Рассказывает о лирике Натальи Толбатовой- учителя информатики Шаталовской средней школы.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_sashi_stepchenkovoy-1.pptx | 2.74 МБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васьковская средняя школа Тема работы: «МАЛАЯ РОДИНА В ЛИРИКЕ НАТАЛЬИ ТОЛБАТОВОЙ» (литература) Выполнила: Степченкова Александра, учащаяся 10 класса Руководитель: Савельева Елена Максимовна, учитель русского языка и литературы д. Васьково 2018Слайд 2
Актуальность. В данной работе я исследую творчество моей землячки, поэтессы Натальи Владимировны Толбатовой . Настоящая работа вносит свой вклад в решение важного вопроса изучения литературы Смоленщины. Проблема неизученности творчества поэтессы. Данный материал позволяет расширить представление о самобытном поэте родного края. Цель проекта: выявить своеобразие темы малой родины в лирике Натальи Толбатовой и привлечь внимание к её творчеству. Задачи: 1.Собрать информацию о творчестве и биографии поэтессы. 2.Провести выборку стихотворений по исследуемой тематике. 3. Изучить тему малой родины в лирике Н. В. Толбатовой . 4. Выявить читательскую интерпретацию любимых стихотворений.
Слайд 3
Наталья Владимировна Толбатова (Чумакова) родилась 24 сентября 1957 года в деревне Галеевка Починковского района Смоленской области. В 1964 году поступила в первый класс Галеевской школы, а в 1972-окончила Галеевскую школу, продолжила образование в Шаталовской средней школе. В 1978 году окончила физико-математический факультет Смоленского государственного педагогического института. С 1978 по 1979 работала в Мурыгинской школе учителем математики. С 1979 по 1997 работала учителем математики в Шаталовской средней школе, а с 1998 г и по настоящее время - учитель информатики этой же школы. В 2003 году она получила высокое звание Заслуженного учителя РФ. Затем дважды в 2006 и 2010 годах становилась победителем национального проекта «Образование». Её имя внесли в энциклопедию «Лучшие люди России»(2008 г.) Серьезно стала заниматься поэтическим творчеством в 2000 году. Автор семи поэтических сборников и одного прозаического. С 2004 года является внештатным корреспондентом районной газеты «Сельская новь». В этом же году принята в Смоленское областное объединение «Родник» В 2016 году стала руководителем Починковского литературного объединения «Слово».
Слайд 4
Награды Натальи Толбатовой
Слайд 5
Книги Натальи Толбатовой
Слайд 6
Особенности лирики Натальи Толбатовой Лирика Натальи Толбатовой – благозвучная, утонченная, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживая сердца. Её стихи выделяются удивительной простотой, художественным своеобразием. Им присущи глубина мысли, пламенность чувств, ясность образов и человечность. В творчестве Натальи Толбатовой можно выделить несколько тем: - это и трепетное отношение к своей малой родине, - и любование родной природой, - и, конечно же, любовь. Тревогами своего времени наполнено сердце поэтессы. В каждой строке её книг слышен взволнованный голос моей землячки и современницы. Тот, кто будет читать стихотворения Натальи Толбатовой , непременно подключится к душевному разговору, который ведёт автор с читателем, потому что пишет она о самом главном – о нашей жизни, о человеке, о времени.
Слайд 7
Тема малой родины в стихотворениях Натальи Толбатовой Наталья Владимировна считает деревню Галеевка своей малой родиной, хотя и Васьково по праву можно считать таковой: детство прошло на этой земле. Отрочество, юность, интересная молодость, становление себя и семьи, вся трудовая деятельность связаны с посёлком Шаталово , её второй родиной. Ключевыми словами в раскрытии темы малой родины являются имена собственные – Васьково, Загорье, Починок, Смоленск, которые трансформируются в образы счастливого и беззаботного детства, игр и забав в кругу друзей и подруг, простора и простоты, свободы и красоты. Наталья Владимировна восхищается природой родного края, и любовь к малой родине выливается в проникновенные поэтические строки, посвящённые друзьям детства, односельчанам: Собирая красную смородину, Школьных вдруг я вспомнила друзей. Были мы детьми вчера лишь вроде бы, Жили вместе в Васьковке своей. И вот так же гроздья ярко-алые Мы с подружкой в солнечном саду Собирали юные, весёлые И с собой и с миром всем в ладу.
Слайд 8
Читательская интерпретация стихотворения «Дорога» Мне посчастливилось прочитать стихотворение «Дорога», которое заставило меня поразмышлять. Я чувствую тоску, с которой автор пишет о своей малой родине («И предаю тебя, деревня»). Во второй строфе поэт сравнивает себя с деревом ( «А я себя с корнями рву»). По-моему, поэтесса сожалеет об ушедшем времени, безмятежном детстве в «своей деревне». Безусловно, она с теплотой вспоминает о нём, о пейзажах, которые остались в её памяти. Понять это помогает метафорический эпитет «глазастый лён». По моему глубокому убеждению, Наталья Толбатова рисует читателям «дорогу жизни», начинающуюся от «сельского порога» и ведущую в город. Поэтесса пишет: Путем предательства, дорога, Ты не веди меня, прошу. Дорога – это философский символ жизненного пути, который связывает прошлое («детство босоногое») и настоящее («вдали от сельского порога»). Наталья Владимировна обладает исключительным чувством любви к малой родине («своей деревне»), которая живёт в её душе. Чтобы подчеркнуть близость к отчему дому, автор использует в третьей строфе ряды однородных членов: «ближний лес, грибы в лукошке, глазастый лён, цветы во ржи». «Дорога» - это стихотворение о родном крае, близком и дорогом каждому человеку, выбирающему свой путь в жизни. Дорога Дорога, ты меня не трогай И не зови, и не зови Туда, где в детстве босоногом Мне песни пели соловьи. Там мной посажены деревья, А я с корнями рву И предаю тебя, деревня, И предаю речей во рву. Тот ближний лес, грибы в лукошке, Глазастый лён, цветы во ржи, И нашу серенькую кошку. Что в городе не стала жить. Вдали от сельского порога Стихи о городе пишу. Путём предательства, дорога, Ты не веди меня, прошу.
Слайд 9
Читательская интерпретация стихотворения «Ощущая подошвами детство…» В стихотворении «Ощущая подошвами детство…» поэтесса с нежностью и трепетом говорит о своей родине, о дорогом, любимом сердцу местечке, где прошли её детские годы. При помощи однородных членов предложения автор передаёт читателю запахи, напоминающие ей о доме («запах пыльных цветов, запах хлеба»). Во второй строфе уподобляет пыль вате, при этом используя поразительные эпитеты («золотистая, теплая вата»), а также употребляет олицетворение «дорога убегает», как босоногая девчонка. Эпитет «тихое счастье», используемый в третьей строфе, на мой взгляд, свидетельствует о том, с каким бережным, трепетным отношением вспоминает автор эту дивную пору. Но с какой же непередаваемой горечью она повествует в четвёртой строфе о своей дорогой, ласковой, сердечной матери, которая «любую беду и ненастье одолеет молитвою». С годами поэтесса осознаёт горечь утраты, ценность человеческой жизни. Даже после смерти мама не перестаёт заботиться о своей уже повзрослевшей дочери, поэтому поэтесса пишет: «только мама не ждет больше дома / За меня тихо молится с неба»… Я считаю, что это стихотворение является одним из самых проникновенных и чувственных среди творений столь неординарной и творческой личности как Наталья Толбатова , которая по праву заслуживает высшей награды за свой талант и трудолюбие! Ощущаю подошвами детство На просёлочной пыльной дороге. Это самое лучшее средство От болезней, обид и тревоги. Всё такая же пыль, всё такая – Золотистая, тёплая вата. У дороги конца нет и края, Убегает за поле куда-то. Всё такое же тихое счастье, Только раньше я не понимала, Что любую беду и ненастье Одолеет молитвою мама .
Слайд 10
Читательская интерпретация стихотворения « Бабушкин дом» Гениальным творением я считаю стихотворение Натальи Толбатовой «Бабушкин дом». Печальное эмоциональное восприятие образа малой родины автор передаёт в первой строфе метафорическим эпитетом «грустно - ненужный дом», состояние которого автор подчёркивает сравнением зимы с одиночеством. Поэтесса противопоставляет вторую строфу, в которой рисует картину уюта, гармонии и тепла («дом красивый и статный», «бабушка молодая», «печка опрятная») и третью, в которой нет жизни, царят одиночество и холод («бабушки нет», «дети и внуки живут в городах», «дом тонет в снегах»). На мой взгляд, бабушкин дом – это символ родины и семьи. Читаю у поэтессы: «В шумных столицах, должно быть, не знают, - /Родина их сиротою живёт». Ведь сколько их, таких «грустно ненужных» домов, которые не могут оставить нас равнодушными. А когда-то здесь бурлила жизнь, царили радость и любовь… Н. В. Толбатова в последних строках четвёртой строфы призывает помнить свою малую родину, не забывать отчий край. Для меня это стихотворение стало одним из любимых. Бабушкин дом обветшал, покосился, Грустно-ненужный стоит никому. С летом зелёным печально простился, Зиму ему куковать одному. Дом себя помнит красивым и статным, Бабушку помнит ещё молодой: В кухне уютной у печки опрятной Споро колдует она над едой. Бабушки нет уж не первую зиму, Дети и внуки живут в городах. Лишь грибники летом бегают мимо, Ну, а зимой дом утонет в снегах. Мыши нахальные пол подгрызают, Вьюга докучные песни поёт. В шумных столицах, должно быть, не знают, - Родина их сиротою живёт.
Слайд 11
ВЫВОДЫ На основе читательской интерпретации стихотворений Натальи Толбатовой делаю вывод о том, что средствами раскрытия темы малой родины в лирике моей землячки являются ключевые слова, формирующие предметный мир её произведений, а также экспрессивные средства языка, свойственные художественной манере автора. В результате исследования я выяснила, что выдвинутая во введении гипотеза нашла свое подтверждение: - тема «малой родины» является ведущей в творчестве поэтессы; - автор гармонично сочетает пейзажную, гражданскую и философскую лирику, используя при этом весь спектр изобразительно-выразительных средств поэтического языка; - гордость за свою родину и любовь к родной природе проявляются на лексическом и семантическом уровнях в исследованных мною стихотворениях Натальи Толбатовой , удивительно творческой личности, заслуживающей безграничного уважения.
Слайд 12
Оценивание качества результатов Я убедилась в очередной раз, что поэзия — чудесный, прекрасный, неповторимый мир, а центральный образ лирики Натальи Владимировны — страна детства, юности, творческого становления. Вся красота родного края с годами «отлилась» в её стихи, полные любви к своей земле! Думаю, что собранные мною материалы будут востребованы в школьном музее и станут достойным началом для дальнейшего изучения творчества Натальи Толбатовой , чьим именем по праву может гордиться моя малая родина.
Слайд 13
Приобретенные умения, знания, навыки Приобретенный мною опыт общения с людьми, сбор и обработка информации из различных источников, работа с архивными документами, отбор и редактирование фотоматериалов, анализ поэтического текста, компьютерная вёрстка – всё эти умения и навыки считаю очень важными и нужными, в дальнейшем они помогут мне добиваться поставленной цели, взрослеть и самосовершенствоваться, делать новые и прекрасные открытия в истории моей деревни, вписать и своё имя в летопись школы.
Весенняя сказка
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Круговорот воды в пакете
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Фокус-покус! Раз, два,три!