Сравнительный анализ таких аспектов жизни Великобритании и России, как семейный уклад, школьное образование и популярные профессии, а также рабочие условия за периоды 18-19 и 20-21 веков.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 80.35 КБ |
ПЕРВАЯ МОСКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Общеобразовательное частное учреждение «Первая Московская гимназия»
Тема: Сравнительный анализ жизни в Великобритании и России периодов 18-19 и 20-21 веков.
Проектная работа
ученика 6 Б класса
Кудрявцева Александра
руководитель:
Козлова Е.В. - учитель
английского языка
Москва
2018
Я изучаю английский язык и, конечно же, интересуюсь культурой и историей страны изучаемого языка. Я много читал о жизни в Великобритании, начиная с 18 века и по сей день.
Гипотеза: я думаю, что жизнь в Великобритании очень сильно изменилась за последние 3 века.
18-19 века
1.Семья
Семья имела огромное значение в Викторианскую эпоху (1837 – 1901). Семьи среднего и высшего классов были большие: в среднем, 5-6 детей. Главой семьи был отец, который, как правило, занимался банковским или страховым делом. Дети обязаны были разговаривать с отцом очень вежливо и обращаться к нему «Сэр». За ведение хозяйства отвечала жена. Обычно она проводила время, планируя званные обеды или посещая ее портниху или знакомых. Открыто выражать теплые чувства по отношению к детям в Англии было не принято. Дети почти не видели своих родителей, они проводили время с нянями, т.к. в Викторианских семьях считали, что «Ребенка следует видеть, но не слышать». Правда, к концу XVIII века, а особенно в начале XIX века проявление внимания и любви к детям стало обычным как в семейном кругу, так и на публике. Статус ребенка играл большую роль в определении отношения к его появлению на свет. Рождение первенца мужского пола рассматривалось как обязанность родителей, поскольку он должен был обеспечить преемственность в передаче земли и сохранить родовое имя. Появление следующих сыновей также приветствовалось, поскольку они могли стать заменой основному наследнику. Дочери служили укреплению связей и положения семьи путем удачного замужества, были для семьи помощницами по хозяйству, заменяя мать в случае ее смерти или отсутствия.
Семьи среднего и высшего классов жили в огромных особняках с множеством слуг. В качестве развлечений посещали парки и различные музеи.
Контраст между уровнем жизни разных социальных групп в Великобритании второй половины XIX века был колоссальный. Одни могли без затруднений прокормить несколько сотен гостей, другие еле-еле наскребали на краюху хлеба. В бедных домах едва хватало денег, чтобы оплачивать свое убогое жилье. Особенно это чувствовалось в городах. Под жилища использовалось все, что имело крышу. Сдавались сараи, амбары, хлева, погреба. Во дворах строились хибары для постояльцев. Так было во всех городах страны. Большинство рабочего населения снимало угол. Иногда в каждой комнате проживало по нескольку семей, а в доме среднего размера — по сорок, а то и больше человек. В семьях было до 10 детей, большинство из которых не ходило в школу. Вместо этого они должны были присматривать за своими младшими братьями и сестрами или даже работать. В Викторианскую эпоху дети 3-4 лет работали по 16 часов в день на угольных шахтах, фабриках или чистили дымоходы. Популярным родом деятельности для девочек была торговля кресс - салатом. Его нужно было вымыть у колонки - холодным утром пальцы коченели от воды - а потом связать в пучки и начать трудовой день.
На выходных бедняки могли себе позволить посетить дешевые мюзик-холлы, спортивные матчи или городские сады с аттракционами, например, Театр теней.
2.Школы
До 15 века системы образования в Великобритании не существовало. Сыновья рыцарей постигали семь рыцарских добродетелей (езда верхом, плавание, владение копьем и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи, играть на музыкальных инструментах) в замке у вышестоящего феодала или дома. Грамотность для них не считалась обязательной, однако, обязательно было религиозное обучение у «духовного наставника». Образование девочек тоже оставалось преимущественно домашним. Девочек из простых сословий учили ведению домашнего хозяйства, рукоделию и основам Библии. Девочек из знатных семей нередко обучали чтению и письму дома капелланы и монахи. Позже распространилась практика отдавать девочек на воспитание в женские монастыри. Школьное образование вышло за стены церквей и монастырей – появились городские и цеховые школы. Цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку. Городские школы существовали за счет платы учащихся. Программа их была более углубленной – кроме латыни преподавалась арифметика, элементы делопроизводства, естественные науки. Только зажиточные горожане и дворяне могли позволить себе образование детей в городских школах. Вторая волна создания элитных школ-пансионов приходится на середину XIX века – годы, когда Великобритания становится крупнейшей колониальной империей мира. Школы создавались для детей чиновников, уезжавших на административную работу в колонии, для детей офицеров, состоящих на военной службе, а иногда (Wellington College) для детей из семей офицеров, погибших в боевых действиях в колониях.
Телесные наказания были распространены как дома, так и в школах. Нелегко отыскать средневековую гравюру с изображением школьной тематики, где учитель не держал бы в руках то или иное орудие наказания. Такое впечатление, что весь учебный процесс сводился именно к ним. Учеников элитных учебных заведений били не в пример сильнее и чаще, чем тех, кто посещал школу в родной деревне. Особый случай – исправительные школы для юных правонарушителей, где условия были просто кошмарными, Комиссии, инспектировавшие такие заведения, а также школы при тюрьмах, упоминали о различных злоупотреблениях, о чересчур тяжелых тростях, а также розгах из терновника.
Одной из самых престижных школ в Англии, если не самой престижной, в XIX веке был Итон – пансион для мальчиков, основанный еще в XV веке. Итонский колледж воплощал суровое английское воспитание. В зависимости от объема знаний учеников определяли в Младшее или Старшее отделение (Lower/Upper School). Если предварительно мальчики занимались с репетитором или прошли подготовительную школу, они попадали в Старшее отделение. В Младшее поступали ученики, еще не достигшие 12 лет, но иногда случалось, что и взрослого парнишку заносило в Младшее отделение, что было особенно унизительно. При поступлении в колледж ученик попадал под опеку наставника (tutor), в апартаментах которого проживал и под началом которого обучался. Наставник был одним из учителей в колледже и надзирал в среднем за 40 учениками. Вопрос об оплате родители решали напрямую с наставником.
Поскольку наставник фактически выступал в роли опекуна по отношению к ученику, он же имел право его наказывать. Для проведения наказаний учителя обращались за помощью и к старшим ученикам. Так, в 1840-х на 700 учеников в Итоне приходилось всего 17 учителей, так что старосты были просто необходимы. Таким образом, старшие ученики могли официально бить младших. Естественно, санкционированными порками дело не обходилось, имела место и дедовщина. Один из выпускников Итона впоследствии вспоминал, как старшеклассник принялся избивать его друга прямо во время ужина, колотил по лицу и голове, в то время как остальные старшеклассники, как ни в чем не бывало, продолжали трапезу. И таких происшествий было великое множество.
В 1880 г. было провозглашено обязательное посещение школы детьми в возрасте от 5 до 10 лет, а в 1918 г. введено бесплатное народное образование.
3.Работа
В викторианской Англии, как и сейчас, существовали более или менее престижные сферы деятельности – торговля и юриспруденция, инженерное дело и медицина, – но доступны они были среднему классу и только мужчинам. А если вам не повезло, и вы родились в рабочей семье, или в деревне посреди вересковых пустошей, или в лондонских трущобах? На какие профессии можно рассчитывать в этом случае? Давайте познакомимся с занятиями былых времен, которые могут показаться тяжелыми и неприятными, но зачастую весьма оригинальными. Визитной карточкой лакея (footman) была его представительная внешность. На эту должность брали мужчин высоких, статных и обязательно с красивыми ногами, чтобы икры хорошо смотрелись в обтягивающих чулках. Облаченный в ливрею, лакей прислуживал за столом и своим видом придавал торжественность моменту. Кроме того, лакеи разносили письма, открывали гостям дверь, приносили подносы из кухни и поднимали прочие тяжести (хотя карикатуры изображают, как лакей несет поднос со стопкой писем, в то время как горничная, надрываясь, тащит ведро с углем). Когда госпожа отправлялась по магазинам, лакей почтительно следовал за ней и нес покупки.
Однако, к примеру, в районах доков люди нужны были в основном для разгрузки кораблей — тяжелого, но неквалифицированного труда. Им необходимо было жить рядом с пристанью и, если приходил груженый корабль, стоять в первых рядах среди сотен грузчиков, выстраивавшихся на доках и ждущих работу. Иногда они получали 12 шиллингов в неделю, иногда девять, а бывало, что в их услугах нуждались только восемь раз за месяц, а то и вовсе они долго сидели без работы.
20-21 века
1.Семья
В британской семье, в отличие, к примеру, от восточных семей, не принято жить большой семьей и тесно общаться с родственниками. Детей любят, впрочем, как и в любой стране. Нет излишней строгости. Дети живут с родителями до восемнадцати лет, то есть до окончания школы, а затем уезжают на обучение в колледж. После колледжа дети предпочитают самостоятельно устраивать свою жизнь, хотя не исключена и возможность их возвращения в семью. Работать над своей будущей экономической независимостью многие Британские подростки начинают уже с 12 лет. Закон гарантирует им всяческую защиту. При этом оговаривается, что подростки не имеют права работать более трех часов в день. Причем работа не должна причинять вреда здоровью юного работника. Несовершеннолетних нельзя привлекать для работы на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Также запрещено направлять подростков в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Продолжительность ежегодного отпуска для работников в возрасте до 18 лет составляет 31 календарный день.
В свободное время англичане занимаются тем же что и подростки из других стран: общаются с друзьями, играют в игры и т.п.
Старшее поколение, бабушки и дедушки, в подавляющем большинстве живущие отдельно от детей и внуков, в свою очередь, также гордятся, если им удается выстроить самостоятельную и независимую жизнь, не отягощая своих детей, а тем более внуков, просьбами о заботе.
Основная часть англичан живет в так называемых таунхаусах - многоквартирных (в основном, двухэтажных) домах с отдельным входом и маленьким задним двориком. Перед входом в дом обычно присутствует небольшой кусочек земли. Фасад английского дома, построенного 100-150 лет назад, от фасада дома, построенного 30-40 лет назад можно отличить только по более современным материалам. Архитектурные решения почти идентичны.
2.Школы
Образование в современной Великобритании обязательно для всех детей начиная с 4 лет. С 4 до 11 лет дети ходят в начальную школу (primary school), с 11 до 18 – в среднюю (secondary school).
Все школы в Англии, и начальные, и старшие, можно разделить на два основных типа: государственные (state schools) и частные (private schools). Государственное образование для всех бесплатное (родители платят только за школьную форму, обеды и кружки), а частное – удовольствие довольно дорогое. Именно частные школы снискали славу британскому образованию среди иностранцев. За государственный счет детям преподают только самое необходимое. Наших соотечественников это повергает в шок, да и британцы любят покритиковать свою систему образования
Не секрет, что в Лондоне государственные школы не слишком хорошие, да и вообще школ катастрофически не хватает. У каждой школы есть так называемая зона охвата (catchment area): в школу попадают дети, живущие максимально близко к школьному зданию. Если детей, желающих поступить в школу, оказывается больше, чем она может принять, то составляется очередь – waiting list, и из этого списка детей принимают только если кто-то из школы уйдет. Есть определенные льготы: детей, у которых в школе учатся старшие братья или сестры принимают в первую очередь, то же касается детей-инвалидов. Но вообще места в государственную школу с хорошей репутацией можно прождать месяцами, а то и годами. Вот почему семьи, которые могут себе это позволить, сразу записывают ребенка в частные школы. Однако в хорошую частную школу попасть все равно сложно, особенно в Лондоне. Малышей принимают по результатам собеседования, а у старших учитываются все достижения: грамоты, похвальные листы, отзывы учителей, дополнительные и внешкольные занятия, хобби. У ребенка, который в свободное время учит французский язык и играет на скрипке, шансов пройти по конкурсу куда больше, чем у того, кто любит просто погулять или покататься на роликах. Проблема социального разрыва между частными и государственными школами постоянно обсуждается. Есть мнение, что в частных школах оценки учеников на выпускных экзаменах выше не потому, что там лучше преподают, а потому, что изначально набирают более сообразительных и благополучных учеников из семей, где образование действительно важно.
В возрасте 16 лет школьники сдают экзамен на получение общего свидетельства о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education). Как правило, ученики сдают 6-8 предметов, причем, если школьники хотят продолжать обучение, то они обязательно должны пройти экзамен по математике, английскому, естественным наукам и иностранному языку. Вопросы для экзаменов готовятся независимой экзаменационной комиссией. Эта же комиссия проверяет экзаменационные листы и выставляет оценки. После школы англичане идут учится в колледжи и университеты.
От рукоприкладства в школах Великобритании стали официально отказываться только в конце 80-х годов. Причем это касалось только государственных школ. В 1999 году телесные наказания были запрещены в Англии и Уэльсе, в 2000 году — в Шотландии и в 2003 году — в Северной Ирландии.
3.Работа
В современной Великобритании работы мало чем отличаются от работ в других странах Европы, однако наиболее востребованы следующие профессии: IT-специалисты, предприниматели, медсестры, сантехники, строители и инженеры. Самая высокооплачиваемая работа в стране на сегодня это биржевые брокеры (включая судовых маклеров, валютных дилеров, страховых маклеров и трейдеров) – £133,900.
Заключение:
Таким образом, предоставленная информация доказывает мое предположение, что жизнь в Великобритании сильно изменилась. Особенно ярко это видно на примере семьи и системы образования.
Источники информации
Прекрасная химия
Где спят снеговики?
Как я избавился от обидчивости
Заяц, косач, медведь и весна
Загадка старого пирата или водолазный колокол