Актуальность работы заключается в том, что сегодня целесообразно рассматривать проблему взаимоотношений в семье, так как некогда традиции и обычаи были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех ее членов. Современные семьи - не исключение.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 809.5 КБ |
Региональная научно-практическая конференция
«ДИНАМИКА ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Секция Социально-гуманитарные науки и проекты (история и обществознание)
Научно-исследовательская работа
Традиции и обычаи как нравственная основа семейных отношений
Чекашова Анастасия Михайловна
г. Нижнекамск МБОУ СОШ «№2» НМР РТ, 10А класс
руководитель: Мингазова Е.В., учитель истории и обществознания
Нижнекамск, 2016 г.
Оглавление.
Глава I. Институт семьи и брака. 4
§ 1. Влияние христианства на семью. 4
Глава II. Практическая часть. 10
§1. Влияния традиций, религии и обычаев на институт семьи. 10
§2. Статистика города Нижнекамска за 2015, с 01.01.2016 по 30.09. 2016. (включительно). 15
Введение.
Традиции являются неотъемлемой частью образа жизни и национальной культуры любого народа. Самые прочные семьи создаются на основе местных обычаев и традиций, так как нравственной основой семьи являются традиции и обычаи той или иной нации. Будучи ценностью, семья является хранилищем нравственных устоев. Институт семьи должен существовать, опираясь на них.[1]
Актуальность работы заключается в том, что сегодня целесообразно рассматривать проблему взаимоотношений в семье, так как некогда традиции и обычаи были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех ее членов. Современные семьи - не исключение.
Цель исследовательской работы: выявить влияние традиций и обычаев на институт семьи.
В связи с поставленной целью были выработаны следующие задачи:
1. Изучить традиции и обычаи семей смешанных браков, татар, русских, православных, мусульман.
2. Раскрыть особенности традиций разных семей.
3. Проанализировать аспекты влияния традиций и обычаев на формирование нравственных основ семьи.
4. Проанализировать статистические данные ЗАГСа г. Нижнекамска НМР РТ и анкеты.
Объект исследования — семьи смешанных браков, татар, русских, православных, мусульман г. Нижнекамска.
Предмет исследования — влияние традиций и обычаев на институт семьи.
Гипотеза: семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия.
Глава I. Институт семьи и брака
§ 1. Влияние христианства на семью
Брак христианства свят и духовен, как свят союз с Церковью. Поэтому апостол Павел и говорит: «Брак у всех да будет честен и ложе нескверно» (Евр. 13, 4), и заповедует христианским супругам: «воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4, 3-5).
Брак должен быть нерасторжимым: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), разумеется – самовольно. Единственная достаточная причина для развода – прелюбодеяние; но и в этом случае муж и жена разводятся не иначе, как властью самой Церкви через её законных пастырей, то есть тою властью, которая их сочетала, ибо только апостолам и их преемникам Спаситель дал власть связывать и разрешать людей (Мф. 18, 18).[2]
В христианском браке любовь мужа и жены имеет бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь. Не напрасно ап. Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви, и говорит: «мужия, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь, и Себя предал за нее.» В христианском браке единение любящих личностей становится настолько всеобъемлющим и полным, взаимная преданность супругов настолько глубока и безусловна, что они во всем уподобляются друг другу, а иногда к старости даже и внешне становятся похожими друг на друга. И жизнь их проходит в полном согласии – в полной преданности заветам Христа Спасителя и Его Святой Церкви.
Христианский брак есть живая жизнь двух в единении.И с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотворенное. Основной целью нашей земной жизни является вечное спасение. И только после того, как мы потрудимся подготовить себя лично и наши семьи, и дома к принятию Христа – наши жизни, наши браки и наши дома станут тем добрым вином, которое Христос превратил из воды на том радостном пире.
Подход к достижению взаимного согласия представляется чрезвычайно глубоким и отражен в христианской традиции. Свобода выбора и решения – это первое условие истинного христианского брака, которое православная каноническая традиция стремится сохранить. Существуют определенные каноны против насильственного принуждения женщин к браку, по которым браки, заключенные против воли, считаются недействительными, а виновный мужчина подвергается отлучению, так же, как и уступившая ему женщина. Существуют такие каноны, требующие достаточного долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком.[3]
Христианство возносит семью до высот богочеловеческого общения. Оно относится к семье как к малой Церкви. Как Церковь есть общество верных, объединенных любовью к Христу, так и семья – община мужа и жены, их чад, соединенных взаимной любовью, преданностью, жертвенностью и ответственностью. Муж в семье, как Христос в Церкви – добрый, кроткий, но в то же время взыскательный пастырь.[4]
§ 2. Мусульманские браки
Мусульманские браки отличаются прочностью, особенно по сравнению с браками в сегодняшнем светском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в отличие от светских браков, где добрачная любовь и близость считаются неизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общая система ценностей, общие принципы и образы жизни. Вследствие этого мусульманские муж и жена, даже будучи носителями различных культур или выходцами из различных слоев общества, обладают приблизительно одинаковыми мировоззрением, системой ценностей, во многом схожими привычками и поведением, что дает им возможность гармонично сочетаться друг с другом.
Другая причина устойчивости браков в Исламе заключается в том, что мусульмане и мусульманки в большинстве случаев абсолютно согласны со своими мужской и женской ролями. Поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четко определено и признано, многих проблем и трений удается избежать.[5]
Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами!» (Коран, 4:1.)
«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейные, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах.» (Коран, 4:34.)
Создание мусульманской семьи всегда было одной из высших ценностей в татарском обществе, а вступление в брак считается богоугодным делом, и очевидной абсолютной необходимостью. У татарского народа, как и у всех мусульман, создание семьи считалось священной обязанностью.
Расторжение брака в исламской традиции – это грех, и для него надо иметь всякие причины. Таковыми считаются: измена мужа или жены (в реальности им пользуются, как правило, мужчины, женщинам развестись из-за того, что муж изменил, гораздо сложнее; если жена не читает обязательные молитвы.
Равноправный брак в Исламе (никáх) – это неиссякаемый источник любви, сострадания и взаимопонимания супругов, ведь пророк Мухаммед поощряет внимательное, доброе отношение к мусульманским женам. Браки татар между приверженцами разного вероисповедания не поощрялись. Коран запрещает жениться на неверующей в единого Бога (язычница, атеистка, агностик) и крайне неохотно допускает женитьбу на иудейке или христианке.[6]
§ 3. Семейные ценности
Важным составляющем брака являются традиции семьи. Каждая семья интересна по-своему, в зависимости от сохранения религиозных, а также фамильных традиций и обычаев. Таким примером является предбрачный период у татар. Просто познакомиться с девушкой-мусульманкой юноше или мужчине считается неправильным. Да это практически невозможно – так как истинная мусульманка не покидает дом без сопровождения взрослых или мужчин – членов семьи, это считается неприличным.
Традиционно, в мусульманских татарских семьях при выборе жениха и невесты большую роль играет семья, в которой они воспитывались. Женщина должна выбирать мужа, который получил бы образование не хуже, чем она, и материальное положение его должно быть, как минимум равным. Более высокий статус и доход будущего мужа является гарантией стабильности семьи, поскольку положение жены и детей определяется положением мужчины. [7]
Конечно же, любой народ объединяют общие праздники. Все знают о таком празднике – Сабантуй. Он объединяет татар и с другими народами. 6 июня у мусульман начинается начало поста Рамадан. 5 июля татары празднуют Уразу-байрам. Как и татары, русские сохранили свои праздники и продолжают их отмечать. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу и др. 12 июля отмечается праздник Петра и Павла. В таких деревнях, как Кармалы, этот праздник стал носить не только религиозный характер. Эти праздники являются отражением и связью с нашим поколением. Как татары, так и русские не всегда следуют догматике религий, но исправно в праздничные дни посещают своих родных и близких, они собираются вместе за праздничным столом, делятся друг с другом радостью и счастьем. Такая культура помогает сохранить единство семьи, несмотря на огромные расстояния.
Однако не только религиозные праздники являются традиционными, у каждой семьи зародились свои традиции и обычаи. Например, день рождения главы семьи: это событие становится общим сбором родственников со всех краёв нашей планеты, в другой семье традиционным сбором семьи является сентябрьский поход в осенний лес, воскресная лыжня зимним утром. Семейные походы в театр, кино, выезд за город на природу или на море по праву считаются семейными традициями.
Так как тип общества меняется, то многие семьи покидают свой дом, переезжая в промышленные города, но в какой-то определённый день они приезжают навестить своих близких. Это событие также становится сбором семьи: готовится праздничный стол, на котором чаще всего присутствует курица или шашлык. Многие семьи не просто отдыхают и разговаривают во время торжества, они также придумывают разные игры и конкурсы, дабы развлечься и сблизиться.
Множество семей пересматривают старые видеозаписи: новый год, чья-то свадьба, юбилей. Ни одна русская семья не уедет из деревни, не помывшись в русской бане. Это также стало традицией многих семей.
Огород также сближает людей, они забывают о своих проблемах, приступая к физической работе. Многие нижнекамцы покупают дачи, дабы забыть о своей повседневной жизни.
Традициями могут считаться и обыденные вещи: ужин всей семьёй каждый вечер, разговор семьи в тихой обстановке: родители и дети рассказывают о том, как провели день и делятся своими впечатлениями, дают советы, проявляя внимание к проблемам друг друга. Такие семейные обычаи укрепляют семью.
Глава II. Практическая часть
§1. Влияния традиций, религии и обычаев на институт семьи
Для понимания влияния традиций, религии и обычаев на институт семьи были рассмотрены и проанализированы анкеты.
Проведено исследование граждан, состоящих в браке, г. Нижнекамска РТ, с целью выявить влияние традиций и обычаев на институт семьи в нашем городе (см. Приложение №1).
В анкетных данных требовалось указать возраст, пол исследуемого объекта, национальность, религиозную принадлежность свою и супруга/супруги, определить своё отношение к традициям и обычаям своей половинки, также написать своё мнение о семейных традициях.
Было обследовано 50 жителей города Нижнекамска, состоящих в браке, от 20 до 61 года; из них 20 до 30 лет 5 человек (10%), от 30 до 40 - 12 человек (24%), от 40 до 50 - 16 человек (32%), от 50 до 60 - 15 человек (30%), от 60 и более - 2 человека (4%). Из них 6 человек мужского пола (12%) и 44 женского пола (88%). В браке от 5 до 39 лет. Из них от 5 до 10 лет в браке 11 человек (22%), от 10 до 20 – 22 (44%), от 20 до 30 – 8 человек (16%), от 30 и более – 9 человек (18%). В смешанном браке 16 человек (32%), в несмешанном 34 человека (68%). Из несмешанных чаще всего – тат/тат, рус/рус, 1 пара – таджичка/таджик.
Из смешанных чаще всего – татарин/русская, русская/чуваш, татарка/чуваш.
1 пара - русская/мордвин, русская/узбек, русская/азербайджанец, русская/украинец. 36 пар принадлежат одной религии (72%), 14 пар – разной (28%).
После сбора и обобщения данных получены следующие показатели:
На вопрос «Поддерживаете ли вы обычаи и традиции в своей семье?» 96% ответили «да», 4% ответили «нет». Из этого следует, что большинство респондентов поддерживают традиции и обычаи в своей семье. Эти касается религиозных и национальных праздников, а также семейных традиций.
На вопрос «Ваша семья многопоколенная?» 92% ответили «да», 8% ответили «нет». Это говорит об устойчивой межпоколенной связи.
На вопрос «Знаете ли вы своих родственников от третьего колена и ниже?» 64% ответили «да», 18% ответили «нет». В таких семьях мнение старших является авторитетным и зачастую сохраняет брак молодым.
На вопрос «Венчались ли вы? Никах?» 36% ответили «да», 64% ответили «нет». Из этих данных следует, что из 50 пар только у 18 был совершён религиозный обряд, что составляет 36%.
На вопрос «Что для вас является препятствием для развода?» 78% ответили «Сам брак», и только 22% ответили «Венчание/ Никах». Таким образом, респонденты задумываются о никахе или венчании, но не считают это главным для семьи.
На вопрос «Вы считаете, что традиции и обычаи могут укрепить институт семьи?» 81% ответили «да», 18% ответили «нет». Это значит, что большинство считают важным составляющем семьи традиции и обычаи.
На вопрос «Приняли ли Вы религию супруга/супруги?» 6% ответили «да» или «супруг(а) принял(а) мою», 28% ответили «нет», 66% ответили «мы изначально принадлежим одной религии». Из этого следует, что в современном обществе чаще стали придерживаться религиозной принадлежности в браке.
На вопрос «На каком языке вы разговариваете дома?» 58% ответили «На Вашем» или «на языке мужа/жены», 34% ответили «на двух языках в равной мере» и 8% ответили «на другом языке». Из чего следует, что респонденты отдают предпочтение родному языку в домашних условиях, что является закономерным сохранить свой язык хотя бы на бытовом уровне, также из данных исследуемых выявлено, что они предпочли бы, чтобы их дети получали образование на родном языке.
На вопрос «Знакомы ли Вы с культурой (традициями, обычаями, нормами поведения) этнической группы к которой принадлежит Ваш(а) супруг/супруга?» 88% ответили «да», 12% ответили «немного» и 2% ответили «нет». Следовательно, в смешанных браках традиции и обычаи удваиваются и переходят на уровень фамильных традиций.
На вопрос «Как Вы относитесь к традициям, обычаям этнической группы к которой принадлежит Ваш муж/жена?» 88% ответили «положительно», 12% ответили «нейтрально» и 0% ответили «отрицательно». Таким образом, большинство исследуемых интересуются духовными предпочтениями своей второй половинки и принимают их.
В вопросе «Что для Вас является главным в семейных отношениях?» респонденты должны были распределить, что для них более важно в семье и что менее важно, поставив цифры от 1 до 7, где оценка 7 – наиболее важное, а оценка 1 – наименее важное.
Уважение – 8% респондентов поставили цифру «1», 6% поставили цифру «2», 8% - цифру «3», 8% - цифру «4», 24% - цифру «5», 26% - цифру «6», 20% - цифру «7». Из этого следует, что уважение для многих респондентов является главным в семейных отношениях.
Любовь – 8% поставили цифру «1», 6% - цифру «2», 10% - цифру «3», 18% - цифру «4», 24% - цифру «5», 24% - цифру «6» и 10% поставили цифру «7». Таким образом, любовь – это понятие субъективное, которое может занимать, как первое, так и последнее место в семейных отношениях. Для кого-то любовь – это основа семьи, для кого-то она не является главным составляющем.
Взаимопонимание – 2% поставили цифру «1», 4% - цифру «2», 10% - цифру «3», 18% - цифру «4», 18% - цифру «5», 22% - цифру «6», 26% - цифру «7». Выходит, для многих жителей г. Нижнекамска взаимопонимание является главным компонентом в семейных отношениях.
Общие интересы, традиции, религия– 16% поставили цифру «1», 34% - цифру «2», 12% - цифру «3», 22% - цифру «4», 2% - цифру 5, 8% - цифру «6», 6% - цифру «7». Из этого следует, что многие исследуемые понимают, что традиции/обычаи и религия важны для сохранения семейных отношений, но не считают, что они являются основой идеального брака. Следует отметить, что многие мусульмане ставили цифру «6» и «7», а православные цифру «4». Из данных следует, что мусульмане чаще придерживаются традиций, чем православные. Также у венчанных пар традиции и обычаи занимают главную позицию в браке.
Ответственность – 12% респондентов поставили цифру «1», 12% поставили цифру «2», 36% - цифру «3», 16% - цифру «4»,14% - цифру «5», 8% - цифру «6», 2% - цифру «7». Это значит, большинство людей считают, что ответственность также считается одним из важных компонентом сохранения брака.
Дети – 12% поставили цифру «1», 12% поставили цифру «2», 36% - цифру «3», 16% - цифру «4», 14% - цифру «5», 8% - цифру «6», 2% - цифру «7». Отсюда следует, что респонденты не считают, что дети являются главной основой семейных отношений. Дети занимают главную позицию для только что образовавшейся семьи, для супруг пожилого возраста они не играют значительной роли.
Личная жизнь – 42% поставили цифру «1», 32% - цифру «2», 14% - цифру «3», 2% - цифру «4», 4% - цифру «5», 2% - цифру «6», 4% - цифру «7». Из этого явствует, что личная жизнь для супруг практически не важна. Вступая в брак, понятие «личная жизнь» исчезает, всё становится общим.
§2. Статистика города Нижнекамска за 2015, с 01.01.2016 по 30.09. 2016.(включительно).
Управлением ЗАГСа г. Нижнекамска составлены отчёты о количестве расторгнутых браков по признаку национальности бывших супругов (см. Приложение 2,3) и о государственной регистрации расторжения брака по возрасту лиц, расторгающих брак, и продолжительности брака до его расторжения (см. Приложение 4,5).
По данным статистикам ЗАГСа г. Нижнекамска выявлено, что русские браки менее устойчивые, чем браки татар. Смешанные браки на 2-м месте по разводам.
От 25 до 29 лет расторгают брак до 1 года чаще (35,1%), чем другие возрастные категории. По данным выявлено, что 25-29-летние расторгают брак от 1 года до 9 лет (включительно).
Таким образом, кризисным возрастом для 25-29-летних являются 5-9 лет совместной жизни, после чего разводы идут на спад.
Также выявлено, что для 30-34-летних кризисными возрастами для расторжения брака являются от 5 до 9 лет после совместной жизни.
40-59 лет чаще расторгают браки после 20-летней совместной жизни.
Из этого можно сделать вывод, что наибольшее число лиц, расторгнувших брак, насчитывается от 25 до 34 лет, с продолжительностью брака от 5 до 9 лет (632 от 1138, 55,5%). Таким образом, людям необходимо пережить этот возрастной период, чтобы сохранить свою семью. Тем не менее, браки татар остаются более устойчивыми на фоне смешанных и русских браков.
Вывод.
На основании данных исследований можно сделать следующие выводы:
Традиции и обычаи являются неотъемлемой составляющей каждой семьи, сохранения благоприятной обстановки в семье, а их соблюдение возводят брак и семейные отношения из грубо эмоционального в духовную сферу.
Такие религии, как Христианство и Ислам принесли в жизнь народов новый образ семьи, утвердив в поколениях бережное отношение к семейным ценностям. Христианство объединяет семью и Церковь в одно целое.
Браки становятся более крепкими, где люди придерживаются традиций и обычаев, которые передаются из поколения в поколение, что помогает быть устойчивой связью между семьями разных поколений.
Многие из этих вещей мы даже не могли бы назвать традициями, так как мы совершаем их постоянно. Но это есть то, что объединяет нас не только с семьёй, но и со всем миром.
Список литературы.
1. Алешина О.В. «Семейное и жилищное право», 2009, N 5
2. Алексей Йонг (Священник). Перепечатано из журнала «Православная Америка», №154. http://www.holy.
3. Сафиязова Д.Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях. [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы ||| международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — с. 170-172.
4.Шиманский Г.И. Семейные обязанности. «2-е.-М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2012.-80с
5. «Особенности мусульманского брака» 2016 г.
6. 26.11.2014 «Традиции татарского народа»
7. Статья «Семья в исламе - традиции и обычаи от знакомства до развода» vostruha.ru
Приложение 1
Анкетирование
1. Ваш возраст/пол
2. Сколько лет вы в браке?
3. Поддерживаете ли вы обычаи и традиции в своей семье? да нет
4. Ваша семья многопоколенная? да нет
5. Знаете ли вы своих родственников от третьего колена и ниже? да нет
6. Венчались ли вы? Никах? да нет
7. Что для Вас является главным в семейных отношениях? (проранжируйте от 1 до 7, где оценка 7 – наиболее важное, а оценка 1 – наименее важное)
ОЦЕНКИ НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ.
а) уважение ___
б) любовь ___
в) взаимопонимание ___
г) общие интересы, традиции, религия ___
д) ответственность ___
е) дети ___
ж) личная жизнь друг друга ___
8. Что для вас является препятствием для развода? (подчеркнуть)
Сам брак Никах Венчание
9. Вы считаете, что традиции и обычаи могут укрепить институт семьи? да нет
10. Укажите Вашу национальность и национальность супруга/супруги
11. Укажите свою и супруга/супруги религиозную принадлежность.
12. Приняли ли Вы религию супруга/супруги?
а) да
б) нет
в) супруг (а) принял (а) мою религию
г) мы изначально принадлежим к одной религии
13. На каком языке вы разговариваете дома?
а) на Вашем
б) на языке мужа/жены
в) на обоих языках в равной мере
г) на другом языке
14.Знакомы ли Вы с культурой (традициями, обычаями, нормами поведения) этнической группы к которой принадлежит Ваш(а) супруг/супруга?
а) да
б) немного
в) нет
15. Как Вы относитесь к традициям, обычаям этнической группы к которой принадлежит Ваш муж/жена?
а) положительно
б) нейтрально
в) отрицательно
Спасибо, что уделили нам время!
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
[1] Сафиязова Д.Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях. [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы ||| международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — с. 170-172.
[2]Священник Алексей Йонг. Перепечатано из журнала «Православная Америка», №154. http://www.holy.
[3]Алешина О.В. «Семейное и жилищное право», 2009, N 5
[4] Шиманский Г.И. Семейные обязанности. «2-е.-М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2012.-80с
[5] «Особенности мусульманского брака» 2016 г.
[6] 26.11.2014 «Традиции татарского народа»
[7] Статья «Семья в исламе - традиции и обычаи от знакомства до развода» vostruha.ru
Смекалка против Змея-Горыныча
Сочинение
Как нарисовать портрет?
Позвольте, я вам помогу
Бабочка