Тема «Загрязнение атмосферы выбросами автомобильного транспорта в районе школы № 27
г. Балаково
Саратовской области»
Эту тему мы выбрали неслучайно, так как воздух – это среда обитания живых организмов.
В большинстве стран мира воздух тяжелый. То, чем он засорен, на ладони не ощутить, глазом не увидеть. Однако ежегодно на головы людей падает до 100 кг загрязняющих веществ. Это твердые частицы (пыль, зола, сажа), аэрозоли, выхлопные газы, пары, дым и др.. Многие вещества вступают в атмосфере в реакции между собой, образуя новые, часто более еще токсичные, соединения.
Поговорка «необходим как воздух» не случайна. Народная мудрость не ошибается. ( как вы думаете, сколько времени человек может прожить …?) Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды – 5 суток, без воздуха – не более 5 минут. (проведём эксперимент: задержите дыхание по моей команде, а я засеку время).
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конкурс творческих и исследовательских проектов
«Азбука энергосбережения» в рамках III Открытого межмуниципального детско-юношеского
экологического фестиваля «GreenWay»
Тема «Загрязнение атмосферы выбросами автомобильного транспорта в районе школы № 27
г. Балаково
Саратовской области»
Работу выполнила:
Чермашенцева Анастасия
4 «Э» класс
Руководитель:
Коткова А.А.
2017
Введение
Эту тему мы выбрали неслучайно, так как воздух – это среда обитания живых организмов.
В большинстве стран мира воздух тяжелый. То, чем он засорен, на ладони не ощутить, глазом не увидеть. Однако ежегодно на головы людей падает до 100 кг загрязняющих веществ. Это твердые частицы (пыль, зола, сажа), аэрозоли, выхлопные газы, пары, дым и др.. Многие вещества вступают в атмосфере в реакции между собой, образуя новые, часто более еще токсичные, соединения.
Поговорка «необходим как воздух» не случайна. Народная мудрость не ошибается. ( как вы думаете, сколько времени человек может прожить …?) Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды – 5 суток, без воздуха – не более 5 минут. (проведём эксперимент: задержите дыхание по моей команде, а я засеку время).
Оптимальный состав воздуха:
Составные части | % по объёму |
Азот | 78,2 |
Кислород | 20,95 |
Инертные газы (в основном аргон) | 0,94 |
Углекислый газ | 0,03 |
Примеси (пары воды, пыль, микроорганизмы и другие) | 0,01 |
В последние два десятилетия во всем мире обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды.
Используя природные богатства, человечество возвращает природе огромное количество отходов. Около крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыни и свалки. Человечество, получая необходимые продукты, товары, энергию, неизбежно производит сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, водоёмы, почву, в живые организмы, в том числе и в организм человека.
Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Ситуация в некоторых районах очень острая. Загрязнение воды, почвы, воздуха стало причиной многих болезней людей.
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.
Исследовательская деятельность – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной и общественно-значимой, практической ценностью.
Цели:
Гипотеза: Ученики начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире.
2. Проблема исследования
Глобальные экологические проблемы… Сейчас эти слова можно услышать очень часто. Что они означают? Когда возникли? В чём их причины? Какие меры необходимо предпринять для их решения? Называя эти проблемы глобальными, учёные стремятся показать их значение для всей планеты, для всего человечества. Экологические проблемы возникли не сразу. Они накапливались постепенно и во второй половине двадцатого века приобрели планетарные масштабы.
Причины их возникновения:
Характер современных экологических проблем проявляется в воздействии на все оболочки Земли - твёрдую, газовую, водную.
Загрязнение – это возникновение в природе новых, обычно не характерных для неё веществ. Эти вещества после их использования не поступают в природный кругооборот, и естественные системы начинают разрушаться.
Почвенный покров Земли – важнейший компонент природных процессов. Огромный вред почвам наносит вырубка лесов, использование пастбищ, применение ядохимикатов.
Водная среда – это воды суши, Мировой океан, ледники, подземные воды.
За последние 40 лет водные системы многих стран оказались расстроенными. Бесконтрольное изъятие воды, осушение болот привело к гибели малых рек. Отмечается истощение источников пресной воды – подземных вод.
Дефицит пресной воды связан с загрязнением водоёмов сточными водами предприятий. К наиболее распространённым загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжёлых металлов – свинца, железа, меди, ртути. Восстановление чистоты вод произойдёт лишь через 300-400 лет.
Атмосферный воздух занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определённую чистоту, и любое отклонение от нормы опасно для здоровья. Воздух – смесь газов. Основное назначение воздуха – это обеспечение дыхания живых организмов. Атмосферный воздух выполняет защитную функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного Космоса и потока солнечных излучений. В атмосфере формируются климат и погода, задерживается масса метеоритов. Атмосфера обладает способностью к самоочищению, но в современных условиях возможности природных систем самоочищения подорваны.
Деятельность человека по своим масштабам превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.
Выбросы вредных веществ в атмосферу делятся на:
Источники загрязнения:
Большая загазованность отрицательно сказывается на экологической обстановке и влияет на самочувствие людей, флору, фауну.
Основные экологические проблемы атмосферы:
Изменяя свой мир, человек существенно вмешивается и в жизнь своих соседей по планете. За последние 300 лет человечество уничтожило 2/3 лесов, и с ними вместе исчезают многие виды животных и растений. На планете каждый день исчезает 70 видов. Мы тратим бесценные природные ресурсы и мало используем неистощимые источники энергии: ветер и солнце. Растут горы мусора. Мы всё больше используем пластмассу, а срок разложения пластиковой бутылки более 100 лет.
Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, на животных и растениях. Например, механические частицы, дым и копоть в воздухе вызывают легочные заболевания. Угарный газ, содержащийся в выхлопных выбросах автомобилей, в табачном дыму, приводит к кислородному голоданию организма, так как связывает гемоглобин крови. В выхлопных газах содержаться соединения свинца, вызывающие общую интоксикацию организма. Повышенный уровень шума увеличивает давление, вызывает раздражительность, снижает слух.
Здесь представлена таблица, в которой приведены ПДК (предельно допустимые концентрации) некоторых вредных веществ. ПКД, разработанные и утвержденные законодательством нашей страны, - это максимальный уровень содержания данного вещества, который человек может переносить без ущерба для здоровья (плюс 10-50%, как « запас прочности»).
ТОКСИЧНОСТЬ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
Загрязняющие вещества | ПДК в мл/м3 максимальная, разовая | ПДК суточная | Класс токсичности |
Угарный газ | 3,0 | 1,0 | 4 |
Оксиды азота | 0,085 | 0,085 | 2 |
Свинец и его соединения (кроме тетраэтилсвинца) | - | 0,0007 | 1 |
Сажа (копоть) | 0,15 | 0,05 | 3 |
Пыль нетоксичная | 0,5 | 0,15 | 3 |
Сернистый газ | 0,5 | 0,15 | 3 |
Автотранспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержаться оксиды азота (II) NO u (IY) NO2, угарный газ (CO), углеводороды – СхНу, сажа – продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ (SO2), тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 килограммов этих веществ за сутки. За 100 километров пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю жизнь.
Объект исследования:
Мы решили провести исследование состояния воздуха улицы Степная около школы № 27 города Балаково.
Задачи:
Этапы исследования:
1. Выбрали улицу рядом с общеобразовательной школой № 27 с достаточной интенсивностью автомобильного движения.
Практическая значимость исследования:
Мы считаем, что наше исследование имеет большое значение, так как мы, подрастающее поколение, мы - будущее нашей страны. И если мы будем знать экологические проблемы не только из передач по телевизору, из книг, а на практике, то в будущем постараемся решить экологические проблемы нашей страны. Может быть, кто-то из нас будет экологом, научным сотрудником и с помощью своих исследований и предложений поможет изобрести эффективный, быстрый способ очищения воздуха от загрязнений. А на данный момент мы поняли, что воздух надо беречь. Мы можем посадить деревья, кустарники, которые будут выделять кислород., беречь «лёгкие» нашей страны — леса.
Исследование:
1.Наш экологический отряд состоял из мамы, папы и меня.
2. Выбрали улицу рядом с общеобразовательной школой № 27 с достаточной интенсивностью автомобильного движения.
3.Определили участок дороги.
4.Подсчитали число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 мин.
улица Степная— 320 легковых машин:
Получили следующие результаты:
За 15 минут на улице Степная нами было отмечено 80 легковых автомобилей, умножив это число на 4, мы получим количество автомобилей проезжающих за час — 320.
Общий путь автомобилей S= 320*100=32 200 м=32,2км
Рассчитали расход топлива автомобилей:
32,2*0,1=3,22 литра.
Рассчитали количество выделившихся вредных веществ:
1) 3,22*0,6=1,932( л) — угарный газ.
2)3,22*0,1=0,322(л) — углеводороды.
3)3,22*0,04=0,1288 (л) — диоксида азота.
Заключение:
1. На улице Степная ( около школы № 27) достаточно интенсивное движение.
2.По Степной улице за указанное время в среднем проходит 320 автомашины, то есть кроме выделяемых ими вредных веществ, это и опасность попадания наших учащихся в дорожно-транспортные происшествия.
3.Предельно допустимые концентрации вредных веществ на исследуемой улице не превышена.
Задачи на будущее.
Нам очень понравилось проводить исследование в своём городе, поэтому перед собой ставим такие задачи:
1.Изучить движение автотранспорта на других улицах и рассчитать количество вредных выбросов в атмосферу;
2.Определить наличие свинца, поступающего в окружающую среду из автомобильного топлива, проведя исследование растений, растущих поблизости у дорог.
3.Познакомить с этой работой взрослых и детей.
Возможно ли исправить ситуацию?
Да. Надо, чтобы всё, что мы делаем, не наносило непоправимый вред природе. Это наше природное наследие. Без природы не было бы нас и нашей культуры. Вот и Дмитрий Анатольевич Медведев говорит о важности заботы о природе: “Решение экологических проблем становиться одним из приоритетов развития России…”.
Что же надо делать, чтобы вести себя правильно? Правила просты:
Ребята нашего класса готовы уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух. Выключать воду и свет, когда они нам не нужны. Ведь через струйку толщиной в иголку вытекает 840 литров воды в день. Не выбрасывать мусор куда попало, готовы собирать его раздельно. Готовы сдавать для переработки бумагу, стекло, металл. Мы помним, что от нас тоже многое зависит.
Данная работа заинтересовала моих одноклассников. Вместе мы составили план дальнейшей работы 3 “э” класса:
1. Организовать в апреле 2017 года еще один сбор макулатуры в нашей школе.
2. Вырастить рассаду однолетних цветочных растений и в мае высадить её на пришкольном участке.
3. После таяния снега принять участие в уборке мусора на территории школы № 27.
4. Провести опрос (анкета) в семьях учащихся нашей школы на тему:
- Готовы ли вы отказаться от личного автомобиля ради чистоты воздуха?
Вывод: Данное исследование установило, что учащиеся начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире. Каждый ребенок может уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух, выключать воду и свет, когда они не нужны, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно. Дети также могут и готовы сдавать для переработки бумагу, пластик, металл, участвовать в работах по озеленению города и очистке окружающей среды от мусора.
Литература
Сказки пластилинового ослика
Выбери путь
Зимний лес в вашем доме
Юрий Визбор. Милая моя
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея