Материаля для районного конкурса проектов по математике "Математика вокруг нас"
Вложение | Размер |
---|---|
проект по математике | 32.41 КБ |
презентация проекта | 2.97 МБ |
МОУ «Сёминская основная школа»
Проект по математике
«Математика вокруг нас»
номинация
«Математика вокруг нас»
Выполнили работу: Подогов Илья
Красильникова Арина, 6 класс
Руководитель: Чуланов П.А.
2018 год
Оглавление
1. Введение. 3 стр
2.1 Математика – мир геометрических фигур. 4 стр
2.2. Математика в быту. 4 стр
2.3 Математика и архитектура. 5 стр
2.4. Математика и живопись. 5 стр
2.5 Математика в жизни животных. 5 стр
2.6. Математика в природе. 5 - 6 стр
2.7. Математика в профессиях. 6 стр
2.8. Математика в мерчандайзинге и маркетинге. 7 стр
2.9. Математика в личном подсобном хозяйстве. 7 стр
3. Заключение.
3.1 Социологический опрос. 7-8 стр
4. Используемая литература. 9 стр
5. Приложения
Примерное распределение площади огорода между
культурами 10 стр
Введение
Умение вычислять, логически мыслить, быть настойчивым и упорным, аккуратным и внимательным – эти качества необходимы каждому человеку. И, в то же время, они являются основой хорошего понимания математики. Математика – волшебная наука, которая помогает развивать эти способности и умения.
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объём? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть различные виды деятельности и доказать, что без математики не обойтись в быту.
В наши дни ни одному человеку не обойтись без хорошего знания математики. Она просто необходима в повседневной жизни, и неважно, какую профессию ребята выберут в будущем: программиста или фермера, кондитера или учителя, врача или механизатора, бухгалтера или строителя.
Цель работы:
Изучить, где математика встречается в жизни и доказать её необходимость
Задачи работы
Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.
Ответить на вопросы: зачем нужна математика?
Что может дать математика каждому отдельному человеку?
<3>
2.1 Математика – мир геометрических фигур.
Математика – удивительная наука, это не только цифры, числа, формулы. Оказывается, человек живёт в «мире» геометрических фигур. С этими фигурами мы встречаемся ежедневно. Кто-то, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах математиков. Однако это не так. Стоит присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры.
Выйдем на улицу, но и здесь математика не покидает нас. Перед нами дома. Сам дом – призма, его стены – плоскости, колонны у дома – цилиндры. По улице движутся автомобили. Их колёса – круги. Вдоль дороги на столбах натянуты провода – это прямые линии, а столбы – перпендикуляры к земле. Провода от собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой они, наоборот, натягиваются, так как металл от холода сжимается. Вопросом определения необходимой длины такого провода для передачи электроэнергии на большие расстояния тоже занимается математика.
2.2.Математика в быту.
Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как они говорят, «на глаз». Но когда они приступают к приготовлению пищи, то выясняется, что без математики не как не обойтись.
Ежедневно приходится нам совершать покупки в магазинах, производить математические расчеты. С целью экономии семейного бюджета, приходится вести наблюдение за ценами в разных магазинах и прибегнув к математическим расчетам выбрать наиболее дешевый набор продуктов.
Ежемесячно нам, приходят квитанции по оплате коммунальных платежей (за квартиру, телефон, электричество, газ и воду и т.д.).
А сколько же приходится выполнить математических вычислений и расчетов, во время ремонта квартиры? Мы удивляемся своим родителям, какой это труд, чтобы составить мини план и сделать расчёт количества необходимых материалов (определить нужное количество обоев, клея, ламината, сколько уйдёт штукатурной смеси и т.д.), а также учесть свой бюджет.
<4>
Когда возникают проблемы со здоровьем, у нас и наших родных, мы обращаемся в медицинские учреждения, и лечащий врач выписывает рецепт, в котором назначает курс лечения.
2.3 Математика и архитектура.
Золотое сечение:
Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери, и в пирамиде Хеопса, и в храме Василия Блаженного на Красной площади.
2.4. Математика и живопись.
Художник и педагог Н. П. Крымов писал: «Говорят: искусство не наука, не математика, что это творчество, настроение и что в искусстве ничего нельзя объяснить — глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нем нужно и можно знать, оно математично... Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха».
Великий Леонардо да Винчи в XVI веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «Тайная вечеря», портрет Моны Лизы («Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника являлась математика.
2.5 Математика в жизни животных.
Пчелиные соты представляют собой пространственный паркет «шестигранные призмы», это математический шедевр из воска, созданный пчелами.
А если в лесу, в парке обратить внимание на паутину, то мы увидим, что в них соблюдены строгие пропорции.
У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. Сложив крылья, ночная бабочка образует правильный равносторонний треугольник.
2.6. Математика в природе.
Во многих случаях наблюдения над явлениями природы помогают человеку в решении его технических задач. Так, на заре развития авиации наши знаменитые учёные Николай Егорович Жуковский и Сергей Алексеевич Чаплыгин исследовали полёт птиц, чтобы сделать выводы относительно наивыгоднейшей формы
<5>
крыла самолёта и условий его полёта.
Много трудных математических задач приходится решать в теории космических полётов.
Винтообразное и спиралевидное расположение листьев на ветках деревьев подметили давно. Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и т.д. Совместная работа ботаников и математиков пролила свет на эти удивительные явления природы. Выяснилось, что в расположении семян подсолнечника, шишек сосны, ананасах, кактусах и т.д. проявляет себя ряд Фибоначчи, то есть, проявляет себя закон золотого сечения.
2.7. Математика в профессиях.
Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математических знаний. Это предполагает и конкретные математические знания, и определённый стиль мышления, вырабатываемый математикой. Людей, для которых знание математики является профессиональной потребностью, с каждым годом становится всё больше.
В нашей школе приготовление пищи ведётся по технологическим картам, где расчет продуктов сделан на одного человека. Ежедневно повар в столовой делает перерасчёт продуктов для приготовления блюд, т. к. учащиеся по каким-то причинам отсутствуют в школе и число питающихся меняется.
Благодаря математике появились вычислительные счётные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.
Всем известно, что не всегда человек может обыграть машину. Ведь она очень быстро просчитывает все ходы, за 1 секунду она может производить до 10 000 различных действий, чего не удаётся сделать человеку.
<6>
Чтобы производить такие машины или пользоваться ими, нужно изучать высшую математику, а для её изучения нельзя обойтись без хороших знаний элементарной математики.
2.8. Математика в мерчандайзинге и маркетинге.
Всем известно, что любой владелец магазина стремиться получать максимальную прибыль. Как подтолкнуть покупателя к большему количеству покупок, или «заставить» купить товар, который ему не нужен был до входа в магазин? Именно в этих целях в мерчандайзинге и маркетинге применяется множество способов, одним из которых является правило золотого треугольника.
2.9. Математика в личном подсобном хозяйстве.
Благополучие семьи зависит от умения вести своё хозяйство правильно, разумно, бережно, без убытков.
Наши семьи живут в селе. У нас есть земельный участок и подворье, так называемое личное подсобное хозяйство. Чтобы хозяйство было крепким родители всё просчитывают.
Пример №1. Чтобы удовлетворить физиологические потребности организма в овощах, нужно предварительно подсчитать и правильно распределить площадь огорода между культурами. Свои расчёты я изложил в таблице. (Приложение № 2)
Вывод: Годовая норма овощей на одного человека равна 126 кг, а площадь, занятая овощными культурами на одного человека – 39 м2, значит, для удовлетворения физиологических потребностей организма нашей семьи нужно выделить участок, площадью 156 м2.
3. Заключение
3.1 Социологический опрос
В заключении мы предлагаем ознакомиться с результатами социологического опроса, цель которого - изучение общественного мнения по данной теме. Опрос проводился среди следующих категорий: учащиеся школы, учителя и работники школы, родители школьников.
В опросе приняли участие _50_человек.
Опрос вёлся по следующим вопросам:
1. Нужно ли изучать математику? 2. Где вы встречаетесь с математикой?
<7>
На вопрос «Нужно ли изучать математику?» ответы приведены в таблице.
Ответ | Количество ответов | % |
Нужно | 40 | 80 |
Не нужна вообще | 3 | 6 |
Пока не знаю | 7 | 14 |
Вывод: На основании этой таблицы можно сделать вывод, что 80% опрошенных (40 из 50) считают, что математику изучать нужно.
На второй вопрос «Где вы встречаетесь с математикой?» голоса разделились. Ответы приведены в таблице.
Ответ | Количество ответов | % |
На работе | 4 | 8 |
При различных расчётах | 6 | 12 |
Однозначно не могу ответить, она вокруг нас | 19 | 38 |
В школе | 11 | 22 |
В повседневной жизни | 7 | 14 |
Нигде | 3 | 6 |
Вывод: Данный опрос (отвечали не только взрослые, но и дети) подтверждает ещё раз: математические знания человек использует ежедневно, даже можно сказать, ежеминутно, в быту, на улице, в профессии и т. д., потому что математика вокруг нас.
Вывод
Имеется множество причин, чтобы изучать математику. Математика - один из предметов, на котором можно научиться думать, строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление. В любом деле все эти качества всегда пригодятся. Опыт показывает, что тот, кто знает математику, добивается желаемого значительно легче и быстрее, чем тот, кто не владеет этими знаниями. Думающего человека сложнее обмануть, он предвидит последствия своих действий и склонен отвечать за результат. Развитая логика способна помочь человеку в жизни.
<8>
4. Список литературы
Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина. 2014.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М.: ВентанаГраф, 2016.
Ткачева М. В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993.-191с.
Сельское подворье. Колл. авторов. – Воронеж. Центр.-Чернозёмн. КН. изд-во, 1984.
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Авантаж, 1998. - 688 с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.
<9>
Приложение № 1
Примерное распределение площади огорода между культурами
Культура | Годовая норма овощей на человека | Урожай с 1 м2, кг | Площадь под культурами, м2 | |
На 1 человека | На семью из 4 человек | |||
Капуста | 33 | 5 | 7 | 27 |
Помидоры | 32 | 4 | 8 | 32 |
Огурцы | 10 | 3 | 3 | 13 |
Морковь | 8 | 4 | 2 | 8 |
Свёкла | 6 | 3 | 2 | 8 |
Лук | 8 | 3 | 3 | 11 |
Сладкий перец | 3 | 1,5 | 2 | 8 |
Кабачки, баклажаны | 7 | 3 | 2 | 9 |
Прочие овощи | 5 | 1,5 | 3 | 13 |
<10>
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Пока бьют часы
О чем поет Шотландская волынка?
Рождественские подарки от Метелицы
Две лягушки