3 место в районном конкурсе проектно-исследовательских работ "Первые шаги" (номинация "Творческие проекты")
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt_kasting_televedushchih.docx | 176.72 КБ |
Кастинг телеведущих. Галиева А.А., Щитова Ю.С., обучающиеся 8 «Б» класса МБОУ СОШ п. Пионерский.
Конкурс исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
628250
Россия, Тюменская область,
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
п. Пионерский, ул. Ленина, д. 13.
Кастинг телеведущих
Выполнили: Галиева Анастасия Анатольевна, Щитова Юлия Сергеевна, обучающиеся 8 «Б» класса МБОУ «СОШ п. Пионерский»
Руководитель: Салангина Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ п. Пионерский»
2017-2018уч. г.
пгт. Пионерский
Оглавление.
Введение ……………………………………………………………………........3
Основная часть
Глава I. Профессия ведущего телевизионных программ: вчера и сегодня……………………………………………….......................…….............6
Глава II.Качество речи современных телеведущих и его влияние на чистоту русского языка ……………………………………………………………..……8
Глава III. Первые шаги к профессии телеведущего: как повысить свой уровень культуры речи…………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………............17
Используемые источники…………………………………………………….....19
Приложение………………………………………………………………………20
Введение
Перед обучающимися 8-9 классов особенно остро стоит вопрос выбора профессии. Очень важно сделать правильный выбор, учитывая свои возможности, способности, желания, потребности общества. Некоторые ученики всерьёз задумываются о карьере журналиста, телеведущего. Другие, втайне мечтая об этой профессии, не уверены в том, что это у них получится. Действительно, чтобы стать телеведущим, нужно много трудиться. Но особенно важно начинать это уже сейчас.
В частности, нельзя откладывать на завтрашний день работу над культурой собственной речи, которая является непременным условием для работы на телевидении. Уровень культуры речи подростков, как известно, оставляет желать лучшего. В последнее время размываются языковые нормы, в обществе можно часто встретить их нарушения. Да и на телевидении нередко можно услышать ошибки в речи ведущих, в рекламных текстах. У некоторых ребят может сложиться впечатление, что на телевидении может работать кто угодно, для этого необязательно грамотно говорить. Другие же вообще не обращают внимания на ошибки в речи дикторов, принимают их речь за образец, доверяя их профессионализму.
Работая над совершенствованием речи, необходимо развивать умение выступать на публике. Часто ученики, достаточно хорошо владеющие речью, теряются при большом скоплении народа, не могут побороть стеснение, страх. Возможностей публичного выступления у нас не так много, ведь мы живём в маленьком населённом пункте.
Таким образом, можно говорить о следующих проблемах, которые решаются в данном проекте:
2. Цель проекта:
Исходя из проблематики проекта, мы поставили следующую цель: проведение мероприятия «Кастинг телеведущих» для обучающихся, желающих связать свою профессиональную деятельность с телевидением, радио и другими СМИ.
3.Задачи проекта:
Реализации цели способствуют нижеперечисленные задачи:
4. Актуальность, новизна проекта
Проект является актуальным, так как касается вопросов профессионального выбора и культуры речи. Данный проект позволит ребятам расширить представления о требованиях к телеведущим, определить свой уровень культуры речи; попробовать собственные силы, приняв участие в игре. Предполагается, что реализация данного проекта поможет некоторым ребятам окончательно определиться с выбором профессии телеведущего, начать целенаправленную работу по повышению качества речи. В то же время проект может вызвать интерес учеников к сохранению чистоты русского языка.
Новизна работы заключается в том, что впервые в нашей школе будет проведён конкурс будущих телеведущих, т.е. будет предпринята попытка на практике проверить силы, способности, возможности для тех, кто выбрал эту профессию.
Проект имеет большую социальную значимость: он востребован среди учеников, учителей, родителей. Продукт проекта (сценарий мероприятия) можно использовать в воспитательной, профориентационной работе, во внеклассной деятельности и на уроках русского языка.
5.Методы исследования
В работе использовались следующие методы:
Выбранные методы соответствуют поставленной цели и задачам.
Основная часть
Глава I. Профессия ведущего телевизионных программ: вчера и сегодня
Первым этапом работы стал поиск информации о том, как изменились требования к телеведущим, какими качествами они должны обладать.
В наш скоростной информационный век многие привыкли самостоятельно искать новости: в Интернете или печатных изданиях. Но не утратила своей актуальности и профессия телеведущего. Большинство людей признается, что факты остаются сухими, безадресными и безжизненными до тех пор, пока не будут озвучены другим человеком.
Профессия телеведущего возникла в 30-е годы ХХ века, когда в мире начались регулярные телепередачи. Обладатели первых телевизионных приемников считали настоящими кумирами ведущих, которые передавали с экрана прогнозы погоды, сообщали о новостях внешней и внутренней политики. Каждый из этих людей был индивидуальностью, они становились для многих как бы членами семьи, их знали все и все им доверяли.
Лицом любого телеканала, новостного или развлекательного, всегда являлся ведущий, а не директор и не режиссеры. Кто бы ни придумал идею передачи, кто бы ни написал ее сценарий, дает передаче жизнь тоже ведущий. Поэтому от ведущего во многом зависит популярность не только конкретной программы, но и канала.
У профессии телеведущего масса плюсов, например, популярность, общение с большим количеством людей, в том числе с выдающимися деятелями и социально-значимыми персонами; высокая оплата труда. Но есть в ней и свои минусы, которые не всегда лежат на поверхности: постоянные психологические нагрузки, нестабильность графика, публичность.
Те, кто решил связать свою жизнь с этой работой, могут получить образование в любом вузе, где обучают таким специальностям, как журналистика и тележурналистика, или в гуманитарном университете, государственном или специализированном институте телевидения и радиовещания. Большинство телеведущих оканчивали журфак МГУ: Андрей Малахов, Михаил Антонов, Алексей Пиманов и др. Спросом пользуются и выпускники МГИМО. Однако не всегда телевизионные ведущие бывают дипломированными журналистами. Например, Тимур Кизяков был студентом энергетического института, когда начал писать сюжеты для утренней телепрограммы, помогая своему приятелю. Его талант был замечен сначала сотрудниками канала, потом – телезрителями. Ведущие развлекательных и спортивных программ часто приходят на телевидение из шоу-бизнеса, театральной среды, кинематографа (Мария Киселёва, Николай Фоменко, Пётр Кулешов). Специалисты в определённой области могут стать ведущими авторских программ (Николай Дроздов – «В мире животных»). Требования к работе ведущего несколько изменились. Раньше дикторы только читали готовый текст, а большинство современных ведущих выполняют и журналистскую работу: сами собирают информацию, готовят материал к эфиру, придумывают подводки к новостям. При этом они должны быть готовы к внештатным ситуациям и техническим накладкам. Ведущему приходится одновременно читать текст, следить за выражением своего лица и слушать "ухо" (крохотное устройство связи с аппаратной), по которому каждую минуту поступают указания от режиссера и шеф-редактора. Именно поэтому многим телеведущим пришлось сначала поработать на телевидении в качестве осветителей, операторов, корреспондентов, чтобы узнать все нюансы подготовки программы к эфиру.
Вершиной карьерной лестницы телеведущего может стать пост генерального директора телеканала или телекомпании. Однако не следует забывать, что для достижения успеха нужно приложить недюжинные усилия. таким Карьеру в данной области способны построить целеустремленные люди, готовые без преувеличения жить своей работой.
Глава II. Качество речи современных телеведущих и его влияние на чистоту русского языка
Вопрос о чистоте русского языка остаётся актуальным на протяжении нескольких десятилетий. На то, как говорит и пишет наше общество, влияют различные факторы: социально-экономические процессы, заимствования из других языков, уровень образования, окружающая среда. Средства массовой информации, занимающие значительное место в жизни большинства россиян, также оказывают влияние на нашу речь. Это подтверждают результаты проведённого опроса, который стал вторым этапом нашей работы. Респондентам был задан вопрос: влияет ли речь телеведущих на вашу речь? Были получены следующие результаты:
Диаграмма1
Как оказалось, на речь опрошенных в той или иной мере оказывает влияние то, как говорят популярные телеведущие. Но всегда ли последние правы? Не допускают ли они ошибок в своей речи? Почему так важен высокий уровень речевого мастерства для тех, кто вещает с наших экранов? Вернёмся к результатам опроса. Участникам были заданы вопросы: зависит ли популярность телеведущих от качества их речи? Ваш любимый ведущий? Какие требования вы предъявляете к представителям данной профессии? Результаты оказались следующими:
Диаграмма 2,3,4
Итак, по мнению большинства опрошенных, телеведущий должен обладать высоким уровнем культуры речи. В рейтинге любимых представителей данной профессии оказались люди, в целом соответствующие предъявляемым требованиям респондентов, хотя их выбирали, в основном, взрослые люди. Подростки же предпочитают просмотр развлекательных молодёжных каналов, где ведущие не всегда соответствуют предъявляемым требованиям.
В результате наблюдений над речью некоторых ведущих (их имена не раскрываются по этическим соображениям) были выявлены следующие недостатки:
Диаграмма 5
Причины этого могут быть разные: недостаточный уровень специального образования, ориентирование на определённые слои населения и их вкусы, стремление к популярности любой ценой и т.д.
Подростков же привлекает профессия телеведущего, что также было выявлено в процессе анкетирования:
Диаграмма 6
Смотря на тех, кто добился славы, не обладая образцовой речью, подростки могут подумать, что это правильно, что так и должно быть. Выбрав профессию журналиста и телеведущего, нужно понимать, что она требует огромной работы над собой.
Работа телеведущего немыслима без таких личностных качеств, как:
Именно такие требования предъявляются к будущим телеведущим работодателями. Среди них непременно указываются качества, имеющие отношение к речи. Учитывая влияние средств массовой информации на речь жителей России, эти качества смело можно ставить на первое место в списке. Таким образом, высокий уровень культуры речи – одно из самых главных условий для работы на телевидении.
Глава III. Первые шаги к профессии телеведущего: как повысить свой уровень культуры речи
На третьем этапе работы необходимо было собрать материал о понятии культуры речи, а также подобрать рекомендации тем, кто решил стать телеведущим.
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Под культурой речи понимают:
1) владение нормами литературного языка;
2) умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
3) соблюдение этики общения.
Рассмотрим каждый аспект более подробно.
1) Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала», образца. Нарушение норм - показатель недостаточной образованности, низкого уровня культуры. Различаются нормы: орфоэпическая (произношение), орфографическая (правописание), словообразовательная, лексическая, грамматическая. Лексические нормы обеспечивают правильность выбора слов; орфоэпические - описывают правильное произношение слов; орфографические - закрепляют единообразие передачи речи на письме; грамматические - правила словоизменения и словообразования, построения грамматических конструкций.
Если вы всерьёз решили повысить свою грамотность, воспользуйтесь следующими советами: для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.
Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.
Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, как правильно написать то или иное слово, вам нужен орфографический словарь. Если столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали, загляните в толковый словарь. Орфоэпические словари подскажут, как правильно произносить слово, где ставить ударение.
Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.
Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.
Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.
Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).
Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.
Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).
Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.
2) Выбор необходимых для определённой цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи. К коммуникативным качествам речи можно отнести точность речи, понятность речи, чистоту речи, богатство и разнообразие речи, выразительность речи. Все эти качества помогут оказать влияние на аудиторию, пробудить необходимые области их сознания, вызвать интерес.
Богатство (разнообразие) речи определяется количеством слов в словарном запасе говорящего и создается в значительной степени за счет уместного использования афоризмов, цитат, пословиц, знания значений многозначного слова.
Под точностью принято понимать знание темы речи, предмета высказывания и соответствие между словами и их значениями.
Выразительность речи - это способность использовать выразительные средства языка.
Чистота речи обеспечивается исключением языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности. Нарушением чистоты речи является использование шаблонов, неумеренное употребление архаизмов, неологизмов, варваризмов, просторечий, жаргонизмов, слов-паразитов.
Что поможет развить в себе перечисленные качества? Снова художественная литература! Читайте, записывайте удачные выражения, слова и обороты речи, уместно их употребляйте. Работайте со словарями, интересуйтесь историей языка, изучайте иностранные языки. Обратитесь к поэзии, в ней можно найти массу выразительных средств. Пробуйте сами писать стихи.
3) Знание формул речевого этикета и правил их использования в определенной ситуации позволяет человеку чувствовать себя в этой ситуации уверенно и непринужденно. Соблюдение этического аспекта общения также способствует созданию благоприятного мнения о говорящем. Хорошо, если в вашем населённом пункте есть курсы по речевому этикету или в школе ведётся подобный предмет. Если же ничего этого нет, а научиться необходимо, советуем обратиться к книгам-помощникам: «Речевой этикет и культура общения», «Речевой этикет в русском общении. Теория и практика» Натальи Формановской. И ещё: соблюдайте правила речевого этикета везде, в том числе дома, в общении по Интернету. Это поможет закрепить нормы этики общения.
Итак, знание определения «культура речи» поможет тем, кто хочет попробовать себя в роли телеведущего. В первую очередь важно уяснить, какие аспекты включаются в это понятие, выделить свои «проблемные» зоны и начинать работу по совершенствованию речи, следуя нашим советам и рекомендациям.
Заключение
Результаты работы над проектом
Рано или поздно перед каждым встаёт вопрос выбора профессии. Это серьезный шаг в жизни, ведь от этого зависит вся дальнейшая жизнь человека. В своей работе мы постарались разобраться, что нужно для того, чтобы овладеть профессией телеведущего, одной из самых привлекательных профессий. Мы выяснили, что главным требованием к работникам телевидения является высокий уровень культуры речи. Результаты опросов показали, что для зрителей важно, насколько грамотна, выразительна речь телеведущих. Также мы убедились в том, что в своей речи люди часто ориентируются на то, как говорят их кумиры, а не на словари или справочники.
Мы выявили среди своих знакомых ребят тех, кто хотел бы попробовать свои силы в телевизионном ремесле, и решили помочь им. Мы определили основные аспекты, входящие в понятие культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический), подобрали теоретический материал (языковые нормы, выразительные средства языка, правила речевого этикета), советы, рекомендации для того, чтобы ученики могли уже сейчас работать над своей речью.
Далее мы нашли и придумали задания, позволяющие проверить, насколько хорошо ребята владеют культурой речи. Чтобы проверить их силы, пробудить интерес к рассматриваемой проблеме среди остальных обучающихся 8-9 классов, мы решили провести конкурс «Кастинг телеведущих». Используя собранный материал, мы написали интересный сценарий, по которому в рамках Декады гуманитарных наук была проведена игра. Участники попробовали свои силы, поняли, над чем им предстоит ещё поработать. А, самое главное, в результате ребята поняли, что путь к профессии телеведущего непрост и требует самовоспитания, саморазвития. Поэтому начинать работу над собой следует уже сейчас.
Продукт нашего проекта можно использовать в дальнейшей работе школы по профессиональному самоопределению, в работе учителей русского языка по развитию речи обучающихся. На странице школы в социальных сетях можно попробовать поместить видео с обзором школьных новостей, а роль ведущих доверить победителям игры «Кастинг телеведущих».
Используемые источники
Приложение №1
Анкета Уважаемый респондент, просим вас ответить на следующие вопросы: 1.Влияет ли речь телеведущих на вашу речь? 1)Да 2) Нет 3)В определённой степени 4)Не задумывался 2. Зависит ли популярность телеведущих от качества речи? 1) Да 2) Нет 3) Частично 3. Ваш Любимый телеведущий (выбрать 3 человек)?
4. Каковы ваши главные требования к ведущим?___________________________ 5.Привлекает ли вас профессия телеведущего? 1) Да 2)Нет 3) Не думал об этом |
Приложение №2
Нормы русского языка
Морфологические нормы имен числительных.
Существуют свои нормы при употреблении имён числительных:
1) В сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга со ста пятьюдесятью шестью страницами).
2) При склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только последнее слово в числительном (родиться в тысяча девятьсот девяносто втором году).
3) Количественные числительные (кроме числительного одни) не соединяются со словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки и т.д. (нельзя: двадцать две сутки, тридцать три ножницы) – следует использовать правку выражения: Прошли двадцать вторые сутки / двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве тридцати трёх штук.
4) Собирательные числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода (двое юношей, трое мужчин) и не сочетаются с существительными женского рода (нельзя сказать: трое девушек, только: три девушки).
5) При сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь, существительное должно стоять в родительном падеже единственного числа (нельзя: 12,6 километров, только: 12,6 километра).
6) Числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: в Именительном и Винительном падежах: полтора – полторы и полтораста, во всех остальных падежах полýтора и полýтораста. Эти числительные соединяются с существительными в Родительном падеже единственном числе (Им. и Вин. падеж): полторы ложки, и во множественном числе (все остальные падежи): около полтораста страниц.
Орфоэпические нормы
Место ударения у существительных 3-го склонения в форме Р.П., мн.ч. | ||
на основе | на окончании | вариативность |
возвьíшенностей, глýпостей, дéрзостей, мéстностей, пáстей, пóчестей, прúбылей, прóповедей, пря¢дей, прóрубей, рáдостей, шáлостей | вéтвей, горестéй, должностéй, жердéй, кистéй, крепостéй, лопастéй, мастéй, мелочéй, новостéй, областéй, очередéй, плетéй, плоскостéй, площадéй, повестéй, сетéй, ролéй, щелéй, скатертéй, стерлядéй, тростéй, четвертéй | óтраслей и отраслей, вéдомостей и ведомостéй |
предлог | примеры |
без | бéз вести, бéз толку, бéз году неделя |
до | дó ночи, дó полу |
за | зá волосы, зá год, зá голову, зá город, зá два, зá десять, зá душу, зá зиму, зá ногу, зá нос, зá ночь, зá руку, зá сорок, зá спину, зá сто, зá три, зá ухо, зá уши, зá шесть |
из | úз носу, но úз виду и из вúду, úз дому и из дóму, úз лесу и из лéсу |
на | зуб нá зуб, нá берег, нá год, нá голову, нá гору, нá два, нá день, нá десять, нá дом, нá душу, нá зиму, нá ногу, нá нос, нá ночь, нá руку, нá спину, нá стену, нá сто, нá сторону, нá три, нá угол, нá ухо, нá шесть, но нá воду и на вóду |
от | год óт году, час óт часу |
по | пó два, пó двое, пó лесу, пó морю, пó носу, пó полу, пó полю, пó сто, пó три, пó трое, пó уху |
под | пóд вечер, пóд гору, пóд ноги, пóд нос, пóд руки |
Глагол
Ударение на основе во всех формах | Ударение на основе, кроме формы женского рода | Ударение на приставке, кроме формы ж.р. |
бить – бúл, бúла, бúло, бúли; по аналогии: брить, шить, дуть, жать, класть, красть, пасть, ржать, крыть, мыть, мять | брать – брáл, бралá, брáло, брáли; по аналогии: врать, гнать, дать (однако: дáло и далó), драть, звать, рвать, спать, быть, плыть, вить, жить, лить, пить, внять, снять, взять (однако: взя¢ло и взялó), жить, лить, пить и др. | донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии: замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, принять, проклясть, убыть, умереть |
Синтаксические нормы
Употребление причастного и деепричастного оборотов
Необходимо соблюдать правила построения предложений с причастным и деепричастным оборотом:
1) Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово.
Пример:
Неправильно: Выполненный план заводом (только: план, выполненный заводом или выполненный заводом план).
2) Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым – в форме времени.
Пример:
Неправильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (только: проложенному).
Неправильно: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (только: выступивший).
3) Причастия не могут иметь формы будущего времени и не сочетаются с частицей бы.
Пример:
Неправильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом.
Неправильно: Планы, нашедшие бы поддержку руководства.
4) Действия сказуемого и деепричастного оборота выполняются одним субъектом.
Пример:
Неправильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (только: когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).
5) Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и страдательным конструкциям.
Пример:
Неправильно: Открыв окно, мне стало холодно (только: открыв окно, я замерз).
Приложение №3
Приложение№4
Выразительные средства языка
Приложение №5
Речевые формулы этикета
Приветствие
Здравствуй( -те )!
Добрый день!
Доброе утро!
Добрый вечер!
Рад вас видеть!
Добро пожаловать!
Моё почтение!
Доброго здоровья!
Рад (-а) вас приветствовать!
Привет!
Прощание
До свидания!
Всего доброго!
Всего вам доброго!
Всего хорошего!
До встречи.
До скорой встречи!
Прощай(-те)!
Разрешите попрощаться!
Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго!
Надеюсь на скорую встречу!
Счастливого пути! (отъезжающему)
Просьба
Пожалуйста …
Будьте добры…
Будьте любезны…
Прошу вас…
Можно вас попросить…
Я хотел(-а) бы вас (тебя) попросить…
Если вам не трудно…
Не сочтите за труд + гл. в повелит. накл. (напр., позвоните)
Благодарность
Благодарю!
Спасибо!
Большое спасибо!
Очень признателен вам за…
Разрешите поблагодарить вас!
Очень вам признателен!
Я вам многим обязан(-а) за…
Моя благодарность (признательность) не знает границ.
Извинение
Извини (-те).
Извини (-те),пожалуйста.
Прости (-те).
Прости (-те), пожалуйста.
Прошу прощения.
Виноват (-а).
Приношу (свои, глубокие) извинения.
Позвольте извиниться(перед вами).
Не сердитесь на меня.
Приглашение
Позвольте пригласить вас…
Разрешите пригласить вас на…
Я хочу пригласить вас…
Приходите на праздник (юбилей, встречу), будем рады вас видеть.
Соболезнование
Я вам (тебе) искренне соболезную.
Я приношу вам (тебе) своё(-и) соболезнование(-я).
Примите моё глубокое (искреннее)соболезнование.
Я скорблю (горюю) вместе с вами (тобой).
Я разделяю (понимаю) вашу глубокую скорбь
(горе, несчастье, печаль).
Пчёлки на разведках
Осенняя паутина
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Сказка про Серого Зайку
Несчастный Андрей