В Вязьме есть священная могила блаженной старицы Анастасии. Живет в памяти вязьмячей ее светлый образ в памяти, который они хранят и передают из поколения в поколение.
Вложение | Размер |
---|---|
svyataya_anastasiya.docx | 25.45 КБ |
svyataya_anastasiya.pptx | 2.32 МБ |
«Вяземская старица Настенька: феномен пророчества и святости»
Выполнила ученица 9 класса А
МБОУ СОШ№5 г.Вязьмы
Смоленской области
Даченкова Екатерина Алексеевна
Руководитель работы Даченкова Елена Викторовна
Жизнь очень немногих русских праведниц запечатлена была в житийных сказаниях, тем более драгоценны для нас исторические свидетельства о них.
Старинный русский городок Вязьма… В этом городе в разное время люди несли различные духовные подвиги: мученики и исповедники благоверные князья Симеон и Иулиания; преподобный схимонах Герасим Болдинский; преподобный архимандрит Макарий, и самая близкая наша современница, повторившая жизнь святого преподобного Аркадия и достигшая посредством этого подвига именоваться «старицей» блаженная Анастасия Вяземская (старица Настенька).
Как повествует предание, блаженная старица Настенька, так ласково ее звали в народе, прожила далеко за сто лет. Ссылаясь на свидетельство о смерти, Филиппова Анастасия Филипповна умерла 27 мая 1959 года в возрасте 117 лет. Причина смерти- хронический бронхит легких. Место смерти- д. Старая деревня, Вяземского района Смоленской области.
О раннем периоде жизни блаженной Настеньки сведений имеется мало. Местом ее рождения одни считают деревню Минино, другие говорят, что Настенька родилась в деревне Сизово, сейчас деревня Минино ещё существует, а деревни Сизово уже нет.
Биографию Анастасии лучше всего можно представить со слов жительницы деревни Минино Евдокии Кулешовой. Она, в свою очередь, основывается на рассказах матери- Веры Кулешовой.
«У отца Настеньки было пять братьев. Занимались землепашеством. Отец Насти был жестоким человеком, мать обижал и бил, поэтому после Настеньки дети рождались мертвыми. Когда ей было девять лет, отец погиб при заготовке леса, мать умерла при преждевременных родах. Настенька осталась совсем одна. Дядья все хозяйство поделили между собой, а девочку отдали в няньки чужим людям.
Однажды был случай. Подошла Настенька к люльке покормить маленького ребенка, а он оказался мертвым. Побежала девчонка к соседке: «Идите, посмотрите, ребеночек вроде бы не живой.» Соседка сказала, что малыш умер, и послала за хозяйкой. Они работали в соседней деревне, до хозяев Настенька не добежала, в это время была сильная гроза, Настеньку оглушило, и она упала, когда очнулась, в ее руке были цветы и травы полевые. Вернулась домой, положила ребенку эти цветы около головки, когда хозяева пришли с работы, ребеночек был живой. Воскрешение младенца относится ко времени крепостного права, теперь невозможно определить: миф это или достоверность. Но есть ли необходимость?
Настя постоянно скучала по своим родителям, приемная семья решила отправить девочку подальше от родных мест, к каким-то знакомым в Спас-Деменский. Там Настя прожила лет до четырнадцати. По деревням тогда часто ходили богомольцы, и однажды зашли в дом, где жила Настя, заночевали там, поведали множество историй про святые места. Настенька прониклась и на другой день незаметно ушла с этими людьми. Хватились, что ее нет, поискали, поискали, да и забыли.
Прошло около сорока лет, Настя вернулась в свои родные края, но ее уже никто не узнавал. Она спрашивала про дядей, отцовых братьев, но их уже давным-давно не было на свете. Однажды бабки свели ее на кладбище, показали могилки всей родни. Она сказала: «Это одни греховники, а не родня» Ну, наверное, так и было. И она даже не подошла близко к могилке, с этим и ушла. И стала она рассказывать о странствиях с богомольцами по всей России. Как-то добрались до острова Валаама. Когда переплывали с острова на материк, их застала буря. Корабль разбился о камни, много людей потонуло, Настя пережила сильное потрясение, вернувшись в свои места, ходила Настенька по округе и все говорила: «Скоро люди перегрызутся как собаки, народ злой становится.» Так продолжалось до начала советской власти».
В конце двадцатых годов донесли на Настеньку в ГПУ, что она агитатор: иконы по деревням разносит и литературу, что выступает против советской власти, в деревне узнали и спрятали Настю в овин. Но всё-таки пришли из ГПУ, нашли Настеньку в овине, всё отобрали, что было в котомках, побили ее, повесили замок и ушли.
Избиение Насти сотрудниками ГПУ можно назвать ключевым моментом: она обретает свойства из области парапсихологии. Вернее, окончательно обретает, ведь можно считать толчком к ее видимому преображению трагедию по пути с Валаама, когда озерная лучина поглотила близких людей- почти семью. После перенесенных потрясений Настеньке открылась духовная сущность людей.
Однажды пришли, а Насти в овине нет. Как она ушла, как вылезла, один Господь знает. Оказалась Настя в беспамятстве в овраге, в лесу. Очнулась, а перед ней волк, тоже раненый, посидели они да пошли дальше. Настеньку стали пускать ночевать в дома, но у нее появилась некая странность: в ее разговоре и поведении, Настя стала говорить как-то иносказательно, и все сбывалось.
Первое свидетельство ясновидения, относящиеся по времени к Первой Мировой войне, дает Любовь Николаевна Денисова:
«У меня папа начал служить с 1905 года, ещё на японской войне был моряком. Служил на корабле «Святой Гавриил». Вернулся с войны, у него два креста было, солдата давали, когда император встречал- в Севастополе или в Одессе. Потом папа женился и вскоре на германскую ушёл- был это 1914 год.
Однажды Настенька у нас ночевала. Поужинали, дома бабушка и мама с ребенком, сестрой моей старшей. Мама сидит, кормит девочку грудью; вдруг Настя слезает с печки, берет скамейку, да как замахнется на маму. Она наклонилась, маленькую собой закрыть, а свекровь вскочила:
-Настя, ты что, с ума сошла? Что ты скамейкой размахиваешь-видишь ребенка кормят.
-А всех побьют, всех покалечат!
Потом время прошло, стало известно, отец мой раненый был в эту пору»
Настенька, имея способность ясновидения в первое время не вполне, можно сказать, владеет его результатами. Подпав под власть кровавого видения, испытывает страшное неконтролируемое возбуждение, пролившееся в данном случае агрессией на оказавшихся рядом людей. Похожим образом внезапно открывшаяся ей стихия кровавого насилия действует на протяжении всей ее жизни. Видимо, чтобы ослабить ужас видения, для снижения порога страданий собственных, производит своеобразную инверсию воздействия- стремится погасить личной агрессией.
О дальнейшей судьбе Настеньки известно мало, скудные биографические сведения воссоздаются по рассказам очевидцев, запечатливших в памяти её странные рассказы и предсказания.
Денег от людей Настенька никогда не брала. Приношения принимала тоже не от всех, а что принимала-тут же и раздавала, оставляя себе самую малость. Ничего старица не говорила прямо, а все иносказательно или каким-то действием, смысл которого человек должен был угадать своим разумением. Так учила она видеть людей не глазами, а внутренним духовным зрением.
27 мая 1959 года, вечером, около девяти, легла Настенька на пол. Обложила себя иконами, а икону Тихвинской Божьей Матери к груди приложила: «…А с этой будем отходить».
У нее спрашивают:
-Настя, может батюшку пригласить?
-А какого? -вопрошает она в ответ.
- Да какой он батюшка,-говорит Настенька,- еще смерть не преподал бы нам…
И повернулись на бок…
Ей пели «Иже Херувими, Христос воскресе, Тело Христово примите…»
Настя отходила в полном сознании, с молитвой и иконой Тихвинской Божьей Матери на груди.
Когда хоронили старицу Анастасию, гроб ее один военный нес от самого дома до Екатерининского кладбища, километра четыре. Он специально приехал из Москвы на похороны. Говорил, что Настенька его сына исцелила, у которого так болели ноги, что он не мог ходить. На похороны он приехал вместе с сыном. Этот военный потом и крест железный на могилу поставил с лампадой. На похоронах Настеньки собрался весь «мир», отпевал ее отец Николай. Всю дорогу несли гроб ее на руках... Такое было скопление народа, что когда процессия повернула со старой Смоленской дороги к Екатерининскому кладбищу, то люди в конце процессии только входили на мост через реку Вязьму, а это расстояние-больше километра.
Могила блаженной Настеньки находится за Екатерининской церковью, что на кладбище.
Ну, так в чем же блаженство этой странной, необычной для нашего понимания женщины, прожившей долгую жизнь и не нажившей ничего, что так ценит мир?
Ни богатства, ни знатности, ни даже крыши над головой!
Ее известность в народе? Но и она для нас, живущих по плоти , несет на себе оттенок некой предосудительности , этакого чуждого для нас юродства , непонятного самоистязания и самоограничения .
Не умеющим всего этого понять, нам остается хотя бы принять ее жизнь, как свидетельство присутствие в нашем зримом земном мире мира невидимого и небесного, и как возможность приобщения к запредельному уже здесь, на грешной земле.
Только нужна для этого самая малость-вера во творца и упование на него, жизнь по его заповедям.
В Вязьме есть священная могила блаженной старицы Анастасии. Живет в памяти вязьмячей ее светлый образ в памяти, который они хранят и передают из поколения в поколение.
Нет такого дня, чтобы кто-нибудь не приходил к матери Настеньке на могилку, приходят с разными заботами житейскими или просто из любопытства, которое переходит в веру. Верят в святость Настеньки, что и она по их молитвам удостоится общецерковного почитания – как великой подвижницы Христа ради юродивой, блаженной старицы.
Литература: «Старица Анастасия Вяземская» жизнеописание по воспоминаниям современников. К 50-летию со дня смерти. (ответственный редактор: Л. Жукова)
Слайд 1
«Вяземская старица Настенька: феномен пророчества и святости» Выполнила ученица 9 класса МБОУ СОШ №5 Даченкова Екатерина Руководитель Даченкова Елена ВикторовнаСлайд 2
Как повествует предание, блаженная старица Настенька, так ласково ее звали в народе, прожила далеко за сто лет. Ссылаясь на свидетельство о смерти, Филиппова Анастасия Филипповна умерла 27 мая 1959 года в возрасте 117 лет. Причина смерти- хронический бронхит легких. Место смерти- д. Старая деревня, Вяземского района Смоленской области.
Слайд 3
Воскрешение младенца относится ко времени крепостного права, теперь невозможно определить: миф это или достоверность. Но есть ли необходимость?
Слайд 4
27 мая 1959 года, вечером, около девяти, легла Настенька на пол. Обложила себя иконами, а икону Тихвинской Божьей Матери к груди приложила: «…А с этой будем отходить».
Слайд 5
Могила блаженной Настеньки находится за Екатерининской церковью, что на кладбище.
Злая мать и добрая тётя
Л. Нечаев. Яма
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
10 осенних мастер-классов для детей
Выбери путь