Исследование жизненных ценностей подростков с ограниченными возможностями здоровья выявило, что они, так же, как и подростки с нормативным развитием, самыми значимыми ценностями отметили активную жизнь, любовь, уверенность в себе, наличие верных друзей, свободу, интересную работу, общественное признание. Существенное отличие состоит в том, что для подростков с нормативным развитием более значимы развлечения, а для подростков с ограниченными возможностями - здоровье, счастливая семейная жизнь, возможность заниматься творчеством.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
(МКОУ «СОШ №7»)
1 микрорайон дом 50, 2 микрорайон дом 7. 628195 г.п.Талинка, Октябрьский район, ХМАО-Югра,
Тюменской обл. тел. (34672) 4-99-15, факс (34672) 4-95-63
e-mail: Talinsch@oktregion.ru,, сайт школы: http://okttalsch7.86.i-schools.ru
Школьная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Исследование психологических особенностей
подростков с ограниченными возможностями здоровья
Автор:
Хамзина Олеся,
обучающаяся 9б класса
МКОУ «СОШ №7
Руководитель:
педагог-психолог
Дубасова Татьяна Николаевна
2016г
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение психологических аспектов жизненных
приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1 Развитие личности подростка с ограниченными возможностями 6
1.2 Психологические аспекты жизненных приоритетов подростка 7
1.3 Проблема инвалидности и инвалидов как одна из главных в
современной социальной политике государства 8
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических аспектов жизненных
приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья 8
2.1. Организация и методы исследования 8
2.2. Анализ результатов исследования роли социально-психологических
установок и ценностных ориентаций в формировании жизненных
приоритетов подростков 9
2.3. Анализ результатов исследования роли самосознания в формировании
жизненных приоритетов подростков 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Приложения 15
Введение
Каждый из нас периодически встречает людей с ограниченными возможностями здоровья, видит по телевизору или читает о них в Интернете. А вы хотя бы раз в жизни задумывались о том, как живут эти люди. Чем они отличаются от нас с вами? Как приспосабливаются к быту? Как учатся преодолевать трудности? Если же вы никогда не задумывались об этом, то вы - либо очень занятой человек, погружённый в свой внутренний мир, либо просто равнодушный индивид, зацикленный на себе.
Так какие они люди с ограниченными возможностями здоровья?
Они - такие же, как и все мы – разные.
Актуальность. В последние годы проблема инвалидности приобрела особую актуальность и остроту. Это связано как с ростом абсолютного и относительного числа инвалидов, так и с изменением отношения к данной проблеме общества и, что особенно важно, самих инвалидов. Активные движения за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям, как со стороны общества, так и со стороны государственных структур [8, с.34]. Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов:
В нашей стране также стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в лучшую сторону. При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы, а также положения Конституции Российской Федерации, 1993 г. С их учетом был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», 1995 г.
В Законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности. Согласно этому закону, органы социальной защиты населения, образовательные учреждения, информации, связи, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Детям-инвалидам предоставляются равные с их сверстниками права. Статьи этого закона касаются материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, создания общественных объединений инвалидами в будущем. В итоге, этот закон даёт социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей, улучшение общественной обстановки по отношению к инвалидам. В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что семья очень важна ребёнку-инвалиду для социализации. Именно адаптация ребёнка через семью - это основное направление государственной политики по отношению к детям с ограниченными возможностями.
Российское государство также признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Это касается всех детей, независимо от их национальности, социального положения, состояния здоровья и т.п.
Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 г.[1] В этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы»[2]. Этот закон также утверждает, что политика государства по отношению к детям является приоритетной. Следовательно, основная ответственность за общее отношение к детям-инвалидам, за их воспитание, образование, обеспечение, социальную защиту, реабилитацию, адаптацию и поддержку лежит на государстве.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться инклюзивно со всеми детьми в классе. Можно утверждать, что жизнь ребёнка с ограниченными возможностями напрямую связана со способностью жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком. Например: учёба, общение с людьми, жизнь в семье, отношение здоровых детей к детям-инвалидам, система здравоохранения, социальной защиты в стране, возможности реализовать свои права в любой области.
Исследование психологических особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, так как этот промежуточный возрастной этап, на наш взгляд, очень важен в становлении личности человека и является одним из самых основных этапов становления личности. Ведь именно в этом возрасте начинает проявляться истинный характер, становится понятно кто ты: сильный или слабый. Именно этот возраст может сломать все, а может воспитать силу воли.
В своей работе мы хотели показать, существует ли разница жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья и подростков с нормативным развитием.
План исследования
Цель исследования: изучение психологических аспектов жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: подростки с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием.
Предмет исследования: психологические аспекты жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что подростки с ограниченными возможностями здоровья так же, как их сверстники с нормативным развитием, имеют примерно одинаковые приоритеты в жизни и способны достичь значительных успехов в различных областях при поддержке семьи и государства.
Для достижения цели и проверки гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
Методы исследования включали в себя логико-теоретический анализ данных психологических трудов по проблеме исследования, а так же психодиагностические методы: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной, методика по изучению самоотношения В.В.Столина «МИС», методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методологической основой работы послужили идеи М. М. Бахтина, В.В.Ковалева, И.А.Коневой, А. Р.Лурия, В.Н.Мясищева, О.Г.Нугаевой, О.А.Талиповой, У.В.Ульенковой.
В исследовании психологических аспектов жизненных приоритетов приняли участие ученики 7 - 9-х классов МКОУ «СОШ №7», в которых инклюзивно обучаются дети с ограниченными возможностями. Возраст испытуемых от 14 до 16 лет, общее количество - 79 человек, из них 7 учеников – 9% с ограниченными возможностями и сохранным интеллектом и 72 ученика с нормативным развитием.
Исследование проводилось с октября 2015 года по апрель 2016 года.
Прикладная ценность исследования определяется тем, что результаты работы позволяют научно обосновать необходимость проведения психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие интереса подростков с ограниченными возможностями здоровья к формированию активной жизненной позиции, развитию жизненных приоритетов, занятости в определенной сфере.
Результаты работы могут быть полезны родителям и педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1. Теоретическое изучение психологических аспектов жизненных приоритетов подростков с ОВЗ
1.1 Развитие личности подростка с ограниченными возможностями
Личность - это человек, свободно и ответственно определяющий свое место среди других членов общества или субъект «поступания», то есть свободного социального действия.[3] Таким образом, личность представляет собой исключительно социокультурное образование. Это не просто форма существования человека в обществе, но и единственный из возможных способов личностного развития. Только включенность в общественные отношения позволяет человеку обрести данное качество. Вне этого процесса, даже при условии совершенно сохранных биологических предпосылок, формирование личности принципиально невозможно.
Современные отечественные исследования социально-психологических особенностей инвалидов во многом опираются на теории и концепции ученых, изучавших влияние патологических процессов на центральную нервную систему и личность инвалида в целом. Теории А.Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. имеют непосредственное отношение к личности больного человека и его внутреннему миру.
Сегодня вряд ли может вызывать сомнение идея о негативном влиянии исходного нарушения на процесс формирования личности особого ребенка по той простой причине, что сам этот процесс составляет лишь одну из сторон развития организма и психики в целом [2, c.196-197]. Формирование личности человека с ограниченными возможностями проходит те же стадии, что и у здорового человека с одним отличием - необходимо учитывать специфику и тяжесть дефекта.
Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни. На первом году жизни личностные особенности у ребенка открыто не проявляются, но к концу третьего года они становятся заметными. В некоторых его действиях и поступках появляется целенаправленность, возникает потребность доводить начатое дело до конца. Например, в ходе игры или при выполнении других действий он уже может принимать самостоятельные решения, отказаться от предлагаемой помощи, что находит выражение в высказывании «Я сам» [7, с.366].
К началу обучения в школе ребенок уже вполне сформировавшаяся личность. Он умеет понимать других людей и выполнять их просьбы, владеет нормами поведения, у него появляются самооценка и уровень притязаний, более выраженными становятся характерологические качества. В школьные годы процесс развития личности продолжается. Формируются интересы, способности, потребности, мировоззрение, убеждения, определяются жизненные цели, становятся устойчивыми воля и характер. К концу обучения в школе личность школьника приобретает, в основном, завершенный характер [1, c.177-178].
Определяющим условием развития личности человека является его многоплановая деятельность и общение, причем личность ребенка формируется в специфической для него деятельности - игре, общении, учении, труде. Вместе с тем деятельность выполняет развивающую функцию лишь в том случае, если обеспечена ее мотивационная сторона, если у ребенка складывается достаточно осознанные, стойкие и сильные внутренние побуждения.
В связи с тем, что деятельность человека многопланова, существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности и осознанности, побуждающих к ее выполнению. Единая взаимосвязанная система мотивов деятельности и их реализация составляют психологическую основу развития личности. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются и развиваются различные качества личности. Система устойчивой структуры преобладающих мотивов характеризует направленность активности личности [6, с.42]
Физическое, психическое и личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложную динамику формирования органических, психических и личностных свойств, которые представляют собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Одновременно с физическими изменениями в организме ребенка происходит глубокая перестройка психики, обусловленная не только физиологическими факторами, но в значительной степени психосоциальными [4, c.374].
У подростков с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка (И.А.Конева, О.Г.Нугаева, О.А.Талипова, У.В.Ульенкова и др.). По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние. Человек с отклонениями в развитии почти всегда в какой-то форме чувствует свое невыгодное положение, вытекающее из его дефекта, что усугубляет чувство его неполноценности. Очень важно своевременно обнаружить отклонение в личностном развитии и оказать ребенку необходимую помощь [2, с. 143].
1.2 Психологические аспекты жизненных приоритетов подростка
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
«Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», - говорил В. А. Сухомлинский.
Ближайшее социальное окружение - родители, другие члены семьи, друзья семьи, учителя, тренеры или руководители кружков - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. С возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, религиозных обществ и др.
Подросток 12 - 15 лет идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник 16 -1 8 лет, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме [4, с. 325].
Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина, которые воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.
1.3 Проблема инвалидности и инвалидов как одна из главных современной государственной политике
В разных странах и на каждом историческом этапе в понятие «инвалидность» вкладывали разный смысл. Однако, понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства, они становились иждивенцами. Да, в последнее время отношение к инвалидам изменилось, но оптимальным назвать его ещё рано. Для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья стали полноценными членами общества, необходимо не только изменить отношение общества к этой категории граждан, но и помочь адаптироваться в социальной среде.
Негативное отношение общества к людям с физическими недостатками, а также повышенные дозы жалости и внимания, создают для них не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании их личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей специальной среде. К сожалению, здоровые люди зачастую отвергают человека с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется. Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями здоровья все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий [10, с.186].
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических аспектов жизненных приоритетов подростков с ОВЗ
2.1. Организация и методы исследования
В качестве гипотезы выступило предположение, что подростки с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, так же как их сверстники с нормативным развитием, имеют примерно одинаковые приоритеты в жизни.
В ходе нашего исследования для проверки гипотезы нами были выбраны следующие методики.
2.1.1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.
Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок. Испытуемым предлагался опросник состоящий из двух методик: методика выявления социально-психологических установок, направленных на «процесс - результат», «альтруизм – эгоизм» и методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги». Каждая методика состоит из 40 вопросов, на которые необходимо было ответить «да», если ответ на этот вопрос утвердителен, и «нет», если ответ на этот вопрос отрицательный, и поведение испытуемого не соответствует утвердительному ответу на этот вопрос. Обработка результатов осуществляется по следующим шкалам: по первой методике – ориентация на процесс, ориентация на результат, ориентация на альтруизм и ориентация на эгоизм; по второй методике – ориентация на труд, ориентация на свободу, ориентация на деньги и ориентация на власть. Оценки об уровне развития делились по следующим параметрам: выраженность установки варьируется от 9 до 6 баллов, а низкий показатель по шкале говорит о незначительности данной установки для испытуемого.
2.1.2.Методика по изучению самоотношения В.В.Столина «МИС».
Цель: изучение структуры и содержания самоотношения человека.
Испытуемому предлагался опросник состоящий из 57 вопросов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен» - «не согласен». Для разработки опросника в качестве исходных было отобрано девять измерений, которые наиболее существенно характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного «Я»: 1 - осознанность «Я»; 2 - самоуважение и уверенность в себе; 3 - саморуководство и последовательность «Я»; 4 - ожидаемое отношение других; 5 - безусловное самопринятие; 6 - переживание ценности собственной личности; 7 - чувство привязанности к своему «Я»; 8 - непонимание себя, переживание конфликтности «Я»; 9 - чувство самообвинения.
Интерпретация проводится путем анализа профиля деятельности показателей, которые совместно дают целостную картину самоотношения испытуемого.
2.1.3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Цель: изучение ценностно-смысловой и мотивационной сферы, направленности и целей личности.
Наиболее информативной является методика - изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает терминальные ценности как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; и инструментальные ценности как убеждения в том, что какой-то образ или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.
2.2. Анализ результатов исследования роли социально-психологических установок и ценностных ориентаций в формировании жизненных приоритетов подростков
В ходе исследования нами были изучены социально-психологические установки и ценностные ориентации и их роль в формировании жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрение установок на «процесс-результат» показало, что 75% из группы подростков с нормативным развитием больше выражена ориентация на результат в деле, то есть эти испытуемые демонстрируют высокую способность достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам, тогда как 76% подростков с ограниченными возможностями здоровья больше ориентированы на процесс, то есть ими больше движет интерес к делу. Исследование показало, что 66% подростков как с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормативным развитием - 68% больше ориентированы на свободу. Можно предположить, что власть не является для большинства подростков значительной ценностью в жизни.
91% подростков с ограниченными возможностями здоровья и 59% с нормативным развитием показали выраженную ориентацию на труд. Исследования показало, что обычно подростки, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы заниматься какой-либо работой все свободное время в выходные и каникулы.
Таблица 1
Сравнительные результаты исследования социально-психологических установок личности по методике О.Ф.Потемкиной
Испытуемые Ориентация | Альтруизм | Эгоизм | Процесс | Результат | Свобода | Власть | Труд | Деньги |
Подростки с ОВЗ | 93% | 7% | 76 % | 24 % | 66% | 34 % | 91% | 31% |
Подростки с НР | 78% | 22% | 25 % | 75 % | 68% | 32% | 59% | 48% |
Наглядно результаты представлены на рисунке 1 (Приложение 2).
Анализ полученных результатов позволяет отметить следующую тенденцию, выявленную в группах подростков с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием: социально-психологические установки обеих групп имеют схожесть, различия отмечаются лишь в ориентациях на эгоизм и процесс-результат труда.
Анализируя полученные данные ранговых терминальных ценностей, мы пришли к выводу что, в группе подростков с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием больших различий не отмечается.
Результаты сравнительного анализа ранговых значений терминальных ценностей подростков представлены в таблице 1 (Приложение 1).
Так, подростки с ограниченными возможностями здоровья, также как и подростки с нормативным развитием, самыми значимыми ценностями отметили активную жизнь, любовь, уверенность в себе, наличие верных друзей, свободу, интересную работу, общественное признание. Существенное отличие состоит в том, что для подростков с нормативным развитием более значимы развлечения, а для подростков с ограниченными возможностями здоровье, счастливая семейная жизнь, возможность заниматься творчеством.
Таблица 2
Показатели | Подростки с ОВЗ | Подростки НР | Разница |
Здоровье | 1 | 6 | 5 |
Развлечения | 17 | 4 | 13 |
Творчество | 10 | 15 | 5 |
Счастливая семейная жизнь | 11 | 16 | 5 |
Наглядно результаты исследования по методике М. Рокича представлены на рисунке 2 (Приложение 2).
Анализируя полученные результаты по диагностике инструментальных ценностей, данные, мы также не обнаружили в группе подростков с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием больших различий по распределению ценностей. Так в группе подростков с ограниченными возможностями здоровья наиболее значимыми инструментальными ценностями являются независимость, ответственность, жизнерадостность и воспитанность, а незначимыми ценностями являются непримиримость, исполнительность, эффективность и высокие запросы. А в группе подростков с нормативным развитием значимыми являются ценности независимость, жизнерадостность, и ответственность, а незначимыми ценностями в этой группе являются исполнительность, непримиримость, эффективность, рационализм.
Результаты сравнительного исследования ранговых значений инструментальных ценностей подростков представлены в таблице 2 (Приложение 1).
Наглядно результаты исследования по методике М. Рокича представлены на рисунке 3 (Приложение 2).
Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволяет нам сделать следующие выводы в отношении ценностных ориентаций подростков: подростки обеих групп больше всего ценят в своей жизни здоровье, активную жизнь, любовь, уверенность в себе, верных друзей, свободу, интересную работу, общественное признание, счастливую семейную жизнь, творчество. При этом подростки с нормативным развитием больше ценят общение с друзьями, приносящее удовлетворение в самовыражении, творчество и непримиримость к недостаткам в себе и других, а подростки с ограниченными возможностями ценят общение в семейном кругу и наличие твердой воли.
2.3. Анализ результатов исследования роли самосознания в формировании личности
Исследование самосознания подростков проводилось по методике изучения самоотношения В.В.Столина «МИС», позволяющей определить эмоциональную составляющую самосознания личности – самоотношение.
Полученные результаты, показывают, что значимые различия в группах подростков с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием отмечаются по шкалам самоуверенность, саморуководство, самоотношение, самоприятие и самоценность.
Таблица 3
Сравнительные результаты исследования самоотношения подростков
по методике В.В.Столина
Испытуемые | Внутренняя честность | Самоуверенность | Саморуководство | Отражённое самоотношение | Самоценность | Самоприятие | Само- привязанность | Внутренняя конфликтность | Самообвинение |
Подростки с ОВЗ | 69% | 58% | 66% | 72% | 56% | 60% | 66% | 83% | 86% |
Подростки с НР | 74% | 83% | 93% | 89% | 85% | 78% | 71% | 72% | 42% |
Таким образом, подростки с нормативным развитием более реально смотрят на жизнь, они переживают собственное «Я» как внутренний стержень, поддерживающий в них жизнерадостность, считают, что их судьба находится в их собственных руках, и испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Также такие подростки имеют высокую самооценку.
Анализ результатов исследования самоотношения подростков показал, что подростки с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием достаточно хорошо осознают своё «Я», у них достаточно развиты рефлексивность и критичность. В основном они ощущают ценность собственной личности и богатство своего внутреннего мира, испытывают дружеское отношение к себе, одобряют свои планы и желания, принимают себя такими, какие они есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Они считают, что у значительной части окружающих людей способны вызывать уважение, симпатию, одобрение и понимание, относятся к себе с чувством симпатии, испытывают чувство полного согласия со своими внутренними побуждениями.
Есть одно исключение: подростки с ограниченными возможностями здоровья все-таки испытывают трудности в принятии себя из-за проблем со здоровьем, поэтому существенные различия выявлены лишь по одной шкале - самообвинение.
Подросткам свойственно обвинять себя в своих промахах и неудачах, даже в собственных недостатках, что в принципе естественно, учитывая то, что подростки имеют ограниченные возможности, которые могут помешать им реализоваться в жизни.
Наглядно результаты исследования самоотношения подростков по методике В.В. Столина «МИС» представлены на рисунке 4 (Приложение 2).
Заключение
Выполненное исследование, посвященное изучению психологических аспектов жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья, позволило нам сделать следующие выводы:
Так, подростки с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием более ориентированы на такие социально-психологические установки как альтруизм, результат, труд, свободу. Они больше ориентируются на такие ценности как здоровье, активную жизнь, общение с друзьями, развитие, образованность, ответственность. У них сформировано позитивное самоотношение, саморуководство, отраженное самоотношение, самоприятие и самоценность. Такие результаты могут говорить о том, что подростки имеют такие особенности, которые отличают зрелую личность человека, они демонстрируют высокую способность достигать результата в своей деятельности вопреки неудачам. Они готовы трудиться в свободное время и труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Более позитивно воспринимают свой внутренний мир и самого себя. Они ценят свое «Я», понимают, что они духовно богаты, что при любых трудностях добьются своих целей. Подростки заинтересованности в собственном «Я» и стараются жить гармонии со своим внутренним миром. У них достаточно развиты рефлексивность и критичность, способность не скрывать от себя и других даже значимую информацию. Их можно охарактеризовать как уверенных в себе, отчетливо переживающих собственное «Я». Они считают, что у значительной части окружающих людей способны вызывать уважение, симпатию, одобрение и понимание, относятся к себе с чувством симпатии, испытывают чувство полного согласия со своими внутренними побуждениями, а также принимают себя такими, какие есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Единственное весомое различие между подростками с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием - это то, что у подростков с ограниченными возможностями здоровья больше выражено самообвинение.
Полученные данные свидетельствуют о большом неиспользуемом в полной мере потенциале современных подростков с ограниченными возможностями развития в плане развития их жизненной активности, которую необходимо направлять в нужное русло для благополучного развития личности каждого из них.
Цель исследования была достигнута. Мы рассмотрели психологические аспекты жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями развития. Наша гипотеза доказана. Задачи решены.
Данил Плужников «Я свободен!»
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Основная литература:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Альбуханова К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина –М.:Издательский центр «Академия»,2002. – 264 с.
4. Геон А.А. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Геона – М.: Алма – Пресс, 2002- 656 с.
5. Прикладная социальная психология./ Под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача – М.: Издательство «ИПП»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 688 с.
6. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «Бахрат – М», 2004. 544 с.
7. Специальная психология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского.-2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
8. Талипова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение образного процесса: теория и практика: Региональный сборник научных трудов/Под ред. А.П. Панфилова – Выпуск 2. – Елабуга: ЕГПУ, 2005. – 156 с.
9. Ульянкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
10. Шаповал И.А. Специальная психология: Учеб. пособие. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
Приложение 1
Таблица 1
Результаты сравнительного исследования ранговых значений терминальных ценностей подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»
Ценности | Подростки с ОВЗ | Подростки с НР | Разница |
ранг | ранг |
| |
| 2 | 3 | 1 |
| 16 | 18 | 2 |
| 1 | 6 | 5 |
| 7 | 9 | 2 |
| 18 | 17 | 1 |
| 3 | 2 | 1 |
| 9 | 12 | 3 |
| 5 | 5 | 0 |
| 8 | 7 | 1 |
| 14 | 13 | 1 |
| 13 | 10 | 3 |
| 12 | 11 | 1 |
| 17 | 4 | 13 |
| 4 | 1 | 3 |
| 11 | 16 | 5 |
| 15 | 14 | 1 |
| 10 | 15 | 5 |
| 6 | 8 | 2 |
Таблица 2
Результаты сравнительного исследования ранговых значений инструментальных ценностей подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»
Ценности | Подростки с ОВЗ | Подростки с НР |
ранг | ранг | |
| 13 | 15 |
| 14 | 13 |
| 16 | 5 |
| 2 | 11 |
| 12 | 14 |
| 3 | 1 |
| 9 | 16 |
| 10 | 5 |
| 6 | 7 |
| 7 | 8 |
| 5 | 10 |
| 1 | 9 |
| 4 | 2 |
| 17 | 4 |
| 15 | 3 |
| 8 | 6 |
| 11 | 17 |
| 18 | 18 |
Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволяет нам сделать следующие выводы в отношении ценностных ориентаций подростков: подростки обеих групп больше всего ценят в своей жизни активную жизнь, любовь, уверенность в себе, верных друзей, свободу, интересную работу, общественное признание, независимость. При этом подростки с нормативным развитием больше ценят общение с друзьями, приносящее удовлетворение в самовыражении и непримиримость к недостаткам в себе и других, а подростки с ограниченными возможностями ценят здоровье, общение в семейном кругу, жизнерадостность, смелость в принятии решений, наличие твердой воли и ответственность за принятие решений.
Приложение 2
Рисунок 1. Результаты сравнительного исследования социально-психологических установок подростков по методике О.Ф.Потемкиной
Рисунок 2. Динамика показателей ранжирования ценностей
Рисунок 3. Ранговые значения терминальных ценностей М. Рокича
Рисунок 4. Результаты сравнительного исследования самоотношения подростков по методике Столина «МИС» (%)
[1] (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ)
[2] Федеральный закон № 14 от 24.07.98. Глава 1, статья 1. – режим доступа: www.rg.ru
[3] М. М. Бахтин
Никто меня не любит
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Пчёлки на разведках
Почта
Рисуем домики зимой