Вложение | Размер |
---|---|
eremina_ulyana_1.rar | 323.88 КБ |
Оглавление
1 этап эксперимента
2 этап эксперимента
1.2. Эксперимент всхожести семян.
1 этап эксперимента
2 этап эксперимента
3 этап эксперимента
2. Геотропизм в жизни растений
3. Распространение опыта экспериментальной и научной деятельности.
3.1.Советы
III. Заключение
Тема работы «Исследование влияния силы тяжести на направление роста растений»
С давних времен люди стремятся познать мир, в котором живут, с которым постоянно взаимодействуют. Человек все время разгадывает, открывает, изобретает. В настоящее время многое из того, что веками хранилось и укрывалось от человеческого взора, становится явным.
Человек неизменно связан с природой. Все мы обязаны своей жизнью ей - голубой от океанов, желтой от песков, зеленой от лесов.
Наша семья, как и любая семья, живущая в селе, овощи выращивает на своем огороде. Мне нравится наблюдать за подготовкой семян к проращиванию, чтобы определить их всхожесть, затем проращиванием на рассаду. Мама мне доверяет ухаживать за хрупкими ростками рассады, которые стоят на окне в стаканчиках. Я люблю помогать маме ухаживать за овощами, когда они уже высажены в почву. В прошлом году после дождя мы с мамой на грядке с помидорами выдернули лебеду и сложили в небольшие кучки в междурядья. Через три дня, когда грядки просохли, я пошла выносить кучки с сорняками и обратила внимание на то, что нижние стебли лебеды остались зелеными, корешок согнулся и врос землю, а верхушка стебля начала расти вверх. Я задала себе вопрос: «Почему так произошло? Что влияет на направление роста растений?» Ответы на свои вопросы я получила в ходе моего исследования. Тема работы «Исследование влияния силы тяжести на направление роста растений»
Объектная область исследования –естествознание
Объект исследования –горох
Предмет исследования –всхожесть гороха
Цель работы: исследовать зависимость способов посадки семян в почву на всхожесть.
Задачи:
Актуальность темы исследования-
Какие существуют способы посадки семян для увеличения их всхожести
Методы исследования-
Эмпирические: эксперимент, наблюдение, сравнение.
Теоретические: анализ и синтез;
1. ЯВЛЕНИЕ ГЕОТРОПИЗМА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
Время проведения 15.11. –
Место проведения: подоконник лаборантской физкабинета
Способ получения информации: ежедневное наблюдение.
Оборудование:
1 этап эксперимента:
Я взяла крупные семена гороха, намочила в воде и дала им наклюнуться, т.е. дождалась того, чтобы корешок показался из кожуры и самые сильные поместила в пластиковую трубку. Чтобы прорастающие семена были во влажной среде, поместила трубку с семенами в кристаллизатор, на дне которой был влажный бинт. И стала наблюдать за поведением молодого корешка и стебелька.
Через 3 дня вытянувшийся корешок и стебелек приняли горизонтальное положение.
Через 5 дней я увидела, что корешок проростка изогнулся вниз, а стебелек принял положение вверх.
Я повернула трубку и проросшее семя на 180°, чтобы корешок был направлен вверх, а стебелек вниз.
Через 7 дней было видно, что корешок и проросток опять изменили свое положение. Корешок проростка направлен вниз, а стебелек изогнулся вверх.
При этом растение приняло причудливую форму. Повернула еще раз - опять получила новые изгибы.
Результаты исследования
Проведенные исследования показывают, что изгибы корня и стебля -следствие одностороннего действия силы тяжести.
2 этап эксперимента:
Чтобы убедиться в том, что сила тяжести влияет не только на пророщенный росток, я взяла небольшое комнатное растение с хорошим корнем и посадила в небольшой горшок из пластиковой бутылки. Закрыла землю бинтом в несколько слоев, хорошо намочила бинт, положила горшок горизонтально в стакан. Через два дня листочки начали поворачиваться, через 5 дней стала изгибаться вверх верхушка растения. Через две недели половина стебля стала расти вертикально вверх.
Результаты исследования
Стебель растения всегда располагается вертикально вверх- против силы тяжести.
1.2.Эксперимент всхожести семян.
Время проведения эксперимента: 15.11-
Место проведения: подоконник лаборантской физкабинета
Способ получения информации: ежедневное наблюдение.
Оборудование:
1 этап эксперимента:
Пророщенные семена я высадила на одинаковую глубину, но корешки расположила в разных направлениях: вверх, вниз, направо, налево. Расположение ростка зафиксировала стрелками. Стаканчики с будущим урожаем поставила на подоконник. Вывод: условия проведения эксперимента для проращивания семян равные для всех способов посадки.
2 этап эксперимента: наблюдение за первыми всходами (1-3 день).
День эксперимента | 1 Корень влево | 2 Корень вверх | 3 Корень вниз | 4 Корень вправо |
1день | Посажено 7семян | Посажено 7 семян | Посажено 7 семян | Посажено 7 семян |
2 день | Ростков нет | Ростков нет | Ростков нет | Ростков нет |
3 день | Проросли 2 семени гороха | Проросло 1 семени гороха | Проросло 4 семени гороха | Проросло 2 семени гороха |
Вывод: семена, посаженные корнем вниз проросли быстрее и все сразу. Семена, посаженные корнем вверх взошли не все. Семена посаженные корнем вправо дали слабые и тонкие всходы. Семена посаженные корнем влево не всходили дольше других.
3 этап эксперимента: наблюдение за порослью.
День эксперимента | 1 Корень влево | 2 Корень вверх | 3 Корень вниз | 4 Корень вправо |
4день | Проросло 5 семян. Все стебли разной высоты | Проросло 3 семени. Все стебли разной высоты | Проросли все 8 семеян. Все стебли одной высоты | Проросло 4 семени. Все стебли разной высоты |
5 день | Проросли 5 семян | Проросло 3 семени | Проросли все 8 семян | Проросло 4 семени. |
6 день | Проросли 5 семян. Стебли тонкие, высота стебля разная | Проросло 3 семени. Стебли тонкие, высота разная | Проросли все 8 семян. Стебли крепкие, высота одинаковая | Проросло 4семени. Стебли тонкие, высота одинаковая |
Вывод: Стебли семян, посаженных ростком вниз, более крепкие и ровные, тянутся вертикально вверх , развитие их происходит быстрее.
2. Геотропизм в жизни растений
Я решила найти этому научное объяснение. Вдруг эксперимент дал необъективные результаты. Искать ответы на вопросы пришлось в дополнительной литературе, Интернете, у учителей биологии моей школы. Оказывается подобное наблюдение действительно зафиксировано наукой. В биологии это явление называется геотропизмом.
Геотропизм – способность различных органов растения располагаться и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара. Всем известно, что стебель растёт вверх, а корень вниз. Но так как понятия «вверх» и «вниз» относительны, то точнее это явление нужно формулировать так: стебель и корень растут по направлению земного радиуса. Уже на основании этого повсеместно наблюдаемого факта можно заключить, что причина такой ориентировки кроется в силе земного притяжения, или силе тяжести. Если молодое (ещё растущее) растение положить горизонтально, то через некоторый промежуток времени (различный для разных растений, обычно несколько часов) конец корня загнётся вниз, а конец стебля – вверх.
Геотропическая чувствительность растений высока, некоторые способны воспринимать отклонение от вертикального положения в 1°. Проявление ее зависит от сочетания внешних и внутренних условий. Под влиянием низкой температуры воздуха отрицательный геотропизм стеблей может переходить в поперечный, что приводит к их горизонтальному росту.
Каким же образом стебель или корень «ощущают» свое положение в пространстве? У корня зона, воспринимающая геотропическое раздражение, находится в корневом чехлике. Если его удалить, геотропическая реакция затухает. В стебле силы земного тяготения также воспринимаются верхушкой.
Непосредственный изгиб корня или стебля осуществляется ниже, в зоне, где клетки проходят растяжение. При этом под действием одного и того же фактора — силы земного тяготения — в горизонтально лежащем стебле усиливается рост клеток нижней стороны, что приводит к изгибу его вверх, в корне же — рост клеток верхней и изгибу вниз.
В 1974 - 1975 годах на борту орбитальной станции „Салют-4" проводились эксперименты по изучению влияния факторов полета на прорастание семян и рост растений. Опыты с горохом показали, что начальная фаза роста проростков в космосе не отличается от земных. В дальнейшем рост проростков в условиях невесомости замедлялся, и они погибали на разных стадиях развития. Следовательно, сила тяжести - необходимый экологический фактор для роста и размножения растений.
Описываемые явления имеют громадное значение для жизни растения. Подчиняясь геотропизму, корень устремляется в почву, закрепляет растение и, проникая всё глубже и глубже, приходит в соприкосновение с новыми запасами пищи. Геотропизм поднимает и стебель кверху в область воздушной пищи. Благодаря тому же геотропизму поваленные (ветром или дождём) наземь злаки снова поднимаются и принимают обычное вертикальное положение.
1.3. Распространение опыта экспериментальной и научной деятельности.
После проведённого эксперимента я решила исследовать уровень знаний по этой проблеме у моих одноклассников.
Первичная диагностика: опрос.
Вопросы:
1. У кого в семьях занимаются выращиванием рассады овощей для своего огорода?
2. В каких семьях используют научные подходы при посадке растений?
Опрошено: 26 респондентов. Результаты опроса: Вывод: большая часть семей моих одноклассников занимается огородничеством, но научные подходы в посадке растений используют не все.
Я рассказала о явлении геотропизма в жизни растений ребятам моего класса. Многих заинтересовал вопрос правильной посадки растений. Также я составила советы помощникам по выращиванию овощей.
Советы:
1. Создай необходимую температуру для проращивания семян.
2. Сажай пророщенные семена корнем вниз.
3. На ночь укрывай саженцы плёнкой, чтобы они не замёрзли.
4. Грядки должны располагаться на солнечной стороне огорода.
5. Регулярно поливай грядки тёплой водой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я исследовала влияние способов посадки семян на всхожесть. Результат эксперимента полностью подтвердил гипотезу – правильная посадка семян (корнем вниз) даст быстрые и здоровые всходы. Корень всегда, из любых положений растет вниз, а побег – вверх. Это явление в науке называется геотропизмом. Главное не садить семена корнем вверх, потому что корню на переворот требуется очень много времени (семена будут долго прорастать)
Как и мои предки я и мои родители живём в сельской местности . Кроме основной работы, они всегда занимались завыращиванием овощей, фруктов и ягод, держали живность, заготавливали сено. Они полностью обеспечивали семью овощами, ягодами, фруктами, выращенными на своей земле. Мои бабушка и дедушка, мои родители продолжили эти традиции. И я тоже стараюсь помогать, вникая во все тонкости огородничества.
Источники информации
Литература
Ботаника, 6-7 класс, М., Просвещение 1997 г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
http://www.botanik-learn.ru/geotropizm-korney
http://www.valleyflora.ru/42.html
http://www.slideboom.com/presentations/357211
http://www.valleyflora.ru/geotropizm.html
Алые паруса
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Зимний лес в вашем доме
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Как нарисовать китайскую розу