В настоящее время увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической системе. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревоги.
Актуальность: Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности приводит к возможности своевременной разработки способствующей снижению тревожности и формированию адекватного поведения у подростков школьного возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_hasanova_gaynullina_8_kl_mbou_sosh_2_nmr_rt.docx | 42.75 КБ |
16 республиканская юношеская
научно-исследовательская конференции
имени С.С. Молодцова
Секция «Психология»
Исследовательская работа
Влияние школьной тревожности на личное состояние школьника
Хасанова Лиана Евгеньева, Гайнуллина Руфия Рамиловна
8В класс МБОУ «СОШ №2» НМР РТ
Научный руководитель:
Мингазова Елена Викторова
учитель истории и обществознания высшей кв. категории
г. Нижнекамск 2018г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава I. Психо-эмоциональное развитие школьников………………………5
§ 1. Особенности эмоциональной сферы школьника..........................................5
§ 2 Школьная тревожность как психическое состояние и ее проявления........6
§ 3. Школьная тревожность………………….…………………………………8
§ 4.Особенности проявления тревожности у подростков ………………..…10
Глава II. Практическая работа « Влияние школьной тревожности на личное состояние школьника»………………………………………………………….12
Заключение……………………….……………………………………………..15
Литература………………………..……………………………….……….…..16
Предложение 1…………………………………………………………………17
Предложение 2………………………………………..……………….……….19
Введение
Тема выбрана не случайно. В прошлом году работая над исследованием «Есть ли свобода слова у подростка?». Пришли к печальным выводам, что учащиеся школы боятся высказывать свое мнение не только в школе, но и дома. Часто подростки боятся высказываться свободно и поэтому, мы решили узнать , а что вызывает у ребят тревожность. И мы сформулировали тему
В настоящее время увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической системе. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревоги.
Актуальность: Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности приводит к возможности своевременной разработки способствующей снижению тревожности и формированию адекватного поведения у подростков школьного возраста.
Цель исследования: выявить особенности влияния школьной тревожности на формирование эмоциональной сферы школьника.
Объект исследования: формы тревожности
Предмет: факторы, влияющие на формирование эмоциональной сферы подростков в школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что среди подростков реакция на стресс неодинакова, так как все мы разные и индивидуально реагируем на стрессовые воздействия.
Задачи:
1. Изучить особенности эмоциональной сферы школьника и выявить факторы и условия, способствующие сохранения эмоционального благополучия школьника.
2. Охарактеризовать школьную тревожность как психическое состояние, раскрыть причины ее возникновения и особенности проявления у школьников.
3. Проанализировать влияние школьной тревожности на личностное развитие подростка.
4. Провести анкетирование и на основании анализа полученных результатов сделать вывод.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных
Глава I. Психо-эмоциональное развитие школьников
§ 1. Особенности эмоциональной сферы школьника
В процессе обучения изменяется содержание чувств подростка и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости.
С приходом ребенка в школу его чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь оценка учителем его успехов и неудач, выставленная отметка и связанное с ней отношение окружающих.
Правда, встречаются иногда случаи безразличного отношения детей к учебе, когда оценка не вызывает переживаний, что не способствует формированию положительной мотивации учения. Вместе с тем возможности осознания школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Как выяснилось в исследованиях Н. С. Лейтеса и П. М. Якобсона, подросток часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха и ужаса. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств[1]. Так, в большинстве случаев доброжелательный или недоброжелательный стиль общения с людьми передается и ребенку. Участие в учебной деятельности и соответственно общение с учителем, коллективом класса требует сдержанности в чувствах.
Импульсивность поведения, часто еще проявляется- у подростков. То он засмеялся на уроке, увидев в окно прыгающих по ветке птичек, то при коллективном просмотре спектакля, увлекшись сюжетом, нарушил правила поведения.
В старших классах начинает проявляться все большая сдержанность в проявлении чувств. Ученику необходимо управлять своими чувствами, выполняя повседневные школьные обязанности, требования учителя, классного коллектива. Школьники,стараются справиться с сильным волнением, побороть свои желания, подчиниться требованиям, т. е. постепенно произвольность поведения начинает отражаться и на сфере чувств. В целом общее настроение у подростков жизнерадостное, бодрое, веселое. Это — возрастная норма эмоциональной жизни. Все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные, интеллектуальные, эстетические.
§ 2. Подростковая тревожность как психическое состояние и ее проявления
Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Известно, что смена социальных отношений представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.
Как и у любого другого явления в основе возникновения любого вида тревожности должны лежать определенного рода причины, согласно современным исследованиям, существует несколько источников тревоги.
1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Ребята часто боятся собак, машин, детей, которые старше их, поскольку воспринимают их как вероятный источник опасности, боли или физического дискомфорта.
2. Тревога из-за потери любви. Дети болезненно переживают свои школьные неуспехи во многом потому, что боятся лишиться родительской любви и поддержки, особенно если в семье используются авторитарные методы воспитания, предполагающие безоговорочное подчинение и выполнение жестких правил ребенком.
3. Тревога вследствие чувства вины. У школьников чувство вины характеризуется переживанием самоунижения, досады на себя, оценкой себя как недостойного. Чувство вины снижает уверенность в себе и мешает школьнику добиваться поставленных целей.
4. Тревога из-за неспособности овладеть ситуацией. Новые, постоянно меняющиеся условия, предъявляющие к ребенку различные требования, могут вызвать у него субъективное ощущение бессилия, невозможности что-то сделать, как-то отреагировать.
5. Тревога в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или удовлетворению сильной потребности. Жесткие рамки и ограничения, которые применяют взрослые в ходе обучения и воспитания, запреты и условия могут спровоцировать рост тревожности у тех детей, которые оказываются особенно уязвимыми в ситуации фрустрации. [2]
Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В этом случае общение взрослого с подростком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
§ 3. Школьная тревожность
Психологическими причинами устойчивой тревожности в школьном возрасте могут стать сложности, возникшие в период прохождения возрастного кризиса; авторитарность и чрезмерная требовательность взрослых, педагогов и родителей; трудности общения со взрослыми и сверстниками; индивидуальные особенности ребенка; черты характера, способствующие возникновению неадекватной самооценки; стрессовые или аффективные ситуации, пережитые ребенком; трудности в обучении
Одним из факторов формирования тревожности подростков являются неблагоприятные отношения с педагогами. Во-первых, тревожность может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого придерживается учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорбление детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию школьной тревожности.
Однако школьная неуспеваемость далеко не всегда вызывает повышение тревожности у детей. Среди отличников немало тревожных детей, которые из последних сил поддерживают сложившееся у взрослых и сверстников благоприятное представление о себе. Таким образом, причины психологического неблагополучия ребенка в школе весьма разнообразны.
По мнению Кочубей Б.И. и Новикова Е.В., наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. «Середнячки» в плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних «пятерок» или не рассчитывает особенно на оценку выше «тройки».[3]
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы.
Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям. Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках - признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть, бледнеть, отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, подсасывание под ложечкой. Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.
§ 4.Особенности проявления тревожности у подростков
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции.
По данным И.В. Дубровиной[4], в подростковом возрасте наблюдается постепенное снижение уровня тревожности вплоть до 9-го (сейчас 10-го) класса, и достаточно серьезное увеличение количества тревожных учащихся в 10-м (11-м) классе. Если до 14-15 лет преобладает межличностная тревожность, связанная, прежде всего, с отношениями со сверстниками (друзьями, одноклассниками), то к 16-17 годам начинает доминировать самооценочная тревожность, обусловленная необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути. По всей вероятности, резкое повышение уровня тревожности в подростковом возрасте связано с началом пубертатного кризиса, который традиционно характеризуется развитием самосознания, и именно в этот период тревожность становится устойчивым личностным образованием, связанным с особенностями формирования Я-концепции.
Это период потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Тревожность в подростковом возрасте – это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии подростка с различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом взаимодействии.
Глава II. Практическая работа «Влияние школьной тревожности на личное состояние школьника»
Было обследовано 23 анкеты, из них 15(65%)девочек и 8(35%) мальчиков 13-14 лет. Анализ результатов влияния уровня тревожности подростков на успешность в учебной деятельности. За основу проведения школьной тревожности взяли и адаптировали методику исследования «Тест школьной тревожности Филипса» после сбора и обобщения данных были получены следующие показатели:
На вопрос «Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?» положительный ответ дали 3 учащихся 13%, 20 (87%) ответили отрицательно. Данные показатели свидетельствуют о том, что ученикам трудно с одноклассниками и они спокойно не могут друг с другом общаться.
На вопрос «Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?» положительный ответ дали 12 учащихся (52%), 11(48%) ответили отрицательно, это говорит о том, что большинство учеников не имеют никого представления о волнениях перед окружающими ими людьми.
На вопрос «Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?» положительный ответ дали 20 учащихся (87%), 3(13%) ответили отрицательно, данные свидетельства говорят, о том, что ученики не желают понизить свою школьную успеваемость, и при этом проявляется школьная тревожность.
На вопрос «Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?» положительный ответ дали 6(26%) учащихся и 18(74%) ответили отрицательно, это говорит нам, что ученики из-за своих проблемах в школе получают нагрузку и проявляют волнение в себе.
На вопрос «Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?» положительный ответ дали 9 учащихся (39%), 13(61%)ответили отрицательно, это говорит о том, что некоторые школьники бояться выразить свое мнение с неправильным ответом.
На вопрос «Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?» положительный ответ дали 2 учащихся (10%),и 21(90%) уверенны в себе ,и не имеют никакой боязни перед ответом.
На вопрос «Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?» положительный ответ дали 17 учащихся (74%), 6(26%)ответили отрицательно, это говорит о том, что большинство учащихся переоценивают свои силы, из-за которых и возникают тревожности.
На вопрос «Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?» положительный ответ дали 9(39%), 14(61%) ответили отрицательно, подростки бояться выражаться в ответах так как не желают понизить свою самооценку среди сверстников.
На вопрос «Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?» положительный ответ дали 20 учащихся (87%), 3(13%) ответили отрицательно, это говорит то что, подростки проявляют боязнь сделать глупую ошибку в написании своего мнения.
На вопрос «Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?» положительный ответ дали 18(78%), 5(22%) ответили отрицательно, большинство учеников уверены в своем запоминании материала ,и у них не проявиться никаких сомнений.
На вопрос «Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?» положительный ответ дали 12 учащихся(52%),11(48%) ответили отрицательно, это нам говорит, что у подростков проявляется обида, на неправильные шутки своих сверстников.
По изученным данным факторов таблицы «Филипса» можно подвести следующие выводы. 72 ответа учащихся показали что, главной причиной тревожности подростков является общая тревожность в школе. 20 ответов учащихся говорят, о том, что у них не возникает переживание социального стресса. 68 ответов учащихся, говорят нам следующее, что после общей тревожности в школе, фрустрация потребности в достижении успеха у учащихся стоит на втором месте. 36 ответов подростков, говорят о том , что не у всех проявляется страх к самовыражению. 59 ответов учащихся, из которых мы понимаем, что после всех проблем тревожности подростка является страх ситуации проверки знаний. 49 ответов подростков, говорит о том, что подростки придумывает свои же тревожности по поводу себя, своего внешнего уровня, который вызывает страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 23 ответа, показывает, что у учащихся не большая проявляемая тревожность низкой физиологической сопротивляемости стресса. 51 ответ, говорит о том, что ученики в каких-то ситуациях бояться проявить себя перед учителем, ожидая что сделает что-то глупое, которое вызывает у них проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Заключение
Понятие «эмоциональная сфера» интегрирует в себе такие феномены, как тревожность, эмоциональные состояния, эмоциональные явления, эмоциональность, мотив, потребность и др., т.е. является наиболее широким понятием. В рамках данной работы под эмоциональной сферой мы будем понимать характеристику индивидуальности человека, включающую эмоции чувства, самооценку и тревожность. Это определение согласуется с концепцией развития основных сфер индивидуальности. Эмоциональная сфера подростка, в частности, характеризуется легкой отзывчивостью на происходящие события, непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний, готовностью к аффекту страха, большой эмоциональной неустойчивостью.
Гипотеза нашей работы подтвердилась каждый подросто разнообразен по своему, и у каждого по разному возникают виды школьной тревожности. Это может проявляться в тревожнотсях: потребность достижения успеха, страх не соответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стрессу и страхи в отношении с учителями и т.д.
Литература:
1)Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 224 с.
2)Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович В кн. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2 Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2008.
3) Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психологических факультетов / Р.В. Овчарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4) Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: «Академия», 1997.-286
5) Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1981
6) Мэй Р. Проблема тревоги / Пер с англ. А. Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
7) Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. № 2. 1998.
Предложение 1
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? Да\ нет
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? Да\ нет
3. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового
материала, пока ты не поймешь, что он говорит? Да\ нет
4. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? Да\ нет
5. Случается ли с тобой, что ты боишься высказыватьщся на уроке, потому что
боишься сделать глупую ошибку? Да\ нет
6. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? Да\ нет
7.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? Да\ нет
8.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? Да\ нет
9.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? Да\ нет
10.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? Да\ нет
11.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? Да\ нет
12. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? Да/нет
13. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? Да/нет
14.Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? Да/нет
15.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? Да/нет
16.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? Да/нет
17.Боишься ли ты временами вступать в спор? Да/нет
18.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? Да/нет
19.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? Да/нет
20.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? Да/нет
21.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? Да/нет
22.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? Да/нет
23.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? Да/нет
24.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? Да/нет
25.Похож ли ты на своих одноклассников? Да/нет
26.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? Да/нет
27.Трудно ли тебе получать такие отметки которые ждут от тебя родители? Да/нет
28.Трудно ли тебе работать в классе так,как этого хочет учитель? Да/нет
29.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? Да/нет
30.Снится ли тебе иногда,что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? Да/нет
31.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь когда тебя вызывают отвечать? Да/нет
Предложение 2
Факторы | № Вопроса |
1. Общая тревожность в школе | 2, 4 ,9 ,12, 16 ,19, 24.сумма=72 |
2. Переживание социального стресса | 13, 20, 22, 25.сумма=20 |
3.Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3 ,7, 8, 15, 18 ,21 ,23.сумма=68 |
4. Страх самовыражения | 11, 14 ,17,26.сумма=36 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2 ,4, 9, 16 ,24.сумма=59 |
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 5 ,10,27,28сумма.=49 |
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 6,29,30,31.сумма=23 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 3 ,7 ,15, 18.сумма=51 |
[1] Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др
[2] http://pishem.net/page-id-216.html
[3] Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника
[4] Проблемы возрастной и педагогической психологии/ [под ред. И.В.Дубровина]. М., 1995
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Акварель + трафарет = ?
Яблоко
Лиса-охотница
Зимняя сказка