"Софизмы: обман или ошибка"
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 69.5 КБ |
презентация | 800.68 КБ |
Исследовательская работа
на тему: «Софизмы»
Выполняла:
ученица 9А класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №20 им. А.А.Хмелевского
г. Курска
Акатова Таисия Максимовна
Руководитель:
учитель математики
Кораблина О.А
Курск 2017
Содержание
Введение
Почему я выбрала эту тему для своей работы?
Я считаю эту тему очень увлекательной и содержательной, развивающей познавательный интерес к урокам математики. История математики полна неожиданных и интересных софизмов. И зачастую именно их разрешение служило толчком к новым открытиям, из которых, в свою очередь, вырастали новые софизмы.
Цели:
Задачи:
Основная гипотеза проекта:
Если неточно знать формулировки теорем, математические формулы, правила и условия, при которых они выполняются, а также не анализировать построение чертежа к геометрической задаче, то можно получить абсурдные результаты, противоречащие общепринятым представлениям.
Понятие и классификация софизм
Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества( 5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.
Классификация
Алгебраические софизмы
2∙2=5
Решение
1 Способ
Запишем верное равенство
16 - 36 = 25 – 45
А дальше выполним несколько преобразований:
16 - 36 + 20 ¼ = 25 – 45 + 20 ¼
42 – 2 ∙4 ∙ 9/2 + (9/2)2 = 52 – 2 ∙ 5 ∙ 9/2 + (9/2)2
(4 - 9/2)2 = (5 - 9/2)2
4 - 9/2 = 5 - 9/2
4 = 5
2∙2=5
Ответ: Если квадраты выражений равны, то сами выражения могут быть, а могут быть противоположны.
2 Способ
4:4=5:5.
4(1:1)=5(1:1)
1:1=1
4=5 , т.е. 2 ∙ 2= 5
Ответ:
4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).
4:4=4(1:4)
1=2
Решение
Пусть a = b, тогда
a ∙ b = b2 ab = a2 a2= b2
ab – b2= a2 – b2
b (a – b) = (a – b)( a + b) Разделим на (a – b)
b = a + b
b = 2b
1=2
Ответ: Так как a=b, то a-b=0, а на ноль делить нельзя.
Геометрические софизмы
Разрезанный треугольник
Условие:
Дан треугольник, составленный из четырёх частей (на рисунке). После перестановки частей при визуальном сохранении изначальных пропорций появляется новый, не занятый ни одной частью, квадрат.
Ответ: Секрет в том, что синий и красный треугольники имеют неравные углы, что визуально незаметно из-за слишком малой разницы. Поэтому на первом рисунке создаётся излом внутрь, а на втором — наружу. Это легко проверить наложением и вычислениями
Вычислением:
Sтреугольника= (13∙5)/2= 32,5 кв ед
Площадь треугольника не равна сумме площадей частей, из которых они составлены. Так как
Sжел= 7 кв ед
Sзелен= 8 кв ед
Sкрасн= 12 кв ед
Sсин= 5 кв ед
Сложим все результаты и получим 32.
Отношение длин катетов синего треугольника 5:2, а красного — 8:3, поэтому эти треугольники не являются подобными, а значит, имеют разные углы.
Гипотенузы в обоих треугольниках на самом деле является ломаными линиями. Если наложить треугольники друг на друга, то между их гипотенузами образуется параллелограмм, в котором и содержится «лишняя» площадь.
Логические софизмы
Дележ верблюдов
Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащих ему верблюдов так, чтобы старшему досталась половина всех верблюдов, среднему – треть, младшему – девятая часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде, внимательно выслушал и разделил по завещанию. Как ему это удалось?
Ответ:
Мудрец пустился на уловку. Он добавил к стаду своего верблюда, тогда их стало 18. Разделив это число, как сказано в завещании (старший брат получил 18 ∙ ½ =9 верблюдов, средний 18 ∙ 1/3 = 6 верблюдов, младший 18 ∙ 1/9 = 2 верблюда), мудрец взял верблюда назад и все остались довольны. Мудрец- тем, что сделал доброе дело, а братья тем, что им досталось даже больше, чем отец завещал.
Как это произошло однако?
Ответ : все дело в том, что части, на которые по завещанию должны были делить стадо сыновья , в сумме не составляют 1
Пропавший рубль
Три подруги зашли в кафе выпить по чашке кофе. Выпили. Официант принес им счет на 30 рублей. Подруги заплатили по 10 рублей и вышли. Однако хозяин кафе почему-то решил, что поданный на этот столик кофе стоит 25 рублей, и велел вернуть посетительницам 5 рублей. Официант взял деньги и побежал догонять подруг, но пока бежал. Подумал. Что им будет трудно делить на троих 5 рублей, и поэтому решил отдать им по 1 рублю. А два рубля оставить себе. Так и сделал.
Что же получилось? Подруги заплатили по 9 рублей. 9∙ 3 = 27 рублей. Да два рубля осталось у официанта. А где ещё 1 рубль?
Ответ:
Задача сформулирована так, чтобы запутать читателя. Подруги заплатили 27 рублей. Из этой суммы 25 рублей осталось у хозяина кафе. А 2 рубля – у официанта. И никого пропавшего рубля!
Статистическое исследование
Я решила провести исследование на знание софизмов и провела опрос среди 24 учеников 9 класса. На первый вопрос: «Что такое софизмы?»
100% - ответили, что не знают
Ситуация неутешительная. Тогда я решила показать свою работу ученикам. После повторного опроса динамика была намного лучше. На первый
вопрос: «Что такое софизмы?»
96%- ответили, сто знают
4% - ответили, что прослушали
Я задала еще один вопрос: «Понравилась ли вам эта тема? Хотели бы вы узнавать подобное на уроках математики?»
86% - ответили, что хотели.
Таким образом, я выяснила, что подобные беседы, нравятся и будут сильно помогать ученикам старших классов в развитии интереса к математике. Я считаю, что необходимо ввести тему «Софизмы» в общеобразовательный курс по математике.
Заключение
Софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные и доказательные.
Софизм – это обман. Но обман тонкий и закамуфлированный, так что его не сразу и не каждому удается раскрыть
Они очень поучительны и интересны. Практика обучения математике показывает, что поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики. Такой подход при обучении математики способствует более глубокому ее пониманию и осмыслению и, кроме того, показывает, что математика-это живая наука.
Литература
Слайд 1
Софизмы Работу выполняла Ученица 9а класса Средней школы №20 Акатова ТаисияСлайд 2
Цель и задачи. Цель моей работы: Познакомиться с софизмами, показать значимость математических софизмов при изучении математики, показать как получаются абсурдные выводы Задачи: дать определение понятию «софизм»; классифицировать различные виды софизмов; понять, как найти ошибку в софизмах.
Слайд 3
Основная гипотеза проекта Если неточно знать формулировки теорем, математические формулы, правила и условия, при которых они выполняются, а также не анализировать построение чертежа к геометрической задаче, то можно получить абсурдные результаты, противоречащие общепринятым представлениям .
Слайд 4
Что такое софизм ? Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Слайд 5
Экскурс в историю Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества( 5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами .
Слайд 6
Классификация Софизмов Алгебраические Логические Геометрические
Слайд 7
Алгебраические софизмы «2∙2=5» Решение 1 Способ Запишем верное равенство 16 - 36 = 25 – 45 А дальше выполним несколько преобразований : 16 - 36 + 20 ¼ = 25 – 45 + 20 ¼ 4 2 – 2 ∙4 ∙ 9 /2 + ( 9 /2) 2 = 5 2 – 2 ∙ 5 ∙ 9 /2 + ( 9 /2) 2 (4 - 9 /2) 2 = (5 - 9 /2) 2 4 - 9 /2 = 5 - 9 /2 4 = 5 2∙2=5
Слайд 8
2 Способ 4:4=5:5. 4(1:1)=5(1:1) т .к.1:1=1 4=5 , т.е. 2 ∙ 2=5
Слайд 9
1=2 Решение Пусть a = b, тогда ab = b 2 ab = a 2 , т.к. a 2 = b 2 ab – b 2 = a 2 - b 2 b (a – b) = (a – b)( a + b) Разделим на (a – b) b = a + b b = 2b 1=2
Слайд 10
Геометрические софизмы Разрезанный треугольник Условие Дан треугольник, составленный из четырёх частей (на рисунке). После перестановки частей при визуальном сохранении изначальных пропорций появляется новый, не занятый ни одной частью, квадрат.
Слайд 12
«Гипотенуза» на самом деле является ломаной линией Перестановка частей
Слайд 13
Логические софизмы Дележ верблюдов Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащих ему верблюдов так, чтобы старшему досталась половина всех верблюдов, среднему – треть, младшему – девятая часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде, внимательно выслушал и разделил по завещанию. Как ему это удалось?
Слайд 14
Ответ Мудрец пустился на уловку. Он добавил к стаду своего верблюда, тогда их стало 18. Разделив это число , как сказано в завещании ( старший брат получил 18 ∙½ = 9 верблюдов, средний 18 ∙1/3 = 6 верблюдов, младший 18 ∙ 1/9 = 2 верблюда), мудрец взял верблюда назад и все остались довольны. Мудрец- тем, что сделал доброе дело, а братья тем, что им досталось даже больше, чем отец завещал. Как это произошло однако? Ответ : все дело в том, что части, на которые по завещанию должны были делить стадо сыновья , в сумме не составляют 1.
Слайд 15
Пропавший рубль Три подруги зашли в кафе выпить по чашке кофе. Выпили. Официант принес им счет на 30 рублей. Подруги заплатили по 10 рублей и вышли. Однако хозяин кафе почему-то решил, что поданный на этот столик кофе стоит 25 рублей, и велел вернуть посетительницам 5 рублей. Официант взял деньги и побежал догонять подруг, но пока бежал подумал, что им будет трудно делить на троих 5 рублей, и поэтому решил отдать им по 1 рублю. А два рубля оставить себе. Так и сделал. Что же получилось? Подруги заплатили по 9 рублей. 9∙3 = 27 рублей. Да два рубля осталось у официанта. А где ещё 1 рубль?
Слайд 16
Ответ Задача сформулирована так, чтобы запутать читателя. Подруги заплатили 27 рублей. Из этой суммы 25 рублей осталось у хозяина кафе. А 2 рубля – у официанта. И никого пропавшего рубля!
Слайд 17
«Софизм учебы » Песенка, сочиненная английскими студентами: The more you study, the more you know The more you know, the more you forget The more you forget, the less you know The less you know, the less you forget The less you forget, the more you know So why study ?
Слайд 18
Перевод Перевод . Чем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь. Чем больше забываешь, тем меньше знаешь. Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Так для чего учиться?
Слайд 19
Статистическое исследование На вопрос: «Что такое софизмы» 96% - ответили, что знают. 4% - ответили, что прослушали. На вопрос: «Понравилась ли вам эта тема ? Хотели бы вы узнавать подобное на уроках математики ? » 86% - ответили, что хотели.
Слайд 20
Вывод Софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные и доказательные. Софизм – это обман. Но обман тонкий и закамуфлированный, так что его не сразу и не каждому удается раскрыть.
Калитка в сад
Колумбово яйцо
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Весёлая кукушка
Что есть на свете красота?