Научно-исследовательская работа
Концепт «семья» в русской литературе XIX века и бурятской литературе XX века (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и рассказу Ц.-Д. Хамаева «Материнское сердце»)
Цыбенова Эльвира Амгалановна,
студент I курса,
ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»,
Руководитель: Леонова Светлана Терентьевна
Sleonova.bttiet@gmail.com
Актуальность
Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Социальная значимость семьи несомненна. Жизнь семьи протекает как в материальной, так и духовной сферах, именно в ее рамках сменяются поколения людей, в ней человек рождается. В последнее время много говорят о трансформации семьи, даже о кризисе семьи как социального института. Семья, ее формы и функции напрямую зависят как от общественных отношений в целом, так и от достигнутого в то, или иное время, уровня нравственного развития человека.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что в каждой семье существует модель взаимоотношений, которая дает человеку возможность ориентироваться в процессе жизнедеятельности, тем или иным образом, определяя дальнейшую судьбу человека.
Цель исследования: исследовать концепт «семья» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и в рассказе Ц.-Д. Хамаева «Материнское сердце».
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
дать определение понятия «концепт»,
рассмотреть образ матери, взаимоотношения мать – дети, дом в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»,
рассмотреть образ матери, взаимоотношения мать – дети, дом в рассказе Ц.-Д. Хамаева «Материнское сердце»,
определить нравственно-этические ориентиры, которыми руководствуются герои, выявить модель взаимоотношений в семьях и ее влияние на судьбу человека.
Объект исследования: русская литература XIX века и бурятская литература XX века.
Предмет исследования: концепт «семья» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и в рассказе Ц.-Д. Хамаева «Материнское сердце».
Основными методами исследования являются: теоретические методы: анализ и синтез, практические методы - анализ художественных произведений, сопоставление.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В современной науке понятие «концепт» связывается с культурой, национальной картиной мира. Концепт – идея, отражающая универсальный художественный опыт; мифологическое, религиозно-философское, культурно-историческое знание о мире. Концепт – идея, отражающая универсальный художественный опыт; мифологическое, религиозно-философское, культурно-историческое знание о мире.
Художественный концепт - словесная форма национального сознания и видения мира. Художественный концепт связан с личным восприятием человека и социальным опытом человечества.
Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека, и, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек – рядовой человек, обычный человек, «не творец культурных ценностей» сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее. [8, с. 15].
Обращаясь к труду П. А. Сорокина «Социальная роль семьи и школы» можно отметить, что семья «является первым и решающим воспитателем, учителем школой» [7, с. 24].
Народ, государство, имеющие крепкие семьи непобедимы. Анализируя русские пословицы: «С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне», «С милым мужем и зима не стужа», «Семья крепка ладом», можно отметить в крепкой семье силен мир, народ, а в тех, где разлад, там нет и мира. Народная мораль, этика на стороне крепкой семьи.
Семья, дом - ключевые в традиционной русской и бурятской культурах. М. Е. Салтыков-Щедрин семью считал одним из главных оплотов государства.
В романе «Господа Головлевы» изображена семья — не та опора государства, на которую уповал автор, а полная противоположность ей.
В центре романа колоритный образ Арина Петровна - глава семьи, «властной барыни». Она руководит хозяйством и воспитанием детей. Главный нерв всего существования Арины Петровны – расширить имение, «округлить» капитал ради семьи, ради ее укрепления и благоденствия. А на самом деле семья не упрочивается, а распадается, гибнет. В первых главах романа Арина Петровна изображается чем-то вроде самодержицы, которая по своему произволу-хотению милует и казнит «подданных», ближних и дальних, родных и неродных. [4, с. 142]. У Арины Петровны была «слишком холостая натура», чтобы она могла видеть в семье, в детях что-нибудь, кроме лишней обузы, и они не затрагивали ни одной струны ее «внутреннего существа». Дети делятся на «постылых» и «угодных», имеют прозвища «Степка-балбес», «Иудушка-кровпивушка», «откровенный мальчик». Отношения матери с детьми строятся на боязни, покорении, унижении:
С образом матери, женщины связана категория «дома». Категория дома в романе представлена через замкнутое пространство, похожее на гроб, которое влияет на сознание, живущих в нем людей:
Сатирик разоблачает бессмысленность накопительства, полную пустоту помещичьей жизни, не основанной на любви, доверии, уважении. [5, с. 13])
Отсутствие духовных интересов, невежество характеризует семейный быт Головлевых. Праздность, паразитизм - причина разложения семьи. На примере семьи Головлевых Салтыков-Щедрин показал, как нравственные изъяны ведут семью к гибели.
Напротив, повседневная, будничная жизнь простых людей благодаря достигнутому художественному мастерству приобретает полновесность и самодостаточность, особую поэтичность и притягательность в рассказе Ц-Д. Хамаева «Материнское сердце». Образы природы, родного улуса, события разворачиваются весной, как олицетворение новой жизни. Рассказ, где горькая жизнь героини, преображается с появлением ребенка, пусть не своего кровного, а русской женщины Фени, неизвестно откуда приехавшей в улус Амгалан, «словно солнце стало больше в доме Дулгудай. И солнце в доме женщины будет теперь светить двоим - ей и ее сыночку…» [9, с. 34].
Героиня интуитивно чувствует, что это ее сын. «Испокон веков сложился бурятский обычай: дитя – существо святое. Самое доброе дело, содеянное на земле,- вырастить человека. Будь то родственник или вовсе чужой, если попал в бурятскую семью – стал, значит своим».
Взаимоотношения Дулгудай с Бадангаем показывают красоту человеческих отношений, открыты универсальному осмыслению жизни.
Примечательно, что спор традиционного бурятского, восточного по своей природе сознания и мышления новой эпохи своеобразно воплотился в трактовке женских образов рассказа. [8, с. 5].
Феня представляет собой тип активной, смелой, деятельной женщины. Другой же женский тип также восходит к традиции —нежного, ласкового образа красавицы и мастерицы, со смирением принимающей свою участь и судьбу — таковы Дулгудай и Чимитсу. [1, с. 48].
В семье Дулгудай же все мирно и спокойно. Героиня воспитала достойного сына Бадангая. Дом – обновился, прибрался, принарядился, будто к празднику, уютно стало в доме.
От рассказа «Материнское сердце» веет тихой радостью, душевным покоем, читая его, приходишь в состояние равновесия, гармонии.
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
- Семья представляет собой одну из наиболее важных форм социальной общности людей,
- Жизнь семьи протекает как в материальной, так и духовной сферах, именно в ее рамках сменяются поколения людей, в ней человек рождается, формируется его ценностное отношение к жизни,
- В семье существует модель взаимоотношений, которая дает человеку возможность ориентироваться в процессе жизнедеятельности, хранительницей очага является мать – в случае, если женщину волнуют исключительно вопросы материального характера, ее семья, дети подвергаются нравственному, духовному и физическому распаду, разложению, вымиранию, полному окостенению – в этом источник страшной для человека трагедии,
- Доброе начало человека воспитывается матерью, гармоничные отношения в семье формируют позитивную общественную позицию.
Список использованной литературы
Рисуем лошадь акварелью
Знакомимся с плотностью жидкостей
Пока бьют часы
Сказка об осеннем ветре
Рисуем подснежники гуашью