История села Зыково
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sela.istoriya_khrama.zykovo.doc | 49.5 КБ |
Введение
Наше исследование является итогом работы, проделанной учащимися в свободное от занятия время. У учащихся есть цель и стремление, заинтересованность в изучение своего родного края. Есть на российской и мордовской земле особые архитектурные сооружения, которые ни с какими другими не спутаешь. По своей красоте и величественности им нет равных вот уже много веков. Это - храмы, которые по-другому ещё называются церквами. Обилие прекрасных храмов создавало особое духовное пространство, в котором жили наши предки, формировался национальный характер. Ярким примером является храм « Казанско- Богородицкая»- церковь Зыково. Это село расположено на землях ОПХ « Ялга .
Обоснование выбора темы. В течение многих лет на глазах наших бабушек и дедушек, наших родителей происходило, уничтожение памятников старинны, именно они помнят зрительно, то великолепие, которое придавали нашим ландшафтам культурные здания – лучшее, что сотворили предки. Актуальность исследования. Православный храм всегда бы местом морально – этического и художественно – эстетического воспитания. За последнее время многое утрачено. Именно по этой причине нужно пробудить бережное отношение к тем редким памятникам, которые можно ещё реставрировать и вернуть людям, восстановить облик сёл и прежде всего облик храмового зодчества. Цели исследования. - Сбор материала об истории храма, созданной поисковой группы учащихся и приобщения к изучению истории родного края, любви к малой родине. - Сохранение исторической памяти. - Возрождение православной веры и духовности. - Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Объектом исследования послужила « Казанско- Богородицкая »церковь история которой начинается с конца 17 века. Навизна исследования по нашему мнению заключается в том, что идёт возрождение морально- этического воспитание: человечность, совестливость, возрождение веры, в связи с чем мы проделали следующую работу : 1. Составили план исторических мест на землях ОПХ «Ялга . 2.Посетили эти места, сделали фотографии, встретились с отцом Василием, нашли газетные статьи. 3. Затем весь собранный материал систематизировали, отпечатали на компьютере, сделали презентацию, оформили поисково-исследовательскую работу. Источниковой базой является опыт профессиональной деятельности учителя географии Куршевой Н. А., личные встречи со священнослужителем храма отцом Василием, жителем села Зыково. Методы исследования. Для решения поставленной задачи был использован комплекс методов : поиск, беседа, опрос, анализ, систематизация. - Поиск исследования обеспечил формулировку цели, задач исследования. - Беседа обеспечила полный, достоверный сбор информации о храме. Результат нашей работы является приобретение умений поисковой деятельности, умение строить поисково-исследовательскую работу, а также привлечение внимания учащихся нашей школы к интересным и красивейшим храмового зодчества, а также приобщение к православной культуре.
Введение. Церковная история края то великолепие, которое придавали нашим ландшафтам храмы - лучше, что сотворили наши предки. Если смотреть сверху, то некоторые из них своими очертаниями напоминают круг, т.е. символ вечности Божественного бытия ; другие – корабль как символ спасения людей в будущем океане жизни ; третьи – крест. Многие из храмов были разрушены в годы советской власти. Нашему поколению предстоит восстановить то, что было уничтожено. Именно по этой причине нужно пробудить бережное отношение к тем редким памятникам, которые можно вернуть людям. О таком памятнике, который воплотив торжественную простоту древне - русских храмов – как символ победы, гордости за Отечество, благодарность предкам, создавшим могучее государство Зыковская Казанско – Богородицкая церковь – она именно такая , её не сколько умом, сколько душой надо, сердцем.
История села, история храма.
А ведь начиналось – то она как! В старину село по храму звалось Никольским. По приданию в конце 17 столетия землю здесь получили служивые люди Зыковы, которые основали село и построили деревянную церквушку во имя Николая Угодника. Время шло, село разрасталось, церковь обветшала, вместо неё в середине 17 века крестьяне срубили новую, тоже Никольскую. Поменялись в селе и хозяева. В конце эпохи Екатерины Великой пожаловано оно было статс.-секретарю императрицы Александру Васильевичу Храповицкому, талантливого писателю и драматургу. Конечно сам владелец важный вельможа, в новую вотчину не показывался, но доходами от Зыкова пользовался. Умер он в 1801 году, оставил село в долях двум сыновьям. Старший передал свою долю наследнику, младший свою часть продал известному помещику Желтухину Алексею Дмитриевичу. Так, в Зыкове оказалось двое хозяев. Алексей Дмитриевич Желтухин в своем имении для крестьянских ребятишек создал театр. Храповицкие в Зыкове так и не появились. Последний владелец был внук статс-секретаря Екатерины II полковник Семен Иванович Храповицкий- человек передовых взглядов. Своих крепостных крестьян он отпустил на волю еще до манифеста 1861 года. Все свои земли передал крестьянам бесплатно. А как все эти историко-экономические переплетения отражались на храме!
Судьба храма
Деревенская церковь пришла в такой вид, что Еписком Пензенский Аморосий I посетивший Зыково в 1824 году пришел в ужас. Он оставил запись характерно для этого сурового и оригинально пастыря: «Пол в церкви села Зыкова очень ветхий, в придаче престол колеблется и одежда ветхая. Литургию совершал священник заштатный в лаптях, платье на нем мерзкое, ризы самые ветхие на лице у попа болезнь гнусная…Дьячек больной припадками сумашедствия, к должности вовсе не способен.» Убийственная аттестация! Владыка крепко пристыдил прихожан и помещиков и в итоге пригрозил, что храм готовый свалиться на голову мирян, запечатает, дабы беды не случилось. Его уговорили печати не накладывать и дали слово, что положение исправят. Деньги собирали всем миром, сначала срубили маленькую деревянную церквушку для временной службы. Осветили ее в честь святого Метрофана и в последствии превратили в кладбищенскую. Через пару лет епископ все же храм опечатал, но в этом время зыководы уже во всю собирали средства на новый каменный храм. Шли годы, а нужная сумма ни как не набиралась, крестьяне спорили что делать, строить церковь новую или отремонтировать старую. Пока спорили- старая обрушилась, это произошло в 1842 году. С этого года волей-неволей стали заготавливать кирпич. Казанско-троицкая церковь делалась зыковцами потом и кровью. Желтухины помогали как могли, но полностью взять на себя строительство было не по силе. Так освещение произошло через 26 лет, осенью 1862 года. Во всем уезде строилось 29 лет, Саранский Спанский собор. Троицкая церковь была готова, ей можно было гордиться. Здание получилось прочное, вмистимое, одухотворенное, гордое. А потом наступили тяжелые времена и труд крестьян, ремеслиников, каменщиков, художников был обруган, уничтожен. Жительница Зыкова Лидия Алексеевна Прыткова, ныне покойная, в 1929 была крещена в этой церкви, но она уже не помнит храм действующим. На ее памяти там всегда располагался колхозный склад, однако она хорошо запомнила, как снимали с храма колокола. Так закончилась история, но люди верили, что их храм возродиться. Отец Василий совершал благослужение в маленьком деревянном доме и связывал свои надежды с востанавлением храма и возрождения духовности села.
Увенчан куполом
Планы по восстановлению Троицкого храма вынашивалось много лет. Проблемой реставрации занималась Тамара Семенова, лучший специалист российского института « Спецпроектреставрации». Реализация проекта помешали нехватка средств и смерть искусствоведа. За восстановление храма боролся глава поселковой администрации Василий Кузьмич Тужилкин. Благодаря его хлопотам было принято решение о частичной реставрации. Тужилкин В. К. привёз на объект главу города Ивана Ненюкова (в настоящее время бывшего главу) тот сам загорелся идеей и обещал помочь деньгами. И помог! Восстановили куполообразное перекрытие из металлических конструкций весом 45 тонн. И вот он долгожданный момент. В канун Крещенских празднеств 2000года состоялось установка позолоченного купола и шпиля над колокольней. Так постепенно храм возрождается к новой жизни. Сегодня золотоглавая церковь радует глаз и вселяет надежду, а надежда умирает последней и найдутся ли ещё спонсоры, кто поможет восстановлению внутреннего убранства храма. Нет уже тех людей кто помогал этому благородному делу : не Тужилкина В. К., не И. Ненюкова,а как много ещё нужно сделать. И жители делают всё возможное, не далеко от храма в метрах 700 в деревне Полянки находится святой источник. Облагороженный, ухоженный люди едут к источнику за водой, заходят в часовню поставить свечу за живых и мертвых. Только так можно залечить свои духовные раны, хранить мир в душе и вокруг себя.
Вывод
В ходе нашего исследования, мы много узнали об истории « Казанско - Богородицкой» церкви, но и познакомились с очень интересными личностями, которые помогли в написанной работе. Мы получили опыт общения с Интернетом, прессой и священнослужителем. Считаем, собранный материал важным и необходимым для нашего поколения и будет востребован на уроках Православной культуры. Мы поняли, что краеведение - трудоёмкое, но очень увлекательное и интересное занятие. Мы надеемся, все кто познакомится с нашей работой, помянут добрым словом всех «плодоносящих и доброделающих во святом и веечестным храме сем » во славу Божию и попросят у Бога для них «великой и богатой милости»
Пятёрки
Эта весёлая планета
Рисуем осенние листья
Твёрдое - мягкое
Рисуем крокусы акварелью