На данный момент я уже всерьез задумалась о выборе будущей профессии. Больше всего мне нравится профессия учителя математики. Я решила в 10 классе начать серьезную работу по подготовке к поступлению в КГУ на физико-математический факультет.
В моем классе учатся ученики с различным уровнем подготовки по математике. Они прибыли в 10 класс из различных школ Солнцевского района. Задачи по геометрии вызывают большие трудности. Как показывают результаты ЕГЭ, их решают совсем малый процент выпускников. Задания по стереометрии выполняют около 3%, а по планиметрии повышенной степени трудности 0,1%. Я бы хотела научиться решать задачи по геометрии и помочь в преодолении трудностей при их решении своим одноклассникам. Для этого нужно по каждой теме подобрать и решить определенный блок задач.
Актуальность моей работы в том, что без повторения теоретического материала по планиметрии невозможно решать задачи по стереометрии.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 87.54 КБ |
Научно-исследовательская работа
«Золотое свойство биссектрисы внутреннего угла треугольника»
Подготовила:
Слащева Людмила Игоревна, обучающаяся 10 класса.
Руководитель работы:
Тонких Любовь Андреевна,
учитель математики
МКОУ «Солнцевской средней
общеобразовательной школы»
Оглавление.
2. Различные способы доказательства теоремы.. 3
4. Применение свойства биссектрисы к решению задач. 7
На данный момент я уже всерьез задумалась о выборе будущей профессии. Больше всего мне нравится профессия учителя математики. Я решила в 10 классе начать серьезную работу по подготовке к поступлению в КГУ на физико-математический факультет.
В моем классе учатся ученики с различным уровнем подготовки по математике. Они прибыли в 10 класс из различных школ Солнцевского района. Задачи по геометрии вызывают большие трудности. Как показывают результаты ЕГЭ, их решают совсем малый процент выпускников. Задания по стереометрии выполняют около 3%, а по планиметрии повышенной степени трудности 0,1%. Я бы хотела научиться решать задачи по геометрии и помочь в преодолении трудностей при их решении своим одноклассникам. Для этого нужно по каждой теме подобрать и решить определенный блок задач.
Актуальность моей работы в том, что без повторения теоретического материала по планиметрии невозможно решать задачи по стереометрии.
При повторении материала по геометрии за курс основной школы я поставила перед собой задачу: рассмотреть несколько способов доказательства теоремы о биссектрисе внутреннего угла треугольника, которых нет в учебниках геометрии для основной и средней школы, и ее применение к решению задач.
Данное свойство биссектрисы описано в шестой книге «Начал Евклида», на греческом языке. Ранее упоминание Евклида об этой теореме, если следовать русскоязычным источникам, содержится в одном из первых русских учебников геометрии рукописи начала 17 в., составленной в 1625 году Елизарьевым и хранится в государственном историческом музее.
Теорема. Биссектриса внутреннего угла треугольника делит противоположную сторону на части пропорциональные прилежащим сторонам.
И так, приступим к доказательству теоремы.
Различные способы доказательства теоремы.
Дано:АВС,BD-биссектриса.
Доказать:
.
Доказательство:
1.Способ.
Рассмотрим отношение площадей ABD иBDC:
,
= ,
2.Способ.
Проведем через точку E прямую параллельнуюNM до пересечения с DN.
По теореме опропорциональных отрезках=.
Рассмотрим NKE:
накрест лежащие углы при и секущейNE.
–соответственные углы при и секущей ND.
Так как NM биссектриса, то , отсюда NKE –равнобедренный.
NK=NE, а значит =.
3.Способ.
Проведем
Рассмотрим ∆ABKи ∆BCM:
Т.к. BD –биссектриса, то
ABKBCM по двум углам, из подобия треугольников следует
Рассмотрим AKDиCDM:
вертикальные углы,
AKDCDM по двум углам, из подобия следует
, получаем,что
,
.
Рассматривая различные способы доказательства теоремы, я решила сформулировать обратное предложение и попробовала его доказать.
На стороне BCвзята точкаD так, что . Доказать, что AD является биссектрисой.
Дано:
.
Доказать:
AD ̶ биссектриса.
Доказательство.
Проведём высоты
,
.
По теореме синусов:
,
,
.
Т.к. по условию задачи , то
,
, отсюда следует, точка D равноудалена от сторон , а значит лежит на биссектрисе этого угла, следовательно, ADбиссектриса.
Помимо доказательства теорем я подготовила задачи, которые предлагала решить своим одноклассникам.
1.Задача.
В равнобедренный треугольник АВС вписана окружность, боковая сторона равна 5, основание 6.Найти радиус вписанной окружности.
Дано:, окружность(О,r)
АВ=ВС=5, АС=6.
Найти: r.
Решение:
Центр вписанной окружности лежит на пересечении биссектрис внутренних углов треугольника.
Рассмотрим
По свойству биссектрисы внутреннего угла треугольника:
DO-r
–прямоугольный, т.к. ВD в равнобедренном является высотой, медианой и биссектрисой.
-египетский треугольник.
BD=4, DC=3, BC=5.
BD=r+ OB,
OB=4-r,
,
5r=3(4-r),
5r+3r=12,
8r=12,
r=1,5.
Ответ:1,5.
С помощью этой задачи я хотела показать, что для нахождения радиуса вписанной окружности в треугольник не обязательно запоминать формулы, можно лишь воспользоваться свойством биссектрисы внутреннего угла.
2. Задача.
Основание равнобедренного треугольника равно 18 см, а биссектриса делит боковую сторону на отрезки, из которых прилежащий к основанию равен 12 см. Найти периметр треугольника.
Дано:
,АВ=ВС,
АС=18 см, МС=12см,
АМ - биссектриса
Найти: P
Решение:
Р=АВ+ВС+АС,
ВС=АВ=ВМ+МС.
По свойству биссектрисы внутреннего угла:
,
,
,
Пусть ВМ=x, тогда
,
3x=2x+24,
x=24,
BM=24.
BC=AB=24+12=36 cм.
P=см.
Ответ: 90 см.
3. Задача.
В треугольнике АВС . Из вершины прямого угла проведена биссектриса CD, которая разделила гипотенузу на отрезкиAD=15, DB=20. Найти площадь .
Дано:
∆АВС,
CD-биссектриса,AD=15, DB=20.
Найти: S.
Решение.
АВ=AD+DB=15+20=35.
Пусть АС=x, а ВС=y, тогда по теореме Пифагора:
,
.
По теореме о биссектрисе внутреннего угла получаем, что
,
,
.
Составим систему уравнений и решим её.
,
=1225,
,
,
x==21,
y=.
S=,
S=.
Ответ:294.
4.Задача.
Треугольник АВС прямоугольный, с прямым углом С. Точка D лежит на стороне АС, а точка Е на АВ, причем , DE=DC, AE=15см, BE=20см. Найти периметр треугольника АВС.
Дано:
∆АВС,D
DE=DC, AE=15см,
BE=20 см,
Найти: P.
Решение.
По условию .
Рассмотрим прямоугольный треугольник CDE.
Т.к.CD=DEпо условию задачи, то является равнобедренным по определению, следовательно,
,
,
, значит СЕ - биссектриса .
Пусть АС=x, aBC=y, тогда по теореме Пифагора:
,
AB=35 см,
.
По теореме о биссектрисе внутреннего угла получаем, что
,
,
.
Составим систему уравнений и решим её.
,
=1225,
,
,
x==21,
y=.
P=21+28+35=84 см.
Ответ: 84 см.
В основной школе мы опирались на рисунки, но в старших классах пора уже доказать, что действительно, биссектрисы внутренних углов треугольника пересекаются в одной точке. Эта задача для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике.
5. Задача.
В треугольнике DNCиз вершин его внутренних углов провели биссектрисы . Доказать, что биссектрисы углов пересекаются в одной точке.
Дано:
биссектриса.
Доказать:
Биссектрисы пересекаются в точке О.
Доказательство.
Обозначим DN=c, NC=a, DC=b.
По свойству биссектрисы внутреннего угла, следует
,
,
.
.
пересекаются в одной точке по обратной теореме Чевы.
На этом моя работа не заканчивается. В 10 классе я продолжу изучать эту теорему, подбирая задачи с учетом изученного материала по математике.Выполняя эту исследовательскую работу, я научилась из большого объема информации выбирать и систематизировать нужный материал, который был использован при решении задач. Эта работа способствует прочности усвоения теоретического материала, решение задач развивает логическое мышление. На примере данной теоремы я показала одноклассникам применение раннее изученного материалав основной школе. Я сделала вывод, что при изучении теорем, нужно рассматривать обратное предложение, которое может быть как верным, так и неверным. Сравнивая различные доказательстватеоремы, ученики учились анализировать и оценивать недостатки данного способа, выбирая наиболее удачный из них. Мы заметили, что первый мой способ даже проще того, который предложен восьмиклассникам в учебнике .
Волшебная фортепианная музыка
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Сочинение
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Сказка "Колосок"