Актуальность работы
Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия, так модного сегодня. Поэтому я обратился к этому вопросу. Меня тревожит проблема сквернословия, особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России. Считаю, что словесная брань – это не только невоспитанность, дурная привычка, но и унижение себя, неуважение и даже оскорбление тех, в чьем присутствии оно звучит.
Считаю, что мат делает нашу речь отвратительной, такие выражения неприятно слушать и слышать.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_skvernoslovie.doc | 108.5 КБ |
Министерство образования Красноярского края
Управление образования администрации Минусинского района
Направление: психология и социология
Тема: «Проблема сквернословия в подростковой среде»
Кийков Сергей Александрович,
МКОУ Новотроицкая СОШ № 12
6 класс
Руководитель:
Гилюк Л.В.,
педагог-психолог
Новотроицкое - 2017 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Проблема сквернословия в зарубежной и отечественной литературе………5
1.1. Откуда к нам пришли «бранные слова» и что такое «сквернословие»….5
1.2.Почему люди сквернословят?.......…………………………………….........6
1.3.Сквернословие и здоровье…………………………………………………..7
1.4.Как бороться со сквернословием?.............................................……………9
2.Экспериментальное исследование причин сквернословия учащихся 6-11 классов школы…………………………………………….……………………..11
2.1.Описание испытуемых и методик исследования………………………...11
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………...11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список литературы…...………………………………………………………….16
Приложения.……………………………………………………………………..17
Словом можно убить, словом можно спасти словом можно полки за собой повести… В.Шефнер
Введение
Актуальность работы
Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия, так модного сегодня. Поэтому я обратился к этому вопросу. Меня тревожит проблема сквернословия, особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России. Считаю, что словесная брань – это не только невоспитанность, дурная привычка, но и унижение себя, неуважение и даже оскорбление тех, в чьем присутствии оно звучит.
Считаю, что мат делает нашу речь отвратительной, такие выражения неприятно слушать и слышать.
Я взялся за эту тему, потому что в наше время проблема сквернословия является очень актуальной. Многие школьники употребляют в своей речи нецензурные выражения и брань, считая это нормой. Интересно узнать, почему учащиеся используют в разговорах такие слова, и с какой целью.
Цель: выявить причину сквернословия в подростковой среде.
Задачи:
-изучить историю бранных слов, проведя анализ литературы;
-исследовать причины сквернословия среди учащихся 6-11 классов;
-проанализировать полученные данные, описать результаты эксперимента.
Объект исследования: речь учащихся школы.
Предмет исследования: бранные слова.
Участники исследования: учащиеся 6-11 классов.
Методы исследования:
Гипотеза: мы предполагаем, что бранные слова появляются в речи школьников потому, что они так выражают свои сильные эмоции и чувства.
Практическая значимость: полученная информация будет полезна:
Глава I.
1.1.Откуда к нам пришли «бранные слова» и что такое «сквернословие»?
Ежедневно мы произносим большое количество слов, не задумываясь о том, что каждое наше слово несет в себе огромное значение, влияет на окружающих, и на нас самих.
К большому сожалению, грубость и матерщина стали у нас почти обыденностью. После ряда безуспешных попыток борьбы с этим глубоко антиобщественным явлением мы, похоже, стали воспринимать площадную брань как неизбежное и неискоренимое зло.
Грубые и бранные слова наносят вред духовному и физическому здоровью человека.
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика». Но издавна нецензурное слово в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В.И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: « Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина…; смрад, вонь; нравственное растленье; всё богопротивное» [3, 248].
Бранные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Мат являлся языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что «бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами» [6, 8]. Материться в доме нельзя: «бесы будут жить в этом жилище» [6, 8]. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Раньше нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.
В русском языке бранные слова называются матерными. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать – сырую землю, Богородицу и родную Мать человека. По народным нравственным представлениям славян, бранящийся матом оскорбляет не только мать собеседника, сколько собственную мать.
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века являлось уголовно наказуемым.
Делая вывод из вышесказанного, видно, что сквернословие появилось очень давно, во все времена считалось, что оно наносит вред духовному и физическому здоровью человека.
1.2. Почему люди сквернословят?
В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодёжная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости.
Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.
Психологи объясняют причину тяготения подростков к таким словам интересом к их происхождению, вернее, к тому, что стоит за этими словами. Ведь мат построен на обозначениях реалий и процессов, связанных с половой жизнью человека, той заповедной областью, в которой подростку хочется показать себя знающим, опытным человеком. Отсюда и цинизм в поведении и в словах. Совершенно очевидно, что эта «детская болезнь» не такая уж безобидная. Она не проходит бесследно для формирования человека как личности.
Следовательно, сквернословие используется людьми, которые имеют невысокий интеллектуальный уровень, заниженную самооценку, низкий уровень коммуникативных навыков, низкий уровень социальной адаптации.
1.3.Сквернословие и здоровье
Самым важным и научно подтвержденным является то, что матерные слова опасные для здоровья, они не только способствуют снижению интеллекта, провоцируют преступления, обворовывают людей духовно, уничтожают и оскорбляют, но и впитывают в себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводят к раннему старению и преждевременной смерти.
В литературных источниках, я нашел информацию о том, как влияет сквернословие на здоровье человека. Оказалось, что ученые давно занимаются этой проблемой.
Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают «мутагенный эффект, подобно тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген»[10,2]. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсиса, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами.
На этом основание ученые сделали выводы, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь. Они доказали, что заядлые сквернословы живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Согласно заключению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни.
Таким образом, я считаю, что единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, - это изменение отношения человека к самому себя.
Интересные эксперименты были проведены ученым Г. Чеуриным. Он потратил 20 лет на изучение силы влияния бранных слов на человека.
Гипотезу Г.Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на состояние живых организмов» [9, 4] учёным удалось доказать. Когда учёные «матерной» водой полили зёрна пшеницы, результат потряс научный мир: зёрна, политые водой, которую ругали, проросли лишь на 49 % . А потом учёные попробовали обратный эффект – полили пшеницу водой, над которой читали молитву. Она проросла на 96 %.
Как видно из проведенных исследований, сквернословие оказывает негативное воздействие на все живое, к чему оно прикасается.
1.4.Как бороться со сквернословием?
В прежние времена русские люди отдавали себе отчёт в том, насколько гнусно сквернословие, за него строго наказывали. Об этом я говорил выше. По мнению педагогов, большая ответственность ложится на родителей. В школе необходимо вести целенаправленную работу по искоренению сквернословия. Как гласит русская пословица: «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!» [2, 46].
Государство действует здесь своими методами. Нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»: ГЛАВА 20. «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Ст. 20.1. 1.Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, влечет штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток» [4, 245].
Следовательно, можно сделать вывод, что сквернословие испокон веков считалось большим злом для нашего общества. Всем институтам современного общества: семье, школе, СМИ необходимо объединить свои усилия по искоренению сквернословия в нашей жизни, так как: семья – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям, школа даёт представление о богатстве языка, формирует знания, знакомит с лучшими образцами русской литературной речи, закладывает основы мировоззрения, а в средствах массовой информации должна звучать только правильная, грамотная речь, соответствующая нормам современного русского языка.
Глава II. Практическая часть
2.1. Описание испытуемых и методики исследования
Исследование проводилось в МКОУ Новотроицкая СОШ № 12, в 6-11 классах.
В обследовании приняли участие 60 учащихся, от 12 до 17 лет.
Для исследования была использована модифицированная методика И.С.Казанцевой: анкета «Моё отношение к сквернословию» [13].
Цель: выявление причин сквернословия в среде подростков.
Стимульный материал представляет собой 6 вопросов с вариантами ответов, которые выбирают испытуемые (см. Приложение 1).
Инструкция. «Внимательно прочитайте вопросы. Выберите один из представленных вариантов ответов».
2.2. Анализ результатов исследования
В результате проведенного исследования отношения учащихся 6-11 класса к сквернословию, были получены следующие данные. Как видно из процентного соотношения (Приложение 2), большинство учащихся слышит нецензурную брань дома – 42% и в школе – 36%. Данное обстоятельство можно считать достаточно тревожным показателем, так как становление личности подростков проходит в местах, где часто произносится нецензурная брань. Это приводит к тому, что сквернословие начинает считаться – нормой.
Большинство учащихся – 83% (Приложение 3) употребляют в речи нецензурную брань, 17% - не используют сквернословие в своей речи. Данный показатель свидетельствует о принятии в данном сообществе подростков сквернословия, как неотъемлемой части вербального общения.
Большинство учащихся -70% (Приложение 4) не испытывают стыда при том, что нецензурно выражаются при своих сверстниках, и, только 10% испытуемых испытывают при этом неловкость и стыд. А 20% испытуемых, испытывают при сквернословии гордость. Это можно считать негативным показателем, характеризующим подростков, как невоспитанных людей.
Половина испытуемых (Приложение 5) испытывают чувство стыда, если их нецензурные выражения услышат взрослые люди. 50% респондентов - это безразлично.
Половина испытуемых (Приложение 6) не хотели бы, чтобы окружающие их люди сквернословили, это можно считать положительных показателем, так как человек не желающий слышать нецензурную брань, будет стараться меньше употреблять ее сам. 40% учащихся ответили, что им всё равно будут ли вокруг них сквернословить.
50% испытуемых (Приложение 7) используют нецензурную брань для выражения своих эмоций и чувств; 20% - чтобы выглядеть старше; по 10% испытуемых для привлечения внимания, стремления быть похожим на кого-то, случайно.
Следовательно, половина учащихся используют нецензурную брань для выражения своих эмоций и чувств, так как не умеют, или не хотят выражать их социально-одобряемыми способами, что подтверждает нашу гипотезу.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- отношение к бранным словам у опрошенных учащихся нашей школы разное;
- большинство ребят используют в своей речи нецензурную брань;
-многие слышат нецензурную брань у себя дома, и вероятно относятся к этому, как к норме;
- чаще всего подростки используют ненормативную лексику, чтобы выразить свои сильные эмоции и чувства (как положительные, так и отрицательные), что подтверждает нашу гипотезу.
Положительным можно считать, то, что половина опрошенных не хотели бы, чтобы в их окружении сквернословили. Отрицательным можно считать, то, что 40% учащихся – это безразлично. Следовательно, в данном подростковом сообществе необходимо проведение мероприятий по просвещению учащихся о вреде сквернословия и об ответственности за его использование.
При подготовке и проведении просветительских мероприятий необходимо создать условия для развития внутренней потребности личности к нравственному и духовному самосовершенствованию, используя различные информационные ресурсы, показать опасность сквернословия, вызвать желание совершенствовать свою речь; вооружить учащихся нравственными ориентирами при построении деятельности, общения и взаимоотношений, формировании основ мировоззрения и самовоспитания.
Заключение
По результатам проведенного исследования видно, что отношение к бранным словам у опрошенных школьников нашей школы разное. Большинство ребят используют в своей речи нецензурную брань. Многие слышат нецензурную брань у себя дома, и вероятно относятся к этому, как к норме. Чаще всего подростки используют ненормативную лексику, чтобы выразить свои сильные эмоции и чувства (как положительные, так и отрицательные), что подтверждает нашу гипотезу, а также, чтобы продемонстрировать свою взрослость или «быть как все».
Язык больше, чем одежда, говорит о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно сквернословное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя другого человека, посылая проклятия ему, мы тем самым навлекаем беду на себя.
Сквернословие становится вполне легальным языком общения в очень широких слоях населения, и чтобы быть понятыми, «своими», находиться «на волне», подростки и юноши стремятся не отставать.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хотя это и трудно, но делать нужно.
Закончить мне хотелось бы словами философа Сенеки: «Речь – это показатель ума».
Список литературы:
Приложение 1
Анкета для учащихся: «Моё отношение к сквернословию»
1. Где чаще всего ты слышишь нецензурную брань (сквернословие)?
-в школе
-дома
-на улице
-от знакомых взрослых
-по телевизору
2. Употребляете ли вы в речи нецензурную брань?
-да
-нет
-иногда
3.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?
-мне стыдно –
-испытываю гордость –
-мне всё равно –
4.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?
-мне стыдно –
-испытываю гордость –
-мне всё равно –
5. Хотел бы ты, чтобы твои друзья и люди окружающие тебя сквернословили?
-да –
-нет –
-мне всё равно –
6.Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?
-хочешь привлечь внимание –
-подражаешь кому-то и стремишься быть похожим на него –
-думаешь, что выглядишь старше –
-так выражаю эмоции –
-получается случайно –
Приложение 2
1.« Где чаще всего ты слышишь нецензурную брань (сквернословие)?»:
-в школе- 36%;
-дома - 42%;
-на улице – 12%;
-от знакомых взрослых – 6%;
-по телевизору – 4%.
Приложение 3
2.«Употребляете ли вы в речи нецензурную брань?»:
-«да» - 50%;
-«нет» - 17%;
- «иногда» - 33%.
Приложение 4
3.«Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?»:
-мне стыдно – 10%;
-испытываю гордость – 20%;
-мне всё равно – 70%.
Приложение 5
4.«Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?»:
-мне стыдно – 50%;
-испытываю гордость – 0%;
-мне всё равно – 50%.
Приложение 6
5.«Хотел бы ты, чтобы твои друзья и люди окружающие тебя сквернословили?»:
-да – 10%;
-нет – 50%;
-мне всё равно –40%.
Приложение 7
6.«Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?» ответы были такие:
-хочешь привлечь внимание – 10%;
-подражаешь кому-то и стремишься быть похожим на него – 10%;
-думаешь, что выглядишь старше – 20%;
-так выражаю эмоции – 50%;
-получается случайно –10%.
Госпожа Метелица
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Сказка "12 месяцев". История и современность
Солнечная система. Взгляд со стороны
Этот древний-древний-древний мир!