На свете много нужных и важных профессий. Меня заинтересовала профессия с необычным названием «учитель-логопед». Цель проекта: узнать как можно больше о профессии учитель-логопед.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1005.59 КБ |
proekt.doc | 114 КБ |
Слайд 1
Проектное исследование на тему: «О профессиях разных, нужных и важных: учитель-логопед» Работу выполнила ученица 4 «Г» класса Шаровка Анна Учитель: Яковлева Ольга Николаевна 2018 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» Кочубеевского района Ставропольского краяСлайд 3
Цель: узнать о профессии учитель-логопед как можно больше Задачи : 1. Собрать и изучить информацию о данной профессии. 2. Рассмотреть особенности профессии и выяснить значимость её для общества.
Слайд 5
Проводит диагностическое обследование
Слайд 6
Развивает у детей мелкую моторику
Слайд 7
Формирует правильное дыхание
Слайд 8
Исправляет неправильное произношение звуков
Слайд 9
Развивает связную речь
Слайд 10
Преодолевать нарушения письменной речи
Слайд 11
Консультирует педагогов и родителей
Слайд 12
Принимает участие в районных методических объединениях учителей –логопедов Кочубеевского района, участвует в конкурсах
Слайд 13
В ходе реализации проекта я выяснила , профессия учитель-логопед очень важная и нужная. Люди с дефектами речи часто стесняются своего произношения, им требуется поддержка и понимание. Таким образом, логопед помогает исправить плохую речь, стать более уверенным.
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Кочубеевского района Ставропольского края
Проектное исследование на тему:
«О профессиях разных, нужных и важных: учитель-логопед»
Работу выполнила: ученица 4 «Г» класса
Шаровка Анна
Учитель: Яковлева Ольга Николаевна
с.Казьминское
2018г.
Содержание
1) История возникновения и развития профессии учитель-логопед
2) Личностные и профессиональные качества логопеда
3) Беседа с учителем-логопедом Яковлевой О.Н.
Я учусь в 4 классе и нам задали провести проектное исследование на любую тему, которая мне интересна. Я решила как можно больше узнать о профессии "учитель-логопед" и с интересом окунулась в эту работу.
На свете много нужных и важных профессий. Меня заинтересовала профессия с необычным названием «учитель-логопед».
1. Собрать и изучить информацию о данной профессии.
2. Рассмотреть особенности профессии и выяснить значимость её для общества.
3. Сформировать навык сбора информации, используя разные источники, в том числе и интернет-ресурсы.
2.3. Участники проекта:
Проектное исследование проводилось мной лично.
2.4. Этапы проекта:
1 этап: подготовительный:
- выбор темы;
- определение цели и формулирование задач;
-определение названия проекта; обсуждение плана работы с учителем, возможных источников информации, ожидаемых результатов;
- выбор способов работы (используемые методы исследования).
2 этап: основной (реализация плана):
- изучение информационных источников по вопросу;
- сбор и систематизация материалов;
- оформление материалов исследования.
3 этап: завершающий:
- доработка проекта с учётом замечаний и предложений; подготовка к защите проекта.
2.5. Оборудование и методы
Оборудование используемое для проведения исследовательской работы:
компьютер, работа в программах Microsoft Office PowerPoint 2007, Документ Microsoft Office Word (2003 и 2007), интерактивная доска, проектор, флеш-карты.
Методы исследования:
Теоретический: изучение энциклопедической и художественной литературы по теме, поиск необходимой информации в интернете.
Анкетирование.
2.6. Предполагаемые результаты:
2.7.Проектные мероприятия:
№ | Этапы | Время выполнения | Планируемая деятельность | Сроки выполнения |
Подготовительный | месяц | Поиск информации по проектному исследованию. | январь | |
Основной | 1-2 неделя | Составить информацию на тему: «История возникновения и развития профессии учитель-логопед» | февраль | |
3-4 неделя | Составить информацию на тему: «Личностные и профессиональные качества логопеда» | февраль | ||
5-6 неделя | Составить информацию о проведенной беседе с учителем-логопедом Яковлевой О.Н. | март | ||
7-8 неделя | Посетить логопедическое занятие | март | ||
Заключительный | 9-12 неделя | Обобщение полученной информации и оформление проекта | апрель | |
13-15 неделя | Защита проекта | май |
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) – в переводе означает «воспитание правильной речи».
Профессия логопеда появилась относительно не так давно, так как раньше
дефекты речи, не считались отклонением от нормы и на них мало обращали
внимание.
У многих детей проблемы проходили сами по себе к 7-8 годам, а у
остальных это оставалось проблемой и дальше. И только в XVII веке в Европе начали предпринимать первые шаги по коррекции речи.
Логопедами были педагоги, которые проводили обучение с детьми, у которых был слабый слух или отсутствовал полностью. А если человек имел слух, но не выговаривал буквы, то это считалось нормой. Дефекты речи часто считали проблемой физического характера и лечили различными медицинскими способами. И начиная с средины ХХ века логопеды все чаще начали обращать внимание на психологическую сторону этой проблемы.
Одним из первых, кто применил методики исправления речи был
греческий оратор Демосфен, он был косноязычен, имел слабый голос,
короткое дыхание и чтобы исправить свою речь, учился ясно произносить
слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при
шуме волн.
2. Личностные и профессиональные качества логопеда
Учитель-логопед является врачом и педагогом одновременно. Люди этой
профессии должны обладать творческими задатками, быть сдержанными,
внимательными, обладать терпением и дипломатичностью.
Специалист по дефектам речи работает преимущественно с детьми: в
детских садах, школах, а иногда и в специальных учреждениях для
учеников с дефектами слуха и речи. Почти все маленькие дети
неправильно или нечетко произносят пару букв, однако это обычно
проходит само собой еще до первого похода в школу. У некоторых же
дефекты речи приходится исправлять профессионально.
На первый взгляд кажется, что в логопедии нет ничего сложного, нужно лишь подбирать ученикам подходящие задания и следить за их выполнением. Но это не так. Хороший логопед должен отлично владеть теорией своего предмета, знать анатомию и физиологию речевых органов, патофизиологию.
Кроме того, ему требуется много специальных навыков: умение делать
логопедический массаж для расслабления мышц гортани, способность «на
себе» показать необходимые пациенту движения, обладание огромным
терпением.
Гораздо реже, чем дети, приходят к логопеду и взрослые. Они зачастую
стесняются своих особенностей речи или же наоборот – настолько
свыклись с ними, что не видят смысла исправлять.
Подход к взрослому пациенту найти гораздо сложнее, поэтому логопеду
часто приходится сталкиваться с замкнутостью и недоверчивостью пациента.
Солидному мужчине или молодой девушке психологически непросто заявить
о своей проблеме специалисту.
Можно с уверенностью сказать, что логопед – это своего рода учитель, от
которого требуется неограниченное терпение и понимание. Он должен уметь
находить подход к каждому, подавать упражнения детям в интересной
игровой форме и помогать преодолевать взрослые комплексы. Бывает, что с
момента начала занятий у логопеда до первых успехов проходит несколько
месяцев или даже лет. Все зависит от сложности ситуации и
профессионализма дефектолога.
Другие обязательные качества профессии —это коммуникабельность и настойчивость.
Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей,
обобщая передовой опыт.
Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком,
моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей
коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные
(перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и
групповых занятий, обеспечение комплексности воздействия и определение в
этом комплексе своего реального участия и т.д.); учебно-педагогические
(анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении
принципов деонтологии (как логопед должен строить свои взаимоотношения
с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами
по работе). Педагогическая деонтология включает в себя учение о
педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и педагогической
нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии
родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживания с ними.
Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к
лицу с речевой патологией и его родителями так, как относится врач к
больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и
особенно — механизмов нарушений речи, прогноза, учитывать внешние
проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже
не резко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжело
текущих нервно-психических заболеваний. Важным условием
педагогической деонтологии является установление правильных
взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения,
логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.
Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка,
владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного
возраста. Применяя эти методы, логопед может выделить различные формы
речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с
интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими
расстройствами. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего, ребенка, правильно понимать
взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития
в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного
возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия,
памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также
проводить более эффективную логопедическую работу.
3. Беседа с учителем – логопедом нашей школы Яковлевой О.Н.
Из беседы с учителем-логопедом Ольгой Николаевной я выяснила, что логопед – это специалист, который устраняет дефекты речи у детей и взрослых.
Логопедом можно стать, окончив педагогический университет по данной специальности.
Работая с детьми, логопед должен быть сдержанным, приветливым, у него должно быть знание педагогики, детской и общей психологии, медицины.
Я выяснила основные этапы работа учителя-логопеда. Сначала необходимо изучить речь детей, провести диагностическое обследование, затем сформировать группы и спланировать занятия
Я посетила логопедическое занятие и увидела, как логопед занимается с детьми. На занятии учитель-логопед:
- развивает у детей мелкую моторику;
- формирует правильное дыхание;
- исправляет неправильное произношение звуков, развивает дикцию;
- развивает связную речь;
- помогает преодолевать нарушения письменной речи.
Кроме педагогической и коррекционной работы учитель-логопед консультирует педагогов и родителей , принимает участие в районных методических объединениях учителей –логопедов Кочубеевского района, участвует в конкурсах учителей-логопедов, повышает свою профессиональную квалификацию на курсах повышения квалификации, участвует в работе ПМПк школы, тесно сотрудничает с специалистами ТПМПК.
В профессии логопеда как и в любой другой профессии есть свои положительные и отрицательные моменты:
Преимущества: социально значимая профессия; возможность ведения частной практики; при работе в учебном заведении отпуск составляет 56 дней и всегда выпадает на лето; отдельный кабинет; рабочий день около 4-5 часов.
Недостатки: эмоционально трудная работа, часто пересекающаяся с
нейропсихологией; оформление документации включено в нерабочее время;
порой даже продолжительная борьба с проблемой может не увенчаться успехом.
3. Заключение
В ходе реализации проекта я выяснила, профессия «логопед» очень важная и нужная. Люди с дефектами речи часто стесняются своего произношения, им требуется поддержка и понимание. Логопед помогает не только правильно выговаривать слова, но и старается поднять каждому ребёнку самооценку, помогает избавиться от комплексов. Эта профессия действительно сложна, но если человеку нравится работать с детьми, видеть их старания, радость после достижения цели и улыбку, то эта работа для вас. Таким образом, логопед помогает ребенку исправить плохую речь, стать более уверенным.
Рефлексия, самооценка.
Я считаю, что поставленные цели и задачи моего исследования выполнены.
4. Список литературы
Информационные сайты:
Приложение
Конспект логопедического занятия с учащимися 1-х классов с ФФНР “Дифференциация согласных Ч-Щ в слогах, словах и предложениях”.
Задачи:
Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, магнитофон, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.
Ход занятия
- Сядет тот, кто исправит предложение:
Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.
- О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?
О каких перелетных птицах мы говорили на прошлых занятиях? Давайте вспомним их (показ картинок; образец в приложении 1). Дети отгадывают птиц по половинкам изображений.
- Как подают голос птицы? (Они поют, щебечут, кричат и т. д.) А как общаются люди?
(они говорят, беседуют и т. п.)
- Что бы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!
Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.
а) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
- Какой звук встретился нам чаще всех? (Щ)
б) Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
- Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч)
- Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)
В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков:
Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий
Щ долгий, щелевой
“ Слушай, не зевай, громко повторяй!”
Ща-ща-ча – наша каша горяча.
Щу-чу-щу – я грибы ищу.
Чу-щу-чу – колесо качу.
Ча-ща-ча – пишу с буквой А.
Ча-ча-ща - поймаю я леща.
Чу-щу-чу – пишу с буквой У.
3) Развитие фонемного восприятия. “Внимательные ушки”.
Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.
- Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой , а [щ] – чертой
Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.
- Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)
4) Развитие фонемного анализа:
Игра “Шифровщики”.
Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов (приложение 2)
- Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.
Ч | Щ | ||
лучи свеча участок тысяча плач | 3 4 2 5 4 | ищу пищу грущу плащ туловище | 2 3 4 4 7 |
– Измените слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?
Образец: Грустить – Я грущу. (Щ) плакать – Я плачу искать – Я ищу. угостить – Я угощу. | скакать – Я скачу. простить – Я прощу. лететь - Я лечу. пустить – Я пущу. вертеть – Я верчу. |
а) Догадайтесь, о какой букве идет речь?
На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!
- Правильно, это буква Щ.
Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ (приложение 3)
- От каких букв надо отличать Щ ? ( от Ш и Ц)
б) Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.
- Обведите по контуру только буквы Щ. (Дети, наложив на карточку кальку, обводят букву Щ).
в) А теперь о какой букве стихотворение?
Да! Вы правильно решили:
Букву пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки (приложение 4).
- От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)
г) Обведите по контуру только буквы Ч. (Дается аналогичная работа на кальке).
а) - Откройте тетради, запишите число 20.03.
- На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. Запишите из слов в тетради только эти буквы через запятую. Первая буква – заглавная. (Логопед демонстрирует по одной карточке).
Карточки:
__ука | __енок | __удо | __ётка | __еснок | __улок | __ека | __егол | __еловек | гра__ |
- Сколько получилось букв Щ и Ч? Напишите на полях. (5 и 5)
б) Кто это кричит (запись)? - КУКУШКА. Задание от кукушки:
- Прочитайте слова в карточке, вставьте “убежавшие” буквы Ч или Щ.
Карточка:
Товари__, обру__, клю__, бор__, труба__, ово__, кала__, ле__, вра__, мя__, __ипцы. |
а) Включается запись с пением соловья. Дети вспоминают, кто это поет (СОЛОВЕЙ).
Предложения:
Овощи чистят мальчика.
Плащ надевает девочку.
Удочка попалась на леща.
Комната освещает свечу.
В птенчиках пищит гнездо.
За сверчком пищит печка.
(устно).
б) Вспомните, как мы пишем ЧУ-ЩУ? (через У) и ЧА-ЩА? (через А)
Исправьте ошибки в оформлении предложения и запишите его. На доске запись:
в чаще щебечутщеглы
В чаще щебечут щеглы.
Проверьте правильность написания в тетради, четко проговаривая все слова.
Подчеркните орфограммы на чу, щу и ча, ща.
VIII. Итоги.
- С какими звуками работали? Что нового узнали? Чему научились?
Какое задание больше всех понравилось?
Вспомните и назовите по 2 слова со звуками [ч] и [щ].
Машенька - ветреные косы
Л. Нечаев. Яма
Лиса-охотница
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Хитрый коврик