Актуальность. В современном мире, где царят хаос, агрессия, равнодушие, как у взрослых, так и у детей наблюдается рост тревожности, ведущей к болезням, неврозам, депрессиям. Необходимо найти средство, защищающее человека от бед. В процессе работы с литературными источниками мы выявили, что одним из таких средств является сказка. Нами было принято решение провести исследование по выявлению её целительных свойств.
Цель исследования: формирование у окружающих знаний о сказках, как чудодейственном, лечебном средстве.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudodeystvennaya_sila_skazok.docx | 258.86 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки Безенчукского района
Районная научно-практическая конференция младших школьников
Безенчукского района
«Старт в науку»
Чудодейственная сила сказок
Авторы: Масютин Никита, Яшкин Григорий
2 Б класс
Руководитель: Чижова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Осинки
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………........................…………3
Заключение …………………………………………….............................…………...10
Список литературы ………………………………....................................…………...10
Приложение 1. Бланк методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств»………………………………………………………………………………. .11
Приложение 2. Психологическая методика Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств»………………………………………………………….12
Приложение 3. Сказка Н. Урмановой «Яблоня»…………………………………....13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном мире, где царят хаос, агрессия, равнодушие, как у взрослых, так и у детей наблюдается рост тревожности, ведущей к болезням, неврозам, депрессиям. Необходимо найти средство, защищающее человека от бед. В процессе работы с литературными источниками мы выявили, что одним из таких средств является сказка. Нами было принято решение провести исследование по выявлению её целительных свойств.
Цель исследования: формирование у окружающих знаний о сказках, как чудодейственном, лечебном средстве.
Задачи исследования:
1. Собрать информацию о видах сказок.
2. Изучить влияние сказок на становление личности в процессе развития человека.
3. Выявить информацию о сказках у специалистов.
4. Провести анкетирование младших школьников.
5. Разработать буклет с информацией о сказках.
6.Ознакомить со своим исследованием одноклассников.
Гипотеза: сказка – чудодейственное средство, обладающее целительной силой.
Объект исследования: сказка.
Предмет исследования: способы воздействия сказки на человека.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
История появления сказок
Сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Г.Х. Андерсен писал: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь» [1; 37]. Как появились сказки?
Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Многое в своей жизни он не мог объяснить. Это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Невероятность событий, о которых говорится в сказках, появилась на основе древних рассказов о чудесном, сверхъестественном, волшебном в природе. Но сами сказки — более позднее явление. Использовав фантастику рассказов древнего человека, сказочники, по существу, говорили не о природе, не о взаимоотношениях с ней человека, а о жизни человека в обществе, о нем самом. И если мы повнимательнее присмотримся к сказкам, то без особых усилий узнаем приметы вполне определенной эпохи.
Роль сказок в литературе
Жанр возник не на пустом месте. В давние времена, он носил устный характер и передавался из поколения в поколение. Такие сказки получили название народных, так как не имели автора, а представляли собой дополненный и измененный устный текст.
Впервые авторские сказки появились в XVII веке. Отцом классической литературной сказки считается Шарль Перо, именно он создал литературную сказку, которой неоднократно пользовались многие писатели в будущем. Сказка соответствует всем критериям литературного произведения, главным из которых является урок читателю. Такими произведениями не стоит пренебрегать даже в пожилом возрасте, ведь на самом деле, все мы имеем душу ребенка, которая всегда тянется к волшебному миру, который несет в себе сказка.
Роль сказок в православии
Голос сказки стал все тише звучать в детской комнате. Что может она дать современным детям? Замечательный русский философ Иван Ильин констатирует: «Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды» [4; 26].
Многое из того, что учит ребенка созерцать сказка, пронизано православным духом. Любимыми героями русских сказок являются витязи, богатыри, совершающие свой жертвенный подвиг не славы ради и не за награду.
Сказка ставит важнейшие вопросы жизни, имеющие отношение к духовной премудрости. Каков путь к счастью, к светлой радости? Можно ли счастье готовеньким получить? Или оно только тогда прочно, когда через великие усилия, через подвиг во имя любви обретается? Откуда зло в мире взялось, что его держит? Почему душа человеческая в роскоши тоскует и мается? Чего ей, душе, кроме хлеба насущного надобно?
Роль сказок в психологии
В психологии хорошо известна положительная роль сказок в установлении доверительных отношений между ребенком и родителями. Прочитанная вместе с мамой или папой сказка — это еще и повод к ее обсуждению и лучшему пониманию друг друга. Это прекрасное совместное времяпровождение, которое оставит в душе ребенка массу положительных эмоций и улучшит отношения в семье. Сказки для ребенка — один из важнейших источников социальной адаптации и выработки защиты к разнообразной, зачастую, враждебной окружающей среде.
Сказки учат, что вокруг нас могут быть не только добрые, но и злые люди. Что нельзя быть излишне доверчивым к любым чужим словам или делам, а всегда и все надо внимательно рассматривать и критически оценивать своим собственным здравым умом. Благотворное влияние сказки в том, что описываемое поведение персонажа всегда активное и предполагает какое-то действие. Главный герой детской сказки побеждает зло и выходит из любой ситуации потому, что не бежит от опасности, а начинает действовать и прилагает максимум усилий для одоления возникших угроз.
Ребенок сопереживает герою сказки и вместе с ним в своем воображении проживает рассказываемое, но, при этом, находится вне опасности. Это помогает значительно уменьшить естественные страхи ребенка, повысить его самооценку, уверенность в своих силах, что всегда пригодится во всей будущей жизни. Детские сказки учат ребенка не сосредотачиваться в опасной ситуации на страхах и отрицательных эмоциях, а смело активно действовать и побеждать, добиваясь своего.
Сказка дает ребенку возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации — это лучший способ уйти от ежедневной рутины, дать ребенку почувствовать многообразие жизни. Разнообразные эмоциональные впечатления от сказок неоценимо полезны для становления детской психики и благотворно действуют на развитие ребенка.
II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Беседа с учителем литературы Квасовой Т.В.
Изучая сильные стороны сказки, мы решили провести исследование и отправились к учителю литературы Квасовой Татьяне Владимировне, которая начала свой рассказ со слов: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Татьяна Владимировна рассказала, что любая сказка обладает волшебной силой, так как учит уму-разуму; помогает найти выход из трудной ситуации.
Беседа с библиотекарем Белоусовой М.С.
Библиотекарь Белоусова Мария Сергеевна помогла найти книги, из которых мы узнали, что сказки обладают лечебной силой. Одна из книг «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии», где автор Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. рассказывает о целительной силе сказки: «Чудо совсем рядом. Но только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть своё сердце навстречу добру учит сказка» [2; 5] Что же такое сказкотерапия?
Беседа с врачом Бражко А.А.
За ответом на этот вопрос мы отправились к врачу Бражко Алексею Александровичу и узнали, что сказкотерапия на подсознательном уровне помогает исцелять тревожных людей от страхов, тиков, агрессивности, энурезов.
Беседа с педагогом-психологом Чижовой С.А.
Наш учитель, Чижова Светлана Александровна, имеющая образование психолога, рассказала, что сказкотерапия часто используется психологами. Для решения психологических проблем используют литературные и народные сказки, кроме того специально подбирают или сочиняют психокоррекционные сказки, где герой ищет выход из проблемной ситуации. Так с помощью сказок человек учится решать свои проблемы.
Основными методами сказкотерапии являются: рассказывание сказки, рисование сказки, сочинение сказки, постановка сказки, изготовление кукол. Последний метод вызвал у нас наибольший интерес. Оказывается, изготовление куклы – это, своего рода, медитация, так как в процессе изготовления куклы происходит изменение личности: свои проблемы человек переносит на куклу, иначе смотрит на них, по-другому воспринимает себя и окружающий мир; развиваются мелкая моторика рук и воображение, концентрируется внимание.
Беседа с воспитателем детского сада Глазовой С.Н.
Мы побывали в детском садике «Светлячок», где воспитатель Глазова Светлана Николаевна рассказала о волшебной силе сказок, помогающей дисциплинировать детей. Благодаря сказке дети учатся наводить порядок, охотно едят, быстро засыпают, с радостью выполняют трудовые поручения.
Беседа с учителем «Основ православной культуры» Гребнёвой В.А.
Гребнёва Вера Алексеевна, преподающая «Основы православной культуры» в нашей школе, поделилась с нами тем, что знакомство с религиозной культурой – это прививка против болезненного влияния мира. Немаловажную роль здесь играет сказка, которая способна исцелить от пороков, например, от каприза, который, с точки зрения православия, считается «сердечной порчей», «семенем злобы». «Сказка – это не детская глупость. Она не вредная и не стыдная, а зоркая и верная, по-глупому начинающая и по-умному кончающая. Сказка – мудрость, которая учит человека отличать добро от зла, которая делает человека добрее, внимательнее, отзывчивее» [5; 112]
Проведение эксперимента с использованием сказкотерапии
Чтобы убедиться в том, что сказка обладает чудодейственной целительной силой, с помощью учителя мы решили провести эксперимент. Провели анкетирование 15 младших школьников (Приложение 1), используя психологическую методику «Волшебная страна чувств» [3; 12] (Приложение 2) и выявили, что у большинства детей в голове «живут» страхи, которые ведут к повышенному уровню тревожности, к болезням.
С помощью нашего учителя мы провели 3 занятия с использованием психокоррекционной сказки Н. Усмановой «Яблоня» (Приложение 3), где дети отвечали на вопросы, с помощью сказки учились выискивать проблемы и решать их; инсценировали сказку. После этого мы провели повторное анкетирование среди тех же детей, используя ту же методику. Результаты оказались лучше – страхи стали покидать детей.
Результаты анкетирования
Первичное анкетирование
Чувства | Части тела | |||||
Голова | Руки | Ноги | ||||
Яркие тона | Тёмные тона | Яркие тона | Тёмные тона | Яркие тона | Тёмные тона | |
Радость | 5 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 |
Удовольствие | 2 | 1 | 6 | 4 | 2 | |
Страх | 3 | 7 | 3 | 2 | 3 | |
Вина | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 | |
Обида | 4 | 6 | 2 | 6 | 1 | 1 |
Грусть | 3 | 3 | 4 | 1 | 5 | |
Злость | 6 | 2 | 5 | 3 | 3 | |
Интерес | 5 | 9 | 2 | 8 | 5 |
Повторное анкетирование
Чувства | Части тела | |||||
Голова | Руки | Ноги | ||||
Яркие тона | Тёмные тона | Яркие тона | Тёмные тона | Яркие тона | Тёмные тона | |
Радость | 6 | 2 | 6 | 3 | 2 | |
Удовольствие | 5 | 7 | 4 | 3 | 2 | |
Страх | 2 | 2 | 1 | 3 | ||
Вина | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | |
Обида | 3 | 5 | 4 | 1 | 3 | |
Грусть | 2 | 2 | 4 | 3 | ||
Злость | 1 | 3 | 3 | 5 | ||
Интерес | 8 | 11 | 3 | 6 | 4 |
Заключение
В ходе теоретических исследований и практической работы мы выяснили, что сказка не зря появилась на свете. Сначала она помогала людям, пытающимся объяснить происходящее вокруг, избавиться от страхов перед природой. Затем превратилась в источник мудрости, накопленной столетиями. В сказке сосредоточилась сила победы добра над злом. Эта сила помогает психологам избавлять детей и взрослых от страхов и недугов. Сказка позволяет изменить эмоциональное состояние человека, взглянуть на мир другими глазами. Чудодейственная сила сказки в её поучительном характере. В сказках можно найти ответы на любые вопросы, выход из любой трудной ситуации. В.А. Сухомлинский считал, что «сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» [4; 84]
Выводы:
Сказка обладает чудодейственной целительной силой. Гипотеза доказана.
Список литературы
1.Андерсен Г.Х. Сказки. М., 1990.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. Спб., 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Спб.: Речь, 2007.
4.Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983.
5.Юдин Г.Н. Аз, Буки, Веди: азбука православия для детей. – М.: Белый город, Даръ, 2010.
Приложение 1
Бланк методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
«Волшебная страна чувств»
Приложение 2
Психологическая методика Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
«Волшебная страна чувств»
Цель методики: исследование психоэмоционального состояния.
Перед детьми раскладываются цветные карандаши и бланк. Сначала предлагается работать с первой колонкой «Домики». Для каждого чувства ребёнок рисует домик определённого цвета. Затем внимание переключается на фигуру человека, сообщается, что это карта страны чувств. Части тела, как разные страны мира, нужно раскрасить цветными карандашами.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1.На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2.На адекватность подбора цвета и чувств.
3.На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Важно учитывать, что силуэт можно разделить на зоны:
- голова и шея отвечают за мысли;
- руки отвечают за общение;
- ноги отвечают за уверенность.
Приложение 3
Сказка Н. Урмановой «Яблоня»
Вечером воздух был горяч и неподвижен, а ночью разразилась буря. В городе она срывала крыши с домов и выла в печных трубах, а в лесу повалила огромный старый дуб - красу и гордость всего леса. Падая, лесной великан задел ветвями молодую яблоньку. Всего лишь задел, но долго ли повредить такое маленькое деревце – бедняжка оказалась с переломленным стволом. Утром буря утихла, и яблонька услышала людские голоса и стук топоров. Это были дровосеки – они дорубили и увезли дуб. Никто не догадался перевязать рану молодому деревцу. В лесу все горько оплакивали мощное павшее дерево, но о яблоньке никто не вспоминал.
Шли дни. Рана на деревце затянулась, но ствол стал кривым. Надменные красавицы ели и берёзы от души смеялись:
- Посмотрите на эту кривульку! Да у неё ствол, как верблюжий горб! Куда ей до нас?
- Надо отбить у неё охоту кривляться! – говорили липы и хлестали яблоню ветвями, чтобы она стала прямее.
Конечно, яблонька от этого не становилась стройнее, и тогда липы ворчали:
- Какой трудный подросток! Совершенно не поддаётся воспитанию!
Маленькая робкая осинка жалела подружку и старалась отвлечь её историями о том, как яблонька стала кривой. Яблоньке это было неприятно.
- Она здесь совсем не к месту! – кричал породистый бук. – Она портит вид, засоряет породу!
Августейшая сосна выслушала мнение каждого и присоединилась к мнению большинства: изгнать яблоньку из леса! Могучими густыми кронами деревья стали затенять яблоньку, толстыми мощными корнями давили и теснили корни дерева, отбирая влагу. Дикий вьюн опутал яблоньку своими стеблями. Даже низкорослая крапива старалась ужалить деревце побольнее. Только старушка ель любила и жалела маленькое деревце.
Жизнь яблоньки стала невыносимой. Все твердили об её уродстве, и сама яблонька стала думать только об этом. Она всё ниже гнулась от стыда и всё больше кривела, лила горькие слёзы и жалела, что дуб не раздавил её совсем. Яблонька не знала, куда ей бежать да и как? Ведь корни её были в земле!
Как-то раз в лес пришёл главный садовник: он искал кусты дикой малины. Случайно старик заметил кривую яблоньку. Он услышал обидные слова деревьев, которые сыпались в её адрес. Садовник, зная, что яблонька может давать прекрасные плоды и радовать этим людей, пожалел деревце и решил пересадить его в городской сад.
- Ну уж больно ты крива! Эту беду мы поправим – привяжу тебя к колышку, авось и выпрямишься!
Сказано – сделано. Изо всех сил яблонька стала тянуться вверх, чтобы стать стройной и попасть в городской сад. Трудно было выпрямить уродливую часть ствола. А тут ещё завистливые растения, которые вредили пуще прежнего.
Каждый месяц дикую яблоньку навещал садовник. Он туже завязывал верёвки, хвалил яблоньку за то, что она заметно выпрямилась.
Прошло два года. Была яблонька маленьким скрюченным деревцем, а стала крепкой стройной яблоней с пышной кроной. Теперь она не боялась насмешек, но осталась такой же доброй, какой была всегда. Садовник перевёз её в городской сад. Там она вскоре стала давать такие прекрасные плоды, что их послали в подарок людям в другие города. Яблоня очень подружилась с другими деревьями. Это была весёлая, дружная компания, к тому же объединённая одной целью – приносить пользу людям.
А лесные деревья заскучали с тех пор, как яблоня переехала в город. Раньше они, набрасываясь всем скопищем, прощали друг другу собственные недостатки. Теперь, не имея рядом изгоя, они ругались, ссорились, дрались между собой, пока не изломали друг другу ветки.
Яблоня же каждую осень дарила вкусные плоды. Может быть, поэтому она и жила долго.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Цветение вишни в лунную ночь
Пока бьют часы
Проказы старухи-зимы
Спасибо тебе, дедушка!