Доклад "Тема детства в творчестве Марины Цветаевой" подготовлен обучающимся 7 класса для участия в Кирилло-Мефодиевских чтениях. Материал может быть использован на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
rudenko_tema_detstva_v_tvorchestve_mariny_tsvetaevoy.docx | 41.92 КБ |
Тема детства в творчестве Марины Цветаевой
Автор: Мурыгин А., 7 класс
Руководитель: Руденко Р.В.,
учитель русского языка и литературы
Детство…Всем хорошо знакома эта прекрасная пора.
Всегда яркое солнце, всегда зелёная трава, хочется попробовать весь мир на вкус, на ощупь, увидеть все цвета и оттенки радуги. Разве есть на Земле человек, который не помнит это счастливое время?
Антуан Де-Сент Экзюпери в его всемирно известной книге «Маленький принц» совершенно верно определил: «Все мы родом из детства».
Тема детства прослеживается в произведениях многих писателей и поэтов XIX и XX веков. Не осталась в стороне и Марина Цветаева.
Цветаева начала писать в юном возрасте. Её первый сборник «Вечерний альбом» был издан, когда ей исполнилось 18 лет. На протяжении своей жизни Цветаева столкнулась со многими испытаниями: это и события в истории России: Первая Мировая война, две революции, Гражданская война; и личные драмы поэтессы: смерть дочери, долгая разлука с мужем, эмиграция. Но, несмотря ни на что, Марина Цветаева продолжала писать. Цветаева была поэтом с большой буквы и считала это своим призванием.
Начиная с самых ранних произведений, стихи о себе, о матери, о сестре стали лейтмотивом её стихотворений на всех этапах развития и становления поэта.
Таинственность и загадочность «острова детства» раскрываются в стихотворении «В зале», вошедшем в сборник «Вечерний альбом». В обычной зале с приходом темноты обостренное детское восприятие придает простым житейским картинам особую значимость.
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идёт из угла.
Нас двое над тёмной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица, -
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И тёмных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни.
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
Ночная стихия всегда будет для Цветаевой по-особому влекущей, манящей и грозной. В этом стихотворении для неё важна мысль о том, что детям все «тайны вручены».
Подвластен им и мир «вечерних ведений»: «Мы, дети, сегодня цари».
Жизнь ребенка, по Цветаевой, необычайно наполнена и динамична. Каждый её миг открывают юному человеку новые для него истины, обогащает новым опытом. В цветаевском стихотворении это опыт борьбы духовной, ведь детям приходится противостоять не только пугающим и зловещим теням, но и собственным слабостям, малодушию. Цена победы над собой велика, и дети могут ею гордиться:
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И тёмных окончится власть.
Дети чувствуют кровную связь с миром, сознание собственной значимости переполняет их, они первооткрыватели всего, что их окружает! И как далеки от этого взрослые, забывшие о непостижимой прелести существования, обитающие « в мире, где всяк сгорблен и взмылен». Поэтому так отчетливо разделяет Цветаева мир взрослых, лишенный поэзии («скучны и просты их дни»), и мир детей, многосложный, многоцветный и огромный.
Радость познания связана для детей и с миром книг. Детское восприятие книг, убеждена Цветаева, глубоко и своеобразно. В письме М. Волошину (1911) она замечает: «Семи лет Мцыри и Евгений Онегин гораздо верней и глубже понимаются, чем двадцати. Не в этом дело, не в недостаточном понимании, а в слишком глубоком, слишком чутком, болезненно-верном!».
Мир, преображенный «волшебной силой песнопенья», с ранних лет был дорог Цветаевой. Не случайно в ее поэзии так много упоминаний о прочитанном, а литературные персонажи часто выступают действующими лицами ее произведений.
«Неизменившие друзья» — так названы Цветаевой любимые ею в детстве «книги в красном переплете». «Рай детского житья» освещен их присутствием в жизни героини. Чтение и игра матери на рояле сливают воедино мир слова и мир музыки.
Книги в красном переплете
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
— «Уж поздно!» — «Мама, десять строк!»…
Но к счастью мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Детство играет большую роль в жизни человека. Казалось бы, это довольно короткий период жизни, а сколько он может рассказать о человеке… «Детство - пора слепой правды, юношество — зрячей ошибки, иллюзии. По юношеству никого не суди. История моих правд — вот детство. История моих ошибок — вот юношество», - писала Цветаева.
В «Автобиографии» Марина Цветаева пишет фразу, которая известна многим: «все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала».
Такую же мысль поддерживает Марина Цветаева и в стихотворении «Мирок».
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
У Цветаевой есть множество стихотворений, где «детство» воспринимается, как состояние души. Одно из таких - стихотворение «Маме», написанное после смерти матери.
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
Читая стихотворение, мы понимаем, что именно в детстве Цветаева научилась ценить красоту прошлого, которое стало для нее гораздо важнее и значимее, чем настоящее и будущее.
Здесь Марина Цветаева описывает «детство» как состояние. В стихотворении звучат ноты сожаления, оттого что мир детства не вернуть.
Тема детства прослеживается в стихотворениях Цветаевой, посвященных своим детям.
Читая стихи, посвященные дочери Ариадне, мы понимаем, что Аля для матери – божество. Эти произведения обладают жизнерадостностью, Поэт воспринимает девочку как чудо, данное свыше.
Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной — и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала —
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И все, что мне — только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе — тихи.
Ты будешь, как я — бесспорно —
И лучше писать стихи…
Но будешь ли ты — кто знает —
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.
У Цветаевой появляется вторая дочь - Ирина, которая умрёт через 3 года от голода и болезни.
Трагедия Цветаевой-матери отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные...»
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были — по одной на каждую —
Две головки мне дарованы.
Но обеими — зажатыми —
Яростными — как могла! —
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.
Две руки — ласкать — разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки — и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая — на шейке тоненькой —
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем непонято,
Что дитя мое в земле.
В 1925 году у Марины рождается сын — Георгий Сергеевич Эфрон, которому она также посвящает стихи. Стихотворение «К сыну» было написано в 1932 году. Цветаева жила единой мечтой — вернуться в Россию, без которой не мыслила своего существования, от которой никогда не отрекалась. Этой надеждой держалась в самые тяжелые и безрадостные периоды жизни. Всё это мы можем слышать в стихотворении «К сыну»:
Ни к городу и ни к селу —
Езжай, мой сын, в свою страну, —
В край — всем краям наоборот! —
Куда назад идти — вперед
Идти, — особенно — тебе,
Руси не видывавшее
Дитя мое… Мое? Ее —
Дитя!
Таким образом, тема детства является важной для Марины Цветаевой. Детские переживания отразились на всем творчестве великого русского поэта. Для Цветаевой детство — жизнь полная движения, в которой есть все необходимое. Только в детстве непрерывно мы совершаем открытия, познаем что-то новое, неизведанное.
Три коробки с орехами
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Басня "Две подруги"
Снежная сказка
Девчата