Современные дети к игрушкам относятся иначе?! Так ли это? Данная работа позволила узнать, играют ли в игрушки первоклассники, какие игрушки им нравятся.
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhny_li_pervoklassniku_igrushki.docx | 630.59 КБ |
VIII Муниципальная научно-практическая конференция
«Я познаю мир»
Нужны ли первокласснику игрушки?
Секция: Психология и педагогика
Проектно-исследовательская работа
Выполнили:
Андреев Юрий Евгеньевич
Кузнецов Алексей Евгеньевич
Руководители:
Железногорск - 2017
Содержание
Введение 3
Глава I. Обзор литературы
1.1. Из истории игрушки 4
1.2. Значение игрушки 5
Глава II. Методика и материалы 7
Глава III. Результаты исследования 8
Глава IV. Анализ результатов 9
Выводы 10
Список используемой литературы 11
Введение
Актуальность: В наше время в магазине можно купить игрушки на любой вкус. Такого богатого выбора у наших бабушек и мам не было. Но, несмотря на это и моя мама, и моя бабушка с удовольствием играли в разные игрушки. Современные дети к игрушкам относятся иначе. Данная работа позволит нам узнать, играют ли в игрушки первоклассники, какие игрушки им нравятся.
Проблема: До школы мы очень любили играть с игрушками. В этом году мы стали учениками, теперь наша главная задача – хорошо учиться, но иногда нам очень хочется поиграть со своими любимыми игрушками. В школе многие ребята говорят, что играют только маленькие детки. А моя мама и учительница утверждают, что играть с игрушками можно, ведь эти игры полезны как дошкольникам, так и школьникам, главное - знать меру. Кто же прав, дети или взрослые? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести исследование.
Гипотеза: Ученики 1б класса вместо игрушек отдают предпочтение компьютерным играм и различным гаджетам.
Цель: выяснить, нужны ли игрушки первокласснику.
Задачи:
1. Изучить историю игрушки.
2. Выяснить, чем полезны игрушки для ребенка.
3. Выявить любимые игрушки 1б класса.
Объект исследования: игрушки.
Предмет исследования: значение игрушки в жизни первоклассника.
Методы исследования:
1. Работа с информационными источниками (Интернет, материалы СМИ);
2. Анализ и обобщение информации.
3. Социологический (анкетирование, интервьюирование)
4. ИКТ-метод (создание презентации)
Количество респондентов – 24 человека. В анкетировании принимали участие учащиеся 1б класса.
Детская игрушка – интереснейший элемент древнерусской культуры, так как он связан с реальной жизнью, окружавшей детей.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Игрушка – 1. Это вещь, созданная для игры. Детские игрушки» [5].
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» увлеченно пишет: «Играть, игрывать чем-то - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья; издавать и извлекать музыкальные звуки. Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою. Игорщик, игровщик, игральщик - играющий, кто тешится, забавляется чем-либо, участвует в игре. Игрушка, игрушечка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка, вост. балушка, потешка, баловка; южн. цацка.» [2].
Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Ни один человек не рождается сразу взрослым. Дети были даже у первобытных людей. А у первобытных детей были игрушки? Малыши каменного века играли с камешками, ракушками и палочками. Известно, что в старину в качестве игрушек использовались миниатюрные копии различных орудий труда: известна, например, находка железных топориков малых размеров. Часть игрушек производили мастера-ремесленники, другую часть - родители детей, третью - сами дети [3].
Археологи отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы.
Игрушки находили на раскопках древнейших городов. У египетских детей были погремушки, волчки, куклы, глиняные фигурки зверей и даже игрушечная посуда. Персидскому игрушечному льву на колесиках, обнаруженному археологами, не меньше 3000 лет.
Существовали в старину и такие игрушки, которые были придуманы, изобретены взрослыми специально для детей. Эти предметы зачастую имеют интересную историю и названия.
Первая игрушка младенца – погремушка (грематушка), шаркунок (от вост.-слав. шаркать), писанка. Первые погремушки гремели над колыбельками малышей не для забавы. Они, по мнению наших предков, отпугивали злых духов.
На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник», [6]) уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева.
Игрушки-статуэтки в виде животных, птиц, всадников и барынь изготавливали также из глины. Глиняные фигурки лепили еще до изобретения
гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. В каждой местности изготавливали разные поделки, которые очень нравились детям. Самыми известными глиняными игрушками-статуэтками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские фигурки [1].
В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки.
Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.
В XVIII веке деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.
Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты.
На протяжении многих столетий ребятишки на Руси играли в забытые теперь игры – бирюльки, кости, блошки, свинку, чижик, жаворонок. Все эти фигурки получили такое название, потому что дети сравнивали игрушки с животными и птицами, которые их окружали.
В 50 - х годах в СССР вошли в моду ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и, конечно же, солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.
Освоение космоса внесло свою лепту в игрушки следующего десятилетия. А дальше уже советская мультипликация и Олимпиада – 80 становятся источником для новых персонажей – Вини Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена.
Одной из отличительных черт жизни современного ребенкаявляется огромное количество игрушек, которое окружает его с самого моментапоявления на свет.
Наряду с уже перечисленными героями, появляются многочисленные зарубежные персонажи – Барби и черепашки Ниндзя, Человек – паук и Бэтмен, феи Винкс и бакуганы и, конечно, компьютер и сотовый телефон.
1.2. Значение игрушки
Игрушка – это очень важный атрибут детства. И невозможно словами оценить значение игрушек для развития ребёнка. Говоря научным языком, игрушка – это специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.
Игрушка всем своим видом подталкивает ребёнка к выполнению определённых действий с ней. В некоторых игрушках присутствует некая условность изображения предмета, т.е. с этой игрушкой можно выполнять разнообразные действия, например, большая грузовая машина – на ней можно покатать зайку или мишку, на ней можно возить кубики, на худой конец, можно сесть самому и прокатиться. И наоборот, некоторые игрушки, скажем натуралистического плана (например, фигурки животных или кухонная утварь: посуда, утюги, прочая бытовая техника) не дают простора воображения ребёнка и ориентируют его на определённый фиксированный набор действий.
Значение игрушек для развития ребёнка чрезвычайно велико. Через действия с игрушками осуществляется физическое развитие ребёнка, например, мяч, обруч, скакалки, кегли и т.д., развивают двигательную активность, ловкость, выносливость, быстроту, координацию движений, позволяют ребёнку выплеснуть свою энергию, тем самым удовлетворяют их потребность в движении. Игрушки помогают ребёнку расширять его кругозор, например, игрушки, изображающие животных, кухонную утварь, бытовую технику и т.д. Кроме этого, есть игрушки, которые развивают эмоциональную сферу малышей, вызывают удивление, радость, забавляют детей это так называемые игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные игрушки.
Глава II. Методика и материалы
Исследования проводили среди учащихся МБОУ Школа№98. В анкетировании принимали участие учащиеся1Б класса.
Методы исследования:
1. Работа с информационными источниками (Интернет, материалы СМИ);
2. Анализ и обобщение информации.
3. Социологический (анкетирование, интервьюирование)
4. ИКТ-метод (создание презентации)
Анкета:
Глава III Результаты исследования
Количество респондентов - 24 человека. В анкетировании принимали участие учащиеся 1Б класса.
По результатам анкетирования 1Б класса на вопрос: «Есть ли у тебя любимая игрушка?» учащиеся ответили положительно 23 человека, отрицательно - 1 человек.
На вопрос: «Согласен ли ты с тем, что играть в сотовый телефон и компьютер интереснее, чем с игрушками?» получены следующие ответы: согласны – 5 человек, не согласны – 16 человек, «затрудняюсь ответить» - 3 человека.
На третий вопрос: «Хотел бы сделать игрушку своими руками?» большинство учащихся (22 чел) выразили желание изготовить игрушку своими руками, не хотят – 2 человека.
Глава IV. Анализ результатов
Диаграмма 1
Из 24 учащихся при ответе на вопрос № 1 имеют любимую игрушку 23 человека (96%), это свидетельствует о том, что для учащихся 1Б класса игрушки остаются значимыми в их жизни.
Диаграмма 2
По полученным ответам на вопрос № 2 можно отметить следующее: большинство учащихся 1Б класса - 16 человек (67%) не согласны с тем, что играть в сотовый телефон и компьютер интереснее, чем с игрушками, но некоторым детям – 5 человек (21%) нравится больше играть в компьютерные игры; 3 человека (12%) предпочитают и игрушки, и гаджеты.
Диаграмма 3
Почти все учащиеся 1 Б класса выразили желание изготовить игрушку своими руками 22 человека (92%), это говорит о том, что учащиеся 1 Б класса не только имеют и играют с любимыми игрушками, но также проявляют интерес к изготовлению, а игрушка, сделанная своими руками имеет особенную ценность для ребёнка.
Выводы
На основании исследований (анкетирование, интервьюирование) мы сделали следующие выводы:
1. У большинства респондентов есть любимая игрушка, с которой играют, 8% учащихся отдают предпочтение компьютерным играм и гаджетам (телефон).
2. Гипотеза не подтвердилась, большинство учащихся 1б класса (67%) любят играть с любимыми игрушками.
Продукт:
1. Создан информационный материал для первоклассников (презентация «История игрушки» для часа общения).
Список литературы
Петушок из русских сказок
Рисуем крокусы акварелью
Свадьба в Малиновке
Несчастный Андрей
Будьте как солнце!