Выявить основные экологические проблемы связанные с загрязнением Байкала и предложить способы решение этой проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
Загрязнение Байкала | 204.75 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ»
III школьная конференция учебно-исследовательских работ
Экология региона
Загрязнение Байкала
Выполнил: Тейбеш Артём,
ученик 3 «Б» класса
МАОУ «СОШ №40»
Руководитель: Тютрина Ирина Афанасьевна
учитель начальных классов
iratyutrina@yandex.ru
Бурятия
г. Улан-Удэ
2018г.
Оглавление
2.1. Уникальность озера Байкал…………………………………………………..стр. 4
2.2. Загрязнение Байкала…………………………………………………………..стр. 4
3. Практическая часть…………………………………………………………………стр. 5
4. Заключение………………………………………………………………………….стр. 7
Литература…………………………………………………………………………..стр. 8
Приложения………………………………………………………………………….стр. 9
Актуальность. Разбирая домашнюю библиотеку, меня заинтересовала книга об озере Байкал. Я стал изучать информацию, написанную в книге. Чем больше я узнавал об этом удивительном озере, тем крепче становились мои убеждения, что Байкал - уникальное явление природы. А ещё я узнал, что Байкал - самой чистое озеро в мире и главная его проблема ухудшение природы, исчезновение многих животных.
На основе данной проблемы я решил построить исследовательскую работу на тему: «Загрязнение Байкала»
Объектом исследования стало озеро Байкал.
Предмет исследования – экология озера Байкал.
Исходя из этого, была поставлена цель исследования – выявить основные экологические проблемы связанные с загрязнением Байкала и предложить способы решение этой проблемы.
С учётом актуальности, цели, объекта и предмета исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить литературу и обобщить информацию по этой проблеме.
2. Установить основные экологические проблемы, связанные с загрязнением Байкала.
3. Провести классный час по теме, рассказать о современных экологических проблемах.
4. Создание листовки на эту тему «Не загрязняйте Байкал!».
5. Сделать выводы и подтвердить гипотезу.
Гипотеза: загрязнение Байкала связано с деятельностью людей и небрежным отношением к нему, что может приводить к ухудшению природы и исчезновению животных. Предположим,
что, если изучив современные экологические проблемы, мы сможем определить пути решения сохранения озера Байкал.
Методы исследования:
Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.
3
2. Основная часть
2.1. Уникальность озера Байкал.
Озеро Байкал - озеро из которого можно пить!!! Почти в центре огромного материка Евразия в виде узкого голубого полумесяца находится озеро Байкал. Среди озер земного шара озеро Байкал занимает 1 место по глубине. Площадь водного зеркала озера-31470 квадратных километров. Максимальная глубина озера 1637 м, средняя-730 м. По площади Байкал занимает 8 место в мире среди озер и приблизительно равен площади такой страны, как Бельгия. Для того, чтобы понять, какое большое это озеро Байкал, надо представить, что в озеро не поступает вода. Тогда реке Ангаре понадобилось бы 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу.
Байкальская вода уникальна и удивительна, как и сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. В прошлом она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни. Весной прозрачность байкальской воды составляет целых 40 метров! Если мы бросим серебряную монетку на эту глубину, то сможем ее разглядеть. Это объясняется тем, что байкальская вода, благодаря деятельности живых организмов, в ней обитающих, очень слабо минерализована и близка к дистиллированной. Байкальская вода идеально подходит для организма человека. Учёные в лабораториях проводили исследования байкальской воды и выяснили, что она считается питьевой водой. Даже летом вода озера остаётся холодной и слабо испаряется. Поэтому над Байкалом не образуются облака. На Байкале в год бывает больше солнечных дней, чем на курортах Чёрного моря.
Человек всегда пользовался природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги – вылавливал рыбу, добывал пушных зверей, вырубал лес, заготавливал кедровый орех, ягоды, лекарственные травы. Поэтому со временем природа стала страдать. Тогда люди стали понимать, что даже щедрая байкальская природа не успевает восстанавливаться, если ее нещадно эксплуатировать: взрослых животных и рыб с каждым годом становится меньше из-за перелова, а значит, с каждым годом рождается все меньше молоди.
Загрязнение поступающие с водами реки Селенга. Река Селенга является крупнейшим притоком оз. Байкал. Основные источники загрязнения р. Селенги находятся в Республике Бурятия. Здесь расположены крупные промышленные центры. Используемые в сельскохозяйственной деятельности химические вещества смываются дождями в р. Селенга и затем попадают в оз. Байкал. Общая площадь сельскохозяйственных угодий республики Бурятия занимает 11,2% всей территории Республики Бурятия. Высокий уровень загрязнения дельты р. Селенга считаются главной причиной гибели икры омуля.
Байкальский целлюлознo-бумажный комбинат. В 1973г с г.Селенгинск в 60 км от
4
оз.Байкал был построен Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат. Для изготовления целлюлозы комбинат забирает воду из озера. На заводе имеются очистные сооружения, куда поступает загрязненная химическими соединениями вода. Здесь она проходит несколько стадий очистки. После очистки вода сбрасывается обратно в озеро. За десятки лет работы завода, даже после такой очистки, со сточными водами на дно Байкала поступило огромное количество загрязняющих веществ. По словам предприятия сброс прекращен. Однако, комбинат продолжает загрязнять атмосферный воздух.
Загрязнение воздушными выбросами. Загрязнение воздушного бассейна над акваторией озера Байкал в основном происходит из населенных пунктов, расположенных непосредственно вокруг озера. Наиболее часто встречаются такие загрязнители, как твердые частицы, двуокись серы, одноокись азота и углеводородов.
Изменение уровня Байкала - это последствия строительства Иркутской ГЭС.
Загрязнение Байкала хозяйственно-бытовыми стоками населенных пунктов прибрежной зоны. Непосредственно в селах и небольших городах по берегам Байкала живут 80000 человек. Подсчёт показывает, что все эти поселения сбрасывают около 1,5 млн. квадратов стоков в год. Очистка бытовых и промышленных пунктов вокруг озера, либо отсутствуют вообще, лимбо имеет очень низкое качество.
Сброс загрязнённых вод с судов. Особой проблемой являются сбросы балластных вод с судов и загрязнение вод озера нефтепродуктами. Всего на Байкале более 300 судов. Навигация длится около 6 месяцев. Ежегодно в Байкал попадает около 160 тонн нефтепродуктов.
Планы Монголии угрожают озеру Байкал. Власти Монголии запланировали строительство на реке Селенге, а также на двух ее притоках, которые совместно обеспечивают 80% поступления воды в озеро Байкал, строительство трех гидростанций, общей мощностью 565 МВт. В случае реализации Монголией запланированного строительства, экологической системе Байкала будет нанесен необратимый вред, вплоть до полного высыхания озера.
Главная проблема человек. Люди приезжают отдыхать на Байкал, но не все после себя считают нужным увозить мусор с собой. Тем самым оставляя после себя огромные горы мусора, некоторые попадают в воду.
5
После изучения и анализа соответствующей литературы и статей, я на классном часе рассказал о современных экологических проблемах Байкала учащимся 3 класса и предложил обсудить пути решения, которые я выделил:
1. Закрыть все предприятия загрязняющие Байкал.
2. Ввести штрафы за оставленный мусор, мытье машин, посуды, стирку в озере Байкал.
3. Обустроить берега Байкала для отдыха туристов.
4. Проводить беседы с населением, отдыхающими.
5. Запрет рубки лесов на склонах хребтов, особенно у берегов Байкала.
6. Очистные сооружения на предприятиях г. Улан-Удэ.
7. Разработка безотходных технологий производства.
8. Очистка сточных вод в реку Селенгу, озеро Байкал.
9. Разрешить передвигаться по Байкалу только катерам, работающим на электродвигателе.
10. Создание листовки, призывающей людей оберегать природу Байкала.
После я раздал детям анкету. (См. приложение №1) Они должны были выбрать варианты ответов, которые считают необходимыми для сохранения природы озера Байкал. После анализа ответов наиболее важными дети считают следующие предложения, которые я занёс в таблицу: (См. приложение №2)
1. Ввести штрафы за оставленный мусор, мытье машин, посуды, стирку в озере Байкал – 76,6 %
2. Запрет рубки лесов на склонах хребтов, особенно у берегов Байкала – 76,6%
3. Закрыть все предприятия загрязняющие Байкал -70%
4. Создание листовки, призывающей людей оберегать природу Байкала – 70%
5. Проводить беседы с населением, отдыхающими – 63,3%
6. Очистка сточных вод в реку Селенгу, озеро Байкал – 63,3%
Другие предложенные мною пути решения экологических проблем Байкала не менее важны для экологии Байкала и о которых нельзя забывать, нужно говорить и решать.
Когда мы выделили основные пути решения современных экологических проблем Байкала, мы решили изготовить и распространять листовку, которая будет призывать людей, туристов более бережно относить к Байкалу и тоже задумываться над экологией озера Байкал. (См.приложение №3)
6
Заключение.
Когда я готовил свой проект, я понял, что главным источником загрязнения Байкала - есть сам человек. Каждый, приезжая отдыхать должен подумать о вреде. Который он может нанести окружающей нас природе. Если не думать об этом, через несколько лет мы потеряем красивое озеро, чистую воду и уникальных животных. Мы предлагаем:
1. Ввести штрафы за оставленный мусор, мытье машин, посуды, стирку в озере Байкал.
2. Запрет рубки лесов на склонах хребтов, особенно у берегов Байкала.
3. Закрыть все предприятия загрязняющие Байкал.
4. Распространять листовки, призывающей людей оберегать природу Байкала.
5. Проводить беседы с населением, отдыхающими.
6. Очистка сточных вод в реку Селенгу, озеро Байкал.
Моя гипотеза в ходе исследования подтвердилась. Изучив современные экологические проблемы, мы смогли определить пути решения сохранения озера Байкал.
7
Литература
1. Большая российская энциклопедия.Том 2.- М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2005г.
2.Климат Байкала // Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах, 1989 г.
3. Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала - http://irkipedia.ru/content/klimat_baykala_galaziy_g_i_baykal_v_voprosah_i_otvetah.
4. А. Авакян, Водохранилища, 2001г.
5. Б. Богословский, Озероведение, 2003г.
8
Приложения
Приложение №1
Анкета
Выберите варианты ответов, которые вы считает необходимыми для сохранения природы озера Байкал.
1. Закрыть все предприятия загрязняющие Байкал.
2. Ввести штрафы за оставленный мусор, мытье машин, посуды, стирку в озере Байкал.
3. Обустроить берега Байкала для отдыха туристов.
4. Проводить беседы с населением, отдыхающими.
5. Запрет рубки лесов на склонах хребтов, особенно у берегов Байкала.
6. Очистные сооружения на предприятиях г. Улан-Удэ.
7. Разработка безотходных технологий производства.
8. Продумать и осуществить процесс очистки сточных вод в реку Селенгу, озеро Байкал.
9. Разрешить передвигаться по Байкалу только катерам, работающим на электродвигателе.
10. Создание листовки, призывающей людей оберегать природу Байкала.
11. Ничего не предпринимать, оставить всё как есть.
9
Приложение №2
Таблица
п/п | Фамилия и имя учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Аханов Артём | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
2 | Видмиш Сергей | + | + | + | + | + | + | + | ||||
3 | Гергесова Яна | + | + | + | + | + | + | + | ||||
4 | Глотова Ольга | + | ||||||||||
5 | Гончарова Милана | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
6 | Гусельникова Алина | + | + | |||||||||
7 | Дугаров Пурбо | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
8 | Дученко Кирилл | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
9 | Жаркой Сергей | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
10 | Илькова Дарья | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
11 | Кузьмина Таисия | + | + | + | + | + | ||||||
12 | Михалёва София | + | + | + | + | + | + | + | ||||
13 | Перфильев Георгий | + | + | + | + | |||||||
14 | Петров Максим | + | + | |||||||||
15 | Петрова Ксения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
16 | Петухова Карина | + | + | + | ||||||||
17 | Пищальникова Виктория | + | ||||||||||
18 | Подберёзский Даниил | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
19 | Пуляевская Вероника | + | + | + | + | |||||||
20 | Путинцев Егор | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
21 | Раднаева Юмжана | |||||||||||
22 | Родионова Ксения | + | + | + | ||||||||
23 | Сакияев Константин | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
24 | Симонов Михаил | + | + | + | ||||||||
25 | Тейбеш Артём | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
26 | Тырхеева Дулма | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
27 | Францев Тамир | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
28 | Шашин Антон | + | + | + | + | + | + | + | ||||
29 | Шишмарёва Надежда | + | + | + | + | + | + | |||||
30 | Щепина Злата | + | + | + | + | |||||||
21 | 23 | 13 | 19 | 23 | 14 | 14 | 19 | 15 | 21 |
10
Приложение №3
Листовка
Как Снегурочке раскатать тесто?
Ласточка. Корейская народная сказка
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Заяц-хваста
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"