Цель работы
Изучить влияние наушников на слух школьника
Задачи
Гипотеза исследования
Наушники крайне негативно влияют на слух школьника
Вложение | Размер |
---|---|
bobrova_yunk.rar | 875.32 КБ |
Александровская районная научно-практическая конференция школьников
«Юность. Наука. Культура»
Тема проекта
«Исследование влияние наушников на слух школьника»
Боброва Виктория
с. Северное,
МОУ СОШ №4, 9 класс
Руководитель Глушкова О.В., учитель физики высшей квалификационной категории
Январь 2017 года
Содержание
I.Введение…………….………………………………………………….2
II. Основная часть………………………..……………………………….5
2.1 Историческая справка………………………………………………..5
2.2 Классификация наушников………………………………………….6
3. Наушники и человеческий слух…………………………...………….9
3.1. Исследование и его результаты…………………………………….13
3.1.1. Модель барабанной перепонки…………………………………..13
3.1.2 Описание эксперимента……………………………………………14
3.2.1. Громкость звука и акустические травмы…………………………15
3.2.2. Болезни слуха вызванные громкими звуками……………………16
3.2.3 Жизнь в наушниках ………………………………………………...18
4. Рекомендации по использованию наушников………………………..18
4.1. Симптомы болезней, связанных с повреждением слуха…………..18
4.2.Наушники безопасны только при разумном использовании………19
III. Заключение……………………………………………………………20
IV. Литература ……………………………………………………………21
Введение
В современном мире с развитием электронных технологий стало модным постоянно использовать наушники для прослушивания музыки. В сравнении с 80-ми и 90-ми когда появились первые плееры, приспособления для прослушивания стали намного компактнее (современные флэш - плееры легко умещаются в кармане) и гораздо экономичнее (время беспрерывной работы плеера увеличилось во много раз), а их память позволяет хранить десятки часов музыки. Таким образом, плееры для многих людей стали привычным атрибутом повседневной жизни. При таком частом использовании у многих возникает вопрос – а не вредно ли так часто использовать наушники? Насколько серьезно это может отразиться на слуховом аппарате?
В целях определения популярности наушников у школьников я опросила 128 учеников нашей школы, задав каждому 4 вопроса:
а) Каждый день; б) редко.
3. На какой громкости слушают?
4. Вредны ли наушники для их слуха?
Результаты представлены в таблице и на диаграмме
класс | уч-ся | пользуются | каждыйдень | громко | невредно |
5-е | 22 | 60 | 25 | 50 | 40 |
6-й | 20 | 90 | 50 | 50 | 30 |
7-е | 23 | 80 | 50 | 50 | 25 |
8-й | 19 | 64 | 30 | 20 | 70 |
9-е | 28 | 100 | 80 | 30 | 42 |
10-й | 13 | 90 | 60 | 0 | 0 |
11-й | 7 | 10 | 50 | 0 | 20 |
Проанализировав результаты анкетирования, я сделала вывод, что наушники в современном мире пользуются большой популярностью среди школьников. Большинство опрошенных (60%) используют наушники для прослушивания музыки. Из них 0т 30 до 80 % пользуются ими каждый день, и 50% предпочитают громкий и очень громкий звук. О вреде наушников знают 70% учащихся, и только 68 % учащихся 8-х классов не предполагают, что наушники вредны.
В связи с этим я решила выяснить, в чем заключается отрицательное влияние наушников на здоровье и слух человека? Данная проблема побудила меня к исследованию этого вопроса.
Объектная область исследования –естествознание
Объект исследования –устройство для усиления звука
Предмет исследования –наушники
Цель работы
Изучить влияние наушников на слух школьника
Задачи
Гипотеза исследования
Наушники крайне негативно влияют на слух школьника
Методы исследования
II.Основная часть
2.1 Историческая справка
Наушники изобрел Натаниэль Болдуин в 1910 году, сидя на своей кухне. Согласно легенде, лейтенант ВМС США А. Дж. Хепберн получил от Натаниэля прототип — это были детали телефона, скрепленные вместе так, как вы видели на фото выше. Хепберн тут же протестировал устройство, и понял Хепберн — это хорошо.
Компания Джона Кросса производила портативные фонографы. Как-то для презентации одной из моделей фонографа Джон использовал авиационные наушники. Затея оправдала себя полностью, и Косс быстро прикинул себе потенциальные возможности и прибыли данной индустрии. Итог — SP-3 Stereophones и новая эпоха персонального аудио. Предприимчивые японцы, быстро осознав большое будущее в направлении диджейских высококачественных наушниках, сделали новшества в самые короткие сроки, разработали копии произведенных наушников Koss, немного их усовершенствовав.
В 1978 году Амар Бос летел домой из Цюриха, пытаясь в пути послушать музыку с помощью наушников. Само собой, из-за шума в салоне самолета у него мало что вышло. Вернувшись в Бостон, он направил производственные мощности своей компании Bose Corporation (основанной еще в 1964) на исследование возможности активного шумоподавления.
Результатом стало создание компании The Noise Reduction Technology Group (NRTG). В 1989 ею были представлены первые наушники с шумоподавлением, предназначенные для авиационной промышленности.
2001 год. iPod, а позднее и iPhone с iPad стали поставляться с этими узнаваемыми белыми наушниками. За 10 дней было продано более 300 миллионов iPod. А теперь попробуйте прикинуть, сколько в мире iPad, iPod и iPhone, чтобы представить общее количество экземпляров этих наушников.
2008 — DrDre и Beat
Исполнитель хип-хопа совместно с председателем Interscope Джимми Ловин запускают модель Beat. Для раскрутки бренда используются знаменитости — Леброн Джеймс, Will.i.am, Леди Гага и всякие джастины биберы.
2011 — Sennheiser и наушники Orpheus за $40,000
На показе аудиотехники в Сеуле немцы из Sennheiser представили самые дорогие наушники в мире. Было выпущено всего 300 комплектов.
В общем, за прошедший век наушники прошли путь от девайса для военных онли до одного из самых массовых средств потребления информации. А ведь сейчас продается все больше и больше смартфонов и планшетов, значит, наушников станет еще больше
2.2 Классификация наушников
Классификация наушников по способу подключения
По типу подключения к источнику звука выделяют проводные и беспроводные наушники. Проводной – это классический вариант. Здесь провод может выходить либо из обоих наушников, либо из одного (в этом случае второй провод обычно проходит через все оголовье и на выходе примыкает к первому). Выбрать проводные наушники для Вас не составит никакого труда их ассортимент огромен.
В беспроводных наушниках передача сигнала осуществляется посредством инфракрасного канала, радиоканала или цифрового канала. Конечно же, отсутствие провода очень удобно, но не спешите с выводами. В беспроводных наушниках качество звука значительно хуже, чем в проводных. В беспроводных, в сравнении с их проводными аналогами, меньшие динамический и частотный диапазоны, больше звуковых искажений и шумов, к тому же они заметно тяжелее, так как в беспроводных моделях имеется встроенный аккумулятор для питания приемника звука. Поэтому беспроводные наушники оправданы лишь в том случае, если использования проводных невозможно.
По стилю ношения наушники принято классифицировать на открытые, закрытые и наушники-вкладыши. Впрочем, четкой классификации здесь дать невозможно в силу того, что многие производители, видя удачную идею, воплощают ее в жизнь, не заботясь о том, как эти наушники будут классифицироваться (полуоткрытые наушники или мониторные вкладыши являются тому примером).
Наушники открытого типа, как правило, оснащаются легкими накладными амбушюрами, чашки которых слабо изолируют окружающие звуки. С точки зрения качества звуковоспроизведения такие наушники, как правило, имеют ослабленный бас и беспрепятственно пропускают окружающий шум, а следовательно, вряд ли подойдут особо требовательному слушателю. В то же время именно такими наушниками очень часто комплектуются персональные аудиоплееры, поскольку эти модели легки и не причиняют особых неудобств даже при длительном ношении. Для закрепления открытых наушников обычно используют вертикальную дужку, охватывающую верхнюю часть головы, впрочем, часто встречаются и конструкции с затылочной дужкой, проходящей в нижней части затылка, а также модели, и вовсе лишенные дужки и крепящиеся на ушах при помощи специальных крючков-зажимов.
Закрытые наушники обеспечивают хорошую звуковую изоляцию от внешнего мира и поэтому пользуются заслуженной популярностью у ценителей качественного звука. Они способны воспроизводить достаточно глубокий и мощный бас, обеспечивают чистое и детальное звучание. Наушники-вкладыши можно в свою очередь подразделить на обычные вкладыши и вкладыши-затычки. Обычные вкладыши размещаются в ушной раковине перед слуховым каналом. Как правило, вкладыши используют совсем без дужки — фиксация в ушной раковине обеспечивается самой их конфигурацией. В отличие от обычных вкладышей, вкладыши-затычки предусматривают расположение непосредственно в слуховом канале. Они производят эффективную изоляцию канала от окружающих звуков и отличаются чистым детальным звучанием. Такие наушники можно эффективно использовать в шумных местах, где они обеспечивают хорошее качество воспроизведения при более низком уровне громкости по сравнению с обычными вкладышами.
3. Наушники и человеческий слух
Ушная раковина является основным естественным механизмом локализации звука в пространстве | При использовании наушников форма ушной раковины практически не участвует в формировании АЧХ |
Изучив литературу, я узнала, что звук представляет собой механические колебания в упругих средах. Источником звука является любое колеблющееся тело. При своих колебаниях тело попеременно то сжимает слой воздуха, прилегающий к его поверхности, то, наоборот, создаёт разрежение в этом слое. Звуковая волна, распространяясь в некоторой среде, когда-нибудь доходит до границы этой среды, за которой начинается другая среда, состоящая из других частиц и передаёт ей энергию. Этой средой является барабанная перепонка. Пришедшая к ней звуковая волна вызывает вынужденные колебания барабанной перепонки. Они воспринимаются мозгом как звук. [7] Звуки бывают разные. Мы легко различаем свист и дробь барабана, мужской голос (бас) от женского (сопрано). Об одних звуках говорят, что они низкого тона, другие мы называем звуками высокого тона. Звуки даже одного тона могут быть разной громкости. Интенсивности звука при слуховом восприятии соответствует ощущение громкости звука. При определенной минимальной интенсивности человеческое ухо не воспринимает звука. Эта минимальная интенсивность называется порогом слышимости. При больших интенсивностях ухо испытывает болевое ощущение. Наибольшая интенсивность при болевом восприятии звука называется порогом болевого ощущения. Уровень интенсивности звука определяется в децибелах (дБ). Например, громкость звука, шороха листьев оценивается в 10 дБ, шёпота - 20 дБ, уличного шума - 70 дБ. Шум громкостью 130 дБ ощущается кожей и вызывает ощущение боли. [2]
Напомним, что человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал, при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе, где эти колебания, в свою очередь, трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких низких и высокочастотных звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку сокращаются и, при помощи слуховых косточек, перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и они перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки (точнее, т.н. органа Корти), ответственных за передачу импульсов в мозг. Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на "почетном" втором месте - низкие. Надеюсь, это небольшое отступление дало представление о том, почему длительное воздействие громкого звука вызывает повреждения слуха.
Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Иными словами, любой поп- или рок-концерт с уровнем 100-120 дБ - это серьезное испытание для ушей. Такого же звукового давления с легкостью можно достичь в любых современных наушниках.
В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. Как отмечают специалисты компании Siemens, которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится невозможным. По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются примерно с тридцати лет, но длительное воздействие громкого звука способно привести к гораздо более трагическим последствиям еще в совсем нежном возрасте.
Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является субъективный тиннитус - звон или назойливый шум в ушах, который слышит только сам пациент. Медики отмечают, что большая часть пациентов с этим заболеванием - люди 30-40 лет, множество которых были одними из первых пользователей плееров Walkman. Тиннитус - это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха.
"Катализаторами" процесса является ослабленный организм, стрессы, курение и алкоголь. Не правда ли, типичный набор, к примеру, для рок-концерта?
Доктор Брайан Флайгор из Гарвардской медицинской школы провел исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей. Результаты этого исследования были опубликованы в декабрьском номере научного журнала Ear and Hearing за 2004 год. Ученый пришел к выводу, что, как правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от заданных значений громкости. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши такого типа, как, например, поставляемые в комплекте с плеерами Apple iPod, повышают уровень звукового давления на внушительную величину, достигающую 9 дБ.
Цифра может показаться незначительной, если не знать, что децибелы - это логарифмическая единица измерения относительного уровня сигнала. Иными словами, увеличение уровня звукового давления на 9 дБ означает его без малого двукратное увеличение! Для сравнения, максимальный уровень звучания очень громкого мужского пения составляет порядка 90 дБ, а поп-ансамбль со всеми его многочисленными усилительными установками выдает звуковое давление всего на 10 дБ больше.
В ходе другого исследования, проведенного австралийской Национальной акустической лаборатории из Сиднея уже в этом году, выяснилось, что из-за открытого типа массовых наушников-вкладышей, они позволяют слышать то, что происходит вокруг, а это служит стимулом повышения громкости на шумных городских улицах или в транспорте. Результаты исследования, в котором принимали участие австралийские владельцы плееров iPod в возрасте от 18 до 54 лет, показали, что около четверти из них выставляют такой уровень громкости, который способен вызвать долговременные повреждения слуха. Как говорится в пресс-релизе Национальной акустической лаборатории, у некоторых поклонников iPod были зафиксированы такие превышения допустимого уровня громкости, которые уже должны были вызвать повреждения слуха.
Александр Евтушенко (журнал Stereo&Video, #6, 1997) приводит интересные результаты исследований, в ходе которых установлено, что уровень звукового давления, создаваемый портативной аппаратурой, в области, непосредственно примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 128 дБ. При этом, как показали исследования, любителям рок-музыки свойственно увеличивать необходимый для комфортного прослушивания уровень сигнала на 35-45 дБ (в сто раз!). После плееров с таким уровнем громкости у большинства наблюдалось временное снижение слуха на 5-10 дБ (в 2-3 раза) на одной или нескольких частотах, причем после 24 часов отдыха показатели слуха пришли в норму. В другой группе после часового прослушивания музыки с уровнем звука от 90 до 106 дБ снижение слуха достигало 30 дБ!
3.2.1. Громкость звука и акустические травмы
Как мы уже говорили, звук представляет собой колебания среды, распространяющиеся в пространстве, поэтому чем громче звук, тем большее давление оказывается на чувствительные элементы слухового аппарата человека. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух.
Еще один эксперимент был проведен для подтверждения кратковременной потери слуха при прослушивании громкой музыки в течение более 10 минут. Участница эксперимента прослушивала музыку на максимальной громкости в разных наушниках. Сразу после снятия наушников я задавала ей вопрос, повторяя его несколько раз. После снятия вставных наушников, вопрос был услышан участницей эксперимента после четвертого повтора, так стоял шум в ушах. В накладных после второго, в мониторных – после первого.
Имейте в виду, что акустические травмы никогда не проходят бесследно. Вредоносный эффект от них обладает кумулятивным свойством, т. е. может накапливаться и проявиться через длительное время совершенно неожиданно.
3.2.2 Болезни слуха вызванные громкими звуками
Прослушивание музыки на высокой громкости может стать причиной 2 основных слуховых болезней — потери чувствительности сенсорных волосков и так называемого «звона в ушах». Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.
Потеря чувствительности происходит во внутреннем ухе, когда звуковая волна, проходя через жидкость в ушной улитке, перевозбуждает и убивает чувствительные волоски. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Находясь на переднем фронте сенсорной зоны внутреннего уха, чувствительные элементы, ответственные за высокие частоты, страдают в первую очередь, поэтому неудивительно, что проблемы со слухом обычно начинают проявляться на высоких частотах (3-6 кГц).
Причиной, так называемого звона или шума в ушах является то, что поврежденный сенсорный элемент внутреннего уха начинает посылать нервные импульсы в мозг все время, вне зависимости от того, есть ли на самом деле звук или нет. Данная болезнь, как следует из названия, заключается в громком звоне или гуле (в зависимости от частот, за которые отвечают поврежденные сенсорные ячейки) в голове. Иногда этот звук может быть весьма громким (кажущаяся громкость может достигать уровня в 90 дБ) и таким образом может очень сильно испортить жизнь пострадавшему человеку.
3.2.3. Жизнь в наушниках
Многие люди наверняка используют портативные плееры при занятиях спортом — беге или аэробике. Мы понимаем всю непопулярность своих слов, но, как показали исследования в области человеческого слуха, использование наушников при занятиях спортом также может быть опасно. При интенсивной физической нагрузке кровь отливает от головы к нагружаемым конечностям, и уши становятся намного более уязвимыми для громкого звука. Специалисты утверждают, что при занятиях спортом риск получения акустической травмы увеличивается вдвое.
Можно ли оглохнуть от наушников? Оказывается, можно. Это подтверждают британские медики. Наушникоманы получают перманентное повреждение клеток уха, вызванное интенсивным внешним воздействием. Вылечить такое состояние невозможно, единственный выход – научиться не замечать назойливый шум. Но это не все. «Скорее всего, любовь к наушникам обернется преждевременным развитием глухоты», – говорят врачи. Причина проста: из-за шумового воздействия в ухе отмирают волосковые клетки, отвечающие за передачу звукового сигнала в мозг. Они стираются, как крылья бабочки. Способа восстановить эти клетки медицина пока не нашла. Слух подсаживается не столько от громкости, сколько от количества прослушиваемого материала, его качества, одновременно звучащих источников и т.д. Если в течении четырех часов слушать два разных источника одновременно, слух может подсесть на 25%. Если в течении того же времени слушать четыре источника, слух может подсесть на 60%. Необратимая потеря слуха наступает постепенно и почти незаметно. Сейчас средний возраст начала глухоты падает. Раньше критический отсчет начинался с 70 лет, теперь – чуть ли не с 55-ти. А все потому, что молодые люди добровольно подвергают свой слух опасности, посещая бары и клубы, а главное – увлекаясь наушниками. В первую очередь это, конечно, касается популярных MP3-плееров, которые дали возможность слушать музыку практически неограниченно. Динамики некоторых плееров позволяют воспроизводить звук с частотой около 105 децибел, а чтобы нанести вред человеческому уху, достаточно всего 85. 85 дБ – много или мало? Примерно звук проехавшего мимо вас грузовика. Еще один фактор риска — увлечение компьютерными играми: играя, ребята надевают наушники, чтобы лучше слышать виртуальные выстрелы и взрывы, и тем самым подставляют под удар свой слух.
4. Рекомендации по использованию наушников
4.1Симптомы болезней, связанных с повреждением слуха
При прослушивании музыки с помощью головных телефонов нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение ее регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию и увеличить громкость воспроизведения до такого уровня, при котором прослушивание станет рискованным. Акустические травмы не всегда проявляются одинаково. Повреждения слуха обладают кумулятивным эффектом, т. е. могут накапливаться со временем и проявляться в самый неожиданный момент без особых предупреждений. Рекомендуем обратить внимание на следующие симптомы, при обнаружении которых необходимо срочно обратиться к врачу.
Основные симптомы болезней, связанных с повреждениями слуха
Помните о том, что после длительного прослушивания громкой музыки через наушники вы можете на время потерять способность воспринимать тихие звуки, а это может быть опасно, например, для автомобилистов или велосипедистов. Все люди, которые предпочитают прослушивание через наушники, в той или иной степени подвержены риску повредить слух, поэтому мы рекомендуем вам периодически проверять его.
4.2 Наушники безопасны только при разумном использовании
Проанализировав различные мнения врачей, ученых, своих друзей о влиянии наушников на слух человека, я считаю лучше предостеречься от опасности, чем затем ее лечить. Если вы все-таки решились продолжать использовать наушники с плеером или телефоном, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены.
Если вы не хотите к сорока годам сменить наушники на слуховой аппарат, то старайтесь придерживаться следующих советов:
1. Уровень громкости не должен быть больше 60% от максимально возможного
- громкость нормальная, если вы можете слышать, что говорят окружающие;
- люди вокруг не должны слышать вашу музыку;
- если, общаясь с людьми, вы переходите на крик, значит, громкость слишком большая.
2. Пользуйтесь наушниками закрытого типа, позволяющими не достигать опасной громкости.
3. Через каждые 30 мин давайте ушам отдохнуть в течение
5-10мин.
4. При разговоре вынимайте наушники из ушей и выключайте плеер — так вы дадите собеседнику понять, что вы целиком поглощены разговором и не отвлекаетесь.
5. Не закручивайте шнур вокруг шеи слишком туго.
6. Не продевайте провода под одежду: от них исходит радиоизлучение, которое оказывает вредное воздействие на организм, особенно при непосредственном контакте с телом.
7. Включайте в свой рацион как можно больше фруктовых и овощных блюд, хлеб, злаки. Пища с обильным содержанием жира вредна для ушей в такой же мере, как и для сердца. Высокое кровяное давление и жировые отложения на стенках сосудов ухудшают кровоток в области уха, способствуя снижению слуха.
8. Зимой, весной и осенью обязательно носите шапку, защищая уши от холода. Берегите уши и горло от простуды и травм.
9. При появлении таких симптомов, как звон в ушах, заметная приглушенность звуков, сложности в понимании человеческой речи, сложности в понимании речи в шумных местах или комнатах с плохой акустикой, не медлите с обращением к врачу.
III. Заключение
В своей работе я попыталась проанализировать действие наушников на слух человека и считаю, что необходимо рассказывать и объяснять ребятам, родителям, что неправильное использование наушников наносит непоправимый вред, и каждый из нас может и даже обязан принять простые меры предосторожности. Ведь здоровье человека, подростка потом ни за какие деньги не купишь.
Надеюсь, что данное исследование заинтересует учащихся и их родителей, т.к. затрагивает три актуальных аспекта:
Первый - этический. Человек, едущий в метро или автобусе и слушающий плеер - это не просто человек, твердо решивший лишиться слуха. Он еще и не уважает окружающих, вынужденных выслушивать раздражающее шипение и шум из его наушников.
Второй - это вопрос выживания человека в наушниках на улицах большого города. Такой человек существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, - в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Возникает серьезная угроза безопасности жизни человека в наушниках.
Третий - вопрос уважения к музыке. Привычка к постоянному прослушиванию музыки рано или поздно приводит к убеждению в том, что музыка - всего лишь ненавязчивый фон, а это прямой путь к принижению ее роли в жизни человека. Слушать сложное симфоническое произведение или классический хор на ходу просто физически невозможно.
В перспективе я планирую продолжить свою работу по данной теме и изучить влияние наушников на память и внимание школьников.
IV. Источники информации
1. . Билич Г. А., Назарбо Л.В // Популярная медицинская энциклопедия Человек и его здоровье – Мвече, 2002.
2. Н.В Гулиа. Удивительная физика. (О чем умолчали учебники).
– М.: НЦ ЭНАС,2003.
3. Журнал Stereo&Video, №6, 1997г
4. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья.
– М.: Физкультура и спорт, 1992.
5. Скляров В.Е. Стереофонические наушники и их применение.
- М.: Радио и связь, 2004
6. Солдатов И.Б., Миркина А.Я. Шум в ушах как симптом патологии слуха. - М.: Медицина, 1984
7. Физика. Школьный иллюстрированный справочник. Под ред. В.А.Ацаркина. – М.: «Росмэн», 1995.
8. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Гл. ред. В.А.Володин
– М.: Аванта+, 2002.
9. http:// ru.wikipedia.org/wiki
10. http://www.computera. Ru
11. http://www.stereohead.ru
Как нарисовать черёмуху
Повезло! Стихи о счастливой семье
Золотая хохлома
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Рисуем зимние домики