Задачи с параметрами относятся к наиболее трудным заданиям, предлагаемым на вступительных экзаменах. Это связано с тем, что они требуют хорошего понимания «глубинных» свойств функций, и их решение носит творческий характер. Однако знание некоторых простых правил и алгоритмов решения необходимо.
Вложение | Размер |
---|---|
582185.zip | 91.57 КБ |
Содержание:
I. Квадратные уравнения
Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта. В одном из математических папирусов содержится задача: «Найти стороны поля, имеющего форму прямоугольника, если его площадь 12, а длины равны ширине». Рассмотрим ее:
Пусть x – длина поля. Тогда x – его ширина, S = x2 – площадь. Получилось квадратное уравнение:
В папирусе дано правило для его решения: «Раздели 12 на ».
Итак, х2 = 16, «Длина поля равна 4» - указано в папирусе.
Прошли тысячелетия, в алгебру вошли отрицательные числа. Решая уравнение х2 = 16, мы получаем два числа: х1 = 4, х2 =–4. Разумеется, в египетской задаче и мы приняли бы x = 4, так как длина поля может быть только положительной величиной.
Огромный шаг вперед по сравнению с математиками Египта сделали ученые Междуречья. Они нашли правило для решения, приведенного квадратного уравнения
х2 + px + q = 0,
где p и q - любые действительные числа.
В одной из вавилонских задач также требовалось определить длину прямоугольного поля (обозначим ее х) и его ширину (y): «Сложив длину и две ширины прямоугольного поля, получишь 14, а площадь поля 24. Найди его стороны». Составим систему уравнения:
Из второго уравнения находим y = и подставляем в первое уравнение:
Отсюда получаем квадратное уравнение: х2 – 14 х + 48 = 0
Для его решения прибавим к выражению х2 – 14 х некоторое число, чтобы получить полный квадрат:
х2 – 14 х = х2 – 2⋅7⋅х = х2 – 2⋅7⋅х + 72 – 72 = (х – 7)2 – 49
Теперь уравнение можно записать так:
(х – 7)2 – 49 + 48 = 0 или (х – 7)2 = 1
Мы пришли к квадратному уравнению, которое умели решать и египтяне. Не зная отрицательных чисел, древние математики получали х – 7 = 1, х = 8. Следовательно, y == 3. То есть длина поля равна 8, а ширина 3.
Вообще же квадратное уравнение (х – 7)2 = 1 имеет два корня.
1) х – 7 = 1, откуда х = 8, y = 3.
2) х – 7 = 1, откуда х = 6, y = 4.
Задача о стае обезьян.
Составив квадратное уравнение, решите древнеиндийскую задачу о стае обезьян.
На две партии разбившись
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян там было в роще?
Ответ: х1 = 16, х2 = 48.
II. Квадратный трехчлен
Квадратным трехчленом называется многочлен вида ax2 + bx + c, где x – переменная, a, b и c – некоторые числа, причем a ≠ 0.
Корнем квадратного трехчлена называется значение переменной, при котором значение этого трехчлена равно нулю.
Для того чтобы найти корни квадратного трехчлена ax2 + bx + c, надо решить квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0. Выражение x2 + px + q называют приведенным трехчленом.
Важнейшей теоремой о корнях квадратного трехчлена является теорема Виета.
Теорема Виета. Между корнями х1 и х2 квадратного трехчлена ax2 + bx + c и коэффициентами этого трехчлена существуют соотношения:
Обратная теорема Виета. Если числа х1 и х2 таковы, что х1 + х2 = – p; х1 ⋅ х2 = q, то корни приведенного квадратного трехчлена x2 + px + q.
Следует иметь в ввиду, что обратная теорема Виета применима лишь для приведенного квадратного уравнения.
Следствия из Теоремы Виета. Пусть х1 и х2 - корни квадратного трехчлена x2 + px + q, тогда
Теорема Виета применяется для исследования знаков корней квадратного трехчлена.
Теорема 1. Для того чтобы корни квадратного трехчлена имели одинаковые знаки, необходимо и достаточно выполнения соотношений:
, при этом оба корня будут положительны, если дополнительно выполняется условие , и оба корня отрицательны, если
Теорема 2. Для того чтобы корни квадратного трехчлена имели различные знаки, необходимо и достаточно выполнения соотношения
В квадратном трехчлене всегда можно выделить квадрат двучлена
Таким образом,
Аналогично, для приведенного квадратного трехчлена x2 + px + q имеем:
Выражение b2 – 4ac = Д - дискриминант (различитель) квадратного уравнения.
Если дискриминант квадратного трехчлена больше нуля, то этот трехчлен можно представить в виде:
аx2 + bx + c = а (х - х1)(х – х2)
Если дискриминант квадратного трехчлена равен нулю, то трехчлен можно представить в виде
аx2 + bx + c = а (х - х1)2
Если дискриминант квадратного трехчлена меньше нуля, то квадратный трехчлен не разлагается на линейные множители с действительными коэффициентами.
Практические упражнения
Пример 1.
х1 и х2 – корни квадратного трехчлена
x2 + 6x + q удовлетворяют условию х2 = 2 х1
Найдите q, х1, х2
Решение:
Из теоремы Виета следует, что х1 + х2 = 3 х1= –6, т.е. х1= –2 и х2 = 2 х1 =–4
Тогда q = х1⋅х2 = 8
Пример 2.
Найдите , где х1 и х2 корни квадратного трехчлена 2x2 – 3x –9.
Решение:
Преобразуем выражение:
По теореме Виета и
поэтому имеем
III. Частные случаи нахождения корней квадратного трехчлена
Частные случаи нахождения корней квадратного трехчлена аx2 + bx + c.
1) Если а + b + c = 0, то х1 = 1, х2 =
Пример: 2x2 + 3x – 5; х1 = 1, х2 = –
Следовательно, 2x2 + 3x – 5 = 2 (x – 1)( x + ) = (x – 1)(2x + 5)
2) Если а – b + c = 0, то х1 = –1, х2 = –
Пример: 2x2 + 3x + 1, х1 = –1, х2 = –
Следовательно, 2x2 + 3x + 1 = 2 (x + 1)( x + ) = (x + 1)(2x + 1)
3) Если а = c = n, b = n2 + 1, т.е. n x2 + (n2 + 1) ⋅ x + n, то х1 = – n, х2 = –
Пример: 2x2 + 5x + 2, х1 = –2, х2 = –
Следовательно, 2x2 + 5x + 2 = 2 (x + 2)( x + ) = (x + 2)(2x + 1)
4) Если а = c = n, b = – (n2 + 1), т. е. n x2 – (n2 + 1) ⋅ x + n, то х1 = n, х2 =
Пример: 3x2 – 10x + 3, х1 = 3, х2 =
Следовательно, 3x2 – 10x + 3 = 3 (x – 3)( x – ) = (x – 3)(3x – 1)
5) Если в приведенном квадратном трехчлене второй коэффициент четный, то можно пользоваться следующей формулой x2 + px + q, где p- четное
Пример: а) x2 – 10x + 21
х1 = 5+2 = 7
х2 = 5–2 = 3
б) x2 – 2х + 5
, но лучше решить используя формулу квадрата двучлена (x – )2.
Практические упражнения
Пример. Упростите выражение:
Решение: x2 –3х + 2, его корни х1 = 1, х2 = 2
3x2 + 7х – 10, его корни х1 = 1, х2 = –
5 – 4х – 9x2 = – (9x2 + 4х – 5) его корни х1 = – 1, х2 =
Исходное выражение перепишем в виде:
IV. Расположение корней квадратного трехчлена.
Примеры применения свойств квадратного
трехчлена при решении задач
Решение задач, для которых характерны следующие формулировки: при каких значениях параметра корни (только один корень) больше (меньше, не больше, не меньше) заданного числа A; корни расположены между числами A и B; корни не принадлежат промежутку с концами в точках A и B и т. п.; опирается на утверждения о расположении корней квадратичной функции.
Приведем данные утверждения в удобной для решения форме.
Пусть числа x1 и x2 – корни квадратного трехчлена f(x) = аx2 + bx + c (положим x1 < x2), у которого Д = b2 – 4ac >0, а ≠ 0 и даны А и В – некоторые точки на оси ox.
Тогда
1.
Условия для корней | a>0 | a<0 |
х1 < А х2 < А х1 х2 А |
Оба корня меньше числа А, т. е. x1 < А и x2 < А тогда и только тогда
или
Если в первой системе объединить условие (1) и (3), а во второй условие (4) и (6), то данные системы можно свести к одной.
2.
Условия для корней | a>0 | a<0 |
х1 < А < х2 х1 А х2 | f(A) < 0 | f(A) > 0 |
Корни лежат по разные стороны от числа А, т. е. x1 < А < x2 тогда и только тогда
или
Как и в предыдущем случае, данное условие можно записать одним неравенством
3.
Условия для корней | a>0 | a<0 |
х1 > А х2 > А А х1 х2 |
Оба корня больше числа А, т. е. x1 > А и x2 > А тогда и только тогда, когда
или
Объединяя в первой системе (1) и (3), а во второй системе условие (4) и (6), получим одну систему:
4.
Условия для корней | a>0 | a<0 |
А < х1 < В А < х2 < В А х1 х2 В |
Оба корня лежат между точками А и В, т.е. А < x1< В и А < x2 < В тогда и только тогда, когда
или
Как и в предыдущих случаях можно значительно облегчить задачу, записав вместо двух систем одну
5.
Условия для корней | a>0 | a<0 |
х1 < А х2 > B х1 А B х2 | f (A) < 0; f (B) < 0 | f (A) > 0; f (B) > 0 |
Корни лежат по разные стороны от отрезка [А; В], т.е. x1 < А < В < x2 тогда и только тогда, когда
или
данные две системы записываем одной
V. Практические упражнения
Пример (задание 2.58 сборника для подготовки к итоговой аттестации, стр. 107).
1. При каких значениях а корни уравнения
x2 – 2ах + (а + 1)( а – 1) = 0
принадлежат промежутку [-5; 5]?
Решение:
f(x) = x2 – 2аx + (а + 1)( а – 1)
х
-5 х1 х2 5
Необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие:
х0 = -b/2a = a
f(-5) = 25 + 10 a + a2 – 1 = a2 + 10 a + 24
f(-5) = a2 – 10 a + 24
⇒ – 4 ≤ а ≤ 4
Ответ: – 4 ≤ а ≤ 4.
2. При каких значениях p корни уравнения
x2 – 2 (p + 1) ⋅ x + p (p + 2) = 0
принадлежат промежутку [–1; 3]?
Решение:
f(x) = x2 – 2 (p + 1) ⋅ x + p (p + 2)
Необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие
х0 = -b/2a = p + 1
f(-1) = 1 + 2 (p + 1) + p (p + 2) = p2 + 4 p + 3
f(3) = p2 – 4 p + 3
⇒ – 1 ≤ p ≤ 1
Ответ: – 1 ≤ p ≤ 1
Пример (задание 2.59)
1. При каких значениях а один корень квадратного уравнения
x2 – (a + 1) ⋅ x + 2 a2 = 0 больше , а другой меньше ?
Решение: Изобразим схематически условие задачи
Воспользуемся теоремой о расположении корней квадратного трехчлена и решим неравенство: f () < 0.
f(x) = x2 – (a + 1) ⋅ x + 2 a2
f () = 2 a2 – a –
2a2 – a – < 0 /·4
8a2 – 2 a – 1< 0
Д = 36 > 0, а1 = , а2 = -
Ответ: при - < a <
2. При каких значениях а число 1 находится между корнями квадратного трехчлена x2 + (a + 1) ⋅ x – a2 ?
Решение:
А = 1, f ( А ) < 0
А х
х1 1 х2
f (1) = – a2 + a + 2
– a2 + a + 2 < 0
a2 – a – 2 > 0
Ответ: при a < 1 и a > 2 .
Пример (задание 260)
x2 + 2 (b + 1) ⋅ x + 9 = 0
имеет два различных положительных корня?
Решение: Требуемые значения параметра являются решениями системы:
х0 = – = – b – 1
Д = 4b2 + 8 b – 32
Решим систему:
Ответ: при b < – 4.
2. При каких значениях k уравнение
x2 – 4 x + (2 – k) (2 + k) = 0
имеет корни разных знаков?
Решение: Воспользуемся теоремой о расположении корней квадратного трехчлена и решим неравенство:
f (0) < 0, f (0) = 4 – k2, 4 – k2 < 0
k2 – 4 > 0, при k < – 2 и k > 2
Ответ: при k < – 2 и k > 2.
Пример: При каких значениях а уравнение x 4 + (1 – 2a) x2 + a2 – 1 = 0 имеет четыре разных корня?
Решение: После замены t = x2 получается уравнение
t 2 + (1 – 2a) t + a2 – 1 = 0.
Первоначальное уравнение имеет четыре различных решения только тогда, когда полученное квадратное уравнение имеет два разных положительных решения, т.е.
Решив систему получим
Ответ:
Пример: При каких значениях параметра а уравнение
(a – 1) x 2 – 2(a + 3) x + a – 5 = 0
имеет два отрицательных корня?
Решение: Так как уравнение имеет два отрицательных корня, то выполняются условия:
или
или
Д = 4 (a + 3)2 – 4(a – 1)(a – 5) = 4 a2 + 24 a + 36 – 4 a2 + 24 a – 20 =
= 48 a + 16 = 16 (3 a + 1)
f (0) = a – 5
Решаем каждую из систем:
или
ø
Ответ:
VI. Дидактический материал
1. При каких значениях а уравнение a x 2 + 6 x + 2a + 7 = 0
имеет один корень?
2. При каких а уравнение x 2 – 2 a x + a2 + 2 a – 3 = 0
а) не имеет корней;
б) имеет положительные корни.
3. При каких значениях а уравнение x 2 + 2 (a – 1) x + a – 5 = 0
имеет корни разных знаков, не превосходящих по модулю 5?
4. При каких значениях параметра а все получающиеся корни уравнения (a – 3) x 2 – 2 a x + 6a = 0 положительны?
5. Найти все значения параметра а, при каждом из которых корни квадратного трехчлена x 2 + a x + 1 различны и лежат на отрезке [0; 2].
6. При каких значениях p и q корни уравнения x 2 + p x + q = 0 равны p и q?
VII. График квадратичной функции
Функция, заданная формулой y = a x 2 + b x + c, где x, y – переменные, а а, b и c – заданные числа, причем а ≠ 0, называется квадратичной.
Областью определения квадратичной функции является множество R.
Графиком функции y = a x 2 + b x + c является парабола. Если а > 0, то ветви параболы направлены вверх, если а < 0, то ветви параболы направлены вниз. Осью симметрии параболы служит прямая . Ось симметрии разделяет параболу на две бесконечные симметричные друг другу части.
Квадратичная функция при а > 0:
- убывает на (– ∞; х0), график ниспадающая ветвь параболы, обращенная бесконечной частью вверх,
- возрастает на (х0; + ∞), график восходящая ветвь параболы, обращенная бесконечной частью вверх;
- наименьшее значение, равное y0, функция принимает при х = х0 в вершине параболы;
- вся парабола, кроме вершины, расположена выше прямой y = y0, параллельной оси ох.
Квадратичная функция при а < 0:
- возрастает (– ∞; х0), график – восходящая ветвь параболы, обращенная бесконечной частью вниз;
- убывает на (х0; + ∞) , график – ниспадающая ветвь параболы, обращенная бесконечной частью вниз;
- наибольшее значение, равное y0, функция принимает при х = х0 в вершине параболы;
- вся парабола, кроме вершины, расположена ниже прямой y = y0 параллельной оси ох.
По коэффициентам параболы устанавливаем ее основные геометрические характеристики:
- ветви обращены вверх при а > 0;
- вниз при а < 0;
- ось симметрии – прямая параллельная оси оy;
- вершина – точка с координатами , ;
- точка пересечения с осью координат – точка оси оy c ординатой, равной свободному члену с, т. к. y(0) = с.
По этим сведениям и по нескольким отмеченным точкам с координатами (х; y(х)) изображают примерный вид параболы.
Пример: По виду графика функции y = a x 2 + b x + c определить знаки коэффициентов a; b; c.
Решение:
Ответ: a < 0; b > 0; с < 0.
VIII. Франсуа Виет
(Биографическая справка)
Знаменитый математик Франсуа Виет родился в 1540 году (1540-1603) в небольшом городке Фантанеле - Конт на юге Франции. Юрист по образованию, Виет служил при дворе Генриха IX. Математикой занимался в часы отдыха. Ознакомившись с учением Коперника, Виет заинтересовался астрономией и решил написать обширный астрономический трактат, но для этого надо было глубоко знать математику. Занявшись изучением математики, он выполнил ряд алгебраических исследований, разработал символику в алгебре, но трактата по астрономии так и не написал. Свою знаменитую теорему, которая известна под названием теорема Виета, он доказал в 1591 году. Люди пользуются этой теоремой уже пятое столетие. Франсуа Виет обладал огромной трудоспособностью, он мог работать по трое суток без отдыха, многие его результаты и открытия достойны восхищения.
Во время войны Франции и Испанией Виет оказал большую услугу свой родине – он расшифровал весьма важное письмо испанского двора. Правители Испании, письмо которых было перехвачено, не допускали мысли, что такой сложный шифр может быть раскрыт. Впоследствии они приписали раскрытие их шифра волшебству чародея.
В работе «Введение в аналитическое искусство» Виет изложил усовершенствованную им теорию уравнений с применением изобретенных символов. В названном трактате Виет использовал алгебраические выкладки при рассмотрении вопросов геометрии.
Виет ввел в алгебру общую символику. Числовые коэффициенты он стал обозначать согласными буквами и придумал новый термин – коэффициент, позаимствовав из латинского языка слово coefficients – «содействующий». Знаки «+» и «-» он употреблял в современном значении, неизвестные обозначал буквами латинского алфавита.
XI. Литература:
1.Гусев В.А., Мордкович А.Г.-«Математика. Справочные материалы»,- М. «Просвещение», 1988г.-С.160-162.
2.Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., и др.-«Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе»,-М. «Просвещение», 2006г.-С.107.
3.статья из газеты:
Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры //Математика.-1999г., №5,С.4-9.
4.Энциклопедия для детей «Аванта +», том 11, Математика.-М.Аванта+,2002г.-С.223.
Карандаши в пакете
«Течет река Волга»
Соленая снежинка
Калитка в сад
Ласточка. Корейская народная сказка