В данной работе раскрывается история возникновения и развития старинных русских мер длины.Выполнена исследовательская работа, в которой на примере роста учеников класс показана связь между различными старинными и современными единицами длины.
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_russkie_mery._polina.ppt | 2.39 МБ |
Слайд 1
Старинные русские меры длины Выполнила Поликанова Полина МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска», 5 а класс Руководитель : Волкова Софья Евгеньевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»Слайд 2
Цель: познакомиться со старинными мерами длины и историей их возникновения
Слайд 3
Задачи: - выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси; - уточнить, какими мерами длины пользуются в настоящее время; - выяснить, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины; - изучить, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины; - познакомиться с задачами, в которых встречаются старинные меры длины; провести эксперимент с измерениями длины;
Слайд 4
Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см . Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Персии.. ?Что мерили шагами? Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Старинные русские меры длины 1 шаг = 71 см
Слайд 5
Практическая работа по измерению расстояния от школы до дома (в шагах) Участники Мама Папа Полина Кол-во шагов 603 517 803 Длина шага 60 см 70см 45см Расстояние – 362м
Слайд 6
Старинные русские меры длины Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев 1 пядь = 18 - 19 см ? Про кого говорят «У него семь пядей во лбу»? Об умном, мудром человеке.
Слайд 7
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца 1 локоть = 38 - 46 см 1 вершок = 4,45 см Вершок – длина верхней части пальца ? О каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»? Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Старинные русские меры длины
Слайд 8
Аршин – длина всей руки 1 аршин = 71,12 см ? Что означает выражение «Мерить на свой аршин» Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения, оценивать на свой вкус. ? Про кого говорят «Как аршин проглотил» Так говорят о человеке, который держится неестественно прямо, «по струнке». Старинные русские меры длины
Слайд 9
Косая сажень - расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца Вытянутой вверх правой руки 1 маховая сажень = 151,4 см Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук ? Про кого говорят «В плечах косая сажень»? О человеке - богатыре, великане. Старинные русские меры длины
Слайд 10
сажени городовая - 248,8 см греческая - 230,4 см царская - 197,4 см народная - 176 см простая - 150,8 см великая - 244 см казенная - 217.6 см церковная - 186,4 см кладочная 159,7 см малая 142,4 см, а так же дворовая
Слайд 11
Верста – расстояние в 500 раз больше сажени 1 верста = 1066,8 м ? Что означает поговорка «За семь верст киселя хлебать»? Ехать, идти далеко без особой надобности ? Что означает выражение «Мерить версты»? Ходить на большое расстояние Старинные русские меры длины В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает… Коломенская верста
Слайд 12
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 10 см=1 дм 10 дм=1 м=100 см 1000 м=1 км В конце ХVIII – начале ХIХ вв. главным образом во Франции была создана метрическая система мер, так как в её основу положена единица длины метр – одна сорокамиллионная доля земного меридиана. Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%). Метрическая система мер
Слайд 13
Старинные меры длины миля = 7 верстам (≈7,47 км); верста = 500 саженям (≈ 1,07 км); сажень = 3 аршинам = 7 футам (≈ 2,13 м): аршин =16 вершкам = 28 дюймам (≈ 71,12 см); фут = 12 дюймам (≈ 30,48см); дюйм = 10 линиям (≈ 2,54см); линия = 10 точкам (≈ 2,54 мм).
Слайд 14
Старинные меры длины в произведениях русских поэтов Н.А.Некрасов Вижу один островок небольшой – Зайцы на нём собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. «Дедушка Мазай и зайцы» П.П.Ершов «Конек Горбунок» Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка , На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.
Слайд 15
Пословицы и поговорки Один как перст – человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей. Каждый купец на свой аршин меряет – каждый судит о любом деле, исходя из своих интересов. Он узнал, почём фунт лиха - так говорят о человеке, которому досталось много невзгод
Слайд 16
Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? Задача со старинными мерами длины Решение: 1) 500:2=250 (саж /мин.) - скорость зайца, 2) 1300:5=260 (саж./мин) - скорость собаки, 3) 260 - 250= 10 (саж.) - разность скоростей (за одну минуту сокращается расстояние между зайцем и собакой), 4) 150:10= 15 (мин.) Ответ: за 15 мин собака догонит зайца
Слайд 17
Рост одноклассников в старинных мерах длины
Слайд 18
Сравнительный анализ измерения роста учащихся 1 класса № Фамилии уч-ся см сажень 2,13м аршин 71,12см фут 30,48см дюйм 2,54см 1 Избанов М. 120 0,56 1,69 3,94 47,24 2 Кутумова Ю. 130 0,61 1,83 4,27 51,18 3 Минеев К. 126 0,59 1,77 4,13 49,61 4 Немихин И. 124 0,58 1,74 4,07 48,82 5 Поликанова П. 125 0,59 1,76 4,1 49,21 6 Селина М. 128 0,6 1,8 4,2 50,39 7 Яшин А. 133 0,62 1,87 4,36 52,36
Слайд 19
Сравнительный анализ измерения роста учащихся 5 класса № Фамилии уч-ся см сажень 2,13м аршин 71,12см фут 30,48см дюйм 2,54см 1 Избанов М. 146 0,68 2,05 4,79 57,48 2 Кутумова Ю. 162 0,76 2,28 5,31 63,78 3 Минеев К. 156 0,73 2,19 5,12 61,42 4 Немихин И. 150 0,7 2,11 4,92 59,06 5 Поликанова П. 153 0,72 2,15 5,02 60,24 6 Селина М. 158 0,74 2,22 5,18 62,2 7 Яшин А. 166 0,78 2,33 5,45 65,35
Слайд 20
Результаты исследования см сажень 2,13м аршин 71,12см фут 30,48см дюйм 2,54см 126,6 0,6 1,8 4,2 5 см сажень 2,13м аршин 71,12см фут 30,48см дюйм 2,54см 155,9 0,73 2,19 5,2 61,4 см сажень 2,13м аршин 71,12см фут 30,48см дюйм 2,54см 29,3 0,13 0,39 1 56,4 Средний рост учащихся 5 класса Средний рост учащихся 1 класса Учащиеся нашего класса за 4 года выросли на:
Слайд 21
Заключение познакомилась со старинными мерами длины и историей их возникновения подобрала пословицы, поговорки, задачи со старинными мерами длины, которые можно использовать на уроках математики и литературы провела ряд исследований
Слайд 22
Список используемых источников 1. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение», 1989 2. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л.: Детская литература, 1985 3. Лопатина А. «Добрая математика». Москва «Амрита Русь», 2004 4. Глейзер Г.И. «История математики в школе». М«Просвещение», 1981 5. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки.- Московский рабочий, 1961. 6. Ресурсы сети Интернет: http://class-fizika.narod.ru http:/ / www.alleng.ru
Финист - Ясный сокол
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Почта
Как нарисовать портрет?
Груз обид