Проблема исследования состоит в изучении языковых средств, используемых автором для создания образа идеального рыцаря. Объектом исследования является роман Вальтера Скотта «Айвенго».
Предмет исследования – использование средств языка в создании идеального образа рыцаря Вальтером Скоттом в романе «Айвенго».
Цель исследования: доказать значение языковых средств в формировании у читателя идеального образа.
Вложение | Размер |
---|---|
ayvengo.doc | 57.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
Использование языковых средств в создании идеального образа рыцаря Вальтером Скоттом в романе «Айвенго»
Антипова Татьяна
Научный руководитель: Перова М.А.
учитель английского языка МАОУ СОШ №22
Тамбов
2018
Содержание
Введение 2
1. Рыцари в романе В. Скотта «Айвенго» 3
2. Роль эпитетов в формировании идеального героя 4
3. Значение антитезы в создании образа рыцаря 6
4. Роль сравнения в формировании образа Айвенго 7
5.Влияние метафор и символов на формирование идеального героя 8
6. Лингвистические особенности слова «рыцарь» 9
Заключение 11
Библиографический список 13
Введение
Есть ли в современном мире рыцари? Многие из нас скажут « нет»: понятие рыцарства устарело, а слово почти вышло из употребления. Разобраться, кто же такой настоящий рыцарь мне помог роман «Айвенго» В. Скотта, а четко представить его образ - языковые средства, используемые автором. Поэтому тема моего исследования - «Использование средств языка в создании идеального образа рыцаря В. Скоттом в романе «Айвенго»
Проблема исследования состоит в изучении языковых средств, используемых автором для создания образа идеального рыцаря.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время в реальной жизни все реже и реже мы можем встретить рыцарей, героев, витязей, джентльменов, которым бы хотелось подражать. К сожалению, среди нас, их мало. Такой образ мы можем встретить только в литературе. Авторам удается увлечь нас этими героями и, следовать их примеру благодаря использованию языковых средств.
Объектом исследования является роман Вальтера Скотта «Айвенго».
Предмет исследования – использование средств языка в создании идеального образа рыцаря Вальтером Скоттом в романе «Айвенго».
Цель исследования: доказать значение языковых средств в формировании у читателя идеального образа.
Задачи исследования:
1. Исследовать роль эпитетов, антитезы, сравнений, метафор и символов в формировании образа идеального героя в произведении «Айвенго»
2. Исследовать лингвистические особенности слова «рыцарь»
Гипотеза: если использовать языковые средства языка, то автору удается донести до читателя желаемый им образ, заставить полюбить его, и подражать ему.
2
Рыцари в романе В.Скотта «Айвенго»
Мастерство Вальтера Скотта – рассказчик, знатока и ценителя оттенков английского языка – широко отразилось в романе «Айвенго». В хорошо выполненных русских переводах романа В. Скотта эта усиленная забота о языке передается почти полностью.
Рассмотрим, как на протяжении всего произведения складывается целостный образ идеального народного героя, и исследуем языковые средства, которые помогли создать его.
В романе «Айвенго» представлены следующие рыцари: Ательстан, Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Барси. Де Буагилберг, Айвенго, Локсли, Черный рыцарь (Ричард). Но образ идеального рыцаря автор воплотил в Айвенго. Он дает своему герою многогранную характеристику, подробно описывает его внешность, передает свойственную ему манеру говорить. Языковые средства автор использует для того, чтобы четко и ярко передать своеобразие не только исторической эпохи, но и ее героя. Задачу донести свое отношение к нему и предать его характеристику читателю В.Скотт возлагает на других персонажей своего романа. Делает он это для того, чтобы мы посмотрели на его героя глазами любящей женщины, пожилого человека, друга, отца.
В литературе существуют следующие языковые средства: сравнение, эпитет, антитеза, метафора, оксюморон, метонимия, аллегория, ирония, гипербола, литота. Но для создания образа идеального рыцаря В.Скоттом в романе «Айвенго» используются лишь первые четыре, так как остальные в большей степени применимы для лирического произведения.
3
Роль эпитетов в формировании образа рыцаря
Рассмотрим, какую роль играют эпитеты (образное, художественное определение) в формировании образа идеального героя в произведении «Айвенго».
Впервые мы узнаем об Айвенго со слов Ровенны. Благодаря таким эпитетам в ее речи, как невозмутимый защитник, мужественный, благосклонный, смущенный, глубокая печаль, осторожный, смелый – перед нами предстает образ обиженного и бесстрашного рыцаря. Именно это языковое средство помогло читателю увидеть под маской пилигрима – воина.
Первый благородный поступок, который совершает Айвенго, - спасение еврея. И сразу же Исаак дает ему характеристику, используя эпитеты (добрый юноша, хороший юноша, хороший человек). Благодаря этим языковым средствам, мы понимаем, что пожилой человек ценит в рыцаре, прежде всего, доброту.
После того, как читатель составил психологический портрет Айвенго, В. Скотт описывает нам его внешность, делая это после трудного дела – его первого боя. И вновь четко и ясно увидеть нам образ Уилферда помогают нам эпитеты: изящный, ловкий, юношеская грация, красивое, обрамленное светлыми волосами лицо юноши. Они дают возможность читателю увидеть в Рыцаре Лишенного наследства человека непростого происхождения.
Отношение простого народа к Айвенго автор выражает теми же языковыми средствами: хвалебные крики, восхищенные взгляды, искренний, единодушные возгласы зрителей, благородный.
Мастерство В. Скотта состоит в том, что многие события и поступки он не раскрывает перед читателем сразу, а дает возможность внимательному читателю через выразительные средства языка предугадать их. Таким образом, каждый из нас погружается в картину реальных событий, и сам делает
4
открытия. Наше предположение о том, что Айвенго не простой человек, скоро
подтверждается автором: он сын знатного саксонского дворянина Седрика, отказавшегося от своего сына за неповиновение. Отец характеризует сына одним лишь словом «непокорный»
Использование эпитетов помогло читателю представить не только внешность рыцаря, но и его психологический портрет, а также понять отношение к нему других людей, через которое автор выражает свою симпатию к герою.
5
Значение антитезы в создании идеального героя
Исследуем роль антитезы (резкое противопоставление, противоположность образов и понятий) в формировании образа идеального героя. Автором используется это языковое средство преимущественно для того, чтобы описать внешность рыцаря. В речи еврея мы встречаем следующую антитезу: « под странническими одеяниями – рыцарская цепь и золотые шпоры». И теперь у читателя не остается сомнений, что перед ним благородный рыцарь, а не пилигрим. Донести до читателя мысль, что рыцарь – это не только доспехи и физическая сила, но и мастерство и благородность целей, автору помогает такое языковое средство: «Был среднего роста, и казался скорее хрупкого, чем крепкого телосложения». Итак, антитеза, противопоставляя различные понятия, дает возможность автору донести до читателя превосходство одних качеств литературного героя над другими.
6
4. Роль сравнения в формировании образа Айвенго
Рассмотрим роль сравнения (предметное или смысловое сходство явлений) в формировании образа рыцаря. Автор использует это языковое средство для того, чтобы показать читателю мастерство в бою (« с быстротою сокола он увертывался от врагов»), самоотверженность («лицо бледно, как смерть»).
В речи Айвенго также можно встретить сравнения, которые помогают ему убеждать и вести за собой людей. Так, использование сравнения дает возможность рыцарю убедить храмовника отпустить его, тяжело раненного, на помощь к другу: « Не омрачалась ли ваша душа, словно зеленый луг в солнечный день, над которым вдруг проходит черная туча, предвестница грозы».
Таким образом, сравнения используются автором для того, чтобы передать колорит речи героя, что делает его образ ярче в представлении читателя. Они помогают нам увидеть в образе Айвенго рыцаря – воина, восхититься им.
7
5.Влияние метафор и символов на формирование идеального героя
Исследуем роль метафор (сближение явлений по зависимости их значений) и символов (условный знак какого-либо понятия, явления) в формировании образа идеального героя в произведении. Используя метафоры, автор подчеркивает достоинства рыцаря и выражает свое отношение к этому герою. Например, такими языковыми средствами, как «достойное чело», «каменная стена» В. Скотт говорит о надежности, благородности рыцаря. А использование метафоры в речи Айвенго ( «Бросил руль, когда буря разгорелась») помогает писателю донести до читателя свое отношение к предводителю: быть до конца со своим народом.
На протяжении всего романа параллельно с образом рыцаря проходит символ дуба. Его впервые мы встречаем на щите Уилферда, а затем в важные моменты его жизни. Дуб олицетворяет молодость, стойкость, смелость, чистоту, непобедимость, могущество. Именно такой образ помогли вообразить читателю такие языковые средства, как эпитеты, метафоры, антитезы, сравнения, символ. Итак, рыцарь – это не только вооруженный конный воин, но и самоотверженный, благородный, смелый человек, готовый отдать жизнь за правое дело.
8
Мы рассмотрели образ рыцаря на примере Уилферда Айвенго в романе В. Скотта. А теперь Исследуем лингвистическую сторону этого понятия.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой слово «рыцарь» имеет следующие значения: 1. В средневековой Европе феодал, тяжело вооруженный воин, находящийся в вассальной зависимости. 2. перен. Самоотверженный и благородный человек.
Рассмотрим синонимы слова «рыцарь»: витязь, воин, идальго, кавалер, герой. Исследуем значения этих слов.
Витязь – в Древней Руси: доблестный воин
Воин – человек, который служит а армии, воюет, тот, кто сражается с врагами.
Джентельмен (англ) - благородный человек, сторого соблюдающий правила поведения в обществе.
Идальго – в Средневековой Испании рыцарь
Кавалер (фр.) - член рыцарского ордена
Герой – в греческой мифологии потомок бога, участвующий в поединке.
Итак, с лингвистической точки зрения рыцарь – это, прежде всего, воин. Однако после изучения синонимов и лексического значения этого слова перед нами не возник целостный образ рыцаря, примеру которого хотелось бы следовать. Мы не смогли представить ни его внешний вид, ни его психологический портрет, ни его манеру говорить, ни его подвиги. Следовательно, художественная литература с ее языковыми средствами позволяет не только представить читателю целостный, живой образ героя, которому бы хотелось подражать, но и на время забыть о том времени, в котором мы живем, о том, кто мы на самом деле и перенестись на страницы
9
любимых книг и, хотя бы на время, стать свидетелем тех подвигов, которых, увы, нет в реальной жизни. Так почему же мы не совершаем подвиги? «Мальчик, думаешь, нет тех дней?
Или думаешь нет коней?
Время есть!
И лошади есть!
Да и порох не вышел весь!»
В.Крапивин «Всадники»
10
Заключение
Итак, в данном исследовании с одной стороны мы проанализировали языковые средства (эпитеты, антитезы, сравнения, метафоры, символы) в создании образа «рыцаря» в романе В. Скотта «Айвенго», а с другой стороны рассмотрели лингвистические особенности этого слова. Это позволило нам доказать, что только первое позволяет нам представить целостный, живой образ рыцаря, помогает автору донести свое отношение к герою. Без языковых средств произведение было бы всего лишь изложением сухих исторических фактов. В свою очередь словари кратко знакомит нас с данным понятием, но его значение не производит на нас эмоционального впечатления, как это делает художественная литература.
Только благодаря роману В. Скотта «Айвенго» я уяснила истинное предназначение рыцаря, поняла, что, хотя мы и редко употребляем слово «рыцарь», оно не устарело, и, что в нашей жизни по-прежнему есть место безвозмездным подвигам.
Это произведение изучается в школе, что дает возможность каждому ученику, познакомившись подробнее с этим романом и проведя свои исследования, сделать свой выбор и стать рыцарем ХХI века
О героях своего времени в литературе пишут постоянно. Образы героев разные, но общим для них является служение отечеству. Оно (служение) может быть военным, гражданским, личным, но подобные черты запоминаются читателям навсегда.
В стихотворении Крапивина «Всадники» - это собирательный образ воинов, всадников.
Наши – это любому знакомо.
Наш – он тот, кто всегда готов
11
К другу мчаться стрелой на помощь
В дробном грохоте конских подков.
Расцветали шрапнельные гроздья,
Мчались всадники в пыльный зной,
И буденовки с синими звездами
Колыхались с ерой волной.
Мушкетеры, Спартак, Айвенго
И чапаевцы в бурках седых
Вылетали одной шеренгой
На песчаный крутой обрыв.
В. Крапивин «Всадники»
12
Библиографический список
1 Абрамов Н.А. Словарь синонимов. – Т.: автограф, 1999. – 255 с.
2 Скотт В. Айвенго. – М.: Детская литература, 1989. – 415 с
3 Ожегов С.И. / Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999 – 944 с.
13
Крутильный маятник своими руками
Музыка космоса
Рисуем крокусы акварелью
Фокус-покус! Раз, два,три!
Сказка "Морозко"