исследовательский прект
Вложение | Размер |
---|---|
npk.docx | 48.79 КБ |
ekologiya_shkolgo_dvora_pptx.pdf | 2.94 МБ |
Отдел образования управления по социально-экономическим вопросам администрации города Усолье-Сибирское
ΧV городская научно-практическая конференция
«Серебряный росток»
Экология школьного двора
Исследовательская работа школьника
Автор: Пермякова Ирина
5 «А» класс, МБОУ «СОШ№10»
Руководитель(и): Спичак Мария Васильевна, учитель английского языка, I категории, МБОУ «СОШ№10»
г. Усолье-Сибирское
2018 год
Введение | 3 |
Актуальность темы | 3 |
Цели и задачи, гипотеза исследования | 4 |
Методика исследования | 4 |
Теоретическая часть. Влияние автотранспорта на загрязнение воздуха | 5 |
Загрязнение воздуха и его влияние на здоровье человека | 6 |
Практическая часть. Определение загазованности воздуха выбросами автотранспорта, проходящего около школы. | 6 |
Роль зеленных насаждений | 8 |
Влияние зеленых насаждений на регуляцию микроклимата | 11 |
Зеленые насаждения и шум | 13 |
Заключение | 14 |
Список использованных источников и литературы | 16 |
Оглавление
Введение
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Но в условиях современной жизни ни одно общеобразовательное учреждение не может заявить о полном экологическом благополучии. Школьники имеют слабое представление об экологическом состоянии окружающей среды, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живёт. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения.
Характерной особенностью современной жизни является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения, развитие промышленности и обилие транспорта отрицательно сказываются на условиях жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы и воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Всё это негативно влияет на состояние здоровья населения, значительная часть которого – школьники.
Школьная территория для детей является своеобразной экологической нишей, с которой они неразрывно связаны и где проводят большую часть своей жизни. Создание нормальных условий для жизнедеятельности, без ущерба для здоровья, невозможно без знаний об экологических факторах, воздействующих на ребенка. Экологическая безопасность учебных помещений, пришкольной территории находятся в прямой зависимости от качества окружающей среды. Пришкольная территория подвергается воздействию природных и техногенных факторов (выхлопные газы, шум, пыль, ультрафиолетовое излучение, и т.д.)
Проблема актуальна, т.к. влияние экологического состояния пришкольной территории на здоровье, особенно на детский организм, остаются без должного внимания.
Именно поэтому мы выбрали тему «экология школьного двора».
Цель нашего исследования: изучить экологическую обстановку в районе школы и определить роль зелёных насаждений на школьной территории.
Мы поставили перед собой основные задачи:
Объект исследования: экология пришкольной территории
Предмет исследования: дорога, проходящая вдоль школы, зеленые насаждения на школьной территории
Гипотеза исследования: Эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта являются зеленые насаждения.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование (обучающихся средних классов и учителей), дедукция и индукция (поиск информации), решение задач, обобщение.
Теоретическая часть
Влияние автотранспорта на загрязнение воздуха
В настоящее время загрязнение атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством.
Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик.
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.
За последние десятилетия человечество окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха – одного из основных источников жизни на нашей Планете, является детище научно-технического прогресса – автомобиль. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы, составляет – 60 - 90%.
Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и выбрасывает в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 100 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, 200 кг углеводородов. Если бензин этилированный, то еще и 3,5 кг ядовитого свинца. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5–8 кг резиновой пыли ежегодно. Выхлопные газы автомобилей дают основную массу свинца и кадмия, при износе шин в воздух попадает цинк. Эти тяжелые металлы являются токсинами. Обращаем внимание на то, что дети чувствительны даже к низким дозам таких веществ.
Загрязнение воздуха и его влияние на здоровье взрослых и детей.
Загрязнение воздуха в первую очередь отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, животных и растениях.
Само по себе попадание в окружающую среду с выхлопными газами токсичных веществ является весьма нежелательным, так как они представляют реальную опасность для здоровья людей. Так, оксид углерода инактивирует гемоглобин, обуславливая кислородную недостаточность тканей, вызывая расстройство нервной и сердечно – сосудистой систем, а так же способствует развитию атеросклероза. Оксиды азота резко раздражают лёгкие и дыхательные пути, способствуя возникновению воспалительных процессов в них. Под влиянием оксидов азота образуется метгемоглобин, понижается кровяное давление, возникает головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения. Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу здоровью ученикам, способствует снижению качества жизни. Воздействие токсичных веществ, загрязняющих воздух, вызывает такие заболевания как:
Практическая часть. Определение загазованности воздуха выбросами автотранспорта, проходящего около школы.
Мы решили изучить долю загрязнения окружающей среды автомобилями, проезжающими мимо нашей школы. Наша школа расположена в городе Усолье-Сибирское, Иркутской области
Нам в голову пришла одна замечательная мысль: подсчитать сколько машин проезжает мимо школы за 1 час. А ведь машины не только проезжают, они оставляют после себя вредные и ядовитые вещества, содержащиеся в выхлопных газах. Мы подсчитали, сколько автомобилей проехало 1 февраля с 13:00 до 14:00 часов, 2 февраля с 17.00 до 18.00 часов, 3 февраля мы посчитали количество автомобилей, проезжающих утром с 10:00 до 11:00 часов. Исходя из всех этих данных, можно вычислить среднее число автотранспорта, проезжающего через нашу школу. Свои наблюдения мы занесли в таблицу.
Время | Легковые автомобили | Грузовые автомобили | Микро - автобусы | Всего |
13-14 ч | 146 | 10 | 16 | 172 |
17-18 ч | 193 | 6 | 21 | 220 |
10-11 ч | 106 | 12 | 14 | 132 |
Среднее кол-во за час | 148 | 9 | 17 | 174 |
Далее мы рассчитали количество вредных веществ, выбрасываемых автомобилем при сжигании топлива. Известно, что один автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг. (1000г) выхлопных газов, в состав которых входит 30 г. угарного газа. Возле школы за 1 час проезжает 174 автомобиля. На основе примерных расчетов мы выяснили, что общее количество выхлопного газа в этом районе составляет 60г за час- это 1440 г. за сутки, а количество угарного газа - 43г. Такое количество угарного газа оседает на растениях, строениях и в наших легких.
Мы не можем снизить выбросы и токсичность выхлопных газов, но мы можем улучшить экологическую обстановку школьного двора.
Эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта являются зеленые насаждения. Зеленые насаждения играют большую роль в очистке атмосферного воздуха. Они способны поглощать многие вредные вещества, тем самым, выполняя роль фильтров.
Роль зеленых насаждений
Как мне близок и понятен
Этот мир- зеленый, синий,
Мир живых, прозрачных пятен,
И упругих гибких линий.
М.Волошин.
Растения. Сколько загадок хранит в себе это слово. А какие они непохожие: дерево, кустарник, травы. Сажая деревья и кустарники, создавая клумбы, мы понимаем, как велико их эстетическое и оздоровительное значение. Озеленённую часть пришкольной территории не зря называют «зелёной защитной полосой». Она выполняет функции защиты школьного здания от шума, пыли, а так же нормализует состав воздуха.
Зеленые насаждения являются надежной защитой от загрязнений. В зеленой среде школьнику требуется на 60% меньше времени, чтобы восстановить свои силы. Зелень - это легкие микрорайона. Чем ее больше, тем чище воздух, легко дышится. Многие растения выделяют фитонциды, что благотворно сказывается на здоровье школьников, озонирует воздух ароматным эфирным маслом, ослабляет радиацию. Озелененную часть пришкольной территории называют «зеленой защитной полосой». Она выполняет функции защиты школьного здания от шума, пыли.
Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек
Мы подсчитали количество деревьев и кустарников. На площадках пришкольного участка произрастает 201 дерево и 62 кустарника. Данное количество деревьев и кустарников хватит, чтобы снабдить кислородом 792 человека, а в нашей школе учится и работает 716 человек. Таким образом, мы выяснили, что такое количество деревьев достаточно для нашей школы.
Газозащитная роль зеленых насаждений обусловлена способностью растений улавливать, содержащиеся в воздухе газы. К наиболее газостойким могут быть отнесены тополь, канадский клен, жимолость.
Влияние деревьев на снижение концентраций в воздухе вредных газов происходит главным образом путем рассеивания этих газов в верхние слои атмосферы кронами деревьев, и в некоторой степени путем поглощения газов листьями
Большое значение в оздоровлении воздуха имеет способность растений поглощать углекислый газ и выделять кислород. Наибольшей продуктивностью кислорода обладает тополь. Так же тополь является наилучшим «санитаром» в зоне сильной постоянной загазованности. Для сравнения за 5 летних месяцев 25- летний дуб поглощает 28 кг углекислого газа, липа - 16, сосна -10, ель - 6, а взрослый тополь - целых 44 кг.
Растения повышают влажность воздуха. Зелёные насаждения в целом испаряют 20-30%атмосферных осадков, выпавших на территорию.
Растения — «пылесосы»
На чуткой их листве мутнеют росы, Деревья о себе расскажут быль.
Всю жизнь они живые пылесосы,
Из воздуха отсасывают пыль.
Растения можно назвать и своеобразными « пылесосами», так как они во многих случаях очень эффективно очищают воздух от пыли, особенно летом. Лучше задерживают пыль растения с шершавыми, морщинистыми, складчатыми, покрытыми волосками и липкими листьями. Неплохими «пылесосами» являются и деревья с воилочно опущенными листьями, но они плохо очищаются дождем. По данным специалистов, запыленность воздуха под деревьями меньше, чем на открытой площадке: в мае - на 20%, в июне - на 22, в июле - на 34, августе - 28%.
Растительность парков и скверов площадью 1 га за вегетационный период очищает от пыли 10 -20 млн. куб.м. воздуха. Одним из лучших пылеуловителей считается вяз, который задерживает пыль в шесть раз интенсивнее, чем, например, тополь с гладкими листьями. Хвойные и лиственные породы несколько различаются по своим способностям поглощать пыль. Например, у хвойных пород на единицу веса хвои оседает в 1,5 раза больше пыли, чем на единицу веса листьев. К тому же пылезащитные свойства у хвойных растений сохраняются круглый год.
Одним из широко распространенных тяжелых металлов является свинец. Он активно накапливается придорожными растениями. Поглощают свинец желтая акация, липа, береза.
Среди видов растений, наиболее выносливых к загрязнению, специалисты отмечают тополь (канадский, бальзамический, берлинский), иву белую, клен американский, белую акацию, лох узколистный, сирень, кизильник, березу бородавчатую, барбарис обыкновенный, вяз. А так же ель колючую, жимолость обыкновенную, иргу канадскую, кизильник блестящий, облепиху обыкновенную, лиственницу даурскую, розу иглистую, смородину золотистую, спирею среднюю, снежноягодник белый, черёмуху пенсильванскую, некоторые виды яблонь. Наиболее чувствительны к газам и дыму - ель обыкновенная, пихта, липа мелколистная, ясень обыкновенный, клён остролистный, берёза пушистая, рябина обыкновенная, каштан конский. В целом более устойчивым к газам и дыму считается деревья с кожистыми листьями, с ослабленным фотосинтезом и дыханием, способностью быстро восстанавливать листву вместо опавшей. Степень повреждения деревьев зависит от их возраста. Так, сеянцы и молодые растения повреждаются газами больше, чем взрослые особи.
Результаты изучения пыле - и газозадерживающей роли деревьев свидетельствуют о том, что запыленность воздуха среди зеленых насаждений в 2-3 раза ниже, чем на открытых участках. Наибольшей пылезадерживающей способностью обладают породы деревьев и кустарников с шершавыми листьями (вяз, тополь, липа, клен, сирень). За вегетационный период растущий тополь осаждает 44 килограмма пыли
У деревьев, кустарников, растущих в условиях сильной
загазованности, листья становятся мелкими, сморщенными, иногда
приобретают необычную форму (свернутые, гофрированные). Часто
листья и хвоинки необычно окрашены (побуревшие, покрасневшие) или
с пятнами, обожженными краями, отсыхающими кончиками. У
некоторых хвойных растений хвоя становится недолговечной,
образуется мало хвоинок. Постоянно разреживаются кроны. Многие
травянистые растения (например, злаки на газонах) становятся более
низкорослыми, даже если их не скрашивают.
Оздоровительная роль растений проявляется, прежде всего, в том, что они выделяют специфические вещества - фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов. Летом воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. Известно более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами. Среди них - дуб, можжевельник обыкновенный и казацкий, виды сосны, ель обыкновенная, черемуха, рябина, туя, акация белая, барбарис обыкновенный, ива плакучая, каштан конский, лиственница сибирская, липа мелколистная, осина, тополь серебристый, чубушник, райграс пастбищный и ряд других видов. Например, туя уменьшает загрязненность воздуха болезнетворными микроорганизмами на 67%.
Кроме того, растения могут повышать в воздухе число легких
отрицательно заряженных ионов - материальных носителей электрических зарядов, характеризующих состояние чистоты воздуха.
На человека умеренная ионизация воздуха влияет положительно. Наибольшим эффектом ионизации отличаются сосна, ель обыкновенная, туя, дуб черешчатый, тополь черный, лиственница сибирская, рябина обыкновенная, сирень, акация белая. Наибольшую оздоровительную роль играют смешанные насаждения, т.е. состоящие из разных видов хвойных и лиственных пород.
Запахи растений вызывают обонятельные ассоциации, влияющие на состояние человека. Стимулирующие и тонизирующие запахи имеют боярышник, сирень, тополь черный, рябина, смородина.
Функции | Стимулирующее действие | Угнетающее действие |
Зрение | Розмарин, цитрусовые, герань | Гниющие растения |
Сердечнососудистая с система (частота пульса, артериальное давление) | Боярышник, зубровка, сирень, тополь, сосна и ель летом, камфарный лавр | Дуб, береза, душица, лаванда, сосна и ель зимой, лимон, мелиса, валериана |
Дыхательная система (жизненная емкость легких, проходимость бронхов) | Береза, липа, лимон, | Тополь, сирень, |
Газообмен | Пижма | Роза, лимон |
Влияние запахов растений на некоторые функции организма.
Влияние зелёных насаждений на регуляцию микроклимата.
Растения могут создавать и более благоприятные для человека микроклиматические условия. Считается, что оптимальная влажность воздуха для проживания человека составляет 30 - 70%. С поверхности растений испаряется много влаги. Это оказывает значительное воздействие и на влажность, и на температуру воздуха.
Интересно, что повышение относительной влажности воздуха почти всегда (за исключением дней с очень высокой температурой) воспринимается человеком как некоторое уменьшение температуры. Зеленые насаждения как бы регулируют влажность воздуха. 1 га зеленых насаждений в течение вегетационного периода испаряет до 3000 т влаги. За этот же период взрослая липа испаряет 0,2 т влаги, а зеленые насаждения в целом - 20-30% атмосферных осадков, выпавших на занятую ими территорию. 1 га полноценных растений значительно лучше (почти в 10 раз) увлажняет, освежает воздух по сравнению с водоемом такой же площади. Чем больше зеленый массив, тем больше влияние он оказывает на величину влажности воздуха. Даже не широкие десятиметровые полосы древесно-кустарниковой растительности поднимают влажность на 5- 8% по сравнению с открытым пространством. Если принять относительную влажность на улице за 100%, то среди озелененной застройки она составит 116%, а в крупном парке может доходить до 200% и больше. Даже небольшие участки зелени внутри кварталов создают более благоприятные, с точки зрения человека, микроклиматические условия.
Зеленые насаждения оказывают влияние и на температурные условия. Зеленые насаждения понижают температуру, увеличивают скорость движения воздуха. Это благоприятно действует на организм человека, особенно в условиях жаркого лета.
Разные виды деревьев по-разному поглощают, отражают и пропускают солнечные лучи. Это зависит, прежде всего, от строения их кроны.
Лучше снижают температуру деревья с крупными листьями (каштан, липа крупнолистная, клен остролистный, тополь). Высокие растения с плотными кронами хорошо затеняют места отдыха в парках, скверах. А создание зеленой полосы между тротуаром и проезжей частью снижает тепловое облучение пешеходов от мостовой более чем в 2,5 раза.
Важным фактором, влияющим на микроклимат, является и ветровой режим. Наиболее благоприятной для человека считается скорость ветра от 0,5 до 3 м/сек (когда легко колышутся ветки и шелестит листва). Зеленые насаждения помогают образованию постоянных воздушных потоков. Эти потоки могут перемешивать и освежать воздух даже в условиях полного штиля.
Зеленые насаждения улучшают проветривание всей территории и отдельных частей, защищают от неблагоприятных ветров, регулируют движение воздуха, ослабляют или увеличивают скорость его перемещения, меняют направление ветра. Ветрозащитное влияние неширокой плотной зеленой полосы из 8 рядов деревьев высотой 15-17 м кустарников отмечается на расстоянии, равном 30 - 40 высотам деревьев. Способность задерживать ветер зависит от особенностей крон деревьев.
Зеленые насаждения и шум.
Как известно, шум оказывает неблагоприятное влияние на здоровье
человека, вызывая сердечно - сосудистые заболевания, психические
расстройства, он нарушает обмен веществ, воздействует на органы
слуха, повышает артериальное давление. Раздражающее воздействие
вибрации даже в малых дозах ухудшает самочувствие людей.
Одним из способов снижения шума является посадка деревьев.
Противошумовой эффект зависит от возраста, плотности конструкции
посадок, ассортимента деревьев и кустарников. На участке от тротуара
до магистрали и до жилых домов должно быть не менее 15 -20 м
озелененной территории. Зачастую зеленые насаждения отсутствуют или
представлены отдельными деревьями и на тех участках, где жилые
дома подходят довольно близко к проезжей части. Надо отметить,
что хорошо защищают от шума только правильно посаженные деревья,
кустарники. Например, одиночные деревья слабо влияют на величину
шума из-за высокого расположения крон. В зимнее время, когда нет
листьев, стоящие на значительном расстоянии друг от друга деревья
крайне мало влияют на величину шума. Разные виды растений
оказывают и разный противошумовой эффект. По степени шумозащитной эффективности растения располагаются в следующем порядке: сосновые, еловые, кустарниковые (лиственные разных видов) и лиственные древесные.
Правда, необходимо помнить, что многие хвойные чувствительны к загрязнению среды и могут, плохо расти на участках улиц с оживленным движением транспорта.
Очень хорошо задерживают шум многоярусные посадки деревьев с густыми кронами, смыкающиеся между собой и с добавлением рядов кустарников, полностью закрывающих подкроновое пространство. Хорошо уменьшает воздействие шума шахматная посадка деревьев.
Улучшить ситуацию помогает и создание между полосами газонов, так как они меньше отражают звук, чем асфальт и грунт. При правильной посадке шумозащитная способность деревьев проявляется даже зимой, в том числе и за счет сохранения снега на ветвях. Хорошо поглощает шум и вертикальное озеленение. Такое озеленение уменьшает поверхность отражения звука, увеличивая звукопоглощение стены в 6 - 7 раз.
Заключение
Загрязнение атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством.
Загрязнение воздуха в первую очередь отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, животных и растениях.
Мы не можем снизить выбросы и токсичность выхлопных газов, но мы можем улучшить экологическую обстановку школьного двора.
Эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта являются зеленые насаждения. Зеленые насаждения играют большую роль в очистке атмосферного воздуха. Они способны поглощать многие вредные вещества, тем самым, выполняя роль фильтров.
Роль зелёных насаждений на территории школы значительна.
Проведя практические работы, представленные здесь, мы выяснили, что озелененную часть пришкольной территории не зря называют «зеленной защитной полосой». Она выполняет функции защиты школьного здания от шума, пыли, нормализуют состав воздуха.
Трудно переоценить способность зеленых насаждений очищать воздух от газа, пыли. Ученые подсчитали, что летом зеленые насаждения улавливают на свои кроны 50 % пыли, находящейся в воздухе. Эта их способность необыкновенно радует: на деревьях пыли оседает значительно больше, чем на оконном стекле, - в 50- 60 раз.
Зеленые насаждения создают уют, поднимают настроение, дарят здоровье. Зеленые насаждения очищают воздух от вредных газов и дыма, снижают количество пыли в воздухе, губительно действуют на болезнетворные бактерии.
Посадка деревьев и кустарников позволяет значительно уменьшить содержание углекислоты в окружающем воздухе и повысить содержание кислорода. Кроны деревьев, задерживая и поглощая часть солнечных лучей, исполняют роль своеобразных зонтиков, защищающих человека от солнечной радиации. Летом на улицах, где растут деревья и кустарники, значительно прохладней, чем на открытых пространствах.
Испаряя воду, растения способствуют повышению относительной влажности воздуха, что благотворно сказывается на состоянии человека в жаркие дни. Однако располагать растения, особенно деревья, очень близко от окон школы нельзя, так как они будут затенять классные помещения. Они улучшают наше настроение, увлажняют воздух и выделяют в него полезные вещества - фитоценозы, убивающие микроорганизмы; некоторые растения используются как лекарства.
Для эффективного выполнения своих важных функций озелененная часть пришкольной территории имеет строго определенную санитарно - гигиеническими нормами структуру.
Яркие образы зеленых насаждений нашей местности, в частности, пришкольной территории, разнообразие, значение в жизни человека, я попыталась показать на страницах моей работы. Теперь я имею представление о зеленых насаждениях, их роли на эстетическое и гигиеническое здоровье человека.
Поэтому, исключительно важное значение приобретает озеленение пришкольной территории.
Список использованных источников и литературы
Медведь и солнце
Астрономический календарь. Май, 2019
Цветок или сорняк?
Ветер и Солнце
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного