«Изучив танец человека, можно изучить его душу.
Танец - самое возвышенное и прекрасное из всех искусств.
В нем отражается сама жизнь!»
английский писатель Хэвлок Эллис
Вложение | Размер |
---|---|
Танец- тайный язык души | 57.73 КБ |
Оглавление
Введение……………………………………………………………………. …………….....3
II. Основная часть
1.Танец-это искусство…………………………………………………………………… 4
2.История появления танца……………………………………………………………… 5
3.Направления и стили танца……………………………………………………………. 7
4.Танцы и их влияние на здоровье человека…………………………………………… 11
4.1 Влияние танцев на эмоциональное состояние…………………………………….. 11
4.2 Влияние занятий танцами на физическое развитие……………………………….. 12
4.3 Влияние танцев на умственное развитие………………………………………….. 13
5.Практическая часть……………………………………………………………………. 14
III Заключение………………………………………………………………………… 15
7. Список литературы…………………………………………………………………… 17
8. Приложение……………………………………………………………………………..18
«Изучив танец человека, можно изучить его душу.
Танец - самое возвышенное и прекрасное из всех искусств.
В нем отражается сама жизнь!»
английский писатель Хэвлок Эллис
I.Введение.
Актуальность:
Пришел Человек к Мудрецу: «О, Мудрец, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни».
Подумал Мудрец и научил Человека... Танцевать. .
Попытайтесь передать свою радость или гнев словом, не двигая при этом ни единым мускулом лица или тела. У вас не получится! Трудно будет понять на самом деле - вы радуетесь или печалитесь?.. Все человеческие эмоции проявляют себя с помощью движения. Именно в танце душевные переживания передаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.
Что может быть прекраснее, чем танец? Что еще способно подарить столько волшебных мгновений и способов оздоровить свой организм, снять напряжение и усталость, улучшить свою физическую форму, развить гибкость и чувство ритма, отбросить скованность и страх?
Мы, дети в школе проводим большое количество времен, но в основном это уроки, где нужно сидеть неподвижно по сорок пять минут и только на перемене можно немного подвигаться. На уроки физкультуры приходится 12-15% дневного времени два-три раза в неделю.
Учителя и родители часто напоминают нам, детям, что здоровье надо беречь. Ну а мы знаем, что хорошее здоровье обеспечивается регулярными занятиями физической культурой, соблюдением режима дня и питания, ведением здорового образа жизни.
Доктора считают, что ребенок школьного возраста должен двигаться не менее 60 минут в день. Я, считаю, что необходимо привлечь внимание к этой проблеме, тем более в процессе анализа, вместе с нашим медицинским работником Лебедевой Мариной Сергеевной, медицинских карт у ребят 4 классов были выявлены нарушения осанки.
Цель проекта - выяснить, почему танцуют люди, и каково влияние танца на здоровье человека. Вызвать интерес у ребят к занятиям танцами, чтобы ребята как можно чаще занимались танцами в доступном для них режиме для улучшения своего здоровья.
Задачи проекта:
1) изучить справочный материал по теме проекта
познакомиться с историей танца;
2) проанализировать влияние танца на здоровье человека;
3) разработать анкету и провести анкетирование;
4) организовать инициативную группу ребят (на совете гимназии), которые будут задавать тему, стиль и направление танца во время «Танцевальных переменок»
Гипотеза: предположим, что систематические занятия танцами благотворно влияют на физическое, эмоциональное и умственное развитие гимназистов.
Для проверки гипотезы были использованы следующие методы:
II. Основная часть
1.Танец-это искусство.
Что же такое танец?
Из словаря Ожегова я узнала, танец – это искусство пластических и ритмических движений тела, которое возникло очень давно.
Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше, чем начал говорить. Желание танцевать отражало потребность передавать окружающим свои чувства с помощью понятного всем языка тела. Для первобытного человека танец был способом жизни - почти все важные события в жизни отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнце, о плодородии, о защите.
Я думаю, что никто не будет спорить, что танец – это искусство.
Танец – это движение, а движение – это жизнь. Это уникальный невербальный способ самовыражения (к таковым можно отнести только ещё: живопись, скульптуру, фотографию).
«Танцор верит, что его искусство может сказать нечто такое, что невыразимо ни словами, ни чем другим, кроме танца… Бывают моменты, когда простое достоинство движения заменяет целые тома слов. ..» – это слова Дорисы Хамфри. (Дорис Хамфри была признана одним из первых современных танцевальных хореографов )
Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого «Тanz». Но так как оно было заимствовано из польского языка, к нему присоединили суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Однако понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец». В современном же варианте все наоборот. Слово «пляска» чаще употребляется по отношению к народным танцам, нежели к бальным и иным формам танцевального искусства.
Основные характеристики танца - это ритм (быстрое или медленное повторение и варьирование движений), рисунок (сочетание движений в композиции), динамика (размах движений), техника (степень владения телом и мастерство исполнения).
Первоисточниками танца явились разнообразные жесты и движения человека, которые связанные с впечатлениями от окружающего мира, с трудовыми процессами. В танце эти движения изменяются существенно, подвергаясь художественному обобщению. Первоначально танец был связан с песней и словом, затем приобрел самостоятельное значение. Однако он сохранил тесную связь с музыкой, от которой практически неотделим. Законы танца сродни законам музыки. Простейшие построения танца складываются из чередований, контрастов, повторений, сопоставлений выразительных поз, сменяющихся в различных ритмах. Так возникает первоэлемент — танцевальный «темп».
Из темпов складываются па, затем образуются комбинации па, танцевальные предложения, периоды, соответствующие музыкальным построениям. Народное творчество является первоосновой танца, как искусства. Созданные отдельными представителями народа, танцы, получили массовое распространение, постепенно приобрели устойчивые формы.
В танце есть все. В классике - благородство, изящество, сдержанность. Это так пригодится вам на приемах и презентациях. В быстрых танцах - динамика, ритм, множество вариаций. Это станет вашим внутренним ритмом, который поможет справиться с проблемами современной жизни. В восточных танцах заключена философия, мудрость, достоинство и мягкость.
2. История появления танца.
Танцы существовали в той или иной форме практически с первых шагов человечества. Первобытные люди в танцах изображали животных или силы природы, и религиозные танцы были частью истории человечества с самых первых ее страниц.
Но бытовые танцы - это совсем другое. Это занятие для получения максимального удовольствия. Удивительно, но этот вид танцев также имеет длинную историю. Уже древние греки были в восторге от танцев как развлечения. К примеру, Аристотель считал танцы полезными, так как они передавали характерные особенности поведения людей. Гомер также высоко ценил бытовые танцы.
У греков танцы были составной частью всех пиров и праздников. Их приверженцами были великие Сократ и Платон, что показывает, насколько глубоко вошли танцы в жизнь древней Эллады.
Танцы как общественное искусство были известны в Египте более 4000 лет назад! Ими было принято увеселять гостей на пирах. В Индии также искусство танца существовало как форма развлечения с древности, хотя многие из танцев и имели религиозное содержание.
Другой страной, где бытовые танцы существовали с давних времен, является Испания. Здесь многие танцевальные па, возможно, были арабского происхождения.
Страной, где по-настоящему стало развиваться то танцевальное искусство, каким оно нам известно сегодня, является Франция. Хотя корни многих танцев можно проследить и в других странах, именно во Франции они были доведены до совершенства. Трудно переоценить роль в этом Екатерины Медичи, которая обожала танцевальное искусство. Очень быстро из Версаля любовь к танцам распространилась в частные дома.
При Людовике XIV искусство салонного танца достигло больших высот. Организовывались великолепные балетные спектакли, и лучшие композиторы того времени создавали свою музыку именно для придворных танцев.
История развития танцев в России.
К 500 годам нашей эры народы, народы, населявшие современную Россию, уже обладали своим танцевальным искусством.
Каждое событие в жизни народа сопровождалось пляской. Скоморошество зародилось на Руси в 8-9 веках. В былинном эпосе скоморох именуется «вещим» и «святым». Народ считал, что скоморохам присущ особый дар, а само искусство – как служение богу.
На заре своей профессиональной деятельности скоморох был синтетическим исполнителем, мастером на все руки. Но по мере развития искусство скоморохов на Руси стало делиться на жанры. Так возникли отдельные группы: бахарей и сказителей (сочинители и рассказчики), музыкантов и гудошников, медвежатников, певцов, плясунов и т.д.
Во времена Киевской Руси скоморошество достигает большого расцвета. Русское танцевальное искусство в этот период находится на достаточно высоком уровне. Однако нашествие татар в 13 веке на два с половиной столетия затормозило поступательное движение отечественной культуры.
В 16 веке иностранцы получили широкий доступ в Москву, с этого момента в танцевальных представлениях начинает фигурировать маска.
В середине 17 века началась1629 год – «Потешная палата». Первый учитель танца на Руси – Иван Ладыгин.
17 век – состоялись первые балетные представления в России, но исполнителей и педагогов, русских ещё не было. Решительная борьба церкви за власть. Скоморохи подвергались небывалым гонениям. Падение Никона и ослабление гнёта церкви не возродили скоморошества в его былой форме, так как его основы были подорваны и оно начало изживать себя. Скоморошество возродилось только в 18 веке, приняв новую форму ярмарочного театра, балагана.
За многовековой период своего существования скоморохи внесли большой вклад в историю развития русской танцевальной культуры.
Первые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.
Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания...
Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками - весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные - бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.
Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы.
Пётр Первый сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства России. В 1718 году он издает указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в быту.
В историческом развитии танца постепенно определились основные его виды: народные танцы, затем бальные танцы, выделившиеся в самостоятельную группу, и, наконец с развитием профессионального сценического искусства, - классический танец.
3.Направления и стили танца
Виды танцев можно подразделить на следующие категории:
Остановлюсь на некоторых из них.
Классический танец
Система выразительных средств хореографического искусства, основанная на разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса, головы. Как пластическая речь классический танец вобрал в себя движения различных народных плясок и пантомимных действий, множество движений и поз человеческого тела. Европейский классический танец сформировался в XVI-XVII вв.
Привычное представление о классическом танце связано с внешним, традиционным обликом балерины: в белой пачке, трико и туфельках-пуантах с крепким носком, позволяющим танцевать «на пальцах».
Обязательным принципом классического танца является выворотность - основа исходных положений и поз. В классическом танце утверждено пять позиций ног и три позиции рук, строго установлены положения корпуса, головы, плеч, формы поз: en face (ан фас), croise (круазе), efface (эффасе), ecarte (экарте), т. е. основные, одновременные развороты корпуса, ног и рук по отношению к зрителям, а также развитие движений наружу: en dehors (ан деор) и внутрь: en dedans (ан дедан).
Система классического танца разработала четкие группы движений: сгибать и приседать - plie (плие), вытягивать - tendre (тандр), поднимать - relever (релеве), скользить - glisser (глиссе), прыгать - sauter (соте), бросать - elanser (элансе), поворачивать - tourner (турне).
Основы классического танца позволят вам усовершенствовать свои движения, пластику и растяжку.
Балет - (франц. ballet, от итал. balletto - танец), вид сценического музыкально-театрального искусства, содержание которого раскрывается через танец. Как придворно-аристократическое искусство начал формироваться в Европе в XVI в. из танцевальных сценок, исполнявшихся на карнавалах и праздниках. (Термин «балет» появился в ренессансной Италии и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод). Постепенно такие сценки превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Балет может быть сюжетным (классическим, драматическим) и бессюжетным (балет-симфония, миниатюра).
XVIII век - время великого Ж.Ж. Новерра, балетмейстера французского, русского и австрийского дворов. Он создает балет в том виде, в котором он продолжает существовать и в наши дни. Новерр занимался сочинением серьезных балетов, стараясь сохранить в письменном виде все хореографические па. В это время складывается и оригинальная балетная терминология.
Начало балетов в России относится к Петровской эпохе. При Анне Иоанновне в Петербурге появилось несколько иностранных балетмейстеров, принесших на русскую почву достижения балетного искусства, значительно успешного в Европе, особенно в Париже. В России балет распространяется в XVIII в. Термин «классический балет» появился в России в 50-60-е годы XIX в.
Отличительные признаки балета, распознаваемые даже невооруженным глазом, - выворотность, характерные постановки ног, корпуса, рук (см. позиции) и пуанты, позволяющие встать на пальцы.
В современном балете, наряду с классическими элементами, широко применяются движения джаза, модерна, гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они очень обогащают старинное искусство.
Народные танцы
Можно с уверенностью сказать, что это самый распространенный вид танцевального искусства. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками.
Народное творчество является основой, на которой создается и развивается профессиональное искусство, источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Танцы, лишенные народной основы, были недолговечны и скоро забывались.
Безусловно, танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушных зритель танца фламенко (национальный танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских, кельтских и других народных танцев.
В славянских танцах - от Балкан до России, несмотря на различия в языках, культуре, стилях жизни, очень много общих черт: кружения под руки, променады, воротца… Фигуры старинных русских хороводов и не менее старинной французской фарандолы во многом схожи. Элементы испанских, цыганских и андалузских танцев во многом напоминают шаги ирландской джиги. Вольта - предшественница вальса - танец французский, но шаги с поворотом дамы в паре появились в нескольких странах одновременно и сразу приобрели популярность. Исконный народный танец многих стран - хоровод. Старинные хороводные пляски продолжают жить во многих уголках земного шара, и каждый народ вносит в исполнение хороводных танцев изменения - национальную культуру и темперамент.
Интересно, что в развитии танца важную роль играл климат. Если вы собираетесь на поляне в мороз, что вы будете делать? Правильно, притоптывать. И двигаться быстро. Поэтому русские, ирландцы, другие славянские народы имеют характерные танцы с притопыванием и подскоками. (В испанских танцах тоже есть дроби, но нет таких подскоков). На морозе, конечно, можно двигаться и медленно, но только очень тепло одевшись. Теплая и соответственно тяжелая одежда порождает хороводы. Чем холоднее климат, тем теплее и тяжелее одежда, а потому и медлительней танец. Так, наш русский танец существенно различается на севере и юге. На севере больше "важничают", на юге двигаются легче и задорнее. Различные предметы и аксессуары также формируют определенные движения, которые затем исполняются и без данного предмета в руках. Например, траектории движения танца с веером можно проследить в танцах народов, использующих веер (испанские, японские и др.) и когда этот веер в руке отсутствует.
Огромную роль играют традиции, в том числе связанные с религией. В исламских странах женщины носят платки, паранджу, поэтому в танце мы видим закрывание шалью и платками лица, головы.
Кроме внутренних факторов, влияющих на формирование народного танца, есть и внешние - воздействие других национальных культур. Простое соседство или торговые отношения выливаются в некоторое взаимовлияние культур. Если одна страна находится под длительным гнетом другой, то некоторого смешения культур не избежать.
Народный танец в России популярен во многом благодаря ведущим ансамблям танца. Исполнение ими сложнейших узоров, рисунков и трюков привело к созданию направления, многими балетмейстерами называемого «продвинутым» народным танцем, который уже отличается от своих истоков.
Латиноамериканская программа бальных танцев
Латинская Америка предоставила миру целое пиршество танцев, возникших от смешения нескольких культур - африканской, испанской, португальской, американской.
В международной программе спортивных бальных танцев их пять: самба (танец экспансивный и зажигательный), ча-ча-ча (кокетливый и веселый), румба (романтический и чувственный), пасодобль (напряженный и трагический, отображающий корриду) и джайв (беззаботный и энергичный).
Четыре латиноамериканских танца (кроме пасодобля, являющегося испано-французским танцем) зародились между Кубой, Соединенными Штатами и Южной Америкой и развивались под влиянием европейского и негритянского фольклора. Все фигуры пяти танцев были стандартизированы международными федерациями танца, существует единая техника, ритм и темп исполнения этих танцев. Поэтому шаги самбы, румбы, ча-ча-ча исполняются одинаково во всем мире. Базовая техника латиноамериканских конкурсных танцев впервые была упорядочена и записана Уолтером Лэрдом.
Из той же географической зоны вышли антильские танцы (сальса, меренге, мамбо), они выдержаны в духе афро-кубинских традиций музыки. В Европе они появились позже, в середине ХХ в. Фильм «Грязные танцы» (1987 г.) пробудил огромный интерес к антильским и латиноамериканским танцам. Популярность латиноамериканской музыки и культуры достигла мирового масштаба. В клубах и на дискотеках зазвучала зажигательная бразильская и кубинская музыка, запестрели яркие гавайские рубашки и юбки с рюшками. Многие клубные парные танцы не требуют сложной техники - они просты в освоении, и главное в них - не быть равнодушным, а выражать свое настроение, чувства и эмоции.
Всем этим танцам свойственна ритмичная музыка, и они требуют отменного восприятия темпа. Латиноамериканские танцы отличаются своеобразной пластикой движений. В отличие от западно-европейских танцев (см. Западно-европейские танцы), в латиноамериканских партнеры не находятся в постоянном контакте. Они более независимы и свободны для импровизаций, особенно со стороны партнерши, которая всячески подчеркивает свою красоту, элегантность и изящество.
Итак пять танцев входят в Латиноамериканскую программу бальных танцев: Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль, Джайв.
В нашем анкетировании ребята указали такие танцевальные направления как хип хоп и брейк-данс как самые популярные особенно понравившиеся.
Поэтому я узнала и об этих направлениях и хочу вам немного рассказать о них.
Хип-хоп – хип-хоп танцы, на сегодняшний день, являются одним из наиболее популярных направлений в современной танцевальной культуре.
Хочется отметить, что движения тела здесь полностью зависят от музыкального ритма, поэтому они могут быть как нежными и пластичными, так агрессивными и спонтанными. Отличительной чертой хип-хоп танцев является то, что основная часть движений обращена в пол, вследствие чего ноги всегда немного расслаблены, а корпус опускается в низ. Перевод названия танца – дословно – «мелко прыгать».
Хип-хоп зародился в Америке в бедных негритянских латиноамериканских кварталах. Не работающая «цветная» молодёжь – устраивала на улицах соревнования хип хоп баттлах – за звание самой лучшей «сыгранной» танцгруппы.
В связи с тем, что первыми танцевать хип-хоп стали афроамериканцы – это наложило основной отпечаток на картину исполнения танца. В африканской культуре принято считать, что «боги» находятся в земле, а не на небе.
Отсюда и все движения туловища в танце устремлены вниз. Традиционными музыкальными инструментами в Африке являются различные ударные - тамтамы и барабаны, в связи, с этим и ритм хип-хоп больше всего ориентирован на ритмическую м
Сегодня хип-хоп делится на две школы – старую и новую. К старой школе можно отнести танцы в стиле locking, breakdance, popping.
А новая школа хип-хопа – зародилась в 90 годы и состояла из смешанных движений старой школы и некоторых новых стилей. При этом, в новой школе большое внимание в танце уделяется работе ног, а в старой – внимание акцентировалось на акробатические элементы.
Брейкинг или b-boying (англ. breakdance) — уличный танец, из-за которого появился хип-хоп. Для его исполнения необходимы хорошая координация, физическая выносливость, чувство ритма и гибкость.
В движениях, включающих импровизационные переходы от оригинальной пластики к акробатическим элементам с вращениями на голове, прыжками на руках и оборотами вокруг своего тела, танцор не только демонстрирует мастерство, но и выплескивает св История возникновения танца тоже очень интересная.Существует интересная легенда, повествующая о том, что в начале 70-х годов в Америке выходцы из бедных кварталов Нью-Йорка, привыкшие с оружием в руках выяснять отношения, решили продемонстрировать свою силу и ловкость более оригинально.
Противники выходили по очереди друг против друга и показывали свои умения и намерения на языке движений.
В основе любой легенды лежат реальные факты, поэтому можно однозначно сказать, что история брейк-данса началась в конце 60-х годов в Нью-Йорке, в одном из самых бедных районов - Бронксе. В это время электронная музыка обретала популярность среди молодых танцоров, которые использовали элементы вращения на земле и называли это направление Good Foot.
Сегодня выделяют два основных вида этого танца: нижний экстрим — танцор исполняет в основном акробатические и силовые трюки на полу; верхний брейк-данс — топ рок базируется на пластике тела: это перемещения тела в пространстве и фиксы, которые на первый взгляд противоречат всем законам физики и гравитации.
Брейкданс зарождался в конце 60-х годов, но принято считать, что как отдельный танец он сформировался к 1973 году. Впервые для широкой публики танец представил Джеймс Браун, так как в его шоу участвовали брейкданс-танцоры.
4.Танцы и их влияние на здоровье человека.
Для начала ответьте сами себе на вопросы:
Видели ли вы когда-нибудь танцовщицу с кривыми ногами? Или сутулого танцора? Думаю, что нет. А почему?
Для этого нужно вспомнить, как устроен наш опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей (скелета) и прикрепленных к костям мышц. Сами по себе кости оказывают влияние только на размерные пропорции (длинные руки, короткие ноги и т.д.), но на выработку осанки, походку и, самое главное, на положение костей влияют мышцы. Они как нитки натянуты между костями, и от того, в каком эти «нитки» находятся состоянии, зависит то, как ты смотришься со стороны, как ходишь и как двигаешься. Если мышцы, обвисшие и нетренированные, то тело выглядит как желеобразный мешок, который того и гляди готов сложиться пополам или растечься по земле. Походка тяжелая, она лишена всякой грациозности, движения скованные и неуклюжие. Если же мышцы в тонусе – тогда совсем другое дело — пружинистая легкая походка и ловкие движения. Мышцы можно формировать в любом возрасте, а значит можно изменить свое тело, сделать его пластичным и красивым.
4.1 Влияние танцев на эмоциональное состояние
Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Хочешь все время быть молодым – танцуй и укрепляй в танце свое здоровье.
В танце неосознанно отражается личность человека и если внимательно приглядеться, то можно очень много рассказать о характере танцующего, его привычках, страхах, особенностях взаимодействия с разными людьми и с самим собой, его фантазии, отношение к себе и к миру, и многое другое.
Если мне плохо - я танцую, хорошо - тоже танцую. Танец без эмоций многого не раскроет зрителю. Танец – это история, рассказанная с помощью движений тела, и каждый сообщает ему свои собственные эмоции.
Эмоции в переводе с греческого «впрыскивание», «выплескивание». Речь идет о способе выражения настроения.
Эмоции - психологические состояния, отражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, страсти, стрессы.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, не пользуясь речью.
Танцору очень важно научиться передавать зрителю смысл танца. Главную роль здесь играют не только выученные движения, но и эмоции, чувства и настроения, поэтому на тренировочных занятиях танцами проводятся игры на развитие эмоций, например: «Танец пяти настроений», где ребятам даётся музыкальный фрагмент и предлагается исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой.
Также проводятся игры и упражнения: "Я и мои эмоции", направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции, "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная.
Играя в такие игры, хорошо ощущаешь различия в эмоциях, обращаешься к собственному опыту, вспоминая, где и когда испытывала подобные чувства.
Танцы – вещь полезная и приятная. Оказывается танец, действительно, может сделать человека счастливее: изучая литературу, в одной из книг прочитала, что после занятий танцами всегда приподнятое настроение – это проявление эффекта эндорфинов - «гормонов счастья», которые во время танца вырабатываются гипофизом.
Учиться танцевать – очень увлекательное занятие. Это прекрасный способ провести время с друзьями .
4.2 Влияние занятий танцами на физическое развитие
Танец дарит человеку здоровье. Танец – это прекрасный лекарь. Начинать заниматься танцами можно практически с любого возраста.
Первый эффект, который вы заметите очень быстро – это повышение настроения. Двигаясь под музыку мышцы начинают расслабляться, а в кровь начинают поступать эндорфины – так называемые «гормоны радости». Это позволяет человеку обрести гармонию со своим телом, начиная ощущать легкость и душевный подъем.
Различные движения, вращения, прыжки заставляют напрягаться все мышцы.
В танце задействованы почти все виды мышц. До начала урока танца нужно проделать серию разминочных упражнений. Они служат для того, чтобы придать мышцам эластичность и подготовить их к интенсивной работе. Во время танцев нужно правильно дышать, используя и верхнюю, и нижнюю часть лёгких. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в твоем организме, придут в норму, улучшится обмен веществ. Ты будешь реже простужаться, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливать.
Учёные считают, что улучшается мозговая деятельность обоих полушариев: одно регулирует работу за образным мышлением, которое активизируется при импровизации, второе отвечает за логику движений. Такое улучшение способствует повышению у танцора координации движений и ловкости. Также происходит улучшение памяти. Ещё занятия танцами полезны при проблемах со зрением, так как необходимо всё время менять фокусировку взгляда. Таким образом укрепляются и глазные мышцы.
Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами.
При выполнении упражнений на растяжение мышц, в них вырабатываются вещества, укрепляющие способность организма противостоять инфекции.
Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой походки. Сбалансированные умеренные нагрузки на все группы мышц постепенно формируют сильный мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. Даже если есть нарушение осанки или начальная стадия сколиоза, через некоторое время происходит значительное улучшение состояния спины, а при постоянных, настойчивых тренировках печальный диагноз будет забыт. Красивая походка и умение «держать себя» - одна из составляющих успеха.
У танцующих людей присутствует чувство уверенности в себе, они умеют не
только красиво двигаться, но и красиво носить наряды, быть в центре внимания.
Танцы воспитывают собранность и организованность. Суметь выполнить все задания, написать рефераты, а потом умчаться на тренировку – это под силу только людям с сильной волей.
Танцы – лучшее средство от стресса. Танец берёт на себя заботу о душевном благополучии человека.
Таким образом, танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего
тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность до последних дней жизни.
4.3 Влияние танцев на умственное развитие.
Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всесторонне образование. . Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.
Американские ученые проводили исследования, подтвердившие, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в учебе.
Чем это объясняется? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Для меня было открытием, что каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела, потому что существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, например, при доминировании левого полушария ведущей в большинстве случаев оказывается правая рука. Ясно стало также, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием, другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается.
Как же взаимосвязаны между собой занятия танцами и учебная деятельность? В начале занятия всегда выполняется разминка, в которой используется много перекрёстных движений, пересекающих среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения разогревают не только мышцы нашего тела, но и активизируют работу полушарий, дают высокую умственную энергию, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
5.Практическая часть.
Анкетирование. В исследовании принимали участие ребята 4х классов, а так же ребята из танцевальной студии Инсайт.
В моей группе занимается 34 человека. (Приложение №1)
Исследование 1. Физические качества
Цель: выявление влияния занятий танцами на физическое развитие обучающихся младшего школьного возраста.
Ход исследования: Для решения поставленной цели на уроке физкультуры ребятам Наталья Анатольевна предложила выполнить различные упражнения.
Такие же упражнения выполняла я.
Исследование показало, что физические качества, такие как гибкость, выносливость, ловкость, координация движения, у детей, занимающихся танцами, развиты сильнее.
Исследование 2. Танец и эмоции
(Физиономический тест Кунина) Приложение 2
Цель: выявление влияния занятий танцами на эмоциональное развитие учащихся.
Ход исследования:. В течение 6 дней испытуемым предлагалось выбрать одну карточку из шести, на которой изображено лицо одного и того же человека в состоянии, соответствующем их настроению в данный, конкретный момент
По итогам исследования были составлены таблицы, в которых отдельно зафиксированы результаты диагностики детей посещающих только школьные занятия и детей, дополнительно занимающихся в танцевальной студии.
Анализируя полученные результаты, выявили: у детей, занимающихся танцами, реже бывает плохое настроение,
Так же я провела исследование в мой студии, перед началом занятий и перед уходом домой оказалось, что после занятий хореографией настроение значительно повышается. Конечно и у нас бывают трудные дни, потому что занятия классикой достаточно сложные и не всегда у всех все получается. (это видно и в нашей таблице)
Исследование 3. Танец и учебная деятельность
Цель: выявление влияния занятий танцами на учебную деятельность обучающихся младшего школьного возраста.
Ход исследования: для решения поставленной цели мы провели анкетирование ребят посещающих хореографическую студию и спросили как они учатся. (нас интересовали отметки за четверть)
Из 34 человек у нас 9 отличников, только 6 человек имеют тройки за четверть, остальные 19 учатся на 4 и 5.
III Заключение
Как показали исследования, моя гипотеза о положительном влиянии занятий танцев на обучающихся младшего школьного возраста, подтвердилась.
Проведенные исследования показали, что:
При анализе литературы я смогла сделать несколько выводов о пользе танца для здоровья человека:
Танец – прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний, и он укрепляет здоровье.
Для некоторых танцы – это карьера, для некоторых хобби, а кто-то живет танцами. Чем станет для меня танец, когда вырасту, я пока не знаю, но знаю точно, что сейчас он занимает важное место в моей жизни.
И мне хочется сказать всем ребятам, что иногда танцу даже и не надо учиться. Все происходит достаточно просто. Для этого нужно только поставить музыку, чтобы она нравилась вам. Танцуйте и будьте здоровы.
Список литературы:
Интернет-ресурсы
1.http://www.prince-dance.ru/article.htm
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
3. https://www.scienceforum.ru
Зимний дуб
Пятёрки
Загадочная система из шести экзопланет
Неньютоновская жидкость
Ручей и камень