Исследовательская работа "История мордовской свадьбы"
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_mordovskoy_svadby.docx | 33.08 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Баевская средняя школа
Николаевского района Ульяновской области
Исследовательская работа
на тему:
«История мордовской свадьбы»
Работу выполнила: Буртаева Алёна,
ученица 3 класса, МОУ Баевской СШ,
Николаевского р-на, Ульяновской обл.
Руководитель: Лёшина В.В.
2016 г.
Содержание
I.Введение
II.Цели, задачи, методы исследования
III.Актуальность исследования
IV.Этапы сватовства
1.Первый этап сватовства -«ладямо».
2.Второй этап сватовства-«симема»
3.Третий этап сватовства - «чиямо».
4.Четвёртый этап сватовства - «чинь путомо»
5.«Тейтерень баня» - девичья баня.
V.Свадьба
1.Жених отправляется в дом невесты.
2.Выкуп невесты
3. Обряд прощания невесты со своими родными.
4.Венчание
5.Второй день свадьбы
6.Третий день свадьбы
VI.Обряд - моление лепёшек
VII. Практические методы исследования (интервью)
VIII.Выводы
IX.Заключение
X.Литература
Введение
Возможно, мы обряды знаем слабо,
Возможно, мы их стали забывать.
Но мордовская свадьба -
Красивей не придумать, не сыграть!
Мордовская свадьба интересна своими традициями и обрядами, театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются, и сейчас, когда интерес к национальным ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того, чтобы показать, насколько они важны и интересны.
Как историко-культурный, фольклорно-этнографический феномен свадьба воплощает существенный пласт устно-поэтического и музыкального наследия народа, который отражает его древнее мировоззрение, представления о семейной жизни, морально-этические нормы и нравственные принципы. Свадебный обряд и фольклор - ключ к пониманию многих явлений бытовой, общественной жизни этноса в прошлом. Свадьба - неотделимый элемент культуры, квинтэссенция национального духа. В ней воплотились синкретическое восприятие окружающего мира, отголоски суеверий и языческой обрядности, культовые мотивы, размышления о человеке, семье, детях, преемственности поколений и смысле бытия.
II. Цель исследования – это выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы
Задачи исследования:
*Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме
*Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы.
*Воссоздать целостную картину свадьбы.
*Обобщить изученный материал.
*Сделать выводы по изученной литературе.
Методы исследования:
1.Выбор материала по теме.
2. Анализ литературы по теме.
3.Опрос населения жителей села (интервью)
4. Обобщение изученного материала.
5. Выводы по собранному материалу.
Объект исследования- мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.
III.Актуальность исследования
Актуальность данной темы обусловлена всё возрастающим интересом мордовского народа к своему историческому прошлому.
В настоящее время наметилось стремление к возрождению национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.
Гипотеза: история мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы
Свадебные обряды мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения,
многообразием контактов отдельных ее групп с соседями.
Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи.
IV.Этапы сватовства
1.Первый этап сватовства -«ладямо».
Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства «ладямо». Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов.
Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шёл один из родственников жениха для предварительных переговоров
2.Второй этап сватовства-«симема»
Второй этап сватовства назывался «симема», что в переводе означает «запой». Во время него договаривались о подарках, которые должна была сделать невеста родственникам жениха.
3.Третий этап сватовства - «чиямо».
Следующий этап сватовства – это «чиямо». Во время него договаривались о расходах на свадьбу, после чего девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.
4.Четвёртый этап сватовства - «чинь путомо»
Последний этап сватовства – «чинь путомо», т.е назначение дня свадьбы. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.
5.«Тейтерень баня» - девичья баня.
Значительным событием предсвадебного периода было мытьё невесты в бане накануне свадьбы – «тейтерень баня», т.е. девичья баня. Там невесте расплетали косу, мыли её последний раз. Мать невесты в этот день готовила угощения подругам, а невеста дарила им подарки – платочки и ленты.
V.Свадьба
1.Жених отправляется в дом невесты.
Утром свадебного дня жених мылся в бане, надевал новую одежду. Для оберега от нечистой силы в его одежду, на грудь и спину втыкали иголки, после чего он вместе с родственниками отправлялся в дом невесты. Главную роль в свадебном поезде играла крёстная мать жениха. Вторым лицом по почёту и важности являлся «уредев» - друг жениха. Его обязанность охранять жениха и его поезд от порчи. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты.
2.Выкуп невесты
Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, её родственники запирали ворота и требовали выкуп. Войдя в дом, поезжане должны были дать ещё ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. Затем поезжане ставили на стол угощения, и после моления начиналось угощение.
3. Обряд прощания невесты со своими родными.
После пиршества начинался обряд прощания невесты со своими родными. Близкая родня начинала причитать, старухи молиться. Невеста подходит к родителям, мать благословляет её иконой. Невеста эту икону отдаёт свёкру со словами: «Икону эту нужно беречь»
После благословления «урьвалят» – провожатые невесты, брали невесту на руки и выносили ко двору.
4.Венчание
Из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. В доме родителей мужа молодых после венчания встречали с хлебом – солью. Когда молодых вводили в дом, устраивали моление и кормление их обедом.
5.Второй день свадьбы
На второй день свадьбы происходил обряд наречения невестки, ей давали новое имя, которое она носила до смерти: Мазава- красивая, или Парава – хорошая или же Ашава – белая.
6.Третий день свадьбы
На третий день свадьбы для молодых устраивали угощение их родственники. Этот обычай назывался хождение молодухи. В этот день молодую обязательно вели к речке, где она делала обряд приношения «Ведяве» – богине воды, обычно это кольцо или полотенце.
VI.Обряд - моление лепёшек
Последним обрядом свадьбы являлось моление лепёшек – «сюкоронь озномо» привезённые из родительского дома. После окончания моления всех гостей угощали обедом, и они разъезжались по домам.
VII.Практические методы исследования (интервью)
В своей работе я использовала не только теоретические, но и практические методы исследования, такие, например, как интервью у руководителя школьного краеведческого музея Баевской средней школы –Поповой Людмилы Григорьевны. Ниже я хотела бы предоставить вашему вниманию интервью.
1.-С чего начинался свадебный цикл у мордвы?
2.Что вы можете рассказать о сватовстве?
-Сватовство начиналось с обрядовых церемоний, связанных с выбором девушки – невесты и состояние их родителей.
3.Было ли венчание мордвы, и в чём заключалась данная церемония?
-Венчание у мордвы появилось после принятия христианства. После прощания невесты с родительским домом, свадебный поезд направлялся к церкви, где молодые венчались.
Выводы
У каждого человека должно быть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история, родная культура. Они все в облике матери родной. Если любишь родные корни, понимаешь боль каждого и всех, приобретаешь чувства уважения к чужой земле, истории, культуре , языку, традициям.
В настоящее время заметно упростилась свадебная обрядность. Так, исчезли былые плачи невесты, сватовство наполнилось новым содержанием. Теперь жених и невеста в первую очередь сами договариваются о заключении брака. И всё – таки, мордовская свадьба – это яркое, самое интересное торжество, которое сохранило свою важность до настоящего времени.
Заключение
Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни. Его частью являемся и мы сами.
История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры. Всё большее число людей приобщаются к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.
Используемая литература
Почему Уран и Нептун разного цвета
Как нарисовать лимон акварелью
Две снежинки
3 загадки Солнечной системы
Весёлые польки для детей