В своей исследовательской работе Бородина Алина рассматривает мемы как активный способ интернет-коммуникации современных школьников. Работа достойна внимания как учителей, так и учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
borodina_alina_11_klass._issledovanie._2018.docx | 853.9 КБ |
XIII городская конференция проектных и исследовательских работ
школьников г. Искитима
Номинация: «Исследовательская работа»
Предметная область: «Филология»
Возрастная группа: старшая
Мемы как активный способ интернет-коммуникации
Автор: Бородина Алина, ученица 11 класса МБОУ - СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов.
Руководитель проекта: Квардакова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Контактный телефон руководителя: 8-923-249-69-11
г. Искитим, 2018
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Интернет как особое коммуникативное пространство обитания мемов 4
1.1. Основные функции веб-пространства. 4
1.2. Основные характеристики коммуникационной среды Интернет 4
Глава 2. Сущность и специфика интернет-мемов. 5
2.1. История возникновения или культурный статус мемов 5
2.2. Классификация мемов 7
Глава 3. Интернет- мем как феномен интернет-коммуникации. Причины популярности. 8
3.1. Игровая окрашенность мемов 9
3.2. Возможность достижения комического эффекта 10
3.3. Упрощенная структура информации 10
Глава 4. Результаты практических исследований 11
Заключение. 13
Список литературы 14
Приложения 15
Введение.
Школьные учителя с грустью отмечают тот факт, что современные учащиеся иногда с трудом могут объяснить значение общеизвестных фразеологизмов, а мудрые слова и поговорки русского народа, крылатые фразы из классических произведений все реже звучат в устной речи молодого поколения. Зато сленговые слова и выражения, принятые в интернет-сообществах, социальных сетях, чатах понятны каждому без перевода. Вербальные и невербальные «интернет-вирусы» мгновенно распространяются в сети, зачастую выходя за ее рамки. К подобным социолингвистическим и культурологическим феноменам интернет-языка относятся мемы. Посредством сегодняшних интернет-мемов общество не только передает информацию, но изучает само себя, свою культуру, осуществляет саморегуляцию. Мы заинтересовались этим необычным явлением, решили изучить мемы и выявить причины их популярности среди аудитории подростков.
Актуальность темы основывается на том, что Интернет сегодня – глобальный источник информации, пространство для коммуникации и творчества многих. Мем – это мощный инструмент современной коммуникации, который активно действует на аудиторию подростков и манипулирует общественным мнением. Считаем, что нельзя пренебрегать этим феноменом, необходимо научиться им пользоваться. А для этого его нужно хорошо изучить.
Цель работы: изучение мемов как активного способа современной интернет-коммуникации подростков.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
Методы исследования:
Объект исследования: интернет-коммуникация.
Предмет исследования: популярность мемов в современной подростковой интернет-коммуникации.
Гипотеза исследования: Мемы, функционирующие в сети Интернет, являются активным способом современной коммуникации подростков.
Глава 1. Интернет как особое коммуникативное пространство.
1.1. Основные функции веб-пространства.
О том, что интернет – особое коммуникативное пространство указывает в своей работе Т.Н. Колокольцева. Она говорит о том, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.[1] Опираясь на теоретические положения статьи, мы выделили три основные функции Интернета:
1.2. Также нами были определены основные характеристики коммуникативной среды Интернет:
Работа с теоретическим материалом, рассматривающим Интернет как коммуникативную площадку, позволила сделать вывод по 1 главе: Интернет – это коммуникативная среда, играющая ключевую роль в появлении интернет-мемов и обеспечивающая его массовую популярность.
Глава 2. Сущность и специфика интернет-мемов.
2.1. История возникновения или культурный статус интернет-мемов.
Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. В 1976 году английский учёный Ричард Докинз выпустил книгу «Эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки. В меметике происходит перенос концепции дарвиновской теории эволюции на человеческую культуру. В широком понимании это подход, который изучает идеи как единицы культурной информации. Термин «мем» возникает в работах Докинза как аналогия с «геном» в генетике.
Концепция мема развивается в работах другого ученого, Дугласа Рашкоффа, который переносит её на медиапространство. Книга Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» (далее – «Медиавирус») развивает идеи Докинза и переносит понятие мема в медиасреду.
Если у Докинза «мем» — это некая единица информации, аналогичная «гену» в генетике, то «мем» Рашкоффа – это сложный вирус, имеющий разное происхождение. Медиавирусами он называет те явления и события (медиасобытия), которые косвенно или непосредственно воздействуют на общество. Соответственно, в одноимённой книге Рашкофф описывает примеры того, как различные медиа воздействуют на общество и манипулируют общественным мнением.
Современные исследователи в большей степени используют понятие интернет-мем и понимают под ним конкретный феномен интернет-культуры. К примеру, Максим Кронгауз, доктор филологических наук, в статье, написанной для журнала "Наука и жизнь", "Мемы в интернете: опыт деконструкции" определяет интернет-мемы следующим образом:
"Под интернет-мемом подразумевается любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях[2]». По версии автора статьи, наиболее важными признаками интернет-мема являются:
1) краткость
2) популярность
3) коммуникативная экспансия - постоянное расширение числа пользователей, знакомых с данным интернет-мемом
4) креативный потенциал - возможность постоянного изменения, искажения источника мема и создания значительного количества пародий на него.
Кроме того, в результате подробного анализа несколько фразовых мемов, автор добавляет еще несколько важных характеристик:
5) многократное повторение ключевых фраз, которое позволяет мему лучше запомниться
6) нелепость фразы, то есть абсурдность содержания мема только способствует его распространению.
Шереметова В.С. в статье «Интернет-мем как лингвистический феномен» анализирует функционирование мема как единицы культурной информации. Она считает, что мемом может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.
Татьяна Савицкая в исследовании "Интернет-мемы" развивает схожую идею и говорит о цикле жизни интернет-мема, который, по ее мнению, включает три этапа[3]:
1) Мем представляет собой еще полуфабрикат, который активно реплицируется, но еще не оторвался от изначального контекста;
2) Мем уже стал популярнее, распространился и перестал быть юмором "для своих", он начинает переосмысляться аудиторией, происходит определенная "словесная игра", в которой создается большое количество пародий и шуток, использующих этот мем;
3) Выявляется смысловой "костяк" мема, который преобразуется и закрепляется как знак, передающий определенный смысл, общеизвестное содержание, плотно ассоциирующееся с оригиналом. Этот этап становится последним в жизни мема, постепенно он забывается и исчезает, заменяясь более свежими.
Ксенофонтова И.В. в своей работе "Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг" дает следующее определение интернет-мемам: "Интернет-мем - это явление спонтанного распространения некой информации (заметим, что не всякая информация может стать мемом) по интернету всеми возможными способами[4]». Здесь же автор обращает внимание на то, что подростки, в комментариях и на форумах бесконечно употребляя тот или иной мем, делают это ради самой деятельности: передают мем ради мема. Ксенофонтова обеспокоена тем, что подобное поведение направлено на полное обезличивание интернет-пользователя, отсутствие авторства и собственного мышления.
2.2. Классификация мемов.
Щурина Ю.В. в статье «Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации» пишет, что в современном интернет-пространстве функционируют следующие типы интернет-мемов:
Далее охарактеризуем каждый из них.
1)Текстовые мемы, как уже было сказано, представляют собой слово, словосочетание или фразу: «Превед», «Аффтаржжот», «Баян», «Это фиаско, братан», «Изи-изи, рилток, синк эбаут ит» и др. Сюда же можно отнести своеобразные клишированные обороты, начинающие или оканчивающие высказывание: Мне одному кажется, что…, Читать до конца…, и т. д. Источниками появления подобных мемов нередко становятся высказывания «рядовых» пользователей.
2)Мемы-картинки существуют в двух основных разновидностях: во-первых, узнаваемое изображение – например, «омской птицы», «Ждуна» или других персонажей; во-вторых, выполненная в графическом редакторе «Photoshop» («Фотошоп») картинка, обработанная фотография, которая получила сленговое название фотожаба. Во втором случае имеет значение не только визуальная составляющая, но и сюжет.
3)Видеомемы – комические видеосюжеты, которые размещаются на личных страницах пользователей социальных сетей, передаются друг другу по электронной почте и проч. Специфика их использования заключается в возможности неоднократного воспроизведения, повторного просмотра, в том числе коллективного. Их популярность оценивается количеством просмотров.
4)Креолизованный мем – Основными компонентами креолизованного текста являются вербальная часть (надпись / подпись) и иконическая часть (рисунок, фотография, таблица). В разных типах текстов они встречаются в различных комбинациях. Содержательная часть данных мемов, как правило, связана с филологической или лингвистической тематикой (обыгрываются распространенные языковые или речевые ошибки, стихотворные строки, имена известных писателей, значения слов и т п.).
Вывод по 2 главе: Объединив имеющиеся сведения и определения, мы сформулировали свое понятие мема:
Интернет-мем - это часть интернет-коммуникации, короткий отрывок информации, спонтанно и в короткие сроки ставший популярным в интернет-сообществе и приводящий к появлению большого количества пародий и многократных повторений самого себя в новых контекстах и ситуациях, влияющий на общественное мнение пользователей, в нашем случае, подростков.
Глава 3. Интернет-мем как феномен интернет-коммуникации. Причины популярности.
В 3 главе нами были выявлены причины популярности мемов среди подростковой аудитории.
3.1 Игровая окрашенность мемов.
Одним из проявлений творческого потенциала носителей любого языка является игра с ним. Языковая игра (лингвокреатив) – это любое намеренное отклонение от нормы, но всегда узнаваемое носителями языка. Практическое воплощение языковой игры в интернет-мемах разнообразно. ВишняковаА.В.[5] рассматривает следующие: окказиональные образования, разрушение речевых клише, игра на омо-явлениях, игровая этимология. Создание окказиональных слов – это индивидуальное словотворчество. Например: «простибо» (прости и спасибо).
Следующим видом лингвокреатива в интернет-мемах является «разрушение речевых клише». Под «речевыми клише» подразумевают и фразеологизмы, и частотные сочетания, словесные штампы, популярные цитаты, афоризмы, пословицы, поговорки и др. Например: «много будешь знать, скоро расстанешься»; «повторение – мать мученья»; «лучше стыдно, чем никогда»; «планы на ветер», «пойду с горя насплюсь».
Одним из видов семантизации в условиях языковой игры является игровая этимология. Это приписывание слову значения, которое сознательно нацелено на другое истолкование известного слова (псевдозначение) ради забавы. Во всех случаях игровой этимологии присутствует элемент абсурда.
Каламбурными возможностями также обладают мемы, построенные с помощью явлений омонимии (в интернет-мемах – это омографы). Шутка состоит в графико-пространственном оформлении текста. Посередине большими буквами специально представлено слово-омограф, далее следует либо большой пробел между омографом и текстом, либо сразу представлен текст теста, но уже с меньшим по размеру шрифтом. Человек, который прочтёт слово привычным ему ударением, должен отнести себя к предложенным вариантам ответа в "тесте".
Также популярным приемом языковой игры является и обыгрывание многозначности слов: визуальный ряд отражает одно значение, а вербальный - другое, и наоборот. Например: «Вы еще курите, тогда я иду к вам».
3.2. Возможность достижения комического эффекта.
Лариса Владимировна Ухова в статье «Демотивационный постер как жанр современной интернет-коммуникации» рассматривает демотиватор (разновидность мема) как речевой жанр сетевого юмора. Она выделяет ряд особенностей сетевого юмора:
Подпись к демотиватору «Горе от ума» заставляет вспомнить одноименное классическое произведение А.С. Грибоедова, но изображение задает иной вектор рефлексии: гора держит в руках письмо, на увеличенной копии которого видно, что имя получателя «Гора», а отправителя – «Ум». Таким образом, подпись нужно читать следующим образом «Гореʹ от ума» (меняя ударение). В представленном демотиваторе заложен эффект обманутого ожидания, что делает постер интересным и запоминающимся, а его автора характеризует как человека с неординарным лингвистическим мышлением.
3.3. Упрощенная структура информации.
Змазнева О.А.[6] утверждает, что мем воспроизводит в новой информационно-коммуникативной среде такие видовые характеристики массовой культуры, как упрощенная подача проблематики, опора на стереотип, ориентированность на гомогенную аудиторию, быстрая доступность, быстрая забываемость, оперирование средней языковой нормой. Главной угрозой, считает автор, является перспектива отказа от возможности рефлексивного восприятия. Подростку в информационном обществе в принципе нет необходимости мыслить и понимать окружающий мир, мир сам навязывается ему в виде готовых схем взаимодействия с миром. Человек пребывает в действенном мире в роли субъекта манипуляции. А это уже симптом главной болезни общества массового типа – отсутствия индивидуальной воли.
Вывод по 3 главе: Теоретический материал, с которым мы работали, позволил выявить следующие причины популярности мемов: это популярность первоисточника; моментальная скорость распространения посредством Интернета; частота повторов; уникальная способность трансформироваться; игровой компонент, пробуждающий творческую активность; комический эффект; упрощенная структура информации.
Глава 4. Результаты практических исследований
Следующим этапом работы был опрос респондентов, ими стали учащиеся 7, 10 и 11 классов нашей школы. Чтобы проверить, насколько наше исследование является актуальным, а предположения - верными, мы обратились к аудитории подростков. (Приложение 1)
I. Для того чтобы сравнить то, как часто подростки употребляют мемы в реальном и виртуальном общении, мы задали следующие вопросы: «Как часто вы используете мемы в повседневном реальном общении?», «Часто ли вы используете мемы в интернет-общении?»
Из представленных выше диаграмм можно сделать вывод, что подростки активно используют мемы в интернет-коммуникации и две трети иногда употребляют их в своей повседневной речи.
II. Чтобы узнать источники распространения мемов среди подростков, были предложены вопросы: «Подписаны ли вы на сообщества в социальных сетях, специализирующихся на размещении постов с мемами?» «Откуда вы узнаёте о новых мемах?»
Вторая часть опроса показала, что основными источниками распространения мемов являются социальные сети и видеохостинг «YouTube», которые очень популярны среди подростковой аудитории.
III. 3 часть опроса была посвящена причинам популярности мемов.
На диаграмме видно, что основной причиной популярности мемов, по мнению респондентов, является их юмористическая окрашенность.
А самым популярным мемов 2018 оказался мем, созданный в 11А классе.
Также школьникам предлагалось назвать самые популярные «мемасы» 2017 года. Все респонденты без каких-либо затруднений справились с этой задачей, назвав как минимум 5 мемов. Победителями стали: «хайп», мемы о Диане Шурыгиной, «изи-изи, риал ток». Исходя из этого, можно сделать вывод: мемы – это действительно активный способ коммуникации подростков. Об этом же говорил Максим Кронгауз на лекции, посвященной лингвистическим итогам 2017 года, в Доме ученых Академгородка.
Заключение.
На основе вышеизложенного материала можем заявить, что цель работы выполнена: мы выявили особенности интернет-мемов, отметили основные причины их популярности, наша гипотеза нашла своё подтверждение: мемы, функционирующие в сети Интернет, являются активным и легкодоступным способом современной коммуникации подростков.
Также с уверенностью можем сказать, что наряду с презентациями, схемами, опорными конспектами, таблицами можно на вооружение педагогам взять использование интернет-мемов (Приложение2)
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями русского языка и литературы и классными руководителями при проведении уроков, направленных на повышение уровня культуры речи школьников; внеклассных мероприятий, посвященных культуре поведения в сети Интернет.
Литература
1. Вешнякова А.В. Лингвокреативный аспект интернет-мемов.Санк-Петербург. Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.№4, 2016.
2. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.
3.Змазнева О.А., Исаева Н.В. Феномен интернет-мема. М. Русская речь. 2014.
4. Колокольцева Т. Н. Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка // Грани познания. – № 4. Волгоград, 2014.
5.Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.:Астрель, 2013.
6.Кронгауз М.А. Мемы в интернете: опыт деконструкции. М. Наука и жизнь, 2012.
7. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг. // Интернет и фольклор. Сборник статей. Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009.
8. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-кльтура тайно воздействует на наше сознание. ЛИТМИР. Электронная библиотека.
9. Савицкая Т.А. Интернет-мемы как феномен массовой культуры. Журнальный клуб Интелрос. №5,2014.
10. Ухова Л.В. Демовационный постер как жанр современной интернет-коммуникации. Ярославский педагогический вестник.2014.№1.
11. Шереметова В.С. Интернет-мем как лингвистический феномен.
https://interactive-plus.ru/ru/action/243/imprint
12. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации.М. Филология. №3,2012.
Приложение 1
Опрос респондентов
1.Как часто вы используете мемы в повседневном реальном общении?
А) очень часто В) очень редко
Б) иногда Г) никогда не использую
2. Подписаны ли вы на сообщества в социальных сетях, специализирующихся на размещении постов с мемами?
А) да Б) нет
3.Часто ли вы используете мемы в интернет-переписке?
А) часто Б) редко В) иногда Г) никогда не использую
4. Откуда вы узнаёте о новых мемах?
А) Социальные сети Б) Имиджборды (2ch, 4chan, Пикабу и т.д.)
В) YouTube Г) от друзей
Д) другое
5. Назовите самые популярные мемы 2017 года.
6. В чем заключается, по вашему мнению, популярность мемов?
А) игровая составляющая мемов Б) юмористическая окрашенность (прикол)
В) остроумие, сочетающееся с упрощенностью Г) другое
Приложение 2
Как можно использовать интернет-мемы в школьной практике.
[1] Колокольцева Т.Н. Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка// Грани познания . – 2011..№4
[2]Кронгауз М.А. Мемы в Интернете: опыт деконструкции. 2012
[3]Савицкая Т.А. Интернет-мемы. 2013
[4]Ксенофонтова И.В., Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг. 2009, с.289
[5]Вишнякова А.В. «Лингвокреативный аспект интернет-мемов»
[6]Змазнева О.А. «Феномен интернет-мема»
Яблоко
Петушок из русских сказок
Как напиться обезьяне?
Цветение вишни в лунную ночь
Убунту: я существую, потому что мы существуем