Доклад на конференции "ЛЮДИ.СОБЫТИЯ.ФАКТЫ",посвященной 120-летию города Новосибирска про художника Сибири - Титкова И.В.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.63 КБ |
ivan_vasilevich_titkov.rar | 2.97 МБ |
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ТИТКОВ – «ХУДОЖНИК СИБИРИ» .
Копылова П.В.
Научный руководитель: Заикина А.Б., преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
ГБОУ СПО НСО «Новосибирский радиотехнический колледж»
Жизнь человека исчисляется не только прожитыми годами, но и благими делами, совершаемыми человеком. Много в мире интересных людей, которые оставляют свой след в истории города, области, страны. Таким человеком является Иван Васильевич Титков, наш земляк, мой двоюродный дедушка. Живописец, график, член Союза художников СССР, России с 1933 г., заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1981), «Гражданин XX века Новосибирской области»(2000).
Участник Великой Отечественной войны. Служил артиллеристом-разведчиком, на фронте с 1941 по 1945 гг. Войну закончил в звании старшины, награжден двумя орденами Красной Звезды. Работы художника находятся в государственных художественных музеях Москвы, Новосибирска, Барнаула, а также во многих районных музеях (г. Искитим, р.п. Сузун, р. п. Красноозерское, р.п. Чистоозерное и др.) Новосибирской области.
Цель нашей работы – рассмотреть творчество Ивана Васильевича Титкова.
Задачи исследования:
- изучить творческий багаж художника;
- проанализировать его вклад в развитие искусства Сибири.
Свой путь к всеобъемлющему и достойному отображению современности искал старейшина новосибирских художников Иван Васильевич Титков (1905 — 1993), человек неутомимого темперамента и неисчерпаемых духовных сил. Не было сколько-нибудь значительного события в истории социалистического преобразования Сибири, которое бы не отразил он в своём творчестве. Убеждённость в правоте своего искусства, природный талант, одарённость и упорство в достижении поставленных целей — вот составные части его выдающегося творческого потенциала, позволившего мастеру создать за пятьдесят лет более 4 тысяч произведений живописи и графики. Причём диапазон художника был необычайно широк: от большой, эпического звучания тематической картины до портрета или жанровой зарисовки, от плаката до книжной иллюстрации, от декоративной росписи до оформления спектаклей.
Нам удалось встретиться с дочерью Ивана Васильевича - Элеонорой Ивановной Титковой, профессором, заведующей кафедрой музыкального театра Новосибирской государственной консерватории (Академии) им. М.И. Глинки, заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом Премии «Человек года» (2005) и просто потрясающей женщиной, и очень талантливым человеком.
Она с большой любовью и уважением вспоминает об отце: «Он был очень хороший, талантливый человек, который был очень влюблён в свою работу и полностью посвятил ей всю свою жизнь. Днём обычно он старался отдыхать, а ночью начинал творить. Всю ночь он работал, один раз он даже упал в обморок. Он очень любил природу. Там где он жил, была очень красивая местность, недалеко была река Обь. Уж очень он любил рисовать, и из простого хобби он сделал профессию. Однажды к ребятам приехал известный художник из петербургской академии, он выбирал талантливых детей, чтобы привить любовь к искусству. Такими талантливыми оказались Иван Васильевич и его брат Василий Васильевич Титковы. Он закончил Омское художественное училище»[1].
В 1924 г. юный рисовальщик отправляется в свою первую научную экспедицию по Горному Алтаю. Эта и последующие экспедиции помогли молодому, начинающему художнику рано осознать ценность древнего художественного наследия Сибири, своеобразие самобытных культур ее народов и смело двигаться навстречу им в своем творчестве. Его рисунок алтайского шамана 20-х годов, более поздние темперы «Поет богатырь Альеп-Манаш» и «Сказание о Хакасии» – подлинные жемчужины. [5., С. 101.]
С 1932 по 1935 гг. Иван Васильевич руководит Домом культуры, ведет активную общественную деятельность. В 1935 г. он организовал первую народную изостудию на Алтае, руководил которой вплоть до переезда в Новосибирск. В 1938 г. Титкова переводят в Новосибирск инструктором Дома народного творчества. Быстрорастущий молодой город влек к себе творческие натуры. Разнообразие окружающей жизни оказывало благотворное влияние на творчество. Этот период художник активно занимался живописью, графикой. Основные темы – трудовая деятельность народа, природа Сибири, иллюстрации к народному эпосу Алтая. В становлении художественной индивидуальности Титкова большую роль сыграли его учителя, мастера кисти и рисунка К. М. Чукалов, Ю. К. Куртуков, а также повышение квалификации в стенах Академии художеств в Ленинграде. [4., С. 315]
Но планы были нарушены в июне 1941 г. – началась война. Иван Васильевич ушел добровольцем на фронт. За пять долгих военных лет художник создал около трех тысяч произведений живописи, станковой графики и фронтового документального рисунка на темы Великой Отечественной войны. Все они воскрешают атмосферу героических страниц истории нашей страны. Главная тема в портретных рисунках однополчан, разведчиков-артиллеристов – это концентрация духа, мобилизация всех сил во имя Победы. Живые впечатления воплотились в зрелые и законченные образы советских солдат; здоровое, оптимистическое начало, столь свойственное натуре художника, составляет их основной лейтмотив. Тема Великой Отечественной продолжалась в творчестве художника и спустя десятилетия после ее окончания. Важнейшие его работы: «Опаленные (Курская битва)», 1975; «Через Брянские леса»; «В штурме Кенигсберга» – серия фронтовых рисунков о разведчиках, портреты героев; «У незнакомого поселка на Безымянной высоте» – фронтовые рисунки, наброски 1941–1945 гг.; «Прощание» (в Новосибирске), 1941; «На КП (Западный фронт)», 1942; «Военврач», 1942; «Вечер на передовой», 1943; «На Бородинском поле», 1942; «Дети» (Смоленская область), 1943; «Беспризорник», 1943; «Осиротела»,1942; «В немецкой неволе»; «У Копинбурга», 1945;«Кончили войну, теперь за пахоту», 1945 и др. [6]
Повседневный, казалось бы, будничный труд художника военного времени является ценнейшим вкладом в летопись Великой Отечественной войны.
Иван Васильевич совершает вылазки на передовую, выслеживает оборону противника, наносит на карту расположение вражеских позиций и огневых точек, чертит панорамы артиллерийских плацдармов и направляет огонь своих батарей. По воспоминаниям Элеоноры Ивановны: «Папа постоянно делал зарисовки своих сослуживцев. Однажды с ним случилась интересная история, чтобы сделать зарисовку немецких укреплений, он залез на дерево, и вдруг загудел мотоцикл и немцы остановились прямо под деревом, на котором сидел Иван Васильевич. Притаившись, отец боялся шелохнуться, но все обошлось, немцы его не заметили» [1].
Сполна отразил он трудовые будни речников, геологов, металлургов, шахтёров, тружеников полей и колхозов, строителей. С этюдником и альбомом для зарисовок он исколесил всю Сибирь. Маршруты его поездок — в названиях его картин: «Домны Новокузнецка», «Крепость Заполярья. Норильск», «В глухой, но ведомой тайге», «Строительство Красноярской ГЭС», «Порт Дудинка», «Строительство дороги в Саянах», «Академгородок строится», «На строительстве Новосибирской ГЭС». По словам Элеоноры Ивановны: «Папа часто рисовал колхозников, которые заняты своей работой, а так же технику, которая была на поле. Он мог в одно то же место приезжать несколько раз. Очень часто он выезжал на посевные и покосы. Все рабочие, колхозники его очень любили, даже дарили ему подарки. Он одним из немногих, кто начинал прививать искусство в Новосибирской области».[1]
«А однажды мы с отцом поехали с ним на Байкал, - продолжает нам рассказывать Элеонора Ивановна, - наш дом находился рядом с озером, буквально в нескольких метрах. И вдруг вечером началась очень сильная буря, волны даже доходили до нашего дома. Папа разбудил меня и говорит:
- Эля, быстрее иди, посмотри, ты такого больше никогда не увидишь!»[1]
Для духовного постижения Сибири мастер находил каждый раз поэтические сравнения, символы, метафоры. Его работы «Река Обь», «Вилюй», «Сибирская тайга», «Кряжи Западных Саян», «Кулунда», «Бараба», «Озеро Байкал», «Речка Каракан», «Весна на целине» – гимн природе, который звучит в унисон с пафосом дел человеческих: «Строительство Красноярской ГЭС», «Домны Новокузнецка», «Крепость Заполярья», «Нефтеразведка» и др. Все эти работы отличает впечатляющая правдивость, острое чувство времени.
Много раз был Иван Васильевич в Кузбассе. В своей книге «Моя Сибирь» он пишет о неизгладимом впечатлении, величественных панорамах, огнях великих строек… «Дух захватывает!» — восторгался художник.[7., С. 27.]
«Патриарх сибирской культуры, он во многом отражает лицо изобразительного искусства Сибири и задает тон его направленности на воплощение принципов народности в искусстве», – так написал в отзыве о выставке Иван Васильевича по случаю его 80-летия и 60-летия творческой деятельности Е. П. Маточкин – искусствовед, член художественного совета Дома ученых СО АН СССР. [3., С. 3.]
Элеонора Ивановна рассказывает о своём отце:
Таких людей как он уже нет. Иван Васильевич был самым добрым человеком на свете, у него была очень широкая и творческая душа. Даже когда я уехала учиться в Москву в ГИТИС, папа часто приезжал ко мне, покупал много подарков, ничего для меня не жалел. Он постоянно заботился о других, про себя забывал. Он очень много сделал для страны, для Родины. Его очень любили, в своих кругах его звали «Батя». Принимал заказы для художников, но себе не брал ни одного заказа, он заботился о своих друзьях. В селе Краснозёрское он открыл художественный музей. Он был в хороших отношениях с властью. Много его друзей тогда занимали должности председателей и т.п. Это пример тех людей, которые добились многого, хотя были выходцами из простых сёл. Ведь и Иван Васильевич был выходцем из села Пичкиряево. Он помогал всем и никогда не отказывал в помощи. Иногда даже молодые художники жили у нас дома».[1]
Творчество Народного художника России И.В. Титкова может быть примером общественно значимого слияния таланта и души.
Быть «художником Сибири» почетно и необычно сложно. Сибирь не придумаешь, ее нельзя воспеть понаслышке. Сибирь требует к себе особой любви – преданной, бескорыстной и мужественной. Только свои километры по тундре, горам и тайге, только собственные встречи с ее нелегкой и сложной судьбой дают право говорить о ней подлинно убедительно. Таким по-настоящему сибирским мастером является заслуженный деятель искусств, народный художник РСФСР Иван Васильевич Титков.
Литература.
Слайд 1
Иван Васильевич Титков - «Художник Сибири» Копылова П., студентка группы 9РТ-118 научный руководитель: Заикина А.Б., преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин. ГБОУ СПО НСО «Новосибирский радиотехнический колледж»Слайд 2
Иван Васильевич Титков (1905-1993) наш земляк, мой двоюродный прадедушка. Живописец, график, член Союза художников РСФСР(1981), «Гражданин XX века Новосибирской области (2000)». Участник Великой Отечественной войны. Служил артиллеристом-разведчиком, на фронте с 1941 по 1945 гг. Войну закончил в звании старшины, награждён 2 орденами Красной Звезды. Работы художника находятся в государственных художественный музеях (г. Искитим, р.п. Сузун, р.п. Краснозёрское) .
Слайд 3
Цель работы – рассмотреть творчество Ивана Васильевича Титкова. Задачи исследования: Изучить творческий багаж художника Проанализировать его вклад в развитие искусства Сибири.
Слайд 10
Элеонора Ивановна Титкова, профессор, зав.кафедрой музыкального театра Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии «Человек года» 2005 г.
Слайд 11
В 1924 году отправляется в свою первую Научную экспедицию по Горному Алтаю. С 1932-1935 Иван Васильевич руководит домом культуры, ведёт активную общественную деятельность. В 1938 г. Титкова переводят в Новосибирск инструктором Дома народного творчества.
Слайд 12
«Богатырь Алтай-Бугай»
Слайд 13
Но планы были нарушены в июне 1941 г. – началась война. Иван Васильевич ушел добровольцем на фронт. За пять долгих военных лет художник создал около трех тысяч произведений живописи, станковой графики и фронтового документального рисунка на темы Великой Отечественной войны. Все они воскрешают атмосферу героических страниц истории нашей страны. Главная тема в портретных рисунках однополчан, разведчиков-артиллеристов – это концентрация духа, мобилизация всех сил во имя Победы.
Слайд 14
«Через Брянские леса»
Слайд 15
«Волга»
Слайд 16
«Немецкие траншеи»
Слайд 19
«Без матери»
Слайд 20
«Боец»
Слайд 21
Тема Великой Отечественной продолжалась в творчестве художника и спустя десятилетия после ее окончания. Важнейшие его работы: «Через Брянские леса»; «В штурме Кенигсберга» – серия фронтовых рисунков о разведчиках, портреты героев; «У незнакомого поселка на Безымянной высоте» – фронтовые рисунки, наброски 1941–1945 гг.; «Прощание» (в Новосибирске), 1941; «На КП (Западный фронт)», 1942; «Военврач», 1942; «Вечер на передовой», 1943; «На Бородинском поле», 1942; «Дети» (Смоленская область), 1943; «Беспризорник», 1943; «Осиротела»,1942; «В немецкой неволе»; «У Копинбурга», 1945; «Кончили войну, теперь за пахоту», 1945; «Опаленные (Курская битва)», 1975; и др.
Слайд 22
Повседневный, казалось бы, будничный труд художника военного времени является ценнейшим вкладом в летопись Великой Отечественной войны. Иван Васильевич совершает вылазки на передовую, выслеживает оборону противника, наносит на карту расположение вражеских позиций и огневых точек, чертит панорамы артиллерийских плацдармов и направляет огонь своих батарей.
Слайд 26
Сполна отразил он трудовые будни речников, геологов, металлургов, шахтёров, тружеников полей, строителей. С этюдником и альбомом для зарисовок он исколесил всю Сибирь. Маршруты его поездок — в названиях его картин: «Домны Новокузнецка», «Крепость Заполярья. Норильск», «В глухой, но ведомой тайге», «Строительство Красноярской ГЭС», «Порт Дудинка», «Строительство дороги в Саянах», «Академгородок строится», «На строительстве Новосибирской ГЭС». По словам Элеоноры Ивановны: «Папа часто рисовал колхозников, которые заняты своей работой, а так же технику, которая была на поле. Он мог в одно то же место приезжать несколько раз. Очень часто он выезжал на посевные и покосы. Все рабочие, колхозники его очень любили, даже дарили ему подарки. Он одним из немногих, кто начинал прививать искусство в Новосибирской области».
Слайд 27
«На целине. Хакасия»
Слайд 28
«На строительстве Новосибирской ГЭС»
Слайд 29
«В глухой, но ведомой тайге»
Слайд 30
«Строится новое село»
Слайд 31
Для духовного постижения Сибири мастер находил каждый раз поэтические сравнения, символы, метафоры. Его работы «Река Обь», «Вилюй», «Сибирская тайга», «Кряжи Западных Саян», «Кулунда», «Бараба», «Озеро Байкал», «Речка Каракан», «Весна на целине» – гимн природе, который звучит в унисон с пафосом дел человеческих. Все эти работы отличает впечатляющая правдивость, острое чувство времени.
Слайд 32
«Байкал»
Слайд 33
«Холодный вечер на Оби»
Слайд 34
«Река Обь»
Слайд 35
Картины в доме Э.И. Титковой
Слайд 36
Картины в доме Э.И. Титковой
Слайд 37
Картины в доме Э.И. Титковой
Слайд 38
Картины в доме Э.И. Титковой
Слайд 39
И.Сушков. Портрет И.В. Титкова
Слайд 40
Моё творчество
Сверчок
Проказы старухи-зимы
Рисуем "Осенний дождь"
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Сказки пластилинового ослика