В работе представлены примеры устаревших слов , использованных авторами произведений
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 451 КБ |
VII Республиканская научно-практическая конференция
младших школьников «Первые шаги в науку»
Секция: Лингвистика
Название работы «В мире незнакомых слов»
Автор работы:
Мухутдинов Роман Русланович
МБОУ СОШ д. Воскресенское 3 класс
Научный руководитель:
Самохвалова Галина Тимофеевна,
учитель начальных классов
высшей категории,
МБОУ СОШ д. Воскресенское
Стерлитамак ˗ 2018
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………….. .стр. 3
2.Незнакомые слова в литературных произведениях……………….стр. 5
3. Пояснения и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам...стр. 6
4. Проведение и обработка материалов анкетирования……………..стр. 7
5.Заключение……………………………………………………………стр. 9
6. Список используемой литературы………………………………….стр. 10
7.Приложения………………………………………………………….. .стр. 11
ВВЕДЕНИЕ
«Многие из тех слов, которые уже исчезли, возродятся, а те, которые сейчас в почёте, исчезнут».
Гораций
Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали знакомиться с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Учительница назвала эти слова устаревшими. Объяснение некоторым из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто мы читали новые произведения с карандашом в руках. А потом выясняли значение новых слов вместе с учителем и родителями. Иногда подключали бабушек и дедушек. В начале года учительница сама объясняла нам значение непонятных слов, используя картинки, рисунки, материал интернета. А потом мы с одноклассниками решили составить свой маленький Толковый словарик. А еще нам стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?
Объектом исследования является: художественные произведения из учебника по литературному чтению для 3 класса.
Предметом исследования является: слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.
Цель данной работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.
Гипотеза данного исследования: в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
которые обозначают предметы или какие-то события;
Практический материал собирали в течение учебного года. Анкетирование провели в декабре 2017 года.
Данное исследование способствует привитию интереса к чтению, изучению истории и языкознания.
В своей работе мы использовали справочную, научно-популярную литературу, а также материалы веб-сайтов сети Интернет.
Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг нашего чтения), необходимо знать значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались.
Я стал читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнал, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.
Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время. Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.
Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали . Например, верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.
Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».
2. ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ
Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы читали литературные произведения в учебнике по Литературному чтению, выписывали оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов.
Мы обратились к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно, и выписывали из словарей их значения. Но и этого, порой было недостаточно. Тогда мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации . А потом учительница помогла добавить к некоторым слайдам звук. Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки, и звуки. Все найденные слова мы расположили в алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов. Этот словарик мы с одноклассниками решили передать будущим третьеклассникам.
3. ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе нашей работы я заинтересовался, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Я обратился к учащимся старших классов с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?
На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 5-6 классах таких учащихся значительно больше, чем среди 9-11 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.
На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.
На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств.
Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. (Приложение 2). Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики младших классов.
С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов.
Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе.
Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях.
Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение, и многие люди разговаривают так, как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд, цель данной работы была достигнута. Задачи, которые я поставил в начале выполнения работы, были решены. Я выписал все незнакомые и непонятные слова, нашёл их толкование, подходящие иллюстрации и, где это было необходимо, даже музыкальные фрагменты. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:
Эта работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Наша учительница часто нам говорит: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». Мы хотим, чтобы в нашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому будем читать больше книг, в том числе и о прошлом. А понять их помогает знание слов, которые раньше были нам непонятны.
Мы создали ещё и «Толковый словарь незнакомых слов», воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут в 3 класс после нас. Планирую продолжить эту работу и в 4 классе.
Мы думаем, что значимость нашей работы состоит в том, что она помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом.
Результатами нашей работы сможем воспользоваться не только мы, но и те ребята, которые придут в 3 класс после нас. А если вам показалась интересной наша работа, мы с удовольствием поделимся этой работой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ1
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
ПОСОХ [ стр. 10] — шест (трость) особого вида и назначения.
КИНОВАРЬ [ стр.11] – это минерал, который издавна являлся основой насыщенной красной краски.
ДРУКАРЬ [стр. 11] - книгопечатник
НАПРАСЛИНА [стр. 11] -Несправедливое, напрасное обвинение; клевета, наговор.
ЗАКЛИЧКИ[ стр. 14 ] – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда
ЛУКОШКО [стр. 15]— небольшая ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов.
НЕВЗГОДА [стр. 16] - беда, несчастье, напасть, многая неудача.
СТОЖОК [стр. 18 ] Большая высокая и округлая или
с прямыми сторонами куча плотно уложенного сена, соломы или снопов.
НАЗВАНЫЙ ОТЕЦ [стр. 25] в данном понимании функции папы может выполнять порой старший брат, дедушка, дядя, названный отец.
КАРАУЛ [стр. 28] временное формирование (расчёт, вооруженное подразделение или его часть), выполняющее боевую задачу по охране и обороне
ПОХИТНИК [стр. 28] - вор (устаревшее русское слово)
ЗАДОЛИТ [стр. 28] ододеет
ПОЗАРИЛСЯ [стр.33 ] - значит возжелать чужое, позавидовать
НАУТЁК [стр. 34] обратиться в бегство, убегая, спасаясь
ВЕЩИЙ КАУРКА [стр41.] Лошадь каурой масти.
ПЕРЛЫ [стр62.] - жемчужины
ЗЕФИРЫ[стр. 63] ветры ушли, безветренная погода
ТОРОВАТЫЙ [стр. 64] устар. то же, что щедрый во всех значениях
ПРИХОТЛИВЫЙ [стр. 65] Капризный, с прихотями, причудами
СМЕЖАЕТ [стр. 65] Сомкнуть, закрыть, сблизить или соединить края
ИСКОНИ [стр. 69] С давних, незапамятных пор
ВЕТХАЯ [стр. 74] старая
ЛАПТИ [стр.74] низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки.
СВЕТЕЦ [стр. 74] Светец — приспособление для укрепления горящей лучины. Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.
ПЕЛЕНА [стр.76] Сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон
СЕНЬ [стр.86] крона или ветви деревьев, образующие полог, шатёр и возможное укрытие для человека
КУРТИНЫ [стр. 86] - обозначение для прямого крепостного вала, соединяющего два бастионных сооружения
КРОВЛИ [стр. 86] - крыши
ЛОНО [стр. 87] - определяемое как символ ласки, нежности, материнской заботы
НЕВЗГОДА [стр. 88] беда, несчастье, напасть, многая неудача, неспорье, неспорина
АВРОРА [стр. 88] - Аврора — богиня утренней зари в римской мифологии.
ВЕТХАЯ [стр. 90] - старая
ЛАЧУЖКА [стр. 90 ] - изба
СВЕТЛИЦА [стр. 92] - светлая парадная комната
АРШИН [стр. 94] - старинная мера 0,71 метра
УКАЗ [стр. 96] вид и название нормативного или индивидуального правового акта
ЗЫБИ [стр98.] волны на поверхности воды
КОЛЫМАГИ [стр100.] накрытая пологом повозка
ПРЕСТОЛ [стр. 103] - стол, находящийся в середине алтаря
ИЗУМРУД [стр. 105] - минерал, драгоценный камень
УДЕЛ [стр. 105] территория, которой управлял князь
БАЯТЬ [стр. 106] говорить. рассказывать
ДЬЯКОН [стр. 107] – служитель церкви
ЧЕТА [стр. 113] - пара
БУЛАТ [стр. 114 ] - сталь
ВОСВОЯСИ [стр. 122] - домой, к себе
ПЕНЯТЬ [стр. 125] Сетовать, жаловаться на кого-нибудь, выговаривать кому-нибудь, укорять кого-нибудь
ЛАТЫ[стр. 126 ] - доспехи из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина
ПОЛДЮЖИНЫ [стр. 134] – 6 штук
РИЗА [стр. 144]— верхнее облачение священника при богослужении. -
ЛАЗУРЬ [стр. 146] - один из оттенков голубого цвета
ЯДРЁНЫЙ [стр. 164] - отличный в каком-либо отношении (сильный, крепкий, отличный, насыщенный
ПАЛИЦА [стр. 169] Тяжелая дубинка с утолщенным концом
САЖЕНЬ [стр. 171] -
ЗИПУН [стр. 172 ] — верхняя одежда у крестьян
КУТЕРЬМА [стр. 173 ] - беспорядок
ЗАДАЛ СТРЕКАЧА [стр185.] – быстро убежал
ЗАХВАТИЛО ДУХ [стр192.] - разволновало
ПЛАТКИ РУБИТЬ [стр197] – подшивать края у платков
ГОРНИЦА [стр. 202] - неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы
ПОЧИВАТЬ [стр202. ] - спать
.
Несчастный Андрей
Марши для детей в классической музыке
Рисуем подснежники гуашью
Бабочка
Загадочная система из шести экзопланет