Исследовательская работа о роли природы в цикле романов о Гарри Поттере
Вложение | Размер |
---|---|
rol_prirody_v_tsikle_romanov_o_garri_pottere_angliyskoy_pisatelnitsy_dzhoan_rouling.docx | 41.38 КБ |
prezentatsiya_k_tezisam.pptx | 2.41 МБ |
МБОУ «Заинская общеобразовательная школа №6»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Роль природы в цикле романов о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг.
Работу выполнил
ученик 6 класса
Андреев Даниил
Руководитель
учитель английского языка
Конюхова О.А.
2017 год
Содержание работы.
1.Введение_________________________________________________стр. 3
-актуальность темы
-предмет изучения
-объект изучения
-цель работы
-задачи
-методы изучения
-практическое значение
2.Основная часть___________________________________________стр. 5
- Обзор литературы по проблеме в Интернет - источниках.
- Анализ литературного текста романов:
3.Заключение______________________________________________стр. 11
-выводы
4.Список литературы________________________________________стр. 12
Приложение
Введение.
Романы о Гарри Поттере являются отдельным явлением в современной литературе и массовой культуре. Серия книг о мальчике-волшебнике стала признанным бестселлером во всем мире, будучи переведенной на 67 языков мира. Она удостоилась множества литературных премий, завоевала миллионы фанатов; были сняты киноверсии всех романов, в интернете появилось огромное количество фан-сайтов и блогов, посвященным любимым героям. Пытаясь понять секрет такого оглушительного успеха, ученые и журналисты пишут статьи и научные работы со своими объяснениями и идеями. Все сходятся в том, что романы очень многогранны, содержат в себе широкий набор тем: тема выбора между добром и злом, тема дружбы и любви, тема взаимоотношений родителей и детей, преподавателей и учеников, темы власти и ответственности, тема взросления, преодоления трудностей на жизненном пути. Прочитав эти книги, невозможно сказать, что простые истины, о которых говорит Джоан Роулинг, устарели. Я сам являюсь поклонником этих романов, прочел все, кроме последнего и мне стало интересно исследовать еще одну тему, о которой в разных источниках говорится не так уж много. Мы выдвинули гипотезу, что в таком богатом на темы цикле просто не может не развиваться такая важная идея, как взаимодействие человека и природы, ведь жизнь человека и природы неразделимы.
Предмет исследования. Творчество английской писательницы Джоан Роулинг, в котором отражена роль природы в жизни человека в период взросления, воспитательный и образовательный потенциал ее произведений.
Объект исследования: текст первых шести романов о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг на русском языке, с частичным изучением отрывков в оригинале.
Цель работы: выяснить насколько важное место занимает природа в жизни подрастающего человека на примере литературных произведений Джоан Роулинг; формировать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе, всему живому; прививать интерес к изучению языка.
Задачи:
-ознакомиться с Интернет-ресурсами о произведениях Д. Роулинг;- изучить и проанализировать текст романов в соответствии с темой исследования;
-показать, как раскрывается эта проблема в произведениях и насколько она важна;
- представить исследовательский материал на конференции.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературного текста романов; - изучение Интернет – ресурсов.
Практическое значение: Работа имеет образовательный и воспитательный потенциал. В русле образования: популяризация данного цикла романов способствует развитию любви к чтению среди детей и подростков, что очень актуально в наше время; использование отрывков на языке оригинала позволяет улучшить словарный запас, закрепить грамматические конструкции, повысить мотивацию к изучению языка. В русле воспитания: можно использовать материал данной работы для проведения разнообразных внеклассных мероприятий, классных часов по экологическому воспитанию.
Обзор литературы по проблеме в Интернет - источниках.
Мы рассмотрели несколько источников из интернета, чтобы выяснить, какие авторы проводили исследование по нашей теме. Мы изучили материал из Википедии, раздел «Темы и смысловое содержание», но не обнаружили упоминания темы взаимодействия человека и природы. Далее мы рассмотрели фрагменты статьи «Символизм романа Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер» Ковалевой М.Ю. в Электронном научно-практическом журнале «Гуманитарные научные исследования». В статье подробно рассматривается символика животных и деревьев. Так, тис – дерево бессмертия, часто встречается на английских кладбищах. Неудивительно, что волшебная палочка главного отрицательного героя, Волан-де-морта, сделана именно из этого дерева. Палочка Гарри сделана из остролиста (падуба). В скандинавской мифологии падуб связывали с Тором – богом, властвующим над молниями. Отличительная черта Гарри – это шрам в виде молнии на лбу. Древние кельты считали, что падуб волшебным образом защищает их жилища. И палочка Гарри не раз защищала его, спасала ему жизнь.
Следующий изученный нами источник – статья «Перевод имен собственных и реалий в произведении Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната» В статье собраны и классифицированы различные реалии, в том числе из мира природы. Но, к сожалению, они представлены просто в виде списка. Остальные статьи и исследования, найденные нами рассматривают либо историю написания романов, либо различные стилистические и языковые особенности этих произведений. Тема взаимодействия природы и человека слабо затронута.
Таким образом, мы убедились, что мы выбрали для исследования действительно актуальную тему.
Анализ литературного текста романов
Начнем с первого романа серии «Гарри Поттер и философский камень». Первую сцену столкновения с миром природы мы наблюдаем, когда Гарри идет в зоопарк и встречает там удава из Бразилии. Мы видим, как Гарри сочувствует змее, умеет сопереживать: «На месте удава он сам умер бы со скуки – никакой компании, кроме глупых людей, барабанящих по стеклу и досаждающих целый день. Это было еще хуже, чем жить в чулане под лестницей…Он, по крайней мере, мог еще и ходить по всему дому. » (1) Далее сюжет развивается и мы, вместе с Гарри, попадаем в Хогвартс – Школу для юных волшебников. В школе четыре факультета, чьи названия взяты из мира животных. Гриффиндор, символизируемый львом – место учебы для храбрых и благородных студентов. Когтевран и его символ орел для умных и сметливых. Слизерин и змея привечают хитрых и изворотливых. Пуффендуй и барсук для упорных и честных. Таким образом, мы видим, что люди стремятся наделить природу человеческими чертами, тесно вплести ее в свою жизнь.
Сама территория школы находится в живописном месте между озером и Запретным лесом. В школе есть оранжереи, совятник и избушка лесничего. Хагрид – лесничий – страшный внешне, но очень добрый душой, огромный полу великан, который относится к природе с большой любовью. Для него нет страшных зверей, он дружит и с огромными пауками, и с мифическими гиппогрифами и однажды даже пытался вырастить птенца дракона. Примечательно, что страшному трехголовому псу он дает милое имя – Пушок. У него есть и питомец – собака по кличке Клык, крупный, но трусливый пес, которого Хагрид, тем не менее, очень любит. Питомцы есть у всех главных героев книги, и они показывают пример хорошего отношения к своим друзьям-животным.
В книге есть эпизод, где Гарри, получив наказание, вынужден патрулировать Запретный лес. В лесу происходят страшные вещи – кто-то убивает единорогов – невинных и беззащитных существ. В этом эпизоде мы еще раз можем удостовериться, что Гарри умеет сострадать, сопереживать. Ему страшно, но он не думает о себе, а хочет помочь. И вот он видит единорога: «Это действительно был единорог, и он был мертв. Никогда еще Гарри не видел ничего более прекрасного и более печального.» (2)
Во втором романе «Гарри Поттер и тайная комната», главному герою и его другу Рону Уизли приходится лететь в школу на волшебном автомобиле. Они не справляются с управлением и врезаются в Гремучую Иву (Whomping Willow). Это дерево, охраняющее вход в древнюю хижину, дерево старое и драчливое. Но не от того, что оно злое, а от того, что это его долг. И дерево честно его исполняло. Когда мальчики повредили дерево, учитель травоведения, профессор Росток, наложила на сломанные ветки шины, как человеку на сломанную руку. «Руки профессора Росток были полны бинтов и повязок, и, ощутив еще один укол вины, Гарри разглядел вдалеке Гремучую иву, и на некоторые ее ветвей был наложен гипс» (3) Этот эпизод учит нас пониманию, что природа вокруг нас живая и способна чувствовать боль.
Представители царства животных – пауки – также сыграли важную роль в сюжете книги. Следуя за пауками, Гарри и Рон смогли открыть тайну преступлений свершившихся в школе. Это потребовало от них немалой храбрости, но они поняли, что можно договориться даже с пауками. Рисуя характер старого паука по имени Арагог, Джоан Роулинг показывает его благородным и способным ценить доброе отношение, дружбу и испытывать чувство благодарности. «Хагрид мой хороший друг и он хороший человек. Когда меня обнаружили и обвинили в смерти девочки, он защитил меня. С тех пор я живу здесь, в лесу, а он так же приходит навестить меня. Он даже нашел мне жену, и ты видишь, как выросла наша семья, все благодаря его доброте.» «И ты никогда – никогда на атаковал кого-либо? Никогда…Мой инстинкт подталкивал меня на это, но из уважения к Хагриду, я ни разу не причинил вреда человеку» (4) В финале книги Гарри почти погибает, но его спасает птица феникс. «Ярко-алое пятно проплыло мимо и Гарри услышал мягкий цокот коготков рядом с собой…Фокс, произнес Гарри с трудом, Ты великолепен, Фокс…Он почувствовал, как прекрасная птица опустила голову на то место, которое пронзил змеиный клык…» (5)Даже будучи в тяжелом состоянии, Гарри умеет чувствовать красоту. Птица излечивает Гарри своими слезами, избавив от яда василиска. Затем она помогает друзьям выбраться из подземелья, буквально выносит их на своих крыльях. Кстати, этот феникс – любимый питомец директора школы Дамблдора, мудрого, справедливого и доброго волшебника.
В третьей книге под названием «Гарри Поттер и узник Азкабана» мы являемся свидетелями многих эпизодов взаимодействия людей и животных.
В зоомагазине Рон не желает расставаться со своей крысой, хоть она и старая и не обладает никакой магией, он остается верен старому питомцу. «Если ты ищешь что-нибудь получше, ты мог бы купить одного их них – она показала на черных крыс, которые снова начали быстро прыгать. Выпендрёжники, - пробормотал Рон» (6)
Подруга Гарри Гермиона купила себе питомца – кота, также не самый лучший экземпляр, но она сияла от радости и гордости за него. «Ты купила того монстра? – спросил Рон…Он великолепен, не правда ли? – сказала Гермиона, сияя. Как кому, - подумал Гарри. Рыжий мех кота был густой и пушистый, но он определенно был немного кривоног, а его морда выглядела сварливой и странно сплющенной, как будто он с разбегу ударился головой о кирпичную стену... Бедный Жулик (пожалела его Гермиона), волшебница в магазине сказала, что никто не хотел его покупать. Не пойму, почему, - саркастически произнес Рон» (7) В этом эпизоде автор показывает нам, что любят не за внешность или достоинства, а просто так, без условий.
Далее следует сцена с Хагридом в качестве преподавателя ухода за магическими существами. Тут будет уместно вспомнить историю с кусачей книгой. Все ученики боялись открывать волшебную книгу, опасаясь быть укушенными. Однако секрет обращения с книгой оказался очень простым. «Что, никто не смог открыть свою книгу?, - удрученно спросил Хагрид. Класс покачал головами. Их просто нужно ласково погладить, - сказал Хагрид так, как будто это была самая очевидная вещь на свете…» (8) Во время урока Гарри успешно проходит тест на вежливость и гиппогриф Клювокрыл – полулошадь, полуптица благосклонно принимает его внимание и даже катает его на спине. Однако Малфой, будучи грубым, получает ранение. Гиппогрифа должны были казнить, но Гарри и его друзья спасают его.
В целом, эта книга, наверное, более чем все остальные пронизана идеей, что человек и природа неразделимы. Преподаватель защиты от темных сил оказывается волком-оборотнем, крестный Гарри – анимагом, который умеет превращаться в собаку, кот Гермионы помогает ему, а крыса Рона также оказывается магом. Защитное заклинание – Патронус- предстает у каждого волшебника в виде того зверя, который ближе по духу, по привычкам. Все это показывает, что природа и человек неразделимы. Заботиться о природе - означает заботиться о себе.
В четвертой книге серии «Гарри Поттер и Кубок Огня» не так уж много ссылок на природу, но все же есть пара важных символов. Так, Гарри преуспевает в испытании на кубок волшебников при помощи волшебной водоросли. И более крупный эпизод: битва между Гарри и Волан-де-Мортом, когда их волшебные палочки отказываются действовать друг против друга, так как содержат в сердцевине перья одной и той же птицы.
Следующая книга, «Гарри Поттер и Орден феникса» еще меньше говорит о природе, повествование смещается в замкнутые помещения. Однако есть упоминание о фестралах – одной из пород крылатых лошадей, хищных по своей природе, но их возможно одомашнить. В Хогвартсе шесть фестралов, первый из которых является любимчиком Хагрида. В романе фестралы играют важную роль: они доставляют Гарри и его друзей в Министерство магии и уносят их оттуда после битвы. Страшные на вид существа описаны в романе с теплотой и симпатией. «Между двух деревьев стояли два фестрала, их белые глаза жутко сияли. Животные наблюдали на тихим разговором, как будто бы понимали каждое слово. Да! – воскликнул он. Они качнули своими змеиными головами, отбрасывая назад черные длинные гривы, и Гарри с удовольствием протянул руку и похлопал по ближайшей лощеной шее. Как только он мог когда-то считать, что они безобразны?» (9)
В следующей книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка.» мы наблюдаем за печальными событиями. Умирает паук Арагог, и Хагрид так расстроен, словно потерял друга-человека. «Не каждый может оценить, насколько они прекрасны, сказал Хагрид, и слезы стекали из уголков его глаз » (10) Второе печальное событие – это гибель директора школы Дамблдора. Его оплакивает его питомец феникс. «Где-то в темноте пел феникс, и подобного Гарри никогда не слышал в своей жизни. Это была горестная песнь ужасающей красоты. И Гарри понял, что музыка была внутри него, а не снаружи; это было его собственное горе, волшебным образом превращенное в песню… » (11)
Заключение
Нами был изучен текст шести романов о Гарри Поттере с целью выяснить насколько важное значение играет мир природы в жизни человека на примере творчества популярной английской писательницы, формировать экологическую культуру, любовь ко всему живому. Мы выдвигали гипотезу, что в таком богатом на темы цикле просто не может не развиваться такая важная идея, как взаимодействие человека и природы, ведь жизнь человека и природы неразделимы. Наша гипотеза подтвердилась, и мы пришли к некоторым выводам:
1.Природа занимает важное место в жизни человека. Реалии природы присутствуют в романах во всех жизненных областях: животные дают названия факультетам школы, растения учат долгу и ответственности, настоящие и выдуманные живые существа демонстрируют человеческие качества главных героев.
2.Известно, что каждый роман охватывает год жизни героев, и они возвращаются в каждую новую книгу повзрослевшими на год. Мы заметили, что по мере взросления героев в книгах все меньше внимания уделялось реалиям природы. Мы считаем, что автор хотела показать, что дети более восприимчивы к общению с природой, а взрослые забывают, что они тоже часть этого живого мира. Наверное, поэтому, именно взрослые устраивают экологические катастрофы, истребляют животных и растения, думая лишь о выгоде.
3. Именно отношение к природе, к другим живым существам делает человека человеком. Умение сочувствовать, быть милосердным, уметь любить, дружить, сопереживать, видеть в окружающем мире красоту и уникальность , быть способным не судить по внешности, а уметь заглянуть в душу – таковы основные черты настоящего человека.
Мы считаем, что цель нашего исследования достигнута.
Список литературы
1. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». – М.: Росмэн-Пресс, 2005.
2. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната». – М.: Росмэн-Пресс, 2005.
3. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
4. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня». –М.: Росмэн-Пресс, 2006.
5. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
6. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Принц-полукровка». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
7. Ковалева М.Ю. Символизм романа Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»//Гуманитарные научные исследования. 2013. №5 (Электронный ресурс). URL: http://human.snauka.ru
Приложение
It was the unicorn all right, and it was dead. Harry had never seen anything so beautiful and sad.
“So you never — never attacked anyone?” “Never,” croaked the old spider. “It would have been my instinct, but out of respect for Hagrid, I never harmed a human.
to Slughorn’s back, tears leaking from the corners of his crinkled eyes.
in a way Harry had never heard before: a stricken lament of terri-
ble beauty. And Harry felt, as he had felt about phoenix song
before, that the music was inside him, not without: It was his own
grief turned magically to song that echoed across the grounds and
through the castle windows.
Слайд 1
Роль природы в цикле романов о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг . Работу выполнил ученик 6 Б класса МБОУ «ЗСОШ «6» Андреев Даниил Руководитель учитель английского языка Конюхова О.А.Слайд 3
ГИПОТЕЗА : в таком богатом на темы цикле романов просто не может не развиваться столь важная идея, как взаимодействие человека и природы, ведь жизнь человека и природы неразделимы.
Слайд 4
Цель работы : выяснить насколько важное место занимает природа в жизни подрастающего человека на примере литературных произведений Джоан Роулинг ; формировать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе, всему живому; прививать интерес к изучению языка. Задачи : - ознакомиться с Интернет-ресурсами о произведениях Д. Роулинг ; - изучить и проанализировать текст романов в соответствии с темой исследования; - показать, как раскрывается эта проблема в произведениях и насколько она важна ; Методы исследования: - изучение и анализ литературного текста романов; - изучение Интернет – ресурсов.
Слайд 5
В интернет источниках очень мало информации по нашей теме.
Слайд 6
He wouldn't have been surprised if it had died of boredom itself -- no company except stupid people drumming their fingers on the glass trying to disturb it all day long. It was worse than having a cupboard as a bedroom …
Слайд 7
Хогвартс – Школа для юных волшебников . В школе четыре факультета, чьи названия взяты из мира животных. Гриффиндор , символизируемый львом – место учебы для храбрых и благородных студентов. Когтевран и его символ орел для умных и сметливых. Слизерин и змея привечают хитрых и изворотливых. Пуффендуй и барсук для упорных и честных.
Слайд 8
Самый главный и самый важный персонаж книги, который учит читателя любить и понимать природу – лесничий Хагрид .
Слайд 9
Professor Sprout’s arms were full of bandages, and with another twinge of guilt, Harry spotted the Whomping Willow in the distance, several of its branches now in slings.
Слайд 10
Защитное заклинание – Патронус - предстает у каждого волшебника в виде того зверя, который ближе по духу, по привычкам. Все это показывает, что природа и человек неразделимы. Заботиться о природе - означает заботиться о себе.
Слайд 11
1.Природа занимает важное место в жизни человека. Реалии природы присутствуют в романах во всех жизненных областях 2.Известно , что каждый роман охватывает год жизни героев, и они возвращаются в каждую новую книгу повзрослевшими на год. Мы заметили, что по мере взросления героев в книгах все меньше внимания уделялось реалиям природы. Мы считаем, что автор хотела показать, что дети более восприимчивы к общению с природой, а взрослые забывают, что они тоже часть этого живого мира. 3 . Именно отношение к природе, к другим живым существам делает человека человеком. Умение сочувствовать, быть милосердным, уметь любить, дружить, сопереживать, видеть в окружающем мире красоту и уникальность , быть способным не судить по внешности, а уметь заглянуть в душу – таковы основные черты настоящего человека.
Слайд 12
THANKS FOR YOUR ATTENTION!
"Портрет". Н.В. Гоголь
Ледяная внучка
Рисуем подснежники гуашью
5 зимних аудиосказок
Почта