Проектная работа, посвященная изучению образа Снегурочки в пьесе Островского и УНТ
Вложение | Размер |
---|---|
snegurochka_ostrovskiy.docx | 35.86 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза
генерала-майора Ивана Ивановича Жемчужникова»
города Лебедяни Липецкой области
секция: филология
«Образ Снегурочки в «Весенней сказке» А.Н. Островского и в произведениях УНТ»
Автор работы: Кукушкина Ангелина, 7Г класс
Руководитель: Мальцева Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Лебедянь, 2018
Содержание
1 Введение___________________________________________________ __________2 стр
2 Основная часть_______________________________________________________4 стр
2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» ____________4 стр
2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н. Островского «Снегурочка»_______________________________ 7 стр
2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве________________________10 стр
2.4 Образ Снегурочки в произведении А.Н.Островского «Весенняя сказка»______11 стр
2.5 Отличие между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А.Н. Островского___________________________________________15 стр
2.6 Социологический опрос_______________________________________________16 стр
3. Заключение_________________________________________________________17 стр
4. Литература_________________________________________________________18 стр
У русского народа очень много праздников. Один из самых ярких и любимых – Новый год. Мне нравится наряжать елку, украшать комнату различными гирляндами. В Новый год исполняются все желания. Дед Мороз раздает подарки.
Сколько лет Деду Морозу? Когда он появился?
Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.
До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз, и кто был его прототипом. В разных странах – разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз-это потомок местных гномов, другие - средневековых бродячих жонглеров, третьи – странствующих продавцов игрушек. Но все это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень трудно.
Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее – совсем не так.
В преданиях наших предков издревле существовал Мороз – повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне – боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Он бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Он леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.
Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года, и раздавать подарки не было их главной заботой.
Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован.
В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.
О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд.
Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Он изображается как старик в цветной-голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. ездит на тройке лошадей.
Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является эта прекрасная и милая девушка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.
Я задала себе вопросы:
Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к устному народному творчеству, русской народной сказке «Снегурочка», сказке «Девочка Снегурочка» В.И. Даля, сказке А. Островского «Снегурочка», прочитала предания и легенды, связанные с этим образом.
Актуальность моей работы обусловлена тем, что всеми любимый образ Снегурочки недостаточно изучен. В своей работе я постараюсь создать целостный образ этой прекрасной девушки.
Объект исследования: Снегурочка.
Предмет исследования: история Снегурочки.
Методы исследования:
Гипотеза исследования: Образ Снегурочки почитаем и любим на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.
На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.
Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить историю происхождения Снегурочки;
2. Проанализировать литературу по данной теме;
3. Познакомиться с произведениями о Снегурочке;
4. Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в разных произведениях.
2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»
Было в окрестностях Щелыкова одно заветное место, где писатель бывал десятки раз-Ярилина долина и Голубой ключ. Названия эти вызывали воспоминания о масленичных гуляниях и обрядах.
Солнечная поляна, окруженная могучими соснами, рядом с которыми-юные березки и кусты ольшаника. Тихий голубой ключ. Видно песчаное дно. Из него бьют роднички. То ли солнце, пробивающееся сквозь зелень, то ли минеральные соли придают ей неяркий матово-голубой цвет. Благоухание трав и цветов. И над всем этим-небо, подобного которому, кажется, нигде нет. Впечатления так сильны, что складываются в стихи:
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет; бросит
В болотинке, в забытом уголке
Под кустиком цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы,-и дышит цветик
Неуловимым запахом весны…
Но ведь природа, как человек, отдыхает. Она спит, стареет, ее голова покрывается сединой:
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи,-в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей,
Как старые нахмуренные брови.
В малинниках, под соснами, стеснились
Холодные потемки, ледяными
Сосульками янтарная смола
Висит с прямых стволов. А в ясном небе,
Как жар, горит луна и звезды блещут
Усиленным сиянием.
Таких стихов возникало все больше.
В Ярилину долину в начале лета на праздник приходили сильные, веселые люди. Целую ночь, с вечера и до утра, звучали над долиной песни в честь солнца, труда, любви. Праздник был связан с идущей от давних языческих времен верой в Ярилу-Солнце.
Александр Николаевич часто бывал на этом празднике. После него долго держалась уверенность: «Сама жизнь-то есть радость». Но иногда возникала и грусть: почему-то казалось, что возле Голубого ключа растаяла пришедшая из далекого детства прекрасная Снегурочка, героиня давно задуманной пьесы-сказки.
…. Когда отец будущего драматурга, Николай Федорович Островский, надумал жениться вторично, то в канун 1836 года по желанию будущей жены, Эмилии Андреевны, он решил сделать детям особенно веселую елку. Вечерами он возвращался домой более оживленным, чем обычно, и приносил им то коробку игрушек, то цветную бумагу. Вместе с няней ребята за большим столом клеили цепи, фонарики, свертывали хлопушки. За работой рассказывали были и небылицы, вспоминали смешные истории. И, конечно, были рассказы о чудесах. Няня говорила, что в дом, где хорошие дети, в праздничную ночь или на елку приходит Дед Мороз и оставляет свои подарки то в большом грибе, будто бы только что принесенном из лесу, то в красном мешке, запорошенном снежком, то прямо под подушкой.
Александр (ему шел тринадцатый год) уже знал, что это-неправда: подарки делаются родителями, а чудом люди называют воплощение своей мечты. Он решил малышам показать на елке чудо, которое они создадут сами-Снегурочку. Сказку о красавице Снегурочке, дочери Весны, знали все дети.
Когда Саша сказал о своем решении, ребята отнеслись к этому с большим жаром. Добрая Наташа притащила свою самую большую куклу, предприимчивый Миша откуда-то принес надорванный пакетик конфетти, няня достала белые и алые лоскутки-работа закипела. Кукле сшили белую шубку и белые сапожки. Голову покрыли алым капором, на руки сделали алые рукавички. Щечки подрумянили красным карандашом-Снегурочка раскраснелась на ветру. Когда все это было готово, на плечи ей посыпали конфетти-проходя по лесу, она покрылась снегом, который начал таять под солнцем, а в капли спрятались цветные лучики.
После «рождения» Снегурочки дня елки ждали с нетерпением. Когда загорелись елочные свечи, отец поздравил детей с праздником, пожелал им здоровья и успехов, на весь вечер и Снегурочкой, и детьми завладел Саша. Он рассказывал и показывал сказку, похожую и непохожую на ту, что дети не раз слышали от старой няни. Ребят поразило, что Снегурочка заговорила нежным голосом. Как живая девочка, она просто и трогательно рассказала, с каким трудом вышла из лесу, через сколько сугробов перебралась, как встретилась с людьми и узнала их. Она спела несколько песен, говорила, какое новое, совсем незнакомое чувство радости испытывает. Ребята прониклись живейшей симпатией к ней, хотели вместе с ней порезвиться. Однако в этот момент откуда-то из-за елки появился лист картона с огромным оранжевым солнцем-это тоже было неожиданностью. Всем стало еще интереснее. А Снегурочка начала плакать, жаловаться, уходить в сторону-и затем своим уже голосом Саша печально возвестил, что она растаяла. [1]
2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н.Островского «Снегурочка»
Все мы родом из детства, а в детстве мы верим в чудеса, сказки. Конечно же, все мы знаем такого сказочного персонажа как девочка - Снегурочка. Но, к сожалению, мало кто знает, откуда к нам пришел этот образ.
Значения слова «Снегурочка» в толковых словарях русского языка:
Толковый словарь Ожегова.
снегурочка - сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца
Пример: Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних праздников).
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Снегурочка ж.
1) Героиня русской народной сказки, вылепленная из снега и ожившая.
2) Внучка Деда-Мороза.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
снегурочка, -и, ж. Сказочная снежная девушка, тающая под весенними
лучами солнца. Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних
праздников).
Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. У каждого сказочного героя существуют свои легенды, объясняющие его происхождение, место жительства, особенности характера.
Снегурочка-дух природы. Как правило, в сказках сделанная из снега Снегурочка оживает.
Вариант сказки, где Снегурочка тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский), наиболее показателен. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращается в облачко). Снегурочка-олицетворение зимы, силы, враждебной людям и почти потусторонней, связанной с загробным миром.
Если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.
По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:
- как литературный персонаж – образ дочери Мороза;
- образ Костромы;
- символ застывших вод;
и еще несколько разных версий. Сейчас мы их рассмотрим.
Образ Снегурочки формировался веками.
Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках, как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело – голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).
Пока ее задабривали и величали, выполняла она просьбы, но постепенно люди стали забывать о силе Костромы. И сама она со временем превратилась из мудрой богини в холодную, пугающую людей снежную деву. И стала показываться она только зимой, когда стужа, вьюги и заледеневшие реки губили народ. За это и прозвали ее в народе Снегурочкой. Попросил тогда народ у Весны защиту. А Весна добрая, ласковая по–другому рассудила. Подарила она Снегурочке сердце горячее, душу добрую, да взгляд ласковый, и назвала ее своей дочерью. И с тех пор Снегурочка стала воплощением духа растительности, забытой богини Костромы. Многие утверждают, что Кострома это и есть та самая Снегурочка. С давних пор существует обряд похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, сжигают подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
Но вопреки всем легендам о гибели Снегурочки люди верят, что живет она на радость взрослым и детям круглый год в Сказочной Костроме, где находится ее терем.
2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве.
Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека», - пишет В. И. Даль в 1866 году. [2]
Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков – идолов Снежной Бабы. Вера в то, что снежная куколка может ожить, отразилась в сказках. Прочитав несколько вариантов народных сказок о Снегурке, я пришла к выводу, что часто бездетные дед и баба, глядя на то, как ребятишки за окном катают снег, тоже выходили и лепили себе снежную внучку – помощницу, которая потом оживала.
Знаменитый собиратель русских народных сказок Афанасьев Александр Николаевич в своих «Русских народных сказках» [3] пишет о том, что Снегурочка была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марией. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело. Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались. Смотрит Иван – зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкой. «Ах, Иван!- вскрикнула Марья от радости, - да ведь это Господь нам дитя дает!» [4] Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после Крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо, унося с собой сокровенные желания крестьян. Так или иначе, но с приходом Весны Снегурочка тает, прыгая через костер, и уносится белым облаком. В таком виде показаны представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.
Другая сказка, рассказанная В. И. Далем [3], собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял, и из этой талой водицы появилась живая девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая изнутри.
2.4. Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского «Весенняя сказка»
«Снегурочка-сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского.
В 1873 году в Костромской области в имении Щелыково А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». основная работа над пьесой велась в течение марта 1873 года. Последний раз автор внес изменения в пьесу в августе 1873 года, когда он в корректуре вписал новое начало пятого явления первого действия. В первоначальном плане произведение под названием «Девушка-Снегурочка» предполагалось иное развитие сюжета, чем то, к которому впоследствии пришел драматург. Здесь не намечалось изображение царства берендеев и их праздника поклонения солнцу, в роли жениха должен был выступать Иван-царевич, в действии участвовал дурак – Авоська.
Больших трудов стоила ему и разработка стихотворных размеров отдельных эпизодов пьесы. О хоре гусляров, которым открывается второе действие, он писал П. И. Чайковскому: «Ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века – «Слово о полку Игоревом»» (ПСС, XV, 10). По черновой рукописи «Снегурочки» можно проследить, как драматург экспериментировал, «извлекая ритм» из «Слова о полку Игореве». Выписав рифмы будущего эпизода, он затем создал его первый вариант, в котором отразились поиски размера, близкого своеобразной гармонической организацией тексту «Слова о полку Игореве» и соответствующего стилю хора гусляров. Затем по схеме найденного размера писатель исправил все строки соответственно этому размеру.
«Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, почерпнутых из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества. Некоторые сюжетные ситуации имеют отдаленное сходство с мотивами сказки о девушки-снегурушке в сборнике И. А. Худякова «Великорусские сказки» (вып. 3, Спб., 1862, стр. 87-88, №97). Записи песен А. В. Терещенко, П. Н. Рыбникова, Т. И. Филиппова и др. дали драматургу материал для вставных эпизодов - песен и лирических монологов героев. Фантастический образ Берендеева царства, очевидно, был навеян писателю народным приданием о древнем племени берендеев.
В царстве берендеев царь – отец и слуга народа, всегда радушный и каждому доступный, заботливый рачитель всеобщего блага, строгий блюститель справедливости. Услышав о проступке Мизгиря, обманувшего доверчивость девушки, Берендей говорит: «Вина его ужасна, берендеи; для милости закроем наше сердце на этот раз».
Счастливые берендеи живут в мире, довольстве и радости. У них пастух и царь вместе возносят хвалу красному солнышку - источнику земного плодородия.
Сотканная из чудесных мотивов устнонародного творчества, « Снегурочка» является гимном большой настоящей человеческой любви, красоте, справедливости, гуманности, своеобразной песней о счастье простого трудового народа, освобожденного от гнета и деспотизма, живущего по своей воле.
Главная героиня этой пьесы-Снегурочка, наивная, чистая, гуманная, душевно щедрая, вся устремленная к красоте, правде, любви.
В этом произведении героиня предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны.
Снегурочка не похожа на жителей Берендеева царства. Именно поэтому Снегурочка – существо очень противоречивое. В ее сердце холод – это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту.
Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает удивление и жалость.
Образами Снегурочки, Леля, Елены Прекрасной, Купавы, Мизгиря, девушек и парней из царства берендеев утверждается, что человек рожден для счастья, для любви. Холодному Морозу, отцу Снегурочки, любовь кажется «губительным чувством»
Мать Снегурочки, Весна, думает совсем иначе: «На свете все живое должно любить» - и дарит своей дочери чувство любви. О необходимости любить говорят все берендеи. Царь Берендей говорит: «Природой неизменно положена пора любви для всех».
За мгновения любви Снегурочка платит жизнью, но жизнь обрела именно в этом чувстве:
…все, что есть на свете дорого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.
Лес, озеро, лицо и фигура Мизгиря-все стало новым для охваченной любовью Снегурочки.
Снегурочка полюбила, она счастлива.
- Но почему не принимают Снегурочку и Мизгиря берендеи? Ответить на этот вопрос сложно. Возможно Мизгирь не похож на берендеев, так как берендеи обладают сердечной теплотой, а Мизгирь обделен ей. Все берендеи похожи друг на друга, а Мизгирь индивидуален, поэтому и не боится нарушить законы, которые так святы для берендеев. Таким разрушающим началом входит Мизгирь в жизнь уравновешенных берендеев, нарушая их законы внезапной изменой, дерзкими речами, оскорбляющими «девичью гордость» Купавы.
Мизгирь похож на Мороза. Он такой же властный, холодный, эгоистичный. Он не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках. Горячая любовь Купавы ему не нужна.
- Невольно возникает вопрос почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?
Снегурочке, так же как и Мизгирь, чужда миру берендеев, для которых любовь-главная ценность и смысл жизни. Ледяное сердечко Снегурочки не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости. Ее не трогают слезы Леля, а ревнивое чувство, которое испытывает Снегурочка, связано не с любовью, а с уязвленным самолюбием.
Гибель Снегурочки происходит от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима – принесет снег, морозы, застынут во льдах воды. Затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой. И опять она улетит облачком в светлое голубое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!» В Берендееве жизнь продолжается.
Гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.
Для наглядности и удобства мы составили таблицу.
Образ Снегурочки в русских народных сказках | Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского |
Бездетные дед с бабкой слепили себе на радость. | Дочь Деда – Мороза и Весны - Красны. |
Дед с бабкой любят свою снежную дочку. | На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (жители Слободы равнодушны к ней, они ее не понимают; старик Бобыль и старуха Бобылиха используют Снегурочку, хотят разбогатеть). |
В народных сказках героиня борется с силами зла. | В «Весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. |
Во всех сказках Снегурочка погибает, но везде разные версии этого происшествия. В одной сказке подружки убили Снегурочку из-за жадности. Пошли они по ягоды. Снегурочка в чашку собирала, а подружки ели. «Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку.» Закопали подружки ее и прутик воткнули. Проезжий купец сорвал этот прутик и сделал из него дудочку. Стал сынишка его дудеть в дудочку, и запела она голосом Снегурушки. Дали одной из подружек подудеть, а она отказалась и бросила дудочку на землю. «Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела». В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо. | По версии Островского погибает Снегурочка во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. |
В народных сказках Снегурочка – это маленькая девочка, «такая-то умная, такая-то разумная, что только в сказках живут, а взаправду не бывают». Снегурочка представляется как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты. | У Островского это прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет от «сладких чувств любви». |
2.6. Социологический опрос.
В начале исследования был проведен социологический опрос учащихся нашей школы, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:
Результаты опроса
В опросе участвовало 75 человек. Все 75 опрашиваемых верно ответили на 1, 2, 4 и 6, 7 вопросы. Правильно ответили на 3 вопрос- 15 человек, на 5-20 человек.
Исследуя образ Снегурочки, я пришла к выводу, что образ Снегурочки в русском фольклоре фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочки, которая ожила.
Родиной Снегурочки можно считать Кострому. Во-первых, образ снежной девушки возник из древнего славянского обряда похорон Костромы, давшее название городу. Во-вторых, «Весенняя сказка» А. Н. Островского была создана на родине писателя, костромской земле.
Из выше сказанного я сделала следующие выводы:
-на протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила, доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка;
-образ Снегурочки волновал писателей, а также художников и композиторов. И во многом благодаря им образ Снегурочки вошел в нашу жизнь как неотъемлемая часть.
В ходе работы я узнала историю нашей новогодней гостьи, получила новые знания. Также я познакомилась с художественными произведениями о Снегурочке.
Эта работа научила меня анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также помогла развить творческое воображение.
Полученные знания мы можем применить на уроках литературного чтения, музыки, изо, при проведении классных часов. Благодаря этой работе мы пополняем знания детей о загадочной девочке Снегурочке, которая приходит к нам на Новый Год. Мы рассматриваем несколько легенд о ее происхождении. Я считаю, что эта тема интересна не только детям, но и взрослым.
Литература:
Муравьиная кухня
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Злая мать и добрая тётя
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Волшебные звуки ноктюрна