Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в данный момент физическая культура и спорт являются основным фактором здоровья. Знать историю развития физической культуры необходимо каждому из нас.
Цель проекта: собрать информацию об Истории физической культуры и проверить, как учащиеся знают данную тему.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа " История Физической культуры" | 46.03 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №422
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
ТЕМА ПРОЕКТА
История физической культуры
Тип проекта
Индивидуальный информационно-познавательный
Ученицы 8 «А» класса
Кулигиной Элины Антоновны
Руководитель проекта
Учитель физической культуры Маркова Мария Михайловна
г. Кронштадт
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………....3
Основная часть………………………………………………….4
Заключение……………………………………………………10
Использованная литература………………………………….11
Приложение 1…………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в данный момент физическая культура и спорт являются основным фактором здоровья. Знать историю развития физической культуры необходимо каждому из нас.
Цель моего проекта: собрать информацию об Истории физической культуры и проверить, как учащиеся знают данную тему.
Выбирая тему проекта, я поставила перед собой следующие задачи:
- подобрать информацию по данной теме
- раскрыть тему
- привести исторические факты
- провести среди учащихся своего класса социологический опрос и предоставить анализ данных
Проектный продукт: результатом моей проектной работы должен стать социологический опрос ( Приложение 1)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. История развития физической культуры
Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями; как «обработка», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей, в частности, «преобразование своей собственной природы».
Физическая культура - это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.
В целях развития и совершенствования человека физическая культура использует возможности индивидуума, естественные силы природы, достижения наук о человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии, физиологии, и др.
Представляет интерес и то, что у многих народов появляются традиции и обычаи использования физической культуры. Например, юношам не разрешалось жениться, пока не будут выполнены определенные тесты - испытания, а девушкам - выходить замуж до тех пор, пока они не докажут приспособленность к самостоятельной жизни.
Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать», физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой - с 15-летнего.
Примером, характеризующим уровень развития физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение Олимпийских игр.
Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон - кулачный боец, математик и философ Пифагор - олимпийский чемпион, Гиппократ - пловец, борец.
Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес у греков, Гильгамес у вавилонян, Самсон у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич у славян. Люди, возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания.
Древнейшими и самыми важными были игры, впервые устроенные в 776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх, получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.
Так же, как и в Греции с раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима.
В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.
В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции.
Военно-физическое воспитание характерно для средних веков. Воин-рыцарь должен был овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и умением слагать стихи.
Но мало взять в руки оружие - им надо уметь отлично пользоваться. Для этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного возраста. Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспехи.
Рыцарь - индивидуальный боец. Он профессионал от рождения и в военном деле равен любому из своего сословия вплоть до короля. В бою он зависит только сам от себя и выделиться, быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня. И он показывал это всеми силами. С конца XI-го века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими боевые действия.
С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм.
23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет - МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.
По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в столице Греции на Панафинийском стадионе.
2. Развитие физической культуры в России
Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры, плавание, ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси. Широко применялись и различные игры: в лапту, городки, бабки, чехарду и многие другие.
Физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью. В физических упражнениях, распространенных среди русских в XIII-XVI вв. был ярко выражен их военный и полувоенный характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями были на Руси любимыми народными развлечениями.
Большой популярностью среди русских пользовался бег на лыжах, катание на коньках и салазках и т.д. Одним из самобытных средств физического воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для того, чтобы показать свою ловкость и бесстрашие (например, охота на медведя с рогатиной).
Чрезвычайно своеобразно проводилось на Руси закаливание. Общеизвестен русский обычай сразу после пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обтираться снегом.
В дальнейшем физические упражнения все более применяются в учебных заведениях, и особенно в системе воинского воспитания. Большая заслуга в этом принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову.
Во второй половине XIX в. среди молодежи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. Появляются первые гимнастические и спортивные общества и клубы. В1897 г. в Петербурге была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. организован Всероссийский футбольный союз, объединивший 52 клуба.
С приходом советской власти, преследуя цель массовой военной подготовки трудящихся и воспитания физически закаленных бойцов армии, в апреле 1918 г. был принят Декрет об организации всеобщего военного обучения. За короткий срок было построено 2 тыс. спортплощадок.
В постановлении от 13 июля 1925 г. были определены сущность физической культуры и ее место в советском государстве, подчеркнуто ее воспитательное значение, указано на необходимость вовлечения в физкультурное движение широких масс рабочих, крестьян, учащейся молодежи. В честь 10-летия физической культуры в СССР в 1928 г, была проведена Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников.
В 1931-1932 гг. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн. человек. В 1939 г. ввели новый усовершенствованный комплекс ГТО и в этом же году учреждается ежегодный праздник - Всесоюзный день физкультурника. Политика государства была направлена и на развитие массового туризма. Секции туризма, альпинизма - скалолазания и позже спортивного ориентирования были в послевоенные годы почти в каждом учебном заведении, на предприятиях, заводах.
В годы В.О.в советские спортсмены внесли свою лепту в победу над врагом. Ряду спортсменов было присвоено звание Героя Советского Союза. Неоценимую помощь Советской Армии оказывали лыжники, пловцы.
После 1948 г. спортсмены СССР свыше 5 тыс. раз обновляли всесоюзные рекорды и почти тысячу раз - мировые. Большую роль играли проходившие Спартакиады народов СССР.
В 1957 г. было более 1500 стадионов, свыше 5 тыс. спортплощадок, около 7 тыс. гимнастических залов, открыт стадион им. В.И. Ленина в Лужниках и т.д.
РССС (Российский студенческий спортивный союз) объединяет спортивные клубы, различные физкультурные организации более 600 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны.
3. Анализ данных социологического опроса.
Мною был проведён опрос среди учащихся на знание Истории физической культуры. Сравнительная диаграмма для ознакомления приведена ниже
Как видно из данных сравнительной диаграммы, учащиеся мало знают об Истории физической культуры, т.к. в процентном соотношении это меньше 70 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования.
В данной работе мною рассмотрен путь, который сделала физическая культура за долгое время своего существования. В частности, уделено внимание и олимпийскому движению, преодолевшему много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что олимпийские игры живы и по сей день. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире. При этом стоит помнить, что занятие профессиональным спортом немыслимо без занятий основами физической культуры.
Я думаю, что для того что бы лучше знать историю физической культуры, необходимо на уроке физкультуры чаще вспоминать об этом, как можно больше читать информационных источников, и по завершению проходить тестирование.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Социологический опрос для учащихся на тему
« История Физической культуры»
А) собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр.
Б) гладиаторские бои становятся популярными.
2. Как звали первого президента МОК (Международный Олимпийский комитет)?
А) Николай Панин-Коломенкин.
Б) Пьер Де Кубертен.
3. В каком году по решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в столице Греции на Панафинийском стадионе.
А) В апреле 1896 г.
Б)В феврале 1990г.
4. Какому великому русскому полководцу принадлежит заслуга в том, что физические упражнения стали применяться в учебных заведениях, и особенно в системе воинского воспитания?
А) А.В. Суворову.
Б) С. В.Рахманинову.
5.В каком году прошли первые Олимпийские игры в России?
А)1754 г.
Б) 1980 г.
Свадьба в Малиновке
"Портрет". Н.В. Гоголь
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Сказка на ночь про Снеговика
Два петушка