Рассказывает о жизни и творчестве Марины Цветаевой
Вложение | Размер |
---|---|
tsileva_irina_2015.ppt | 1.98 МБ |
Слайд 2
Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. М. Цветаева Страницы жизни и творчества Марины Цветаевой
Слайд 3
Среди ярчайших имен поэзии серебряного века, поэзии ХХ века мы сегодня справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой, которой удалось в стихах запечатлеть не только свою бунтующую душу, но и состояние своего современника, ввергнутого в яростные социальные конфликты двадцатого века, полного войнами и революциями, потребовавшими от человека предельного напряжения физических и душевных сил. Состояние это передано особыми поэтическими средствами, делающими произведения М. Цветаевой неповторяемыми. Над ее стихами надо размышлять, лишь тогда будет понятна та высокая простата, которая и отличает подлинное искусство. Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но все, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».
Слайд 4
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года в высококульту-рной семье, преданной интересам науки и искусства. Отец ее, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина). У входа в это здание и сейчас есть мемориальная доска в его честь, как основателя, собирателя и долголетнего хранителя имеющихся в музейных стенах ценностей. И. В. Цветаев
Слайд 5
Мать, Мария Александровна Мейн, происходившая из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной – талантливой пианисткой. Она научила своих детей любить природу, дала им в руки лучшие в мире книги. Умерла Мария Александровна еще молодой, в 1906 году, и воспитание двух дочерей – Марины и Анастасии – и сводного их брата Андрея стало делом глубоко их любящего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощрял знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства. М. А. Цветаева. 1903 г.
Слайд 6
Атмосфера высокой культуры, учение в частных гимназиях и пансионах, поездки в Сорбонну – все это, несомненно, сказалось на формировании личности и характера великого русского поэта Марины Цветаевой (слово «поэтесса» она не любила), стремящейся к самостоятельности в поступках, во вкусах и привычках. Вся ее жизнь – это роман с собственной душой, отраженной в стихах. О дне своего рождения она написала так: Пылающая и горькая рябина стала символом судьбы Цветаевой, тоже «горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения». М. Цветаева. Феодосия. 1914 г.
Слайд 7
Имя Марина (от лат.) – морская. Есть в нем что-то притягательное, по своей энергетике напоминающее то ли набегающую волну прибоя, то ли пружину, готовую вот-вот разжаться. О своем имени, о себе М. Цветаева напишет так
Слайд 8
Москва, Трехпрудный переулок, были колыбелью будущего великого поэта Марины Цветаевой. Именно здесь формировалось у нее острое чувство Родины, России, восхищение Москвой как святыней Отечества. (В 1916 году она создает цикл «Стихи о Москве»).
Слайд 9
Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила первый свой сборник – «Вечерний альбом» (1910). Он был замечен, появились рецензии. Внимание к нему привлекла недилетантская зрелость стихотворной речи, а «домашность» тематики принималась за некий творческий прием (о юном возрасте автора никто из читателей и не подозревал). Одним из первых на «Вечерний альбом» откликнулся Валерий Брюсов, выделив юного поэта из среды приверженцев отвлеченного фантазирования, отметив, что «стихи Марины Цветаевой всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого». А Максимилиан Волошин, поэт, критик и тонкий эссеист, даже посетил юную Цветаеву у нее дома. Эта первая встреча двух талантливых людей положила начало их дружбе, несмотря на большую разницу в возрасте. За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника – «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913). Крепнет упругость стихотворной строки, ясно ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно, но вместе с тем глубоко лирично М. Волошин
Слайд 10
Герои ранних стихотворений Марины Цветаевой – сама поэтесса, мама, сестра Ася, бабушка и тот, кто становится предметом ее обожания. Но у юного поэта, только начинающего свой путь, уже настолько ясны черты творческой самобытности, что его трудно не заметить. У Цветаевой не было полосы подражательства общепризнанным, модным для того времени течениям и твердо установившимся эталонам. Ее стихи были воплощением глубоко личных переживаний, выраженных страстно, правдиво и убедительно, свидетельствовали о приверженности поэта традициям реалистического стихотворного письма. А.Д. и С.Д. Мейн
Слайд 11
Поэтические кумиры Марины Цветаевой Несмотря на то, что Цветаева благополучно миновала полосу подражательства, у нее были свои литературные кумиры. Одним из ее поэтических кумиров был Александр Блок. Она видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., видела его издали, не обменялась с ним ни единым словом. Однако свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», который был для нее символическим образом Поэзии, Цветаева пронесла через всю свою жизнь. Марина Цветаева была знакома со многими поэтами-современниками. Восхищалась поэзией В.Я. Брюсова и Б. Пастернака, любила читать В. Маяковского и А. Ахматову, которой посвятила цикл стихов, произведения М. Волошина. А. Блок
Слайд 12
Но особенно стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел А.С. Пушкин, который стал постоянной духовной опорой для этой гордой, тонкой и мятежной души. В своих воспоминаниях «Мой Пушкин» Цветаева пишет: «Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета…» (В доме Цветаевых была репродукция картины А. Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом».) Впоследствии Цветаева перечитывала много раз стихи и прозу Пушкина, а его стихотворение «К морю» стало ее любимым. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину». Одно из них – «Поэт и царь». А.С. Пушкин
Слайд 13
К Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих Марина приехала в Коктебель 5 мая 1911 года. На пустынном морском берегу она встретилась с семнадцатилетним Сергеем Эфроном, только что прибывшим туда из пансиона. Любовь с первого же дня и на всю жизнь. Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. Так и случилось. Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя – Марина. Личная жизнь Цветаевой Сергей Эфрон. 1911 г.
Слайд 14
В истории России и в судьбе Цветаевой приближались суровые и трагические события. 1917 год. Гражданская война. Взрослая, зрелая жизнь Марины прошла в лишениях и одиночестве. В ноябре 1917 года семью Цветаевой и Эфрона разлучили революционные события. Сергей уехал в Ростов, где формировалась Добровольческая армия Корнилова – так понимал он тогда свой долг офицера. После разгрома белого движения бежал с остатками армии за границу. И Марина Цветаева осталась в Москве одна с двумя маленькими детьми – дочерьми Ариадной и Ириной. Октябрьской революции поэт Цветаева не поняла и не приняла. Ей казалось, что она попала не только в новую, но и во враждебную обстановку, не соответствующую ее книжным романтическим представлениям о мире. Ведь рождалась она как поэт в дореволюционное время. И Марина четыре с лишним года (1917 – 1922), в пору расцвета ее творческих сил, писала много, с увлечением, но жить продолжала в литературе и только для литературы, почти в полном отчуждении от литературной среды, в кругу немногих близких друзей. М. Цветаева, С. Эфрон с дочерью Ариадной. 1916 г.
Слайд 15
Марине Цветаевой приходилось испытывать и все трудности быта переходного времени, с которыми она справлялась в одиночестве. Осень 1919 года застает поэта наедине с катастрофой надвигающегося голода. В отчаянной борьбе с приближающейся бедой Марина делает непоправимый (как она думала потом) шаг: отдает детей в Кунцевский детский приют, где младшая, Ирина, умерла в феврале 1920 года. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь. После этой трагедии резко изменился голос поэта: из ее стихов навсегда уйдет прозрачная легкость, певучая мелодия, искрящиеся жизнью победоносные интонации. Дочери Аля и Ирина
Слайд 16
В июле 1921 года М. Цветаева получила известие, что ее муж Сергей Эфрон жив и находится в Праге. Влекомая любовью, верная своей клятве, в мае 1922 года с разрешения Советского правительства Марина едет к мужу. Ее разлука с Родиной, с Россией продлится долгих 17 лет. 17-летняя одиссея Цветаевой за рубежом (Германия, Чехословакия, Франция) стала для нее величайшим испытанием. Испытанием духа, испытанием характера и таланта. Белая эмиграция, которая вначале приняла Марину с распростертыми объятиями, скоро отвернулась от нее, потому что увидела в ней поэта, смело выражающего свою симпатию к новой, советской России, - поэта, обличающего расизм и фашизм. Ее стихи перестают печатать в эмигрантской прессе. Двенадцать лет вела Марина Цветаева полунищенское существование, мужественно борясь с бедностью и болезнями, страдала от морального одиночества. Но не выпустила пера из рук. Художественной высотой и щемящей пронзительностью отличаются стихи, посвященные разлуке с Родиной. Семнадцатилетняя одиссея поэта М. Цветаева. 1924 г.
Слайд 17
Ощущение никому-ненужности, особенно ненужности ее стихов для отечественников-эмигрантов, осознание того, что ее читатель – в России, нарастание сил фашизма – все «выталкивает» ее на Родину. Сначала возвратились в Советский Союз ее муж и дочь Ариадна (впоследствии арестованные, муж был расстрелян, а Ариадна 16 лет провела в лагерях). После 17 лет бедственного пребывания за рубежом, получив советское гражданство, 18 июня 1939 года вернулась наконец на родную землю и Марина Цветаева с сыном Георгием. Первое время она жила в Москве, готовила первую книгу стихов. М. Цветаева с сыном Муром. 1940 г.
Слайд 18
Но время приближало пору горьких военных испытаний, выпавших на долю советского народа. В июле 1941 года Марина Цветаева вместе с сыном и тысячами других эвакуированных из столицы покидает Москву и попадает в лесное Прикамье, сначала в Чистополь, потом – в Елабугу. Здесь, в этом маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31 августа 1941 года. Видимо, ее поразительная способность обновляться и воскресать в ситуациях, которые способны раздавить человека насмерть, на этот раз иссякла. Иссякла навсегда. Так трагически завершился жизненный путь поэта, всей своей судьбой утвердившего органическую, неизбежную связь большого, искреннего таланта с судьбой Родины. Но продолжает жить поэзия Марины Цветаевой, удивительно современная, проповедующая вечные человеческие ценности.
Слайд 20
«Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед», - строки, написанные юной Мариной Цветаевой, можно принимать как пророчество . М. Цветаева. 1941 г.
Слайд 21
Источники Марина Цветаева. Стихотворения. Москва. «Детская литература», 1990. Людвиг Ван Бетховен. Соната № 14. Шопен Вальс № 7. В. Агафонов. Среди миров.
Рисуем зимние домики
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Зимний лес в вашем доме
Агния Барто. Сережа учит уроки
Городецкая роспись