Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Жуковская Виктория Сергеевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ" № 21
10 Б класс
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема.В любом обществе существуют социальные нормы, по которым это общество живет. Социальная норма выполняет роль регулирования и контроля. Эти нормы находят свое воплощение в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией.
Актуальность. Девиантное поведение подростков становится особенно актуальной в настоящее время. Заключается в сложности определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Особую актуальность исследование отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобретает в связи со снижением возрастных границ несовершеннолетних к совершению правонарушений.
Цель: Изучить причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Задачи:
1. Изучить теоретический материал
2. Рассмотреть проблему девиантного поведения в подростковом возрасте
3. Интерпретировать полученные результаты и сформировать выводы.
Объект: подростки
Предмет: причины девиантного поведения
Гипотеза. Возможно, девиантное поведение в подростковом возрасте является следствием плохим отношением с ребенком в детстве и личностными отношениями на протяжении всей жизни.
Методологические основы исследования: Вопросами выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др. В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников и многие другие.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
Анализа …..
анкетирование …..
Исследование проводилось в два этапа:
I этап - подготовительный, в процессе которого входит изучение научных статей
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 35.45 КБ |
Оглавление
Введение | 1 | |
Глава 1. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте | 2-5 | |
1.1. Что такое девиантное поведение | 2 | |
1.2. Формы девиантного поведения | 2-3 | |
1.3. причины девиантного поведения в подростковом возрасте | 4-5 | |
Глава 2. Практическая часть | 5-6 | |
2.1. Описание ситуации | 5 | |
2.2. Описание тестирования | 5 | |
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов | 5-6 | |
2.4. Вывод | 6 | |
Заключение | 7 | |
Список используемой литературы | 8 |
Введение
ДЕвитное поведение характерно для людей разного возраста…. Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире остается актуальной. Эта проблема касается не тольк овхрослое поколение, но и явялется нашещной проблменой совермнной молодежи и подростков. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Поростокм считаетсмя человек с …. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Так почему же у подростков проявлятся признаки девитного поведения? Что ил кто на это влиет? Ответы на эти вопросы мы постоаремся найти в процессе написания ашей исследовательнской работе.
Глава 1. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией[1].
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Когад она появилась? Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов.
ДЕвиатндео поведение имеет своия формы проявляениЯ, согласно тарботе…. Джевитнтое поведение выделяет следющие формы:
Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени[2].
Причины преступности несовершеннолетних:
Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Он будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление.
Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний.
Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся для экзаменов, игнорируя воспитательную функцию. С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.
Алкоголизм — хроническое психическое прогредиентное заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него. Самый распространенный мотив употребления спиртных напитков подростками – любопытство и желание испытать новые ощущения.
Последствия:
Наркомания
Наркомания — прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.
Причины употребления
Самоубийство
Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Причины суицидов у подростков
1.3. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.
Причинами девиантного поведения являются:
Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию:
- генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы;
- психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям;
- физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников.
Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.
Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.
Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских; супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.
Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность.
С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Вывод: таким образом девитальне поведние харанктерно для людей всех возростов, оснвон…..
4 преджожения.
Глава 2. Практическая часть.
Анкетирование проводилось с учениками десятого класса МБОУ «СШ № 21» г. Нижневартовска. Количество учеников составляло 25 человек. Возраст учеников составляло от 15 -17 лет. Данное исследование проводилось с каждым учеником индивидуально. Объяснив инструкцию, дети приступали к выполнению задания.
В эксперименте использовался анонимный тест, с помощью которого я определила: знают ли подростки, что такое девиантное поведение; каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте и какая на их взгляд основная причина отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Тест состоит из трех вопросов, на которые подростки должны выбрать ответ из выдвинутых вариантов.
Знают ли люди, что такое девиантное поведение? | Причины девиантного поведения в подростковом возрасте (выберите 3 варианта ответа) | Какая на ваш взгляд основная причина девиантного поведения в подростковом возрасте? | |||||||
Да. | Нет. | А | Б | В | Г | Д | Е | ||
1. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Общество, интернет | ||||
2. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Проблемы в семье | ||||
3. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | - | ||||
4. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
5. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
6. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | - | ||||
7. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Социальные | ||||
8. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
9. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
10. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Социальные | ||||
11. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Социальные | ||||
12. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Семейные | ||||
13. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
14. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Семейные | ||||
15. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Семейные | ||||
16. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Социальные | ||||
17. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Интернет | ||||
18. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
19. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
20. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Семейные | ||||
21. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Социальные | ||||
22. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
23. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Социальные | ||||
24. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Психологические | ||||
25. | ˅ | ˅ | ˅ | ˅ | Семейные |
Анализ полученных результатов показывает, что:
2.4. Вывод
Таким образом, изучив теоретический материал и проветя практчисекую часть, мы пришли к некоторым выводам. Д
Таким образом, мы видим, что большинство опрошенных выделяют три основных причины девиантного поведения: психологические, социальные и семейные.
Заключение
Все выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, чтов настоящее время особенно актуальной проблемой становится девиантное поведение подростков. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Существует 4 формы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания и самоубийство. Причинами возникновения отклоняющегося поведения являются:биологические,психологические, социальные, семейные, социально-экономические, морально-этические факторы. С помощью теста мы смогли выделить три основные причины девиантного поведения в подростковом возрасте: социальные, психологические и семейные. Чтобы предотвратить появление девиантного поведения у подростка нужно: Заботиться о сохранении и эмоционально положительных взаимоотношений в семье, со сверстниками и учителями, привлечь ребенка к здоровому образу жизни, втрудных жизненных ситуаций, ребенок должен звонить в экстренную службу психологической помощи.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. На само джеле причинами девитного поведения яялвтся личные отношения и … но помимо этого …..
Список использованной литературы
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov
Одна беседа. Лев Кассиль
"Морская болезнь" у космонавтов
Как нарисовать лимон акварелью
Новый снимок Юпитера
Три коробки с орехами