Среди различных областей национальной культуры США музыка занимает особое место. В отличие от философской, политической и религиозной мысли, литературы, науки и техники США, тесно связанных в своем развитии с традициями европейской культуры, американская музыка до середины XIX в. почти не имела точек соприкосновения ни с европейскими композиторскими школами, ни с другими областями искусства самой Америки.
Вложение | Размер |
---|---|
aliyan.docx | 61.93 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОМОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
НА ТЕМУ «АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ПЕСЕН СОВРЕМЕННЫХ АМЕРИКАНСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»
ВЫПОЛНИЛ ОБУЧАЮЩИЙСЯ 1 КУРСА
АЛИЯН В. Ш.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗУЕВА Ю. М.
Новомосковск, 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКИ 3
АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ПЕСЕН СОВРЕМЕННЫХ АМЕРИКАНСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ДЕКАДЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................29
ВВЕДЕНИЕ
Среди различных областей национальной культуры США музыка занимает особое место. В отличие от философской, политической и религиозной мысли, литературы, науки и техники США, тесно связанных в своем развитии с традициями европейской культуры, американская музыка до середины XIX в. почти не имела точек соприкосновения ни с европейскими композиторскими школами, ни с другими областями искусства самой Америки.
Необычность и своеобразие американской музыки заключаются в том, что именно в сфере жанров народной музыки с момента колонизации до конца XIX в. возникли подлинно национальные и самобытные разновидности американской музыки. В них проявилось наиболее оригинальное и неповторимое американское начало, нежели в профессиональном музыкальном творчестве США. Если достижения американских деятелей науки и техники, писателей и философов были уже давно известны за пределами Нового Света, то американская музыка долгое время не была известна не только европейцам, но и самим американцам. Лишь в конце XIX в. некоторые европейские композиторы (Дворжак, Дебюсси) обратили внимание на существование в мире американской музыкальной культуры. И только вслед за европейцами американские профессиональные композиторы XX в. претворили в своем творчестве характерные черты национальных жанров американской музыки: спиричуэлс, блюз, джаз.
Развитие американской музыки в колониальный период тесно связано с национальным составом провинций и социальными особенностями структуры общества. Многообразие этнического состава населения США обусловило пестроту и необычность его фольклора. В Америке и по сей день существуют почти все виды европейского фольклора — от славянского до иберийского, традиции которых сохраняются европейскими переселенцами из Старого Света с XVII в. В юго-западных штатах Америки (Новая Мексика, Калифорния, Техас) распространилась народная испанская музыка. В штатах Пенсильвания, Иллинойс, Висконсин и Небраска сохранились немецкие народные песни. На Тихоокеанском побережье Америки звучит китайская и японская музыка. В некоторых районах Пенсильвании можно услышать венгерские, словацкие и русские песни.
Среди различных видов европейского фольклора преобладающее значение имеет англокельтский фольклор. В то же время известные исторические причины привели к тому, что один из самых древних видов фольклора на территории Северной Америки — фольклор коренных жителей страны индейцев не оказал значительного влияния на музыкальную культуру страны в целом и сохранился лишь изолированно в западных резервациях. Неоднократные попытки профессиональных композиторов создать национальные произведения на основе индейского фольклора не привели к успешным результатам. Таким образом, фольклорные традиции различных и географически очень далеких этнических групп из Старого Света оказались в ближайшем соседстве в Новом Свете.
В развитии фольклора Нового Света проявилась тенденция скрещивания и взаимодействия некоторых его видов. Так, наличие общих музыкально-стилистических черт в англокельтском и африканском видах фольклора (пентатоничность, импровизационность), а также бытование этих видов в одной местности привели к их взаимопроникновению и образованию одной из интереснейших разновидностей американского фольклора — афро-американской, или негритянской, в недрах которого зародились специфические американские жанры: спиричуэлc, блюз, джаз. Негритянский фольклор, отмеченный многообразием жанровых разновидностей, образует самый яркий и национально-самобытный элемент в фольклоре США.
Особенности социального уклада жизни также повлияли на формирование американской музыкальной культуры. Многие колонисты приехали в Новый Свет в начале XVII в. из Англии, музыкальная культура которой характеризовалась расцветом светских и церковных жанров музыкального искусства — мадригал, баллада, ария, канцонетта, мотет, вариации, месса, антем в творчестве таких выдающихся художников, как
У. Бёрд, Т. Морлей, Дж. Доуланд, О. Гиббонc, Д. Булл и др. Так как в Новый Свет уезжали в основном представители третьего сословия, связанные преимущественно с музыкальными традициями английской провинции, то, обосновавшись в колониях, они ограничивались в основном культовой музыкой. Суровые условия жизни, непрерывные войны колонистов с индейцами, освоение диких земель Запада выдвигали перед переселенцами на первый план проблему борьбы за существование, нежели вопросы художественной культуры, что, безусловно, сдерживало ее развитие.
На формирование американской музыкальной культуры значительное влияние оказала идеология первых английских колонистов-пуритан, оставивших Англию из-за религиозных убеждений и подвергавшихся на родине гонениям за фанатическую преданность вере. С религиозным фанатизмом пуритане отрицали многие светские виды искусства, особенно театр, считая, что они не способствуют утверждению нового, республиканского общественного строя, и проповедовали скромность и простоту. Произведения искусства, воспевавшие земную красоту, казались им излишними предметами роскоши. Таким образом, ограниченность и узость эстетического кругозора и консервативность мышления пуритан способствовали утверждению в Новом Свете взгляда на искусство, как на второстепенный вид духовной деятельности. Поэтому музицирование в среде колонистов, как правило, ограничивалось пением псалмов и гимнов на религиозных собраниях и дома, что было неотъемлемой частью их жизни.
В отличие от европейской музыки, развивавшейся в крупных музыкальных центрах, формирование американской национальной музыки шло вдали от центров городской культуры и в среде непрофессиональных музыкантов. Изолированность бытования народных жанров американской музыки, отсутствие воздействия на них городской музыкальной культуры, а тем более европейского профессионального искусства являлись характерными особенностями развития американского музыкального искусства.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКИ
У первых поселенцев большой популярностью пользовались «Книга псалмов» Г. Эйнсворта, «Книга псалмов» Т. Равенскрофта, «Псалмы Давида» Стернхолда-Хопкинса и др. Первой книгой псалмов, изданной в Новом Свете в 1640 г., явилась «Массачусетская книга псалмов» (“The Bay Psalm Book”), содержавшая тексты псалмов в специальном переводе пуритан, соответствовавшем их ортодоксальным взглядам. В сборнике не было мелодий, но давались ссылки на распространенные издания Эйнсворта, Равенскрофта и Стернхолда-Хопкинса. Только в девятом издании «Массачусетской книги псалмов», изданной в Бостоне в 1698г., появились 13 мелодий. Интересно отметить, что эти мелодии были заимствованы из сборника английской светской музыки.
Очевидно, к этому времени представители духовенства Новой Англии осознали необходимость реформировать церковную музыку. Самой ранней практической попыткой упорядочить церковное пение была книга «Введение в пение псалмов» Джона Тафтса (1712г.), в предисловии которой автор провозгласил элементарные правила музыки и установил новые методы музыкальной нотации, построенные на принципе средневековой сольмизации, широко распространенные в Англии в эпоху раннего Возрождения. Американский музыковед В. Хичкок утверждал, что «одна из мелодий, ранее нигде не публиковавшаяся, является первым авторским сочинением американской музыки, возможно, созданной самим Джоном Тафтсом».
Пуританский хорал в Америке вышел за рамки только культовой музыки, он широко исполнялся и вне богослужения, выполняя функции светской музыки. Поэтические тексты пуританских хоралов представляют образцы философской лирики в духе английской библейской поэзии XVI в. При огромном различии сюжетов и литературных стилей пуританский хорал не обладал разнообразием музыкально-стилистических черт. Морально-дидактические гимны, церковные псалмы, патриотические и лирические гимны в музыкальном отношении почти не отличались друг от друга.
Американская музыка XVIIIв. не ограничивалась только хоровым пуританским гимном, в ту же эпоху бытовали светские песни и танцы. Американский музыковед Оскар Соннек замечал, что «до 1790г. в Америке, кроме псалмов и гимнов, не было специальных изданий светской музыки, но в постоянно публиковавшихся альманахах и литературных периодических изданиях сохранились отдельные светские песни».
Из светских музыкальных жанров в Америке популярны английские, шотландские и ирландские песни, особенно баллады елизаветинской эпохи, которые оказали влияние и на пуританский гимн. Американские баллады в связи с изменением содержания и характера музыки приобретали иной облик в отличие от английских баллад. Одной из ранних популярных американских баллад была “Springfield Mountain”, созданная в 1761г.
Музыкальная жизнь в городах США зародилась в начале XVIIIв. и оказала влияние на формирование профессионального музыкального творчества. Первые концерты светской музыки состоялись в Нью-Йорке и Бостоне в 30—40-е годы преимущественно силами европейских артистов либо местных дилетантов. В программах концертов светской музыки преобладали вокальные и инструментальные произведения, в основном европейских композиторов — Баха, Генделя, Моцарта. Особым уважением пользовалась хоровая музыка из ораторий Генделя, который в метрополии считался национальным композитором. Ораториальный жанр в большей степени соответствовал вкусам пуритан, нежели симфонии и опера. Но, несмотря на это, популярные арии из балладных английских опер все же звучали на американской концертной эстраде.
В конце XVIII — начале XIX в. появилось около 15 тыс. отдельных изданий популярных пьес (sheet-music), а также музыкально-публици- стические сборники, пропагандировавшие серьезную музыку. Возникают музыкально-просветительские организации — Общество Генделя и Гайдна в Бостоне (1815г.) и Общество музыкального фонда в Филадельфии (1820г.), деятельность которых была направлена на ознакомление американских слушателей с европейской музыкой.
В период войны за независимость широкую популярность у населения завоевали жанры военной музыки — марш и патриотическая песня. Черты этих жанров особенно ярко претворены в песне «Хейль Колумбия». Наиболее известным маршем был «Янки Дудл», появившийся с новыми словами в послереволюционные годы в обработке Джеймса Хьюита. Из патриотических песен возникли в дальнейшем американские гимны.
Видное место в музыкальной жизни США конца XVIII в. занимали английские музыканты, обосновавшиеся в Нью-Йорке и Филадельфии, — Бенджамин Карр (1768-1831гг.), Джеймс Хьюит (1770-1827гг.), Александр Райнагль (1756—1809гг.).
Следует отметить, что наиболее важным явлением музыкальной культуры колониального периода был хоровой пуританский гимн. Ярким выражением этого жанра стало творчество У. Биллингса, который обобщил традиции американского искусства XVII—XVIII вв. Хоровой пуританский гимн был демократическим жанром в отличие от жанров европейской профессиональной музыки, проникавших в Америку с XVIII в., но оставшихся чуждыми американской культуре. С начала XIX в. развитие хорового пуританского гимна проходило незаметно в отдаленных сельских районах США, уступая место другим жанрам национального искусства США – менестрельной эстраде и в конце XIX в. негритянским спиричуэлc, блюзу, рэг-тайму.
В начале XX века музыка оставалась эклектичной, характерной особенностью оставалось смешение различных стилей, использование народных мотивов. В это время музыка начинает активно развиваться в городах Среднего Запада и Калифорнии. Центром же коммерческой музыкальной индустрии становится Нью-Йорк.
В «ревущие двадцатые», ознаменовавшиеся бурным развитием американского общества, появляются джаз, мьюзикл, а также «кантри-мьюзик» (т. н. сельская музыка). Колыбелью джаза стал многонациональный Нью-Орлеан, где родился, в том числе и Луи Армстронг. На первых порах джаз был преимущественно негритянской музыкой с возведенной в закон музыкальной импровизацией. Виднейшие представители — Чарлз «Бадди» Болден, Джозеф «Кинг» Оливер и др. Вслед за писателем Скоттом Фицджеральдом 20-е стали называть «веком джаза», хотя его расцвет произошёл на 30 лет позже.
Развитие техники привело к распространению звукозаписи и радиовещания. В программах радиостанций значимое место занимает музыка. В 1926 году в Америке снят первый звуковой кинофильм с музыкой. Развивается система музыкального образования и музыкального издательского дела.
К 30-м гг. закончилось формирование национальной американской композиторской школы, основными чертами которой являются вольное обращение с традиционными музыкальными формами, преобладание импульсивного начала и динамичности развития в мелодии.
В джазе 40-х преобладает стиль боп («би-боп»), более утонченный стиль, рассчитанный на небольшие ансамбли. В следующее десятилетие появляются жанры «хард боп», «фанки» и «кул», позднее «прогрессив». Однако с окончанием Второй мировой войны заканчивалась и эпоха джаза.
50-е годы ознаменовались появлением нового направления — рок-н-ролла (rock and roll), в основе которого лежали блюз, кантри, фолк, свинг и др. Наиболее видные представители – Чак Берри и Элвис Пресли.
В 60-70-е гг. размах получает поп-музыка, что выражала протест против общества потребления и проповедовала анархический индивидуализм и «философию наркотиков». Она повлияла на работы авторов серьёзной музыки и авангардистов, на некоторые формы церковной музыки, «новый джаз» и джаз-рок. В 1970-е гг. поп-музыка превратилась в коммерческое искусство, рекламируемое через всевозможные средства массовой коммуникации. Немаловажную роль в этом сыграл и один из культовых американский артистов Майкл Джексон. Среди отдельных стилей этого времени следует отметить рок и ритм-н-блюз.
В 80-е родился новый «чёрный» жанр, хип-хоп — музыка улиц, бедных гетто, черных кварталов Нью-Йорка, имеющая узкую социальную направленность (“Run-D.M.C.”, “Beastie Boys”, “NWA”, LL Cool J, “Public Enemy”). По-настоящему популярным жанр становился десятилетие спустя, с появлением таких исполнителей, как 2Pac и The Notorious B.I.G.
90-е можно охарактеризовать как расцвет целого ряда направлений без доминирования какого-либо из них. Продолжается развитие рока (“Blink 182”, “Green Day”, “The Offspring”, “Nirvana” и “The Red Hot Chili Peppers”), рэпа (Dr. Dre, Snoop Doggy Dogg, 2Pac, The Notorious B.I.G.) или пограничных жанров (“Rage Against the Machine”, “Cypress Hill”, “Korn”, “Limp Bizkit”). В поп-музыке наметился новый тренд — так называемые бой-бэнды (“Backstreet Boys”, “NSYNC”, “New Kids on the Block”).
2000-е годы отметились окончательным стиранием границ между жанрами. В целом десятилетие характеризуется некоторым ослаблением позиций рока и наибольшим влиянием хип-хоп музыки на соседние жанры — R&B (Rihanna, Beyonce, Bruno Mars, Akon, Chris Brown), поп (Джастин Тимберлейк, Тэйлор Свифт, Бритни Спирс, Кристина Агилера) [Болховитинов, 1983, с. 596].
АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ПЕСЕН СОВРЕМЕННЫХ АМЕРИКАНСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ДЕКАДЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ
Несомненным является тот факт, что американский песенный дискурс выступает эффективным средством пропаганды американской культуры с присущими ей ценностями и идеалами. Современные песни в наибольшей степени несут особенности национального характера, так как в них затрагиваются самые актуальные вопросы и проблемы американского общества [Русина, 2008, с. 39]. Рассмотрим несколько примеров текстов современных американских популярных песен:
1) Katy Perry – “Firework”
Кэти Перри – американская певица, композитор, автор песен, актриса, а также посол доброй воли ООН. Песня “Firework” (2010г.), написанная в стиле данс-поп совместно с Mikkel S. Eriksen, Tor Erik Hermansen, Sandy Wilhelm, Ester Dean [http://ru.wikipedia.org/wiki/Кэти_Перри], содержит упоминание о национальном празднике США – День Независимости, 4 июля: “…like the 4th of July”. В данной песне речь идет о необходимости изменить жизнь, найти искру в себе и стать лучше, смелее, счастливее. Видео на эту песню рассказывает о людях, больных раком. При соотнесении песни и клипа можно понять, что главная мысль заключается в том, что, несмотря на трудности и неудачи, нужно жить счастливо, радоваться каждому мигу и не сдаваться. Подобное настроение дает американским гражданам и День независимости. Все американцы ждут этот праздник с трепетом, ведь этот день – символ их нации, свободы, победы прогрессивных идей.
В данном сингле прослеживается концепт «Патриотизм», раскрывающийся с помощью возвышенной лексики, подобранной автором: shine (блистать), firework (фейерверк), ignite (воспламеняться), light (свет), spark (искра). Американский патриотизм представляет собой удивительное явление, особенно учитывая пеструю этническую, религиозную и социальную структуру Америки. США – страна с огромным, даже избыточным количеством законов, регулирующих практически все мыслимые и немыслимые сферы жизни, в которых непрофессионалу разобраться просто невозможно, – без преувеличения, страна хорошо зарабатывающих юристов. С другой стороны, основные правовые документы здесь не только просты и доступны для понимания, главное – они незыблемы. Американский избиратель верит, что независимо от того, кто будет в Белом доме, конституция, избирательные законы или его основные гражданские права и свободы не будут изменены. Это – основа веры в главенство закона, основа патриотизма и веры в преимущества американской системы власти [Злобин, 2009, с. 62].
Каждый год 4 июля отмечается День независимости США. Это главный гражданский праздник Америки. В этот день в 1776г. была принята Декларация независимости, составленная комиссией под руководством Томаса Джефферсона и подписанная пятьюдесятью шестью представителями бывших британских колоний, которые формально провозгласили свою независимость и разорвали отношения с Великобританией. Этот день стал днем рождения США, а все пятьдесят шесть подписей сегодня весьма масштабно воспроизведены в граните в центре столицы. День независимости США начинается пышными парадами и военными смотрами во всех крупных городах и населенных пунктах страны, а вечером все собираются посмотреть на красочные фейерверки (K.P.: “Cause baby you're a firework”). Праздник является общефедеральным, поэтому провозглашен выходным днем, и американцы собираются семьями, с друзьями, устраивают барбекю или пикники. В этот день улицы и дома пышно украшаются в национальные цвета воздушными шарами, флагами и лентами, повсеместно звучат патриотические песни и национальный гимн Штатов [Злобин, 2009, с. 60].
Музыкальное произведение американской певицы, конечно, не является единственным отражением данного события в искусстве. С Днем независимости США связаны произведения американских деятелей искусства. Ричард Форд написал свое размышление человека зрелого возраста о месте в обществе и жизни вообще и назвал его «День независимости» (1995г.). Также известны две киноленты: «Рожденный 4 июля» Оливера Стоуна (1989г.) с Томом Крузом и «День независимости» (1996г.) Ролланда Эммериха с Уиллом Смитом. Тем не менее, именно песня Кэти Перри является молодежным откликом, голосом современного поколения.
С одной стороны, эта песня может показаться очередным бессмысленным хитом для тинэйджеров, который оскорбляет великий праздник. Но с другой стороны, популярность этой композиции говорит о том, что и нынешняя молодежь не забывает историю своей страны, гордится ей и воспевает ее. Подтверждением этого служат достижения песни и клипа на нее. В США сингл “Firework” дебютировал на №57 в издании журнала “Billboard” (еженедельный американский журнал, посвящённый музыкальной индустрии с 1894г.), датированным 6 ноября 2010 года. Он достиг первого места в “Billboard Hot 100” (еженедельно публикуемый американским журналом “Billboard” хит-парад ста наиболее популярных в США песен). Песня также возглавила популярные чарты клубов и диджеев “Hot Dance Club Songs” (хит-парад танцевальной музыки “Billboard”), и “Adult Pop Songs” (один из хит-парадов “Billboard”, включающий 40 самых популярных песен в стиле поп, основанный на данных о ротации песен на радио). Песня была сертифицирована дважды платиновой (система сертификации, которой подвергаются копии проданных или отгруженных музыкальных произведений; платиновый сингл в США – 1 миллион экземпляров) ассоциацией звукозаписи “Recording Industry Association of America” (ассоциация, представляющая интересы звукозаписывающей индустрии США). На май 2011 года общий тираж сингла составил 4,531 млн. копий в США. В Канаде “Firework” дебютировал на № 51 в чарте “Canadian Hot 100” (еженедельный музыкальный чарт популярности песен в Канаде, выпускаемый журналом “Billboard”), на № 37 в Австралии в чарте “ARIA Singles Chart” (главный австралийский хит-парад музыкальных альбомов и песен, публикуемый Австралийской ассоциацией звукозаписывающих компаний) и был сертифицирован четырежды платиновым ассоциацией “Australian Recording Industry Association” (ассоциация, представляющая интересы звукозаписывающей индустрии в Австралии, основана в 1983г.) за тираж более 280 000 копий. В Великобритании сингл дебютировал на пятом месте в “UK Singles Chart” (официальный хит-парад синглов Великобритании, отсортированных по результатам продаж за неделю, публикуется с 1952г.) и достиг № 3. Песня вошла в Top-5 в Германии, Австрии, Бельгии, Италии, Норвегии, Швеции и Швейцарии, и вошла в
2) Lana Del Rey – “National Anthem”
Лана Дель Рей – американская певица, автор-исполнитель. Ее музыка была описана как «самопровозглашённая гангстерская версия Нэнси Синатры» (американская певица, популярная в 1960-ых гг. и исполнявшая современную поп-музыку) и отмечена кинематографичностью звука и отсылками к различным аспектам поп-культуры 1950-х и 60-х годов [http://ru.wikipedia.org/wiki/Лана_Дель_Рей]. В песне “National Anthem” (2012г.) явным представляется концепт «Деньги». Стоит отметить, что данный концепт является очень популярным в культуре. Ценностные суждения представителей американского этноса о деньгах свидетельствуют о том, что отношение к ним очень противоречиво. Несмотря на то, что кто-то считает их злом, потребность в них испытывают все. Деньги есть то, что заставляет мир вращаться, они всегда находятся в центре нашего существования, поскольку посредством их регулируется вся наша жизнедеятельность. Вряд ли кто-то не согласится с высказыванием М. Твена о деньгах: «Одни поклоняются чинам, другие – героям, третьи – силе, четвертые – богу, и спорят из-за этого между собой; но все единодушно поклоняются деньгам» [Твен, цит. по Ворохов, 1998, с. 715] [Агаркова, 2004, с. 118]. В данной песне деньги – залог успеха и счастья: (Lana D. R.: “Money is the anthem of success. So before we go out, what's your address?” – «Деньги – гимн успеха. Так что, перед тем, как выйти в свет, назови свой адрес») Более того, утверждается, что почитание денег, богатых людей – это нечто общепринятое, само собой разумеющееся (Lana D. R.: “Money is the reason we exist . Everybody knows it, it's a fact” – «Деньги – причина, по которой мы существуем. Все знают это, это факт»). Концепт «Деньги» характеризуется сложной ассоциативной структурой, включающей такие смыслы, как средства к существованию и показатель роскоши. Многие представители американцев старшего поколения, которые имели меньше денег и меньше имущества в молодости, считают, что общество стало слишком материалистичным. Молодые люди меньше заботятся по поводу негативного влияния денег, цитируя слова популярной песни Лайзы Минелли (американская актриса и певица, обладательница премии «Оскар»): “Money makes the world go round” – «Деньги заставляют мир вращаться». Американцы в особенности считают деньги всесильными, но в то же время опасными. Они полагают, что фраза “money talks” (если у тебя достаточно денег, то люди обращают на тебя внимание) верна, одновременно понимая, что “the love of money is the root of all evil” (любовь к деньгам – корень всего зла) [Там же].
3) 30 seconds to Mars – “City of Angels”
Песня “City of Angels” (2013г.), написанная Джаредом Лето, была посвящена родному для группы “30 Seconds to Mars” городу Лос-Анджелесу, который иногда именуется как Город ангелов (City of Angels). Песня вошла в состав альбома “Love Lust Faith + Dreams”, в трек-листе которого значилась под номером 4, заняла восьмую позицию в чарте “US Alternative Songs (Billboard)” (музыкальный чарт в США журнала “Billboard” с 1988г.). Композиция стала широко популярной благодаря снятому на нее клипу с участием большого количества американских знаменитостей Канье Уэст, Джульетт Льюис, Линдсей Лохан, Оливия Уайлд, Стив Нэш, Эшли Олсен, Лили Коллинз, Джеймс Франко, Селена Гомес, Алан Камминг, Шон Уайт, Кори Фельдман и малоизвестных людей, пытавшихся добиться славы в Голливуде Данная композиция связана с концептом мечта» (30 Seconds to Mars: “Found myself in the fire burnt hills, in the land of a billion lights. A boulevard of hope and dreams, streets made of desire” – «Оказался среди обгоревших холмов в стране миллиардов огней. Бульвар надежды и мечты, улицы, вымощенные желаниями»).
Ежегодно в США, в частности в Лос-Анджелес, приезжает большое количество людей с целью достижения славы. Этот мегаполис – один из крупнейших мировых центров индустрии развлечений в сфере кино, музыки, телевидения, компьютерных игр. Голливуд, один из районов Лос-Анджелеса, также привлекает людей со всего мира, суля им известность и богатство. В большинстве случаев судьбы людей, как и их звездные мечты, разбиваются о скалы конкуренции, продажного бизнеса и эмоционального стресса. Многие люди, приехавшие в Лос-Анджелес за своей мечтой, не добиваются ничего. Стресс и разочарования, связанные с этим, вызывают серьезные депрессии особенно у молодых людей, находящихся на этапе юношеского максимализма (30 Seconds to Mars: “I'm 17, and looking for a fight” – «Мне 17, и я в поисках битвы»).
Концепт «Американская мечта» отображает то, что возникает в глубинных пластах сознания американца. «Американская мечта» – мечта о лучшей жизни, и, прежде всего, собственной, она обращена к индивидууму, реализации его способностей. Индивид при этом – центр общества и самодостаточен. «Американская мечта», как и всякий общенациональный миф, включает в себя не только представление о стране, ее людях и существующих в ней принципах, но и определенные жизненные ориентации, поведенческие и нравственные установки.
Основные моменты внутреннего аспекта «американской мечты» – это индивидуальный и индивидуалистический образ действий», который не допускает растворения себя в других; «ориентация на успех, тесно связанная с установкой на предпринимательскую инициативу»; ориентация на личностное самосозидание, итогом которого является “self-made man” («человек, который сделал себя сам») [Некрасов, Некрасова, Платошина, 2011, с. 17].
4) Eminem – “Not afraid”
“Not Afraid” (2010г.) – первый сингл американского рэпера с его седьмого студийного альбома “Recovery”. По состоянию на начало мая 2010 года сингл прочно занимал первое место чарта “iTunes” (медиаплеер для организации и воспроизведения музыки и фильмов, разработанный компанией Apple и бесплатно распространяемый для платформ OS X и Windows. “iTunes” предоставляет доступ к фирменному онлайн-магазину iTunes Store, позволяя покупать музыку, фильмы, приложения для iOS). Песня занимала первое место в течение недели в “Billboard Hot 100” (еженедельно публикуемый американским журналом “Billboard” хит-парад ста наиболее популярных в США песен.), начиная с 22 мая 2010, становясь при этом 16-ой песней в истории “Billboard”, дебютировавшей в этом чарте на первом месте.
В песне Эминем рассказывает о том, как преодолевал проблемы своей жизни в течение последних нескольких лет, главным образом это его наркомания и реабилитация (Eminem: “We’ll walk this road together, through the storm… I'm breaking out of this cage, I'm standing up, Imma face my demons” – «Мы вместе пойдем по этой дороге сквозь ураган… Я собираюсь вырваться из этой клетки, я поднимаюсь и встану лицом к лицу со своими демонами»).
Наркомания в США – это злободневная тема. 56% наркоманов мира зарегистрированы именно в Соединенных Штатах Америки, а это 12% от общего населения США, по данным за 2009 год – около 17, 5 млн. человек.
Культурное и политическое движение консерватизма на Западе появилось частично как реакция на широкое употребление молодежью, подпавшей под влияние «новых левых», наркотических средств, в чем видели разложение традиционных культурных основ. Поэтому наркоманию можно не только медицинской или социальной проблемой, но и культурным феноменом – концепт «Зависимость» [Билкей, 2003, с. 4].
Тема, связанная с наркотиками и наркоманией, является очень распространенной в американской песенной культуре. Наркотики приводили к смерти людей в песне Metallica – “Master of Puppets” (1986г.), любовь к наркотикам и сумасшествие девушки-наркоманки отражены в песне Big D and The Kids Table – “My Girlfriend's on drugs” (2004г.), история несовершеннолетней наркоманки положена на слова песни Strata – “Cocaine” (2007г.). Для одних творческих людей наркотики служили вдохновением и были знаком величия и богатства: Ol' Dirty Bastard (американский рэпер, участник и один из основателей легендарного хип-хоп-коллектива “Wu-Tang Clan”. Почти все свои песни писал под воздействием марихуаны и кокаина, от передозировки которым он и умер), “Grateful Dead” (основанная в Сан-Франциско рок-группа, чьи туры всегда сопровождались приемом ЛСД, псилоцибина и марихуаны их поклонниками), Дженис Джоплин (известная американская рок-певица, умершая в результате злоупотребления героином), Игги Поп (американский панк-рок вокалист, «отец панк-рока». Выпускал альбомы, будучи в героиновой зависимости).
Однако в песне “Not afraid” певец, поборовший наркоманию, призывает людей, своих фанатов к борьбе с наркотиками. Учитывая тот факт, что музыкальная индустрия создает идеалы и образцы к подражанию, стоит надеяться, что и этот образец станет популярным и поможет многим наркозависимым избавиться от своего недуга. Изменения отношения к наркотикам, происходившие после создания вышеназванных песен и до релиза сингла “Not afraid”, указывают на положительную тенденцию. Воспевание наркотиков и благосклонное к ним отношение сменилось на страх, ненависть к ним и желание избавиться от ужасной зависимости. Возможно, в ближайшем будущем и другие музыкальные исполнители будут поддерживать данную тенденцию, тем самым внедряя в общество новую модель поведения.
“OneRepublic” – американская группа из Колорадо-Спрингс, исполняющая альтернативный рок [http://ru.wikipedia.org/wiki/OneRepublic]. “Marchin on” (2010г.) – третий сингл второго студийного альбома “Waking Up”. Песня завоевала высокий рейтинг в ряде таких зарубежных музыкальных чартов, как: “Austrian Singles Chart” (официальный хит-парад синглов Австрии) , “Belgian Tip Chart” (национальный бельгийский хит-парад) и стала промо-треком Чемпионата мира по футболу 2010
Данная композиция повествует о том, как важно сохранять стимул к жизни и бороться несмотря ни на что - концепт «Оптимизм» (OneRepublic: “For those days we felt like a mistake, those times when love's what you hate, somehow we keep marchin on” – «В те дни, которые были ошибкой, в те дни, когда любишь то, что ненавидишь, каким-то образом мы маршируем вперед»). В композиции прослеживается явная американская черта характера – оптимизм и напористость.
На рубеже веков портрет американца претерпел некоторые изменения, но всё же оптимизм как ведущая черта характера сохранился. Американец по-прежнему оптимистичен, по-прежнему полагает, что его страна наиболее счастлива и добродетельна. Его культура по-прежнему ориентирована на материальные цели [Шестаков, 2012, с. 14]. Строки из песни (OneRepublic: “There's so many wars we fought, there's so many things we're not… We’re marchin on…” – «Мы воевали в стольких войнах, мы не добились стольких вещей…но мы маршируем вперед») представляют собой историческое прошлое и настоящее страны: войны, разделы мира, планы на будущее и мечты. Кроме того, глагол “marchin on” («маршируем»), вынесенный в название песни, вряд ли был выбран случайно. Американская идея значимости милитаризма также не изменилась с течением времени.
6) Lady Gaga – “Born this way”
Леди Гага – американская певица, автор песен, продюсер, филантроп, дизайнер и актриса. Она исполняет песни в стиле синти-поп, денс-поп, электро-рок, техно, хэви-метал, диско, хаус и рок-н-ролл. “Born this way” (2011г.) – первый сингл с вышедшего одноимённого альбома. Композиция в стиле электро-поп и данс-поп получила в основном позитивные отзывы от критиков. Сингл достиг первого места в чартах 19-ти стран, включая Австралию, Австрию, Германию, Канаду, Новую Зеландию, Швейцарию и Швецию. В США композиция стала третьим синглом Гаги, возглавившим чарт “Billboard Hot 100”. Композиция также установила рекорд по покупкам в “iTunes”, так как её продажи превысили 1 миллион экземпляров в течение 5 дней после релиза, по всему миру. 29 августа 2011 года на премии “MTV Video Music Awards” (ежегодная церемония награждения за создание видеоклипов, основанная телеканалом MTV в 1984 году.) Леди Гага стала победителем в номинации «Лучший женский исполнитель» за песню “Born This Way”.
Песня повествует о человеке таком, какой он есть – концепт «Самоопределение» (L.G.: “Don't hide yourself in regret, just love yourself and you're set” – «Не прячься в сожалении, просто люби себя таким, какой ты есть»). В песне певица обращается к богачам и бедным, всем расам, национальностям и сексуальным меньшинствам. Роб Шеффилд из “Rolling Stone” (американский журнал, посвящённый музыке и поп-культуре, основанный в 1967) пишет: «[Гага] выкрикивает свой манифест для геев, лесбиянок, бисексуалов, инвалидов и монстров всех рас и национальностей». В “Guardian” (ежедневная газета в Великобритании, основанная в 1821) написали, что тему стихов песни можно полностью передать фразой «люби себя, какой ты есть», отметив строчку песни, где Гага поёт «не будь занудой, будь королевой» –“don’t be a drag, just be a queen”
Такое направление песенной тематики вполне характерно для творчества певицы. Ее эпатажный стиль как во внешнем виде, так и в поведении отлично сочетается с тем, как она освещает наиболее закрытые темы в американской социальной и культурной жизни: секс, гомосексуализм, психические отклонения, неравенство.
Особенности национального характера американцев раскрываются и в такой интимной области, как отношение к любви. Американцы относятся к любви иначе, чем европейцы. Как известно, любовь – сложное социальное чувство, воспитываемое и культивируемое веками. В Европе отношение к любви формировалось философией Платона и Аристотеля, сочинениями средневековых теологов, поэзией трубадуров, галантной и куртуазной литературой, любовной мистикой французских и немецких романтиков. Вся эта длительная и многовековая традиция отношения к любви и эросу для американцев – книга за семью печатями.
Тем не менее, не нужно думать, что американцев вообще не интересуют вопросы любви, и они не уделяют им должного внимания. Напротив, приходится удивляться тому, сколько времени и места отводится концепту «Любовь» в журналах, специальных пособиях, песнях, телевизионных программах, социологических опросах.
Французский журналист Росси де Сталь, написавший еще в 1938г. статью «Любовь в Америке», отмечал следующее. «Америка – единственная страна в мире, где любовь представляет общенациональную проблему». Отношение американцев к любви прагматично и рационально, чаще всего оно лишено того романтического ореола, которым любовь окружена в европейской культуре. Для них любовь – это, прежде всего, область секса.
Впрочем, отсутствие у американцев романтического флера, который так необходим европейцам, имеет свою положительную сторону. Американцы не стесняются публично (в том числе, в песнях) обсуждать проблемы любви и брака [Шестаков, 2012, с. 33].
7) Примером этого подхода может являться песня Rihanna – “Where have you been”.
Рианна – американская R&B и поп-певица и актриса, родившаяся на Барбадосе [http://ru.wikipedia.org/wiki/Рианна]. Песня “Where have you been” (2012г.) была выпущена как третий международный сингл из ее шестого студийного альбома “Talk That Talk”. Песня относится к жанрам данс-поп, техно и хаус, с включениями транс, R&B и хип хопа. Сингл достиг пятой позиции в чарте “Billboard Hot 100”, одновременно Рианна попала в десятку лучших одиночных исполнителей. Также композиция стала первой в рейтинге чартов “US Hot Dance Club Songs” (еженедельный национальный обзор самых популярных песен в танцевальных клубах США) и “UK Dance Chart” (чарт, составленный британской музыкальной организацией “The Official Charts Company” и основанный на продажах в музыкальных магазинах и цифровых загрузках.), и третьей по мнению чарта “US Pop Songs” (еженедельная трансляция музыкального чарта из журнала “Billboard”). Кроме того, песня попала в пятерку лучших в Чехии, Дании, Франции, Израиле, Новой Зеландии и Великобритании; в десятку лучших в 20 странах, включая Австралию, Бельгию и Норвегию.
Лирическое повествование происходит от лица женщины, находящейся в поисках партнера, который будет её радовать (Rihanna: “…looking for someone, someone who can please me, love me all night long” – «…разыскивая того, кто будет радовать меня, любить меня всю ночь»)
В песне употреблена однообразная, отнюдь не торжественная лексика, слэнг (babe – детка; man – чувак; yeah – да, ага), повторения (“Looking for you” – «Разыскивая тебя»).
Однако подход к любовной теме в американских песнях может быть и иным.
Джон Ледженд – американский автор-исполнитель, обладатель девяти «Грэмми» (музыкальная премия Американской академии звукозаписи, была учреждена Ассоциацией звукозаписывающих компаний США в 1958г.), один из основных представителей нео-соула — ретроспективного направления в современном ритм-н-блюзе. “All of Me” (2013г.) – сингл из четвертого студийного альбома “Love in the Future”. Песня посвящена жене певца Крисси Тейген. “All of Me” заняла четвертую позицию в музыкальном чарте “Billboard Hot 100” в США, первую позицию в Австралии, Бельгии и Нидерландах, первую позицию в чарте “iTunes”. Любовная баллада имела огромный успех и была исполнена на 56-ой церемонии вручения премии “Грэмми”.
Две композиции, связанные с любовной тематикой, ярко отличаются друг от друга стилистически и эмоционально. В сингле Джона Ледженда подобрана совершено иная лексика, лексические сочетания с глубоким смыслом (“beautiful mind” – «прекрасное сознание», “you're my end and my beginning” – «ты мое начало и мой конец»).
Возможно, разница заключается в жанре этих двух песен; публике, на которую они ориентированы и истории их создания.
“Imagine Dragons” — американская инди-группа, образованная в Лас-Вегасе, играющая в стиле инди-рок и альтернативный рок. “Radioactive” (2012г.) – первый трэк их студийного альбома “Night Visions”. Сингл занял третью строчку в чарте “Billboard Hot 100” в США и стал третьим среди наиболее успешно проданных композиций 2013 года. Песня также заняла первое место в музыкальном чарте Швеции и попала в топ 20 песен в нескольких странах, включая Австралию, Канаду, Новую Зеландию и Великобританию. Композиция “Radioactive” получила премию «Грэмми» в номинации «Лучшая рок-композиция». Песня сочетает в себе альтернативный рок и элементы электронного рока и дабстепа; содержит загадочные тексты апокалипсических и революционных тем. Кроме того, журнал “Rolling Stone” назвал этот сингл самым большим рок-хитом года.
За последнее время в США усилились тенденции к эскепистским (от англ. “escape” – побег, совершить побег) настроениям, к бегству личности от острейших социальных проблем, к ограничению себя исключительно личностными, а порой и просто бытовыми проблемами. Эту тенденцию современные социологи определили концептом «Минимальное Я».
Это «Минимальное Я» возникает как проявление новой, получившей необычайное распространение в США, философии выживания или сюрвайвализма (Imagine Dragons: “I'm waking up to ash and dust” – «Я пробуждаюсь среди пепла и пыли»). Сегодня в Америке выходит огромное количество пособий, посвященных стратегии выживания — выживанию в атомной войне, в условиях экологического кризиса, выживанию национальных меньшинств - концепт Будущее (Imagine Dragons: “Welcome to the new age” – «Добро пожаловать в новую эру»). Даже личная жизнь рассматривается с точки зрения «стратегии выживания» – выживание в браке, выживание в борьбе с раком, спидом, наркотиками. Даже деньги для американца становятся сегодня не традиционным путем для достижения успеха, а «средством выживания». Все это порождает страх перед коллизиями социальной жизни и создает обывательскую психологию «минимального Я», которое, как улитка в раковине, прячется под панцирем социального индифферентизма [Шестаков, 2012, с. 24].
10) Casting Crowns – “Jesus, Friend of Sinners”
“Casting Crowns” – современная христианская рок-группа, основанная в 1999г. Молодежным пастором Марком Холлом, который является ведущим вокалистом группы и состоит в молодежной группе в Первой Баптистской Церкви в центре города Дейтона-Бич, штат Флорида.
“Jesus, Friend of Sinners” (2012г.) – песня, написанная Марком Холлом и Мэтью Вэстом и выпущенная в качестве второго сингла альбома группы “Come to the Well”. Песня, заявленная в номинации «Грэмми» как «Лучшая современная христианская музыка», была признана «поп-гимном». Композиция была тепло принята критиками, многие из которых похвалили ее лирическое содержание. Выпущенный клип на эту песню достиг первой позиции в чарте “Billboard Soft AC/Inspirational chart”, второй позиции в чарте “Billboard Christian AC Indicator chart”, шестой позиции в чарте “Billboard Hot Christian Songs” (чарты журнала “Billboard”, который еженедельно публикует список самых популярных христианских песен в США). Марк Холл создал эту песню, указывая на идею о том, что мир знает тех, кто следует христианской вере из-за противостояния другим течениям нежели поддержки этого. Он сказал, что песня - это «напоминание о том, что нам необходимо, что-то делать с этим». Он также отметил, что, несмотря на использование «сильных слов» в песне для привлечения внимания, истинный фокус композиции – это хор, который призывает церковь быть более осведомленной о мире и позволять сердцам «быть ведомыми милостью». Он также говорил о том, что необходимо, чтобы верующие говорили друг другу правду настолько, насколько позволяет любовь.
В США постоянно проводятся исследования о том, как религиозные убеждения влияют на людей и их отношение к миру. Служба “Gallup Organization” (авторитетный общественный институт США) на протяжении многих десятилетий замеряет уровень религиозности американцев. Последнее исследование такого рода было проведено в мае 2011г. Тогда о своей вере в Бога заявили 92% опрошенных. Для сравнения, в 1944 году их было 96%, в 1967 году – 98%. Религиозные чувства чаще проявляют пожилые люди, женщины, люди с невысоким уровнем образования и дохода.
Большинство американцев верят в то, что Бог озабочен их личными делами и напрямую вовлечен в их ежедневную рутину, на этом основании существует концепт «Бог» (Casting Crowns: “Oh Jesus friend of sinners, open our eyes to world…” – «О, Иисус, покровитель грешников, раскрой свои глаза для мира…»). Так, 82% жителей США рассчитывают на божественную помощь в процессе принятия решений; 61% респондентов уверены, что их жизнь подчинена реализации особого плана, разработанного Богом, а 32% согласились с фразой «Не имеет смысла планировать свою жизнь, поскольку моя судьба в руках Бога». В целом, более образованные и более состоятельные люди реже придерживаются подобных воззрений, чем малообразованные бедняки. Однако в случае, если представители элиты чаще посещают религиозные службы и молятся, то они начинают чаще уповать на Бога. Эти данные были получены социологами из Университета Торонто и опубликованы в журнале “Sociology of Religion”.
Вера в Бога уменьшает желание человека преследовать какие-то личные цели и помогает избегать искушений. При этом уровень религиозности не оказывает воздействия на поведение человека. Вывод о том, что вера влияет на саморегуляцию человека, был сделан после серии психологических экспериментов проведенных психологами из Университета Ватерлоо. Статья с результатами исследования была опубликована журналом “Journal of Personality and Social Psychology”.
Размышления на религиозную тематику приводят к тому, что человек настраивается на сотрудничество с другими людьми и чаще склонен оказывать помощь незнакомым людям. Впрочем, аналогичное воздействие оказывают и размышления человека о его обязанностях перед обществом. Это выводы ученых из Университета Британской Колумбии, сделанные на основе экспериментов, в которых участвовали 125 человек. Статья об этом была опубликована журналом “Psychological Science”.
Ученые из Университета Раш пришли к выводу, что религия помогает человеку справиться с тяжелой депрессией. Речь идет о больных, чье состояние требовало сложного и долговременного лечения. Как оказалось, шанс на излечение глубоко верующего человека на 50% выше, чем у атеиста. Результаты исследования были опубликованы журналом “Journal of Clinical Psychology” лелеют и превозносят большинство американцев, сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского характера. Свобода вероисповедания укрепила и сделала жизнеспособным американское мировоззрение, придав ему жизнерадостность, ощущение того, что нет ничего невозможного, и зачастую давая мужество, необходимое для трудных, но необходимых общественных перемен [Джабраилова, 2009, с. 13].
Богатое музыкальное прошлое американской культуры создало плодородную почву для существования современных музыкальных течений: рок, альтернативный рок, инди-рок, поп, данс-поп, джаз, рэп и др. Музыкальные композиции отличаются друг от друга не только жанрами исполнения, но и темами, присущими этим жанрам: любовь, деньги, наркомания и др. Благодаря лингвокульторогическому исследованию популярных американских песен 2010-х гг. удалось выделить концепты, присущие американскому обществу сегодня. Это концепты «Патриотизм» (Кэти Перри), «Деньги» (Лана Дель Рей), «Американская мечта» (“30 Seconds to Mars”), «Зависимость» (Эминем), «Самоопределение» (Леди Гага), «Оптимизм» (“OneRepublic”), «Любовь» (Рианна, Джон Ледженд), «Минимальное Я» (“Imagine Dragons”), «Бог» (“Casting Crowns”).
Данные концепты отражают специфику американских культурных традиций. Тексты американских песен содержат знание о моделях поведения и взаимоотношениях людей в США. Они включены в модель ценностной картины мира нации.
Музыкальные произведения затрагивают все сферы жизни современного американского общества. Американские исполнители не боятся освещать в своих песнях острые социальные вопросы, проливают свет на пороки людей, привлекают внимание всех слоев общества к существующим проблемам.
Данные песни эффективно пропагандируют культуру США. Популярные песни второго десятилетия 21 века несомненно важны с точки зрения своего национального колорита.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена анализу американских популярных песен 2010-х гг., в результате которого выделены соответствующие концепты. Также представлена история музыкальных жанров в США со времен их возникновения и до настоящего времени.
Проведенное в работе исследование показало, что песни служат эффективным средством в ходе изучения иностранного языка. С точки зрения лингвокульторологии, тексты песен являются орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры.
Песни являются частью языка как системы знаков и частью культуры как системы ценностей, накопленных и создаваемых человеком. Это уникальный образец симбиоза некоторых отдельных видов культуры: языковой, музыкальной, социальной и т.д. Они отражают изменения, происходящие в них, наиболее быстро реагируют на настроения нации.
Текст песни представляет собой живой и постоянно пополняемый источник изучения языка и культуры, национальных особенностей людей. В песенных текстах в художественной форме отражены основные моральные ценности народа, стереотипы его сознания на определенном историческом этапе развития; песенные тексты наглядно отражают черты современного языкового вкуса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Девочка-Снегурочка
Как Снегурочке раскатать тесто?
Медведь и солнце
Два плуга
Золотой циркуль