Содержание
1. Информационная характеристика проекта
2. Цели и задачи проекта
3. Этапы работы над проектом.
4. Подготовительный этап.
5. Исследовательская работа:
- определение личного экологического следа, экоследа своих родителей, сверстников, учителей;
-исследование собственных привычек по использованию энергетических услуг;
-аудит «Отходы»
-аудит «Вода»
аудит «Электроэнергия»
-аудит «тепловая энергия»
6. Практическая деятельность
Участие в акциях и мероприятиях, способствующих экономии энергоресурсов и уменьшению личного экологического следа.
6. планируемая работа
7. Литература.
8. Приложения
Цель проекта: учиться экономии и бережливости и учить этому окружающих, тем самым способствовать разумному использованию ресурсов планеты, устойчивому развитию общества.
Задачи:
· Познакомиться с достаточно простым методом оценки уровня своего влияния на окружающую среду, экологическим следом;
· Научиться измерять величину экологического следа, производимого отдельными людьми, организациями, городами, регионами, нациями и человечеством в целом;
· Способствовать изменению бытующего мнения об огромных размерах планеты Земля и неограниченности природных ресурсов;
· Научиться простым правилам энергосбережения (экономии воды, тепла, электроэнергии) и научить этому окружающих;
· Через практические мероприятия убедить окружающих, что энергосбережение - наиболее дешевый источник энергии и экономии природных ресурсов;
· Попытаться уменьшить величину своего экологического следа, меняя свои привычки, представления и образ жизни, способствовать сохранению ресурсов планеты.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_ek.sled_.doc | 783.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Шолоховская гимназия, ст. Вёшенская»
ПРОЕКТ
«Экологический след»
Исполнители:
учащиеся 8 в класса
Карташова Диана,
Старченко Антон,
Ермаков Владимир,
Андросов Станислав,
Курилех Кристина,
Солдатова Юлия,
Руководитель проекта:
Лукашева Елена Петровна
Станица Вешенская, 2015г
Содержание
- определение личного экологического следа, экоследа своих родителей, сверстников, учителей;
-исследование собственных привычек по использованию энергетических услуг;
-аудит «Отходы»
-аудит «Вода»
аудит «Электроэнергия»
-аудит «тепловая энергия»
6. Практическая деятельность
Участие в акциях и мероприятиях, способствующих экономии энергоресурсов и уменьшению личного экологического следа.
Цель проекта: учиться экономии и бережливости и учить этому окружающих, тем самым способствовать разумному использованию ресурсов планеты, устойчивому развитию общества.
Задачи:
Обоснование выбора
Актуальность данного проекта в экономической и экологической выгоде: реальности снижения энергопотребления в каждой семье и в гимназии, устойчивом потреблении ресурсов, снижении отрицательного воздействия на окружающую среду, уменьшении своего экологического следа.
Каждый из нас оказывает свое давление на окружающую среду, потребляет определенное количество природных ресурсов. Но природные ресурсы не бесконечны и Земля может производить их лишь определенное количество. Каким же образом мы можем измерить это давление, подсчитать насколько мы, как человечество, забираем из окружающей среды больше ресурсов, чем природа способна воспроизвести? Для этой цели и был создан особый индикатор – «Экологический след». Он измеряет величину давления на окружающую среду, производимого отдельными людьми, организациями, городами, регионами, нациями и человечеством в целом. Он показывает нам, какое количество биологически продуктивной земли, а также водной поверхности используется в целях производства продовольствия, сырья, энергии, а также для утилизации отходов, возникающих в процессе этого производства.
Планируемые результаты проекта:
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап
Цель: расширение знаний в области устойчивого развития природы и общества, исчерпаемости природных ресурсов и того влияния, которое оказывает каждый из нас на состояние окружающей среды.
Задачи:
Исследовательский этап
Цель:
Исследовать свой экологический след, повседневные привычки, энергетические затраты(расход воды, электроэнергии, тепла в школе и дома), чтобы научиться экономии энергоресурсов и научить этому окружающих.
Задачи:
Практическая деятельность
Цель:
Осуществить мероприятия по экономии воды, тепла, электроэнергии, уменьшению количества отходов и раздельному их сбору, тем самым уменьшая отрицательное воздействие на окружающую среду, свой экологический след.
Задачи:
Подготовительный этап
I. Формирование экокоманд. Определение целей, задач, методов работы.
1. Работая в предлагаемой программе, мы учимся тому, что нужно делать, чтобы изменить свой стиль жизни относительно мусора, воды, энергии, растений, покупок, отношений с другими людьми, здорового образа жизни.
2. Каждый может следовать советам или действовать самостоятельно, помня, что главное- это собственные действия и поступки.
3. Каждый из нас работает в малых группах - экокомандах. Между встречами мы становимся исследователями, выясняя, что можно сделать для устойчивого развития семьи и человечества в целом.
4. Во время изучения каждой темы команда выбирает лидера темы, который находит для своей команды больше информации по теме и организует её работу. У каждого всегда есть шанс стать таким лидером. Быть лидером темы - это интересно!
5. На занятии лидер темы организует встречу команды, во время которой каждый может рассказать о своих достижениях и проблемах, сравнить свои действия с другими, запланировать последующую работу. Лидер также предоставляет необходимую информацию относительно темы и последующих действий. Мы обсуждаем свои планы с родителями или другими родственниками для того, чтобы вовлечь их в сотрудничество и получить новые идеи.
II. Изучение понятия «Экологический след»
Человек, как и любое живое существо, оказывает влияние на окружающую среду, оставляя в процессе своей жизнедеятельности, следы в природе. Со временем, в гонке за благосостоянием мы начали забирать у природы больше ресурсов, чем она может дать и способна воспроизвести. Появился так называемый экологический дефицит и встал вопрос о решении проблемы. Верный путь, по мнению многих ученых, это путь устойчивого развития общества. Наша планета огромна, но не бесконечна. Численность человечества и его потребности постоянно возрастают, а возможности Земли поддерживать нашу жизнь становятся все более ограниченными. Иссякают ресурсы, благодаря которым человечество может существовать. Представьте себе, что все обитатели планеты – растения, животные, люди, - живут в одной банке. Из этой банки мы берем все необходимое для существования, и в ней же оставляем все, что образуется на протяжении жизни. При этом количество обитателей нашей банки непрерывно растет! И как сделать так, чтобы все были сыты и не утонули в отходах.
«Каждый человек имеет право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Такой лозунг был провозглашен на конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В настоящее время этим правом мы можем воспользоваться. А смогут ли наши дети, внуки через несколько десятков лет? Управлять демографической ситуацией очень сложно. Может быть, можно изменить свой уровень потребления? Уменьшение величины давления на природу видится более реальным, так как он зависит от каждого из нас. Он предполагает ведение образа жизни более дружественного по отношению к природе. Понимая это, задаешься вопросами: «А смогу ли я отказать себе любимому в удовольствии, например, прокатиться с ветерком на дорогом, мощном, но сильно загрязняющем окружающую среду автомобиле?». «Как оценить свой стиль жизни с позиции дружественности по отношению к природе?» Ответ на первый вопрос каждый сможет дать сам, а на второй можно ответить, оценив свой экологический след.
Упражнение «Яблоко»
Яблоко символизирует планету. Обычно Земля представляется нам большой планетой, где всем хватает места и для всех ее жителей хватает ресурсов. Вопрос: «Какую часть Земли мы можем использовать?» После того, как все желающие выскажут свои версии, разрезаем яблоко на 4 части. Три откладываем в сторону – это воды мирового океана, составляющие 75% земли. Оставшуюся часть режем пополам. Одна из этих частей символизирует сушу, занятую пустынями, ледниками и скалами. Последний оставшийся сектор (одна восьмая Земли) имеет области слишком каменистые, слишком крутые или слишком холодные для того, чтобы выращивать сельскохозяйственные культуры. Срезаем кожицу. Это и есть верхний плодородный слой, именуемый почвой, который кормит человека. Неграмотное ведение сельского хозяйства, эрозия почв ежегодно убирает из этого и так небольшого количества 24 миллиарда тонн верхнего слоя почвы. Это упражнение показывает ограниченность планеты и ее ресурсов.
Экологический след – мера потребления возобновляемых природных ресурсов человеком, населением страны, региона, всего мира. Индикатор соответствия между хозяйственной деятельностью человека и способностью планеты к самовосстановлению. Экологический след измеряет давление, оказываемое человечеством на окружающую среду.
След показывает нам, какое количество биологически продуктивной земли, а также водной поверхности нужно человеку для жизни: какая территория используется им для производства продовольствия, сырья, энергии, а также для утилизации отходов, возникающих в процессе жизнедеятельности. Это - единица измерения, которой мы можем определить соотношение между своими потребностями и объемами экологических ресурсов, которые имеются у нас в запасе.
Каждый из нас оказывает свое влияние на окружающую среду, потребляет определенное количество природных ресурсов. Но природные ресурсы не бесконечны и Земля может производить лишь определенное их количество. Глобальный гектар – стандартный гектар земли, который позволяет сравнивать между собой различные показатели, экологические следы разных стран, несмотря на то, что они используют разные по своим характеристикам земли. 1 глобальный гектар соответствует 1 гектару биологически продуктивного пространства, характеризующейся среднемировой продуктивностью за один рассматриваемый год.
Величина экологического следа разных стран
Экологический след страны – это все пахотные угодья, пастбища, леса и рыбопромысловые зоны, необходимые для производства продовольствия, волокон, древесины, которые потребляет население, а также площади для утилизации отходов, возникающих при производстве и для размещения инфраструктуры.
Экологический след показывает, что самая большая проблема заключается в том, сколько мы потребляем. Именно над этой проблемой работает экологический след. Он говорит нам о том, сколько земли используется для удовлетворения наших потребностей.
Каждая страна имеет свой экологический след - отпечаток своей хозяйственной и политической деятельности. Этот след складывается из тысяч наших поступков в повседневной жизни, мы используем природные ресурсы по-разному и оставляем разные экологические следы: кто-то живет так, как будто только ему принадлежит вся планета, а кто-то голодает.
Что экологический след говорит о России? «Россия, благодаря ее огромной территории и достаточно низкой плотности населения, может рассматриваться как экологическая супердержава, т.е. страна, предоставляющая исключительные экологические услуги всему остальному миру» (Матис Вакернагель, исполнительный директор Глобальной сети экологического следа).
Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).
Среднему жителю Земли необходим в среднем эквивалент в 2,2 гектара. Однако планета может дать лишь 1,8 гектара на человека. Это означает, что мы живем не по карману и истощаем свой природный капитал. Запросы, которые человек предъявляет планете, - наш экологический след - значительно превышает размеры самой планеты, и единственным способом обеспечить существование нынешнего населения мира является деградация самой планеты.
Знаете ли вы, что…
Вывод. Необходимы две такие планеты как Земля, чтобы каждый житель имел возможность удовлетворять свои потребности в полной мере, без всяких ограничений.
Какой выход из создавшейся ситуации можно предложить?
Чтобы каждый житель планеты Земля мог воспользоваться правом на достойную плодотворную жизнь в гармонии с природой, экологический след многих стран должен быть значительно меньше.
Человечество, переходя на путь устойчивого развития, нуждается в уменьшении экологического следа каждого из нас и всего человечества в целом. Рассчитав собственный экологический след, ты можешь измерить меру своего личного воздействия на окружающую среду.
Почему наше участие является важным для планеты
В 1992 году Организация Объединенных наций собрала конференцию, на которой 25000 людей (представители всех народов мира) разработали план возобновления окружающей среды нашей планеты. Этот план получил название «Повестка дня на XXI век». В нем говорится: «Главной причиной непрерывного беспрестанного ухудшения состояния окружающей среды является неуравновешенный способ потребления и производства, особенно в промышленно развитых странах». Этот документ призывает людей из развитых стран перейти к более стабильному образу жизни, поскольку устойчивое развитие предусматривает расчетливое отношение к окружающей среде, когда люди будут брать от природы лишь необходимое для жизни, обязательно учитывая и то, сможет ли природа возобновить данный ресурс.
Проблемы устойчивого развития могут быть успешно решены только при условии участия всех заинтересованных граждан. Значительная часть ресурсов потребляется людьми в процессе ведения домашнего хозяйства. Поэтому образ жизни, выбранный каждым из нас, имеет огромное значение. Переход каждого человека к образу жизни, позволяющему сохранить окружающую среду, даст большой толчок для решения экологических проблем. Сотни тысяч людей в разных странах уже живут именно так, стремясь к устойчивому развитию человечества. Приглашаем всех присоединиться к этому движению.
Получайте удовольствие от своих действий и достижений!
Исследовательский этап
Шаг 1. Работа по определению личного экологического следа
Провели анкетирование по определению величины экологического следа среди учащихся, родителей. Пришли к выводу, что он гораздо выше у взрослых (особенно у тех, кто владеет авто), чем у детей, его надо срочно уменьшать и повышать свою экологическую культуру.
Шаг 2. Изучение своего образа жизни, своих привычек
Аудит «Мой образ жизни»
Участие в движении для устойчивого развития требует от всех нас некоторых изменений в поведении и образе жизни. Это может коснуться и членов нашей семьи. Начиная работу, желательно узнать о своих повседневных привычках. Это будет определение исходного пункта, с которого начинаются наши исследования.
Изучение собственных привычек происходило через специальное самоисследование, которое называется аудит (проверка). Заполнение аудита – это не соревнование. Тут нет «правильных» или «неправильных» ответов – только честные и нечестные. Единственный человек, которого можно обмануть, - это Ты сам! После занятий можно обратиться к этим вопросам снова. Заполнение аудита второй раз поможет определить, какие изменения произошли в привычках. Мы легко забываем изменения, которые произошли с нами, и иногда забываем похвалить себя за то хорошее, что мы делаем. Это будет шанс немного погордиться собой.
А если вдруг не заметишь никаких изменений? Никогда не поздно начать! Использовать этот шанс и запланировать, что можно сделать на будущей неделе или в следующем месяце.
Шаг 3. Аудит «Отходы»
Ф.И. ученика: Солдатова Юля, учащаяся 8-в кл.
Начали свое исследование по теме «Отходы». Проводили необходимые исследования каждый день в течение недели.
Таблица 1
Мое мусорное ведро в цифрах
1-й день | 2-й день | 3-й день | 4-й день | 5-й день | 6-й день | 7-й день |
0,8 кг | 1 кг | 0,5 кг | 0,6 кг | 0,7 кг | 1,2 кг | 1,5 кг |
Таблица 2
Общий вес отходов в семье за неделю | Вес отходов на каждого члена семьи |
6,3 кг | 1,6 кг |
Основные фракции, содержащиеся в моем мусорном ведре:
Сумма коммунального платежа за вывоз бытовых отходов ежемесячно для моей семьи составляет около 60 рублей. Плата берется для частного дома с человека, в многоквартирном доме - 1 руб за 1 кв.м.
Различные виды ТБО требуют разных способов утилизации и переработки. Смешанные отходы – это просто мусор, который можно только отправить на свалку. К сожалению, у нас в станице не налажен раздельный сбор мусора. Тем не менее, много делается для поддержания чистоты районными властями. Коммунальные службы вывозят твердые бытовые отходы юридических и физических лиц на договорной основе, обустраивают туалеты в общественных местах и отвечают за содержание пляжей. Контейнерные площадки оборудуются специальным образом. Запрещается складирование мусора, грунта и отходов строительного производства вне специально отведенных мест. Для предотвращения засорения улиц, площадей и других общественных мест мусором устанавливаются урны. Ответственными за установку урн являются: домоуправления, жилищно-эксплуатационные участки, предприятия, организации, учебные учреждения – около своих зданий, как правило, у входа.
Данные, полученные мною о деятельности коммунальной службы «Благоустройство», дали следующие результаты:
владельцы частных домов имеют возможность раз в неделю выставлять упакованный мусор за двор, откуда его забирает работники МУП «Благоустройство».
В нашем сельском поселении 2700 договоров о вывозе мусора заключены с коммунальным хозяйством – это примерно 35% всего населения (4900человек). Средний объем вывоза мусора в месяц составляет 2600 м3. В среднем за год 27000 м3 . И хотя плата за вывоз мусора не такая уж большая, я думаю, что каждый может уменьшить долю своего мусора и использовать его вторично. Пищевые отходы можно использовать в качестве удобрения, из дисков – новогоднюю елку, из старой гитары-полку, из книг, собранных в стопку-стол, из 5- л пластиковых бутылок – умывальник во дворе и т.д.
Знаете ли вы, что…
… что бумага - это спиленный лес!
… что 1 тонна переработанной бумаги сохранит 17 деревьев;
… что повторное использование бумаги снижает потребление воды в 2 раза;
… что на вторичную переработку бумаги затрачивается в 2 раза меньше энергии, чем на ее производство;
… что на ¾ снижается загрязнение воды и воздуха;
… … горы отходов – это неиспользованные ресурсы и выброшенная на ветер энергия.
Вывод: Собирая отходы раздельно, используя их вторично, мы экономим энергоресурсы и уменьшаем свой экологический след.
Шаг 4. Аудит «Вода»
Мы живем в домах с водопроводами, поэтому, сначала мы определили количество воды, которая вытекает из крана за одну минуту. Для этого необходимы измерительная посуда (3-литровая банка) и часы с секундной стрелкой.
Поставили банку под кран и открыли его. Вода заполняла посуду на протяжении минуты (напор должен быть обычным). Записали полученный результат в таблицу.
Таблица 3
Кол-во дней | Кол-во воды утром | Кол-во воды вечером | Кол-во воды за день | Кол-во воды на одного чел. |
1-й день | 203 м3 | 203,5 м3 | 0,5 м3 | 0,125 м3 |
2-й день | 204 м3 | 205 м3 | 1 м3 | 0,25 м3 |
3-й день | 205 м3 | 205,5 м3 | 0,5 м3 | 0,125 м3 |
4-й день | 205,5 м3 | 206 м3 | 0,5 м3 | 0,125 м3 |
5-й день | 205,5 м3 | 206 м3 | 0,5 м3 | 0,125 м3 |
6-й день | 206 м3 | 206,5 м3 | 0,5 м3 | 0,125 м3 |
7-й день | 206,5 м3 | 207 м3 | 0,5 м3 | 0,125 м3 |
Затем повторили этот же эксперимент с душем. Сохранив воду, использовали ее в хозяйстве (помыли пол, полили цветы).
Проверили объем ванны и туалетного бачка. Унитазы старых моделей обычно вмещают 9 литров, современных – 3 литра. Записали полученный результат в таблицу.
Вместе с родителями выяснили объем воды, потребляемый стиральной машиной. Посмотрели в инструкции пользователя.
Постарались убедить всех жильцов своей квартиры в важности исследования, попросили их отмечать количество использованной ими воды в течении недели (согласились не все).
Таблица 4.
Расход воды в семье за неделю
Количество кранов | Количество машин | Количество использованной воды в литрах | |
Ванна | 2 | 1 | 800 + 150 (стирал. Машина) |
Кухня | 1 | 365 | |
Туалет | 1 унитаз | 540 | |
Всего | 4 | 1 | 1765 |
Например, это может выглядеть так, как в приведенной форме. Те, у кого есть счетчик воды, сравнили данные своих измерений с его показателями. Выяснили из опроса, что в некоторых семьях тратят на воду от 400 до 600 руб в месяц.
Вывод: Экономно расходуя воду, мы экономим энергоресурсы и уменьшаем свой экологический след, сберегаем свой бюджет.
Шаг 5. Аудит «Электроэнергия»
«Энергетическая политика семьи. Экономим электричество». Ермаков Владимир, Андросов Стас, учащиеся 8-в кл.
Электрическая энергия, потребляемая семьей, измеряется счетчиком, находящимся в квартире или на лестничной площадке около нее. Прежде чем начать исследования текущих расходов, проанализировали ситуацию с прошлым энергопотреблением. Попросили родителей объяснить, как заполняется абонентская книжка.
Подсчитали количество ламп накаливания в своем доме. Вычислили количество электроэнергии, которое тратиться на освещение за день, неделю, месяц. Для этого надо знать мощность ламп и время, которое они светят.
Расчет окупаемости энергосберегающих лампочек
Представим себе, что в двух одинаковых комнатах горит по одной лампочке. В первой комнате – лампочка накаливания мощностью 100 Вт. Во второй – энергосберегающая лампочка мощность 20 Вт, дающая такое же освещение, что и соседняя. Предположим, что обе работают по 5 часов в сутки.
100Вт * 5 часов * 30 суток = 15000Вт * ч = 15кВт ч
20 Вт * 5 часов * 30 суток = 300 Вт * ч = 3кВт ч
Энергосберегающая лампочка окупит себя за 7-8 месяцев. Кроме того, энергосберегающие лампочки служат значительно дольше.
В таблице 5 приводятся данные о соответствии энергосберегающих ламп и обычных ламп накаливания. Таблица поможет выбрать новые энергосберегающие лампы, ориентируясь на давно привычные нам, лампы накаливания. Например, в ночном светильнике была установлена лампа в 25 Вт, мы ее в соответствии с таблицей можем заменить без потери освещенности энергосберегающей лампой всего в 5 Вт.
Таблица 5.
Соответствие мощности энергосберегающих ламп и ламп накаливания
Энергосберегающая лампа, Вт | Обычная лампа накаливания, Вт | Энергосберегающая лампа, Вт | Обычная лампа накаливания, Вт |
5 | 25 | 23 | 115 |
7 | 35 | 26 | 130 |
9 | 45 | 32 | 160 |
11 | 55 | 55 | 275 |
13 | 65 | 65 | 325 |
15 | 75 | 75 | 375 |
18 | 90 | 85 | 425 |
20 | 100 |
Сравнительные характеристики ламп накаливания и компактных люминесцентных ламп
Характеристики | Лампа накаливания | Компактная люминесцентная лампа |
Варианты мощности, Вт | 25, 40, 60, 75, 100 | 7, 9, 11, 15, 20 |
Цена | Низкая – 5-15 рублей за лампу | Более высокая – 40-150 рублей за лампу |
Срок службы | Короткий. Около 1000 часов непрерывного горения | Длинный. 8000-15000 часов непрерывного горения |
Световая отдача | Крайне низкая | Высокая, приближается к 100 лм/Вт |
Спектр | Существенно отличается от естественного (дневного) света, преимущественно теплый тон излучения | Возможность создавать свет разного спектрального состава: теплый, естественный, белый |
Наличие вредных веществ | Нет | Есть. Используется ртуть, поэтому лампы требуют особой утилизации |
Примечание. Если вы наблюдательны, то заметите, что при выборе энергосберегающей лампы привычные нам необходимые ватты нужно делить на 5.
Ежедневно в течение недели в 20.00 снимали показания с электросчетчика и записывали их в таблицу.
Таблица 6.
Показания электросчетчика | |||
До замены ламп на энергосберегающие | После замены ламп на энергосберегающие | Разница в показаниях | |
1 день | 5 | 1,5 | 3,5 |
2 день | 6 | 2 | 4 |
3 день | 5 | 1,5 | 3,5 |
4 день | 8 | 2,5 | 5,5 |
5 день | 6 | 2 | 4 |
6 день | 10 | 3 | 7 |
7 день | 10 | 3 | 7 |
Итого | 50 | 15,5 |
За месяц наша семья платит 500р, значит за год 6000р
Единственным и значительным недостатком энергосберегающих ламп по сравнению с традиционными лампами накаливания является их высокая цена. Цена энергосберегающей лампочки в 10-20 раз больше обычной лампочки накаливания. Но энергосберегающая лампочка неспроста называется энергосберегающей. Учитывая экономию на электроэнергии при использовании этих ламп и с их срок службы, в итого, применение энергосберегающих ламп станет для вас и вашего бюджета более выгодным. Есть еще одна особенность применения энергосберегающих ламп, которую нужно отнести к их недостатку. Энергосберегающая лампа наполнена внутри парами ртути. Ртуть считается опасным ядом. Поэтому очень опасно разбивать такие лампы в квартире и помещении.
Простые советы по сбережению электроэнергии
Освещение.
Используйте естественное освещение. Это – один из способов уменьшить расход электроэнергии на искусственное освещение.
Гладкая белая стена в помещении отражает 80% направленного на нее света, темно-зеленая отражает только 15%, черная – 9%.
Расход энергии на освещение можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10-15% ярче грязной, запыленной. Выключать обычную лампу накаливания экономично только в том случае, если Вам не потребуется ее включить в течение ближайших 10 минут. Современная техника позволяет экономить до 60% электроэнергии. Например, энергосберегающие лампы работают в 10 раз дольше обычных ламп накаливания, но потребляют в 4-5 раз меньше энергии.
Реже пользуйтесь верхним светом: освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния от светового источника, то есть 60 Вт в настольной лампе вполне заменяет 150 Вт в лампочке под потолком. Это экономнее и уютнее.
Энергоемкость бытовой техники
УТЮГ. Необходимо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходиться гладить дольше, а значит, и большой расход энергии. И еще одна «мелочь»: утюг можно выключить за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА. За год стиральная машина расходует около 45 кВт/ч. Загружая бак стиральной машины лишь наполовину, половина ее мощности расходуется вхолостую. Покупая новые стиральные машинки, убедитесь, что они энергосберегающие. Современные модели класса А потребляют до 40% меньше электроэнергии.
Помните: бытовые приборы потребляют энергию даже в режиме ожидания! Вывод. Экономно используя электроэнергию, мы уменьшаем свой экологический след. Сделать это можно и в гимназии: до настоящего времени мы пользуемся морально устаревшими «дешевыми» лампами накаливания (только по учебным кабинетам экономия составит почти 90 000 рублей в год).
Установка двухзонного счетчика всего за 2 000 рублей помогла бы сэкономить за счет разницы в дневном и ночном тарифах при оплате за электроэнергию (почти в 2 раза).
В коридорах, на лестничных маршах и в подсобных помещениях было бы неплохо установить датчики движения (экономия энергии составит не менее 12%);
При покупке техники для школы необходимо помнить, приборы промаркированы с целью ознакомления потребителей о расходе электричества. Самый экономичный – класс «А».
Практическая деятельность
Шаг 6. Аудит «Тепловая энергия»
Обогрев нашего жилища (дома, квартиры, коттеджа и пр.) в холодное время года требует много энергии, да и счета за эту услугу значительно больше, чем за электроэнергию. Стандарты определяют комфортную температуру внутри помещений не ниже 18-200С. Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. Неэффективность теплосетей часто приводит к нехватке топлива, экономические или технические проблемы затрудняют поддержание комфортной температуры. Если температура в помещении не обеспечивает нам достаточного уровня комфорта, то приходится включать электрообогреватели, что приводит к дополнительному расходу электроэнергии.
Знаете ли вы, что…
… вы будете чувствовать холод даже при высокой температуре внутри помещения, если полы или стены в некоторых комнатах холодные;
… 10 см синтетической шерсти утепляют также хорошо, как бетонная стена толщиной более 4м;
… теплая удобная одежда в квартире – идеальный «источник» тепла; упрощенно можно считать, что один легкий шерстяной жакет – это экономия 15-25% энергии на обогрев;
… даже не очень яркое зимнее солнце может согреть комнату, если днем отодвинуть шторы на окнах с южной стороны;
…около 40% потерь тепла происходит через окна, а плотные шторы позволяют значительно снизить утечку тепла из нагретой комнаты;
… современные оконные стекла отражают тепловое излучение, но пропускают свет, что снижает потери тепла через стекло на 60-70%;
… деревья вокруг дома способствуют сохранению тепла внутри помещения;
… гладкая и выкрашенная в темный цвет батарея отдает на 5-10% тепла больше.
В энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно тепла в квартиры и школьные классы. Наша проблема в том, как сохранить это тепло.
В помещениях (классе, доме, квартире) тепло уходит двумя способами:
1) вентиляция или сквозняк (через щели), в результате чего теплый воздух уходит, а поступает холодный.
2) передача тепла от теплых внутренних поверхностей помещения к холодным наружным.
2. Обследовали свою квартиру (дом). Старченко Антон, учащийся 8-в кл.
Наш дом был построен в 2000 году. И по тем временам - по последним инновациям. Материал стен состоит из самана (саман - строительный материал из глинистого грунта с добавлением соломы (отсюда и название) или других добавок, высушенного на открытом воздухе), обложенного кирпичом. Между слоями - воздушная подушка, которая позволяет поддерживать внутри помещения круглый год постоянную температуру 21-23 градуса.
Пол, крыша и перегородки между первым и вторым этажом - деревянные.
Во-первых: это экологически-чистый материал.
Во-вторых: так же сохраняет тепло, как и саман.
В-третьих: легко добываемый и вполне доступный материал.
В 2008 году мы поменяли деревянные окна на металлопластиковые, что так же позволяет сохранять тепло, поскольку стеклопакет герметично прилегает к раме и не продувается. Еще одна положительная сторона пластиковых окон - они не требует окраски.
Так как на втором этаже имеется два чердака, то эти стены утеплены стекловатой. Стекловата - волокнистый минеральный теплоизоляционный материал, разновидность минеральной ваты. Для получения стеклянного волокна используют то же сырьё, что и для производства обычного стекла или отходы стекольной промышленности. Она имеет высокую химическую стойкость, её плотность в рыхлом состоянии не превышает 130 кг/м³. Еще стекловата не горит, это позволяет обезопасить дом от пожара. Так же она не пропускает влагу, что защищает стены от плесени.
После замены в 2010 году газового котла, установки перекачивающего воду насоса, мы стали платить за газ в 2 раза меньше, потому что в нем стоит более современное оборудование. Это позволяет экономить семейный бюджет.
До утепления | После |
Замены окон расход газа в среднем составлял 1000-1100 куб. м. | Замены окон расход газа в среднем составляет 800 куб. м. |
Утепления стен второго этажа они были очень холодными и влажными. (Чтобы согреть комнату требовалось использовать дополнительные обогреватели, следовательно, и новые затраты). | Утепления стен второго этажа они стали очень теплыми. |
3. Утепление окон и дверей.
Закупили необходимые теплоизоляционные материалы, некоторые приготовили из имеющихся дома отходов (поролон, бумага, ткань и т.д.). С помощью родителей утеплили окна и двери, убедились, что из окна не дует.
Выяснили, насколько изменилась температура в помещении после утепления окон и дверей. Записали результат своего эксперимента:
Таблица 7.
Температура до утепления (градусы по С0) | После утепления |
19 | 21 |
20 | 23 |
18 | 21 |
4. Закрывали окна на ночь. У нас дома, наверное, как и в большинстве домов, на окнах висят и прозрачные и плотные шторы. Если плотные шторы закрывают на ночь, а утром открывают, то это позволяет сохранить тепло.
5. Повышали температуру в помещении доступными средствами, без применения дополнительных обогревательных приборов.
Установили между батареей отопления и стеной теплоотражающий экран из алюминиевой фольги или другого подходящего материала. С помощью термометра измерьте температуру на расстоянии 10-15см от батареи с теплоотражающим экраном и без экрана. Сравните их и запишите в таблицу:
Температура около батареи без теплоотражающего экрана | Температура около батареи с теплоотражающим экраном |
24 | 27 |
Используя такие простейшие методы, нам удалось сохранить тепло и повысить комфортность в помещении в холодное время.
В нашей школе многое делается для решения проблемы энергосбережения. В прошлом учебном году завершена замена оконных и дверных блоков, так же по классам были заделаны щели в подоконниках, окнах. Это значительно сократило потери тепла, в классах температура воздуха поднялась.
Вывод. Экономно используя тепловую энергию, мы уменьшаем свой экологический след.
III. Проведение акций и мероприятий, способствующих экономии энергоресурсов и уменьшению личного экологического следа.
Участие в акции «Нажми на мусор» и постоянная работа по реализации проекта «Дадим отходам второй шанс».
Чтобы рассказать о проблеме бытовых отходов как можно большему количеству людей, мы составили и распространили памятки,
Вывод. Участвуя в экологических мероприятиях и акциях, направленных на защиту окружающей среды, мы уменьшаем свой экологический след.
Планируемая работа
Литература
1. Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. и др. Ресурсосбережение в школе: как организовать проект по экономии энергии.- СПб.: АсЭко- Санкт- Петербург, 2002г.
2. Веремейчик М.П., Деревяго Т.В. «Домашняя экономия. Для детей и взрослых». Мн. 1999.
3. Самойлов М.В., Паневчик В.В., Ковалев А.Н. Основы энергосбережения: Учебное пособие. Мн.: БРЭУ, 2004. – 198
4. Интернет-ресурсы
Приложения
Тест для определения личного экологического следа
№ | Утверждение | Кол-во баллов |
Жилье Сумму полученных в данном разделе баллов разделите на количество людей, которые проживают в вашей квартире или в вашем доме | ||
Площадь моего жилья такая, что можно держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато | +7 | |
У меня большая, просторная квартира | +12 | |
Я живу в коттедже на две семьи | +23 | |
Я живу в особняке | +33 | |
Поездки | ||
В последние каникулы (отпуск) я летал самолетом | +85 | |
Я ехал на поезде меньше 12 часов | +10 | |
Я ехал больше 12 часов | +20 | |
Транспорт | ||
На работу я езжу на небольшом автомобиле | +40 | |
Обычно для передвижения я использую большой мощный автомобиль с полным приводом | +75 | |
Мой автомобиль представляет собой что-то среднее между описанием в пунктах 8 и 9 | +50 | |
Я перемещаюсь по городу на общественном транспорте | +25 | |
Я хожу на работу (учебу) пешком или езжу на велосипеде | +3 | |
Питание | ||
В продуктовом магазине или на рынке я покупаю в основном свежие продукты, из которых готовлю сам/сама еду | +2 | |
Я приобретаю полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем я не обращаю внимания близко или далеко от места покупки они произведены | +14 | |
В основном я покупаю готовые или почти готовые к употреблению продукты, но изготовленные недалеко от места, где я покупаю | -5 | |
Я ем мясо три раза в день | +85 | |
Я ем мясо 2-3 раза в неделю | +50 | |
Я предпочитаю вегетарианскую пищу | +30 | |
Использование воды | ||
Я принимаю ванну ежедневно | +14 | |
Я принимаю ванну 1-2 раза в неделю | +2 | |
Вместо ванны я ежедневно принимаю душ | +4 | |
Я принимаю душ 1-2 раза в неделю | +1 | |
Время от времени я поливаю приусадебный участок или мою свой автомобиль водой из шланга | +4 | |
Энергия | ||
Для отопления моего дома используется нефть, природный газ, уголь | +45 | |
Дома я тепло одет/одета, а ночью укрываюсь двумя одеялами | -5 | |
Отопление моего дома устроено так, что я могу регулировать подачу тепла в зависимости от погоды | -10 | |
Электроэнергия, которой я пользуюсь, вырабатывается с помощью возобновляемых источников (сила воды, ветра, солнечная энергия) | +2 | |
Если утверждение пункта 27 соответствует истине, то отвечающий на вопросы теста может пропустить следующие три пункта | ||
Большинство из нас получает энергию из горючих ископаемых, поэтому необходимо увеличить свой экологический след на 75 баллов | +75 | |
Я всегда выключаю свет, когда выхожу из комнаты | -10 | |
Я всегда полностью выключаю свои бытовые приборы на ночь, не оставляя их в дежурном режиме | -10 | |
Обращение с бумагой | ||
Книги я беру в библиотеке и у своих знакомых | 0 | |
Если я хочу почитать книгу, то всегда покупаю ее | +2 | |
Одинаково часто бывает так и так | +1 | |
Прочитав газету, я ее выбрасываю | +10 | |
Газеты, которые я покупаю или выписываю, читают и другие люди | +5 | |
Обращение с отходами | ||
Все мы создаем массу отхода мусора, потому необходимо добавить к экологическому следу еще 100 баллов | +100 | |
За последний месяц я хотя бы раз сдавал бутылки, банки или другую стеклянную посуду | -15 | |
Я собираю макулатуру, чтобы потом сдать ее в школу или приемный пункт | -17 | |
Я сдаю алюминиевые и жестяные банки из-под напитков и консервов | -10 | |
Пластиковую тару я сдаю в специальный контейнер | -8 | |
Я стараюсь покупать в основном не фасованные, а развесные товары. Обычно я прихожу в магазин со своим пакетом и тарой. Иногда я вынужден покупать товары в упаковке (баночках, коробочках, бутылках), но я стараюсь такую тару использовать в хозяйстве повторно | -15 | |
Из домашних отходов я делаю компост для удобрения своего участка | -5 | |
Я живу в городе с населением пятьдесят тысяч и более. Если так, то общий результат необходимо умножить на 2 | *2 |
Для подсчета результатов сложите все полученные баллы и сумму разделите на 100. При этом результат получится в глобальных гектарах
АУДИТ: «Мой образ жизни»
Что я и моя семья делаем с отходами? | ||
1. | Я знаю, какие отходы и где принимаются для переработки в моем районе | Да/нет |
2. | Мы сортируем мусор для переработки | 1-2-3-4-5 |
3. | Мы сдаем отходы в пункты переработки | 1-2-3-4-5 |
Как экономить бумагу? | ||
4. | Я использую листы бумаги с обоих сторон | 1-2-3-4-5 |
5. | Я собираю использованную бумагу для сдачи в макулатуру | 1-2-3-4-5 |
Что я делаю с органическими отходами? | ||
6. | Я знаю, что такое компост | Да/нет |
7. | Я знаю правила компостирования | Да/нет |
8. | Мы компостируем наши органические отходы | Да/нет |
Куда я складываю свои покупки? | ||
9. | Я складываю свои покупки в пакеты, которые дает мне продавец | 1-2-3-4-5 |
10. | Я ношу с собой сумку для покупок | 1-2-3-4-5 |
Что я и мои родные делаем со старыми вещами? | ||
11. | Мы ремонтируем старые вещи, чтобы использовать их в дальнейшем | Да/нет |
12. | Я использую пакеты и бутылки для хранения и переноса чего-либо несколько раз | Да/нет |
Что я и моя семья делаем, чтобы в нашем доме не накапливался мусор? | ||
13. | Я тщательно обдумываю, перед тем как купить что-либо | 1-2-3-4-5 |
14. | Я выбираю себе подарки на день рождения и другие праздники так, чтобы не накапливать вещи, которые потом будут выброшены, как ненужные | Да/нет |
15. | Я думаю об окружающей среде, когда ищу подарки для друзей | 1-2-3-4-5 |
Как я и мои родные относимся к использованию электроэнергии? | ||
16. | Я выключаю свет, когда в комнате никого нет | 1-2-3-4-5 |
17. | Я выключаю приборы, которые не используются | 1-2-3-4-5 |
18. | Я знаю, какие обычные лампочки в моем доме можно заменить на более экономичные | Да/нет |
19. | У нашей семьи есть план относительно замены лампочек на более экономичные | Да/нет |
Как я передвигаюсь? | ||
20. | Я знаю, как сильно различный транспорт загрязняет воздух | |
21. | Я использую велосипед или хожу пешком, когда это возможно | 1-2-3-4-5 |
Как я и мои родные относимся к использованию воды? | ||
22. | Я проверяю все краны в моем доме и на улице, не подтекают ли они | Да/нет |
23. | У меня есть план того, как отремонтировать все протекания | Да/нет |
24. | Я не оставляю кран открытым, когда чищу зубы | 1-2-3-4-5 |
25. | Когда я мою посуду, я быстро полощу ее | 1-2-3-4-5 |
26. | Когда я моюсь, я стараюсь использовать меньше воды | Да/нет |
27. | Когда я поливаю растения или огород, я стараюсь не использовать воду зря | Да/нет |
28. | Если я беру воду из колодца или источника, то я забочусь о его чистоте | Да/нет |
29. | Находясь у реки или озера, я стремлюсь сохранить воду чистой | Да/нет |
Как я забочусь о растениях? | ||
30. | Я забочусь дома как минимум об одном растении | Да/нет |
31. | Я посадил(а) как минимум одно дерево | Да/нет |
32. | Я забочусь об одном новом дереве вблизи своего дома | Да/нет |
Как я забочусь о своем здоровье? | ||
33. | Я стараюсь покупать продукты с экологической маркировкой | 1-2-3-4-5 |
34. | Я употребляю вегетарианскую еду | 1-2-3-4-5 |
35. | У нашей семьи есть любимые места на природе для отдыха | Да/нет |
36. | Я знаю красивые места возле дома, где можно пообщаться с природой | Да/нет |
37. | Я гуляю на природе каждый день | 1-2-3-4-5 |
Как у меня складываются отношения с людьми? | ||
38. | У меня много друзей | Да/нет |
39. | Я пытаюсь поддерживать хорошие отношения со всеми людьми, которые меня окружают | Да/нет |
Что я и мои друзья делаем для нашего дома (улицы, села)? | ||
40. | Мы убрали определенную территорию от мусора | Да/нет |
41. | Мы запланировали акцию по сохранению воды (электроэнергии) | Да/нет |
42. | Мы планируем в будущем посадку деревьев и других растений | Да/нет |
Итак, начнем. Работая индивидуально, отвечай на вопросы честно, делая карандашом необходимые пометки. Не трать много времени на обдумывание. Если вопрос не понятен – обратись к учителю. Выбирай ответ «да» или «нет», а там, где стоят цифры, обозначь одну из них. Учти, что цифры означают: 1 – никогда 2 – иногда 3 – часто
4 – почти всегда 5 – всегда
Памятка по уменьшению потребления электроэнергии
Памятка по экономии воды в быту
Памятка по уменьшению количества отходов
Смекалка против Змея-Горыныча
В поисках капитана Гранта
Л. Нечаев. Яма
Вода может клеить?
Большое - маленькое