Данная проектно-исследовательская работа посвящена исследованию мультипликационных афоризмов на основе отечественных мультфильмов 60-90-х годов.
Вложение | Размер |
---|---|
Мультипликационные афоризмы | 64.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОЛЬШЕАРБАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Мультипликационные афоризмы как увлекательное средство общения
Выполнила: Алексеева Александра Игоревна МКОУ Большеарбайская СОШ 6 класс Руководитель: Архипова Оксана Евгеньевна МКОУ Большеарбайская СОШ учитель русского языка и литературы
|
с.Большой Арбай, 2018
АННОТАЦИЯ
Данная проектно-исследовательская работа посвящена исследованию мультипликационных афоризмов. На сегодняшний день эта темя является актуальной, так как язык, с помощью которого мы общаемся друг с другом, формируют не только поэты, писатели, но и кинематограф. Многие художественные и мультипликационные фильмы очень быстро становятся популярными. Причём популярными они становятся благодаря своим героям и их высказываниям.
В ходе работы была изучена теоретическая часть темы (афористика как вид словесного искусства, понятие и виды афоризмов, из истории создания отечественных мультипликационных фильмов). Для проведения языкового анализа мультипликационных афоризмов были просмотрены популярные отечественные мультфильмы 60-90-х годов. Далее был проведён опрос учащихся и учителей МКОУ Большеарбайская СОШ, целью которого было выявить, какие мультипликационные афоризмы используют в своей речи учащиеся и учителя школы и с какой целью.
Самые популярные афоризмы из отечественных мультфильмов 60-90-х годов представлены в сборнике мультипликационных афоризмов (110 афоризмов). Данный сборник может быть использован для наблюдения и изучения мультипликационных афоризмов как языкового явления.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию мультипликационных афоризмов. На сегодняшний день эта темя является актуальной, так как язык, с помощью которого мы общаемся друг с другом, формируют не только поэты, писатели, но и кинематограф. Многие художественные и мультипликационные фильмы очень быстро становятся популярными. Причём популярными они становятся благодаря своим героям и их высказываниям.
Трудно найти человека, который бы не любил отечественные мультфильмы. У каждого из нас есть хотя бы пара любимых мультфильмов, а, значит, и пара любимых выражений, которые мы хоть иногда, но употребляем в своей речи.
Проблемный вопрос: популярны ли мультипликационные афоризмы и какие в речи учителей и учащихся МКОУ Большеарбайская СОШ?
Гипотеза: допустим, что мультипликационные афоризмы популярны в речи учителей и учащихся МКОУ Большеарбайская СОШ, они являются интересным средством общения, своеобразной интеллектуальной игрой.
Объект: отечественные мультфильмы 60-90-х годов и афористика как вид словесного искусства.
Предмет: мультипликационные афоризмы.
Цель: выявить популярные мультипликационные афоризмы в речи учителей и учащихся нашей школы, создать сборник мультипликационных афоризмов.
Задачи:
1.изучить литературу по данной теме.
2.просмотреть популярные отечественные мультфильмы.
3.записать изречения героев отечественных мультфильмов и провести их языковой анализ.
4.провести опрос, выявить, какие мультипликационные афоризмы наиболее часто используют в своей речи учителя и учащиеся МКОУ Большеарбайская СОШ.
5.создать сборник мультипликационных афоризмов.
Методы исследования:
1.Анализ и синтез литературы
2.Поисковый
3.Исследовательский
3.Опрос
5.Обобщение
ГЛАВА I. МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ АФОРИЗМЫ
1.1.Афористика как вид словесного искусства. Афоризмы
Афористика - вид словесного искусства. Бесценна для нравственного воспитания человечества, ведь по своей сущности она имеет это своим главным предназначением. Она воспевает мудрость и стремление к ней, поощряет, мотивирует и побуждает к познанию мира и себя в этом мире [2].
В России афоризм появился в ХVIII столетии, во времена расцвета его в Европе, но как афористический жанр – с возникновением письменности на Руси. Наибольшую популярность афоризм приобрёл в России в начале и конце ХХ века.
Несмотря на значимость и древнее происхождение афористики, теоретические представления о ней весьма расплывчаты, не имеют ясных контуров. Само слово «афоризм» определяется неоднозначно и понимается по-разному. В представлении одних людей афоризм — это глубокая, поучительная мысль в краткой образной форме; в представлении других — это парадоксальное суждение в изощрённом стиле, тяготеющее, прежде всего, к оригинальности [2].
В разное время афоризм трактовали по-разному. Существует более двух десятков его определения. Вот, например, одно из них: Афоризм - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми [6].
Принято выделять два вида афоризмов: вводный (из текста произведения) и обособленный (как самостоятельный жанр) [2].
В понятие «афоризм» в литературном смысле этого слова включаются следующие виды речений или афористических терминов:
Собственно афоризмы - это мысли яркие по форме, глубокие по содержанию.
Изречения – это старое название афоризма.
Максимы – это мысль, отличающаяся от изречения краткостью, часто похожи на размышления.
Крылатые слова — это, как правило, общеизвестные краткие изречения литературного происхождения, не имеющие завершённого умозаключения, например: «блудный сын», «хлеба и зрелищ», «звёздный час». В отличие от афоризма, крылатое слово как бы не имеет своего самостоятельного значения, оно всегда ассоциируются с той ситуацией, в которой оно возникло, — иначе оно не понятно. «Васька слушает, да ест» (Крылов).
Сентенция – мнение, суждение. Ими принято называть нравоучительные изречения. В сентенциях часто употребляются глаголы повелительного наклонения и такие слова, как «надо», «следует», «обязан» и т.п.
Гнома – мысль, мнение. Это, как и сентенция, нравоучительное изречение, но только в стихах.
Каламбур – это оборот речи, основанный на игре слов, например: «На всякого заведующего есть свой завидующий» (Э. Кроткий).
Парадоксы – это речения, противоречащие здравому смыслу. Например: «Невозможно хлопнуть дверью, если тебя выбросили в окно» (Дон-Аминадо), «Весной даже сапог сапогу шепчет на ушко что-то нежное» (Э.Кроткий).
Юморизмы – понятие условное, к ним можно отнести все афоризмы в иронично-юмористической форме, непохожие по сути и по форме. Особо отличительных форм юморизма не существует, поэтому в газетах они часто принимают другие условные названия: «лаконизмы», «АиФоризмы» «афоНаризмы» и т.п. Яркий и значительный по мысли юморизм может стать афоризмом.
К жанру афористики многие относят пословицы – краткие народные изречения. Их часто цитируют и включают в афористические сборники. Они отличаются от афоризма только отсутствием автора, узким кругом тематики, многозначностью употребления в речи и более простой синтаксической конструкцией. Литературоведы считают афоризм и пословицу самостоятельными жанрами. Тем не менее они контактируют между собой, многие афоризмы переходят в пословицы.
Во второй половине ХХ века появились новые средства выражения, имеющие отношение к афоризму: опечатки, оговорки, оборванные фразы и др. [1].
Афористика издревле являлась ценнейшим и любимым народом видом творчества и в настоящее время — время научно-технического прогресса — она становится особенно актуальным и перспективным литературным жанром [2].
1.2.Мультфильмы и афоризмы
Крупнейшая в Советском Союзе студия мультипликационных фильмов начала свою работу в 1936 году. На её счету более чем полторы тысячи мультфильмов. К наиболее популярным картинам стоит отнести такие мультфильмы: «Винни-Пух», «Ну, погоди!», «Приключение поросёнка Фунтика», «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино» и много других.
И хотя Советского Союза давно нет, студия Союзмультфильм по-прежнему существует. А мультфильмы, выпущенные ими, до сих пор не утратили своей популярности и их по праву можно назвать вечными. Советские мультфильмы отличаются интересным сюжетом, добротой и находчивостью своих героев [10].
Мультфильмы, подобно кинематографу, всегда были весьма плодовиты на забавные фразы героев. Нередко появившиеся в мультфильмах высказывания становились и становятся сверхпопулярными и крылатыми, благодаря удачному сочетанию характера героя и произнесённой им фразы, а также относительно ситуации, в которой эта фраза была произнесена. Поэтому афоризмы и крылатые выражения из мультфильмов очень часто можно услышать по самым разным поводам.
Есть такие афоризмы из мультфильмов, которые настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что некоторые люди даже не подозревают об этом. А ведь многие наши широко известные выражения типа «Ребята, давайте жить дружно», «Кажется, дождь собирается…», «Вот так всегда: на самом интересном месте!» своим происхождением и популярностью обязаны именно мультфильмам.
Когда скучно и хочется поднять настроение, фразы из любимых мультиков помогут это сделать. Сказанная кем-то фраза из знакомого всем мультфильма может разрядить напряжённую обстановку, а иногда и помочь выразить свои мысли кратко, но при этом эмоционально[7].
ГЛАВА 2. МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ АФОРИЗМЫ КАК УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
2.1.Языковой анализ мультипликационных афоризмов
Кроме краткости и завершённости – основных средств выразительности афоризма, при его создании используются и некоторые тропы и фигуры речи.
Интонация – средство выразительности звучащей речи, с помощью которой выражаются различные чувства: торжественность, насмешка, гнев, грусть и т.д. Образуется с помощью пауз, расстановки ударений, темпа речи, степени громкости, тембра.
Оригинальная интонация свойственна всем мультипликационным изречениям, но есть такие, которые стали популярны именно интонацией:
«- Заяц?
- Заяц…заяц…
-Ну, заяц, погоди!» («Ну, погоди!»)
«Щас спою!..», «Вот теперь - точно спою!», «Ты заходи, если что!..» («Жил-был пёс»)
Каламбур – игра слов, которая создаётся благодаря таким способам:
1) использование разных значений многозначного слова. Этот способ мы наблюдаем в следующих изречениях:
«Как хорошо, что вы такой плоский и зеленый!» («Чебурашка и Крокодил Гена»)
2) использование омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта. К таким изречениям можно отнести выражения:
«До чего бывают люди до чужого добра жадные» («Трое из Простоквашино»)
Ирония – («насмешка, притворство») сопровождает большинство устойчивых выражений:
«Усы, лапы и хвост - вот мои документы!», «А я еще и крестиком вышивать умею» («Трое из Простоквашино»)
«Доброе утро, Пятачок, в чём я лично очень сомневаюсь!», «-Ну, раз уж вы больше ничего не хотите... -А что, разве ещё что-то осталось?», «-Да ведь это же я! -Кто «Я»? «Я» бывают разные!» («Винни - Пух»)
Сниженные формы – просторечия, жаргоны. Встречаются в мультфильмах редко:
«Э-эх! Это же индейская национальная изба! «фиг вам» называется!», «Шарик, поздравляю тебя! Ты балбес!» («Трое из Простоквашино»)
«Какой-такой павли-мавлин? Не видишь – ми кюшаем…!» («Приключения Мюнхаузена»)
Тавтология – повтор слов, близких по смыслу и звуковому составу:
«Везде молоко, даже в умывальнике, а умываться как?», «Я бы этому дяде, с большими ушами, уши-то пооткрутил!» («Трое из Простоквашино»)
Антонимия – противопоставление:
«С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют», «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное!», «В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрют. Только чужие шастают» («Трое из Простоквашино»)
«Я не жадный, я домовитый» («Приключения домовёнка Кузи»)
«Начинаем утреннюю зарядку для тех, кто нас смотрит вечером» («Ну, погоди!»)
«Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити. Нас и здесь неплохо кормят» («Возвращение блудного попугая Кеши»)
Пародии – комическое подражание. Строится на нарочном несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы. В пародии высмеиваются заштампованные, пошлые явления действительности.
«Свободу попугаям! Сво-бо-ду по-пу-га-ям!», «Прэлессно, прэлессно!», «Прощай навек, наша встреча была ошибкой! Гуд бай, май лав, гуд бай!» («Возвращение блудного попугая»)
Комизм может создаваться при помощи дефекта речи или неправильного произношения слова:
«Без-возд-мезд-но! То есть, дадом!» («Винни - Пух»)
«Жалка мне, Маха, пинджака с карманами!» («Волшебное кольцо») [9]
2.2.Мультипликационные афоризмы как увлекательное средство общения в речи учителей и учащихся нашей школы
Для начала я провела опрос «Мои любимые отечественные мультфильмы и выражения мультипликационных героев» для учащихся 5-11 классов, а также для учителей нашей школы, чтобы выяснить, какие отечественные мультфильмы им нравятся и какие выражения мультипликационных героев запомнились им больше всего. Всего в опросе приняли участие 48 человек.
По итогам опроса из всех отечественных мультфильмов самыми любимыми мультфильмами среди учащихся и учителей нашей школы оказались:
«Ну, погоди!» (15 человек), «Трое из Простоквашино» (14 человек), «Винни-Пух» (5 человек), «Приключения кота Леопольда» (3 человека), «Чебурашка и крокодил Гена» (2 человека), «Карлсон, который живёт на крыше» (2 человека), «Котёнок по имени Гав» (2 человека), «Умка» (1 человек), «Летучий корабль» (1 человек), «Попугай Кеша» (1 человек), «Ёжик в тумане» (1 человек), «Тилимилитрямдия» (1 человек).
На вопрос: «Почему им нравится этот мультфильм?» большинство опрашиваемых ответили: «Они интересные, а герои этих мультфильмов очень забавные и добрые». Многие учителя нашей школы сказали, что данные мультфильмы познавательные, позитивные, что они учат детей доброте и отзывчивости.
Много известных мультипликационных афоризмов вспомнили учащиеся и учителя нашей школы.
Вот что написали учащиеся 5-6 классов:
«Ну, заяц, погоди!» (Волк)
«Ребята, давайте жить дружно!» (кот Леопольд)
«Шарик, поздравляю тебя, ты балбес!» (кот Матроскин)
«Вот так всегда: на самом интересном месте!» (Кеша)
«Усы, лапы и хвост - вот мои документы!» (кот Матроскин)
Среди учащихся 7-8 классов наиболее запомнившимися стали выражения:
«Я – тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь!
И как приятно тучке по небу лететь!» (Винни-Пух)
«В голове моей опилки, да-да-да» (Винни-Пух)
Ну, заяц, погоди!» (Волк)
«Прости нас, Леопольд» (Мыши)
«Ребята, давайте жить дружно!» (кот Леопольд)
«Шарик, поздравляю тебя, ты балбес!» (кот Матроскин)
Самыми популярными выражениями, которые написали ребята 9-11 классов, стали выражения:
«Ты это… Заходи если что» (Волк)
«Щас спою!» (Волк)
«Заяц, ты меня слышишь? Слышу, слышу» (Волк и Заяц)
«Ну, заяц, погоди!» (Волк)
«Ребята, давайте жить дружно!» (кот Леопольд)
«Усы, лапы и хвост - вот мои документы!» (кот Матроскин)
«Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!» (Мыши)
«А мы тут, знаете, всё плюшками балуемся…» (Карлсон)
«Кажется, дождь собирается…» (Пятачок)
«В голове моей опилки, да-да-да» (Винни-Пух)
Из всех афоризмов, названных учащимися 5-11 классов нашей школы, самыми популярными являются афоризмы из мультфильмов «Ну, погоди!», «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино».
Больше всего афоризмов из отечественных мультфильмов назвали учителя нашей школы. И это неудивительно. Ведь они выросли на этих мультфильмах.
Самыми популярными выражениями, которые написали учителя, стали выражения:
«Ребята, давайте жить дружно!» (кот Леопольд)
«Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!» (Мыши)
«Сова! Открывай! Медведь пришёл!» (Винни-Пух)
«Ну вот, поели, теперь можно и поспать! Поспали, теперь можно и поесть!» (Жаба)
«-А где моя котлета?
-Я её спрятал. Я очень хорошо её спрятал. Я её съел!» (щенок Шарик)
«Лариска, ко мне!» (Шапокляк)
«А сапоги у вас над головой не свистели?» (госпожа Беладонна)
«Заяц, ты меня слышишь? Слышу, слышу» (Волк и Заяц)
«-Папаня!
-Ну вот, то-то же, а то всё «мама, мама» (Телёнок и Волк)
«Щас спою!» (Волк)
«Ты это… Заходи если что» (Волк)
«Шарик, поздравляю тебя, ты балбес!» (кот Матроскин)
Далее я решила провести небольшой лингвистический эксперимент и предложила вспомнить или придумать ситуации, в которых ребята и учителя употребляли или могли бы употребить известные мультипликационные выражения.
Данный эксперимент показал, что учащиеся 6-7 классов не смогли вспомнить ни одной ситуации, в которой бы употребляли известные мультипликационные выражения из отечественных мультфильмов. Что касается ребят 5, 8 -11 классов, учителей, то они смогли вспомнить такие ситуации:
1.Если у моего младшего брата не получается что-нибудь сделать правильно, то я ему говорю: «Ну, Шарик, ты балбес!» (5 класса);
2.Мы с папой ходили на охоту. Когда я увидел зайца, я стал ему громко кричать: «Ну, заяц, погоди!» (5 класс)
3.Если кто-то ссорится, я говорю: «Ребята, давайте жить дружно!» (8, 9, 10 класс)
4.Если я не могу решить задачку по математике, то я всегда себе говорю: «В голове моей опилки, да-да-да» (8 класс)
5.Я очень люблю гулять со своей подругой. И когда приходит пора идти домой, то я всегда ей говорю: «Ты… Заходи, если что» (10 класс)
6.Летом, когда я вижу на небе тучи, я часто говорю: «Кажется, дождь собирается» (11 класс)
7.Когда провожаю гостей, то говорю им: «Вы, если что, заходите» (учитель)
8. Если меня кто-то не слушает, то я ему говорю: «Заяц, ты меня слышишь?» (учитель)
9.Когда начинают ругаться дети или взрослые, то говорю им: «Ребята, давайте жить дружно!» (учителя)
10. «Умница, дочка! Уже и утку в духовку поставила», - говорю так ребёнку, когда он выполняет что-то без напоминания или просьбы. (учитель)
11.После того, как переел, так и хочется сказать: «Щас спою!» (учитель)
Я стала более внимательно прислушиваться к речи ребят и учителей во время общения. И, действительно, в их речи можно услышать выражения из отечественных мультфильмов, но редко. Ребята нашей школы чаще всего, например, употребляют в своей речи выражения из современных мультфильмов, таких как «Маша и Медведь», «Ледниковый период», «Кунг-фу Панда», «Миньоны» и другие.
Большинство этих выражений, действительно, являются популярными не только среди учащихся нашей школы. Значит можно говорить о том, что они так же, как и выражения из отечественных мультфильмов, перешли в разряд афоризмов и крылатых выражений.
На вопрос: «Употребляете ли вы в своей речи мультипликационные выражения? С какой целью?» все ребята и учителя нашей школы отвечали, что употребляют. Ребята употребляют их в речи, потому что с ними разговор кажется интересней, а также для того, чтобы подшутить над друзьями. А учителя отвечали, что употребление мультипликационных афоризмов в речи улучшает настроение, помогает разрядить напряжённую обстановку на уроке, а также избежать конфликтных ситуаций.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что все мультипликационные выражения, любимые нами и используемые в речи, не придуманы авторами, а взяты из жизни. Они отражают наше отношение к действительности, поэтому мы их так любим и используем в общении, во многом благодаря артистам, которые их озвучили.
Употребление известных выражений в речи вовлекает собеседника в своеобразную интеллектуальную игру, помогает сделать разговорную речь эмоциональнее, снимает напряжённость ситуации, поднимает настроение, устанавливает хорошие отношения между говорящими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над данной темой позволила мне подробно ознакомиться с афористикой как видом словесного искусства, с историей отечественной мультипликации, просмотреть и проанализировать любимые мультфильмы с точки зрения юного учёного-лингвиста. Выполнив поставленные задачи, я пришла к таким результатам:
1.Афористика как вид словесного искусства бесценна для нравственного воспитания человечества, ведь по своей сущности она имеет это своим главным предназначением. И в настоящее время — время научно-технического прогресса — она становится особенно актуальным и перспективным жанром. Афоризм - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Кроме краткости и завершённости – основных средств выразительности афоризма, при его создании используются и некоторые тропы и фигуры речи. Например, каламбур, ирония, тавтология и другие.
2.Изречения мультипликационных героев зачастую становятся сверхпопулярными и крылатыми, благодаря удачному сочетанию характера героя и произнесенной им фразы, а также ситуации, в которой эта фраза была произнесена.
3.Опрос учащихся и учителей МКОУ Большеарбайская СОШ показал, что их самыми любимыми отечественными мультфильмами являются мультфильмы «Ну, погоди!» и «Трое из Простоквашино».
4.Всем опрашиваемым нравится смотреть отечественные мультфильмы, потому что герои этих мультфильмов очень забавные и добрые, а также потому, что отечественные мультфильмы познавательные, они учат детей доброте и отзывчивости.
5.Из всех афоризмов, названных учащимися 5-11 классов и учителями МКОУ Большеарбайская СОШ, самыми популярными являются афоризмы из мультфильмов «Ну, погоди!», «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино».
6.Употребление в речи известных изречений мультипликационных героев вовлекает собеседника в своеобразную интеллектуальную игру, помогает сделать разговорную речь эмоциональнее, снимает напряжённость ситуации, поднимает настроение, устанавливает хорошие отношения между говорящими.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась.
Проанализировав все ответы, полученные мною в ходе опроса, а также просмотрев большинство популярных отечественных мультфильмов, я составила сборник мультипликационных афоризмов (приложение 3), который включает в себя 110 лучших изречений. Данный сборник может быть использован для наблюдения и изучения мультипликационных афоризмов как языкового явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книга одного автора:
1.Кондрашов А.П. Афоризмы. - М.: Рипол Классик, 1999. – 865с.
Статьи из газет и журналов:
2.Грузберг Л. Афористика. //Филолог.-2014г. - №27. – с.43
3.Захарова М.Языковая игра как факт. //Журнал «Знамя». - 2006. - №5. – с.5-7
4.Корявцев А. Афоризм как литературный жанр. // Журнал «Урал». – 2003. - №3. – с.8
Статьи из энциклопедий и словарей:
5.Кожевникова В.М., Николаева П.А. Крылатые выражения. // ЛЭС. – М., 1987. – с.171
Источники, представленные в Internet:
6.Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Афоризм
7.Мультики http://mults.info/
8.Мультфильмы https://myltik.ru/
9.Средства выразительности, используемые при создании крылатых выражений http://studbooks.net
10.Цитаты из советских мультфильмов http://frazy.su/24459-sovokupnost-veselya-i-dobrotyi-podborka-tsitat.html
Приложение 1.
Опрос учащихся 5-11 классов, учителей МКОУ Большеарбайская СОШ
«Мои любимые отечественные мультфильмы и выражения мультипликационных героев»
Опрос
1.Какой из отечественных мультфильмов вам нравится больше всего? Почему?
2.Какие выражения героев из отечественных мультфильмов вы помните?
3.Вспомните или придумайте ситуации, в которых вы употребляли или могли бы употреблять известные мультипликационные выражения.
2.Употребляете ли вы в своей речи мультипликационные выражения? С какой целью?
Приложение 2.
Результаты опроса
Диаграмма 1. Любимые отечественные мультфильмы учащихся и учителей МКОУ Большеарбайская СОШ.
Диаграмма 2. Самые популярные афоризмы из отечественных мультфильмов в речи учащихся и учителей МКОУ Большеарбайская СОШ
Весенние чудеса
Муравьиная кухня
Крутильный маятник своими руками
Сорняки
Самый главный и трудный вопрос