ü Актуальность выбранной темы
Мы постоянно сталкиваемся с тем, что нам необходимо в течение дня определять время. Мы отметили, что в течение дня смотрим на часы когда просыпаемся, выходим из дома в школу, в школе, когда идем на кружки, когда выполняем домашние задания и готовимся ко сну.
Часы - это незаменимое устройство, которое есть в каждом доме, трудно представить себе нашу жизнь без часов.
ü Проблема (идея) проекта.
Что мы знаем о часах? Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.Вот, то, что сразу «приходит на ум». Но мы так редко задумываемся о том, как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! А если представить, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы или, например, что случится, если часы будут идти по-разному, или будут идти у одних по часовой стрелке, а у других против?Нам захотелось больше узнать о часах. О том, какие были часы давным – давно. Захотелось узнать об их значимости в жизни человека.
ü Гипотеза проекта.
Мы выдвинули гипотезу, что современная жизнь без часов невозможна.
ü Цель проекта.
Мы поставили перед собой цель провести исследование и доказать или опровергнуть, что современная жизнь без часов невозможна.
ü Задачипоставленные для реализации проекта.
1. Изучить историю и виды часов, способы измерения времени.
2. Провести эксперимент «Один день без часов».
3. Выяснить возможна ли современная жизнь без часов.
ü Методы и приёмы исследования:
ü Сравнение
ü Анализ
ü Анкетирование
ü Обобщение
ü Вид проекта:
По содержанию–исследовательский, творческий, образовательный, информационный.
По комплектности–межпредметный .
По характеру контактов между участниками – групповой (3 человека).
По промежуточности - краткосрочный (октябрь - ноябрь 2017).
Вложение | Размер |
---|---|
chasy_v_zhizni_cheloveka.docx | 715.19 КБ |
Мы постоянно сталкиваемся с тем, что нам необходимо в течение дня определять время. Мы отметили, что в течение дня смотрим на часы когда просыпаемся, выходим из дома в школу, в школе, когда идем на кружки, когда выполняем домашние задания и готовимся ко сну.
Часы - это незаменимое устройство, которое есть в каждом доме, трудно представить себе нашу жизнь без часов.
Что мы знаем о часах? Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.Вот, то, что сразу «приходит на ум». Но мы так редко задумываемся о том, как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! А если представить, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы или, например, что случится, если часы будут идти по-разному, или будут идти у одних по часовой стрелке, а у других против?Нам захотелось больше узнать о часах. О том, какие были часы давным – давно. Захотелось узнать об их значимости в жизни человека.
Мы выдвинули гипотезу, что современная жизнь без часов невозможна.
Мы поставили перед собой цель провести исследование и доказать или опровергнуть, что современная жизнь без часов невозможна.
1. Изучить историю и виды часов, способы измерения времени.
2. Провести эксперимент «Один день без часов».
3. Выяснить возможна ли современная жизнь без часов.
По содержанию–исследовательский, творческий, образовательный, информационный.
По комплектности–межпредметный .
По характеру контактов между участниками – групповой (3 человека).
По промежуточности - краткосрочный (октябрь - ноябрь 2017).
Сначала мы разработали план работы над проектом.
План работы.
I – этап выбор тематики проекта (ответственные: Горюнова Вероника, Брагинец Александр, Ильина Анастасия).
Нас всегда интересовало зачем людям нужны часы.… И вообще, что такое время?
Странный вопрос. Ведь это каждый знает. Все только и говорят о нем.
- «Катастрофически не хватает времени», - жалуются одни.
- «Как медленно течет время», - говорят другие, когда приходится чего-то или кого-то ждать.
- «Ника, вставай, время!»- жужжит над ухом по утрам мама.
Уже в детском саду мы начали замечать фразы используемые нашими родителями и воспитателями. «Поторопись, а то не успеешь», «Который сейчас час», «Посмотри на часы». Зачем же нам куда-то торопиться и смотреть постоянно на часы? Что случится, если нам не следить за временем? Прежде всего, мы не сможем узнать, когда надо просыпаться, когда обедать, когда ложиться спать и др. (приложение 1). Конечно, людям помогает во многом природа, они просыпались, когда солнце всходило, их будили на рассвете голоса птиц. Но, наверное ни кто, не смог бы ответить на вопрос: «Сегодня вы проснулись раньше или позже чем вчера, и на сколько?»
Но сколько, же человек может обходиться без часов? Какое место часы занимают в жизни человека. Ответ на эти и многие другие вопросы, связанные со значимостью часов в жизни человека, нам захотелось получить из разных источников: книг, интернета, родителей, учителей.
Результат: было принято решение найти ответы на свои вопросы у учителей, родителей и обратиться к информационным источникам книгам и интернету. Разработать план работы над проектом.
II – этап теоретический (ответственные: Горюнова Вероника, Брагинец Александр, Ильина Анастасия)
Сначала мы вспомнили то, что уже проходили в школе. Ольга Николаевна, на уроке «Окружающий мир» рассказывала нам, что основная функция часов - показывать время. Благодаря им, человек может планировать свой день, вовремя успевать на различные мероприятия. Если бы не было часов, люди были бы дезориентированы во времени. В домашних условиях, мы попробовали изобрести свои модели часов.
Далее, мы решили познакомиться с историей предметов, отмеряющих время. Знакомство началось с изучения книги В.В. Богданова и С.Н. Попова «Истории обыкновенных вещей». Оказывается, история часов насчитывает тысячи лет. За свою историю изобретения и развития часов, они (часы) были самых разнообразных и причудливых форм. Само слово «часы» вошло в обиход приблизительно 700 лет назад, в 14 веке. Это слово произошло от латинского слова "clocca", означавшего звонок.
Затем мы поискали информацию в интернете. Много информации узнали из истории часов. А теперь давайте посмотрим, с чего же всё начиналось.
1. Живые часы (приложение 2)
Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики. Одуванчики — это часы луговые...
А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем. Так что же все-таки первично: часы биологические или живые! Во всех литературных источниках утверждается, что первыми часами были живые часы.
2. Солнечные часы (приложение 2)
Первый простейший прибор для измерения времени — солнечные часы был изобретен в Вавилоне примерно 5,5 тысяч лет назад. Они были простыми: шест, воткнутый в землю. Такие шесты, а также части солнечных часов, по тени которых определяли время, называли гномонами, т.е. (в переводе с греческого) указателями (стол, шест, фонарь). Издавна было известно, что тень, падающая от предметов, освещенных Солнцем, изменяет в течение дня не только свою длину, но и направление. Сначала время определяли по длине тени. Древние греки, измеряли ступнями, приставленными плотно друг к другу, длину собственной или отброшенной тени. На все случаи жизни у греков существовала своя мера времени в ступнях. Например, обедать они садились, когда тень имела длину в 10 ступней (т.е. около 5 часов дня), тень в 8 ступней означала время ужина, а при длине ее в 6 ступней осуществлялось вечернее омовение. Затем время стали измерять по направлению тени. Циферблат состоял из вбитых в землю колышков. Считалось, что прошел час, когда тень проходила от одного колышка до другого. Затем появились переносные солнечные часы, которые изготавливали из ценных пород дерева, слоновой кости или бронзы.
3. Огненные часы (приложение 2)
Интересный способ определения времени придумали монахи, ведь все молитвы и службы идут по часам. Монахи размечали свечи на равные части и измеряли время горением свечи. Кстати, минуты тогда не считали. Расстояние между метками служило единицей времени. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был своего рода звуковым сигналом.
4. Водяные часы (приложение 2)
Позднее, приблизительно 3-4 тысячи лет назад, в Греции были изобретены первые водяные часы и очень напоминали песочные. Они были сделаны из двух емкостей, наполненные водой, причем уровень воды в одной из емкостей был выше, чем в другой. Вода перетекала из более высокой емкости в более низкую по трубе, которая соединяла эти емкости. Емкости были промаркированы, в зависимости от уровня воды, именно по этим меркам и можно было определить время. Такого рода часы были чрезвычайно популярны в Греции. Конечно же, появление водяных часов было значительным прогрессом: во-первых, потому что водяные часы могли показывать время не только днем, но и ночью, а во- вторых, водяные часы были более точными в сравнении с солнечными часами. Оказывается, что первый будильник был тоже водяным! Его изобретателем считают древнегреческого философа Платона, который жил 2400 лет назад!!!
5. Песочные часы (приложение 2)
Они использовались ещё древними греками и римлянами. Первые песочные часы появились в III веке до нашей эры. В Европе первые песочные часы появились в восьмом веке. К началу XIV века песочные часы широко используются в Италии и к концу века во всей Европе. Песочные часы менее точные, так как песчинки со временем измельчаются, а отверстие стирается, поэтому скорость прохождение песка увеличивается. Песочные часы находят применение повсеместно, в частных домах на кухнях, в церквях для контроля длины проповеди, в школе часто используют такие часы для проверки техники чтения. Медицинские работники используют миниатюрные песочные часы с длительностью пол или одной минуты, для отсчёта пульса и других медицинских процедур, практика применения таких часов продолжалась вплоть до настоящего времени.
6. Механические часы (приложение 2)
Изобретение механических часов было настоящим прорывом. Впрочем, они скорее стали результатом усложнения механической части водяных часов, разница была только в движущей силе: в одном случае использовалась струя воды, в другом - тяжелая гиря. Самые первые механические часы, у которых пока еще не было маятника, были разработаны во второй половине тринадцатого века. Их конструкция включала в себя тяжелую железную раму и несколько зубчатых колес, выкованных местными кузнецами; они не имели ни циферблата, ни стрелки, а просто каждый час били в колокол. Затем были изобретены механическое устройство и регулятор хода. В 1509 г. в механизме часов появилась стальная пружина. Часовые мастера стали налаживать производство часов «малых» форм – комнатных, интерьерных, настенных, напольных, настольных, каминных, карманных. А в конце XVI века было сделано открытие. Молодой ученый Галилео Галилей создал часы с маятником. С этого времени начинается часовой бум: непрерывное усовершенствование механизмов, усложнение внешнего вида, добавление всевозможных функций. В России первые механические часы были установлены в Московском Кремле в 1404 году.
7. Наручные часы
Первые наручные часы были скорее не прибором для измерения времени, а украшением. О том кто и для кого сделал эти часы, споры ведутся и по сей день. Большинство экспертов склоняется к тому, что первые наручные часы были созданы часовым мастером Бреге, в 1812 году по заказу королевы Неаполитанской, сестры Наполеона. Согласно описанию это были часы продолговатой формы со свободным ходом, оснащенные термометром и серебряным циферблатом с арабскими цифрами, для того времени конструкция часов была просто уникальна. Но, к сожалению, сама модель этих часов не сохранилась.
8. Современные часы
Виды часов, изобретенные человечеством за многовековую историю, поражают своим многообразием: солнечные часы, водяные, огневые, песочные, механические, электрические, электронные, наручные, интерьерные (напольные, настенные, настольные, каминные),башенные, часы-будильник, шахматные часы… Продолжать можно до бесконечности. Современные часы показывают время благодаря взаимодействию трех важных составляющих: источнику энергии, часовому механизму и циферблату. Источник питания может быть электронным (батарейка) или механическим (пружина). Устройство, отвечающее за ход часов, называется часовым механизмом. Современные часы обладают двумя типами механизмов: механическим и кварцевым.
Интересные факты (приложение 3)
Самыми точными часами принято считать Парижские часы, находящиеся
в Париже, в Институте Времени. Эти часы - эталон времени - по ним "сверяют стрелки" во всем мире. На самом деле они совсем не похожи на часы, а больше напоминают прибор сложной конструкции с погрешностью, равной лишь 1 секунде в целую тысячу лет.
Самые старые башенные часы в Москве - это кремлевские куранты на Спасской башне. Диаметр их циферблата составляет 6,12 метра, высота цифр 72 сантиметра, а длина часовой стрелки - 2,97, в то время как минутной - 3,28 метра. Часы приводятся в действие тремя гирями весом по 224 килограмма. Вес маятника 32 килограмма.
Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: почему часы идут слева направо, так сказать по часовой стрелке. Ответ очень прост: дело в том, что тень, падающая от солнечных часов, движется именно слева направо.
Самыми новейшими часами являются атомные, которые, только представьте себе, ошибутся за 6 миллионов лет всего-навсего на 1 секунду. Вот это точность!
Большинство из вас наверняка слышали про Башню Биг Бен. Так вот, оказывается, что это, на самом деле, не название башни: в башне есть большой колокол, который весит порядка шести тонн, вот он-то и зовётся Биг Бен.
Изобретение маятника примерно в начале 15-го века способствовало появлению и первых домашних часов, которые изготавливали местные кузнецы и мастера. Первое время домашние часы вешались на стену, поскольку их маятники были действительно огромными. С дальнейшим усовершенствованием часовых механизмов часы становились все легче и компактнее, и вскоре была создан их настольный вариант.
III – этап практический
Опыт 1. (ответственные: Горюнова Вероника, Брагинец Александр, Ильина Анастасия)
Такие разные часы (приложение 4)
Нам было задано сделать часы дома, получились разные часы и красивые и практичные и даже с настоящим механизмом. Одни часы можно использовать для младших детей с помощью них можно изучать время, другие красиво украсят интерьер, а с помощью третьих можно реально узнавать время.
Опыт 2. (ответственные: Горюнова Вероника)
Изготовление солнечных часов (приложение 5)
Для начала пришлось выяснить, что такое шкала? (как линейка в виде круга - циферблат, точечки или черточки с цифрами). Шкалу можно начертить не только на листе бумаги и земле, но и на песке и, даже на снегу. Я попробовала изготовить солнечные часы на улице. Когда я начертила шкалу и в центр воткнула соломинку, стала наблюдать. Но сколько я не ходила кругами, время по таким часам определить так и не смогла! Так как на улице было пасмурно. А для солнечных часов очень важен солнечный свет, т. к. должна падать тень. И я продолжила эксперимент дома! Для этого мне понадобилось: лист белого картона, клей, ножницы, циркуль, транспортир, карандаши, соломинка. На лицевой стороне картона я начертила две дуги окружности диаметром 10,5 и 12 см. с центром в одной точке О. Разрезала соломинку с одной стороны и приклеила ее к точке О. С помощью транспортира наклонила соломинку под углом 45 градусов. Солнечные часы положила лицом к югу и через каждый час отмечала положение тени. Теперь каждый раз, когда солнце светит ярко, я могу определить время по этим часам.
Преимущества солнечных часов: хорошая точность. Простота.
Недостаток солнечных часов: Их работа была связана с солнечной погодой и с ограниченным периодом работы – между восходом и заходом Солнца, ночью солнечные часы не работают.
Опыт 3 (ответственные: Горюнова Вероника, Брагинец Александр, Ильина Анастасия)
Изготовление огненных часов (приложение 6)
Мы взяли две одинаковые свечи. Зажгли первую свечу и одновременно засекли время на часах. После 10 минут, затушили свечу. Положили рядом две свечи: целую и прогоревшую. Маркером отметили на целой свече длину прогоревшей. Получили «эталонную» свечу длительностью 10 минут.
Преимущества огненных часов: работают днем и ночью.
Недостатки огненных часов: опасны в применении, возможен пожар, нельзя переносить.
Это устройство работает лишь в помещении, где нет ветра.
Опыт 4 (ответственный: Брагинец Александр)
Эксперимент «Один день без часов»
Я решил попробовать провести эксперимент «Один воскресный день без часов», т. к. понимали, что в будний день мои родители могли проспать на работу, а я в школу. Утро началось как обычно: утренние процедуры, зарядка, завтрак. Потом я обычно смотрю свой любимый мультфильм, но оказалось, что он уже через несколько минут закончился. Затем я собрался пойти погулять и снова «досада», дети уже заходили обедать. В итоге, я немного побродил по двору и поднялся домой. Немного я порисовал, затем поиграл в компьютер, а когда поглядел в окно, а там уже темнело. Весь день у меня прошел кувырком (обедали мы к вечеру, ужинать я вообще не стал, т. к. не проголодался). Я все время себя ловил на мысли, что ищу глазами часы. За окном все становилось темнее и темнее, и я понимал, что уже нужно ложиться спать. Я понял, что день прошел бесполезно. Я сделал вывод, что без часов прожить невозможно.
IV - итоговый этап (ответственные: Горюнова Вероника, Брагинец Александр, Ильина Анастасия)
Работая над темой, мы очень много интересного и полезного узнали о часах. Познакомилась с их разновидностями и историей. Изучив данный вопрос и проделав ряд опытов, мы убедились в том, что время можно определить не только с помощью часов, но и по солнцу, с помощью свечки, песка. По нашим наблюдениям сделали вывод: если бы на земле не было часов, то всё пошло бы «кувырком», не было бы порядка и учёта. Ночь и день длились больше положенного времени и люди бы не смогли вовремя вставать утром, ложиться спать и ходить на работу. Самолёты, поезда, корабли сбились бы с курса. Вовремя не смогли бы полететь космонавты в космос и вернуться на Землю. Вся природа нарушила бы все свои законы. Птицы не смогли бы в своё время вывести птенцов и улететь на юг, животные заготовить пищу на долгую зиму и сменить свои «наряды». На полях, в садах, огородах люди не вырастили бы богатый урожай. Мы просто не представляем, что могло бы произойти на Земле. Наша гипотеза подтвердилась.
(приложение 7) (ответственные: Горюнова Вероника, Брагинец Александр, Ильина Анастасия)
Опрос, который мы провели в нашем классе (участвовало 24 человека), показал, что:
Работа над проектом помогла нам расширить, уточнить и углубить свои знания об истории возникновения часов, узнать какие бывают виды часов и какую роль часы имеют в жизни человека. Мы научились сравнивать, анализировать. В ходе работы научилиcь: находить информацию в Интернете, работать с научной литературой, отбирать материал по теме, делать выводы. Мы изучали информацию, проводили опыты и эксперименты. И поняли мы одно, что техника не стоит на месте и наверняка в будущем придумают еще, что – то новое!!!
n-t.ru/ri/mh/ch132.htm – Часы. От гномона до атомных часов
http://www.masterclock.ru/products/analog-clock/secondaryclock/clock-tower/ - башенные часы
https://docs.google.com/document/edit?id=1Grfd3Chnw4jVW1VUCbV Poit ZFUtvJiJQrJs0FcnwQ&hl=ru&pli=1#
http://www.diary.ru/~ATG-and-others/p34908571.htm
http://otvet.mail.ru/question/6242556/ - Всё обо всём. Детская энциклопедия для самых умных от Тины Канделаки/пер. с англ.
В.А. Жукова, Ю.Н. Касаткиной и др. - М.:аст.Астрель, 2008. - 191, [1] с .: ил.
https://docs.google.com/document/edit?id=1Grfd3Chnw4jVW1VUCbV
PoitM-ZFUtvJiJQrJs0FcnwQ&hl=ru&pli=1#
http:// ww.viktorovna.ru/clock.htm__
Лист Мёбиуса
Хитрость Дидоны
Как зима кончилась
Цветущая сакура
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна