Каждый человек с рождения получает имя, которое подбирают ему его родные и близкие. Имя - это не просто красивый набор букв, радующих слух. Любое из имён откуда-то произошло и как-то образовалось в глубине веков.
Имя человека сродни визитной карточке. Полученное при рождении, оно будет сопровождать человека в течение всей его жизни, поэтому очень важно, какое из имен выберут родители для своего ребенка.
С древних времён люди полагали, что имя является основополагающей частью человеческой личности, и так как имя считалось частью человека, его души, его берегли как самое дорогое. Имя многое значило для любого человека.
Сейчас, когда взрослые люди подыскивают младенцу имя, мало кто обращается к его истинному смыслу, заложенному в имя, и соотносит его с качествами, желаемыми для своего чада. Имя сегодня существует только для обозначения человеческого существа. И, как правило, сегодня родители называют ребёнка или, следуя моде на имена, или выбирают редкое, «мало встречающееся» имя или выбирают имя по звучанию.
На мой взгляд, в современном мире при выборе имени для ребёнка немаловажно знать и откуда оно произошло, и каково его значение
Вложение | Размер |
---|---|
proishozhdenie_i_znachenie_imyon_moih_odnoklassnikov.docx | 117.23 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1 города Кызыла
Научно-практическая конференция учащихся
«Происхождение и значение
имён
моих одноклассников»
Выполнила:Минчей Марлена
Артышовна
ученица 4 «ж» класса
Руководитель: Чигжит А.И.
Кызыл, 2017г.
Содержание
Введение
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
«Имя человека – это самый
сладостный и самый важный
для него звук на любом языке».
Д. Карнеги.
Имя человека является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Многих рано или поздно начинает интересовать история собственного имени. Проблема выбора имени интересовала человечество всегда. Тенденция в выборе имён во многом зависит от капризной, переменчивой моды. Мода на имена столь же непредсказуема, как и любая другая.
Информация, представленная в моей работе, будет интересна каждому, кто задумывался о значении своего имени.
Актуальность
Каждый человек с рождения получает имя, которое подбирают ему его родные и близкие. Имя - это не просто красивый набор букв, радующих слух. Любое из имён откуда-то произошло и как-то образовалось в глубине веков.
Имя человека сродни визитной карточке. Полученное при рождении, оно будет сопровождать человека в течение всей его жизни, поэтому очень важно, какое из имен выберут родители для своего ребенка.
С древних времён люди полагали, что имя является основополагающей частью человеческой личности, и так как имя считалось частью человека, его души, его берегли как самое дорогое. Имя многое значило для любого человека.
Сейчас, когда взрослые люди подыскивают младенцу имя, мало кто обращается к его истинному смыслу, заложенному в имя, и соотносит его с качествами, желаемыми для своего чада. Имя сегодня существует только для обозначения человеческого существа. И, как правило, сегодня родители называют ребёнка или, следуя моде на имена, или выбирают редкое, «мало встречающееся» имя или выбирают имя по звучанию.
На мой взгляд, в современном мире при выборе имени для ребёнка немаловажно знать и откуда оно произошло, и каково его значение
.
Цель работы – исследовать значение имён моих одноклассников, узнать, откуда они произошли, и составить. «Антропонимический словарь имён одноклассников».
Задачи:
1.Изучить литературу по данному вопросу;
2. Исследовать происхождение и значение своего имени;
3. Проанализировать именной состав 4 «ж» класса;
4. Провести опрос среди родителей на предмет знания значения и происхождения имён своих детей; узнать, кто назвал имя и почему?
5. Провести анкетирование учащихся исследуемого класса на предмет знания происхождения и значения собственных имён;
6. Выяснить происхождение и значение имен моих одноклассников;
7. Составить антропонимический словарь происхождения и значения имен обучающегося моего класса.
Методы:
1. Анализ изученной литературы по данной теме.
2. Исследование имён одноклассников.
3. Сравнение и анализ полученных данных в результате исследования.
4. Анкетирование.
6. Обобщение.
Гипотеза.
Гипотезой работы является предположение, что большинство имена моих одноклассников исконно тувинского происхождения.
В своей работе «Происхождение и значение имён моих одноклассников» я собрала материал о происхождении личных имен в России и Туве, попыталась их сравнить. Провела исследование своего имени, социологическое исследование имён учащихся 4 «ж» класса, работала с научной литературой, выяснением значения и происхождения имён моих одноклассников.
1.Теоретическая часть.
Наука о собственных именах
Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя.
Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имён, также имеют свои собственные названия. Имена людей изучает антропонимика (от греч.антропос - человек).
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество каждого народа.
Таким образом, личное имя - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.
1.1 История русских личных имён.
В истории русских личных имен выделяются три этапа.
1. ДОХРИСТИАНСКИЙ
2. ПЕРИОД ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
3. НОВЫЙ ЭТАП, НАЧАВШИЙСЯ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦ.РЕВОЛЮЦИИ
До введения на Руси христианства, личные имена были прозвищами. В Древней Руси родители называли младенцев от внешнего вида или особых примет, от обстоятельств, при которых дети появились на свет.
Так, можно отметить имена Волк, Кот, Воробей, Горох, Береза, Рябой, Буян, Первой, Третьяк, Большой, Меньшой, Ждан, Неждан. Эти имен существуют в современных фамилиях: Волков, Третьяков, Нежданов.
Или например такие имена - Черныш, Беляк, Белой -данные по цвету волос, кожи.
Бессон, Малыш, Беляй, Чернуха, Глазко, Лобик, Миляй, Милава, Зима, Любим, Нечай, Забава, Пискун.
Давались "плохие" имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезнь, смерть: Горяин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злоба, Старой.
С введением на Руси христианства все имена этого типа были вытеснены именами церковными, пришедшими к нам из Византии. В свое время Византия собрала лучшие имена своего языка и языков соседних стран и узаконила официально, сделав именами церковными. Постепенно иноязычные имена стали привычными, своими для русских людей. Это были имена апостолов, окружавших Христа. Это такие имена как Петр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк, Татьяна. Поскольку христианство зародилось в Иудее, то в христианский перечень попало немало древнееврейских имен, таких, как Анна, Яков, Даниил.
До XVII века у русских, наряду с христианскими именами, которые давались церковью, сохранялись и старые имена, которые постепенно перешли в прозвища. Поэтому в старинных летописях, встречаются такие сложные имена, как «боярин Феодор, зовомый Дорога», «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Осташко, прозвище Первушка», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын».
В первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. После окончания гражданской войны произошли перемены-
реже стали устраивать церковные свадьбы, осуществляли гражданскую регистрацию новорожденных.
С этого времени в русский именной ряд вошли многие иноязычные имена - Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур.
Несколько раз в XX веке вспыхивала мода на западноевропейские имена: Артур, Джон, Лаура, Виолетта, Анжелика.
Кроме того, началось бурное имятворчество, в связи с революционными событиями. Появились новые имена: Томас, Мора, Интерна, Луначара, Академа, Бланкин, Ампер, Вольт, Волга, Наука, Партия, Пролеткульта, Трибун, Коммунар, Октябрина, Владлен (Владимир Ленин), Вилор, Вилен (Владимир Ильич Ленин), Пятьвчет (пятилетку в четыре года). Но эти имена не прижились в народе и не стали массовыми.
Современные имена
Модные имена
После выхода на экраны фильма "Бесприданница" имя Лариса на несколько лет стало одним из самых популярных.
После полета в космос Гагарина, первого космонавта Земли, имя Юрий стало одним из самых модных в нашей стране.
В середине 70-х в большой моде Олеси, как раз тогда про Олесю пел ансамбль "Песняры". В 80-е детей стало модно называть старинными именами, непопулярными в годы советской власти: появилось много Марф, Евдокий, Василис, Анастасий, Максимов, Денисов, Никит и Данил.
Модными были и имена по названиям цветов: Лилия, Астра, Роза
Однако мода эта быстро прошла, так как они были чуждыми для русского языка, как и многие старые имена, имевшиеся в «Святцах» (церковный календарь).
В настоящее время очень часто встречаются сокращенные формы имен. Сокращенные имена столь коротки, что нередко оказываются созвучными нескольким полным именам, и наоборот, одному полному имени может соответствовать несколько сокращенных.
Например:
Александр(а)-Ара, Аря, Аля, Алик, Ксана, Ксаня, Алексаня,
Алекса, Алексаша, Саша, Шура, Саня, Санюра, Нюра, Санюша, Нюша.
Анастасия- Настасья, Натя, Ася, Стася, Тася
Эти сокращения могут являться официальными, несмотря на ряд орфографических и произносительных отличий, так как зафиксированы в официальных документах: паспортах и свидетельствах о рождении.
Тувинский язык относится к тюркской языковой семье. В его лексике, естественно, поэтому отражен общетюркский пласт. Но наряду с этим, в силу ряда исторических причин, в лексическом составе тувинского языка в большей степени, нежели в других тюркских языках, представлены монгольские элементы. Это видно и в собственных именах.
Тувинские собственные имена по их происхождению можно разбить на три группы. Первую группу составляют исконно тувинские имена. Это значимые слова. Например, Анай 'козленок', Белек 'подарок', Маадыр 'герой', Мерген 'мудрый', Чечек 'цветок', Чечен 'изящный'.
Многие тувинские собственные имена состоят из двух компонентов: Алдын-Херел 'золотой луч', Анай-Саар 'козленок', 'доить', Белек-Байыр 'подарок', 'праздник'.
Наиболее распространенным вторым компонентом мужских имен является слово оол 'парень', 'мальчик': Ак-оол 'белый мальчик', Алдын-оол 'золотой мальчик', Кара-оол 'черный мальчик', Хеймер-оол 'младший мальчик', Чараш-оол 'красивый мальчик' и т. д.
Легко превратить перечисленные выше мужские имена в женские, заменив их второй элемент словами кыс 'девочка', 'девушка' или уруг 'ребенок', 'дочь', являющимися показателями женских имен:
Ак-кыс 'белая девушка' или Ак-Уруг 'белый ребенок', Алдын-кыс 'золотая девушка', Кара-кыс'черная девушка' или Кара-Уруг 'черный ребенок', Чараш-Уруг'красивый ребенок' и др.
Одним из показателей женских имен является аффикс -маа, восходящий к тибетскому слову 'мать'. Например: Сайлыкмаа 'синичка', Tогэринмаа'кругленькая', Чечекмаа 'цветок'.
Прибавление к одному и тому же корню определенных аффиксов, придающих основному значению различные оттенки, - довольно распространенное явление в образовании тувинских имен. Так, от мужского имени Бурбу посредством аффиксов образованы два самостоятельных имени: Бурбужал и Бур6ужап. Ср. также имена Лопсанмаа, Лопсаннаар, Лопсанчап от основы Лопсан или Чаш-оол, Чашпай, Чашпаяк от основы Чаш и др.
Ко второй группе относятся имена, связанные с буддийской религией. Имена этой группы, попав в тувинский язык, под воздействием его фонетических законов изменили свой первоначальный облик. Тувинцы так же, как и монголы, новорожденным часто давали имена буддийских божеств, вроде Долгар, Долчан, Шогжал.
Личными именами могут быть названия буддийских священных книг. Например, Дажы-Сег6е, Манзырыкчы, Чадам6а, а также слова, выражающие буддийские философские понятия, вроде Сотпа 'терпеливость', Самдан 'глубокое размышление', 'сосредоточение духа в самом себе' и др. В соответствии с днем рождения ребенка ему давали в качестве имени тибетские названия дней недели. Например, Баазан 'пятница', Бур6у 'четверг', Даваа 'понедельник'. В качестве личных имен употребляются также тибетские слова со значением добрых пожеланий, положительных качеств: Серен 'долголетие', Чимит' бессмертный' и др. или тибетские названия монашеских рангов, монастырских должностей, ламских ученых степеней, религиозных обрядов, заимствованные через монгольский язык.
Надо отметить, что в настоящее время предпочитаются имена собственно тувинские или заимствованные из русского языка, а имена, связанные с буддийской религией, даются только по традиции.
В третью группу входят имена, заимствованные из русского языка и через него из других европейских языков. Заимствование имен особенно активизировалось в последние десятилетия. Эти имена оформляются на письме так же, как в русском языке, но в их произношении наблюдаются некоторые отклонения от русского.
Вывод
Исследуя происхождения имен в, России и Туве, можно заметить сходство.
Как у россиян и тувинцев в древности давались имена-прозвища (значимые слова). Подобная традиция сохранилась у тувинцев и в наше время.
У всех этих народов существуют имена, связанные с религией.
Как у россиян и тувинцев существует мода на имена.
Имятворчество было модно только в России после Великой Октябрьской революции, но поскольку Тува является частью России, эта мода распространилась и в Туве.
Сокращение имен было популярно в России. Исконно тувинские имена не принято сокращать.
Имена, связанные с названием цветов и растении, в русских именах непопулярны, когда в Туве подобные имена очень популярны Чечек, Чингис, Чодураа, Чойган, Шенне, Артыш, Долаана.
русские | тувинцы | |
Имена-значимые слова | Горох, Береза, Рябой, Буян | Ак-оол 'белый мальчик' Чараш-оол 'красивый мальчик' Tогэринмаа 'кругленькая' |
Имена, связанные с религией | Петр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп | Долгар, Долчан, Шогжал. |
Заимствованные имена | Артур, Джон, Лаура, Виолетта, Анжелика. | Русские имена, имена иностранного происхождения. |
Имятворчество | Идея, Октябрина, Владлен, Даздраперма. | Пистолет, Трактор, Сергей Киров. |
Модные (в четь звезд эстрады, кино, литературных героев) | Юрий, Олеся, Лариса. | Аэлита - «увиденный в последний раз свет звезды". |
2. Практическая часть
2.1 Моё имя: значение и история происхождения
Свою работу я начала с исследования своего собственного имени.
Наверное, каждый ребёнок, когда он начинает себя осознавать как личность, задумываются над тем, почему ему дали при рождении такое имя. Я не являюсь исключением и однажды спросила у мамы, почему она решила назвать меня Марленой.
Имя моё родители придумал сами, потому что они очень любят друг друга, и были очень рады тому, что я родилась. Поэтому они решили назвать Марленой, чтобы передать любовь в моём имени: М – начало фамилии Монгуш, ар –первый слог отца Артыш, лена- имя матери Лена. Все это объединили и получилось имя Марлена.
Ещё я узнала из источников интернета, что есть и имя Марлена.
Значение и происхождение имени Марлена
1. Русское постреволюционное имя - имеет очень интересную историю происхождения. Согласно одной гипотезе, имя Марлен представляет собой сочетание двух знаменитых в истории революции имен: Маркс и Ленин. Поэтому имя Марлен - замечательный памятник русской культуры периода развития социализма.
2. Есть и другой путь возникновения этого имени. Известно, что имя Марлен было придумано знаменитой певицей и киноактрисой Марлен Дитрих. Родители назвали ее Марией Магдалиной в честь библейской спутницы Христа. Однако уже в 13-летнем возрасте Марлен объединила два этих имени в одно, так и получился ее псевдоним.
3. Римское происхождение – означает «любимая».
Черты характера Марлены: люди с именем Марлен обладают удивительно твердой волей. Они горды и независимы. Любят помечтать, часто живут в своем собственном, внутреннем мире. С трудом прощают обиды, хотя сами по себе дружелюбны и незлобивы. Основные черты: интуиция - общительность - восприимчивость - возбудимость. Тип: слишком возбудимы и восприимчивы. Излишне впечатлительны, особенно когда дело касается прекрасных сторон жизни. У них врожденное чувство прекрасного, способны в учебе. Хватаются за целое и не утруждают себя частностями. Любопытны, обладают хорошей зрительной памятью.
Известные люди с именем Марлена: Знаменитые тёзки: Марлен Дитрих; Марлен Мартынович Хуциев, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, народный артист СССР, председатель Союза кинематографистов России; Марлен Иосифович Пекарский, профессор кафедры гистологии и эмбриологии Педиатрического факультета РГМУ, один из крупнейших специалистов по гомопаузу.
2.2 Социологическое исследование имен, учащихся 4 «ж» класса
1 этап. Первоначально я проанализировала имен учащихся своего класса по списку. В нашем классе обучается 35 человек. Мы являемся обладателями 14 мужского и 21 женского имён, имена одноклассников не повторяются.
Чаще всего у них имена начинаются с буквы «А» - 13 , что составляет 37 процентов от общего количества исследуемых, затем идет имена, начинающиеся с буквы «Д - 4 это 11 процента, и буквы «С», «В», «Э» по 3, что составляют 8 и 9 процентов, буква «Ш» - 2 имени, это 6 процентов. (Приложение 1)
Вывод: В нашем классе наиболее популярны имена, начинающиеся с буквы «А».
2 этап. Провела опрос среди родителей, чтобы выяснить, почему каждому человеку родители дают именно такое имя, а не какое-то другое. Было опрошено 35 родителей. Они ответили на следующие вопросы:
(Приложение 2)
Да -23, это составляет 62 процента от общего количества родителей; нет – 12, это – 34 процента. Вывод: большинство родителей знают значения имени своего ребенка. (Приложение 3)
Да – 16, это составляет 45 процентов;
Нет – 19, это – 54 процента.
Вывод: Половина из опрошенных родителей не знают происхождение имени своего ребенка. (Приложение 4)
Например: Алена – мать, Юра – отец, сложили буквы получилось имя Аюна, Айдын – отец, Оксана – мать произошло имя Айдан.
Например: Дан-Хаяа, Даяна, Сюзана – Сайзана, Ачыты – Эчис, Айда-Сай – Айдана,Ай-Даш, Ай-Темир, Айгюль – Ай-Суу)
Таким образом, родители большинство выбирают имена для своих детей, те имена, которые им нравятся, и учитывая религию буддизма,
а на втором – в честь знаменитых людей; одинаковое начало букв имен и схожие по звучанию с именами детей;
на третьем – родители сами придумали имена своим детям, сложив буквы отца и матери получалось новое имя.
Родители – 26 (74 %)
Бабушка – 2 (2%)
Сестра – 1 (2%)
Дядя -1 (2%)
Ламы – 5 (14%)
Вывод: в основном, имена дают детям родители. (Приложение 6)
На вопрос анкеты «Знаешь ли ты значение своего имени?» из 35 учащихся 22 учащихся (62 %) не знают значения своего имени, а некоторые называют его неверно.
Вывод: Большинство из моих одноклассников не знают значения своего имени.
Для выяснения происхождения и значения имён одноклассников потребовались словари: этимологический словарь тувинского языка, тувинско-русский словарь, толковый словарь, научные работы тувинских ученых и Интернет-ресурсы, при помощи которых составила «Антропонимический словарь происхождения и значения имён моих одноклассников» (Приложение 8).
Изучив происхождение имен моих одноклассников, выяснила, что из 35 учеников у ____ (___%) исконно тувинского происхождения; ____ (___%) имена, связанные с буддийской религией, ____ (____%) – монгольского , ____ (___%) – тюркского, заимствованные - ____ (___%)
Таким образом
Изучив значение имён одноклассников, я пришла к выводу, что в классе лидируют имена со словом «Ай»:Айгюль, Айда-Сай, Айдан, Аймилат. Два последние имена придумали сами родители, но в составе имён отцов (Айдан – отец Айдын, Аймилат – отец Ай-Мерген) есть слово «Ай», поэтому относятся к этой группе.
Последнее время родители чаще стали обращаться к буддийским ламам при выборе имени своему новорожденному ребенку. Поэтому лидируют имена, связанные с буддийской религией, например, в честь буддийских божеств и святых книг: Памо, Долаан, Очур, Алдын-Херел. По лунному буддийскому календарю и днем рождения ребенка ламы советуют назвать подходящее имя. Например: Венера, Гарма – звезда; Шенне, Артыш – названия цветка и можжевельника; Аржаана – целебный источник. Названиями драгоценностей: Дагба-Доржу – «дагба» - «хозяин», «доржу» - «алмаз», Эртине – «драгоценность», Эртинелиг – «драгоценный».
Также есть имена, указывающие на внешность – красоту, чистоту: Алина, Арюна, Айыран;
характер ребенка: целеустремленный – Эчис, стремительный - Ванесса, сентиментальный – Уяна, ангельский – Анжели, победоносный – Виктория; храбрость и силу: Алика, Тамерлан, Рустам. Есть имена, связанные с природой: Дан-Хаяа – утренняя заря, утренний рассвет, Саян – горы.
По составу в основном имена простые (однокомпонентные) – их 30, например: Шенне, Уяна, Саян, Алина, Венера; а сложные (двухкомпонентные) – их всего 5 , например: Дан-Хаяа, Алдын-Херел, Дагба-Доржу, Эртине-Дондук.
Интересные имена имеют мои одноклассники: Ванесса, Анжели, Гарма, Памо. В основном эти имена заимствованные.
Вывод:
Исследовав работу «Происхождение и значение имён моих одноклассников», мне стало ясно, что многие ребята не знают происхождение и значение своего имени, некоторые из них называют его неверно. Но абсолютно всем им интересна «история» происхождения своего имени, и они хотели бы её узнать.
Ещё я увидела что это, действительно, интересная, большая и актуальная тема для исследования, и с ней можно работать не один год.
Заключение
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. «Не имя красит человека, а человек имя».
Литература
4. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 1984.
5. Русская ономастика и ономастика России. Словарь под ред. О.Н.Трубачева. – М., 1994.
6. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.
7. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М.: Просвещение, 1975.
8. Лев Успенский. Ты и твое имя. Рассказы об именах. – М.: Детская литература, 1972.
9. Ресурсы сети Интернет.
Приложение 1
Приложение 2
Опрос родителей
№ | Имена одноклассников | Знаете ли вы значение имени ребенка? | Происхождение | Почему так назвали? | Кто назвал? |
1. | Айда-Сай | нет | нет | У всех детей имена произошли от слова «ай» | отец |
2. | Айдан | нет | Родители сами придумали | Айдын – отец, Оксана – мать произошло имя Айдан | родители |
3. | Айгюль | да | да | Маму зовут Ай-суу, поэтому дочку назвали Айгюльей. | мать |
4. | Аймилат | нет | Родители сами придумали | Отец –Айдын, Ай+мир =Аймилат | Отец |
5. | Айыран | да | нет | Чтобы была яркая и красивая | Отец |
6. | Алдын-Херел | да | да | Посоветовали буддийские ламы | родители |
7. | Алика | нет | нет | В честь артиста и по звучанию отчеством Алексеевна | Мать |
8. | Алина | нет | нет | красивое | Родители |
9. | Анжели | нет | нет | В честь актрисы | Мать |
10. | Аржаана | да | да | Посоветовали буддийские ламы | Лама |
11. | Артыш | да | да | Посоветовали буддийские ламы | Лама |
12. | Арюна | да | да | В честь невесты | Бабушка |
13. | Аюна | Родители сами придумали | Алена –мать, Юра – отец=Аюна | родители | |
14. | Ванесса | нет | нет | В честь скрипача | Отец |
15. | Виктория | да | нет | красивое | Дядя |
16. | Венера | да | нет | Посоветовали буддийские ламы | Ламы |
17. | Гарма | да | нет | Красивое | Мать |
18. | Дагба-Доржу | да | да | Посоветовали буддийские ламы, в честь прапрадедушки | Лама |
19. | Дан-Хаяа | да | нет | У всех детей имена начинаются с буквы «д» | Мать |
20. | Даяна | да | да | красивое | Отец |
21. | Долаан | да | нет | Посоветовали буддийские ламы | Отец |
22. | Марлена | да | да | М –начало фамилии Монгуш, ар – имя отца Артыш, лена- имя матери Лена. Получилось имя Марлена. | Родители |
23. | Очур | да | нет | Красивое | Бабушка |
24. | Памо | да | да | Посоветовали буддийские ламы | Лама |
25. | Рустам | да | да | Чтобы был сильным и могучим | Отец |
26. | Саян | да | нет | Есть старшие братья с именем Саян:старший Саян, средний Саян, а Саян – он младший. | Родители |
27. | Сугдер | нет | да | В честь борца | Отец |
28. | Сюзана | нет | нет | Красивое, у старшей сестры имя начинается с буквы «с» | сестра |
29. | Уяна | да | да | Красивое | Мать |
30. | Тамерлан | Нет | нет | Красивое | Мать |
31. | Шенне | да | да | Посоветовали буддийские ламы | Ламы |
32. | Шимет | нет | да | В честь тувинского борца Суктер Шимета | Мать |
33. | Эртине-Дондук | да | да | В честь прадедушки | Отец |
34. | Эртинелиг | Да | нет | Красивое | Отец |
35. | Эчис | да | нет | Брата зовут Ачыты, поэтому Эчис – созвучные | Мать |
Приложение 3
Приложение 4
Результаты анкетирования среди одноклассников
«Знаешь ли ты значение своего имени?"
№ | Имена одноклассников | Ответы |
1. | Айда-Сай | Да |
2. | Айдан | Да |
3. | Айгюль | Нет |
4. | Аймилат | Да |
5. | Айыран | Да |
6. | Алдын-Херел | Да |
7. | Алика | Нет |
8. | Алина | Нет |
9. | Анжели | Нет |
10. | Аржаана | Да |
11. | Артыш | Да |
12. | Арюна | Нет |
13. | Аюна | Да |
14. | Ванесса | Нет |
15. | Виктория | Да |
16. | Венера | Да |
17. | Гарма | Да |
18. | Дагба-Доржу | Нет |
19. | Дан-Хаяа | Да |
20. | Даяна | Нет |
21. | Долаан | Да |
22. | Марлена | Да |
23. | Очур | Нет |
24. | Памо | Да |
25. | Рустам | Да |
26. | Саян | Да |
27. | Сугдер | Нет |
28. | Сюзана | Нет |
29. | Уяна | Да |
30. | Тамерлан | Нет |
31. | Шенне | Да |
32. | Шимет | Да |
33. | Эртине-Дондук | Да |
34. | Эртинелиг | Да |
35. | Эчис | Да |
Приложение 3
«Антропонимический словарь происхождения и значения имён обучающихся моего класса».
№ | Имена одноклассников | Происхождение имени | Значение имени |
1. | Айда-Сай | тюркское | «Ай»-«луна», «сай» - «ядро», «Круглая луна» |
2. | Айдан | 1.тюркское 2. родители сами придумали | 1. Ай-«луна» 2. Айдын – отец, Оксана – мать произошло имя Айдан |
3. | Айгюль | Тюркско-персидское | «Ай»-«луна», «гуль»-«цветок» «лунный цветок» |
4. | Аймилат | родители сами придумали | Ай+мир+лат= Аймилат |
5. | Айыран | Тувинское | «яркий, пёстрый» Айыран чечек – яркий цветок |
6. | Алдын-Херел | Монгольское, тувинское | «алдын»-«золото», «херел»-«луч», «золотой луч» |
7. | Алика | греческое | «Алика» - «защитница» |
8. | Алина | Германское, французское | «белая, светлая, светловолосая» «солнечная, великодушная» |
9. | Анжели | английское греческое | «ангельская, ангел» |
10. | Аржаана | Тувинское | «минеральная, целебная вода; минеральный, целебный источник» |
11. | Артыш | Тюркское, тувинское | «можжевельник туркестанский» |
12. | Арюна | бурятское монгольское | «чистая, прозрачная, девственная» |
13. | Аюна | Родители сами придумали | Алена +Юра=Аюна |
14. | Ванесса | греческое | «стремительная» |
15. | Виктория | латинское | «победа» |
16. | Венера | латинское | «любовь, красота, прелесть» |
17. | Гарма | тибетское | «звезда, созвездие» |
18. | Дагба-Доржу | тибетское | «дагба» - «хозяин, главарь» «доржу» - «алмаз» |
19. | Дан-Хаяа | тувинское | «дан» - заря, рассвет, первые лучи солнца»; «хаяа» - «зарево, заря», «утренняя заря, утренний рассвет» |
20. | Даяна |
| 1.«путешественник», 2.«паломник»,«Бог-судья» 3.даян –всемогущий, высший, всеобщий |
21. | Долаан | Тибетское, тувинское | 1.«Долаан бурганы»- имя одного из божеств буддизма 2. кустарник - боярышник |
22. | Марлена | 1.Родители сами придумали 2.римское 3. русское | 1.М –начало фамилии Монгуш, ар – имя отца Артыш, лена- имя матери Лена. Получилось имя Марлена. 2.римское – «любимая» 3.русское – Маркс и Ленин («гордость королевства»)
|
23. | Очур | 1.монгольское 2.бурятское 3.калмыцкое | 1. монгольское «алмаз». 2. бурятское «молния». 3.калмыцкое «скипетр» Очир- Вани - имя одного из ламаистских божеств. |
24. | Памо | тибетское | Памо- имя одного из божеств буддизма(женская богиня воды) |
25. | Рустам | персидское | «великан, богатырь» |
26. | Саян | Древнетюркское, славянское, казакское | «горы», «Саянские горы» |
27. | Сугдер | монгольское | «монгольский воин, борец» |
28. | Сюзана | древнееврейское | «белая лилия» |
29. | Уяна | тувинское | «печальный, сентиментальный» |
30. | Тамерлан | мусульманское | «железный, стальной», «железный лев» |
31. | Шенне | тувинское | Цветок – дикий пион |
32. | Шимет | монгольское | «украшать, декорировать» |
33. | Эртине-Дондук |
|
|
34. | Эртинелиг | санскритское | «драгоценный» |
35. | Эчис | тувинское | «конечный, дальнейший» Эчис сорук – конечная цель |
Сторож
Весенняя гроза
Как Снегурочке раскатать тесто?
Юрий Алексеевич Гагарин
Есть в осени первоначальной...