Данная работа посвящена исследованию происхождения фамилий учащихся 6 класса МКОУ Большеарбайская СОШ.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 218.5 КБ |
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»
МКОУ БОЛЬШЕАРБАЙСКАЯ СОШ
Жаргонизмы в речи учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ
дистанционная школа «Юный исследователь»
Выполнила: Чуяшенко Яна Геннадьевна, ученица 7 класса МКОУ Большеарбайской СОШ, Саянского р-на, с.Большой Арбай
Руководитель: Архипова Оксана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Большеарбайской СОШ
Научный консультант: Липнягова Светлана Геннадьевна, кандидат филологических наук, эксперт дистанционной школы
с. Большой Арбай, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЖАРГОН – КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧИ……………………..5
1.1.Понятие жаргона, история его возникновения, сфера употребления…5
1.2.Виды жаргона………………………………………………………………7
1.3.Основные источники пополнения речи молодёжи жаргонами………..11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЛЕКСИКИ ЖАРГОНОВ УЧАЩИХСЯ 7-11 КЛАССОВ МКОУ БОЛЬШЕАРБАЙСКОЙ СОШ…................................13
2.1.Анкетирование учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ и его результаты………………………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….......20
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает огромный поток ненормативной лексики, жаргонизмов. Употребление жаргонизмов является одной из важных проблем речи в русском языке в настоящее время. Их употребляет большая часть населения России, довольно часто они звучат в нашей речи. Особенно широко используются жаргонизмы в речи молодёжи. Даже у школьников есть свой жаргон. Нередко говорящие не знают значения того или иного жаргонизма, употребляя его некстати. Всё это ведёт к необратимым последствиям в языке, теряющем свою яркость, выразительность, самобытность.
На сегодняшний день эта тема является очень актуальной. Я выбрала её для исследования, потому что она мне близка и понятна, потому что сама являюсь учащейся среднего звена средней школы. Данная тема изучена достаточно хорошо, и продолжается её изучение. Работая, я опиралась на точку зрения таких известных учёных-лингвистов как В.В. Виноградов, Н.М.Шанский, Л.П.Крысин. При рассмотрении данной темы обращалась к статьям: Е.Г.Борисова «О некоторых закономерностях современного молодежного жаргона»; Р.И.Розина «Состояние и тенденции развития общего русского сленга 2000-2003 гг.». Обращалась к словарям: Т.Г. Никитина Молодёжный сленг: толковый словарь; В.Н. Ярцева Лингвистический энциклопедический словарь; Словари и энциклопедии на академике http://dic.academic.ru.
Цель: создание словаря жаргонных слов и выражений учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ.
Задачи:
1.изучить литературу о жаргонизмах;
2.провести анкетирование учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ на тему: «Употребление жаргонизмов в речи учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ»;
3. создать словарь жаргонных слов и выражений учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ.
Объект исследования: молодёжный жаргон.
Предмет исследования: молодёжный жаргон учащихся МКОУ Большеарбайской СОШ.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ литературы по теме.
2.Анкетирование.
3.Исследовательский.
Практическая значимость: думаю, что проделанная мною работа поможет не только учителям нашей школы в их педагогической деятельности, но и будет интересна для тех учащихся, которые употребляют в своей речи жаргонизмы, не зная их значения. Заставит задуматься учеников нашей школы над тем, что к своей речи нужно относиться внимательно, вдумчиво, что нужно стараться овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, меньше использовать жаргоны.
ГЛАВА I. ЖАРГОН – КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧИ
1.1. Понятие жаргона, история его возникновения, сфера употребления
История жаргона насчитывает тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон [8].Но самые разные жаргоны имеют одну историю возникновения. Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона - феня (ботать по фене). Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них частенько нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами, - арго. Существует также предположение, что они возникли из почти вымершей нации - афинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из нескольких этнических групп, в том числе африканских и греческих. Этот шифрованный язык, передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня сначала и задумывалась. Но ею уже не только общались, но и шифровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайны и секреты [6].
Определим, что же такое жаргон. Жаргон – это своего рода язык в языке. Это слово пришло из французского языка, где первоначально обозначало «щебетание, болтовню, непонятный язык». В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» даётся следующее определение: «Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в ХIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)» [3]. Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому в собственно - терминологическом смысле его часто заменяют терминами сленг (от англ. slang), арго (от франц. argot) [5].
Жаргон - это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений. Жаргон противостоит официальному, общепринятому языку и, по мнению лексикографов, до конца понятен лишь представителям узкого круга лиц, принадлежащих к той или иной социальной или профессиональной группе, которая ввела в обиход данное слово или выражение. От общенародного языка жаргон отличается специфической лексикой и фразеологией, а также особым использованием словообразовательных средств [8].
С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растет словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона. В связи с развитием сотовой телефонной связи, внедрением в жизнь компьютерных технологий были добавлены тысячи новых слов (балванка - пустой диск, инет - Интернет). Новые слова возникают и для того, чтобы освежить старые понятия.
Жаргон быстрее других языковых пластов отражает тенденцию «сжатости» в слове. Даже сам термин «жаргон» устаревает, уступая место более краткому, односложному «slang» [8].
Употребление жаргонных слов обычно оценивается отрицательно с точки зрения чистоты и красоты языка.
В наше время, когда жаргонные словечки часто встречаются в газетах и журналах, звучат по радио, в телевизионных передачах, невозможно избежать популярности этих слов [9].
Общую характеристику данного слоя русской речи дают ученые в лингвистических словарях, в учебниках. Наблюдая за развитием языка, В.В. Виноградов, Н.М.Шанский, Л.П.Крысин прослеживают пути проникновения жаргонизмов в литературный язык.
Появились словари нового типа, например, жаргонно-энциклопедические (Щуплов А., 1998; ЖЭМТ: Макловски Т., Кляйн М., Щуплов А., 1997), представляющие собой увлекательное чтение о жаргоне и на жаргоне. Издан толковый словарь общего русского жаргона, где можно найти слова типа тусовка, крутой, клёвый, лох, наезд, кинуть и т. п. – всего около 500 единиц [1].
Т.Г. Никитина выпускает книгу, которую называет «первым сводным словарем молодежного сленга», и представляет в ней не только толкование слов, но и пометы, указывающие на сферу употребления жаргонизмов, их эмоциональную окраску, так же приводится информация об особенностях словообразования, даётся этимологическая справка, иллюстрациями служат фрагменты литературных текстов, записи живой речи [2].
Состоянию и тенденциям развития русского сленга 2000-2003гг. посвящена работа Р.И. Розиной [5].
Все эти работы подчеркивают интерес отечественных языковедов к жаргону, в том числе молодежному как часто употребляемому средству в речи школьников.
1.2. Виды жаргона
Ученые выделяют несколько разновидностей жаргона: профессиональные, жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям и молодежные. Рассмотрим эти разновидности поподробнее.
По своему социальному и коммуникативному статусу профессиональный жаргон отличается от других подсистем русского национального языка одной существенной особенностью: носители этого жаргона как бы «двуязычны»: в профессиональной среде, для целей непринужденного профессионального общения они используют жаргон, принятый у людей данной профессии, а вне этих ситуаций пользуются иными языковыми средствами, чаще всего литературным языком, реже – диалектом или просторечием. Профессиональный жаргон совмещает в себе коммуникативные признаки стиля и социальные признаки группового жаргона [12].
Выделение круга носителей того или иного профессионального жаргона не представляет трудности: это люди, владеющие данной профессией или специальностью и занимающиеся ею в течение более или менее длительного времени. К профессиональным жаргонам относятся «сленги» любых профессий, «непосвященному» понять их очень трудно, например, сленг программистов и торговцев оргтехникой: «мамка» - материнская плата, «красная сборка» - оборудование, произведенное в России. Подавляющее большинство жаргонных слов музыкантов - заимствования из английского языка: «дум» - одно из направлений в музыке (от англ. «doom» - судьба), «попса» - популярная музыка (из англ. заимствовано только понятие: «popular music»), у музыкантов, связанных с уголовным миром, свой сленг: «жмура тянуть» - играть на похоронах. Итак, профессиональные жаргоны – одно из активно используемых коммуникативных средств современного общества [11].
Следующая разновидность, которую выделяют ученые, – групповой жаргон. Под групповыми жаргонами понимаются языковые образования, основанные на социальном обособлении людей.
В современном обществе роль групповых жаргонов невелика – она значительно меньше, чем коммуникативная роль литературного языка и профессиональных жаргонов. Например, достаточно хорошо развитое в дореволюционном прошлом нищенское арго в советское время сузило, а затем и полностью утратило свою социальную базу. Жаргоны группировок людей по интересам - наиболее распространенны, например, у любителей домино: «забить козла» - поиграть в домино и т.п [11].
Если обратиться к такому языковому образованию, как «воровское арго», то надо отметить значительные преобразования, происшедшие в этом арго в 30-50-е годы XX века. Прежде всего, это расширение и обновление его словаря, и, во-вторых, приобщение к нему политических заключенных, которыми были переполнены сталинские лагеря и тюрьмы. По сути дела, воровское арго, которое раньше имело довольно узкий и при этом совершенно определенный круг носителей, превратилось в тюремно-лагерный жаргон [12].
Следующая разновидность жаргона – молодежный. В молодежной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей [10].
Отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.
1.20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
2.50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».
3.70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии [9].
В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация (передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью).
Молодежные жаргоны делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы, солдат - с воинской службой. Общебытовой словарь намного шире производственного, он включает в себя слова, не связанные с процессом учебы, работы или службы. Школьный жаргон включает в себя наименования учебных предметов (матыч - математика, руссыч – русский язык, физра – физкультура, геша - география и пр.), некоторых школьных помещений (столовка – столовая, тубзик - туалет и пр.), отдельных работников школы (училка - учительница, дерюга / дирка - директор школы), видов учебной деятельности (домашка - домашняя работа; контра, контроша - контрольная работа) и т. д. Жаргоны солдат и матросов срочной службы: «литеха»-лейтенант, «дух»-солдат, который служит первые полгода.; жаргоны студентов: «война»-занятия по военной подготовке; общебытовые молодежные жаргоны: «лопатник»-кошелёк.; жаргоны неформальных молодежных группировок: «хайр»-волосы (слово заимствовано из англ. hair-волосы ), с последним жаргоном очень тесно переплетается сленг музыкантов, т.к. вся «неформальная» культура построена на музыке [7].
1.3. Основные источники пополнения речи молодёжи жаргонами
Одним из главных источников пополнения речи молодёжи жаргонами является развитие компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов - клава, инет, комп, мышь и т.д.
Очень много жаргонных слов приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны (прошел третий уровень, гильда - объединение игроков, нуб - начинающий игрок, чар - персонаж, моб – монстр, итем – вещь, вендор – торговец, манчить – повышать уровень, реснуть – оживить, кикнуть-убить [6].
Большая часть молодёжи в современном мире увлекается музыкой, которая для многих является частью жизни. Современная музыка – смесь различных культур, музыкальных направлений, результат композиторских экспериментов, отсюда появляются такие жаргонизмы как - попса, сбацать, свежак, плэйлист и т.д. Часто молодые люди придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям: Дженифер Попез, Патриция Квас, Бари Карабасов, Болванушки International, Филя [8].
Самым модным и самым перспективным для изучения в молодёжных кругах считается Английский язык. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому многие молодёжные жаргонизмы – это слова, которые заимствованы с английского языка. Фифти-фифти (fifty-fifty) – 50 на 50, респект - уважение, чейндж – обмен, лузер – неудачник, дринк - напиток, пипл – люди, ноу проблемз (No problems) - без проблем.
Некоторым молодым людям кажется, что использование уголовной лексики в речи делает их «крутыми», авторитетными и возвышает над всеми окружающими. Поэтому ее часто можно услышать от тех молодых людей, которые пытаются быть лидерами в компании, классе (фраер - авторитет, мусор - полицейский), действий (замочить, грохнуть - убить, стучать – докладывать, пробить по братве), мест (ментовка, ментура – полицейский участок) [6].
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЛЕКСИКИ ЖАРГОНОВ УЧАЩИХСЯ 7-11 КЛАССОВ МКОУ БОЛЬШЕАРБАЙСКОЙ СОШ
2.1.Анкетирование учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ и его результаты
Использование жаргонизмов школьниками исследовалось мною экспериментальным путем. Учащимся 7-х, 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов Большеарбайской средней общеобразовательной школы была предложена анкета (приложение 1), целью проведения которой было следующее:
- выяснить, используют ли учащиеся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ в своей речи жаргонизмы;
- выяснить, что является основным источником пополнения речи учащихся 7-11 классов Большеарбайской школы жаргонизмами;
- определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
- выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
- выяснить, всегда ли учащиеся знают значение тех жаргонизмов, которые употребляют в своей речи;
- определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся, а также их значение.
Всего в анкетировании принимали участие 34 человека: из них учащиеся 7-х классов – 11 человек (5 мальчиков и 6 девочек), 8-х – 6 человек (4 мальчика и 2 девочки), 9-х – 9 человек (5 мальчиков и 4 девочки), 10-х – 5 человек (2 мальчика и 3 девочки), 11-х – 3 человека (1 мальчик и 2 девочки). Учащиеся, среди которых было проведено анкетирование, родились в 1996-2000 годах. Это дети, возрастные границы которых составляют в основном 13-17 лет.
Опрос учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ показал (приложение 2, диаграмма 1), что 94% учащихся (32 человека) употребляют в своей речи жаргонизмы и 6% (2 человека) не употребляют в своей речи жаргонизмы.
Для 26 человек (81%) источником пополнения речи жаргонизмами является внешкольное общение. Из них 14 человек (44%) ответили, что источником пополнения их речи являются также ровесники. Для 6 человек (19%) источником является интернет (приложение 2, диаграмма 2).
Опрос также выявил основные мотивы употребления жаргонизмов в речи учащихся МКОУ Большеарбайской СОШ (приложение 2, диаграмма 3). На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы школьниками, были получены следующие ответы:
11 человек (34%) употребляют, потому что это модно и современно;
2 человека (6%) употребляют, чтобы самоутвердиться;
1 человек (3%) для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;
4 человека (13%) - нужны в речи для связи слов;
10 человек (31%) ответили, что употребляют жаргонизмы, потому что они делают их речь понятней для друзей;
4 человека (13%) назвали свою причину употребления жаргонизмов. У них она одна – просто так.
Из ответов видно, что подростки употребляют жаргонизмы, потому что это модно, современно, не хотят отставать от сверстников, делают речь понятнее для друзей. Недостатком литературных слов для выражения своих мыслей школьники не испытывают, однако предпочитают употреблять именно жаргонизмы, опять – таки для того, чтобы не отставать от ровесников. Наблюдается тенденция, что с возрастом современность и модность употребления жаргонизмов теряет свою актуальность. На первый план выходит взаимопонимание с одноклассниками, друзьями. Таким образом, проанализировав ответы, я пришла к выводу, что основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников, при помощи сленга сделать речь более яркой, выразительной, живой и, как это ни странно, образной, понятной определенной группе подростков.
На вопрос: жаргонизмы – это временное явление в вашей речи или необходимые слова? 16 человек (50%) ответили, что жаргонизмы в их речи – это необходимые слова. 15 человек (47%) ответили, что это временное явление в их речи. Причём эти 15 человек – это учащиеся 9-11 классов. Это ещё раз подтверждает то, что с возрастом желание употреблять жаргонизмы в своей речи исчезает. И только 1 человек (3%) затруднился дать ответ (приложение 2, диаграмма 4).
Интересным мне показалось и то, что не все школьники точно знают значение слов, употребляемых ими (приложение 2, диаграмма 5). При опросе выяснилось, что:
26 человек (81%) знают значение тех жаргонизмов, которые употребляют в своей речи. И 6 человек (19%) не всегда знают значение тех фразеологизмов, которые употребляют в своей речи. В основном среди не знающих - учащиеся 7, 8 классов. Эту особенность их речи можно объяснить возрастом ребят, так как они используют жаргонизмы прежде всего для придания своей речи особого «шика», чтобы не быть белой вороной в группе обучающихся; ну и потому что жаргон как бы сближает собеседников между собой, сигнализирует «я – свой».
Проведённый мной опрос ещё раз доказал, что молодежный жаргон является средством утверждения молодежи в жизни, он вызван стремлением создать свою, похожую на взрослую жизнь.
Проанализировав анкеты, я составила словарь молодёжного жаргона нашей школы (приложение 3). Словарь включает в себя 184 слова. Слова в нём расположены в алфавитном порядке. Те слова, которые встречались у десяти человек подряд, выделены курсивом. Большая часть слов сопровождается указанием на их эмоционально-оценочные параметры (шутл., ирон., одобр., пренебр. и т.п.), а также пометами, отражающими сферу употребления слова (школ., угол.). Отдельные значения многозначных слов обозначаются цифрами.
Составляя словарь, я столкнулась с проблемой толкования, потому что жаргонная лексика, без сомнения, уступает литературной в точности, что определяет ее неполноценность как средства общения.
Значение жаргонов, как правило, варьируется в зависимости от контекста. Например, глагол забить обозначает - порвать с кем-либо, отказаться от чего-либо, пропустить занятие без уважительной причины, забыть о чем-либо неприятном; существительное наезд – предъявление претензий; нападки на кого-либо, стычка с кем-либо; глагол лохануться – допустить ошибку, просчитаться, повести себя глупо, неправильно, упустить шанс и т. д. Все это убеждает в нецелесообразности замены богатого яркого русского языка.
Собранный материал заставляет так же задуматься над происхождением жаргонизмов. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:
- среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клёво – хорошо; тормоз – глуповатый несообразительный человек; махнуться - поменяться; варежка – рот; хавать - есть и т.д.;
- переходят в жаргон технические термины, приобретая новые переносные значения, например, мобила, труба - мобильный телефон; видак – видеомагнитофон; мафон - магнитофон и т.д.;
- много жаргонных слов «рождается» в школьной среде: диря – директор; истеричка – учительница истории; камчатка – задние парты; классуха – классная руководительница; контрошка – контрольная работа и др.
- заимствования из различных языков, например, шмотки – одежда из польского; бойфренд – друг, приятель (из англ. Boyfriend).
- заимствования из жаргонов различных субкультур. Например, из жаргона различных криминальных группировок: кореш – друг, приятель; стрелка - встреча; из жаргона наркоманов: кайф – удовольствие.
Как показывают мои наблюдения за речью учащихся, в жаргоне современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавальник, похавать; бабки, бабло, бабосы; кайф, кайфовать, кайфово; туса, тусить, тусняк, тусоваться, тусовка и другие.
В молодёжном жаргоне присутствует синонимия. Представляется, что активное создание синонимов носителями молодежного жаргона диктуется потребностью в разнообразии экспрессивных средств: повышенная частотность отдельных жаргонных слов в речи снижает их экспрессивность, в то время как значительный количественный запас синонимов помогает избежать слишком частого употребления одних и тех же слов. Рассмотрим, имеющиеся в нашем словаре несколько синонимических рядов:
-существительные со значением «голова»: дыня, жбан, котелок, кочан, тыква; с со значением «рот»: варежка, пасть, хлебало, хлеборезка; со значением «руки»: грабли, клешни, культяпки; со значением «ноги»: копыта, лапти, лыжи.
-существительные со значением «родители»: предки, шнурки, родоки, родичи.
-слова, имеющие позитивную оценку происходящего: ништяк, супер, клёво, классно, круто, офигенно.
-глаголы со значением «бить»: мочить, колошматить, гасить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью моей работы было составление словаря молодежного жаргона моей школы, а также выяснение особенностей употребления жаргонизмов в речи учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ.
В ходе анкетирования учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ, в котором приняли участие 34 человека, выяснилось, что 94% учащихся (32 человека) употребляют в своей речи жаргонизмы и 6% (2 человека) не употребляют в своей речи жаргонизмы. Для 26 человек (81%) источником пополнения речи жаргонизмами является внешкольное общение. Из них 14 человек (44%) ответили, что источником пополнения их речи являются также ровесники. Для 6 человек (19%) источником является интернет. На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы школьниками, были получены следующие ответы:
11 человек (34%) употребляют, потому что это модно и современно;
2 человека (6%) употребляют, чтобы самоутвердиться;
1 человек (3%) для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;
4 человека (13%) - нужны в речи для связи слов;
10 человек (31%) ответили, что употребляют жаргонизмы, потому что они делают их речь понятней для друзей;
4 человека (13%) назвали свою причину употребления жаргонизмов. У них она одна – просто так.
На вопрос: жаргонизмы – это временное явление в вашей речи или необходимые слова? 16 человек (50%) ответили, что жаргонизмы в их речи – это необходимые слова. 15 человек (47%) ответили, что это временное явление в их речи. И только 1 человек (3%) затруднился дать ответ.
При опросе также выяснилось, что 26 человек (81%) знают значение тех жаргонизмов, которые употребляют в своей речи. И 6 человек (19%) не всегда знают значение тех жаргонизмов, которые употребляют в своей речи.
Проанализировав анкеты, мною был составлен словарь молодёжного жаргона нашей школы, который включает в себя 184 слова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги:
1. Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы встречались. – М.: Азбуковник, 1999г.
Словари:
2.Никитина Т.Г. Молодёжный сленг: толковый словарь: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004г.
3.Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Современная энциклопедия, 1990г., с.151.
Статьи:
4. Борисова Е.Г. О некоторых закономерностях современного молодежного жаргона. РЯШ.- 1981.- №3.
5. Розина Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга 2000-2003 гг. «Русский язык», еженедельная газета объединения пед. изданий «Первое сентября», 2003 г., № 20.
Использованные Интернет – ресурсы:
6. Банк рефератов. Реферат «Жаргоны и его особенности» http://xreferat.ru/47/5289-1-zhargony-i-ego-osobennosti.html
7. Википедия. Жаргонизмы http://ru.wikipedia.org
8. Жаргон как социальная разновидность речи http://otherreferats.allbest.ru/languages/00156058_0.html
9.Интеллектуально-творческое развитие личности на уроках русского языка и культуры речи http://festival.1september.ru/articles/582890/
10. Коллекция рефератов. Реферат «Жаргонизмы и их функции» http://www.coolreferat.com
11. Компьютерный жаргон в функциональном и семантическом аспектах http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=560921
12.Научно-исследовательская работа «Особенности употребления жаргонизмов в речи учащихся» http://nsportal.ru/ap/drugoe/nauchno-issledovatelskaya-rabota-osobennosti-upotrebleniya-zhargonizmov-v-rechi
13.Словари и энциклопедии на академике http://dic.academic.ru
Приложение1.
Анкетирование учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ «Употребление жаргонизмов в речи учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ»
Анкета
1.Укажите ваш пол и возраст.
2.Используете ли вы жаргонные слова при общении?
а) да
б) нет
3.Источники пополнения вашей речи жаргонизмами:
а) ровесники;
б) телевидение;
в) интернет;
г) внешкольное общение
4.Для чего вы употребляете жаргонизмы?
а) модно, современно;
б) самоутвердиться;
в) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;
г) нужны в речи для связи слов;
д) помогают преодолеть недостаток слов;
е) делают речь понятной для друзей;
ж) другие причины. Какие?
5.Жаргонизмы – это временное явление в вашей речи или необходимые слова?
6.Знаете ли вы значение тех жаргонизмов, которые употребляете в своей речи?
а) да
б) нет
в) знаю, но не всегда
7.Перечислите жаргонизмы, которые наиболее часто употребляете в своей речи.
Приложение 2.
Результаты анкетирования
Диаграмма 1. Использование жаргонизмов учащимися 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ
Диаграмма 2. Основные источники пополнения речи учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ жаргонизмами
Диаграмма 3. Мотивы употребления жаргонизмов учащимися 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ
Диаграмма 4. Наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов
Диаграмма 5. Определение знания учащимися значений употребляемых ими жаргонизмов
Приложение 3.
Словарь жаргонных слов и выражений учащихся 7-11 классов МКОУ Большеарбайской СОШ
Условные сокращения
бран. – бранное
жарг. – жаргонизм
ирон. - ироническое
неодобр. – неодобрительное
одобр. – одобрительное
презр. - презрительное
пренебр. – пренебрежительное
прост. - просторечное
разг. - разговорное
сниж.– разговорно-сниженное
угол. – уголовный
школ. – школьный
шутл. - шутливое
Б
Бабки – (жарг.) деньги
Базарить – (жарг.) говорить
Балдеть – (жарг.) получать удовольствие, испытывать крайне приятные ощущения, эйфорию
Блин – (жарг.) выражение досады, раздражения, удивления
Бойфренд - друг
Борзой – 1) наглый, дерзкий; 2) (неодобр.) поспешный, быстрый
Братан – (разг.- сниж.) то же, что человек; употребляется и как обращение
Бухать - – выпивать
Бухло - выпивка, спиртной напиток
Быковать - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо
В
Валить - уходить, убегать откуда-либо
Варежка – рот
Ваще – вообще
Видак – (разг.) видеомагнитофон
Возникать – (разг.- сниж.) противоречить, возражать кому-либо
Водила – (разг.- сниж.) водитель, шофёр
Водяра – (разг.- сниж.) водка
Врубаться - (жарг.) понимать, догадываться, вникать
Выёживаться – (разг.) стремиться обратить на себя внимание
Г
Газяра - газировка
Гасить - бить, избивать
Глазеть – (разг.- сниж.) смотреть
Гнать – врать, обманывать
Грабли – руки
Грузить - врать, много говорить
Д
Диря – директор
Дискач – дискотека
Днюха – день рождение
До лампочки – (разг.- сниж.) всё равно
Домашка – домашнее задание
Дыня – голова
Дятел – (жарг.) глупый, несообразительный человек
Ж
Железно, железобетонно - (разг.) точно, гарантированно, наверняка
Жбан – голова
З
Забить – 1) порвать с кем-либо, отказаться от чего-либо 2) (жарг.школ.) пропустить занятие без уважительной причины 3) начать с призрением, пренебрежением относиться к чему-либо 4)Забыть о чем-либо неприятном
Зажигать – 1) заводить, разогревать публику 2) распутничать, развратничать
Замётано – (жарг.) договорились, по рукам, хорошо, понятно
Западать – 1) влюбляться 2) сильно увлекаться, быть одержимым чем-либо
Западло - (жарг.) лень, не хочется
Запарить – (неодобр.) надоесть кому-либо, измучить кого-либо
Запороть – (жарг. угол) сломать, испортить
Заценить – оценить по достоинству, одобрить что-либо
Зашибись – (одобр.) отлично, превосходно
Зубрила - (разг. - сниж.) заученный человек
Зырить – смотреть
И
Истеричка - учительница истории
К
Кайф – (жарг.) удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение
Камчатка – (школ. пренебр.) задние парты
Капец – (прост. жарг.) выражение досады, раздражения
Капут – (разг.прост.) конец
Картофан - картофель
Кенты - парни, ребята
Клава – (жарг. бран.шутл.) девушка, молодая женщина
Классно – (разг.) выражение восторга от чего-либо
Классуха – (жарг.) классная руководительница
Клешни – руки
Клёво – интересно, весело, отлично, хорошо
Кликуха – (жарг. разг.- сниж.) кличка, прозвище
Клубняк – дискотека, клуб, музыка, звучащая в клубе
Клюшка – (шутл.) подруга, приятельница, используется как обращение
Колбаситься, колбасня – (разг.- сниж.) весело проводить время, веселиться, развлекаться
Колоться – рассказывать
Колошматить – (прост.) бить, колотить
Комп – компьютер
Контрошка – контрольная
Копыта – ноги
Корефан, кореш (жарг.угол.) – друг, приятель
Косарь - тысяча рублей
Косяк – (жарг.) неудача, ошибка, опрометчивый поступок
Котелок – (разг.) голова
Кочан – (разг.) голова
Круто – очень хорошо, отлично
Культяпки – (жарг. шутл.) руки
Л
Лапти – ноги
Лечить – обманывать кого-либо
Литра – литература
Лобешник – лоб
Ломиться – (разг.) бежать, спешить куда-либо
Лох – (жарг.) невнимательный, наивный человек; простак, разиня
Лохануться – допустить ошибку, просчитаться; повести себя глупо, неправильно, упустить шанс
Лыжи – ноги
М
Магаз – магазин
Малой – обращение к младшему по возрасту
Матка – урок математики
Мафон - магнитофон
Махаться – (жарг.) драться
Махнуться – (разг. прост.) поменяться с кем-либо
Мелочь – (разг.) ученики младших классов
Мобила – мобильный телефон
Молоток – молодец
Морда – (ирон.) лицо
Мочить – (жарг.) бить
Муза - музыка
Музон – музыка
Мусор – работник правоохранительных органов
Мутить – дружить
Н
Наезд – (жарг.) предъявление претензий; нападки на кого-либо, стычка с кем-либо
Наезжать – (жарг.) идти на конфликт, искать ссоры
Наколоть – обмануть
Напряг – (жарг.) трудное положение
Нарисоваться – (жарг. неодобр.) прийти
Нафиг – зачем, для чего, незачем
Не догонять – не понимать
Ништяк – (жарг.) хорошо, отлично
Носопырка – (разг. - сниж.) нос
О
Обалдеть – (жарг. одобр.) испытать восторг, восхищение чем-либо, кем-либо; сильно удивляться
Облом - неудача, невезение
Обломаться - потерпеть неудачу
Отвали – (жарг.) уйди
Отвянь - перестань надоедать кому-либо, оставь в покое кого-либо
Отмочить – (прост.) сделать что-либо, из ряда вон выходящее
Оторваться - получить удовольствие от чего-либо, приятно провести время
Отпад – (жарг.) используется для выражения крайнего эмоционального состояния
Отстой – что-либо некачественное, скверное
Отфутболить – (прост. неодобр.) отвадить
Офигенно – здорово
Офигеть, офонареть – (жарг.) очень удивиться, изумиться чему-либо
Очуметь – (прост.) восклицание для выражения восторга или любой сильной эмоции
П
Пакли - волосы
Палить – смотреть
Пасть – рот
Пипец – выражение досады, раздражения
По-барабану – (жарг.) всё равно
Погоняло – кличка
Потники – носки
Пофиг – всё равно, безразлично
Предки – родители
Прибамбас – (разг.) наворот, аксессуар
Прикид – (жарг.) модная одежда
Прикол – (жарг.) что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость
Прикольнуться – (жарг.) пошутить, сделать что-либо смешное
Припереться – (прост. неодобр.) прийти куда-либо
Прошвырнуться – (разг. прост.) пройтись, прогуляться
Пялиться – (прост. неодобр.) смотреть
Р
Ржать – (разг.- сниж.)смеяться над кем-либо
Родоки, родичи – родители
Русичка – (жарг. школ. шутл.) учительница русского языка
Русиш – (жарг.школ.) урок русского языка
С
Сбацать – (разг.) сделать что-либо
Свалить – (разг.- сниж.) уйти, уехать откуда-либо
Симпотный – (жарг.) симпатичный
Сморозить – (разг.- сниж.) сказать что-либо глупое, смешное
Столовка – (прост.) столовая
Стопудово – (разг.) точно, гарантированно
Стрелка– (жарг.угол.) встреча
Стукач – (жарг. прост. презр.) доносчик
Стыбзил – (жарг. разг.) украл
Супер – (жарг.) отлично
Т
Тачка - машина, автомобиль
Тащиться – (жарг.) восхищаться, восторгаться
Текать – убегать
Телек – телевизор
Тормоз – (разг.) глуповатый несообразительный человек
Тормозить – (разг.) не понимать, не догадываться
Труба – телефон
Тусовка, тусняк – (разг.) гулянка, уличные посиделки молодежи; драка, инцидент
Тусить –гулять, слоняться без дела
Тыква – голова
У
Угарать - долго смеяться
Улёт – (разг.- сниж.) удовольствие, удивление
Училка – (жарг. школ.) учитель
Ф
Фанатеть – быть в восторге от кого-либо или чего-либо
Фары – (разг.- сниж.) глаза
Фигня – (разг.- сниж.) ерунда, нечто плохое
Физ-ра – физкультура
Физичка – (разг.) учительница физики
Фуфайка – куртка
Фуфло – (жарг.) 1) ложь, обман; нечто недостоверное, обманчивое либо фальшивое 2) нечто дурное, некачественное
Х
Хавать – (жарг.) есть
Хамать – есть
Химичка – (разг.) учительница химии
Хлебало – (жарг.) рот
Хлеборезка – (жарг.) рот
Ц
Цивильный - употребляется как положительный эпитет
Ч
Чапать – (разг.- сниж.) убегать, уходить
Чел – человек
Чувак – (жарг.) используется, как обращение
Чуметь – (разг.- сниж.) становиться шальным, дуреть
Ш
Шмотки – (прост. пренебр.) одежда
Шмякнуться – (разг.- сниж.) упасть
Шнурки – (жарг.) родители
Шпора – шпаргалка
Штука - тысяча рублей
Шуруй – иди
Я
Ящик – (прост. ирон. шутл.) телевизор
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Астрономический календарь. Май, 2019
Лавовая лампа
Золотая хохлома
Лупленый бочок