Мне дорого всё, что связано с моей малой Родиной - Шолоховским краем. Я занималась изучением казачьей кухни и, работая над исследованием, обратила внимание, что у казаков посуда в основном была из глины. Меня заинтересовал вопрос о производстве глиняной посуды на Верхнем Дону. Это и стало целью данной работы. Появилось много вопросов, на которые захотелось найти ответы. Были определены задачи исследования: 1. Изучить различные источники о гончарном промысле.
2. Познакомиться с основными приемами производства посуды из глины в разное время.
3. Выяснить основные виды глиняной посуды на Верхнем Дону, её полезность.
4. Показать возрождение и сохранение традиций гончарного ремесла сегодня.
5. Сравнить посуду казаков в прошлом и настоящем.
Таким образом, определились объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект – традиционные казачьи промыслы.
Предмет – гончарное производство казаков Верхнего Дона.
Гипотеза – сегодня, несмотря на серьезные изменения в нашей жизни, на Дону сохраняют традиции гончарного производства, передают их последующим поколениям. Использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: анализ литературы, анкетных данных.
2. Практические: беседа, сбор воспоминаний старожилов, анкетирование.
Библиографическая база работы представлена тремя группами источников: 1. Книга Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XYII- XX в. в, сборник методических материалов «Музей Шолохова – детям» помогли найти интересный и обширный материал о гончарном промысле казаков, способах изготовления изделий из глины, которые использовались нашими предками.
2. Материал сотрудников Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова содержит очень интересные сведения об истории этого промысла у казаков, современном производстве глиняной посуды.
3. Интернет-ресурсы помогли составить более полную картину не только о производстве глиняной посуды, но и её полезности, ценности для организма блюд, приготовленных в ней.
Структура исследовательской работы включает в себя введение, основную часть, где собран теоретический материал по теме, который знакомит с историей возникновения этого промысла, глиняной посудой у казаков, её полезности, использовании сегодня, результаты исследований, анализ анкетных данных, заключение, содержащее обобщение материала и выводы по работе, что соответствует поставленным целям и задачам. Данный материал можно широко использовать на уроках истории, краеведения, во внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_literaturovedenie_folklor_i_etnografiya_efremova_ekaterina.docx | 59.66 КБ |
МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова
Секция «Литературоведение»
Подсекция «Фольклор и этнография»
Тема:
«Гончарное производство на Верхнем Дону:
история и современность»
Подготовила:
Ефремова Екатерина Алексеевна
учащаяся 11-Б класса,
МБОУ «Шолоховская гимназия»,
ст. Вешенская
Руководитель:
Лукашева Елена Петровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Шолоховская гимназия»,
станица Вёшенская,
г. Ростов-на-Дону
2018г.
Оглавление
1.Введение | 2 |
2. Гончарное производство на Верхнем Дону: история и современность | 3 |
2.1. Немного истории | 3 |
2.2. Технология изготовления глиняной посуды | 5 |
2.3. Эта полезная глиняная посуда… | 8 |
3. Возрождение и сохранение традиций гончарного ремесла сегодня. | 12 |
4. Заключение | 14 |
5. Литература. | 15 |
Мне дорого всё, что связано с моей малой Родиной - Шолоховским краем. Я занималась изучением казачьей кухни и, работая над исследованием, обратила внимание, что у казаков посуда в основном была из глины. Меня заинтересовал вопрос о производстве глиняной посуды на Верхнем Дону. Это и стало целью данной работы. Появилось много вопросов, на которые захотелось найти ответы. Были определены задачи исследования: 1. Изучить различные источники о гончарном промысле.
2. Познакомиться с основными приемами производства посуды из глины в разное время.
3. Выяснить основные виды глиняной посуды на Верхнем Дону, её полезность.
4. Показать возрождение и сохранение традиций гончарного ремесла сегодня.
5. Сравнить посуду казаков в прошлом и настоящем.
Таким образом, определились объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект – традиционные казачьи промыслы.
Предмет – гончарное производство казаков Верхнего Дона.
Гипотеза – сегодня, несмотря на серьезные изменения в нашей жизни, на Дону сохраняют традиции гончарного производства, передают их последующим поколениям. Использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: анализ литературы, анкетных данных.
2. Практические: беседа, сбор воспоминаний старожилов, анкетирование.
Библиографическая база работы представлена тремя группами источников: 1. Книга Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XYII- XX в. в, сборник методических материалов «Музей Шолохова – детям» помогли найти интересный и обширный материал о гончарном промысле казаков, способах изготовления изделий из глины, которые использовались нашими предками.
2. Материал сотрудников Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова содержит очень интересные сведения об истории этого промысла у казаков, современном производстве глиняной посуды.
3. Интернет-ресурсы помогли составить более полную картину не только о производстве глиняной посуды, но и её полезности, ценности для организма блюд, приготовленных в ней.
Структура исследовательской работы включает в себя введение, основную часть, где собран теоретический материал по теме, который знакомит с историей возникновения этого промысла, глиняной посудой у казаков, её полезности, использовании сегодня, результаты исследований, анализ анкетных данных, заключение, содержащее обобщение материала и выводы по работе, что соответствует поставленным целям и задачам. Данный материал можно широко использовать на уроках истории, краеведения, во внеурочной деятельности.
Традиционные промыслы казаков Верхнего Дона - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность местной культуры. В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля слово «промысел» производное от «промыслить», то есть подумать, как добыть средства для жизни.(2) А в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова промысел трактуется как «добывание чего – нибудь; мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном».(3)
Я хочу остановиться на истории возникновения гончарного производства в Вёшенском юрте. Добрую половину жителей старых Вёшек составляли иногородние, то есть переселенцы из разных мест России. «Богатые донские станицы, развитые хутора с их привольной жизнью привлекали большое количество иногородних. Иногородними казаки называли пришедших на их землю русских и украинцев, т.е. людей, принадлежащих к иному роду, не казачьему и не кавказскому (кавказцы иногородними не считались). Из Московской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской и других губерний Средней России семьями и в одиночку ехали на Дон мужики и всякий мастеровой люд».(4) Однако широкому развитию торговли и ремёсел на землях Войска Донского препятствовало принятое Государственным Советом в 1838 году Войсковое Положение, по которому жителям не войскового сословия запрещалось селиться на казачьих землях и не разрешалось покупать у казаков недвижимость.
Хутора росли, развивались, хозяйства казаков всё больше нуждались в разном инвентаре, оборудовании, тканях, коже, а заезжие торговцы и ремесленники не всегда находились рядом. Это было невыгодно казакам. Поэтому и казаки, и купцы, и ремесленники стали обращаться в вышестоящие органы с вопросом разрешения строительства жилья, зданий под магазины, мастерские, гончарни.
«Шестого мая 1868 года военный министр генерал – адъютант Милютин сообщил наказному атаману: «Честь имею препроводить Вашему Превосходительству копию с Высочайшего повеления (император подписал указ 29 апреля) и об исполнении последовавшего в Государственный Совет мнения о дозволении русским подданным не войскового сословия селиться и приобретать собственность на землях казачьих войск ».(4) И только после выхода Указа Александра II от 6 мая 1868 года купцы и ремесленники стали основательно селиться на казачьей земле. Произошло разделение труда. Казаки производили продукты питания растительного и животного происхождения, а иногородние обеспечивали их всеми видами услуг, связанных с производством орудий труда и предметов домашнего обихода, а взамен получали средства для существования. Первоначально ремесленников из казаков было очень мало. Казаки, многие годы, занятые на военной службе и не владевшие такими специальностями и ремеслами, нуждались в хороших мастерах и не противились их появлению в хуторах.
Иногородние начали открывать свои мастерские. Изделия ремёсел потреблялись как самими производителями, так и сбывались на местных рынках. Все ремесла отвечали жизненным потребностям казаков. Из архива местного краеведа А.П. Грибанова видно, что сохранились сведения, полученные в результате хозяйственной переписи конца XIX века по Вёшенскому юрту. В них указано «… ремеслом в станице занимались 593 человека, из них – 110 казаков и 483 иногородних. Перечисляются и виды мастерства: портных-43 граждан и 112иногородних; кузнецов-10 граждан и 10 иногородних; шапошников -1 гражданин; сапожников-25 граждан и 95 иногородних; столяров-12 граждан и 50 иногородних; плотников-4 гражданина и 130 иногородних; печников-15 граждан и 45 иногородних; кровельщиков-33 иногородних; шерстобитов-3 иногородних; переплётчиков-5 иногородних».(4)В Вёшенском юрте в числе других ремесел развивалось гончарное производство. К этому ремеслу можно отнести также производство кирпича и черепицы.
По воспоминаниям старожила х. Дубровского Гавриила Семёновича Дударева, во времена его детства за хутором находился завод по производству кирпича и глиняной посуды. Рядом был карьер, откуда производили забор глины, пригодной для работы. В 1915году местный завод прекратил своё существование, но о том, что он был, свидетельствует оставшийся карьер. Кроме того, кирпичные заводы частных предпринимателей находились на залежах красной глины в хуторах Базковском, Меркуловском и Ващаевском. В печах этих заводов жгли дрова из леса местных пород, производя кирпич, полностью обеспечивая потребность в нём вёшенцев и жителей ближайших хуторов.
В хуторе Моховском, как свидетельствуют старожилы, изготавливал добротную посуду до середины 50-х годов XX века Сизенцев Никифор. В станице Еланской производили кирпич. Местные жители вспоминают, что из глины изготавливали керамическую посуду, кирпич, черепицу. Производство черепицы, было очень редким. Ею крыли крыши в основном богатые казаки. Об этом пишет М.А. Шолохов: «Коршуновы слыли первыми богачами в хуторе… Дворовая служба крыта черепицей, нарядной и новой…»(7)
Из пoкoлeния в пoкoлeниe пepeдaвалось нa Дону гoнчapнoe peмecлo, coвepшeнcтвовались тexничecкиe пpиeмы и cпocoбы oбpaбoтки, cклaдывaлись oпpeдeлeнныe фopмы издeлий из глины xoзяйcтвeннoгo и дeкopaтивнoгo нaзнaчeния. В основном, это была глиняная посуда, которая находила широкое применение в хозяйствах донских казаков. Украшалась она поливой росписью, несложным рельефным орнаментом.
2.2 Технология изготовления глиняной посуды
Для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики, до половины находящиеся в земле и состоящие из двух комнат: сеней для сушки посуды, и мастерской. Там же находилась яма, в которую засыпали глину. Глину в тeчeние нecкoлькиx днeй зaмaчивaли, зaтeм ocнoвaтeльнo мecили, чтoбы oнa былa мягкoй и элacтичнoй. Фopмиpoвaли пocуду "вытяжным" cпocoбoм на нoжнoм гoнчapнoм кpугe. Пpи этом cпocoбе гончap бpaл глиняный ком cpaзу нa вecь cocуд и, пoлoжив нa гoнчapный кpуг, вpaщaл eгo, вытягивaя pукaми из глины cocуд нужнoй фopмы. Гoтoвыe издeлия пpocушивaли, а потом oбжигaли в гopнe, вырытом в земле. На выжиг этих горшков требовалось от пяти до восьми возов дров.
Искусные мастера делали обливную (глазурованную) и не обливную глиняную посуду: бальсаны, корчажки (вертикально вытянутый бочковатый сосуд с широким горлом), макитры (большой горшок), махотки (низкий кувшин с широким горлом), кувшины (вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой), квасники (бочкообразный сосуд с носиком, положенный на бок), свистульки (игрушки-«петушки» для детей) и чашки. Некоторые виды посуды упоминаются в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: «Григорий с внутренним сожалением поглядывал на свою и Натальину ложки, связанные платочком, на дымившуюся в обливной чашке лапшу».(7)Керамическая посуда не только продавалась, но и менялась на хлеб. В казачьем быту глиняная посуда занимала значительное место: ценились прежде всего ее практические свойства. Её любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, она придавала особый вкус сваренной в ней пище. В больших горшках мочили тёрн, откидывали кислое молоко. В махотках хранили топлёное коровье масло, собирали каймак. В XIX вeкe гoнчapный пpoмыceл был oчeнь pacпpocтpaнён в Вёшенском юрте. При изготовлении глиняной посуды пpимeнялacь как обычная техника, так чepнoлoщeная, когда oбжиг издeлий пpoизвoдился в cильнo кoптящeм плaмeни бeз дocтупa вoздуxa. Обливную посуду делали только по заказу, так как она была дороже. Мacтepa-гoнчapы изгoтaвливaли cвoи пpoизвeдeния кaк для мecтнoгo pынкa, тaк и нa пpoдaжу cкупщикaм.
Для того чтобы изготовить гончарное изделие, глина должна пройти несколько этапов обработки. Главная операция состоит в приготовлении глиняной массы, ее формируют, обжигают (гончары называют этот процесс «закаливанием»), а затем глазируют. Добытую глину сначала складывают в ком или пластами и поливают водой, чтобы она размокла. Позже глиняную массу выветривают или вымораживают (в зимнее время), это делается для разрыхления. Потом вновь поливают водой, режут на части, мнут и высушивают, пока глина не становится однородной массой. После высыхания глину разбивают колотушками или молотками, чтобы ее было удобнее измельчить в мельницах. Мельницы представляли собой вид жерновов, которые протирали глину до состояния муки. Это делалось для того, чтобы разбить крупные песчинки, которые не измельчились, оставались в сите, через которое все просеивалось. Затем измельченную глину «отмучивали», то есть промывали водой.
Приспособление для «отмучивания» представляло собой три деревянные емкости, соединенные между собой желобками. В самый верхний резервуар кладут глину и пускают в нее сильную струю воды, которая увлекает за собой мелкие частички глины и песка по желобу через резервуар. Грубые и крупные частички остаются в резервуаре. Песок осаживается в резервуаре, а чистая глина течет в резервуар и там остается. После глине дают отстояться. Ее достают и дают подсохнуть.
Когда глина готова к использованию, гончар садится на скамейку, надевает фартук, кладет в центр круга ком глины. Гончарный круг – это станок для формовки глиняной посуды. Появился он на Древнем Востоке в III – IV-м тыс. до н.э. Древнейший гончарный круг вращали рукой; более совершенный имел внизу маховое колесо, вращаемое ногами. Гончар охватывал глину руками, упирался левой ногой в подножку, а правую переставлял последовательно, как бы переступал по нижнему кругу, тем самым приводя его во вращательное движение. После того, как посуда готова, ее срезали с круга суровой ниткой и ставили для сушки на полки. После этого изделие подлежало просушиванию, затем его замывали. При замывке изделие обтирается влажной тряпкой, как бы стирается пыль, при этом все шероховатости, заусеницы, неровности размываются водой и исчезают. Эта операция требует особой аккуратности, так как можно сломать изделие, ведь до обжига оно очень хрупкое.
Теперь все готово для обжига. Изделие нужно поставить в печь. Печь топится дровами. Температура для обжига доводится до 1500º. Для посуды, которая предназначалась для жидкостей, использовалась глазурь (стекловидное защитно-декоративное покрытие, закрепленное обжигом, оно бывает прозрачным и непрозрачным, бесцветным и окрашенным). Глазурью покрывались изделия до обжига. Наносилась она обмакиванием или посыпанием.
Цвет глины в Вёшенском и Еланском юртах отличалась от глины, добываемой на Нижнем Дону. В наших юртах она была красного цвета и залегала на сравнительно небольшой глубине. В некоторых хуторах, таких как Моховской, не было мастеровой глины, и её завозили из соседних хуторов, таких как Попов (Дуринский лес) и Краснополов. А в других станицах, принадлежащих Второму Донскому округу, глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет, и добывали её на большой глубине. Керамические изделия, изготовленные местными мастерами, могли быть совсем без орнамента или имели примитивный, не яркий орнамент в отличие от керамики Нижнего Дона.
Наиболее распространенными изделиями были:
макитры – большие широкогорлые горшки. Их использовали для хранения круп, в макитрах замешивали тесто, хранили крупы, укладывали в них готовые вареники, пирожки и хлеб. Они были разных размеров и формы, с узким и широким горлышком;
кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой. Летом в жару в кувшины наливали квас, взвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб;
корчажка– горшок с узким горлом для молока.
Глина обладает огнеупорностью и пластичностью, поэтому неслучайно из нее стали часто изготавливать различные керамические изделия.
2.3.Эта полезная глиняная посуда…
На Руси издревле делали посуду из глины, гончарная мастерская была в каждой деревне. Пользовались ей и богатые, и бедные люди. Прошло не так много времени с тех пор, когда люди не могли представить себе иной посуды, кроме глиняной: она идеально подходила для русской печи, сохраняла воду холодной, а молоко свежим. Сегодня та же простая глиняная утварь считается роскошью: гончарным мастерством владеют лишь жители «глубинки» и те немногие фирмы, которые распорядились своим капиталом
в пользу экологичных товаров.
Терракотовая глина – природный материал, безопасный для здоровья, более того – глина несёт в себе определённую энергетику, как и любой другой минерал. Рожденная много тысяч лет назад глина вобрала в себя огромное количество природной энергии, которой она щедро делится с теми, кто к ней прикасается. А благодаря малым размерам частиц, ее составляющих, глина способна поглощать отрицательную энергию и преобразовывать ее, предотвращая, таким образом, многие болезни. Если подержать между ладонями глиняную чашку, то можно почувствовать, что по мере того, как она нагревается от тепла рук, вам становится легче и спокойнее. Это происходит оттого, что глина забирает негативную энергию и одновременно наполняет вас накопленной за тысячелетия энергией солнца, воды, ветра, космоса.
Поданная в глиняной посуде пища лучше усваивается организмом и быстрее восстанавливает силы, а приготовленная в глиняных горшочках, она не только очень вкусна, но и чрезвычайно полезна, так как в процессе приготовления обогащается целительной, огненной энергией красной глины. Кроме того, еда, приготовленная в посуде из красной глины, приобретает ту мягкость и изысканность, которые были свойственны лучшим достижениям старинной кухни.
Основное преимущество этого вида посуды состоит в возможности регулировать температуру и влажность приготовляемого в ней продукта, в равномерном распределении и долгом удержании тепла. Толстые стенки посуды нагреваются медленно и равномерно. Пища в ней не варится, а томится, сохраняя все витамины и питательные вещества. Прохладительный напиток, оставленный в глиняном кувшине, останется холодным даже на солнце, а чай или кофе будут теплыми в течение нескольких часов. Кроме того, глиняная посуда отлично подходит для хранения продуктов.
Молоко в такой посуде не будет киснуть трое-четверо суток, а варенья и соленья даже без крышки не заплесневеют. Для того чтобы глиняная посуда сохранила свою положительную энергию и целебную силу, необходимо время от времени очищать ее от "впитанного" ею негатива, а также способствовать восполнению энергетических сил глины. Наши предки делали это бессознательно, ополаскивая вымытую плошку холодной водой и затем вешая ее на плетень на солнце для просушки. Холодная вода смывала с глиняной посуды отрицательную энергию, а энергия солнца восстанавливала силу глины.
Благодаря микропористой структуре, во время нагревания посуда легко впитывает и удерживает водяной пар, который выделяют продукты, но не даёт им пересохнуть, впоследствии отдавая воду обратно. Всё это позволяет готовить еду без добавления масла или воды в печи любого типа.
Естественно, такая пища не только является диетической и полезной для здоровья – её вкус и аромат не идут ни в какое сравнение с продуктами, приготовленными другим способом.
Глиняную посуду можно также использовать в качестве оригинальной хлебницы: подобно своим собратьям-горшкам, она сначала впитывает лишнюю влагу, препятствуя тем самым образованию плесени, а затем постепенно отдаёт её, что на дольше сохранит купленный в магазине или домашний хлеб мягким. Для сравнения: хранение хлеба в кульках не только не экологично, но и не справляется с первой из двух задач, а в традиционной хлебнице воздух циркулирует слишком сильно и хлеб быстро черствеет.
Таким образом, вкус блюд, приготовленных в глиняной посуде, вне конкуренции.
Во-первых, глина отлично накапливает тепло и «нехотя отдает», поэтому продукты не пекутся, а томятся, сохраняются витамины.
Во- вторых, глина - природный материал, добываемый из верхних пластов земли, а значит, экологически чистый материал с мощнейшей энергетикой Земли.
И в - третьих, формируя изделия из глины, гончар вкладывает в свое творение всю душу. Мастер соприкасается с глиной руками, тем самым проявляет, передает свою энергию, ауру, настрой. Такой заряд положительной энергии влияет на вкус продуктов и на продолжительность хранения. Существует масса подтвержденных данных, что в глиняной посуде, пища хранится дольше, естественная микрофлора продуктов быстрее размножается, и при брожении они имеют приятный сладковатый запах.(12)
Я провела небольшой эксперимент дома. Наша семья очень любит жаркое в горшочках. Готовим мы его из мяса, с грибами, с картофелем, овощами. Для приготовления есть два варианта посуды – чугунная гусятница и глиняные горшочки. С полной уверенностью могу заявить, что блюдо в горшочках получается вкуснее и ароматнее, чем в гусятнице.
Ещё один опыт касался керамического и глиняного чайников. Тут мнения сошлись, и вердикт был вынесен единогласно. Чай заваривать лучше в глиняном чайнике – вкус получается насыщеннее и приятнее, а уж если дело касается заварки из трав, то ни один материал не способен создать травам такие условия, как глина.
На мой взгляд, глиняная посуда - это идеальный вариант для людей, думающих о своем здоровье.
В ходе исследования был проведен социологический опрос 40 учащихся нашей гимназии. Его результаты представлены в таблице.
1.Знаете ли вы какие-нибудь промыслы казаков? Если да, то, какие?
Рыбол овство | Охота | Гончарное дело | Производство из дерева | Ското- водство | Земле- делие |
32 | 10 | 17 | 15 | 11 | 8 |
2. Из чего в основном была посуда у казаков?
Глиняная | Деревянная | Алюминиевая | Металлическая |
38 | 12 | 3 | 3 |
3. Знаете ли вы, почему казаки часто использовали глиняную посуду?
- посуда поддерживала и сохраняла нужную температуру – 5
- посуду легко изготовить – 23
- посуда крепкая и выдерживает высокие температуры – 5
- не знаю-7
4. Назовите виды глиняной посуды у казаков.
Горшки | Кувшины | Кружки | Тарелки |
28 | 27 | 19 | 18 |
5. Использует ли ваша семья сегодня глиняную посуду? Если да, то, какую?
Да | Нет | Не знаю | Не дали ответа |
17 | 25 | 1 | 7 |
6.Готовят ли в вашей семье блюда в горшочках? Как вы к ним относитесь?
Положительно | Отрицательно | Затрудняюсь ответить |
27 | 15 | 2 |
7. Знаете ли вы, что сегодня в ГМЗШ существует отдел прикладного искусства, который занимается производством изделий из глины?
Да | Нет |
15 | 25 |
Да | Нет | Не знаю |
32 | 3 | 5 |
На основе полученных данных я сделала вывод, что практически все учащиеся знают какие-либо промыслы казаков, в основном называют рыболовство, гончарное ремесло, производство из дерева. Все отметили, что посуда была в основном глиняная, т.к. глина часто встречается в природе, жаростойкая и удерживает долго тепло. Сегодня в семьях редко используется глиняная посуда, но многие любят блюда в горшочках. О производстве глиняной посуды в нашем музее большинство учащихся не знают. Но 32 человека уверены в необходимости сохранения традиций гончарного промысла, потому что это часть нашей истории и культуры и нужно знать свои корни.
Одним из направлений деятельности музея-заповедника М.А. Шолохова является возрождение, сохранение, развитие и популяризация традиционных народных промыслов и ремесел как одной из составных частей культуры Верхнего Дона. Отдел прикладного искусства был образован 20 августа 2008 года. Заведующий отделом - Кочетов Сергей Дмитриевич. В коллективе работает 5 человек. Из беседы с гончаром отдела Востриковым Денисом Афанасьевичем удалось выяснить много интересного. Продукция отдела представлена гончарной керамикой, резьбой по дереву, росписью. Для изделий берут в основном готовую гончарную массу из Аксая для экономии времени, а так же из глинища в х. Водянском. Всю глину надо пробовать, можно ли с ней работать, подходит не вся, глинозем не выдерживает больших температур.
Технология изготовления керамических изделий довольно сложная, включает несколько этапов.
- t -400 – испаряется оставшаяся влага, сгорают органические вещества;
- t – 600 – спекание, температура поднимается постепенно, чтобы изделие равномерно прогревалось.
Цикл обжига составляет 8 часов, чтобы успели произойти все химические реакции.
9.Декорирование. Наносится цветная глазурь (стекло и оксиды металлов, которые придают цвет (титан, алюминий, глине придает прочность полевой шпат), ангобы (цветная глина).
Работая над исследованием, я пришла к выводу, что наши вешенские мастера не только используют традиционную технологию изготовления глиняной посуды, заимствованную у наших предков, но и вкладывают в неё свой опыт, свою душу и любовь. Поэтому посуда у них получается такая красивая и популярная у населения.
Керамическая посуда отдела разнообразна: крынки, корчажки, махотки, квасницы, супницы, чайные сервизы, бокалы, вазы, кружки, цветочные горшки, тарелки и многое другое. Посуда мастера-гончара Вострикова Д.А. была использована в съемках нового фильма «Тихий Дон» режиссера
С. Урсуляка. Денис Афанасьевич - очень увлеченный и талантливый мастер. Он окончил Ростовский художественно-строительный профессиональный лицей №10. Весь производственный цикл он осуществляет сам, сами расписывает изделия.
Работы донских мастеров можно также приобрести в «Сувенирной лавке» музея, на фольклорных праздниках «Шолоховская весна», «Кружилинские толоки», «Каргинская ярмарка». Сотрудники принимают участие в различных фестивалях и конкурсах: «Масленица» в Старочеркасске, в Воронежской области «Русь песенная, Русь мастеровая», г. Белгород – Хотмышская осень». Их продукция пользуется большим спросом.
К сожалению, в век компьютерных технологий традиционные промыслы утрачивают своё предназначение, уходят в прошлое, обрывается связь преемственности бытовой культуры поколений. Чтобы этого не произошло сегодня, необходимо сохранять и передавать знания и умения наших дедов и прадедов молодому поколению. Поэтому мастера отдела прикладного искусства охотно дают уроки гончарного дела, лозоплетения, резьбы по дереву, и изготовленные своими руками изделия туристы увозят в качестве оригинальных сувениров.
Детский музейный центр Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова также ведёт большую работу по сохранению казачьих традиций с подрастающим поколением не только нашей станицы, но и с гостями из разных уголков нашей Родины. В настоящее время сложилось несколько направлений работы с детьми. Программа «Традиционные промыслы казаков Верхнего Дона» является одной из составляющей краеведческого направления.
Занятия по данной программе проходят в керамической мастерской Детского музейного центра. Здесь ребята знакомятся с истоками возникновения и развития гончарного промысла на Дону, с произведениями народных промыслов донского края, с разными видами глиняной посуды, узнают о её назначении, технологии изготовления, получают представление о нелегком труде гончаров. В мастерской дети с интересом занимаются лоскутной керамикой, изготавливая свои работы из такого податливого материала как глина, с помощью необходимых инструментов и приспособлений для её раскатывания и «выкраивания» будущих глиняных изделий, таких как кружка, подсвечник, макеты жилых и хозяйственных построек казачьих подворий. Каждый маленький мастер испытывает необычайную радость и гордость за то, что он сам смог изготовить изделия собственными руками. Детские работы находят свое место на выставках детских поделок, как в школах, так и на праздниках «День станицы» и «Шолоховская весна».
Я была на занятиях и в детском музейном центре и в отделе прикладного искусства. Мне очень понравилось самой делать глиняную посуду. Проведенное исследование позволило мне по-другому, серьезней отнестись к некоторым известным фактам, многое узнать по этой теме. Интересным оно оказалось и для моих родственников и друзей. Благодаря работе по данной теме, я не только много узнала о гончарном производстве, но и стала чаще пользоваться керамической посудой.
4.Заключение
В ходе исследования была изучена различная литература о гончарном производстве на Верхнем Дону, выяснена полезность глиняной посуды, технология её изготовления сегодня. Поставленная цель достигнута, задачи решены. Мной была подтверждена гипотеза: действительно, сегодня, несмотря на серьезные изменения в нашем жизни, на Дону сохраняют гончарные традиции своих предков, передают их последующим поколениям. Данные опроса подтвердили мое мнение, что нам необходимо знать сохранять историю своего края, Я пришла к выводу, что посуда из глины – полезная, экологически чистая, способствует сохранению питательной ценности продуктов, что ведет к крепкому здоровью. А современны мастера гончарного дела являются связующей нитью с историческим прошлым нашего края.
В работе над исследованием мне огромную помощь оказали сотрудники Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Тяпкин Александр Георгиевич, Востриков Денис Афанасьевич, Фролов Алексей Михайлович.
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. И сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда, возвращаясь к истокам, мы ищем в опыте прошлого ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня – возрождающиеся народные промыслы являют собой не только прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства, но и связующую нить прошлого с настоящим. И если эта нить не оборвётся, значит, будущее у нас есть!
Литература
1.Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XXвв. : Ростов н/Д: изд-во «Приазовский Край», 2002.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 2000. – Т. 3: П – 2000. – 555 с., 1 портр. с. 497.
3. Ожегов С.И.. Словарь русского языка: Ок 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз., 1987 -797. с 533.
4.Номикосов С. Статические описания Области Войска Донского. Новочеркасск, 1884; Евстифеева Т.С. Семикаракорский фаянс. //Донской современник// http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1; Логинов А.Н. Гончарное производство. //http://silverhorseshoe.narod.ru/gonchar.htm
5. Сивоволов Г.Я. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов н/Д: АООТ «Ростовское книжное издательство», 1995 с.29
6.Сивоволов Г.Я. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов н/Д: АООТ «Ростовское книжное издательство», 1995.с. 33
7. М.А. Шолохов «Тихий Дон», кн. 1, гл. XVIII, М:. «Амальтея» СП «Контакт», 1993. с. 54.
8. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 2000. – Т. 2: И – О – 2000. – 779с., 1 портр. с. 107.
9. М. Шолохов «Тихий Дон», кн. 1, гл. XXI, М:. «Амальтея», СП «Контакт», 1993. с. 64.
10. Беседа Тяпкина А.Г. с Бородиной Ф.А. (жительницей х. Антоновского, Шолоховского района), май 2011.
11. Беседа Тяпкина А.Г. с Сизенцевым А.Н. (жителем ст. Вёшенской, Шолоховского района), август 2011.Сизенцевым В.А. (жителем х. Терновского, Шолоховского района), август 2011
12. Интернет-рессурсы: http://www.pafnuty-abbey.ru/publishing/6779/
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
На горке
Свадьба в Малиновке
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Астрономический календарь. Февраль, 2019