальная доска, посвященная Л.Н.Кошкину.
- Выпустить школьную стенгазету к дню памяти ученого (8 апреля).
- Написать статью ко дню памяти ученого (8 апреля) в местной газете.
- Провести классные часы в начальной школе о Кошкине Л.Н.
- Предложить в школьный музей собранный материал, для открытия экспозиции.
- Выполнить материалы для музея в Macromedia Flash, Adobe Photoshop.
- Сделать презентацию в Microsoft Power Point.
Биография
Лев Николаевич Кошкин родился 29 сентября (12 октября) 1912 года в городе Вязьме Смоленской области в семье коренного вязьмича, землемера. Учился в восьмилетней школе (ул. Смоленская, дом10, дом купца Цветкова). Семья переехала в город Орел, где в 1929 году окончил среднюю школу. Начал трудовую деятельность разнорабочим, затем каменщиком, мастером. По окончании МВТУ имени Н. Э. Баумана в 1937 году направлен на Ульяновский машиностроительный завод. С 1937 года инженер-конструктор, начальник КБ, с 1940 года (в 28 лет!) - главный конструктор завода. Проведённые Л. Н. Кошкиным работы послужили основанием для создания в 1944 году ЦКБ-3 (позднее ОАО «КБАЛ» имени Л. Н. Кошкина) — главной конструкторско-технологической организации-разработчика отечественного роторного оборудования для производства патронов стрелкового оружия и назначения его начальником и главным конструктором ЦКБ.
В 1954 году защищает кандидатскую, в 1963 году — докторскую диссертацию. С 1964 года — профессор, с 1977 года — академик ВАСХНИЛ, с 1984 года — академик АН СССР, затем РАН.
С 1986 года Л. Н. Кошкин назначен на должность генерального директора МНТК «Ротор», сохраняя должность начальника предприятия и главного конструктора КБАЛ. С 1989 года Л. Н. Кошкин Почётный Генеральный директор КБАЛ.
Лев Николаевич автор свыше 300 научных трудов по теории автоматических поточных линий роторного и роторно-конвейерного типа, а также изобретений и патентов.
Л. Н. Кошкин ушёл из жизни 8 апреля 1992 года.
Размышления о загадочной русской душе
(из статьи Андрея Емельянова – Хальгена)[1]
Какой народ выдумал колесо? Ясно, что писаная история не смогла донести до нас его имя, ибо случилось это гораздо раньше, чем авторы взяли привычку оставлять имена под своими творениями. Не только авторы – личности, но и авторы-народы. Но сейчас нам необходимо все-таки узнать народ, сотворивший это чудо. Ведь оно дало основу всему, что сотворено человеческими руками, потому и народ-автор, несомненно – основа всей человеческой цивилизации, ее хребет.
Я не сомневаюсь, что КОЛЕСО сотворили РУССКИЕ. Просто потому, что само слово «КОЛЕСО» - русское, и происходит оно от более древнего слова «КОЛО», которое означало у наших предков – Солнце.
Тележные колеса застревали в грязи осенних дорог, чавкали по топям, буксовали в песках, и все-таки выбирались на земную твердь, принося людям хлеб и сено, молоко и рыбу.
Нашлась для колес и другая работа – перетирать хлебные зерна в муку, питающую людей. Ветряные и водяные мельницы сделались первыми машинами, появившимися на Земле Русские, как известно, никогда не жалели плодов своего ума и сердца для других народов. Пожалуйста, берите, нам не жалко, ведь все даровано нам Небесами, а дары Неба – они для всех. Лев Николаевич Кошкин был человеком поколения начала 20 века. Это означает, что в детстве он навидался настоящих крестьянских телег, пронесших свой облик сквозь много тысячелетий без малейших изменений. Усевшись на край крестьянской повозки, маленький Лева от всей души хохотал. «Быстрее, быстрее!» - кричал он, упиваясь ее скоростью. «Какой русский не любит быстрой езды?!» Когда он вырастет, то узнает и много большие скорости, рожденные стальными мускулами автомобилей и паровозов, а позднее – и самолетов. Но той ребячьей радости в нем никогда больше не будет. Ведь скорость детства была живой, рожденной крепко пахнущими лошадиными ногами, пропитанными трудовым потом.
Случалось ему бывать и на водяной мельнице, долго глядеть в темный омут, глубины которого наполнены чертями. В городе Лева увидел машины, сердцем которых были те же колеса, памятные ему с детства. Пусть даже их форма и была хитроумной, рассчитанной с помощью математической премудрости, а оболочка машин держала на себе написанные не по-русски слова.
Лева Кошкин изучал технику. Он дивился обилию научных мыслей, окруживших такую простую вещь, как колесо. Формулы и вычисления разбегались от него, как лучи от солнца, а само колесо все одно оставалось таким же, как и прежде.
На заводе колеса слаженно трудились, спевая свою звонкую песню. Вроде, работа механизмов пропитана однообразием, и следующий ее миг ничем не отличим от предыдущего. Но все равно наблюдение за ней – очень интересно, смотреть на трудящиеся механизмы можно целыми часами, и сердце начинает биться в такт их работе.
Но Лев смотрел не только на машины, но и на людей, втиснутых между ними. Их движения подчинены ходу колес, а, значит, и все мысли привязаны к нему же. Мясные детали, от разума и души которых требуется лишь отключаться, чтобы своими неловкими движениями не мешать рабочим органам.
Кошкин был среди всеобщей подготовки к войне, которой жили все люди 30-х годов. И трудился он на заводе, выпускавшем патроны. Лев Николаевич хотел изобрести думающую машину, которая бы заменила людей.
На бумажном клочке Лев Николаевич набрасывал сплетение колес. К одним колесам он пририсовывал разнообразные станки из тех, что входили в цепочку, на выходе которой получались блестящие патроны. Другим же колесам он дал захваты для взятия заготовок и передачи их рабочим колесам. Потом он стер лишние части станков, оставив лишь их рабочие инструменты и разместив их на колесах так, чтобы заготовки удачно соприкасались с ними. Дни он проводил за чертежами, ночью мельница являлась ему во сне – блестевшая своими трудолюбивыми колесиками, старательная и неутомимая. Бывало, что чертил он и ночью, а спал – днем, и все повторялось точно так же.
Была в работе одна сложность. Ведь на обработку каждой детали требовалось разное время, а мельница должна была работать с постоянной скоростью своих колесиков. В итоге для работы чудесного механизма все равно потребуется включать в него людей, чего всеми силами старался избежать Кошкин…
В эту ночь он спал всего лишь три часа – работал над расчетами своей мельницы, которые так и не навели изобретателя на мысль о том, как же сладить бег всех ее колес и колесиков. Недолгий сон разрезало тарахтением массивного будильника, который изобретатель в сердцах треснул кулаком так, что у него отвалилась крышка. Кошкин присел на кровати, и уставился в обнажившееся нутро часов, которые, несмотря на удар, продолжали идти. Маленькие, большие колесики, все крутятся, но стрелку все равно двигают с постоянной скоростью… Конечно, колесики надо сделать разными, чтоб одни оббегали свой круг медленнее, а другие – быстрее!
Идея тут же обросла множеством чернильных формул. Требовалось точно рассчитать, каких размеров должно быть каждое колесо, исходя из времени его операции и общей скорости всей машины. Математика сама рождалась из идеи, многие формулы оказывались необычными, ранее нигде не встречавшимися, а, значит, открытыми самим Кошкиным. Лев Николаевич дивился самому себе – прежде он никогда не блистал математическими познаниями и способностями, а тут на тебе – незаметно для себя самого сделался математиком! И как видно – неплохим. Колеса на его проекте как будто закрутили и какие-то невидимые колеса внутри него самого, о присутствии которых он прежде даже и не подозревал.
Линия заработала, первые метры латунной ленты, и килограммы свинцовой дроби отправились в ее чрево. Там с ними стало происходить что-то быстрое и ловкое, понятное не всякому стороннему наблюдателю. Лента аккуратно сворачивалась и запаивалась, свинцовые капли обращались в аккуратные продолговатые пули. «Работает не хуже, чем пулемет!» - сказал кавалерист в широких галифе, пришедший посмотреть на новую линию от лица Наркомата Обороны. Вскоре в подставленный ящик покатились первые патроны, сделанные по-новому, без человеческих рук. Кошкин отметил порцию сырья и засек время до момента, когда она обратилась в новенький патрон, с легким звоном упавший в коробку. Поразительное дело, в 10 раз быстрее, чем прежде, когда над патронами корпело около полусотни людей!
Временами линия кое-где скрежетала и буксовала, иногда колеса проворачивались. Некоторые патроны выходили мятыми, или кособокими, или неправильной формы. Их требовалось выбраковывать – заклинят любую винтовку или автомат. А это – чья-то жизнь…
Ничего, математика никогда не учтет всего, ибо она по своему определению – всегда проще полноты жизни. Лев Николаевич взял гаечный ключ, и, притронувшись к своей мельнице, принялся настраивать ее вручную. Там – подкрутить, там – ослабить, там – подвинуть. В машине тоже есть жизнь, впитавшаяся в нее частица жизни ее создателя. Потому одной математикой тут не обойтись, нужна и живая человеческая рука с гаечным ключом.
К вечеру линия была настроена так, что из нее выходили лишь аккуратные, ровные патроны. Кошкин принимал похвалы и рукопожатия. Кто-то подарил ему мастерски сработанную чеканку, на которой огромный кот обнимал мельницу.
Кошкин улучшал свое изобретение, приноравливая его к самой разной продукции. Вскоре появились линии в пять, десять, двадцать раз превосходящие своими размерами ту, которую Кошкин сделал первой. Снаряды, патроны, детали машин, болты и гайки, шурупы и винты… Список продукции, производимая автоматическими цепями Кошкина, расширялся день ото дня. Из машиностроения изобретение шагнуло в пищевую, аэрозольную и еще множество отраслей промышленности, даже в косметическую. Нескольких установок Кошкина хватало, чтобы обеспечить в какой-либо продукции потребности всей страны.
В военные годы линии Кошкина стали русским мотором войны, забрасывая противника пулями и снарядами, отвечать на которые ему было нечем. На десять русских пуль немцы производили лишь одну-две, на десяток снарядов – меньше одного. Много людей, освобожденных Кошкиным из человеко-машинного рабства, смогло занять место, достойное человека – место творца и создателя. Солнышки-колеса сверкали на фабриках и заводах, одаривая народ необходимыми ему вещами и освобождая людей. Солнце открыло небесные ворота.
Лев Николаевич Кошкин ныне оказался просто забыт, хотя его автоматические линии и по сей день трудятся на уцелевших островках русской промышленности. Его имя упоминается крайне редко и лишь в специализированной литературе, доступной немногочисленным техническим специалистам. Забыв его, мы напрочь запамятовали, и русский путь мысли, некогда приводивший к открытиям, переворачивающим весь мир.
Линии академика Кошкина[2]
Уже в конце 30-х гг. ХХ в., когда роботов можно было встретить только на страницах фантастических романов, а персональные компьютеры никому даже не снились, в СССР начали действовать автоматические линии производства.
Работают они непрерывно, день и ночь, места занимают немного и стоят недорого, а производят больше любых станков. Причём сами контролируют качество деталей и изделий, если нужно, меняют вышедшие из строя инструменты и обладают ещё целым рядом поистине удивительных особенностей.
Конечно, они не могут выпускать всё на свете, но принцип построения этого чуда инженерной мысли — как принцип колеса — не устареет никогда.
…процессы обработки длятся секунды, минуты или даже десятки минут. Получается, что каждый станок вертится по своей орбите, со своей скоростью. А ведь это единый механизм и должен работать буквально как часы...
Стоп! Именно в часах (от самых маленьких, наручных, до огромных башенных) колёса крутятся с разной скоростью, часовая стрелка делает оборот за 12 часов, минутная — за час, а «производительность» одна и та же: «один тик-так» в секунду. Значит, на диске по кругу — как зубья в шестерёнке, как спицы в колесе — нужно поставить несколько станков на шаг друг от друга. (На каждом диске линии этот шаг один и тот же — поэтому и называется шагом линии.) Тогда каждый станок за время равное темпу линии будет проходить ровно один шаг, т. е. двигаться с одной и той же скоростью, — что и требовалось получить!
Для длительного процесса возьмём колесо побольше, а для кратковременного — поменьше; большие будут вращаться медленно, а маленькие быстро — и все вместе как одно целое: шаг — деталь, шаг — деталь...
«Ничего себе “маленькие”, — заметит внимательный читатель, — несколько станков на колесе! Это уже не колесо, а карусель в парке культуры!». — И не надо брать весь станок целиком. Достаточно разместить на диске только исполнительные органы, которые обеспечат движение инструмента относительно детали. (Такой диск называют ротором.) Движение довольно простое и операция в каждом конкретном случае только одна. Поэтому органы эти можно сделать простыми и компактными. Тогда шаг линии будет определяться не размерами станка, а только размерами изделия.
Сами роторы крутиться не будут — нужен мотор. Чтобы передать движение от мотора по всей линии, построим ряд зубчатых колёс и на них закрепим роторы — в том порядке, в каком идут операции. Операции — с помощью инструментов — будут выполнять рабочие роторы. Инструменты могут быть самые разные: для штамповки, чеканки, закалки, контроля качества, нарезки резьбы и т. п. При закалке, например, заготовка вводится в нагревательную спираль на определённое время и затем погружается в ванночку с жидкостью-охладителем; при контроле детали касается быстрый и точный щуп-измеритель.
Многое умеют рабочие роторы — вот только сами брать заготовки и передавать детали на следующую операцию они не могут. Поэтому подавать заготовки и принимать детали будут транспортные роторы, у которых вместо инструмента механические руки — захваты. В линии роторы так и чередуются: транспортный, рабочий, транспортный и т. д. Первый — загрузочный, последний — выпускающий.
Линию достаточно запустить один раз, — после того как она заполнится, роторы без передышки будут работать за семерых. И даже самая долгая операция не сможет повлиять на темп потока, который определяется только скоростью транспортировки. Поэтому производительность роторных линий (скорость выпуска изделий) в 10-15 раз выше, чем у станков-автоматов. И окупаются они во много раз быстрее — за 1-3 года.
Придумал эту замечательную конструкцию Лев Кошкин, тогда, в 1935 г., молодой инженер. Вскоре ему удалось внедрить своё изобретение, хотя, вообще говоря, это не просто: новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. Но Льву Николаевичу пришлось решать вполне конкретную и очень важную задачу: стране были нужны патроны — очень много, и в короткий срок.
Молодому изобретателю, в известном смысле, повезло. Процесс изготовления патрона удалось разделить на ряд простых операций (отливка и обточка пули, вытягивание гильзы из листовой заготовки, запрессовка капсюля, заполнение порохом, сборка и т. п.), каждая из которых выполняется одним инструментом в одно движение. А такая возможность есть далеко не всегда, не для всех изделий. Также роторные линии не могут выпускать громоздкие и тяжёлые предметы — захваты транспортного ротора не в состоянии брать и передавать их при вращении. Но кто упрекнёт, скажем, прокатный стан в том, что он не может делать газовые зажигалки?
Зато линия по производству аэрозолей выпускает 1000 штук в минуту! Это полироль для мебели, лаки для волос, краски для автомобилей... Причём линия может выпускать несколько видов продукции одновременно, ведь технология изготовления баллончиков одна и та же. Их заполняют и маркируют строго в определённом порядке. Поэтому можно не опасаться, что все автомобили придётся красить в один цвет, или, что во флаконе с надписью «Дезодорант» окажется средство от тараканов.
Память, награды и премии
Имя Кошкина Льва Николаевича увековечено в названии предприятия, на котором также учреждена «Медаль имени Конструктора Л. Н. Кошкина».
Герой Социалистического Труда (1982)
Сталинская премия второй степени (1943) — за первые образцы роторных автоматов для производства патронов
Ленинская премия (1962)
Государственная премия СССР (1980)
премия имени С. И. Мосина
два ордена Ленина (1971, 1982)
два ордена Трудового Красного Знамени (1942, 1966)
орден Красной Звезды (1945)
медаль ВДНХ
Золотая медаль имени В. Г. Шухова (№ 1) (1991 г)
заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1962)
заслуженный изобретатель СССР (1984).
Академик Академии наук СССР (1984, минуя степень члена-корреспондента). Академик ВАСХНИЛ СССР (1975). Доктор технических наук (1963). Кандидат технических наук (1954). Профессор (1964).
Заключение
В ходе работы над сбором и обобщением материалов нам представилась возможность познакомиться с одним из крупнейших конструкторов XX в, с человеком, внесшим огромный вклад в развитие России, в дело Великой Победы. Это наш великий, незаслуженно-забытый земляк Кошкин Лев Николаевич. Мы гордимся такими земляками как Нахимов, Грибоедов, Даргомыжский. Знаем и помним артистов Папанова, Касаткину.
Скромный в быту, академик, профессор, Герой Социалистического Труда прожил жизнь человека, единого в делах и заботах со своим народом, на долю которого выпали огромные испытания, но которому есть чем гордиться.
Не так много материала есть о Льве Николаевиче и именно поэтому мы решили систематизировать его и сделать доступным как можно для большего числа людей, интересующихся историей своего города.
Мы выражаем искреннюю благодарность за помощь заведующей Вяземским краеведческим музеем Селявиной Ольге Иркешевне, краеведу Пугачёву Алексею Николаевичу.
Работа над сбором материалов не закончена. Мы разослали несколько писем, в том числе электронных, ждем ответа из ОАО «КБАЛ им. Кошкина Л.Н.», из Ульяновской школы №76, из г. Подольска и г. Климовска.
Приложения
Приложение №1
Телеграмма Л. Н. Кошкина И. В. Сталину
МОСКВА, КРЕМЛЬ, ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ И. В.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
За создание новых типов станков я удостоен высокой чести — мне присуждена премия Вашего имени в размере 100 000 рублей. Это даёт мне возможность помочь и своими средствами великому делу разгрома ненавистной гитлеровской Германии. Я вношу эти деньги на приобретение для Красной Армии танка, который я хотел бы, если можно, назвать «Николай Кошкин», — в память о моём отце, сражавшемся с немцами в первую мировую войну.
Желаю Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, новых успехов и крепкого здоровья.
Главный конструктор завода № 3 Лев Николаевич Кошкин.
Главному конструктору завода № 3
товарищу Льву Николаевичу КОШКИНУ
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Лев Николаевич, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
Ваше желание будет исполнено.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 28 марта 1943 года
Приложение №2
Знакомство с трудом ученого:
Кошкин Л.Н. Комплексная автоматизация производства на базе роторных линий. Издание 2-е, переработанное и дополненное.(М.: Машиностроение, 1972)
Книга посвящена рассмотрению актуального вопроса - комплексной автоматизации технологических процессов массового производства штучных изделий машиностроительного и приборостроительного производства на базе опыта проектирования и эксплуатации роторных и роторно-конвейерных автоматических машин и линий.
В книге приведены типовые конструктивные решения операционных машин для различных классов процессов и особенности конструкции роторов для операций различных целевых назначений; рассмотрены типовые конструкции транспортных и питающих роторов, а также специфичная для роторных машин контрольная и управляющая аппаратура.Книга рассчитана на инженерно-технических работников машиностроительных заводов.
Список используемой литературы
1. Беляев И.Н. Честь и слава - по труду. Бибибл. справочник. - Смоленск, 1991.
2. Вихрь рождает машины / Соавт. Ю. Бережной. — М., 1962. — 79 с.
3. "Военная энциклопедия", том 9 , 1999 г
4.Кошкин Л.Н. Комплексная автоматизация производства на базе роторных линий. Издание 2-е, переработанное и дополненное. (М.: Машиностроение, 1972).
5. Кошкин Л.Н. Роторные машины и линии для механической обработки. — М., 1964. — 122 с.
6. Кошкин Л.Н. Роторные и роторно-конвейерные линии. — М.: Машиностроение, 1982. — [400] с.
7. Оборудование производства изделий / Соавт.: В.Ф. Прейс, В.В. Прейс. — М., 1978. — 240 с.
8. "Оружие Победы" (изд. 1987, стр.370-381).
Список используемых источников информации
1.Андрей Емельянов – Хальген. «Колесо истории» 2012 год © Copyright: Товарищ Хальген, 2012 Свидетельство о публикации №212051100106.
2. Анатолий Поляков Стихи и проза, статьи Москва XXI (интернет публикации).
3. Википедия. Материалы свободной энциклопедии. Кошкин Л.Н.
4. «Монолог о сущности машин» в 2-х частях. Леннаучфильм.
5. Фильм «ОАО «КБАЛ им. Кошкина».
6. Электронное письмо сайта Антона Бочарова.
7. vzm-school2.edusite.ru school2.vzm.su.
[1] Андрей Емельянов – Хальген Размышления о загадочной русской душе
[2] Анатолий Поляков Стихи и проза, статьи Москва XXI (интернет публикации)
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Без сердца что поймём?
Неньютоновская жидкость
Ласточка. Корейская народная сказка
Два петушка