Общение является ведущим типом деятельности человек. Невозможно представить жизнь человека без общения. Наряду с такими важными целями общения как передача и получение информации, еще одной важной его целью является воздействие на собеседника. Манипулятивные методы воздействия являются очень эффективными в том случае, если человек владеет ими.
Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. Конечно, не всякое манипулирование — это зло. Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких. Манипуляции вредны, поскольку маскируют болезнь той или иной человеческой личности. Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Актуальность исследования заключается в том, что каждый день любой из нас может стать жертвой манипуляции: во взаимоотношениях между руководителями и подчиненными, продавцами и покупателями, артистами и публикой, рекламой и потребителем, мужчинами и женщинами, родителями и детьми, учителями и учениками, преподавателями и студентами, между одноклассниками. Однако манипуляции стали столь привычной частью нашей повседневной жизни, что неопытный наблюдатель замечает лишь самые очевидные или вредные из них. Парадокс современного человека заключается в том, что он, будучи существом разумным и причастным к научному знанию мира, остается крайне несознательным во всем, что касается его самого. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.
Объект исследования. Учащиеся 10 – 11 классов (25 человек).
Предмет исследования. Виды и способы психологического воздействия на человека.
Цель исследования: ознакомление с основными видами и способами психологического воздействия на человека, а так же выявление отношения учащихся к процессу манипуляции людьми;
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.57 КБ |
Управление образования администрации Канского района
МБОУ «Красномаяковская средняя общеобразовательная школа»
Манипулятивные методы в общении.
Социально-гуманитарное направление
Исследовательский реферат
Выполнила: Огурчонок Анастасия
п. Красный Маяк, ул. Советская, д.26, 663620
МБОУ «Красномаяковская СОШ», 11 класс
Руководитель: Пантилеева Екатерина
Сергеевна – учитель английского языка,
контактные телефоны: 8 923 330 14 30,
e - mail: kr-mayk7@ yandex.ru
п. Красный Маяк
2016 г
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………..……....3
Глава 1. Манипулятивные техники в общение
1.1. Понятие «манипуляция»……………………………………………….…….…....5
1.2. Источники манипуляции……………………………………….…………….......6
1.3. Виды манипуляции ………………………………………………………...….…..7
Глава 2. Как защититься от манипуляций
2.1. Защита от манипулирования…………………………………………………....11
Глава 3. Описание экспериментального исследования изучения
влияния манипуляции на человека……………………………………………..…...19
Заключение………………………………………………………………….…….…..21
Список литературы………………………………………………….…………..........22
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Общение является ведущим типом деятельности человек. Невозможно представить жизнь человека без общения. Наряду с такими важными целями общения как передача и получение информации, еще одной важной его целью является воздействие на собеседника. Манипулятивные методы воздействия являются очень эффективными в том случае, если человек владеет ими.
Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. Конечно, не всякое манипулирование — это зло. Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких. Манипуляции вредны, поскольку маскируют болезнь той или иной человеческой личности. Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Актуальность исследования заключается в том, что каждый день любой из нас может стать жертвой манипуляции: во взаимоотношениях между руководителями и подчиненными, продавцами и покупателями, артистами и публикой, рекламой и потребителем, мужчинами и женщинами, родителями и детьми, учителями и учениками, преподавателями и студентами, между одноклассниками. Однако манипуляции стали столь привычной частью нашей повседневной жизни, что неопытный наблюдатель замечает лишь самые очевидные или вредные из них. Парадокс современного человека заключается в том, что он, будучи существом разумным и причастным к научному знанию мира, остается крайне несознательным во всем, что касается его самого. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.
Объект исследования. Учащиеся 10 – 11 классов (25 человек).
Предмет исследования. Виды и способы психологического воздействия на человека.
Цель исследования: ознакомление с основными видами и способами психологического воздействия на человека, а так же выявление отношения учащихся к процессу манипуляции людьми;
Задачи данной работы:
Методы исследования. Анализ литературных источников, анкетирование, беседы.
Этой проблемой занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди них такие имена, как Эрик Берн, основатель теории «игр», как отражение психологии манипуляции во взаимоотношениях, и «отец» транзакционного анализа; Дейл Карнеги, выставивший проблему управления людьми в заголовок одной из своих книг; Эверетт Шостром, человек положивший начало комплексному изучению манипулятнвной психологии, и показавший манипуляцию, как проблему современного общества, а так же создавший понятие личностной самоактуализации; Владимир Шейнов, отечественный психолог, работающий над психологией скрытого управления; Игорь Вагин, также русский психолог создавший концепции манипулятивной психологии в сфере политики, на основе выборных технологий.
Глава 1. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНИКИ В ОБЩЕНИИ
1.1 ПОНЯТИЕ «МАНИПУЛЯЦИЯ»
Итак, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова манипуляция определяется как– это психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а, следовательно, в ущерб лицам, на которых оно направлено; целенаправленное управление; скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения; скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого, хорошо организованный обман.
Манипуляция – это скрытое управление в личных целях инициатора, противоречащее интересам адресата воздействия.
Манипулятор – это тот, кто преувеличивает свою ответственность или напротив, отказывается от нее. С другой стороны, манипулятор думает о своей деятельности, как о постылой поденной работе, которую следует поскорее сбыть с рук. Он не знает, как пребыть «здесь и сейчас» и насладиться этим вечным моментом, ему незнакомы глубокие чувства. Когда он достигает зрелости, он отрекается от жизни. И ведет зрелый растительный образ жизни без всякого осознания своего существования.[3]
Главным источником манипуляций являются человеческие потребности. Общепризнанна следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу:- физиологические потребности (пища, вода, жилье, отдых, здоровье, желание избежать боли и д.р.);- потребность в безопасности, уверенности в будущем;- потребность принадлежать какой-то общности (семье, компании друзей, единомышленников);- потребность в уважении, признании;- потребность в самореализации;- потребность в положительных эмоциях.
Еще одним важным фактором для манипуляций являются человеческие слабости, такие как любопытство, внушаемость, подверженность влиянию установок, хвастовство, неуверенность в себе, медлительность, жалостливость, суеверность, любовь к отношениям и лести, азартность, невежество, отсутствие морального стержня, зависть, слабохарактерность. [1]
Податливость чужому влиянию, неумение сказать «нет», бесхарактерность. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении. Характер конкретной личности обуславливает типичные для нее способы поведения. Это позволяет предвидеть наиболее вероятную реакцию личности на складывающуюся ситуацию и неукоснительно управлять этой личностью.
1.3 ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИИ
Каждый день любой из нас может стать жертвой манипуляции: во взаимоотношениях между руководителями и подчиненными, продавцами и покупателями, артистами и публикой, рекламой и потребителем, мужчинами и женщинами, родителями и детьми, учителями и учениками, преподавателями и студентами, между одноклассниками.
Но в своей работе мы рассмотрим самые близкие нам по духу, а это взаимоотношения между членами семьи и взаимоотношения между одноклассниками.
Манипулирование детьми в семье.
Как правило, родители не задумываются о последствиях для детей, манипулируя ими. Заметив у ребенка некоторые способности, многие родители прикладывают титанические усилия, чтобы прославить свое дитя. И хотя при этом всегда говориться лишь о пользе для них, но на самом деле картина совсем иная: многим мамам и папам очень хочется удовлетворить и собственное честолюбие, и тщеславие. В данном случае управление ребенком является по большей части манипулятивным, поскольку родитель преследует, как уже говорилось собственную цель – прославиться вместе с ребенком. Мишенью воздействия на ребенка здесь является его полная зависимость от родителей, неспособность пока еще постоять за себя, приманкой – поощрение ребенка за успехи и настойчивое культивирование у него честолюбия. Возможно, именно развитое в детстве непомерное честолюбие и делает многих из этих людей несчастными: стать первыми в избранной родителями, а затем и в последующей деятельности далеко не всегда удается [5]
Дети – манипуляторы.
Родители во многих случаях создают условия, способствующие развитию у их детей манипулятивного поведения. Этому способствует также и механизмы самозащиты и саморазвития, заложенные в ребенке природой. С самого раннего детства ребенок ведет себя уверенно и настойчиво. Первое независимое действие младенца – протест. Если происходит что-то, что ему не нравится, он тут же дает знать об этом посредством звукового отстаивания своих прав – плачет, кричит, вопит в любое время дня и ночи. Все в этом возрасте были очень упорны и сообщали о своем недовольстве до тех пор, пока его причина не устранялась. Научившись ползать, многие упорно и настойчиво делали то, что хотели: исследовали все и вся. Если бы малыши не были ограничены физически или не спали бы, они не давали бы ни секунды покоя окружающим. Только изобретение детской кроватки, манежа и помощь няни позволили родителям делать что-то еще, кроме как постоянно «пасти» младенца. Способность отстаивать себя доступными данному возрасту средствами: Плач и крик. [7]
Эти средства воздействия на родителей используется не только в грудном возрасте.
Манипуляция в школьном сообществе.
Подростки используют достаточно жесткие манипулятивные приемы.
Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям у них еще не достаточно сформированы, это может быть связано с тем, что подростки не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией.
Поскольку манипуляция - скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что не каждый взрослый может защитить себя и не испытывать негативных эмоций. Старшеклассники находятся в возрасте, основная . Одним из жестких приемов является достаточно распространенный "а слабо", который можно расшифровать примерно так: "Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это...". Проблемными являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими: "С такой рожей, как у тебя, только на девочек засматриваться". Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. [10]
Процесс группового давления.
Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин "групповое давление".
Мы начнем с того, что приведем примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены. Например, класс решил уйти с уроков, но находятся несколько человек, которые не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих "сбежать": "Ты будешь предателем!", “Ты боишься! Ты трус!", "Ну ,что тебе трудно, что ли?", "Если ты настоящий друг...", и т.п.
В школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы). Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы. Как явление конформизм часто проявляется в подростковом возрасте, так как очень сильным является желание "быть как все".Одна из разновидностей давления - подражание окружающим, психическое заражение ("стадное чувство"). Человек "заражается" эмоциями толпы (например, ситуация паники). В подростковом возрасте происходит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому. На этом этапе обостряется стремление к автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс. [8]
Глава 2. КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
2.1 ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
Инициатор манипулирования (как и любого скрытого управления), безусловно обладает немалыми преимуществами, хотя бы уже в силу того, что у него есть возможность подготовиться и ему принадлежит первый ход. Однако потенциальной «жертве» манипуляции, обладающей способностью вовремя распознать угрозу, эти преимущества – внезапность, высокий темп, спланированное выгодное распределение позиций – достаточно легко нейтрализовать. Ведь акт манипулирования, имеющий точно намечавшийся и достаточное время сохраняющийся эффект, является произведением искусства – искусства управлять людьми. Поэтому защита манипуляции – это в значительной степени техника. А, как известно, техникой овладеть легче, чем искусством. В силу этого изучение манипуляций дает больше преимуществ защищающимся от них, а не нападающей стороне.
Блок – схема противодействия манипулированию.
Не давайте информации о себе |
Осознайте, что вами манипулируют |
Пассивная защита | Активная защита | Контрманипуляция |
Как только вы поняли, что попали во власть манипулятора, что же необходимо делать. Поскольку в соответствии с моделью манипуляции первым ее шагом является получение информации об адресате, то ясно, что, прежде всего необходимо по возможности не дать манипулятору такой информации. В деловом мире предусмотрены соответствующие защитные процедуры: отстранения, позволяющие, прежде чем дать информацию, получить ее самим, избегая личной встречи: «Без доклада не входить», «Часы приема», «Прием по предварительной записи», «Пришлите ваши предложения (вопросы)» и т.д. [2]
2)Этика как средство защиты
Вызвать у человека состояние дискомфорта – это значит облегчить управление им. Правила же этики, напротив, приписывают создавать удобства для партнера. Следовательно, эти правила направлены и на защиту его от манипулирования. Например, рекомендуется не акцентировать внимание на промахах партнера, «не заметить» его оплошностей. (Манипулятор же, напротив, ищет ошибки адресата и даже «организует» их, чтобы создать чувство вины или ущербности.) Не принято задавать нетактичные вопросы, выпытывать, домогаться ответов и т.п. Нежелание сообщать свое мнение по «скользкому» вопросу формулируется просто: «Без комментариев».
3)Учитесь говорить «нет»
Человек, затрудняющийся (стесняющийся) сказать «нет», - легкая добыча для манипулятора. Не бойтесь риска: лучше иногда оказать неправым, чем испытывать постоянные сомнения. Помните старую аксиому: «Всегда легче извиниться за настойчивость потом, чем получить отказ вначале». В конце концов, каждый из нас имеет право сказать все, в том числе и глупость. Но по правилам этики не каждый имеет право на услышанную глупость указывать. Сомнений будет меньше, если не выступать «адвокатом» собеседника. Если он чем-то не понравился – говорите решительно «нет». Наше подсознание, интуиция подсказывают нам подчас наилучшие решения. А питается подсознание «эффектом мелочей». Человек узнается по мелочам: главное он при желании может скрыть, а за мелочами уследить сложно. Это и помогает распознать тех, кто недостоин нашего доверия.
4)Непредсказуемость
Еще одним защитным приемом является непредсказуемость адресата. Суть его выражает девиз: «Когда ты непредсказуем, ты неуязвим». Если адресат ведет себя так, что его нельзя «просчитать», то манипулятору не к чему будет подстраиваться – ведь куда труднее пользоваться ключами, если замки постоянно меняются. Но в нашей культуре непредсказуемость не поощряется. Мы находимся под властью, с одной стороны, стандартов поведения, переживания или мышлений, а с другой – ожиданий и требований окружающих людей. И все же, чтобы лишить манипулятора этой мишени воздействия, будьте непредсказуемы. [7]
3.Вторая ступень защиты от манипуляций.
Анализ ситуаций, связанных с манипулированием, показывает, что обнаружить нарушение инициатором какого-либо из правил этики можно почти всегда. Например, некто обращается к вам в неудобный для вас момент, сопровождая свои действия всяческими извинениями (он понимает, что вам некогда, но отнимает всего «несколько секунд»). Ситуация усугубляется еще и тем, что время на принятие вами решения ограничивается, т.е. вам манипулятивно навязывают темп разговора, - и все это под видом заботы о вас, занятом человеке. Ощутив подобное неудобство, вы должны сразу спросить себя, почему оно возникло. Пересекайте нарушения правил этики, ибо это неоспоримый признак манипулирования.
Указанные признаки должны не просто насторожить, а мобилизовать для отпора. Достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!» или нечто в этом роде, но обязательно содержащие слово «манипуляция». Именно оно, как показал опыт, действует отрезвляюще – вы осознаете, что имеет место игра с вами, нарушение вашей независимости, насилие над вашей личностью. Перед вами кукловод, желающий сделать из вас марионетку, послушную его замыслам. Этого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и перейти к защите.
Одно из средств управления ребенком и манипулирования взрослым – создание у них чувства вины: человеку традиционно прививается сознание, что он должен действовать по неким правилам, нарушение которых вменяется ему в вину. Перечислим наиболее опасные из этих правил, опасные в том смысле, что они используются в качестве мишеней для манипулирования нами:
Человек, неукоснительно выполняющий перечисленные выше предписания, является легкой добычей для манипуляторов, поскольку каждое из этих предписаний создает мишень для воздействия. Существуют правила, позволяющиеся защититься от возникновения чувства вины и, следовательно, - от манипулирования (см. приложения 1).
Определенная зависимость индивида от общества – одно из непременных условий существования самого общества. Иными словами, действуя, вы на должны задевать интересы других людей.
Главное здесь помнить о том, что вы личность, и руководствоваться определенными правилами, позволяющими вам утвердить себя, а также правилами, которые научат вас не принимать на себя чужую ответственность (см. приложение).
4.Пассивная защита от манипуляции.
Сущность пассивной защиты.
Пассивную защиту рекомендуется применять в случаях:
Пассивная защита может осуществляться в следующих формах:
3 метода пассивной защиты:
5.Активная защита от манипуляции.
«Расставим точки над i».
Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть достойно. Поэтому не бойтесь принизить себя, говоря, например: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства (щедрость, возможности, способности)». Эти слова освобождают вас от оков и открывают широкое поле защитных возможностей. Главное в активной защите от манипуляций – психологический настрой: не следует стесняться сказать (иди дать понять) то, что думаете, чего опасаетесь.
Сущность метода «Расставим точки над i».
Этот метод состоит в том, что нужно прямо, не стесняясь, заявить о том, что вас беспокоит, или попросить разъяснения: «К чему вы клоните?», «Скажите прямо, чего вы хотите?» одна из главных задач данного вида защиты – сделать тайное (намерения манипулятора) явным.
Это некий вариант метода «Расставим точки над i». Иногда достаточно просто и ясно заявить манипулятору, требующему что-то от вас: «Не давите на меня». Если не хватает одного раза (некоторые манипуляторы, увлекшись своей игрой, сразу не понимают и не хотят понимать), тогда нужно повторить дважды или трижды эту фразу, добавив громкости и уверенности в голосе, а также посмотреть манипулятору прямо в глаза.
Еще один прием, простой, но работающий. Действительно, если «не договаривались», как с этим поспоришь? «Мы с вами так не договаривались» является одной из реализаций метода «Расставим точки над i».
Осуществить защиту «Расставим точки над i» помогает конкретная установка индивида накануне встречи с потенциальным манипулятором. Например, если покупатель идет в магазин с четким намерением купить определенную вещь по определенной цене, то он сможет легко противостоять манипулятивному воздействию продавцов.
Учимся говорить «нет».
Как вы отреагируете на просьбу коллеги помочь с проектом, на просьбу друга помочь сделать исследовательскую работу, когда вы загружены собственной работой? Запомните главное. Только вам известны ваши планы. Только вы можете решать, что будете делать сегодня, а что – нет. Но ответить отказом на чью-либо просьбу, твердо сказать «нет» вовсе не означает быть невежливым и резким. При этом вовсе не обязательно пускаться в пространные объяснения. Объяснить свой отказ, пожалуй, стоит тому человеку, с которым вас связывают близкие отношения, но это не обязывает вас делать что-то для него. Нужно научить говорить «нет» таким образом, чтобы сохранить с обратившимся к вам человеком нормальные отношения, всегда имейте наготове несколько вежливых ответов. Тогда просьбы не застанут вас врасплох, и слова «Да, конечно сделаю» не сорвутся непроизвольно с ваших уст.
Не говорите «вряд ли», если хотите сказать «нет», ведь обратившийся к вам человек решит, что вы скорее склонны согласиться на его просьбу, и «дожмет» вас. Первым словом вашей фразы должно быть именно «нет». В противном случае собеседник почувствует слабость вашей позиции и подумает, сто вас еще можно уговорить. Если простое «нет» кажется вам слишком грубым, попытайтесь «подсластить» свой отказ, сделать его более мягким. Как может выглядеть вежливый отказ, свидетельствуют следующие примеры:
- Нет, извини, но вечером в субботу я не смогу тебе помочь.
- Увы, но на счет вечера я уже договорился.
6. Контрманипуляция.
Сущность контрманипуляции.
Контрманипуляция – наиболее сильная из защит – представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора. Сущность контрманипуляции заключается в том, чтобы сделать вид, будто вы не понимаете, что вами пытаются манипулировать, принять предлагаемую игру и довести ее до финала, проигрышного для манипулятора. Внезапный поворот ситуации демонстрирует манипулятору ваше психологическое преимущество, т.е. психологический улар, означающий поражение манипулятора. Контрманипуляция напоминает бумеранг – энергия атаки возвращается и поражает агрессора. Контрманипуляция как прием психологического единоборства имеет аналоги в противоборствах физических. Это – японская борьба айкидо: в ней не противостоят удару, а продляют его. Противник теряет равновесие и оказывается поверженным. [9]
Глава 3. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА
Исследование проводилось на базе МБОУ «Красномаяковская средняя общеобразовательная школа». В исследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов в количестве 25 человек. Возраст 15-17 лет.
Цель констатирующего эксперимента заключается в получении данных о степени использования манипуляций.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Шкала манипулятивного отношения» Банта.
2. Тест «Умеете ли вы влиять на других людей?»
Описание методов и методик исследования.
Наше экспериментальное исследование мы начали с методики «Шкала манипулятивного отношения» Банта, которая разработана для определения того, насколько человек расположен выражать манипулятивное отношение к другим. Методика представляет собой опросник, состоящий из 20 утверждений. Испытуемым необходимо выразить свое отношение к утверждениям с помощью шкалы, состоящей из 5 градаций: «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Показателем интенсивности манипулятивного отношения выступает сумма баллов, получаемая в результате сложения оценок каждого из 20 утверждений и использованием ключа.
Вначале испытуемым была дана инструкция:
Внимательно прослушайте суждения опросника. варианты ответов по всем утверждениям даны на доске. Если вы считате, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу: (Приложение 2)
Из 24 человек опрошенных по этой методике, у 40 % учащихся высокий показатель к тенденции манипулированию, у 35 % - средний показатель с тенденцией к высокому и у 25% - низкий показатель.
Следующим экспериментом был тест «Умеете ли вы влиять на других людей?». Ученикам был роздан тест, на который нужно было ответить либо «ДА», либо «НЕТ». (Приложение 3)
Из 25 человек опрошенных 40% учащихся великолепно управляют людьми, остальные 60% учащихся не умеют убеждать людей.
По данным эксперимента стоит выделить, что 40% учащихся действительно умеют управлять людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуализируя проблему, скажем, что манипуляция встречается повсюду, она злободневна, мы встречаем ее, когда видим, как продавцы на рынке обманывают рядовых сограждан и когда на TV разворачиваются грандиозные предвыборные кампании, к тому же к манипуляции относится всем нам столь надоевшая реклама. Для того, чтобы знать в какой области социальных отношений нам пытаются навязать чужую волю, нужно научится понимать манипуляцию и эффективно противостоять ей. А этого нельзя сделать, не понимая до конца того, что скрывается под этим термином. Наша задача состоит в том, чтобы собрать в единое целое все осколочные знания о манипуляции, структурировать их и уже на основе этого сделать общие выводы.
Мы убедились, что манипулятивное воздействие на человека воспримается окружающими людьми неоднозначно. Это объясняется тем, что не всегда манипуляция носит положительный характер, однако известны случаи положительного влияния манипулятивного воздействия на человека.
Таким образом, мы установили, что, несмотря на преобладающее негативное отношение общества к манипуляции людьми, сами же члены этого общества в разных жизненных ситуациях предпочитают использовать манипуляции в своих целях. Исходя из выше изложенного, можно считать, что манипуляция в жизни людей занимает очень важное место. Без ее присутствия в нашей жизни между людьми стало бы более однообразным и возможно увеличилось бы количество конфликтных ситуаций, и беспорядков в обществе. Поэтому современный человек, на мой взгляд, должен владеть информацией о манипулятивном воздействии на личность, применять в жизни некоторые виды манипуляции и уметь противостоять агрессивному или скрытому нежелательному воздействию со стороны. Эти вопросы более подробно освещены в рекомендациях (см. приложения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берн Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1988.
2. Годфруа Ж., Что такое психология. – М.: Мир, 1992.
3. Зевелев А.И., Истоки сталинизма. – М.: высшая школа, 1990.
4. Карнеги Д., Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989.
5. Кашапов Р.Р., Как научиться работать и добиваться успеха. – И.: Удмуртский университет, 1995.
6.Рахматшаева В.А., Психология взаимоотношений. – М.: Просвещение, 1996.
7. Шейнов В.П., Как управлять другими. Как управлять собой. – Мн.: Амалфея, 1996.
8. Шейнов В.П., Психология и этика делового контакта. – Мн.: Амалфея, 1996.
9. Шейнов В.П., Психология знаменитых личностей. Великие полководцы. – М.: Приор, 1998.
10. Шейнов В.П., Искусство убеждать. – М.: Приор, 1998.
Приложение № 1
6 способов прекратить разговор, не обидев собеседника:
|
10 способов выражения отказа,
которые не оскорбят чувств собеседника:
|
Приложение 2
5 – практически всегда,
4 – часто,
3 – иногда,
2 – случайно,
1 – очень редко.
Бланк «Шкале манипулятивного отношения» Банта
Ф.И.О.____________________________ Пол______________________
Возраст__________
Варианты ответов:
1 – всегда,
2 – часто,
3 – иногда,
4 – редко,
5 – никогда.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 |
Интерпритация результатов
по «Шкале манипулятивного отношения» Банта
Подсчитывается сумма балов, набранных испытуемым.
80 баллов и больше – высокий показатель;
60-80 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
40-60 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
40 баллов и меньше – низкий показатель.
У 40 % учащихся высокий показатель к тенденции манипулированию , у 35 % средний показатель с тенденцией к высокому и у 25% низкий показатель.
Приложение 3
Тест «Умеете ли вы влиять на других людей?»
Участникам предлогается проверить свою способность воздействовать на окружающих. Для этого необходимо ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | |
Да | 5 0 5 5 5 5 5 0 0 5 5 5 5 |
Нет | 1 5 0 0 0 0 0 5 5 0 0 0 0 |
Анализ полученных результатов:
35-65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модули поведения, учить, управлять, наставлять на путь истиный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Вы считаете, что он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы наделены даром убеждать людей в своей правоте. Однако вам следует быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
35 баллов и менее. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам, а ход ее должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым.
Красочные картины Джастина Геффри
Щелкунчик
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Бородино. М.Ю. Лермонтов