Исследовательская работа в области пожарной безопасности "Мир в наших руках!" в номинации: Информационно-пропагандистская деятельность в рамках Всероссийского детско-юношеского конкурса научно-практических и исследовательских работ
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_nashih_rukah.docx | 286.4 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «МИР В НАШИХ РУКАХ!»
Тема исследовательской работы:
«Лучше, чем пожар тушить, нам его предупредить
или пожарная безопасность»
Номинация: Информационно-пропагандистская деятельность
Автор:
Научный руководитель: Зайнуллин Ленар Миннесагитович, учитель ОБЖ МБОУ Исенбаевской СОШ Агрызского муниципального района РТ
Исенбаево 2018 год
Содержание
Введение |
|
|
|
|
|
|
Заключение |
Литература |
Приложения |
Введение
За последние годы в России произошло много крупных пожаров в школах и интернатах, в которых погибли или были ранены ученики или сотрудники образовательных учреждений. В мире ежегодно возникает более 3,1 млн пожаров, в которых гибнет больше 20 тыс. человек. Около 50% возгораний происходит в зданиях и на транспорте, на них же приходится 90% всех жертв. По количеству пожаров в мире лидирует США. Однако статистика погибших в пожарах показывает, что наибольшее число жертв на 100 тыс. человек приходится на Россию, Беларусь и Украину.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
К основным явлениям, характерным для каждого пожара относятся:
Причинами возникновения пожаров чаще всего являются:
В Москве 29 мая 2009 года произошел пожар в школе № 422 площадь пожара, который возник на третьем этаже школы, составила 15 квадратных метров, горели паркет и мебель. Ранее сообщалось, что сигнал о возгорании поступил на пульт дежурного МЧС в 12:15. На место происшествия выехали десять пожарных расчетов, спасатели и машины скорой помощи. Учащиеся и персонал экстренно эвакуировались. Никто не пострадал.
Пожарные прибыли оперативно, поэтому школа не сгорела. Окно кабинета было разбито, поэтому можно предположить, что это был умышленный поджог образовательного учреждения. Штаб пожаротушения локализовали и ликвидировали возгорание в течение 10 минут после приезда. Никто не пострадал.
Но случаются и трагедии. В ночь на 20 мая 2003 года в интернате для умственно отсталых детей в Иркутске произошло возгорание в актовом зале на втором этаже спального корпуса. Воспитатели вывели около 200 детей и подростков на улицу, а пожарные быстро потушили огонь, не дав ему распространиться за пределы актового зала. Причиной пожара стал поджог: кто-то разбил окно и забросил в актовый зал горящие тряпки.
В результате пожара в здании школы-интерната для слабослышащих детей в Махачкале, произошедшего в ночь на 10 апреля, погибли 28 детей, 29 получили ранения, еще двое школьников скончались в больнице от полученных ожогов.
Одно из последних возгораний произошло в школе №40 г. Ангарска весной 2015 года. Пожар произошел на третьем этаже школы в кабинете социального педагога. Пожар произошел ранним утром, поэтому в момент пожара детей внутри не было.
В 2014 году более чем в 9 раз выросло число пострадавших при пожарах, значительно увеличился материальный ущерб от пожаров в образовательных учреждениях. Материальный ущерб равен 26,73 тысяче рублей.
Следовательно, тема пожарной безопасности в образовательных учреждениях актуальна и сегодня.
Мы решили проверить, соблюдаются ли в МБОУ Исенбаевская СОШ меры пожарной безопасности, ведется ли профилактическая работа по предупреждению возгораний. Я убежден, что какая бы причина пожара не была, главное безопасность людей, которые находятся в здании нашей школы.
Цель работы: изучить состояние пожарной безопасности в МБОУ Исенбаевская Агрызского муниципального района РТ;
Задачи:
1. Изучить нормативную базу школы по пожарной безопасности;
2. Выяснить, как учащиеся и персонал школы подготовлены к экстремальной ситуации, в случае возникновения пожара;
3. Провести анкетирование учащихся и учителей, проанализировать его результаты;
4.Исследовать, какие строительные материалы использованы для оборудования школьных кабинетов;
5. Изучить оборудование и средства пожаротушения, имеющиеся в школе;
6. Изготовить макет классной комнаты (с учетом пожарной безопасности);
7. Подготовить видеоролик по пожарной безопасности для учащихся 1-4-х классов;
8. Подготовить памятку «Пожарная безопасность в школе».
Гипотеза: если учащиеся и персонал школы будут выполнять требования и соблюдать правила пожарной безопасности, то учреждение будет пожаробезопасным;
Методы: эмпирические и теоретические:
Объект исследования: пожарная безопасность МБОУ Исенбаевская СОШ
Предмет исследования: оборудование учебных и служебных помещений, строительные материалы, используемые при ремонте помещений.
1.Основная часть
Пожарная безопасность - состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.
После изучения и анализа школьной пожарной декларации мы составили следующую схему и план работы.
План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в Исенбаевской средней общеобразовательной школе на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Основные мероприятия | Время проведения | Ответственный | ||
Работа с учителями и техническим персоналом школы: | |||||
1. 2. 3. | Противопожарный инструктаж: а) вводится со всеми вновь принимаемыми на работу, с временными работниками . б) первичный на рабочем месте в)повторный инструктаж Инструктаж по первой медицинской помощи при пожаре Участие в организации и проведении уроков безопасности с обработкой планов эвакуации, «Дня защиты детей» | в течение года начало уч. года один раз в 6-месяцев в сентябре, в декабре, в марте октябрь, январь, апрель –май | директор школы, завхоз врач участковый руководитель ОБЖ классные руководители | ||
Работа с ученическим коллективом | |||||
1. | Уроки ОБЖ по теме: «Пожарная безопасность. Причины возникновения пожара. Первая медицинская помощь при ожогах Профилактика пожаров. Эвакуация и порядок действий в случае возникновения пожаров». | в течении года | учитель ОБЖ | ||
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Уроки безопасности с обработкой с планом эвакуации ( 1—11 кл.) «День защиты детей» с конкурсами по противопожарной безопасности Беседа с работниками пожарной охраны ( 6-11 кл.) Викторина по противопожарной безопасности в 5—11 классах.
Экскурсия в местную пожарную часть ( 1-4 кл.)
«Опасность глазами детей» конкурс рисунков. 1—7 кл. Классный час . Опасная игра с огнем 1—9 кл. | октябрь, январь апрель май ноябрь апрель январь по плану по плану классных руководителей | руководитель ОБЖ классные руководители руководитель ОБЖ классные руководители руководитель ОБЖ классные руководители руководитель ОБЖ
классные руководители классные руководители классные руководители | ||
Работа с родителями | |||||
1. 2 3 | Знакомство с организацией работы по пожарной безопасности в школе. Знания учащихся по противопожарной безопасности ( о результатах опроса) Выставка детских рисунков « Опасность глазами детей» | Родительское собрание по плану классных руководителей | заместитель директора по ВР заместитель директора по ВР учитель ИЗО |
Схема №1 Пожарная безопасность
1.2. Нормативно – правовая база по обеспечению
пожарной безопасности МБОУ Исенбаевская СОШ
№ | Название документа |
Законодательная база | |
1. | Правила пожарной безопасности |
Приложение I. «Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности» | |
Приложение III. «Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения» | |
Нормативная база образовательного учреждения | |
1 | Приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность |
2 | Приказ о противопожарном режиме в учреждении |
3 | Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения. |
4 | Инструкции о мерах противопожарной безопасности |
5 | План противопожарных мероприятий на 2017-2018учебный год |
6 | План схема эвакуации |
7 | Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре. |
8 | Журнал регистрации противопожарного инструктажа Журнал учета первичных средств пожаротушения. |
1.3. Анкетирование учащихся и персонала МБОУ Исенбаевская СОШ по знанию и выполнению требований по пожарной безопасности
Анкетирование проходило в школе среди учащихся 6 возрастных групп: 1 класс, 3 класс, 4 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс и учителя. В ходе работы по анкетированию были получены следующие результаты.
Количество учащихся и педагогов, принимавших участие в анкетировании
Класс | 1 класс | 3 класс | 4 класс | 8 класс | 9 класс | 11 класс | Учителя |
Кол. чел | 6 уч. | 6 уч. | 11 уч. | 6 уч. | 8 уч. | 8 уч. | 13 |
Всего | 58 человек |
Результаты анкетирования по пожарной безопасности
Вывод:
При анализе ответов выяснилось, что наиболее сложными для детей оказались вопросы под номером 3,6,7, (о действиях в случае возгорания электропроводки, одежды и о том, как пользоваться порошковым огнетушителем) менее сложными 4,8 (о действиях в случае пожара на 3-м этаже в условиях изоляции и действиях, когда из-за двери кабинета валит дым); не вызвали затруднений вопросы 1,2,5 (о действиях в случае пожара; о действиях в задымленном помещении; о действиях, если в школе сработала пожарная сигнализация).
1.4. Результаты изучения оборудования кабинетов
и служебных помещений школы
Пожарная безопасность в школе – это не только знания учащихся и персонала о том, как действовать при экстремальных ситуациях. Не менее важно правильно оборудовать школьные кабинеты и служебные помещения. Для этого мы провели исследование на предмет оборудования классных комнат и подсобных помещений, Результаты исследования представлены в таблице:
Оборудование кабинетов и служебных помещений
Название | Особенности стен | Особенности пола | Особенности мебели | Особенности потолка |
Коридоры 1-2 этаж | Покраска эмаль краской. Стенды. | Пол деревянный. | Отсутствует мебель. Наличие огнетушителя. Наличие противопожарных ниш в стенах. На окнах решеток нет | Беленый |
Лестничные пролеты | Покраска эмаль краской | Каменные, лестница. | Отсутствует мебель. Лестничные пролеты оснащены поручнями из железа . | Беленый |
Эвакуационные выходы. | Покраска эмаль краской. | Полы каменные | Двери железные. Эвакуационные выходы свободны, обозначены сигнальными вывесками | Беленый |
Спортивный зал | Большие оконные пролеты, покрашены эмалькраской | Пол деревянный, покрашен эмалью | Деревянные щитки и лавочки, железные кольца и основания для скамеек. Наличие огнетушителя. Решетки на окнах нет. | Беленый |
Школьные кабинеты | Стены на половину эмаль краской . | Полы деревянные | Мебель изготовлена из материала ДСП, парты – крышки ДСП, КАРКАС-МЕТАЛЛ, на окнах шторы. На окнах нет решеток | Беленый |
Школьные кабинеты химии и физики Лаборатории | Стены выкрашены эмаль краской, на стенах стенды . На окнах шторы, решеток нет. | Полы деревянные | Мебель изготовлена из материала ЛДСП, парты – крышки ЛДСП, КАРКАС-МЕТАЛЛ. В кабинете находится порошковый огнетушитель. Специальный ящик для хранения средств пожаротушения. На окнах нет решеток | Беленый |
Гардероб | Стены выкрашены эмаль краской | Полы бетонные, деревянные | Оборудована железными вешалками. Наличие огнетушителей. На окнах нет решеток. | Беленый |
Столовая | Стены выкрашены эмаль краской. На окнах шторы | Полы деревянные | Столы: основа металл, пластик. Наличие огнетушителя. На окнах решеток нет. | Беленый |
Затем мы изучили состав строительных материалов, используемых для ремонта помещений и оборудования. Результаты исследования представлены в таблице:
Сравнительная характеристика материалов, которые применяются
в оборудовании кабинетов
Название материала | Химический состав | Положительные стороны материала | Отрицательные стороны материала |
Эмаль краска | В состав эмаль красок входят 8-16 различных компонентов, а они непосредственно влияют на качество материала. Все они содержат следующие компоненты: связующая основа – с помощью нее образуется пленка; пигменты – нужны для придания цвета; наполнители – для дополнительных свойств; специальные добавки - усиливают некоторые характеристики, например, стойкость к плесени, и добавляют другие качества | Не выцветает, хорошо моется | имеет резкий неприятный запах. Трудно смывается с рук и инструментов |
Панели ПВХ | Панели ПВХ - поливинилхлорид, красители. | Легко моются и имеют стойкую окраску. Долговечны, влагостойки, выдерживают механические нагрузки, обладают высокой термостойкостью и хорошей изоляцией | При высоких температурах не горят, а выделяют хлористый водород HCl |
ЛДСП | Древесностружечная плита, произведённая на основе высококачественных ДСП, облицованная пленками с высоким содержанием меламина и покрытая специальным лаком, наличие формальдегида. | Устойчивым к влаге и механическим повреждениям, такая плита обеспечивает превосходные потребительские качества. | Рыхлость материала, наличие формальдегида |
.
Выводы:
После того как был проведен анализ состава материалов из которых сделано оборудование большинства кабинетов, некоторые материалы подверглись лабораторному исследованию.
Исследование № 1
Тема: изучение горения материалов, используемых для оборудования школьных кабинетов и служебных помещений.
Цель:
1. Выяснить, как происходит горение материалов: панели ЛДСП, ткани, используемой для занавесок оконных проемов (капрон, искусственный шелк), жалюзи.
2. Какие вещества выделяются при горении, как они действуют на организм человека.
Оборудование и материалы:
Ход исследования:
1. Взять образцы исследуемых материалов:
2. Пронумеровать образцы.
3. Поджечь последовательно образцы. Проанализировать явления, которые происходят с образцами. Наблюдения записать в таблицу.
Материал горения | Визуальные наблюдения горения. (Цвет пламени, дыма, запах, агрегатное состояние материала) | Физиологигические ощущения при горении данного материала. |
4. Обосновать с помощью дополнительного материала, какие продукты горения выделяются при горении и какой вред они наносят организму человека. Вывод сделать в табличной форме.
Материал горения | Визуальные наблюдения горения | Физиологигические ощущения при горении данного материала |
Рисунок № 1. Исследование на горение ЛДСП (образец № 1)
Рисунок № 2. Исследование на горение ткани: искусственный шелк (образец № 2)
Рисунок № 3. Исследование на горение ткани: капрон (образец № 3)
|
Рисунок № 4. Исследование на горение ткани: тюль (образец № 4)
Результаты исследования
Материал горения | Визуальные наблюдения горения | Физиологигические ощущения при горении данного материала |
ЛДСП | Дым светло-серый, горение с потрескиванием и искрением, Пламя темного цвета, желто-оранжевое. После изоляции огня образец продолжает поддерживать температуру. | Першение в горле, неприятный запах |
Шёлк | Пламя сильное, возгорается очень быстро, и превращается в черные, вязкие капли, которые при падении на поверхность продолжают гореть. Выделяется дым черного цвета | Першение в горле из-за большого потока дыма в глазах начинается слезоточение, вязкая масса может привести к ожогам. |
Капрон | Горение не сильное, но превращается в вязкие, длинные, черные капли. Выделяется прозрачный дым. | Имеет неприятный запах, капли могут привести к серьезным ожогам. |
Тюль | Пламя не сильное, тюль скручивается в капли черного цвета. Выделяется прозрачный дым. | Неприятный запах, вязкая масса течет, капает и может привести к серьезным ожогам. |
Выводы:
Рекомендации:
1.5. Результаты изучения наличия средств пожаротушения
в МБОУ Исенбаевская СОШ
Расположение огнетушителей показано на схемах эвакуации, которые расположены на каждом этаже нашей школы. В школе используются порошковые и углекислотные огнетушители. Огнетушитель ОП – 4 порошковый предназначен для тушения жидкостей, твердых веществ, газов и элекстроустановок, находящихся под напряжением до 1000В.
Схема эвакуации
Огнетушитель
Школьные помещения оборудованы датчиками дыма и звуковыми извещателями. В случае пожара сигнал о возгорании поступает на пульт пожарной охраны.
Датчик задымленности помещения и кнопка пожарного извещателя
В образовательном учреждении регулярно проводятся учебные эвакуации.
На каждом этаже имеются пожарные краны.
Заключение
В результате проделанной работе можно сделать следующие выводы:
1. Все документы по противопожарной безопасности в школе имеются и содержатся администрацией школы в порядке. За пожарную безопасность приказом назначена заместитель директора по АХЧ. В школе имеется пожарная дружина, состоящая из педагогов и младшего обслуживающего персонала.
Для сотрудников и обучающихся школы регулярно проводятся инструктажи и учебные эвакуации, Единый День ОБЖ, месячники пожарной безопасности.
2. В ходе анкетирования были получены удовлетворительные результаты, но часть учащихся не подготовлены к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть во время пожара; особенное внимание нужно уделить профилактической работе по пожарной безопасности с учащимися младших классов.
3. В ходе изучения оборудования кабинетов сделаны следующие выводы:
а) применять краски, не содержащие органические компоненты (силикатные, известковые, цементные);
б) вводить в состав красок вещества, задерживающие горение - антипирены; в ряде случаев такие вещества могут выполнять функции пластификаторов, модификаторов, отвердителей.
Рекомендации:
Пожары были, есть и будут и необходимый минимум надежных знаний никому не помешает. Чем раньше дети приобретут навыки пожаробезопасного поведения, тем лучше в перспективе будет выглядеть обстановка с пожарами в России. В настоящее время наша страна занимает устойчивое первое место в мире по числу людей, погибающих при пожарах. Как правило, люди страдают от опасных факторов пожара из-за отсутствия культуры безопасности и навыков безопасного поведения, из-за незнания элементарных правил и навыков их неукоснительного выполнения.
Для привлечения внимания к данной проблеме была проведена следующая работа:
Следовательно, гипотеза о том, что если учащиеся и персонал школы будут выполнять требования и соблюдать правила пожарной безопасности, то учреждение будет пожаробезопасным подтвердилась.
Работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках основ безопасности жизнедеятельности, окружающий мир, на занятиях дружин юных пожарных, а так же будет интересна для всех, кто работает с детьми.
Литература
Позвольте, я вам помогу
5 зимних аудиосказок
Северное сияние
Машенька - ветреные косы
Что общего у травы и собаки?