Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут.
Тема: «О профессиях и трудолюбии»
воспитатель: Ширяева З.Н.
Лежит дорога к счастью через труд.
Пути иные к счастью не ведут.
(Абу Шукур.)
Цель: активизация процесса профессионального самоопределения. Задачи: Расширить знания воспитанников о профессиях; Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий. создать условия для развития навыков межличностного взаимодействия в группе. Ожидаемый результат: создать условия для раскрытия возможности личности в её стремлении стать трудолюбивее. Категория участников: дети от 10 до 15 лет
Ход занятия
- Ребята, Я надеюсь, что формы работы вам понравятся и вам будет интересно. А тема нашей встречи необычна, какая попробуем догадаться вместе. У каждого из вас на парте лежит конверт. Возьмите, пожалуйста, конверт. В нём пословица или поговорка, но она «разрезана» по словам, попробуйте её верно восстановить и объяснить.(3-5 мин)
Пословицы и поговорки:
2. Только благодаря труду можно освоить профессию. Каждый труд у нас почётен! Не столько важно, кем работает человек, а как он работает, как относится к своим обязанностям, достоин ли он уважения!
- А скажите мне, пожалуйста, что такое труд…. (3 мин.)
Давайте обратимся к словарю:
Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.
Приведите примеры родственных слов:
“трудный” - требующий большого труда, усилия, напряжения,
“трудолюбивый” - любящий трудиться,
“труженик” - тот, кто трудится, трудолюбивый человек.
Можно научиться любить труд?
Трудолюбие в себе можно воспитать, и насколько это пройдет успешно зависит только от вас… Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд приносит людям радость. И тогда люди говорят мастеру «спасибо». Помогите мне закончить предложения.
Сапожнику – за … (удобную обувь).
Парикмахеру – за … (аккуратную причёску).
Врачу – за … (избавление от боли).
Учителю – за … (знания).
Портному – за … (красивую одежду).
3.
- В одной древней китайской пословице говорится: (5-7 мин)
Ты можешь стать умнее тремя путями:
Путём опыта – это самый горький путь;
Путём подражания – это самый лёгкий путь;
Путём размышления – это самый благородный путь.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Но именно в школе вы должны окунуться в мир профессий, узнать о различных областях профессиональной деятельности, чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности. Познать себя нелегко, профессий тоже много и неправильный выбор может сделать человека несчастным.
- А как вы думаете: по каким мотивам люди выбирают профессию?
Мотивы выбора профессии.
Престижность | Высокая зарплата | Интерес | ||
Доступность обучения | Хорошие условия труда | Возможность трудоустройства | ||
Указания родителей, советы других людей | Пример друзей и знакомых | Соответствие своим возможностя |
Вы плодотворно поработали в обсуждении вопросов и я вам предлагаю следующее упражнение-игру, с помощью которой я хочу проверить, а как вы ориентируетесь в мире профессий. И сейчас мы поиграем.
«Волшебная шкатулка»
Напишите качества, которые характерны для вашей будущей профессии. (благородство, терпение, …)
А теперь сложим их в сундучок. Сундучок всё перемешал. Вытягиваем листочки и определяем, какой профессии оно необходимо.
Задание: Назвать свою профессию, и соотнести с качеством, вынутое из шкатулки.
Вывод: Почти к каждой профессии подходят качества, которые вы написали в большой или в меньшей мере.
(разбиться на 2 группы. Из «волшебного мешочка» вынимает букву и командам даётся 2 мин, чтобы они придумали как можно больше профессий на эту букву. Кто последний называет профессию, то победил.)
Смысл данного упражнения — расширение у детей знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10— 15 участниками), а можно использовать и при работе с целой группой. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5—7 до 10—15 минут) и носит скорее разминочный характер.
Процедура упражнения следующая (при работе в круге):
требовать - от участников официальных (безукоризненно «правильных») названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Желательно больше 5— 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы; м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).
При работе с целым классом можно разбиться на 2—3 команды (например, по рядам) и уже таким образом выяснить, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный — минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.
Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность, данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.
САМАЯ-САМАЯ...
( на листочках дети записывают название профессий и выходят с листочками к доске. Выбираются самые-самые 3 профессии. Ребёнок доказывает почему именно эта профессия. После обсуждения выбирается группой самая-самая профессия»)
Голосование будет проходить с помощью жетонов.
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:
Если упражнение проводится с классом, то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3—5 наиболее прозвучавших вариантов на доске, после чего организуемся небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должно опираться на объективные знания о них. Например, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывай- депутат (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями). Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать «денежной "- т.п.
Для того, чтобы упражнений проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: «самая зеленая профессия», «самая сладкая профессия», «самая волосатая», «самая неприличная профессия», «самая детская профессия», «самая смешная профессия» и т.д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре «ассоциации», поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.
Мир профессий разнообразный. Интересуйтесь профессиями. Будущим стоит интересоваться хотя бы потому, что с одной из них вы будите надолго связаны. Интересуйтесь способами получения профессии.
Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
(М. Раскатов.)
Сочные помидорки
Отчего синичка развеселилась
Огонь фламенко
Притча о гвоздях
Соленая снежинка