Научно-исследовательская работа о способах применения прогрессии в жизни , в разных профессиях и на ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
progressiya_-vcherasegodnyazavtra.docx | 45.12 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №13
(143000,Московская область,г.Одинцово,ул.Молодёжная,д.3-А)
тел.593-27-24
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
«Золотое сечение» (математика)
« Прогрессия – вчера, сегодня, завтра»
исследовательская работа
Выполнила: Астахова София, 9 класс Московская область,
г.Одинцово, ул.Садовая, дом 22А
Руководитель: Дьякова Татьяна Владимировна, учитель математики
Одинцовской гимназии № 13
Одинцово
2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………..…………..стр.3
I. Прогрессии «вчера»……………………………………………………...стр.4-7
1.1.Из истории прогрессий.….………..….…………………………..……...стр.4
1.2.Первые задачи………………..…...………….….…………….……….…стр.5
1.3.Прогрессии в старинных задачах..…………………………………….стр.6
II. Прогрессии «сегодня»...…………………………..………………..… стр.7-12
2.1. Прогрессии в литературе …………………..…………………….…..…стр.7
2.2 Прогрессии в повседневной жизни……………..……………….……..стр.8
2.3 Прогрессии и решение уравнений…………………………………...…стр.9
2.4 Прогрессии в медицине………………………..…………………….стр.9-10
2.5 Прогрессии в биологии……………………………………………….…стр.10
2.6 Прогрессии в физике……………….………………………………….стр.11
III. Прогрессии «завтра»………………………………………………...стр.12-13
IV. Прогрессии в условиях города Одинцово………………..……………стр.13
III. Заключение…………………………………………………………….. .стр.14
Литература…………………………………………………………………..стр.15
Введение.
Наша жизнь полна различных вычислений. Овладение математическими знаниями помогает в практической деятельности, формирует представление о математике как о части человеческой культуры.
Изучая математику внимательнее, можно заметить, что рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.
При изучении разных разделов алгебры часто ученики спрашивают : « А зачем нам это нужно?». Вот и при знакомстве с прогрессиями перед нашим классом встал вопрос: возможно ли применять формулы прогрессий в жизни и если да, то как? С учетом этого я выбрала следующую тему исследовательского проекта: «Прогрессии - вчера, сегодня, завтра». Я решила исследовать какие существуют возможности использования знаний о прогрессии , в частности ответить на вопросы : как они применялись раньше, в каких сферах их используют сейчас и будут ли они востребованы в будущем? Можно ли увидеть прогрессию в природе, науке и других областях жизни человека? Действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни?
Актуальность исследования заключается в том, что теоретические знания имеют широкое применение в жизни, а понимание этого мотивирует учеников к активному обучению.
Проблема исследования выяснить какая существует возможность практического применения материала темы «Прогрессии»
Предмет исследования задачи, решаемые с помощью использования формул прогрессий .
Объект исследования прогрессии в практических задачах
В основу исследования положены способы использования формул прогрессий в древности, в настоящее время, в различных областях человеческой деятельности и перспективы применения.
Гипотеза. С помощью знаний о прогрессиях можно выполнять вычисления реальных объектов; знания , получаемые в школе , имеют практическую значимость
Цель работы – исследовать сферы применения прогрессий для решения практических задач, научиться использовать формулы в их решении.
Задачи:
• Определить когда и как стали применять прогрессии
• Рассмотреть сферы использования прогрессий
• Исследовать задачи, решаемые с помощью прогрессий
Методы исследования:
поиск, анализ, решение, систематизация
Этапы работы:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Провести работу по решению задач , практической направленности.
3. Составить перечень наук , использующих формулы прогрессий
Работа носит практико-ориентированный характер, так как практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования на уроках алгебры и в повседневной жизни.
II. Прогрессии «сегодня»
Прогрессия: 2; 4; 6; 8... A.С. Пушкин
2.2. Прогрессии в повседневной жизни
Многие процессы в нашей привычной жизни развиваются в «прогрессии», некоторые быстрее, другие постепенно. Посмотрим ,например , такие жизненные ситуации.
Удивительно, как быстро разбегаются по деревне слухи! Иной раз не пройдет и двух часов со времени какого– нибудь происшествия, которое видели всего несколько человек, а новость уже облетела всю деревню: все о ней знают, все слышали.
Задача 1: В деревне 16 000 жителей. Приезжий в 8.00 рассказывает новость трем соседям; каждый из них рассказывает новость уже трем своим соседям и т. д. Во сколько эта новость станет известна половине деревни? Если слух распространяется по деревне и далее таким способом, то есть каждый узнавший эту новость успевает в ближайшие четверть часа передать её трём согражданам, то осведомление посёлка будет происходить по следующему расписанию:
в 9.00 новость узнают 40+27 ·3=121 (человек);
9.15 121+81 ·3 =364 (человек);
9.30 364+243 ·3=1093 (человек);
9.45 1093+729 ·3=3280 (человек);
10.00 3280 + 2187 ·3 =9841(человек)
Задача 2:За 16 дней Карл у Клары украл у Клары 472 коралла. Каждый день он крал на 3 коралла больше , чем в предыдущий день. Сколько кораллов украл Карл в последний день?
Решение.
S16=1/2 (28a1+ 3*15) *16
472=16*a1 + 360
a1=(472-360) : 16=7
a16= 7+3 * (16-1) = 52
Ответ: 52 коралла украл Карл в последний день.
Задача 3: Джентльмен получил наследство. Первый месяц он истратил 100$, а каждый следующий месяц он тратил на 50$ больше, чем в предыдущий. Сколько $ он истратил за второй месяц? За третий? За десятый? Каков размер наследства, если денег хватило на год такой безбедной жизни?
Решение. Применив формулу An=a1+d(n-1), получаем:
a10=100+50(10-1)=550$
a1=100; d=50; n=365; Sn=?
Применив формулу Sn=2a1+d(n-1)/2 * n
S365=200+50(365-1)/2 *365=4234000
Ответ: размер наследства 4234000.
2.3Прогрессии и решение уравнений.
Знания, полученные при изучении прогрессий, можно применять для решения уравнений, соответствующих теме.
Решить уравнение:
(х2+х+1)+(х2+2х+3)+(х2+3х+5)+…+(х2+20х+39)=4500
РЕШЕНИЕ.
Слагаемые, стоящие в левой части уравнения, образуют арифметическую прогрессию. В прогрессии 20 членов (это число нечётных членов последовательности).
а1 =х2+х+1, а2=х2+2х+3, а3=х2+3х+5
а2-а1=х2+2х+3-х2-х-1=х+2
а3-а1=х2+3х+5-(х2+2х+3)=х2+3х+5-х2-2х-3=х+2*d=x+2
S20=(a1+a20)/2 20
а20=х2+20х+39
S20=(x2+x+1+x2+20x+39)/2* 2
10(2x2+21+40)=4500
2x2+21x+40=450
2x2+21x-410=0
D=441+3280=3721, D>0
X1= (-21+61)/4=10
X2=(-21-61)/4=-20,5
ОТВЕТ: х=10; х=-20.
2.4. Прогрессии и медицина
Прогрессии можно заметить и в медицине, будь-то распространение инфекции, или схема принятия лекарств, надо только её увидеть.
Задача1: Грипп – острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Периодически распространяется в виде эпидемий. Источником заражения является больной человек. Основной путь передачи – воздушно-капельный. Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих. Представим, что население поселка N составляет 5461 человек. Через сколько дней заболеют гриппом все жители поселка?
(an)- геометрическая прогрессия
a1 = 1; q= 4.
Найти ak=5461, где k – порядковый номер дня, когда все в поселке заболеют.
Решение: ak= a1* q^(k-1)
5461=1* 4^(k-1)
4^(k-1)=5461
Так как, 4^6=4096, а 4^7=16384, то человек заразит всех в поселке уже вначале 7-го дня .
Ответ: 7 дней.
Задача 2: Больной принимает гомеопатическое лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?
(a_n)- арифметическая прогрессия
a1 = 5
d=5
an: 5, 10, 15,…,40, 40, 40, 35, 30,…,5
Найти :〖 S〗_n
Решение : а =а1+d(n-1)
40=5+5(n-1),
n=8
S (2 a(1 )+d( n-1))/2 n ;
180 капель больной принимал по схеме в первый период и столько же во второй период. Всего он принял 180+40+180=400 (капель), тогда всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.
Ответ: 2 пузырька.
2.6. Прогрессии в физике
В некоторых задачах физики есть процессы , происходящие по закону арифметической и геометрической прогрессий.
Задача 1:После каждого движения поршня разрежающего насоса из сосуда удаляется 20% находящегося в нём воздуха. Определите давление воздуха внутри сосуда, после 4 движений поршня, если первоначально давление было 760 мм.рт.ст.
Решение: (b)- геометрическая прогрессия, в которой b=760, q=0,8,
n=4
Необходимо найти b.
Ответ: через 4 движения поршня давление внутри сосуда станет равным 389,12 мм.рт.ст.
Задача 2:Тело в первую секунду движения прошло 7 м, а за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду?
Решение: (b)-арифметическая прогрессия, в которой b=7, d=3. Найти необходимо b.
Ответ: за 8 секунду тело пролетит 28 метров.
III. Прогрессии «завтра»
В основе банковских расчётов процентов лежит также принцип прогрессии, например начисление процента на процент. То есть с определенной периодичностью проценты присоединяются к сумме вклада и в дальнейшем они начисляются уже на увеличенную сумму депозита. Еще такую схему начисления называют сложным процентом. Рассмотрим такие задачи:
Задача 1: Через три года в банке оказалось 880 руб., положенных под 40% (простые) годовых. Каков первоначальный вклад?
Решение: (a )- арифметическая прогрессия, где a = 880, а разность арифметической прогрессии равна 0,4a .
aad = a+0,4a·3= 2,2a= 880; a=
Ответ: первоначальный вклад равен 400 рублей.
Задача 2: 750 руб. положили в банк и через 4 года получили сумму вдвое больше. Под сколько процентов (простых) положили деньги?
Решение: (a )- арифметическая прогрессия, где a = 750, а a =1500.
a = a + 4d, d = 187,5 рублей составляет ежегодный прирост на вклад.
750 руб -100%
187,5руб – х%
х=
Ответ: вклад в банке под 25% годовых.
Задача 3: Первоначальная цена товара на торгах повышалась несколько раз на одно и то же количество рублей. После третьего повышения цена равнялась 1200 р., а после двенадцатого повышения - 1650 р. Через сколько повышений первоначальная цена удвоилась?
Решение: (b )- арифметическая прогрессия, b =1200; b =1650;
Так как цена товара увеличилась в два раза, то она стала равна 2100 рублей.
b = 2b ; 2100 = 1050+50(n-1)
50(n-1) = 1050
n-1 = 21
n = 20
Ответ: через 20 повышений.
IV. Прогрессии в условиях города Одинцово
Я попыталась придумать простейшие задачи, имеющие значение для жителей нашего города Одинцово.
И таких практико-ориентированных задач можно сочинить много. Они привлекают внимание и их гораздо интереснее решать.
Заключение.
На уроках алгебры 9 класса изучается тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Я убедилась, что прогрессия играет немалую роль не только в школьном курсе алгебры, но и во многих сферах человеческой деятельности, а также в дальнейшем обучении, например задания на эту тему встречаются и в ГИА, и в ЭГЕ.
Важность этого небольшого раздела школьного курса заключается в его чрезвычайно широких областях применения. Многие задачи решаются с помощью формул арифметической и геометрической прогрессии,
Изучение темы «Прогрессии» с точки зрения её прикладного характера обогатили меня новыми знаниями, расширили кругозор . Я узнала когда и как стали использовать знания о прогрессиях. Мною были решены и составлены интересные, практического содержания задачи. Полученные знания достаточно легко применяются на практике. В результате исследовательской деятельности мною сделана презентация, в которой описываются сферы применения прогрессий с примерами задач. Эта информация будет полезна ученикам параллельных классов, учителям для проведения уроков . В дальнейшем я планирую научиться решать сложные задачи из ЭГЕ, в основе которых лежит прогрессия .
Что общего у травы и собаки?
Весенние чудеса
Рисуют дети водопад
Рождественские подарки от Метелицы
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"