Данная работа была представлена на Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся "Отечество" в номинации "История образования". Ученица делает попытку найти ответ на вопрос: какой опыт и традиции, рожденные в школах нашего района в прошлом веке, оказались полезными для современной школы.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.docx | 40.1 КБ |
Отечество - 2018
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «История образования »
Тема работы «Развитие школьного образования в Песчанокопском районе»
Подготовила:
Анисимова Алла Сергеевна
учащаяся 9 класса
МБОУ Поливянская СОШ№29 имени Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева
347563 с. Поливянка Песчанокопского района, Ростовской области,
ул. Ленина, 75
Телефон 8 964 886 8728
Руководитель:
Ермолова Надежда Федоровна
учитель истории
МБОУ Поливянская СОШ№29 имени Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева
347563 с. Поливянка Песчанокопского района, Ростовской области,
ул. Пионерская,1
Контактный телефон 8 918 546 2401
Ростов-на-Дону
2017г
План
1.Введение 2
2. Основная часть:
2.1. Из истории возникновения начальных школ в Медвеженском 3
уезде Ставропольской губернии
2.2. Развитие школьного образования в Песчанокопском районе 5
в годы Советской власти
3.Заключение 10
4. Список использованной литературы 11
5. Приложение 12
Введение
Школьные годы есть в жизни каждого человека. Общаясь с представителями старшего поколения, я заметила, с каким интересом и теплом они вспоминают годы, проведенные в школе, о которых, к сожалению, мы почти ничего не знаем. Школа – это не только мир нашего детства, но и часть истории целой страны и истории нашего края, о которой по мере взросления хочется узнавать всё больше. Тема моей работы «Развитие школьного образования в Песчанокопском районе» заинтересовала меня, когда я знакомилась с историей нашего района. Мне захотелось узнать, как появились и развивались у нас первые школы, чему учили, какие проблемы решали.
Каждый день, посещая школу и считая её своим вторым домом, мы не задумываемся о её роли в обществе. Как изменится жизнь завтра, очевидно, во многом зависит от того, какой будет наша школа. Считаю, что успешное развитие невозможно без учета опыта прошлого.
Цель работы - сделать попытку найти ответ на вопрос: какой опыт и традиции, рожденные в школах нашего района в прошлом веке, оказались полезными для современной школы.
Гипотеза: в истории школьного образования прошлого века накоплен большой опыт и традиции, которые способствовали развитию школ Песчанокопского района.
Задачи: изучить имеющийся исторический материал по данной теме, познакомиться с архивными, музейными документами, фотографиями, относящимися к истории школ нашего района, обобщить материал исследования, сделать необходимые выводы.
Объект исследования: школы сел Песчанокопского района, хронологические рамки: вторая половина XIX века –80-е годы XXв.( годы Советской власти) Предмет исследования: история возникновения и развития школ в Песчанокопском районе
Методы, использованные при выполнении исследования: словесный, частично-поисковый, аналитический, проблемный.
Формы исследования: беседа, изучение документов, анализ, обобщение.
Своё исследование я начала с изучения литературных источников: «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, сельскохозяйственном отношениях» Анатолия Ивановича Твалчрелидзе, который долгое время занимал должность инспектора народных училищ, и «Очерка 3-го мирового участка Ставропольского уезда» известного краеведа Иосифа Викентьевича Бентковского. Об учебных заведениях 1898г есть интересные данные в «Памятной книге Ставропольской губернии на 1898 год» (такие книги в виде отчетов выходили каждый год). Мне очень помогли рукопись М.А.Кузьминова «Очерки истории Песчанокопского района», документы школьных музеев и Песчанокопского районного архива, воспоминания односельчан.
2.1. Из истории возникновения начальных школ в Медвеженском уезде Ставропольской губернии
Система народного образования в России складывалась в XIX веке благодаря либеральным реформам Александра II. Новые исторические условия требовали формирования широкого слоя образованных людей. Но для этого, в первую очередь, требовалось ликвидировать почти поголовную безграмотность беднейшего населения России.
О возникновении и становлении первых учебных заведений в Песчанокопском районе можно узнать только из источников истории Ставропольского края, так как до 1925 года наш район был частью Медвеженского уезда Ставропольской губернии. Преобладающим типом школ были начальные училища: приходские и церковно-приходские.
Первое упоминание о школах в селах нашего района относится к 50-ым годам: в «Очерке 3-го мирового участка» краевед Ставропольской губернии И.В.Бентковский приводит «тощие» цифры: в селе Песчанокопском в 1855г одна школа на 15 учеников, а «грамотных лиц с числом населения в 2176 человек всего 20». В Красной Поляне в 1850г. грамотных всего 9.[3]
В июне 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, которые теперь могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Это привело к созданию начальных школ различных типов – государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал трёх лет. В них учились, в основном, дети крестьян. В двухклассных школах кроме арифметики, письма преподавались история, география, естествоведение, церковное пение, черчение. Иногда могли вводиться дополнительные занятия по гимнастике, ремеслам и мастерству для мальчиков (основы столярного, сапожного дела, агрономии) и рукоделию для девочек (шитьё, вязание, вышивание). Большую роль в просвещении населения сыграли воскресные школы. С 1870 г. число училищ увеличивается. В феврале 1870 г. была учреждена должность инспектора народных училищ Ставропольской губернии, и с этого времени школы всех ведомств, в том числе и церковно-приходские школы, передаются в ведомство Министерства Народного просвещения (МНП). В 1870г. училища МНП появились в Поливянском, Николаевском, Летнике, ещё два в Песчанокопском, в 1872г – в Жуковском, Красной Поляне, в 1879г. – Развиленское начальное училище .[1]
Содержание народных училищ в Ставропольской губернии, в том числе и в нашем уезде, было делом довольно затратным. Одной из проблем было плохое состояние помещений и классной мебели. Собственных зданий первые школы не имели, ютились в мало приспособленных для учебы помещениях. Школьные здания появляются в 90-е годы XIX века. Их строили на средства сельских обществ, местных приходов и центральных церковных учреждений. [Приложение 2]. Но денег не хватало, недоставало лиц, подготовленных для деятельности народного учителя.
В 1876 г. губернию охватила засуха. Оскудение крестьянства привело к тому, что школы закрывались, и дети лишались возможности учиться. В 1878- 1879гг. началась эпидемия: от дифтерита, оспы, и тифа умерли 102 ученика губернии. А.И. Твалчрелидзе писал о селе Песчанокопском: «Дифтерит, оспа, корь нашли в этом селе благодатную почву». [1]
Жители Ставропольской губернии занимались хлебопашеством и скотоводством. Многие ученики учились только в зимнее время, а в период полевых работ учебу прекращали.
Несмотря на сложности и многочисленные проблемы во всех больших селах нашего Песчанокопского района к концу XIX века появились 19 школ, в которых обучались 882 ученика. Но только 30% детей посещали школу. Это были первые шаги к ликвидации неграмотности.
Школы и учащиеся | ||||||
Одноклассн. Уч. | В них учащихся | Церковноприходск. | В них учащихся | Всего шк. | Всего учащихся | |
Богородицкое | 1 | 70 | 1 | 50 | 2 | 120 |
Жуковское | 2 | 129 | 1 | 12 | 3 | 141 |
Красная Поляна | 2 | 38 | 1 | 29 | 3 | 67 |
Летницкое | 1 | 104 | 1 | 36 | 2 | 140 |
Николаевское | 1 | 46 | 1 | 25 | 2 | 71 |
Песчанокопское | 2 | 114 | 1 | 55 | 3 | 169 |
Поливянское | 1 | 36 | 1 | 21 | 2 | 57 |
Развильное | 1 | 44 | - | - | 1 | 44 |
Рассыпное | 1 | 73 | - | - | 2 | 73 |
Итого по району | 12 | 654 | 7 | 228 | 19 | 882 |
Сведения о народном просвещении [1].
В начале XX столетия появились 3-х классные училища, в которых обучались дети из зажиточных семей. Дети бедноты обычно оканчивали 1-2 класса. Грамотность крестьян в селах составляла где-то в пределах 5-7%. [1].
2.2 Развитие школьного образования в годы Советской власти
После Октябрьской революции 1917 года в нашей стране были приняты меры по созданию новой системы народного образования.
Главной задачей 20-30 годов стала ликвидация неграмотности населения России. В октябре 1918 года принято «Положение о единой трудовой школе РСФСР», по которому теперь бесплатно должны обучаться в школах все дети школьного возраста. В декабре 1919 года издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Но решение этих важных задач осложнялось тем, что шла гражданская война, в том числе, и в нашем районе.
В 20-30-ые годы в селах нашего района работали, в основном, начальные школы. В 1922 г. в с. Песчанокопском было 4 школы, в которых 5 учителей учили 475 учащихся. [4] В с. Красная Поляна в 1923 году работало 4 начальных школы, в которых обучалось 288 учащихся, а в 1934 году уже было 10 начальных школ и школа колхозной молодежи [Приложение 8].. В селе Жуковском первая советская начальная школа была открыта в 1920 году в центре села. В 1930 году была открыта школа колхозной молодежи.
В стране постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года введено обязательное всеобщее начальное обучение (всеобуч), а с 1934 года началась работа по переходу к всеобщему семилетнему образованию, а в районе по-прежнему шла борьба с неграмотностью. «В 1938 году было 3922 неграмотных и 6344 малограмотных жителя района.»[4] Большую роль в решении этой задачи сыграли школы колхозной молодежи. (ШКМ) Во второй половине 30-ых годов в районе появляются сначала семилетние, а затем и средние школы. В Красной Поляне в1936 году на базе школы колхозной молодежи создается средняя школа. Ее первым директором был Казанцев Василий Федорович. История Развиленской школы № 9 начинается с 1931г.. когда на базе нескольких начальных школ была создана семилетняя школа, преобразованная в 1937 году в среднюю. Директор Ольга Васильевна Устименко стала среди учителей первым кавалером ордена Ленина [6] В 1935г в Жуковке появилась семилетняя школа, которая в 1949г. стала средней. В конце 30-ых годов в Поливянском функционировали три начальные школы и одна семилетняя. Школы располагались в разных помещениях, а директор был один – Александр Павлович Шашков. .[7] Песчанокопская школа №1 в 1929г. реорганизована в ШКМ имени К.А.Тимирязева, а в 1932 году открылась средняя школа. Первым директором был Георгий Георгиевич Громов. В 1937г. выпустила своих первых выпускников семилетняя школа №2, директором которой был Шавкун Григорий Константинович. [7]
К 1940г число учащихся в школах района достигает 9231 человека, работают 20 учителей, имеющих высшее образование и 250 - со средним. [4]
Тяжелые времена наступили в 1941 году, когда война постучалась в каждый дом. Многие выпускники вместе со своими педагогами ушли на фронт защищать Отечество от фашизма. В период оккупации сел района многие школы не работали. В январе 1943г район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
В трудные послевоенные годы на учителей была возложена обязанность обеспечить качественное обучение и посещение всеми детьми школы. Главная трудность состояла в том, что у детей не было одежды, обуви, тетрадей, книг. Не все дети могли посещать школы. Многодетным семьям приходилось тяжелее всего: главные кормильцы, отцы, не вернулись с полей жестокой войны.[Приложение3]. В школах создавался фонд всеобуча, из которого на приобретение одежды нуждающимся ученикам выделялись необходимые денежные суммы. Выполнение закона о всеобуче строго контролировал Исполком райсовета. В архивных документах 1950-1951гг [Приложение4] отмечено, что на конец учебного года школы не посещало 42 ученика. Большое количество неуспевающих отражено в статистических отчетах школ (например, в Песчанокопской средней – 88 учащихся из 824, В Летницкой 7-летней – 36 из 447 детей; исключены из школы 7 учащихся по вине родителей, из-за отсутствия одежды и обуви). [Приложение4] Вынесены решения, обязывающие председателей сельских советов и колхозов вовлечь всех учащихся в учебную деятельность. С целью оказания материальной помощи школам в 1951-1952гг в районе было организовано социалистическое соревнование трудящихся Песчанокопского и Развиленского районов по подготовке школ к новому учебному году: обязательства включали в себя полный ремонт школ, изготовление мебели для школ, ремонт квартир учителей, и т.д. Это был так называемый «народный фронт помощи школе».[ Приложение 12] С 1958г школьное образование в районе, как и по всей стране, вступило в новый период своего развития, т.к. был принят Закон об обязательной 8-летней политехнической школе. Впервые в школах района был введен новый предмет – трудовое обучение. В школах оборудовали мастерские ручного труда по обработке древесины и металла, создали пришкольные опытные участки по выращиванию овощных и пропашных культур. Создавались ученические производственные бригады, которые просуществовали до середины 80-ых гг. Ученическая бригада, созданная Г.В.Алисовым, директором Песчанокопской школы №1 в 1956г., была признана одной из лучших в России. Здесь на базе кружка юных механизаторов, который вели специалисты колхоза, выросло звено механизаторов из учащихся старших классов, которое осваивало наравне с взрослыми в ученической бригаде передовые методы уборки урожая.[Приложение5] Ученические комбайновые и тракторные агрегаты результативно работали на полях и фермах колхоза «Рассвет». [6] Трудовое воспитание дало свои результаты. Неслучайно в 1978 году «Всем классом - в родной колхоз» - решили выпускники Краснополянской средней школы во главе с классным руководителем Н. А. Федоровым. Они работали в хозяйстве и заочно учились профессии. Их почин поддержали многие выпускники района и области. [Приложение5]
Забота о школьниках заняла одно из важных мест в деятельности колхозов района. В 60-ые годы в селах района строятся новые школьные здания. В 1961 году на базе семилетней школы №5 была создана Поливянская восьмилетняя, а в 1965г на средства колхоза средняя школа. Строительство приняло характер всенародной стройки. Наряду со специалистами в работе принимали участие все жители села: учителя, школьники, их родители, организации села. [6] В 1964 г. колхозом им. Кирова было построено новое двухэтажное здание средней школы на 640 мест в селе Красная Поляна. В 1965 году построено третье здание Песчанокопской школы №2. 1 сентября 1966 года распахнула двери школа-новостройка с.Песчанокопского–средняя школа№1.[Приложение 6] В ноябре 1967года новая школа-десятилетка на 400 мест была отстроена в с. Рассыпное. В 1966 году открылась Откормсовхозовская школа №39, которую строили все поселком. В 1964 г. – в с. Летник построено новое здание школы на средства колхоза «Путь Ленина». Новая Жуковская средняя школа была построена в 1968г, а в 1969г - новая Николаевская средняя школа. [6]
Таким образом, в период 60-70гг. все школы района имели типовые здания. В 80-ых годах эта работа продолжалась. А школьные коллективы жили интересной жизнью. В школах активно действовали созданные ещё в 30-е годы пионерские организации, работой которых руководил совет дружины. .[Приложение11] Во всех пионерских отрядах были организованы тимуровские команды, за каждым отрядом была закреплена зона пионерского действии. Пионеры становились комсомольцами. Много полезных дел было у пионеров и комсомольцев. Но главным было то, что вместе с педагогами они организовывали школьное самоуправление и добивались хороших показателей в учебе.
За годы Советской власти школы района выпустили огромное количество выпускников. И сегодня коллективы школ гордятся своими воспитанниками, известными за пределами района Героями Советского Союза Николаем Гулимовым и Михаилом Владимировым, Героями Социалистического Труда – Владимиром Погорельцевым, Ниной Переверзевой, членом-корреспондентом Академии наук, заслуженным врачом России, Вадимом Касаткиным; доктором медицинских наук, профессором Сергеем Григоровым, депутатом Государственной Думы Тутовой Л.Н., Заслуженными учителями РСФСР - их в районе 9 - и многими другими своими выпускниками. [Приложение 13] И это неслучайно: педагогическими коллективами школ района за годы Советской власти накоплен огромный опыт в обучении и воспитании детей достойными гражданами нашей Родины.
3. Заключение
Итак, рассмотрев историю возникновения и развития школ в Песчанокопском районе, я пришла к следующим выводам:
1. В конце XIX - начале XX века народные школы Медвеженского уезда делали первые трудные шаги к ликвидации неграмотности населения.
2. В годы Советской власти школы района прошли непростой путь от неграмотности населения к среднему образованию. Обеспечить качественное обучение и решить задачи всеобуча стало возможно только при поддержке всего общества. И в этом проявилось уважение населения к делу образования, забота и любовь к детям. Задачи, поставленные Советской властью перед школами нашего района, были успешно решены.
3. Проведенное мною исследование позволяет сделать предположение о том, что в школах прошлого века накоплен опыт и традиции, которые нашли применение в современной школе: во-первых, на смену всеобучу пришло обязательное 9-летнее образование, закрепленное сегодня Законом; во-вторых, сегодня школа не называется трудовой, но уроки профориентации помогают школьникам в выборе профессии; в-третьих, сегодня школы не строят всем селом, об этом заботится государство, но как сделать школу красивым, уютным домом, как и раньше, сообща решают учителя, родители и дети. Далее, школьное самоуправление: пионерские и комсомольские организации в прошлом, а сегодня - президентские советы, советы лидеров, учат нас быть ответственными и активными в жизни. И особое слово о педагогах: обучая, учитель всю жизнь учится сам, уважительно и бережно относится к ценному педагогическому опыту, в том числе и педагогов прошлого века.
Изучая литературу, я узнала, что работы А.И.Твалчрелидзе и И.В.Бентковского сегодня - библиографическая редкость. С ксерокопиями отдельных страниц репринтных изданий мне помогли познакомиться краеведы нашего района Анатолий Васильевич Лукьянченко и Анна Ивановна Панкратова, за что я им очень благодарна. Также я благодарна заведующим школьными музеями, поделившимся со мной необходимой информацией.
При выполнении работы я многому училась: работе с источниками, оформлению материалов, общению с людьми. Думаю, работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории, в работе краеведческого кружка, служить материалом для краеведческого музея.
4. Список использованной литературы.
1.А.И. Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» /репринтное издание/- Ставрополь:«Кавказская библиотека»1991 г.19,28,40,69c.
2. «Памятная книга Ставропольской губернии на 1898 год» - под ред. Л.Н. Кулисича Отдел 7, Педагогический, (репринтное издание)
3. И.В. Бентковский «Очерк 3-го мирового участка Ставропольского уезда», 1869г, стр.82-83 (репринтное издание)
4.М.А. Кузьминов « Очерки истории Песчанокопского района (1780 -1982)»: На правах рукописи.- с. Песчанокопское, 1983 г.стр.53, 71, 251.
5. Приложение.
- Районная газета «Колос» №43 10 апреля 2003 года, с. Песчанокопское
- Документы Песчанокопского районного архива:
- Решение Исполкома Песчанокопского района, 1950г;
- Статистический отчет Летницкой школы за 1950-1951 учебный год;
- Обязательства трудящихся Песчанокопского района по подготовке школ к
1951-1952 учебному году
- Сведения об ученической бригаде Песчанокопской средней школы №1 за
1974г.
6. Из архивов школьных музеев.
5. Приложения:
Приложение 1.
Районная газета «Колос» №43 10 апреля 2003 года, с. Песчанокопское, отрывок из книги А.И. Твалчрелидзе "Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях"
«ОБРАЗОВАНИЕ. Село имеет три училища: два одноклассных МНП и церковно-приходское. Содержание первого министерского училища стоит 624 рубля в год, из которых 360 рублей выдается в жалование учителю. Для училища в 1872 году куплен готовый дом за 3000 рублей. Квартира учителя помещается в школьном здании и состоит из двух комнат и кухни. При училище есть двор, сад и огород. Во дворе устроены сарай, погреб и колодец. Классная комната имеет 414 куб. арш. воздуха, а обе комнаты учителя - 325 куб. аршин. Классная комната освещается с восточной и северной сторон. Содержание второго министерского училища стоит 582 рубля в год, из которых 360 рублей - жалование учителя. Школьное здание второго училища построено в 1881 году и стоило 2500 р. Для учителя в нем имеются 2 комнаты и кухня. При доме есть сарай, погреб и колодец. Объем классной комнаты равняется 324 куб. арш. воздуха, а обеих комнат учителя - 185 куб. арш. Классная комната освещается с западной и северной сторон. В первом училище обучается 54 мальчика и 8 девочек, а во втором - 36 мальчиков и 6 девочек.
Церковно-приходское училище, помещается в собственном здании, построенном в 1890 году за 4000 рублей. При здании имеются для учителя 2 комнаты и кухня. Во дворе устроены сарай, амбар и колодец. Классная комната имеет 900 куб. арш. воздуха, а обе комнаты учителя - 260 куб. аршин. На освещение и ремонт школы церковь расходует 22 рубля в год, а общество доставляет отопление и прислугу. В школе учится 50 мальчиков и 5 девочек. Обучает детей диакон, окончивший курс в духовной семинарии».
Приложение 2.
Данные о количестве школ в сёлах Медвеженского уезда в 1897 г. ( А.И. Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях», стр. 252-260)
1.Летницкое – 2 училища 1) одноклассное (МНП), годовой бюджет - 675 руб. (360 р. – оклад учителя), обучается 85 мальчиков и 18 девочек, 2)школа грамотности помещается в общественном доме, 50 руб. отпускает церковь в год, жители дают отопление, освещение, обучается 30 мальчиков и 6 девочек
2.Песчанокопское - 3 училища 1) одноклассное (МНП), бюджет – 624 рубля (360р. жалование учителю), обучается 54 мальчика и 8 девочек, 2) одноклассное (МНП), бюджет 582 р. (360 – жалование учителю), обучается 36 мальчиков и 6 девочек 3) церковно-приходское училище, церковь расходует 22 руб. в год, учится 50 мальчиков и 5 девочек
3. Рассыпное – 2 училища 1) одноклассное (МНП), бюджет 655 руб. (330 – жалование учителю), обучается 68 мальчиков и 5 девочек 2) церковно-приходская школа грамоты.
4. Краснополянские – 2 училища 1) одноклассное (МНП), бюджет 685 руб. (550 –на содержание учителя, законоучитель, учебные пособия), обучается 27 мальчиков и 11 девочек, 2) церковно-приходское помещается в общественном здании и содержится на средства общества. Всего расходуется 350 р. Обучается 25 мальчиков и 4 девочки
5. Поливянное – 2 училища 1) начальное (МНП), Бюджет 420 р. Обучается 32 мальчика и 4 девочки,2) церковно-приходское. Церковь расходует 50 руб. в год Общество доставляет отопление. Обучается 18 мальчиков и 3 девочки
6. Богородицкое 2 училища 1) одноклассное (МНП). Бюджет 658 рублей (330 жалование учителя) Обучается 60 мальчиков и 10 девочек, 2) школа грамотности Церковные расходы – 550 рублей. Общество – отопление и прислуга. Обучается 40 мальчиков и 10 девочек
7. Развильное 1 училище 1) одноклассное (МНП), Бюджет 655р. (330 жалование учителя) Обучается 34 мальчика и 10 девочек
8. Жуковское 2 училища 1) одноклассное (МНП), Бюджет 662 рубля (330 жалование учителя). Обучается 27 мальчиков и 2 девочки, 2) церковно-приходское. Содержит церковь и общество. Николаевское 2 училища 1) одноклассное (МНП), 2) церковно-приходское. Обучается 71 ученик.
Приложение 3.
Из воспоминаний односельчан - детей войны
1.Иван Иванович Скрипка (1929 г)
«Война началась неожиданно. В 1941г. туманным утром над разъездом кружился чужой самолет. А на рельсах стояли три военных состава груженых боеприпасами. Раскаты взрывов нас просто потрясли, трое суток стоял грохот, огонь над разъездом, где рвались снаряды и цистерны с горючим. Учителю местной школы Андрею Ивановичу Пухову удалось отцепить 20 вагонов, отправить их в сторону Развильного. С этого пожара и взрывов на разъезде для нас - мальчишек началась настоящая война. Немцы шли с Сальска. Сначала пришла разведка. Двое суток колонны солдат и их боевая техника шли через село. На шесть долгих месяцев они остановились в Поливянке. Вели себя как хозяева, заставляли работать и старых, и молодых. Дети - подростки работали вместе со всеми: подвозили зерно к молотилкам, тягали волокуши, помогали копнить солому. До войны работали три начальные школы и одна – семилетняя. При немцах школа работала только одна – в центре. Занимались дети разновозрастные в одном классе. Было трудно, особенно до 1947г., но мы старались этого не замечать. Общая беда нас сплотила».
2.Дарья Яковлевна Лопатина (1932г.)
«В школу пошла в 1940г. Помню свою учительницу Валентину Ивановну Евтушенко. В 1942г., когда пришли немцы, все дети учились в одной школе в центре села. Немцы нагнали в село много машин и мотоциклов, а взрослые не разрешали детям без надобности появляться на улице. Вскоре в школу ходить перестала, потому что не было ни одежды, ни обуви, ни канцелярских принадлежностей. С питанием стало совсем трудно, до войны помогал семье колхоз, а теперь немцы как хозяева забирали практически все продукты. Мама каждый день варила суп с горохом, заправляя его мукой, какими-то овощами, то есть тем, что было, только бы дети не умерли от голода. И этот суп казался самым вкусным на свете, только почему-то все время хотелось есть».
Два петушка
Прекрасная арфа
Сказка об одной Тайне
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Как нарисовать портрет?